Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - файл n1.doc


Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования
скачать (52.9 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc384kb.30.11.2004 20:35скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...


Министерство культуры Российской Федерации
Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования

Государственные требования

к минимуму и уровню подготовки выпускников по специальности

0517 Библиотековедение



(повышенный уровень среднего профессионального образования)

Квалификация - библиотекарь с углубленной подготовкой

Вводится в действие с 1 сентября 2004г.


Москва 2004

1. Общая характеристика специальности 0517 Библиотековедение
1.1. Специальность 0517 Библиотековедение утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования – Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0517 Библиотековедение:

  • очная;

  • очно-заочная (вечерняя);

  • заочная;

  • экстернат.


1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема

Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:

  • на базе среднего профессионального образования базового уровня – 10 месяцев;

  • на базе среднего (полного) общего образования – 2 года 10 месяцев;

  • на базе основного общего образования – 3 года 10 месяцев.


Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:

  • диплом о среднем профессиональном образовании базового уровня;

  • аттестат о среднем (полном) общем образовании;

  • аттестат об основном общем образовании;

  • диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;

  • диплом об образовании более высокого уровня.


1.4. Квалификация выпускника – библиотекарь с углубленной подготовкой.

1.5. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве библиотекаря для организации библиотечно-библиографических процессов и технологий, осуществления справочно-библиографического информационного обслуживания пользователей библиотеки, методической деятельности библиотек различных типов и видов, независимо от их организационно-правовых форм.
Основные виды деятельности выпускника:

информационно-технологическая комплектование библиотечных фондов, аналитико-синтетическая обработка документов, их хранение, применение прикладного программного обеспечения в формировании библиотечных фондов, осуществление маркетинговой информационно-библиографической деятельности, информационное и справочно-библиографическое обслуживание пользователей библиотек.

организационно-управленческая – планирование, организация и обеспечение эффективности функционирования библиотеки в соответствии с меняющимися потребностями пользователей библиотеки и условиями внешней среды, реализация управленческих решений, использование интегрированных знаний и умений для преодоления возникающих проблем, контроль за качеством предоставляемых информационно-библиографических услуг населению.

культурно-просветительская – создание в сфере своей деятельности единой информационной среды, обеспечивающей личностно-ориентированный подход к различным категориям пользователей; формирование мировоззренческой и информационной культуры; организация досуговой деятельности, приобщение к национальным и региональным традициям.
Выпускник должен уметь: осуществлять библиотечное и справочно-библиографическое обслуживание; комплектовать, обрабатывать, учитывать и хранить библиотечный фонд; обеспечить маркетинговый подход к управлению библиотекой; определять источники документоснабжения библиотеки, использовать различные способы комплектования; осуществлять ввод библиографической информации в электронные базы данных,; использовать информационные ресурсы корпоративных библиотечно-информационных систем; вести обслуживание всех категорий пользователей; использовать деловой иностранный язык в профессиональной деятельности; применять правила профессиональной этики на практике.

Выпускник должен знать: нормативные и правовые документы и руководящие материалы в области культуры и библиотечной деятельности; законодательные акты и нормативно-методическую документацию обеспечения управления; социально-психологические основы управления библиотекой; основные виды носителей информации в электронной среде, характеристики электронных ресурсов и мультимедиапродуктов; процессы библиотечно-библиографической деятельности, которые могут быть автоматизированы с помощью АРМ; структуру документального рынка, систему информационного обеспечения комплектования, электронного заказа и электронных расчетов; пути совершенствования поискового аппарата библиотеки с целью обеспечения всестороннего отражения библиотечного фонда в электронных базах данных и многоаспектного поиска информации; информационные ресурсы федеральных и региональных библиотек по различным отраслям знания, внешние базы данных как источник информационного обслуживания пользователей; новые информационные технологии библиотечного менеджмента и инновационные методы библиотечного обслуживания; методику организации досуговых мероприятий для разных категорий пользователей библиотекой.

1.6. Перечень направлений углубленной подготовки1:

– информационное обеспечение библиотечной деятельности;

– маркетинговая деятельность;

– организация культурно-досуговой деятельности;

1.7. Возможности продолжения образования выпускника

Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования повышенного уровня по специальности 0517 Библиотековедение, подготовлен:

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;

  • к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по библиотечно-информационным специальностям.

2. Требования к уровню подготовки выпускника по основной профессиональной образовательной программе повышенного уровня по специальности 0517 Библиотековедение
Требования к уровню подготовки лиц, закончивших обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования базового уровня, изложены в государственном образовательном стандарте в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0517 Библиотековедение, которые утверждены 1 апреля 2002 г., регистрационный № 03-0517-Б.
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник отвечает следующим требованиям:

  • обладает гражданской зрелостью, правовым самосознанием, профессиональной этикой, нравственным сознанием, твердостью моральных убеждений, гуманностью, толерантностью, ответственностью за порученное дело;

  • обладает научно-гуманистическим мировоззрением, необходимым для данного уровня деятельности, профессиональной культурой, сформированной профессиональной самооценкой, социальной ответственностью за результаты труда, информационной и коммуникативной культурой;

  • готов к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;

  • готов к проявлению творческой инициативы, внедрению достижений отечественной и зарубежной науки, техники; имеет опыт применения сформированных знаний и умений в условиях внедрения передовых технологий;

  • владеет основами законодательства и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относящимися к его профессиональной деятельности;

  • ориентирован в смежных областях деятельности, готов к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности;

  • владеет современными информационными и телекоммуникационными технологиями в сфере профессиональной деятельности;

  • владеет методами оценки и контроля качества в профессиональной деятельности;

  • владеет знаниями методов управления и организации работы коллектива;

  • способен самостоятельно формулировать задачи и определять способы их решения в рамках своей профессиональной компетенции;

  • способен принимать управленческие решения, организовывать работу трудовых коллективов;

  • способен самостоятельно анализировать свою профессиональную деятельность и процесс собственного труда, осуществлять постановку и реализацию задач в области профессионального самосовершенствования и повышения деловой квалификации, оценивать соответствие своей профессиональной деятельности изменяющимся требованиям к ней.


2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по циклам дисциплин
По циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
выпускник должен
в области иностранного языка:

  • владеть лексическим (3000 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;

  • уметь понимать диалогическую и монологическую речь в сфере профессиональной деятельности;



в области физической культуры:

  • владеть системой умений, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей;

  • уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, жизненных и профессиональных целей.


По циклу математических и общих естественнонаучных дисциплин
выпускник должен
знать:

  • классификацию информационных систем;

  • виды технологических процессов обработки информации в информационных системах, особенности их применения;

  • библиотечно-информационные системы России;

  • методы и приемы обеспечения информационной безопасности.


уметь:

  • использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;

  • обеспечивать достоверность информации в процессе автоматизированной обработки данных;

  • пользоваться средствами мультимедиа, Интернетом.


По циклу общепрофессиональных дисциплин
выпускник должен
иметь представление:

  • о кадровом, информационном, техническом и правовом обеспечении системы управления персоналом;

  • о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;

  • о методах контроля качества профессиональной деятельности;

  • об особенностях современной отечественной и зарубежной литературы;



знать:

  • основные положения систем менеджмента качества и требования к ним;

  • методы и нормативную документацию по управлению качеством профессиональной деятельности;

  • организационную структуру службы управления персоналом;

  • общие принципы управления персоналом;

  • принципы организации кадровой работы;

  • психологические аспекты управления, способы разрешения конфликтных ситуаций в коллективе;

  • основные понятия научно-исследовательской работы;

  • цели, задачи и сущность литературы как искусства;

  • основы библиопсихологии.


уметь:

  • оформлять документацию по управлению качеством профессиональной деятельности;

  • создавать благоприятный психологический климат в коллективе;

  • использовать метод научного познания в исследовательской деятельности;

  • пользоваться справочной критической литературой;

  • использовать специальные методы изучения читателей.


По циклу специальных дисциплин
выпускник должен

знать:

  • сущность и задачи методической работы;

  • классификацию моделей маркетинга;

  • виды и последовательность осуществления инноваций в библиотечной деятельности.

уметь:

  • применять формы и методы научно-методического труда;

  • проводить маркетинговые исследования.

по направлению углубленной подготовки «Информационное обеспечение библиотечной деятельности»

знать:

  • современные методики делопроизводства в библиотеке;

  • процесс управления организацией по целям;

  • основные принципы, методы и свойства информационно-коммуникативных технологий;

  • системы документации в управленческой деятельности библиотеки.

уметь:

  • процесс управления организацией по целям;

  • защищать информационные ресурсы организации;

  • реализовывать стратегический план работы библиотеки;

  • подготовить документы к передаче на архивное хранение;

  • использовать Web-браузер, инструментальные свойства мультимедиа.

  • использовать сетевые программные и технические средства в профессиональной деятельности.


по направлению углубленной подготовки «Маркетинговая деятельность»

знать:

  • систему правового регулирования маркетинговой деятельности;

  • маркетинговую классификацию товаров, товарную политику;

  • технику написания рекламного текста.

уметь:

  • технику написания рекламного текста.

  • планировать эффективное продвижение товаров;

  • организовать мероприятия: конференции по продажам, приемы и презентации, пресс-конференции и выставки;

  • использовать компьютерные технологии в издательском деле.

по направлению углубленной подготовки «Информационно-коммуникационные технологии»

знать:

  • законодательную базу, основные угрозы информационной безопасности и методы повышения информационной безопасности;

  • виды и типы компьютерных сетей, технологию работы в глобальных сетях;

  • виды машиночитаемых форматов.

уметь:

  • зпользоваться программными средствами повышения информационной безопасности; криптографическими, антивирусными программами, администрированием сетей и компьютеров;

  • работать с профессионально ориентированным программным обеспечением;

  • находить необходимую информацию, пользоваться основными службами глобальных сетей.


по направлению углубленной подготовки «Организация культурно-досуговой деятельности»
знать:

  • основные направления досуговой деятельности, принципы организации досуговой деятельности;

  • методику просветительской работы;

  • информационное обеспечение культурно-досуговой деятельности;

  • условия осуществления и процессы предпринимательской деятельности.

уметь:

  • использовать техники организации досуговой деятельности;

  • подготовить театрализованные, народно-художественные мероприятия;

  • предоставить дополнительные услуги населению, предприятиям, учреждениям и организациям.


2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике

При освоении программы производственной (профессиональной) практики выпускник должен закрепить и углубить знания, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы

В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 0517 Библиотековедение выпускник должен быть готов к выполнению информационно-технологической, организационно-управленческой, культурно-просветительской деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
3. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы повышенного уровня по специальности 0517 Библиотековедение

3.1. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы базового уровня по специальности 0517 Библиотековедение профессионального образования: всего часов максимальной учебной нагрузки студента – 3402, в том числе часов обязательных учебных занятий – 2268.
3.2. Требования к минимуму содержания программы дополнительной подготовки



Индекс

Наименование циклов, дисциплин,

основные дидактические единицы

Всего часов максимальной учебной нагрузки

студента

В т.ч.

часов обязательных учебных

занятий
  1   2   3   4   5



Скачать файл (52.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru