Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Демидов А.Б. Философия и методология науки: курс лекций 2009 - файл n1.doc


Демидов А.Б. Философия и методология науки: курс лекций 2009
скачать (569.5 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc570kb.23.01.2013 15:54скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Демидов, А. Б. Философия и методология науки: курс лекций / А. Б. Демидов. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. — 102 с.

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова»

Кафедра философии
А. Б. Демидов
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Курс лекций
Витебск

УО «ВГУ им. П. М. Машерова»

2009
УДК 167(075.8)+168(075.8)

ББК 87.24я73

Д30
Печатается по решению научно-методического совета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова». Протокол № 4 от 24.02.2009 г.
Автор: доцент кафедры философии УО «ВГУ им. П. М. Машерова», кандидат философских наук А. Б. Демидов
Рецензенты:

доктор философских наук, профессор М. А. Слемнев:

доктор философских наук, профессор Т. М. Тузова
Демидов, А. Б. Философия и методология науки:
курс лекций / А. Б. Демидов. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2009. — 102 с.

Кратко и доступно изложены ключевые вопросы программы-минимума кандидатского экзамена по курсу «Философия и методология науки». Учебное издание адресуется аспирантам, соискателям и магистрантам.
ISBN 978-985-517-073-1
УДК 167(075.8)+168(075.8)

ББК 87.24я73
ISBN 978-985-517-073-1

© Демидов А. Б. 2009

© УО «ВГУ им. П. М Машерова», 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ: Пути в науку 5

I. НАУКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ ФОРМА ПОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 8

§ 1. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания 8

§ 2. Формы рефлексивного осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки 9

§ 3. Проблемное поле философии науки 10

§ 4. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания 12

§ 5. Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности 14

II. НАУКА В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 16

§ 6. Проблема начала науки. Наука и типы цивилизационного развития 16

§ 7. Протонаука в структуре традиционных цивилизаций. Античный идеал науки 18

§ 8. Становление первых научных программ в античной культуре 19

§ 9. Зарождение опытных наук 26

§ 10. Оформление дисциплинарно-организованной науки в культуре эпохи Возрождения и Нового времени 32

§ 11. Понятие научной рациональности. Классический, неклассический и постнеклассический типы научной рациональности 33

§ 12. Основные социокультурные и методологические предпосылки становления современной науки. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе 36

§ 13. Феномен паранауки 38

§ 14. Эзотеризм и девиантная наука 40

III. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 43

§ 15. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие 43

§ 16. Понятие научной теории. Проблема и гипотеза как формы научного поиска 44

§ 17. Динамика научного познания 46

§ 18. Развитие науки как единство процессов дифференциации и интеграции научного знания 47

§ 19. Природа научной революции. Типы научных революций 49

IV. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ 51

§ 20. Понятие метода и методологии. Специфика философско-методологического анализа науки. Функции общенаучной методологии познания 51

§ 21. Методы эмпирического исследования 54

3
§ 22. Методы теоретического исследования 55

§ 23. Язык науки. Определения и их роль в формировании научной терминологии 57

V. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА КАК МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 59

§ 24. Методологическое значение основных законов диалектики. Противоречие — источник развития научного знания 59

§ 25. Категории диалектики, их методологическое значение 60

VI. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ НАУКИ 63

§ 26. Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Культура ведения научной дискуссии 63

§ 27. Наука как ценность в современной культуре. Сциентизм и антисциентизм. Возможности и границы науки 65

§ 28. Социальные ценности и нормы научного этоса. Творческая свобода и социальная ответственность ученого 68

VII. ФИЛОСОФИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ 70

§ 29. Специфика естественнонаучного познания 70

§ 30. Философские аспекты теории относительности, квантовой механики и космологии 72

§ 31. Техника как объект философской рефлексии. Эволюция понятия техники. Человек и техносфера 75

§ 32. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества. Компьютерная революция в социальном контексте 78

VIII. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЕ ПОЗНАНИЕ 80

§ 33. Общество как предмет социально-гуманитарного познания. Специфика объекта и субъекта социально-гуманитарного познания 80

§ 34. Исследовательские программы в обществознании 82

§ 35. Проблема истины в социогуманитарном познании. Истина и ценность, истина и правда 84

IX. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА НА РУБЕЖЕ XX И XXI ВЕКОВ 87

§ 36. Философия постмодернизма. Ценности и цели философии в эпоху постмодерна 87

§ 37. Философия и футурология. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка 89

§ 38. Понятие и типы цивилизаций в истории общества. Противоречия и проблемы техногенной цивилизации, информационного общества 92

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 96

4

ПРЕДИСЛОВИЕ: ПУТИ В НАУКУ



Про человека, ставшего аспирантом, соискателем или магистрантом, можно сказать: он «пошел в науку». Пуги в науку бывают извилистыми и причудливыми. Они полны не только радостями открытий, восклицаниями «эврика!», но и «драмами идей» и упорным трудом. Однажды, как гласит предание, древнегреческий геометр Евклид, спрошенный царем Птолемеем, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его «Начала», ответил, что в геометрии нет царских дорог 1. В том же духе высказывался К. Маркс: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам» 2. А. Гегель к тому же заметил: «... На этот путь можно смотреть как на путь сомнения (Zweifel) или, точнее, как на путь отчаяния (Verzweiflung)...» 3

Наука движется вперед благодаря эстафете, передаче факела познания все новым и новым людям, выходящим на путь. Того, кто начал этот путь, греческая мифология представила в образе Прометея, провидца, защитника людей, которых он вывел из состояния дикости, вооружил знаниями и умениями, не убоявшись присужденных ему за это страданий. Благодаря эстафете познания человечество растет над собой. С подачи И. Ньютона широко известна мысль: «Если я и видел дальше, то лишь потому, что стоял на плечах гигантов» 4. Впрочем, эта мысль «носилась в воздухе» задолго до Ньютона, ее высказывал средневековый мыслитель Бернард Шартрский: «Мы — словно карлики, сидящие на плечах гигантов. Мы видим больше вещей и вещи более удаленные по сравнению с тем, что видели древние, но не благодаря остроте нашего собственного зрения или нашему высокому росту, а потому, что древние поднимают нас до своей огромной высоты» 5.

О героике и романтике научных поисков говорил, обращаясь к молодежи, выдающийся математик и механик, президент АН СССР М. В. Келдыш: «Продвижение в науке невозможно без преодоления трудностей. Наука требует героизма. Но это как раз то, чего ищет молодость, то, в чем она видит счастье... Вот почему так естествен наплыв молодежи в науку» 6.

Трудно сказать, становится ли романтиков и подвижников науки больше, или их удельный вес уменьшается, разбавляется в нарастающей массе просто работников науки. Наука для многих стала профессией, и множество людей идут в научные и учебные заведения как на работу. Макс

————

1 См.: Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука: математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. — М., 1959. — С. 126.

2 Маркс К. Капитал. Т. 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — Т. 23. — С. 25.

3 Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. — СПб., 1992. — С. 44.

4 См.: Мертон Р. К. Эффект Матфея в науке, II: Накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности // Thesis. — 1993. — Вып. 3. — С. 272.

5 Цит. по: Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века. — М, 2004. — С. 196.

6 Келдыш М. В. Начинающим путь в науке // Наука и жизнь. — 2001. — № 5. — С. 2–3.

5
Вебер в 1918 г. сказал в своем докладе: «Сегодня среди молодежи очень распространено представление, что наука стала чем-то вроде арифметической задачи, что она создается в лабораториях или статистических картотеках одним только холодным рассудком, а не всей «душой», — так же как «на фабрике». <... > Но ведь ничего не приходит в голову по желанию. Одним холодным расчетом ничего не достигнешь. <... > Внезапная догадка не заменяет труда. И, с другой стороны, труд не может заменить или принудительно вызвать к жизни такую догадку, так же как этого не может сделать страсть. <... > Но догадка появляется тогда, когда это угодно ей, а не когда это угодно нам. <... > Можно быть превосходным работником и ни разу не сделать собственного важного открытия» 1.

Наука стала профессией благодаря ее превращению в непосредственную производительную силу общества, она стала социальным институтом, хотя все-таки не перестала быть романтическим приключением и личным подвигом для тех, у кого имеется к этому призвание. А потому есть и ученые по призванию, и ученые по профессии, как бывает брак по любви и брак по расчету, и брак по расчету нередко бывает более счастливым, чем брак по любви. Работники науки сегодня, пожалуй, не менее необходимы, чем ее творцы — подобно тому, как нужны не только генераторы энергии, но и ее передатчики и преобразователи во что-то полезное. Однако работники, функционеры науки, как бы ни были они необходимы, все-таки заменимы на своих постах, их роли могут исполнять и другие, подходящие по образованию и опыту. Должностные обязанности могут исполняться по приказам и требованиям, но не получаются по приказу новые научные идеи, открытия, изобретения. Они создаются спонтанно, по наитию в непрограммируемых творческих усилиях личности. Такие личности уникальны и незаменимы, и сделать себя таковыми могут только они сами, не по профессии и должности, а по призванию. От самого человека зависит, станет ли он личностью в науке и человечестве, или останется нужным, ценимым, уважаемым, но все же функционером.

Сегодня правительства многих наций, в том числе России и Беларуси, вполне отдают себе отчет в том, что только путем инновационного развития нация способна приобрести и сохранить свое достоинство среди других наций мира. Инновации могут состоять в заимствовании и внедрении передовых форм, средств и методов деятельности, уже где-то выработанных и хорошо себя зарекомендовавших. Такой способ развития называется «догоняющим», но тот, кто только догоняет, всегда отстает. Полноценные инновации должны создаваться самостоятельно, не в следовании за кем-то, а благодаря неожиданным идеям и находкам, которые позволяют уходить в отрыв, пока другие не освоят эту же новинку. Однако генерировать новаторские идеи и решения невозможно посредством только прилежного и добросовестного исполнения своих трудовых и служебных обязанностей. Генераторами инноваций становятся те, кто любит «жар холодных числ» (А. Блок,

—————

1 Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в совр. об-ве. — М, 1991. — С. 131.

6
«Скифы»), в ком выпестованы дух подвижничества, романтика поиска и движения за горизонт. Таким образом, идея инновационного развития Отечества требует не только хорошо образованных и прилежных работников культуры, науки и производства, но и неуемных искателей, романтиков науки, героев и рисконавтов творчества.

Пути людей в науку и в науке разнообразны, и желательно при выборе путей иметь представления о них. Для тех, кто «пошел в науку», предназначен учебный курс «Философия и методология науки». Он должен помочь в выработке ясного понимания характера научной деятельности, ее целей и идеалов, задач и методов, истории науки и ее самосознания, ее вдохновений и драм, расчетов и просчетов, подвижничества и рутины.

Предлагаемое учебное издание ради удобства пользования им при подготовке к кандидатскому экзамену нацелено на краткость и ясность изложения; информативность, справочный стиль; охват важнейших вопросов программы; отчетливое выделение тем и ключевых понятий. Содержание и структура излагаемых здесь вопросов основываются на программе-минимуме «Философия и методология науки», утвержденной приказом ВАК Республики Беларусь от 30.12.2004.

Текст содержит 38 параграфов, распределенных по девяти разделам.

В первом разделе дается начальное общее понятие о науке и о философии науки, рассматривается специфика научного познания и роль науки в жизни общества и личности. Второй раздел посвящен истории науки, этапам формирования научной рациональности, особенностям современного состояния науки и соотношению науки с паранаукой, эзотерикой и девиантной наукой. В третьем разделе рассматривается структура научного познания, включающая эмпирический и теоретический уровни, а также динамика научного познания, формы развития науки и природа научной революции. В четвертом разделе отображены общенаучные, эмпирические и теоретические методы исследования, особенности языка науки. В пятом разделе охарактеризовано методологическое значение основных законов и категорий диалектики для научного познания. В шестом разделе представлены социокультурные аспекты науки, ценности и нормы научного сообщества. Седьмой и восьмой разделы посвящены философским проблемам и специфике основных ветвей науки — естествознания и техники, с одной стороны, и социально-гуманитарных наук, с другой стороны. В девятом, заключительном, разделе в центре внимания находятся актуальные темы современности и будущности: философия «эпохи постмодерна», футурология, глобализация, проблемы техногенной цивилизации и информационного общества.

7

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Скачать файл (569.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru