Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет - файл n1.html


Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет
скачать (2749.3 kb.)

Доступные файлы (55):

n1.html509kb.23.01.2011 17:09скачать
n2.jpg75kb.23.01.2011 17:09скачать
n3.jpg60kb.23.01.2011 17:09скачать
n4.gif1kb.23.01.2011 17:09скачать
n5.jpg37kb.23.01.2011 17:09скачать
n6.jpg33kb.23.01.2011 17:09скачать
n7.jpg47kb.23.01.2011 17:09скачать
n8.jpg30kb.23.01.2011 17:09скачать
n9.jpg28kb.23.01.2011 17:09скачать
n10.gif1kb.23.01.2011 17:09скачать
n11.jpg49kb.23.01.2011 17:09скачать
n12.jpg91kb.23.01.2011 17:09скачать
n13.jpg37kb.23.01.2011 17:09скачать
n14.gif1kb.23.01.2011 17:09скачать
n15.jpg48kb.23.01.2011 17:09скачать
n16.gif1kb.23.01.2011 17:09скачать
n17.jpg58kb.23.01.2011 17:09скачать
n18.jpg60kb.23.01.2011 17:09скачать
n19.jpg140kb.23.01.2011 17:09скачать
n20.gif1kb.23.01.2011 17:09скачать
n21.jpg135kb.23.01.2011 17:09скачать
n22.gif1kb.23.01.2011 17:09скачать
n23.jpg74kb.23.01.2011 17:09скачать
n24.gif2kb.23.01.2011 17:09скачать
n25.jpg43kb.23.01.2011 17:09скачать
n26.jpg45kb.23.01.2011 17:09скачать
n27.jpg54kb.23.01.2011 17:09скачать
n28.jpg89kb.23.01.2011 17:09скачать
n29.jpg76kb.23.01.2011 17:09скачать
n30.jpg90kb.23.01.2011 17:09скачать
n31.gif1kb.23.01.2011 17:09скачать
n32.jpg27kb.23.01.2011 17:09скачать
n33.jpg97kb.23.01.2011 17:09скачать
n34.jpg118kb.23.01.2011 17:09скачать
n35.gif1kb.23.01.2011 17:09скачать
n36.jpg66kb.23.01.2011 17:09скачать
n37.jpg121kb.23.01.2011 17:09скачать
n38.jpg38kb.23.01.2011 17:09скачать
n39.gif1kb.23.01.2011 17:09скачать
n40.gif1kb.23.01.2011 17:09скачать
n41.jpg108kb.23.01.2011 17:09скачать
n42.jpg29kb.23.01.2011 17:09скачать
n43.jpg31kb.23.01.2011 17:09скачать
n44.jpg24kb.23.01.2011 17:09скачать
n45.jpg131kb.23.01.2011 17:09скачать
n46.jpg64kb.23.01.2011 17:09скачать
n47.jpg41kb.23.01.2011 17:09скачать
n48.gif1kb.23.01.2011 17:09скачать
n49.jpg30kb.23.01.2011 17:09скачать
n50.jpg44kb.23.01.2011 17:09скачать
n51.gif1kb.23.01.2011 17:09скачать
n52.jpg56kb.23.01.2011 17:09скачать
n53.gif1kb.23.01.2011 17:09скачать
n54.jpg121kb.23.01.2011 17:09скачать
n55.gif82kb.23.01.2011 17:09скачать

Загрузка...

n1.html

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТИХООКЕАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ТЕХНОЛОГИЙ

Солоницина А.А.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ
ВЛАДИВОСТОК
2005
Рецензенты:
К.Г. Кречетников, доктор педагогических наук, доцент
(ИМТиГ, ДВГУ)
С.Б. Головачёв, кандидат философских наук, профессор
(ИМиБ, ДВГУ)
Солоницына А.А.
Профессиональная этика и этикет. Учебник / А.А. Солоницына.- Владивосток. Изд-во Дальневост. ун-та, 2005.- 200 c.
Содержит программу курса «Профессиональная этика и этикет». Изложены основные понятия профессиональной этики и этикета как системы, области науки и практической деятельности. Задания в тестовой форме разработаны в соответствии с программой курса и государственным образовательным стандартом специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». Представлен глоссарий и указатель, используемых в работе имён.

Все тестовые задания имеют закрытую форму и предполагают выбор одного правильного ответа из нескольких предложенных. Тесты испытаны в процессе обучения, отвечают предъявляемым к ним требованиям. Cодержание данной работы соответствует образовательному стандарту высшей школы по учебному курсу «Профессиональная этика и этикет».
Для студентов специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», преподавателей вузов, аспирантов.
О Г Л А В Л Е Н И Е
ПРОГРАММА КУРСА 5
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ПРЕДМЕТ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ».7
1.1. Предмет этики как науки 7
  1. Понятие о профессиональной этике 9
  2. Происхождение профессиональной этики 9
2 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В РОССИИ 10
2.1 Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России 10
2.2. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России 11
2.3 Церковная реформа, старообрядчество и его управленческая этика 11
3 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА 12
3.1 Основные принципы профессиональной этики 12
3.2. Профессия и специальность 13
  1. Профессионализм как нравственная черта личности 14
Деловая мораль и рыночные отношения 15
Виды профессиональной этики 16
3.6. Кодексы профессиональной этики 18
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТИКИ И ЭТИКЕТА 21
  1. Взаимосвязь и различие понятий «этики» и «этикета» 21
  2. Правила поведения с точки зрения этики и этикета 22
5 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА 23
5.1 Приветствия. Представления. Обращения. Субординация 23
5.2. Визитные карточки 26
  1. Деловые подарки и сувениры 27
Этикет в культуре внешности 28

  1. Одежда для мужчин 28
Одежда для женщин 34
Аксессуары 35
Салонная одежда 36
5.5. Невербальные средства общения 37
  1. Кинесические средства 38
Просодические и экстралингвистические средства 42
Такесические средства 43
Проксемические средства общения 43
6. СПЕЦИФИКА ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ БЕСЕД, ВСТРЕЧ, ПЕРЕГОВОРОВ 44
6.1. Ведение деловой беседы 44
  1. Прием делегаций 45
Визит вежливости 46
6.4. Этика и этикет деловых переговоров 46
6.4.1. Подготовка к переговорам 47
  1. Начало переговоров 47
Техника ведения деловых переговоров 48

  1. Культура делового общения по телефону 49
врезка1Эпистолярный этикет 51
7 ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ 51
7.1. Поведение на улице 52
  1. Поведение в общественном транспорте 53
Поведение в поезде 54
Поведение в самолете 55
Поведение в магазине 56
Поведение в театре 56
Поведение в гостинице 57
8 ЭТИКЕТ ДЕЛОВЫХ ПРИЕМОВ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ 57
  1. Деловые приемы . Их виды 57
  2. Подготовка и проведение приемов 58
Рассадка гостей за столом 58
Характеристика приемов 59

  1. Правила поведения за столом 62
Этикет еды 67
Презентации 68
9. ОСОБЕННОСТИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ 69
9.1 Национальные особенности делового общения 69
9.2. Европейская деловая культура 70
  1. Англия 70
Франция 71
Германия 72
9.2.4. Испания 72
9.3. Североамериканская деловая культура 73
  1. Соединенные Штаты Америки 73
Канада 74
9.4. Деловая культура Востока и арабских стран 74
9.4.1. Япония 74
9.4.1. Корейская республика (Южная Корея) 75
  1. Китай 76
Арабские страны 76
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 78
ГЛОССАРИЙ 79
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96
ПРИЛОЖЕНИЕ II 101
ПРИЛОЖЕНИЕ III 109
ПРИЛОЖЕНИЕ IV 113
ПРИЛОЖЕНИЕ V 117
ПРИЛОЖЕНИЕ VI 120

4
ПРОГРАММА КУРСА
«Профессиональная этика и этикет»



Мо- дуль

Тема

Содержание

Кол-во часов

1

1. Предмет учебного
курса
«Профессиональная
этика и этикет»

Предмет этики как науки. Понятие о профессиональной этике. Происхождение профессиональной этики

2



2.История развития
деловой этики в
России

Возникновение и развитие торговой и промышленной этики
в России. Этические нормы деловых связей, деловых
отношений в России. Церковная реформа, старообрядчество
и его управленческая этика

2

2

3.Профессиональная этика

Основные принципы профессиональной этики. Профессия и
специальность. Профессионализм как нравственная черта
этики. Деловая мораль и рыночные отношения. Виды

профессиональной этики. Кодексы профессиональной этики

4

3

4.Взаимосвязь этики и этикета

Взаимосвязь и различие понятий « этика» и «этикет» Правила поведения с точки зрения этики и этикета.

2



5.Основные
элементы
делового
этикета

Приветствия. Представления. Обращения. Субординация.
Визитные карточки. Деловые подарки. Сувениры. Этикет в
культуре внешности. Одежда для мужчин. Одежда для
женщин. Аксессуары. Салонная одежда. Невербальные

средства общения. Кинесические средства. Просодические
и экстралингвистические средства. Такесические средства.

Проксемические средства общения.

8

4

6.Специфика ведения
деловых бесед, встреч, переговоров

Ведение деловой беседы. Прием делегаций. Визит
вежливости. Этика и этикет деловых переговоров.
Подготовка к переговорам. Начало переговоров. Техника

ведения деловых переговоров. Культура делового общения
по телефону. Эпистолярный этикет

6

5

7.Правила поведения
в общественных
местах

Поведение на улице. Поведение в общественном
транспорте. Поведение в поезде. Поведение в самолете.
Поведение в магазине. Поведение в театре
Поведение в гостинице..

2



8. Этикет деловых приемов

Деловые приемы. Их виды. Подготовка и проведение
приемов. Рассадка гостей за столом. Характеристика
приемов. Правила поведения за столом.

6

6

9.Особенности межкультурной коммуникации

Национальные особенности делового общения. Европейская деловая культура. Англия. Франция.Германия.
Испания. Североамериканская деловая культура.
Соединенные Штаты Америки. Канада. Деловая культура
Востока и арабских стран. Япония. Корейская республика
(Южная Корея).Китай. Арабские страны.







Итого:


5

ВВЕДЕНИЕ
Курс «Профессиональная этика и этикет» является важным элементом в структуре cпециальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм» Необходимость этической подготовки специалистов сферы сервиса диктуется современной социокультурной ситуацией в России, всей традицией мировой общественной мысли, которая всегда была самым непосредственным образом связана с этическим знанием. Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Основой ее является нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.
В настоящее время все больше профессиональных общностей создают этические кодексы, задавая моральные требования, определяющие этическое поведение тех, кто принадлежит к данной профессии, например, дипломатическая, туристская, воинская, судебная, медицинская, инженерная, спортивная этика, а также этика аудиторов, бухгалтеров, библиотекарей, адвоката, профессиональных оценщиков и др. Этика менеджмента является одной из самых «молодых» профессиональных этик.
В этике показана нравственная сторона поступка, его содержание, в этикете – эстетическая направленность, форма его проявления. Этикет (в современном его понимании) немыслим вне этики. Этические представления человека могут выражаться, в частности, в манерах, речи, одежде, стиле общения и др.

Этикетом рассматриваются формы приветствия, представления, обращения, правила ведения делового разговора, правила поведения в общественных местах, а также выполнение требований, предъявляемых к одежде делового человека а различных ситуациях. Дана характеристика деловых приемов, правила поведения за столом. Культура поведения за столом – один из важнейших и значительных показателей уровня развития человека и общества в целом.
В учебном пособии представлена учебная программа курса «Профессиональная этика и этикет».
В краткой, доступной и информативной форме представлен конспективный материал, в котором изложены основные понятия профессиональной этики, этикета. Разработаны задания в тестовой форме в соответствии с программой курса и государственным образовательным стандартом специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм».Все задания имеют закрытую форму и предполагают выбор одного правильного ответа из четырех предложенных.

Пособие включает глоссарий непонятных слов и выражений; указатель имен известных мыслителей, ученых, исследователей и др. Представленный список рекомендуемой литературы обеспечивает возможность студенту выбрать необходимый материал и правильно ответить на тесты. Они помогут вспомнить простые правила поведения в деловой сфере, общественных местах,в различных ситуациях и научат пользоваться ими.
Учебной программой предусмотрено лекций – 34 часа, практических занятий – 17 часов. Итоговый контроль – экзамен
6
1 ПРЕДМЕТ УЧЕБНОГО КУРСА «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА И

ЭТИКЕТ»
1.1. Предмет этики как науки
Этика (ëthicá от ēthos - обычай, нрав, характер) - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль.
Мораль - это нормы и правила, предъявляемые человеку, осуществление которых носит добровольный характер.
Слово «этика» происходит от греческого «ethos», слово «мораль» - от латинского «mos». Смысл обоих слов - нрав, обычай*. В отличие от простого обычая или традиции*, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.п.
В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (например, одобрения или осуждения). Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью*.
Наряду с общечеловеческими элементами мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы.
«Отцом» античной этики является Сократ*. Он абсолютизирует мораль, считая ее основой достойной жизни и культуры. Только моральный человек может быть счастлив.
Сократ различает счастье и наслаждение, ставит проблему свободы воли, определяет главные добродетели, подчеркивает значимость нравственного самосовершенствования личности.
Первой попыткой систематизации этических идей, осуществленной на объективно-идеалистической основе, было сделано Платоном* (V - IV вв. до н.э.)
Систематическое изложение этики как теоретической науки впервые осуществил ученик Платона Аристотель*. Наука, которая изучает этические добродетели и исследует, какой характер и какой образ действий человека является наилучшим, была названа Аристотелем этикой (IV в. до н.э.) Ему принадлежит первый специальный этический труд «Никомахова этика». Он впервые построил глубокую теорию морали. В понимании Аристотеля этика - это особая практическая наука о нравственности (добродетели), цель которой - научить человека, как стать добродетельным (и счастливым). Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.
Выделяя этический аспект проблемы взаимоотношения личности и общества, Аристотель стремится найти пути их гармонического взаимодействия в разумном индивидом стихии эгоистических потребностей, ориентации его на общественное благо - с одной стороны, и в содействии государства процветанию своих граждан - с другой. Социальная гармония не должна подавлять личных интересов. Нравственность человека, опирающаяся на разум и волю, приводит его цели, желания, потребности в соответствие с интересами государства.
Основными категориями этического сознания являются добро и зло. Эти ключевые для нравственного сознания понятия выражают меру полноты, с которой общественные отношения входят в содержание жизнедеятельности каждого из индивидов. Они характеризуют положительные и отрицательные нравственные ценности.
Как отмечает Е.В. Золотухина-Аболина, «добро есть то, что оценивается положительно, рассматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. добро есть то, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства».
Добро только тогда добро, когда оно имеет в виду благо человеческого рода как такового, то есть добрый поступок и помысел далеки от прямой личной выгоды и раздвигают границы всякого партикулярного* интереса.
7
В противоположность добру зло – это то, что разрушает жизнь и благополучие человека. Зло - всегда уничтожение, подавление, унижение. Зло деструктивно, оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга и от животворящих истоков бытия, к гибели.
В этом мире нас все подталкивает ко злу, а к добру ничто не побуждает, кроме самой свободы.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор. Люди не вольны в выборе объективных условий своей деятельности, однако они обладают конкретной и относительной свободой, когда сохраняют возможность в выборе санкционируемых нормами и ценностями данного общества целей и средств их достижения.
Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали, содержащую две составляющих: теоретические исследования (теоретическая этика) и нормативные разработки (нормативная этика).
Теоретическая этика исследует происхождение и сущность морали, ее роль и место в обществе, функции, механизм действия, ее основные компоненты (прежде всего моральное сознание и моральное поведение), характер связи между ними, структуру моральных отношений и значение их для системы общественных отношений в целом. Кроме того, теоретическая этика выявляет содержание ценностных оснований морали (благо, добро, зло, смысл жизни, счастье), разрабатывает шкалу моральности (идеал – добродетель – порок) и определяет ее критерии. В контакте с психологией и социологией она исследует реальный уровень моральности общества (нравственность) и влияющие на него факторы.
Нормативная этика концентрирует свой интерес на исследовании стихийно складывающихся представлений морального сознания, которые отражают побуждения, входящие в моральную установку человека, уточняя, систематизируя, конкретизируя их, трансформируя в определенные рекомендации, нормативная этика разрабатывает пути совершенствования моральной практики общества. Нормативная этика занимается вопросом о том, как должен поступать человек.
В ХVII в. Рене Декарт* отметил, что «она предполагает полное знание других наук и есть последняя степень к высшей мудрости».
Представление об этике как учении о морали, путях достижения общего блага и личного счастья сложилось в ХIХ в. Иммануил Кант* уточнил смысл понятия «этика».
Изучать этику нужно не как законченную замкнутую систему, свод рекомендаций на все случаи жизни, а в многообразии теоретических позиций.

Мораль, по мнению И.Канта, нельзя вывести из сущего, из реальности, из фактов. Она имеет априорное* происхождение. И. Кант показал достижения этической науки, ее внутренние альтернативы в историческом развитии.
В принципиальном плане он сказал почти все о морали, понимаемой и как свойство единичного индивида, и как составная часть идеологии классово-антагонистического общества.
В дальнейшем Гегель* положил начало историческому пониманию нравственности. Он ввел в этическую теорию реальные проблемы семейной, государственной и гражданской жизни, наполнил ее богатым социальным содержанием.
Моральная философия Канта и Гегеля не смогла приблизиться к действительности.

Л. Фейербах* вернул этике материалистическую форму. Материализм Фейербаха свободен от предвзятости, философских предрассудков, от механистической*, а отчасти и метафизической* ограниченности и ориентирует на изучение живого индивида, взятого в его естественных и общественных связях. Фейербах пошел дальше других философов, хотя последнего решительного шага он тоже сделать не смог.
Этика должна помочь человеку осознать главные цели своей жизнедеятельности и решить вопрос о возможности воспитания в государстве добродетельных граждан.
Этика описывает реальные отношения между людьми, стремится создать определенный идеал этих отношений, анализирует сущее, намечает очертания должного Долг – это нравственные обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Марк Туллий Цицерон* отмечал: «Моя спокойная совесть важнее мне, чем все пересуды».
Человеку от природы свойственны проявления эгоизма и альтруизма*. Этика ставит перед собой задачу объяснить, почему альтруизм предпочтительнее эгоизма.

8
Задача рационального обоснования моральных ценностей очень сложна. Самые высоконравственные поступки часто необъяснимы с точки зрения здравого смысла, противоречат практической пользе.
Опыт часто показывает расхождение нравственного совершенства и житейского благополучия, так как моральные ценности связаны не только с рассудком человека, но и с его чувствами, убеждениями, нравственной верой. Именно поэтому нет такой этической проблемы, которую можно было бы решить раз и навсегда.
Роль этики как науки в настоящий, переживаемый современным российским обществом период, велика: она должна проанализировать нравственное состояние общества, указать причины, вызвавшие это состояние, предложить решения, которые помогли бы обновить моральные ориентиры общества.
1.2 Понятие о профессиональной этике
Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии.
Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.
Профессиональная этика должна также объяснить мораль и учить морали, прививать моральные принципы и представления о долге и чести, морально воспитывать работников. Этика призвана воспитывать, помогать людям правильно вести себя с людьми, общаться в производственном коллективе и т.п. Профессиональная этика учит следовать эталонам нравственности, принятым за норму поведения людей в определенной деятельности. На эти эталоны работник должен ориентироваться. Равняясь на этот эталон, работник сервиса должен воспитывать в себе соответствующее личностное качество.
Профессиональная этика призвана регулировать человеческие отношения в сфере производства. Каждая профессия имеет свою специфику принятой в ней и действующей системы ценностей. Причем один и тот же поступок может рассматриваться как моральный, внеморальный и даже аморальный в зависимости от того, как в нем выражается отношение к действующей системе ценностей.
Основа профессиональной этики в сфере сервиса – нетерпимость к пренебрежению общественными интересами, высокое сознание общественного долга.
1.3 Происхождение профессиональной этики
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в ХI-ХII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа*», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики.
. Профессиональная этика зародилась в рамках конкретных видов деятельности, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. На основе тех вариантов личностных проявлений, которые профессиональное сознание трудовой группы признало наиболее предпочтительными для данной деятельности,. профессиональная этика создает стандарты профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов – клятв, уставов, кодексов.
9
Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, зародилась в рамках конкретных видов деятельности, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы, выступив в качестве нормативного начала в поведении специалистов. Эти обобщения содержались как в писаных, так и неписаных правилах поведения.
Большую роль в становлении и усвоении новой профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы с борьбой мнений. Отмечается взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
2. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ В РОССИИ
2.1 Возникновение и развитие торговой и промышленной этики в России

В Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда сходились для гостьбы (торговли) купцы (гости*), бобровники, бортники и другие тогдашние «промышленники».
Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Как отмечал историк Д.И. Иловайский*, предпринимательство было связано с исторически сложившимся характером российского народа – «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам».
Анализируя характер великороссов*, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, экономист академик В.П. Безобразов* выделяет особо:

  • чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, движение увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения;
практический расчет – умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;

* самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и
стремления к их удовлетворению;

  • трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия;
сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств.

Именно эти черты стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех более тысячи лет.
Гости (крупные купцы) успешно вели внутреннюю (между городами) и внешнюю (с зарубежными странами) торговлю.
Самые основательные предприниматели объединялись в торгово-промышленные ассоциации, корпорации: «Московское сто», («Ивановское сто», «Сурожане» и др .Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями. Второй по значению после гостей в XVI – XVIII вв. в Русском государстве была гостиная сотня.

В XVI – XVIII вв. гости – члены привилегированной корпорации купцов, выполняли финансовые поручения правительства, поочередно выполняли сложные казенные поручения: возглавляли крупнейшие таможни, собирали чрезвычайные налоги, заведовали казенными предприятиями, торговали казенными товарами и др. Состав гостей формировался по выбору правительства. Гости вкладывали деньги в недвижимое имущество (дома, земля), а некоторые заводили промышленные предприятия.
10
2.2. Этические нормы деловых связей, деловых отношений в России

Этические нормы установления деловых связей, деловых отношений, этические требования в России были известны и распространены в сфере деятельности купцов уже в середине ХVIII в. Так, в книге «Средневековый купец» А.Я Гуревич рассказывает о купце А. Фомине из Архангельска: «При всех сих сведениях следует ему (купцу) быть трудолюбиву, ласкову, обходительну, учтиву, честну, скромну … умеющу говорить красно и порядочно … Надо, чтобы бодрость и предприимчивость были ево удел; осторожность и быстрота мыслей – его щастие, а довольная опытность и осмотрительность – его подпора. Противоестественно купцу быть лениву или тратить время в излишних забавах… Но при том всем купец за самое главное правило почитать должен честность и непоколебимое держание своего слова».
Русский купец был религиозен и благочестив. Его религиозное поведение сочеталось с коммерческим подходом к добрым делам, за которые купец ожидал помощи и покровительства Бога. Результатом деятельности его должно быть не только личное обогащение, но и общественная польза, богатство государства. Как показывает немецкий социолог, философ, статистик М. Вебер*, любое действие, поступок, поведение рассматривалось и оценивалось с позиции пользы – критерия оценки деятельности владельца собственного дела.
Российские мыслители и философы размышляли над этой проблемой и вырабатывали взгляды и подходы к проблемам труда и трудовой этики. Русский историк Е.А. Болховитинов* утверждал, что достоинство человека определяется его трудом. Для купечества и промышленников труд был средством накопления и обогащения. Однако в середине ХIХ в. появляются и другие мотивы труда, не только обогащение: само дело, деятельность, направленная на созидание, становится для российских предпринимателей важным мотивом их труда.
Характеризуя купеческую этику как профессиональную в конце ХVIII и ХIХ вв., современники говорили о ней достаточно противоречиво: с одной стороны, честность, верность слову, добросовестность, стремление сохранить доброе имя; с другой – склонность к обману, стремление к наживе любой ценой, нарушение взятых на себя обязательств.
Исследователи отмечают благотворное влияние и воздействие православия на деловую этику. Это воздействие имело прежде всего общий позитивный морально-этический характер. Конкретные проявления этого воздействия были различными. Православная церковь поощряла благотворительную деятельность, но осуждала ростовщичество*. Это вело к торможению разворачивания банковского дела, следовательно, задерживало экономическое развитие страны в целом.
2.3 Церковная реформа, старообрядчество и его управленческая этика

В истории появления и развития основных идей деловой этики и этики управления в России важная роль принадлежит старообрядческой* ветви религии. Выходцами из старообрядцев* были купцы и промышленники Рябушинские, предприниматели и купцы Морозовы, Строгановы, Прохоровы, Абрикосовы и другие.
Процесс появления деловых людей из числа старообрядцев* и упрочения их положения проходил следующим образом. В середине ХVII в. патриарх Никон провел реформы. Исправление книг и обрядов по греческим образцам, принятым в южнославянских странах, служило укреплению церковно-политических связей России с этими странами, находившимися под турецким игом. Унификация культа подчиняла церковь общегосударственной системе централизации. Значительная часть духовенства выступила против нововведений. В церкви возник раскол.
Никон стремился использовать реформу для укрепления церковной организации и усиления власти патриарх. Он пытался освободить церковь из-под опеки светской власти, выдвинув тезис «священство выше царства».
Мнения историков о причинах реформ различны. До сих пор нет однозначной оценки, принесли ли пользу или вред церковные реформы. Согласно одной из точек зрения, патриарх Никон хотел с их помощью остановить разложение российского общества, наблюдавшееся в середине ХVII в., проявлявшееся на всех уровнях – как среди высших слоев, так и среди простонародья. Царь, правительство поддерживали Никона и его реформы.

11
Однако значительная часть населения, разные его слои активно сопротивлялись, что выражалось в нежелании жить в тех местах, где действовали сторонники патриарха Никона. Те, кто поддерживался старых религиозных устоев - старообрядцы, не приняли церковные реформы ХVII в. Они стали оппозиционными или враждебными официальной православной церкви.
Старообрядцы переселялись в Сибирь, на Урал, на Север, туда, где их не могли преследовать. До 1906 г. сторонники старообрядцев преследовались царским правительством. Они оседали в новых местах, становились владельцами новых предприятий – промышленных, торговых, занимались поиском и добычей полезных ископаемых. На новых местах поселения, в новых суровых условиях жизни у старообрядцев сложились и новые этические нормы – правила жизни и общения, которые впоследствии выделили их из общей массы народа и сделали возможным достижение успехов в предпринимательстве. Все это привело к сосредоточению в руках старообрядцев огромных богатств.
М. Вебер пришел к выводу, что экономика процветает в странах, населенных в основном протестантами, поддерживавшими и культивировавшими этические нормы. Он назвал их протестантской этикой. Свободное от работы время протестанты* затрачивали опять на работу, которую они считали средством спасения души. Чистый досуг протестанты оценивали как бессмысленную трату времени, как грех перед Богом.
Бережливость, удивительное трудолюбие, отвращение к пустым забавам и развлечениям, аскетизм* в быту, осторожность и расчетливость в делах, приверженность строгости и простоте в одежде и питании были этическими нормами старообрядцев.
Таким образом, протестанты образовали на базе веры общность, социальную группу, которая оказала влияние на возникновение и развитие капиталистических отношений, на упрочение экономической базы. Этические нормы внедрялись в практику владения и управления промышленностью, торговлей, строительством.
Внутри старообрядческих поселений сложилась взаимовыручка и взаимоподдержка – важная этическая норма. Причиной формирования и упрочения этой этической нормы явилось то, что притеснения в стране были направлены, невзирая на богатство, против всех старообрядцев.
Старообрядчество разделилось на ряд течений, толков и согласий. Оно имеет в своем составе две церкви: Белокриницкую иерархию, а также Беглопоповскую архиепископию.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



Скачать файл (2749.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru