Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Научный стиль - файл 1.docx


Реферат - Научный стиль
скачать (51.1 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx52kb.16.11.2011 23:28скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
«Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина»

кафедра психологии и педагогики профессиональной деятельности


Реферат

по дисциплине: «Русский язык и культура речи»

на тему: «Научный стиль».


Выполнила: студентка 1курса

факультета ЭиУ группы117,

специальности 080107.65

«Налоги и налогообложение»

Новикова А.С.

Проверила: Баркетова Т.А.

доцент, к.и.н.


2010



Содержание.

  1. Вступление…………………………………………………………….3

  2. История развития научного стиля……………………………………4

  3. Определение и особенности научного стиля литературного языка..6

  4. Лексика научного стиля……………………………………………….8

  5. Морфологические особенности научного стиля речи……………..10

  6. Синтаксические особенности научного стиля речи………………..12

  7. Подстили научного стиля……………………………………………13

  8. Жанры, использующие научный стиль……………………………..15

  9. Заключение…………………………………………………………...16

  10. Приложение………………………………………………………….17

  11. Список литературы………………………………………………….20





Исключительная роль, которая принадлежит языку в научном осмыслении и освоении мира, обусловливает философское значение его анализа. Литературный язык прошел длительную эволюцию, в нем образовались различные стили. Один из них — научный.

Каждый стиль появляется в свое время — тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Время появления научного стиля разное в разных странах. В России научный язык и стиль начал складываться только в первые десятилетия XVIII века, когда начала формироваться русская научная терминология. Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений и даже поэтических произведений (оды и поэмы). Научно–техническая революция середины ХХ века вызвала «информационный взрыв» поток научных публикаций. Это обусловило необходимость до минимума сокращать объем статей, сообщений, докладов, публикуемых в периодических изданиях. Увеличивается издание тезисов и кратких сообщений. Уменьшение объема научного текста потребовало выработки особых приемов устранения в нем избыточности-приемов компрессии. Современными формами научных текстов являются монографии статьи, доклады, сообщения, рецензии, рефераты, авторефераты, тезисы докладов и сообщений, отчеты о научно-исследовательской работе, диссертации.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.

Рассмотрим в этой работе подробнее вопросы, связанные с понятием научного стиля литературного языка.




История развития научного стиля

Возникновение и развитие научного стиля связано с развитием разных областей научного знания, разных сфер деятельности человека. Поэтому время появления научного стиля разное в разных стра

нах.

На первых порах стиль научного изложения был близок к стилю художественного повествования. Так, научные труды Пифагора, Платона и Лукреция отличались особым, эмоциональным восприятием явлений. Отделение научного стиля от художественного произошло в александрийский период, когда в греческом языке, распространившем свое влияние на весь тогдашний культурный мир, стала создаваться научная терминология.

Впоследствии она была пополнена из ресурсов латыни, ставшей интернациональным научным языком европейского средневековья. С одной стороны, это было удобно: ученые независимо от своего родного языка могли читать сочинения друг друга. Но, с дру

гой стороны, такое положение мешало формированию научного стиля в каждой стране. Поэтому развитие его протекало в борьбе с латынью. На основе национальных языков формировались средства, необходи

мые для выражения научных положений, мыслей.

В эпоху Возрождения учёные стремились к сжатости и точности научного описания, свободного от эмоционально-художественных элементов изложения как противоречащих абстрактно-логическому отображению природы. Однако освобождение научного стиля от этих элементов шло постепенно. Известно, что слишком «художественный» характер изложения Галилея раздражал Кеплера, а Декарт находил, что стиль научных доказательств Галилея чрезмерно «беллетризован». В дальнейшем образцом научного языка стало логическое изложение Ньютона.

В России научный язык и стиль начал складываться в первые десятилетия XVIII века, когда авторы научных книг и переводчики стали созда

вать русскую научную терминологию. Именно в этот период Российская академия опубликовала ряд трудов на рус

ском языке. В 30-е годы XVIII в. язык научных книг был самым обработанным и совершенным среди раз

личных литературных жанров. Во второй половине этого века благодаря работам М.В. Ломоносова и его учеников формирование научного стиля сделало шаг вперед, но окончательно он сложился во второй половине XIX века вместе с научной деятельностью крупнейших учёных этого времени.

Вслед за Ломоносовым развитию и обогащению русской терминологической лексики в различных отраслях точных и гуманитарных наук способствовали русские ученые, жившие в последующие десятилетия того же века, например, акад. И. И. Лепехин (1740—1802) — преимущественно в области ботаники и зоологии; акад. Н. Я. Озерецковский (1750— 1827) — в области географии и этнографии. Обогащение научной терминологии производилось этими учеными главным образом за счет соответствующих русских названий видов животных, растений и т. п., употребительных в местных народных говорах. Научный стиль русского литературного языка, основание которому было положено в трудах Ломоносова, продолжал совершенствоваться и развиваться.

Так как основная задача научного стиля — предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информа

цию, то считается, что наилучшим образом этого можно достичь без ис

пользования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. Научно-техническая революция изменила характер ис

следований. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, а коллективов ученых и инженеров. Это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как кол

лективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности. Но такое мнение носит чрезмерно обобщенный характер: нередко в научных работах, в частности полемических, используются эмоционально-

экспрессивные и изобразительные средства языка, которые, будучи, правда, дополнительным приемом, на фоне чисто научного изложения заметно выделяются и придают научной прозе большую убедительность. Приведем пример.

Знаменитый русский хирург Н. И. Пирогов в одной из научных работ писал: Подобно каллиграфу, который разрисовывает по бумаге сложные фигуры одним и тем же росчерком пера, умелый оператор может придать разрезу самую различную форму, величину и глубину одним и тем же взмахом ножа... Как скоро вы привели этот лоскут в плотное соприкосновение с окровавленными краями кожи, жизнь его изменяется, он, подобно растению пересаженному на чужую почву, вместе с новыми питательными соками получает и новые свойства. Он, как чужеядное растение, начинает жить за счет другого, на котором прозябает: он, как новопривитая ветка, требует, чтобы его холили, и тщательно оберегали, пока он не породнится с тем местом, которое хирург назначает ему на всегдашнее пребывание.

^ Определение и особенности научного стиля литературного языка

Научный стиль — стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей — таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, сжатость изложения, интеллектуальность и ряд других.

Научный стиль — не прихоть, а обязанность. В среде ученых и научных работников давно принято, что все научные тексты должны писаться в определенном строгом стиле. Это вызвано, прежде всего, необходимостью 

избежать двусмысленностей и многозначностей тех или иных научных понятий. Стиль научных работ определяется в конечном счете их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Исконная форма существования научной речи — письменная, что объясняется таким ее определяющим признаком, как понятийное отражение действительности, логичность изложения. Научная речь должна быть строго доказательна, аргументирована. Действительно научное изложение, сколь бы ни были важны устные диспуты на научные темы, непосредственное обсуждение тех или иных аспектов или результатов работы, в основном все же ориентировано на письменную речь, о чем явно свидетельствует необходимость во многих случаях хотя бы частичного перехода к элементам письменного изложения (к написанию формул, демонстрации таблиц, диаграмм и т.д.).

Понятия, которыми оперирует научное мышление, выражаются обычно многокомпонентными структурами, характерными именно для письменной речи. Это происходит потому, что письменная форма более удобна и надежна в смысле обнаружения малейших информативных неточностей, логических нарушений, которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины. Обычно научные доклады, сообщения сначала пишут, отрабатывая адекватную форму воплощения научной информации, или хотя бы составляют тезисы, план. Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, статья, доклад, учеб

ник, курсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

1. Логичность - это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками)текста.

2. Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

3. Ясность, как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу.

^ Лексика научного стиля речи

Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стили

стически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.

В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами, профессиональными жаргонизмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-20 % общей лексики данного стиля. В приведенном фрагменте научно-популярного текста термины: К тому времени физики уже знали, что эманация - это радиоактивный химический элемент нулевой группы периодической системы, то есть - инертный газ; порядковый номер его - 86, а массовое число наиболее долгоживущего изотопа - 222.

Для терминов, как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста, характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах). Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). "Научный язык совпадает с понятийно-логическим языком, … понятийный язык выступает как более абстрактный" (Балли Ш. Французская стилистика. - М., 1961. С. 144, 248). Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, 

деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

^ Морфологические особенности научного стиля речи

Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, т.е. утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля изложения. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, высту

пающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, называющее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется также в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается си-нонимией структур предложения: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, признаковым значением), что необходимо для характеризации свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении определенных мест коры больших полушарий регулярно наступают сокращения; Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и прошедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x принял определенное значение. По наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67-85% от всех глагольных форм.

^ Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие 

глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся.

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее часты в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении "мы совокупности" (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

^ Синтаксические особенности научного стиля речи

Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения. Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с дру

гом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр. Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: не-определенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах: Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения.

^ Подстили научного стиля

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:

Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

Пример: «Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, 

затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская)».

Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

Пример: «Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова „ботане“, что значит „зелень, трава, растение“. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)».

Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных 

книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

^ Жанры, использующие научный стиль

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.


Заключение

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разносто

роннее влияние на литературный язык. Совершающая

ся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количест

во терминов. ^ Компьютер, дисплей, экология, страто

сфера, солнечный ветер — эти и многие другие термины перешли со страниц специальных изданий в повседневный обиход. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литера

туры и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества. Доста

точно сказать, что из 600 000 слов авторитетнейшего английского словаря Уэбстера (Вебстера) 500 000 со

ставляет специальная лексика.

Широкое и интенсивное развитие научно-техни

ческого стиля привело к формированию в его рам

ках многочисленных жанров, таких, как: статья, монография, учебник, патентное опи

сание (описание изобретения), реферат, ан

нотация, документация, каталог, справочник, спецификация, инструк

ция, реклама (имеющая признаки и публицисти

ческого стиля). Каждому жанру присущи свои инди

видуально-стилевые черты, однако они не наруша

ют единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

Итак, быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызывают потребность в формировании специального языка, наилучшим обра

зом приспособленного для выражения и передачи науч

ного знания.




Приложение

^ НАУЧНЫЙ СТИЛЬ



^ Сфера функционирования

и типовая ситуация

общения



Научная деятельность, преподавание и обучение, популяризация научных знаний



^ Функция (речи)



Сообщение



Тип содержания

и предмет речи (тема)

Содержание абстрактное

Тема - любое явление действительности,

его сущность, свойства, связи, отношения



^ Коммуникативная цель

Классификация и обобщение фактов и явлений

Доказательство выдвинутых положений

Выведение законов и закономерностей

Сохранение информации о научных достижениях



Стилеобразующие

признаки

Объективность и точность

Обезличенность информации

Логичность, аргументированность



СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

ЯЗЫКОВЫЕ


СРЕДСТВА


▪ Научная терминология (общенаучная и узкоспециальная), в том числе составные наименования типа двигатель внутреннего сгорания

▪ Абстрактная лексика и суффиксы, передающие это абстрактное значение

типа -изм-, -аж-, -ист-, ость и т. д.

▪ Интернациональные корни типа авто-, био-, гидро- и т.д.;

▪ Заимствованные приставки (транснациональный, дезинтеграция и т.п.)

▪ Преобладание существительных над глаголами

▪ Наиболее употребительны существительные среднего рода

▪ Форма ед. числа существительного имеет собирательное значение

▪ Не используются личные местоимения Я и ТЫ, только МЫ

▪ Глагольная форма настоящего времени, как правило, имеет вневременное

(абстрактное) значение

▪ Глаголы с ослабленным лексическим значением (является, служит и др.)

▪ Качественные прилагательные чаще употребляются в краткой форме

▪ Слова и предложения с разнообразными модальными значениями

▪ Характерен прямой порядок слов в предложении

▪ Страдательные (пассивные) конструкции типа ^ В работе рассматриваются.

▪ Однородные члены предложения с обобщающими словами

▪ Вводные слова и выражения, подчёркивающие логику изложения или

указывающие на источник сообщения: следует отметить, следовательно.

▪ Преобладают сложные предложения разных типов,

▪ Словесно выражены условно-следственные и причинно-следственные отношения

▪ Типичными способами выражения точки зрения являются цитаты,сноски

▪ Абзацное членение используется как важное средство логического членения текста




Форма бытования


Преимущественно письменная



^ ПОДСТИЛИ НАУЧНОГО СТИЛЯ



Название




Основные жанры



^ Частные разновидности, обусловленные

объектом изучения



СОБСТВЕННО

НАУЧНЫЙ

(АКАДЕМИЧЕСКИЙ)



Монография

Статья теоретического

или экспериментального

характера



^ ТОЧНЫЕ НАУКИ


ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ


НАУЧНО-ГУМАНИТАРНАЯ





НАУЧНО-

УЧЕБНЫЙ



Учебник

Курс лекций



НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ




Статья популяризаторского характера



^ ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ ЖАНРЫ НАУЧНОГО СТИЛЯ



Подстили




Первичные жанры



^ Вторичные жанры



СОБСТВЕННО

НАУЧНЫЙ



Монография

Диссертация

Статья в журнале или сборнике

Научный доклад

Научное сообщение

Научная дискуссия

Дипломная работа




Научный комментарий текста

Автореферат диссертации

Отзыв на диссертацию

Отзыв на дипломную работу

Научное обозрение

Научная рецензия

Тезисы

Реферат



^ НАУЧНО-

УЧЕБНЫЙ

Учебник

Учебное пособие

Учебная лекция

Методические указания

Методические рекомендации

Реферат

Конспект

Конспект лекции

Отчёт по лабораторной работе

Отчёт по учебной практике



^ НАУЧНО-

ПОПУЛЯРНЫЙ





Статья

Очерк

Заметка

Повесть



^ НАУЧНО-

СПРАВОЧНЫЙ



Энциклопедия

Словарь

Грамматика


Аннотация

Патентное описание

Статья в каталоге

Справочник






^ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В СОПОСТАВЛЕНИИ С НАУЧНЫМИ ТЕКСТАМИ



Научные



Производственно-технические

^ Сфера использования

Научная деятельность

Преподавание и обучение

Различные виды производства

Преподавание и обучение

^ Коммуникативная цель

Классификация и обобщение фактов и явлений

Сохранение информации о научных достижениях

Описание технологических процессов

Инструктирование

Адресат

Учёные

Аспиранты, студенты

Школьники

Все интересующиеся определённой отраслью знания

Обслуживающие и создающие технику

Занятые в промышленности

и сельском хозяйстве

Ремесленники

Домохозяйки

^ Характер содержания

Абстрактный

Конкретный

Композиционно-речевые особенности

Используется генеритивный и информативный регистры

Типы речи – описание и рассуждение

Акцентированы причинно-следственные отношения

Преобладает информативный

и волюнтивный регистры

Типы речи – описание и предписание

Причинно-следственные отношения

могут быть не выражены

^ Общие языковые черты

• Термины, в том числе составные наименования

• Отглагольные существительные, обозначающие абстрактные свойства

• Отглагольные существительные, обозначающие процесс и результат действия

• Существительные, обозначающие предметы в собирательном значении

• Слова с модальным лексическим значением

• Качественные прилагательные в краткой форме

• Глаголы с абстрактным лексическим значением

• Простые предложения со значениями бытийности, тождества

• Односоставные предложения с семантикой долженствования

^ Особые языковые черты

• Преимущественное использование глагольных форм 3-го лица

• Формы глагола настоящего времени во вневременном значении

• Вводные слова и выражения, передающие логику развития мысли

• Вводные слова и выражения, передающие точку зрения

• Цитирование, сноски как средства выражения чужой точки зрения

• Многочленные сложные предложения с разными видами связи (подчинительной, бессоюзной и др.)

• Местоимения и глагольные формы не только 3-го, но и 1-го и 2-го лица

• Профессионализмы

• Существительные, обозначающие инструменты, орудия труда

• Глаголы со значением конкретного физического действия

• Формы глагола настоящего времени в узуальном значении

• Вводные слова

• Предложения, осложненные однородными и обособленными членами.




Список литературы

Балли Ш. Французская стилистика. - М., 1961

Баркетова Т.А. Русский язык и культура речи. Учебно-методическое пособие. Саратов, 2009.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д, 2002.

Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Экзаменационные ответы для студентов вузов. Ростов н/Д, 2007.

  1. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.

Культура русской речи: Учебник для вузов/ Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 1998.

Рыжиков Ю. И. Работа над диссертацией по техническим наукам. Требования к ученому и к диссертации; Психология и организация научной работы; Язык и стиль диссертации и др.. — СПб.: БХВ-Петербург, 2005.

Савко И. Э. Русский язык. От фонетики до текста. — Минск: ООО "Харвест", 2005.

Ресурсы интернета:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_язык

http://www.stilistika.by.ru/08.shtm

http://www.langrus.ru/content/view/41/

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook083/01/index.html?part-003.htm




Скачать файл (51.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru