Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Ильин А.В. Разрешение судами споров, возникающих по поводу распределения бюджетных средств - файл n1.rtf


Ильин А.В. Разрешение судами споров, возникающих по поводу распределения бюджетных средств
скачать (3316.1 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.rtf3317kb.23.01.2013 17:52скачать

Загрузка...

n1.rtf

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Ильин А.В. Разрешение судами споров, возникающих по поводу распределения бюджетных средств. – М.: Инфотропик Медиа, 2011. – 208 с.
Монография посвящена исследованию механизма защиты конституционных прав граждан от бездействия государства, выражающегося в нефинансировании институтов, призванных создать условия для реализации указанных прав, через призму способов защиты прав участников бюджетных правоотношений.

В работе впервые в мировой юридической литературе поставлена и на основе разработанного автором оригинального метода разрешена проблема рассмотрения судами в рамках гражданского судопроизводства споров, возникающих по поводу распределения общественных ресурсов (осуществления судами дистрибутивного правосудия).

Автор предлагает собственную концепцию субъективных публичных прав, освещает вопросы взаимосвязи гражданских процессуальных и соответствующих им материально-правовых отношений, впервые в мировой юридической литературе раскрывает сущность дистрибутивного правосудия.

Предназначена для специалистов в области гражданского судопроизводства, бюджетного и конституционного права.

Автор



Ильин Антон Валерьевич - кандидат юридических наук, советник Управления конституционных основ частного права Конституционного Суда Российской Федерации.

Приводится в полном соответствии с печатным первоисточником.


Оглавление
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1

Глава 1. Категория "предмет судебной деятельности" в гражданском процессе . . .6

§ 1. Понятие предмета судебной деятельности . . . . . . . . . . . . . .6

§ 2. Факторы, определяющие возможность материально-правовых отношений находиться в состоянии спора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

Глава 2. Бюджетные правоотношения и предмет судебной деятельности . . . . . . 30

§ 1. К вопросу о существовании споров между публично-правовым образованием и бюджетным учреждением в связи с нефинансированием (недофинансированием) последнего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30

§ 2. К вопросу о существовании споров по поводу выделения публичным субъектом бюджетных субсидий автономным учреждениям . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

§ 3. К вопросу о существовании споров по поводу выделения публичным субъектом бюджетных субсидий юридическим лицам (за исключением бюджетных учреждений) и физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг . . . . . . . . . . 65

§ 4. К вопросу о существовании споров, связанных с предоставлением межбюджетных трансфертов . . . . .90

4.1. В форме дотации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92

4.2. В форме субвенции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97

4.3. В форме субсидии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .113

§ 5. К вопросу о возможности судебного разрешения споров, возникающих при исполнении бюджетов по доходам . . . . . . 127

Глава 3. Субъективные публичные права и предмет судебной деятельности . . . .141

§ 1. К понятию "субъективных публичных прав" . . . . . . . . . . 142

§ 2. К определению содержания обязанности государства, корреспондирующей субъективным публичным правам граждан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158

§ 3. К вопросу о судебной защите субъективных публичных прав . . . . . . . . 165

§ 4. Способы защиты субъективных публичных прав . . .174

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192

Библиография . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195

Разрешение судами споров, возникающих по поводу распределения бюджетных средств



Памяти горячо мною любимых

Антонины Егоровны Ромашовой

и Августы Иринеевны Сашиной

посвящается.

Введение



Закрепление в ст. 2 Конституции РФ нормы о том, что защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, предполагает необходимость введения в российский правопорядок механизмов такой защиты, в том числе и от бездействия государства, выражающегося в нефинансировании институтов, призванных создать условия для реализации тех конституционных прав и свобод, которые в этом нуждаются.

С одной стороны, данный механизм может заключаться в создании для субъектов правоотношений, возникающих в ходе исполнения бюджета (бюджетного правоотношения в узком смысле), возможностей по отстаиванию принадлежащих им в рамках названных правоотношений прав в судебном порядке. Обеспечение судебной защиты прав субъектов бюджетного правоотношения является залогом соблюдения законности при исполнении бюджета и, опосредованно, гарантией стабильности конституционно-правового статуса личности.

С другой стороны, искомый механизм может состоять в предоставлении непосредственно гражданам возможности в судебном порядке добиваться защиты их конституционных прав.

Между тем обе разновидности анализируемого механизма защиты конституционных прав являются взаимодополняющими друг друга и не могут заменить или отменить одна другую, поскольку, с одной стороны, осуществление защиты прав граждан не может быть поставлено в зависимость от усмотрения какого-либо другого субъекта права без определения способов и средств защиты от незаконного бездействия этих субъектов, а, с другой стороны, введение гарантий соблюдения законности в рамках самого института исполнения бюджета обусловливается в первую очередь необходимостью создания условий для беспрепятственной реализации гражданами конституционных прав.

Взаимосвязь и взаимозависимость названных разновидностей механизма защиты конституционных прав, таким образом, состоит в том, что бюджетное правоотношение, рассматриваемое в широком смысле как отношение, связанное с созданием финансовых условий для реализации конституционных прав граждан, немыслимо без признания гражданина его субъектом, а значит, механизм защиты конституционных прав граждан от бездействия государства, выражающегося в нефинансировании институтов, призванных создать условия для реализации указанных прав, в конечном итоге представляет собой систему способов защиты прав субъектов бюджетных правоотношений (в широком смысле).

Провозглашение необходимости судебного осуществления способов защиты субъектов бюджетного правоотношения вызывает к жизни фундаментальную проблему, содержание которой сводится к вопросу о том, может ли осуществляться защита прав субъектов бюджетных правоотношений посредством гражданского судопроизводства (так как такая защита не может быть осуществлена ни в каком ином порядке судопроизводства в силу специфики предмета судебной деятельности)?

Как известно, одним из последствий проводимых в Российской Федерации правовых реформ является значительное расширение пределов подведомственности дел судам. Вовлечение споров, возникающих из правоотношений различной отраслевой принадлежности, в круг традиционно рассматриваемых судами в порядке гражданского судопроизводства гражданских (в широком смысле этого слова) дел ставит перед наукой гражданского процессуального права довольно сложные вопросы как об адекватности новым условиям гражданской процессуальной формы, так и о взаимосвязи гражданских процессуальных и материальных правоотношений. Действительно, любое ли материальное правоотношение может оказаться в состоянии спора, который, в свою очередь, может быть передан на рассмотрение суда?

Применительно к обозначенной выше ситуации ответ на этот вопрос не выглядит очевидным. Так, анализ подвергаемого практически ежегодно изменениям Бюджетного кодекса РФ приведет любого исследователя к выводу о том, что бюджетное законодательство в подавляющем большинстве случаев рассчитано только на нормальное развертывание бюджетных правоотношений. О том, каковы должны быть действия субъектов бюджетного правоотношения в случае совершения правонарушения одним из его субъектов, Бюджетный кодекс РФ ответов, за исключением отдельных институтов (примером может служить институт ответственности за нецелевое использование бюджетных средств), не дает.

Представляется, тем не менее, что говорить на этом основании об отсутствии возможностей для субъектов бюджетного правоотношения защищать свои права преждевременно. В силу этого в монографии рассмотрены возможности для защиты прав субъектов бюджетного правоотношения в порядке гражданского судопроизводства.

Не меньшие сомнения вызывает ответ на вопрос о возможности гражданина защищать принадлежащее ему конституционное право в суде в случае нарушения его органом государственной власти путем нефинансирования получателя бюджетных средств, оказывающего публичные услуги названному гражданину, ведь до сих пор в научной литературе нет единства во мнении даже о том, порождают ли закрепленные в Конституции РФ права какие-либо притязания в случае их нарушения!

Однако само предположение о возможности судебной защиты прав субъектов бюджетного правоотношения ставит перед исследователем другую, не менее важную проблему: вправе ли суд рассматривать споры, связанные с распределением ресурсов (бюджетных средств)? Такая постановка заданных вопросов обусловлена положениями ст. 10 Конституции РФ, закрепляющей концепцию разделения властей, в силу которой, как известно, полномочия по распределению ресурсов в обществе предоставлены законодательной и исполнительной ветвям власти.

Соответственно, целью настоящей монографии является постановка и поиск решения проблемы рассмотрения судами в рамках гражданского судопроизводства споров, возникающих по поводу распределения бюджетных средств.

В подавляющем большинстве случаев правовые конфликты, связанные с распределением бюджетных средств, возникают не только между субъектами бюджетных правоотношений, но и между публично-правовыми образованиями и физическими лицами в рамках осуществления последними субъективных публичных прав (прав на услуги государства). Следовательно, выработав общий подход к решению вопросов о судебной защите как прав субъектов бюджетных правоотношений, так и субъективных публичных прав граждан, возможно найти решение (положительное или отрицательное) самой проблемы рассмотрения судами в рамках гражданского судопроизводства споров, возникающих по поводу распределения общественных ресурсов.

Однако как вопрос о судебной защите прав субъектов бюджетных правоотношений, так и вопрос о судебной защите субъективных публичных прав граждан (прав на услуги государства) в науке гражданского процессуального права может быть интерпретирован как вопрос о том, могут ли соответствующие правоотношения составлять предмет судебной деятельности. Сказанное позволяет разрешить поставленные вопросы с помощью достижений науки гражданского процессуального права. Поэтому выработка общего подхода к разрешению поставленных вопросов осуществляется на основании фундаментальных для науки гражданского процессуального права категорий "предмет судебной деятельности" и "спор о праве".

Представляется, что для проверки предложенного подхода достаточно рассмотреть типовые ситуации, возникающие в связи с непредоставлением бюджетных средств одним субъектом бюджетного правоотношения другому, к числу которых в монографии отнесены следующие: ) публичный субъект - бюджетное учреждение, ) публичный субъект - автономное учреждение, ) публичный субъект - юридическое лицо (как получатель субсидии), ) публичный субъект - получатель межбюджетного трансферта, ) публичный субъект - публичный субъект (при исполнении бюджетов по доходам). Отмеченные типовые ситуации исследуются в монографии с точки зрения одного и того же вопроса: может ли субъект бюджетного правоотношения, право которого нарушено (либо его невозможно осуществить) вследствие непредоставления ему бюджетных средств другим субъектом этого бюджетного правоотношения, требовать в судебном порядке такого финансирования?

Как уже было ранее отмечено, проверка предложенного общего подхода невозможна без обращения к проблематике обеспечения субъективных публичных прав граждан, поэтому в монографии осуществлено исследование понятия субъективных публичных прав (прав на услуги государства) и способов их защиты.

Необходимо отметить, что вопросы судебной защиты как прав субъектов бюджетных правоотношений, так и субъективных публичных прав граждан не получили практически никакого освещения в научной юридической литературе. Единственными работами, в которых нашли свое отражение отдельные частные вопросы, имеющие отношение к рассматриваемой проблеме, являются монография Н.А. Шевелевой "Бюджетная система России: опыт и перспективы правового регулирования в период социально-экономических реформ"*(1), статьи М.В. Кустовой*(2), а также статья Т. Цварта*(3). Настоящая монография является первой работой, в которой поставлены и разрешены вопросы о возможности как бюджетных правоотношений, так и правоотношений, возникающих между публично-правовым образованием и гражданином по поводу осуществления последним субъективного публичного права (прав на услуги государства) составлять предмет судебной деятельности.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32



Скачать файл (3316.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru