Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Контрольная работа - Нормативно правовое регулирование в области пожарной безопасности - файл 1.doc


Контрольная работа - Нормативно правовое регулирование в области пожарной безопасности
скачать (115.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc116kb.16.11.2011 23:56скачать

содержание

1.doc

Реклама MarketGid:
Содержание


Введение………………………………………………………………... 3

1. Основы законодательства Российской Федерации

в области пожарной безопасности …………………………………… 5

2. Основные понятия в области пожарной безопасности ………… 6

3. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности .. 8

Список литературы…………………………………………………… 26

ВВЕДЕНИЕ


Статистика пожаров по России показывает, что 80% пожаров происходит в жилье. Здесь же гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. По данным Центра пожарной статистики КТИФ на 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100 человек, что в 6 раз больше, чем в США. При этом количество пожаров в год на 1 миллион человек по России составляет около 2000. По статистическим данным основными причинами пожаров в быту являются: неосторожное обращение с огнем при курении и приготовлении пищи, использование электробытовых приборов, теле, видео и аудиотехники не адаптированных к отечественной электросети или неисправных, проведение электрогазосварочных работ при ремонтных работах в квартирах, детская шалость с огнем и некоторые другие, в том числе и деятельность коммерческих структур работающих с нарушениями правил пожарной безопасности.

В Российской Федерации в течение последних пяти лет наблюдается тенденция к увеличению количества чрезвычайных ситуаций, при этом увеличиваются масштабы их последствий и ущербы от них. Прямой ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций – свыше 100 млрд. рублей в год. Суммарный ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций составляет почти 3% внутреннего валового продукта страны. Ежегодно в нашей стране погибает 100 тыс. человек.

Статистика пожаров в РФ за последние годы позволяет констатировать, что их количество сохраняется на уровне около 250 тыс. в год, гибель людей на пожарах приблизилась к 20 тыс. в год, прямой ущерб от пожаров составляет 4 млрд. рублей, т. е. 0,029 % от внутреннего валового продукта. Ежегодно в России происходит не менее 10 тыс. лесных пожаров на площади от 200 га и выше. В 2010 году масштабное распространение лесных пожаров привело к уничтожению целых населённых пунктов, в ряде субъектов федерации вводился режим чрезвычайной ситуации, к борьбе с пожарами привлекались армейские подразделения, специальные подразделения зарубежных государств.

Проблема гибели людей при пожарах – это предмет особого беспокойства. Ее решение требует реализации комплекса научных, технических и организационных задач. Но прежде чем перейти к их рассмотрению, полезно подробно проанализировать нормативно-правовое регулирование в области пожарной безопасности.


^ 1. Основы законодательства Российской Федерации

в области пожарной безопасности


Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Деятельность всевозможных организаций в области пожарной безопасности регулируется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изменениями) – далее «Закон».

Настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).

Структура законодательства, регламентирующего деятельность в области пожарной безопасности законодательно закреплена в статье 2 «Закона» - «Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности».

Согласно данной статьи законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности.

^ 2. Основные понятия в области пожарной безопасности

В целях единого толкования настоящего «Закона» и точного его применения в ст.1 «Закона» закреплены следующие понятия:

- пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;

- пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

- требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

- нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

- противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;

- меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

- пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

- пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;

- государственный пожарный надзор - осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

- ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

- подтверждение соответствия в области пожарной безопасности - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;

- нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности;

- профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;

- первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения.


^ 3. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности


Нормативно правовому регулированию в области пожарной безопасности посвящена одноимённая статья «Закона» № 20.

Согласно ч. 1 ст. 20 «Закона» нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Поскольку в данной норме права не уточняется, о каких органах государственной власти идет речь - о федеральных органах государственной власти или органах государственной власти субъектов РФ, следует считать, что действие ч. 1 ст. 20 Закона распространяется на органы государственной власти всех уровней.

Основополагающими нормативно-правовыми актами по пожарной безопасности являются «Закон» и Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". «Закон» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" ставит целью защиту жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Помимо указанных выше, вопросы пожарной безопасности регулируются отдельными положениями и других нормативно-правовых актов. К ним относится, например, Федеральный закон от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", который определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ; устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и членов их семей. Пункт 2 ст. 11 Лесного кодекса РФ предписывает гражданам соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии со ст. 73 Конституции РФ обладают всей полнотой государственной власти вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии с положениями ст. 76 Конституции РФ:

по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы;

по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Вопросы ведения Российской Федерации и ее субъектов разграничены в ст. 71 и 72 Конституции РФ, однако в них не содержится такого вопроса, как пожарная безопасность. Наиболее близким является вопрос, указанный в подп. "з" п. 1 ст. 72 Конституции РФ, согласно которому к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ относится осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий. Можно сказать, что пожары близки к катастрофам и распространить данное положение на них. Конечно, термин "пожарная безопасность" прямо не упоминается в ст. 71 и 72 Конституции РФ, однако уровень такого документа как Конституция и не предполагает детального регулирования тех или иных вопросов, поэтому некоторые обобщения здесь уместны. Это частично подтверждается законодателем, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 20 комментируемого Закона субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции лишь нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами, но не нормативные правовые акты. Однако представляется, что окончательную точку здесь может поставить лишь орган, имеющий полномочия по официальному толкованию законодательства.

На федеральном уровне на сегодня основным нормативным документом являются Правила пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03, утвержденные приказом МЧС РФ N 313 от 18.06.2003 г., в соответствии с п. 1 которых установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно ч. 3 ст. 20 «Закона» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Остановимся на типах нормативных документах, упомянутых выше.

Под стандартами следует понимать документ, устанавливающий систему норм и требований к объекту регулирования, в котором для многократного повторения установлены характеристики продукции, процессов, работ.

Нормами называют регулирующие правила, указывающие границы своего применения.

Правилами являются условия, обязательные для исполнения всеми участниками отношений.

Инструкция - это документ, регламентирующий порядок использования какого-либо объекта или выполнения какого-либо действия. Вместе с тем, закон не ограничивает перечень принимаемых нормативных документов.

Согласно ч. 4 ст. 20 «Закона» нормативные документы, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Такой порядок установлен Инструкцией о порядке согласования нормативных документов, которые принимаются федеральными органами исполнительной власти и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, утвержденной приказом МЧС РФ N 139 от 16 марта 2007 г., согласно которой порядок разработки проектов нормативных документов, их рассмотрения в заинтересованных организациях и утверждения определяется федеральными органами исполнительной власти самостоятельно с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ.

При подготовке проекта нормативного документа должны быть проанализированы и учтены практика применения положений других нормативных документов, в том числе международных, и результаты соответствующих научных исследований. Нормативные документы не должны содержать правовые нормы.

Нормативные документы представляются на согласование в МЧС России федеральным органом исполнительной власти в двух экземплярах, должны быть заверены печатью с изображением Государственного герба РФ соответствующего федерального органа исполнительной власти. Одновременно должна быть представлена электронная версия нормативных документов на магнитном носителе. За согласование нормативных документов, а также за их переоформление, государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах не взимается.

Не подлежат согласованию и регистрации инструкции о мерах пожарной безопасности, разрабатываемые на основании и в соответствии с Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). МЧС России вправе осуществлять проверки достоверности сведений и требований, содержащихся в нормативных документах, представленных на согласование. Основаниями для отказа в согласовании нормативных документов являются несоответствие представленных нормативных документов требованиям законодательства в области пожарной безопасности; наличие в представленных нормативных документах недостоверной или искаженной информации, а также положений, снижающих требования нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.

Рассмотрение и согласование нормативных документов в МЧС России осуществляется в течение 30 рабочих дней со дня их получения. В случае отказа в согласовании нормативного документа федеральный орган исполнительной власти дорабатывает его в срок, не превышающий 30 рабочих дней. При дополнительном рассмотрении вновь представленного нормативного документа срок принятия решения о согласовании может быть продлен, но не более чем на 10 рабочих дней с даты представления доработанного нормативного документа. Согласование нормативных документов в МЧС России осуществляется главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору или одним из его заместителей. Согласованные нормативные документы заверяются должностной печатью. МЧС России письменно уведомляет федеральный орган исполнительной власти о принятии решения о согласовании нормативных документов или об отказе в согласовании нормативных документов. Внесение изменений в нормативные документы после их согласования в МЧС России не допускается.

Согласованные нормативные документы подлежат обязательной регистрации в МЧС России. При регистрации указываются сведения о заявителях нормативных документов (полное наименование, место нахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов, регистрационный номер); сведения о согласованных нормативных документах (номер, дата принятия решения о согласовании и введении в действие нормативных документов). Первые экземпляры нормативных документов после согласования и регистрации возвращаются в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Вторые экземпляры хранятся в архиве регистрирующего органа. Нормативные документы подлежат опубликованию в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, утвердившим нормативный документ.

Согласно ч. 5 ст. 20 «Закона» субъекты РФ вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами. Порядок разработки органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, определяется Инструкцией о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения, утвержденной приказом МЧС РФ N 140 от 16 марта 2007 г.

Порядок разработки проектов нормативных документов, их рассмотрения в заинтересованных организациях и утверждения определяется органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями самостоятельно с учетом требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ. При подготовке проекта нормативного документа должны быть проанализированы практика применения положений других нормативных документов, в том числе международных, и результаты соответствующих научных исследований.

Нормативные документы не должны содержать правовые нормы. Основанием для разработки нормативных документов могут быть федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; решения (поручения, обращения) федерального органа исполнительной власти; решения, принятые в пределах своей компетенции, органами местного самоуправления и организациями; Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03). После принятия решения о разработке нормативного документа определяются сроки подготовки документа, технического задания, исполнители работ.

О разработке проекта нормативного документа уведомляются все заинтересованные организации, от которых необходимо получить заключение на разрабатываемый документ. Уведомление об этом указанных организаций осуществляется письмом ответственного исполнителя в месячный срок со дня утверждения технического задания. Уведомление должно содержать информацию о наименовании нормативного документа, целях, необходимости его разработки и области нормативного регулирования документа, сроках его разработки и введении в действие.

Разработка проекта нормативного документа завершается подготовкой пояснительной записки к проекту нормативного документа и его рассылкой на рассмотрение в заинтересованные организации. В пояснительной записке к проекту нормативного документа обосновывается необходимость разработки документа, раскрываются цели и задачи, на достижение которых направлен документ, излагается анализ недостатков имеющихся нормативных документов и предлагаемые решения по их устранению, обосновываются достоинства предлагаемого документа и его связь с другими нормативными документами, отражается информация о необходимости разработки и отмены других нормативных документов. Пояснительная записка к проекту нормативного документа должна содержать, кроме того, информацию об ответственном исполнителе и соисполнителях работы, о сроках его разработки, характеристике основных требований, изложенных в нем, и их соответствии современному научно-техническому уровню, а также другая необходимая информация.

В сопроводительном письме при направлении проекта нормативного документа на рассмотрение указывается срок, после которого завершается прием замечаний по проекту нормативного документа. Рассмотрение проекта нормативного документа в заинтересованных организациях осуществляется в течение 60 рабочих дней со дня его поступления на рассмотрение. Заключение на проект нормативного документа в окончательной редакции должно быть направлено ответственному исполнителю или организации, которая будет утверждать документ. Поступившее после указанного срока заключение с замечаниями и предложениями на проект нормативного документа учитывается ответственным исполнителем по его усмотрению. Заключение на проект нормативного документа оформляется заинтересованными организациями письмом.

По истечении установленного п. 15 указанной Инструкции срока ответственным исполнителем составляется таблица замечаний и предложений организации на проект нормативного документа, в которой отражаются все замечания и предложения, а также информация об их принятии или обоснованном отклонении. Организация, утверждающая нормативный документ, вправе, при необходимости, пересмотреть решение ответственного исполнителя по принятию (отклонению) замечаний и предложений заинтересованных организаций. Решение о доработке проекта нормативного документа, в случае отрицательного заключения, принимает руководитель организации, утверждающей нормативный документ.

Подготовка окончательной редакции проекта нормативного документа с учетом результатов его рассмотрения в заинтересованных организациях осуществляется ответственным исполнителем. Нормативные документы утверждаются руководителями органов исполнительной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления или организаций в пределах их компетенции. В случае необходимости отмены нормативных документов в связи с утверждением нового нормативного документа, они перечисляются непосредственно в документе и признаются утратившими силу с момента вступления в силу утвержденного нормативного документа.

Нормативный документ вводится в действие в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта РФ (органом местного самоуправления, организацией) после его согласования и регистрации в органах государственного пожарного надзора. Для согласования и регистрации нормативного документа, он направляется в 2-х экземплярах в орган Государственного пожарного надзора в соответствии с его компетенцией. Одновременно направляется электронная версия нормативного документа на магнитном носителе. В Департамент надзорной деятельности МЧС России направляются нормативные документы, разработанные организациями, осуществляющими свою деятельность на территории двух и более субъектов РФ или закрытых административно-территориальных образованиях.

В управления государственного пожарного надзора главных управлений МЧС России по субъектам РФ направляются на согласование нормативные документы, разработанные органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления; организациями, осуществляющими свою деятельность на территории одного субъекта РФ.

В отделы (отделения, инспекции, группы) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, направляются на согласование нормативные документы, разработанные органами местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований; организациями, осуществляющими свою деятельность на территории соответствующего закрытого административно-территориального образования.

Основаниями для отказа в согласовании нормативных документов являются несоответствие представленных нормативных документов требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области пожарной безопасности; наличие в представленных нормативных документах недостоверной или искаженной информации, а также положений, снижающих требования нормативных правовых актов в области пожарной безопасности. В случае отказа в согласовании и регистрации, нормативный документ возвращается в орган исполнительной власти субъекта РФ (орган местного самоуправления, организацию), утвердивший его, с указанием причины принятия решения об отказе в его согласовании и регистрации. Несогласованный и незарегистрированный нормативный документ, как не введенный в действие, применяться не может.

Согласованные нормативные документы регистрируются в МЧС России. При регистрации нормативных документов указываются сведения о заявителях нормативных документов (полное наименование, место нахождения, почтовый адрес, номера контактных телефонов, регистрационный номер); сведения о согласованных нормативных документах (номер, дата принятия решения о согласовании и введении в действие нормативных документов). Первый экземпляр нормативного документа после согласования и регистрации возвращается в соответствующие органы исполнительной власти субъекта РФ, органы местного самоуправления или организации, утвердившие его. Вторые экземпляры хранятся в архиве регистрирующего органа. Нормативные документы применяются в соответствии с установленной в них областью применения при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. Требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах не распространяются на существующие объекты, здания и сооружения, введенные в действие в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.

Нормативные документы публикуются в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления или организацией. Нормативные документы, согласованные главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору или его заместителями публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на официальном сайте сети Интернет федерального государственного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России", если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Кроме того, нормативные документы, разработанные для организаций, осуществляющих свою деятельность на территории двух и более субъектов РФ, заносятся в информационную базу нормативных документов по пожарной безопасности, а также могут быть опубликованы в журнале "Пожарная безопасность", если иное не предусмотрено законодательными и нормативными правовыми актами РФ. Нормативные документы, согласованные главным государственным инспектором субъекта РФ по пожарному надзору или его заместителями, публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на официальном сайте сети Интернет главного управления МЧС России по субъекту РФ, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Такой нормативный документ должен иметь вводную часть, в которой указывают область его применения, сферы действия документа. Изложение требований нормативного документа должно быть кратким (без повторений, пояснений и обоснований) и четким, исключающим возможность различного толкования. При изложении обязательных требований в тексте нормативного документа должны применяться слова "должен", "следует", "необходимо", "обязаны" и производные от них. В тех случаях, когда предполагается возможность отступления от какого-либо требования, оно излагается с оговоркой "как правило", и с условиями, при которых допускается отступление.

В зависимости от содержания текст документа должен быть разделен на разделы. Отдельный текст нормативного документа может быть дан в виде обязательных, рекомендуемых и справочных приложений. В тексте нормативного документа не допускается применять для одного и того же понятия различные термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке; применять обороты разговорной речи; применять произвольные словообразования (например: "госпожнадзор", "вентоборудование"); применять сокращение слов, кроме установленных правилами русской орфографии; применять условные сокращения стандартов (ГОСТ, ОСТ, РСТ, СТП) без регистрационного номера. Цифровой материал в нормативном документе следует оформлять в виде таблицы. Таблицы помещают без заголовков со ссылкой на них в тексте нормативного документа. Нумерация таблиц должна быть сквозной в пределах основного текста нормативного документа. Помещаемые в конце нормативного документа приложения в виде таблиц должны иметь заголовки.

Согласно ч. 6 ст. 20 «Закона» порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности. Он установлен Инструкцией о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности, утвержденной приказом МЧС РФ N 141 от 16 марта 2007 г., согласно которой согласование отступлений от требований пожарной безопасности проводится по конкретному объекту в обоснованных случаях при наличии дополнительных требований пожарной безопасности, не установленных нормативными документами и отражающих специфику противопожарной защиты конкретного объекта, и осуществляется органами государственного пожарного надзора.

Дополнительные требования пожарной безопасности, не установленные нормативными документами и отражающие специфику противопожарной защиты конкретного объекта, могут разрабатываться юридическими и физическими лицами и оформляются в виде технических условий, утвержденных в установленном порядке. Выполнение положений технических условий должно обеспечивать уровень обеспечения пожарной безопасности людей, установленный Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03).

Для рассмотрения технических условий в органе Государственного пожарного надзора создается нормативно-технический совет. Совет возглавляет начальник органа Государственного пожарного надзора. В состав Совета включаются наиболее квалифицированные сотрудники органа Государственного пожарного надзора. К работе в Совете привлекаются специалисты в области организации пожаротушения, эксплуатации пожарной техники, а также инженерно-технические работники и иные специалисты научно-исследовательских, проектных, строительных и других организаций.

При рассмотрении технических условий анализируется:

пожарная опасность объекта;

эффективность и приоритетность мероприятий по обеспечению безопасности людей при пожаре;

возможность спасения людей;

эффективность мероприятий, направленных на предотвращение и ограничение распространения пожара;

возможность доступа пожарных подразделений к очагу пожара и подачи средств пожаротушения с учетом расположения и технического оснащения пожарных подразделений.

При анализе пожарной опасности объекта и оценки эффективности противопожарных мероприятий могут использоваться расчетные сценарии развития пожара, распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей, методы оценки пожарного риска, в том числе для третьих лиц.

В компетенцию Совета не входит разработка мероприятий, компенсирующих отступления от требований пожарной безопасности, а также дополнительных требований пожарной безопасности, не установленных нормативными документами, для включения в состав технических условий.

На Совете не рассматриваются технические условия, содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору или одним из его заместителей. Рассмотрение технических условий осуществляется в течение 30 дней. По техническим условиям, требующим проработки отдельных вопросов с участием специалистов организаций, срок рассмотрения и подготовки заключения по решению председателя Совета может быть продлен до 45 дней.

Решение Совета оформляется протоколом заседания, который подписывается председателем и членами Совета. Согласование технических условий на здания (сооружения), осуществляется главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору или одним из его заместителей, подчиненными ему инспекторами. Согласование оформляется письмом в адрес юридического или физического лица с приложением к нему выписки из протокола заседания Совета. Выписка из протокола заседания Совета не направляется в случае, если решение о согласовании принято на основании аналогичных технических решений, ранее согласованных главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору или одним из его заместителей.

Технические условия на здания (сооружения), согласованные главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору или одним из его заместителей, регистрируются в ДНД МЧС России. Технические условия на здания (сооружения), согласованные главным государственным инспектором субъекта РФ по пожарному надзору или одним из его заместителей, включая технические условия, по которым право рассмотрения и согласования делегировано главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору, регистрируются в УГПН ГУ МЧС России соответствующего субъекта РФ.

Технические условия на здания (сооружения), согласованные главным государственным инспектором закрытого административно-территориального образования по пожарному надзору или одним из его заместителей, регистрируются в отделах (отделениях, инспекциях, группах) государственного пожарного надзора подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях.

Технические решения в согласованных главным государственным инспектором РФ по пожарному надзору или одним из его заместителей технических условиях публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на официальном сайте сети "Интернет" федерального государственного учреждения "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны МЧС России", если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Технические решения, в согласованных главным государственным инспектором субъекта РФ по пожарному надзору или одним из его заместителей технических условиях публикуются в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме на официальном сайте сети "Интернет" главных управлений МЧС России по субъектам РФ, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ч. 7 ст. 20 «Закона» нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке. Подробно порядок регистрации и опубликования таких актов рассмотрен выше.

Согласно ч. 8 ст. 20 «Закона» техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, путем принятия соответствующего технического регламента.

Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" подписан Президентом РФ 22 июля 2008 г. В соответствии со ст. 152 указанного нормативного акта он вступает в силу по истечении 9 месяцев со дня его официального опубликования. Текст закона опубликован в Собрании законодательства РФ 28 июля 2008 г. (N 30, часть I, ст. 3579), "Парламентской газете" 31 июля 2008 г. (NN 47-49), "Российской газете" 1 августа 2008 г. (N 163).

Таким образом, будучи впервые опубликованным 28 июля 2008 г., он вступает в силу 28 апреля 2009 г. В соответствии со ст. 151 указанного Закона со дня его вступления в силу до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты (продукции), процессам производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (вывода из эксплуатации), установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям этого федерального закона.

До дня вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия продукции требованиям пожарной безопасности на основе собственных доказательств применяется для продукции общего назначения только изготовителями или юридическими лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Документы об аккредитации, выданные в установленном порядке органам, осуществляющим сертификацию, испытательным лабораториям (центрам) до дня вступления в силу закона, а также документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям пожарной безопасности, принятые до дня вступления в силу закона, считаются действительными до окончания установленного в них срока.


^ Список использованной литературы


  1. Сальков О.А. Комментарий к Федеральному закону от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (постатейный) – информационно правовой портал «Гарант».

  2. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» – информационно правовой портал «Гарант».

  3. Сайт МЧС РФ – www.mchs.gov.ru.

Реклама:





Скачать файл (115.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru