Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Методика преподавания биологии - файл n1.docx


Контрольная работа - Методика преподавания биологии
скачать (71.3 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx72kb.23.01.2013 18:11скачать

Загрузка...

n1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...

СОДЕРЖАНИЕ:


  1. СТРУКТУРА УРОКА БИОЛОГИИ…………………………………………3-11




  1. РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИКУ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ…….12-13




  1. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КУРСА «БИОЛОГИЯ» 11 КЛАСС…14-23



  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………24


  1. СТРУКТУРА УРОКА БИОЛОГИИ

Усвоение знаний, формирование умений и навыков на уроке биологии - сложный, противоречивый процесс. Возникают различные задачи, пути, способы и формы изучения учебного материала, что приводит к многообразию видов урока, к различным его вариантам.

Классификация уроков по типам помогает выбрать в конкретных условиях обучения наиболее целесообразный тип урока. Каждый тип урока имеет определенную структуру и особенности, что помогает учителю правильно и эффективно объяснять, закреплять, повторять учебный материал и контролировать его усвоение. Единой классификации, которая охватывала бы все возможные варианты и виды уроков, в педагогической науке нет.

Наиболее распространена, целесообразна и полезна классификация уроков в зависимости от дидактических целей изучения учебного материала. На этой основе уроки подразделяются на следующие типы:

Типы уроков


урок объяснения учебного материала

урок формирования и закрепления умений и навыков

урок обобщения, повторения


урок контроля, проверки и оценки знаний учащихся

комбинированный урок

Структура урока

На вопрос: “Чем вы руководствуетесь при подготовке урока и его организации?” - учителя обычно отвечают: “Структурой урока”. Это значит, отмечает М.И. Махмутов, что структура урока понимается и принимается как полезное организационное знание, как предписание, как нормативная теория. Под структурой урока понимается дидактически обусловленная внутренняя взаимосвязь основных компонентов урока, их целенаправленная упорядоченность и взаимодействие.

Структура традиционного урока довольно проста, в ней всего четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание. Однако такие уроки не решают задачи развития. Различают несколько структур современного урока: дидактическую (основную) структуру и логико-психологическую, мотивационную и методическую подструктуры. Дидактическая структура состоит из трех этапов:

1. Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий (что означает не только воспроизведение ранее усвоенных знаний, но и их применение, часто в новой ситуации, и стимулирование познавательной активности учащихся, и контроль учителя).

2. Формирование новых понятий и способов действий ( в значении более конкретном, чем “изучение нового материала”).

3. Применение знаний, формирование умений и навыков (включающее и специальное повторение и закрепление, в том числе и лабораторные и практические работы по биологии).

Актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение усвоенного выступают как этапы процесса учения и как три обобщенные дидактические задачи урока, которые в разной степени решаются на каждом уроке, независимо от его типа и вида. Поэтому дидактическая структура урока является общим предписанием, общим алгоритмом организации современного урока. Она является регулятивом деятельности прежде всего учителя.

Логико-психологическая структура урока.

Учебная же деятельность учащегося регулируется логико-психологической структурой урока. Психологи утверждают, что процесс усвоения всегда начинается с восприятия и осознания факта, явления, события, правила и пр. Затем мыслительные операции вычленения, сличения, сопоставления, аналогии, анализа, синтеза приводят к пониманию и осмыслению сущности нового знания. Далее идет обобщение отдельных фактов, признаков, данных наблюдений, что приводит к систематизации изученного. Этим процесс усвоения как бы завершается: новое знание включается в систему ранее усвоенных знаний. Вполне понятно, что эти элементы на уроке ненаблюдаемы; они видны “логическому глазу”. Такую структуру урока М.И. Махмутов назвал внутренней логико-психологической подструктурой урока:

1. Воспроизведение и восприятие известного знания.

2. Осознание и понимание учащимися знаний в известной ситуации.

3. Восприятие новых знаний и способов действий.

4. Осознание и осмысление учащимися элементов нового.

5. Обобщение элементов знания и способов действий.

6. Применение знаний и новых способов действий в ситуациях по образцу и в измененных условиях.

Функциональная взаимосвязь этих элементов и их последовательность жестко детерминированы общей логикой усвоения; они безотносительны к видам умственной деятельности учащихся - репродуктивной и творческой.

Подструктура проблемного урока.

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, естественно, что они также представляют часть внутренней подструктуры проблемного урока:

1. Создание проблемной ситуации и постановка проблемы.

2. Выдвижение предположений, гипотез и их обоснование.

3. Доказательство гипотез.

4. Проверка правильности решения проблемы.

5. Формулирование выводов.

6. Применение знаний в незнакомой (нестандартной) ситуации.

Эта подструктура урока способствует формированию продуктивного усвоения знаний и развитию интеллектуальной и других сфер школьника.

Мотивационная структура урока.

На современном уроке необходимо учитывать интересы и потребности учащихся, развивать мотивационную, эмоциональную, волевую сферы. Поэтому учителю необходимо структурировать свою деятельность в соответствии с мотивационной основой деятельности учащихся.

Мотивационная структура урока:

1. Организация и управление вниманием учащихся.

2. Разъяснение смысла деятельности.

3. Актуализация мотивационных состояний.

4. Совместная с учащимися постановка целей занятия.

5. Обеспечение ситуаций успеха в достижении цели.

6. Поддержание положительных эмоций и состояния уверенности у учащихся в своих действиях.

7. Оценивание действий, процесса и результатов обучения.

Мотивационная структура урока выступает как обобщенные вероятные педагогические задачи, которые необходимо решать учителю на каждом уроке. Эта структура является регулятивом деятельности учителя по управлению учебной деятельностью учащегося. Учебная деятельность = потребность + мотив + цель + учебные действия + самоконтроль + самооценка. Многие исследователи, принимая данную структуру, стремятся детализировать выделенные компоненты, особенно систему учебных действий, обеспечивающих решение учебных задач. К ним относятся планирующие и исполнительские действия.

Планирующие, или ориентирующие действия.

Планирующие, или ориентирующие действия (ориентировочная основа действия - ООД) - это та система ориентиров и указаний, пользуясь которой учащиеся выполняют усваиваемые действия. Она необходима для того, чтобы спланировать предстоящую деятельность (Что надо найти? Что сначала? В какой последовательности действовать? Какие действия требуется выполнить?).

Назовем перечень исполнительских действий: действия уяснения содержания учебного материала, предъявляемого в устной форме; действия уяснения содержания учебного материала из письменных сообщений; действия отработки учебного материала; действия самостоятельного построения знаний .

В состав контрольных действий входят: а) контроль усвоения, уяснения и б) контроль отработки. Они входят как элементы в исполнительские действия и предполагают: сравнение своих действий с их образцами; оценивание совпадения действий и их результатов с заданными условиями; внесение коррекции в действия при их отклонении от образца. Действия контроля постепенно переходят в самоконтроль.

Самооценка своих действий (рефлексия обучаемых своих действий). Она характеризуется осознанием учащимися всех компонентов учебной деятельности.

Таким образом, представленные выше структуры урока охватывают все внешние и внутренние его процессы, они выполняют регулятивные функции деятельности учителя и (опосредованно) деятельности учащихся. В результате того, что эти структуры в максимальной степени охватывают известные закономерности обучения, складывается общая единая структура урока проблемно-развивающего обучения. Возникает только одна, но очень важная проблема: как практически реализовать все эти структуры учителю?

Реализация структур урока. Методическая структура урока.

На первый взгляд, эта проблема представляется трудноразрешимой из-за обилия закономерностей обучения и требований к организации урока. Но ведь и в жизни каждый человек сталкивается с необходимостью выполнения многочисленных законов государства, норм общества, правил общежития. В этом случае никто не обостряет проблему: как все это выполнить? Дело в том, в каждом конкретном случае человек сталкивается с необходимостью соблюдения ограниченного числа нормативных актов. Но это не освобождает каждого из нас от знания законов, по которым мы живем в государстве и обществе. Аналогично учитель обязан знать все закономерности обучения и развития учащихся, но он практически никогда не встретится с ситуацией, когда все закономерности необходимо реализовать одновременно - для этого у него просто не хватит времени урока. На каждом уроке решается ограниченное количество конкретных педагогических задач в соответствии с вполне определенными закономерностями обучения. Все практические действия учитель осуществляет в виде системы разнообразных приемов, которая в каждом конкретном случае раскрывается в методической структуре урока. Что она собой представляет? Если число компонентов вышерассмотренных структур постоянно, то число элементов методической структуры - величина переменная. По сути, каждый конкретный урок, проведенный учителем, имеет свою неповторимую методическую структуру. Поэтому невозможно дать единую схему методической структуры урока - ее можно представить только в виде примера. Так, например, можно реализовать на уроке логико-психологическую структуру: воспроизведение - в опросе, упражнениях, восприятие - в организации внимания, наблюдений, разъяснений, понимание - при решении учебных задач, анализе их условий, обобщение - при проведении беседы, обсуждении вопросов, применение - при организации самостоятельной работы. Все выделенные действия и составляют методическую структуру в данном конкретном случае.

Таким образом, все вышеназванные структуры урока реализуются в практической деятельности учителя при помощи методической структуры. Она не имеет определенного трафарета. Методическая структура определяется учителем, он отбирает средства, приемы и способы преподавания. При этом он учитывает все структуры урока и стремится реализовать их с помощью методической структуры. Все элементы вышеприведенных структур выступают как практические задачи, которые необходимо решать учителю в той или иной степени при подготовке и проведении урока.

Основные звенья (этапы) современного урока

организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

проверка домашнего задания;

проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;

постановка цели занятия перед учащимися;

организация восприятия и осмысления новой информации;

первичная проверка понимания;

организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в т.ч. смена вариантов) по образцу;

творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;

обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

домашнее задание к следующему уроку;

подведение итогов урока.

Многообразие структур урока развивающего типа обучения

Структура урока - это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

Структура урока изучения нового материала:

первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;

указание на то, что учащиеся должны запомнить;

мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;

сообщение или актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);

первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;

контроль результатов первичного запоминания;

регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;

внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;

частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков:

сообщение учащимся цели предстоящей работы;

воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;

выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;

проверка выполнения работ;

обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;

задание на дом (если это необходимо).

Структура урока формирования умений и навыков:

постановка цели урока;

повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;

проведение проверочных упражнений;

ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;

упражнения на их освоение;

упражнения на их закрепление;

тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;

упражнения на перенос в сходную ситуацию;

упражнения творческого характера;

итог урока;

задание на дом.

Структура урока повторения:

организация начала урока;

постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;

проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;

подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;

задание на дом.

Структура урока проверки знаний:

организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;

постановка задачи урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими на работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;

изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильным для каждого ученика.

подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);

определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

Структура урока применения знаний, умений и навыков:

организация начала урока (психологический настрой учащихся);

сообщение темы урока и его задач;

изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;

формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;

упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;

творческое применение знаний и умений;

упражнение по отработке навыков;

домашнее задание;

итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

Структура повторительно-обобщающего урока:

организационный момент;

вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока;

выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений;

проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);

формулирование выводов по изученному материалу;

оценка результатов урока;

подведение итогов;

задание на дом (не всегда).

Структура комбинированного урока (он, как правило, имеет две или несколько дидактических целей):

организация начала урока;

проверка домашнего задания, постановка цели урока;

подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;

изучение нового материала, в т.ч. и объяснение;

закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;

обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;

подведение итогов и результатов урока;

задание на дом;

подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).

Структура уроков учителей-новаторов.

Система преподавания Л.В. Маховой:

рассказ обзорного типа по всей теме;

урок вопросов учеников учителю и дополнительных разъяснений

урок - практическая работа;

урок обобщающего типа с карточками-заданиями, ориентирующими на выделение и усвоение главных элементов учебного материала;

заключительный опрос по теоретическому материалу;

решение задач по теме с применением микрокалькуляторов.

Система уроков, разработанная Н.П. Гузиком для изучения каждой темы:

уроки теоретического разбора материала учителем;

уроки самостоятельного разбора темы учениками (разбитыми на группы) по заданной программе, планам, алгоритмам;

уроки-семинары;

уроки-практикумы;

уроки контроля и оценки.

Система уроков, предлагаемая Р.Г. Хазанкиным:

урок-лекция по всей теме;

уроки-решения ключевых задач;

урок-консультация;

урок-зачет.

Как уже было сказано, каждый учитель индивидуален и использует вышеизложенные методы структурирования урока по своему усмотрению, при этом учитывая коллектив учащихся (возраст, моральные, волевые, чувственно-эмоциональные, эстетические, физические качества личности).

Итак, подводя итоги в рассмотрении данного вопроса можно систематизировать все вышеизложенные структуры в опорной таблице для подготовки к урокам различных типов:





этапа

Типы уроков





Урок

изучения и первичного закрепления знаний.

Урок закрепления новых знаний.

Урок комплексного применения новых знаний.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Урок проверки, коррекции и оценки знаний.




Организационный этап.




Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных понятий.












Всесторонняя проверка знаний.

Определение опорных ЗУН.

Воспроизведение

и коррекция

У и Н для творческого решения задач.









Подготовка

к усвоению новых знаний, нового материала.

Проблемное применение знаний

Подготовка

к комплексному применению знаний.

Подготовка

к обобщающей деятельности.

Повторение

в различных формах.



Усвоение новых знаний.

Выработка умения применять знания по образцу в сходных ситуациях.

Самостоятельная работа по комплексному применению ЗУН на всех уровнях (3-х).

Обобщение силами учащихся.

Беседа,

как форма фронтальной проверки.



Первичная проверка понимания новых знаний.

Выработка умений переноса стержневых знаний в новые условия.

Обобщение

и систематизация знаний и способов выполнения работы.

Обобщение силами учащихся.

Задания

по применению знаний в различных ситуациях



Закрепление новых знаний.

Тренировочные упражнения

Контроль и самоконтроль

на основе самостоятельной работы.

Коллективное обсуждение результатов коррекции ЗУН.

Групповая работа, взаимоконтроль и взаимопомощь.




Подведение итогов урока.





Инструктаж по выполнению домашнего задания.





  1. РАЗРАБОТАТЬ МЕТОДИКУ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ.

Раздел «Основы генетики» в курсе биологии начинают изучаться в 9 классе во втором полугодии, когда изучены разделы «Общие принципы организации живых организмов», «Эволюционное учение». То есть, рассмотрены клеточное строение, изучены клеточные основы наследственности, затем рассмотрены основные положения эволюционной теории, в том числе наследственность и изменчивость. Эти знания способствуют лучшему пониманию закономерностей генетики. В большинстве случаев для многих учащихся решение генетических задач дается нелегко, следовательно, каждый учитель биологии в процессе преподавания именно этого раздела задумывается: Какую же методику для решения задач по генетике применить? Как облегчить учащимся формирование знаний по такой довольно сложной теме? Как сделать так, чтобы учащимся было интересно?

При решении всех этих вопросов на помощь приходят компьютерные технологии. Наиболее доступными и простыми из них являются компьютерные презентации Power Point. Чем же так хороши презентации Power Point?

Во-первых, легкость при подготовке к уроку и одновременно доступность, так как на данный момент даже сельские школы оснащены компьютерами и интерактивными досками, которые облегчают работу учителя, повышают познавательный интерес учащихся.

Во-вторых, наглядность - на интерактивной доске можно показать, что дано (фенотип родительских особей) и что получается в итоге (фенотипы потомства).

В-третьих, интерактивность – с помощью гиперссылкой можно организовать решение прямо на интерактивной доске самим учащимся, и соответственно выбирая ответ самостоятельно, на интерактивной доске, учащийся получает объективную оценку знаний, во-первых, и возможность вновь решить эту же задачу (то есть исправить самостоятельно свою ошибку).

Для того, чтобы научиться решать задачи необходимо изначально познакомиться с терминологией и символикой в генетике (гетерозигота, гомозигота, доминанта, рецессив, аллель, обозначения: ♀- женский организм, ♂ - мужской организм, x-скрещивание и т.д.). После того, как терминология и символика изучены можно приступать к изучению способов решения задач.

Одним из распространенных методов решения задач по генетике является решение задач с помощью решетки Пеннета.

Задача: При скрещивании гетерозиготного черного кролика и белого гомозиготного кролика, доминирует черный цвет (А), в потомстве было получено 4 крольчонка. Какой фенотип у получившего потомства?

Дано:

А – черный цвет

а – белый цвет

Решение:

Р ♂Аа x ♀аа

G А а а

F1

♂ ♀

А

А

а

Аа

Аа

Ответ: по фенотипу 100% черного цвета, по генотипу 100% Аа.

Аналогично можно предложить учащимся решить генетические задачи на интерактивной доске.

  1. ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ КУРСА «БИОЛОГИЯ» 11 КЛАСС.

Программа курса 11 класса включает в себя изучение таких разделов как «Общие принципы организации живых организмов», «Эволюционное учение», «Основы генетики и селекции», «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии». При изучение любой темы, раздела по предмету неотъемлемой его частью является дидактический материал. В 11 классе разрабатывая или используя готовый дидактический материал необходимо учитывать то обстоятельство, что в конце 11 класса, аттестуясь, практически каждый ученик будет проходить ЕНТ (единое национальное тестирование). Поэтому при выборе формы дидактического материала необходимо применять и такой вид дидактики как тесты (закрытые или открытые). Но конечно не стоит останавливаться и «зацикливаться» только на тестах, но присутствие их как одной из форм дидактического материала необходимы.

Дидактический материал по разделу «Общие принципы организации живых организмов»:

  1. Какое из определений характеризует науку цитологию?

А) наука, изучающая функции и свойства клетки

Б) наука, изучающая структуру и строение клеток, их функционирование, процессы воспроизведения клеток

В) наука о клетке

Г) наука о химических и биологических процессах в клетке

  1. Какая группа организмов относится к объектам, живущим и способным размножаться только в клетках живого организма?

А) бактерии

Б) вирусы

В) споры

Г) дрожжевые грибки

  1. Как называется совокупность всех процессов обмена веществ и энергии в организме?

А) метаболизм

Б) анаболизм

В) катаболизм

Г) трансляция

  1. Что является структурной единицей белков?

А) моносахариды

Б) нуклеотиды

В) аминокислоты

Г) нуклеиновые кислоты

  1. В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза?

А) в митохондриях

Б) в рибосомах

В) хромопластах

Г) в хлоропластах

  1. Какому биохимическому соединению соответствует информация одного гена молекулы ДНК?

А) белкам

Б) аминокислотам

В) рибонуклеиновой кислоте

Г) дезоксирибонуклеиновой кислоте

  1. Какие организмы используют энергию окислительно-восстановительных процессов?

А) фототрофы

Б) хемотрофы

В) гетеротрофы

Г) миксотрофы

  1. Как называется органическое вещество, содержащее в молекуле атомы углерода, кислорода, водорода и выполняющее энергетическую, строительную функции?

А) нуклеиновые кислоты

Б) АТФ

В) белки

Г) углеводы

  1. В состав какого жизненно важного соединения входят ионы железа?

А) хлорофилл

Б) гемоглобин

В) ДНК

Г) РНК

  1. Из каких органических мономеров состоит молекула жира?

А) из аминокислот

Б) из глицерина и жирных кислот

В) из глюкозы

Г) из фруктозы

  1. Какое химическое соединение поддерживает осмотическое давление в

клетке?

А) белок

Б) АТФ

В) хлорид натрия

Г) жиры

  1. Какая связь способствует устойчивости вторичной структуры молекулы белка?

А) дисульфидная

Б) водородная

В) ковалентная

Г) ионная

  1. Какова функция ферментов в жизнедеятельности организмов?

А) транспортная

Б) защитная

В) энергетическая

Г) каталитическая

  1. Чем определяется специфичность деятельности биокатализаторов – ферментов?

А) катализирует только один вид реакции

Б) участвует во всех реакциях организма

В) реагирует при высокой температуре

Г) реагирует при низкой температуре

  1. Каковы функции плазматической мембраны?

А) защищает клетку от повреждений, избирательно пропускает вещества

Б) регулирует состав внутренней среды организма

В) обеспечивает внутриклеточное пищеварение

Г) синтезирует белки

Дидактический материал по разделу «Эволюционное учение»:

  1. Составьте схему критерии вида, дайте краткую характеристику каждого из них:

Критерии вида


  1. Назовите движущие силы эволюции и ученого впервые раскрывшего их.

  2. Как называются органы изображенные на рисунке? Назови черты сходства и различия между человеком и человекообразными обезьянами.




  1. Назови особенности внешнего строения человека умелого. Кто из предков человека первым научился использовать огонь?

  2. Какие прогрессивные черты, по сравнению с австралопитеками, появляются у человека прямоходящего? Какие орудия могли использовать неандертальцы?

  3. Когда появились люди современного типа? Охарактеризуй их. Что указывает на более высокий уровень организации неандертальцев в сравнении с древнейшими людьми?

  4. Что такое раса? Сколько и какие расы выделяют современные ученые? Назови черты, свойственные представителям экваториальной расы.

  5. Где обитают представители евразийской расы? Назови черты, свойственные представителям азиатско-американской расы.

  6. Какими признаками хордовых обладает человек? Какие органы человека называют рудиментарными?

  7. Назови черты сходства и различия между млекопитающими и человеком. Что такое атавизм? Приведи примеры атавизмов у человека.

  8. Какая из древних обезьян является возможным предком человека? Чем человек умелый отличается от австралопитека?

Карточка №1 Популяция, ее характеристика. Процесс видообразования, его типы.

1. Существует мнение , что в жизни любого вида преобладает жесткая конкуренция и борьба особей друг с другом. Опровергните или подтвердите его.

2. Могут ли существовать виды, состоящие из одной популяции?


Карточка №2 Популяция, ее характеристика. Процесс видообразования, его типы.

  1. Применимо ли к человеку представление о том, что вид состоит из популяций?

  2. Одни животные при выведении потомства образуют семьи, другие – нет. Можно ли сказать, что первые более приспособлены к условиям обитания, чем вторые?


Карточка №3 Популяция, ее характеристика. Процесс видообразования, его типы.

  1. Как бы вы организовали учет численности синиц в лесу? Рачков-дафний в пруду?

  2. Плодовитость рыб обычно очень высока. Следует ли беспокоиться о том, что вылавливается крупная часть популяции, ведь даже оставшиеся немногие половозрелые особи дают много икры?


Карточка №4 Популяция, ее характеристика. Процесс видообразования, его типы.

1. Какие изменения в возрастной и половой структуре популяции серой крысы желательны с точки зрения человека, старающегося сократить ее численность?

2. У какой популяции растений больше шансов на выживание: у той, которая состоит из одних проростков? Или из проростков, молодых и взрослых растений?
Карточка №5 Популяция, ее характеристика. Процесс видообразования, его типы.

1. Рассчитайте смертность во время спячки в двух популяциях малого суслика. В первой из них плотность перед впадением в спячку составляла 160 зверьков на 1 га, выжило 80, во второй соответственно 90 и 56. На каком участке смертность оказалась выше и чем это можно объяснить, если принять во внимание, что запас кормов на гектар, на обоих участках был одинаков?
Карточка №6 Популяция, ее характеристика. Процесс видообразования, его типы.

1. В пахотной почве число дождевых червей, обнаруженных на восьми учетных площадках размером 50*50 см каждая, составляло 80 экземпляров. После применения гербицидов – химического средства борьбы с сорняками – сделали учеты на десяти таких же площадках и обнаружили в сумме 25 червей. Какова плотность популяции в расчете на квадратный метр до и после использования гербицида?

Дидактический материал по разделу «Основы генетики и селекции»:

1. Какой метод в своей работе применил Г.Мендель, когда, скрещивая организмы, различающиеся по определенным признакам, прослеживал появление изучаемых признаков в следующих поколениях?

А) биохимический

В) генеологический

С) цитогенетический

D) гибридологический

2. По каким признакам родительских форм различают моногибридное скрещивание?

A) по одной паре признаков

B) по двум парам признаков

C) по форме и размерам семян

D) по окраске и форме семян

3. При скрещивании кукурузы, выращеной из желтых семян, в початке первого поколения оказались только белые семена. Какой цвет семян оказался доминантным?

A) белый

B) желтый

C) оба доминантны

D) оба рецессивны

4. Как называется зигота, из которой развиваются гибриды первого поколения?

A) гомозигота

B) гетерозигота

C) гамета

D) зигота

5. При скрещивании гибридов первого поколения между собой вновь появляются особи с рецессивными признаками. Как называется закон, иллюстрирующий это явление?

A) закон сцепленного наследование

B) закон доминирования

C) закон расщепления

D) закон независимого расщепления генов

6. Для изучения причин некоторых наследственных болезней изучают родословную человека. Как называется этот метод генетики?

A) близнецовый

B) генеалогический

C) биохимический

D) цитогенетический

7. Какой из указанных генотипов является рецессивным гомозиготным?

A) СС

B) Са

C) Сс

D) аа

8. Определите гетерозиготный генотип:

A) АА

B) Ас

C) СС

D) сс

9. Какие гаметы могут образоваться у особи с генотипом ААВВ?

A) АА

B) АВ

C) Ав

D) ВВ

10. Каким может быть фенотип растения с генотипом ааВв (семена белые – А, желтые –а, круглые – В, овальные - в)?

A) семена белые круглые

B) семена белые овальные

C) семена желтые круглые

D) семена желтые овальные

Задача №1.

Скрестились черная и коричневая мыши. Получилось 5 черных и 5 коричневых мышат. Каковы генотипы родителей, если А – черный цвет?

Задача №2.

В семье от кареглазых родителей, родился голубоглазый мальчик и кареглазая девочка. Карий цвет глаз доминирует над голубым. Записать возможные генотипы родителей и потомства.

Задача №3.

У мужчины коричневые глаза, он женился на голубоглазой женщине, у родившегося ребенка голубые глаза. Определите генотип родителей и ребенка?

Задача №4.

У человека карий цвет глаз К доминирует над голубым к. Кареглазая женщина, у отца которой были голубые глаза, а у матери – карие глаза, вышла замуж за голубоглазого мужчину, родители которого имели карие глаза. У них родился кареглазый ребенок. Определите генотипы всех указанных лиц.

Задача №5.

Женщина с не рыжими волосами, мать и отец который имеет не рыжие волосы ,

а брат рыжие, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет

тоже рыжие , а отец – не рыжие волосы. От этого брака родились мальчик с

не рыжими волосами и девочка с рыжими волосами. Определите генетику у

всех упомянутых лиц и составьте схему родословной этой семьи.

Задача №6.

У человека близорукость доминирует над нормальным зрением. У близоруких родителей родился ребенок с нормальным зрением. Каков генотип родителей? Какие дети могут быть от такого брака?

Задача №7.

У человека, умение владеть правой рукой доминирует над умением владеть левой рукой. Мужчина - правша, мать которого была левшой, женился на женщине – гетерозиготной правше. От этого брака родилось 4 детей.

1. сколько детей могут быть гетерозиготными? по этому признаку.

2.сколько внуков из 8,родившихся от брака сына-левши с женщиной-правшой, родители которой были правшами, могут быть правшами?

Задача №8.

Белого кролика(аа) скрестили с черным(АА) гибридные кролики скрестились между собой. Определите F1 и F2.

Задача №9.

У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

1)сколько типов гамет образуется у мужчины?

2)сколько типов гамет образуется у женщины?

3)какова вероятность рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами процентах

4)сколько разных генотипов и сколько фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары(назовите их)

А- длинные ресницы

а- короткие ресницы.

Дидактический материал по разделу «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии»:

  1. В одном килограмме свежих листьев различных растений содержится разное количество хлорофилла: в подорожнике – 1,8г, в аспидистре – 4,0г. Какое из этих растений является светолюбивым, какое – теневыносливым? Обоснуйте свой ответ.

  2. Каким экологическим правилом продиктовано то, что ушастый еж обитает в южных районах, а обыкновенный – в более северных?

  3. Можно ли по внешнему виду птиц определить место их распространения и способ их питания?

  4. У морских рыб, обитающих на разных глубинах, строение глаз неодинаковое. У большинства рыб глаза очень большие (например, у морского окуня). В еще более глубоких слоях глаза у рыб маленькие или совсем отсутствуют. Объясните особенности строения органов зрения рыб, живущих на разных глубинах.

  5. Какие общие приспособления к обитанию в наземно-воздушной среде существуют у позвоночных и беспозвоночных животных? Чем обусловлено возникновение этих приспособлений?

  6. Почему живые аскариды не перевариваются в желудочно-кишечном тракте организма хозяина, а мертвые – перевариваются?

  7. В теплое время некоторые рыбы зарываются в ил и засыпают. Объясните экологическое значение этого явления.

  8. Один водоем расположен на территории, ярко освещенный солнцем, другой – в тени. В этих водоемах ловили личинок и куколок комаров. Выяснилось, что в одном водоеме преобладают личинки, в другом – куколки. Назовите эти водоемы. Аргументируйте свой ответ.

  9. В хозяйстве выкопали котлован и заполнили его водой. Можно ли выпускать рыб и выращивать их в таком котловане?

  10. Некоторые виды форели обитают в водоемах со слабым течением, но икру откладывают в быстро текущих реках. Можно ли искусственно разводить этих рыб в прудах? Если это возможно, то при каких условиях?

  11. Самка жабы – повитухи откладывает до 150 икринок, объединенных в виде двух шнуров. Самец наматывает их себе на задние ноги и носит до появления головастиков. Самка лягушки прудовой откладывает до 7 тысяч икринок. Чем можно объяснить разницу в количестве откладываемой икры у жабы– повитухи и прудовой лягушки?

  12. 1. В некоторой популяции животных пометили 500 экземпляров. Через некоторое время поймали 10000 экз., из них 50 с пометками. Как оценить численность популяции? Каковы возможные источники ошибок этой оценки? применимо ли предположение о том, что вид состоит из популяций, к человеку?

  13. У зябликов в период весеннего прилета до вылупления 50% популяции составляют годовалые птицы, впервые начинающие размножение. На 2-х летних приходится 22%, трехлетних-12%, четырехлетних– 6%, пятилетних– 4%. На каждую тысячу птиц насчитывается только 8 особей старше 7 лет. Максимальная продолжительность жизни зяблика – 11 лет. Начертите возрастную пирамиду, используя приведенные данные. Как изменится возрастная пирамида популяции после выведения птенцов, учитывая, что чаще всего в кладке у зябликов 5 яиц, а смертность птенцов до вылета по разным причинам – около 40%?

  14. Если популяция реагирует на собственную высокую плотность снижением рождаемости, то почему возможно чрезмерное размножение вредителей на полях и в садах?

  15. Английский эколог Чарльз Элтон впервые обобщил наблюдения и описал взрывы численности завезенных видов, которые он назвал “экологическими нашествиями”. Распространение, какого насекомого и увеличение его численности в Европе является примером такого “экологического нашествия”?

  16. Обычно вспышки массового размножения сибирского шелкопряда наступают после малоснежных и холодных зим. Какими причинами, по-вашему, можно объяснить данный факт?

  17. На одном из пунктов наблюдений за перелетными птицами в течение 10 лет было окольцовано следующее число ястребов перепелятников: 73, 80, 86, 78, 45, 39, 40, 50, 70. Считая, что количество окольцованных птиц пропорционально их общей численности, определите, в какой период смертность в популяции была более высокой. Выделяются ли многолетние периоды в колебании численности?

  18. Приведите примеры взаимосвязи между динамикой численности и пространственной структурой популяции.

  19. Некоторые крабы тропических морей держат в каждой клешне по актинии. Для чего они это делают?

  20. Приведите примеры взаимополезного сожительства организмов, когда присутствие одного партнера становится обязательным условием существования каждого из них.

  21. Многие морские обитатели “склонны к тесной дружбе”.Примером неразлучного союза служит рак – отшельник придо и актиния адамсия, которую он отыскивает и усаживает у входа в раковину – ниже и позади собственного рта. Объясните в чем смысл такой дружбы?

  22. Приведите примеры взаимоотношений организмов, при которых один вид получает от сожительства пользу, а другому это безразлично. Как называется такой “союз”?

  23. В океанах обитает много красноногих рачков калянусов, составляющих основную пищу усатых китов и многих морских рыб. Почему, несмотря на ничтожную величину рачков, ими насыщаются огромные киты?

  24. Почему не существует конкуренции между взрослыми насекомыми и их личинками (например, овод, капустная белянка, майский жук)?

  25. Известно, что переход к паразитизму резко увеличивает возможность вида выжить. Подтвердите конкретными примерами правомерность данного факта.

  26. Известная поговорка “С миру по нитке – голому рубашка”, по словам ученых, А. Георгиевского и Е. Попова, отражают природу комменсализма. Подтвердите примерами мнение ученых.

  27. Пользуясь правилом Гаузе, объясните, почему два экологически сходных вида не могут жить в одном и том же биотопе? Что при этом происходит? Каковы возможные способы сохранится для менее сильного вида?

  28. Известно, что ерш чрезмерно прожорлив и плодовит, но дает маленький прирост массы. С другой стороны, промысловые рыбы (окунь, налим и другие) потребляют в большом количестве личинок комаров, других двукрылых насекомых, органические остатки растений и животных. Почему ученые относят ерша при его чрезмерном размножении к рыбам, представляющим опасность для размножения промысловых рыб?

  29. Предложите методы предупреждения заражения человека широким лентецом на основе анализа жизненного цикла паразита и его связей с другими видами.

  30. Всегда ли присутствие сорняков на полях оказывается вредным для культурных растений? Ответ обоснуйте.

  31. Приведите примеры, когда взаимодействие между двумя популяциями разных видов

  32. Приводит к угнетению и ослаблению обеих популяций;

  33. Приводит к процветанию обеих популяций;

  34. Для одной популяции воздействие на нее другой безразлично;

    1. Как называются в экологии такие типы взаимодействия?

  35. Какие взаимоотношения существуют между муравьями и высшими растениями? Весной под лиственными деревьями встречаются растение розового цвета, не содержащие хлорофилла, – петров крест. Если раскопать землю, можно заметить, что растение прикреплено к корням деревьев. Какой тип экологических отношений имеет место в данном случае? Как питается петров крест, не имеющий хлорофилла

  36. На основе экологической пирамиды определите, сколько необходимо планктона (водорослей и бактерий), чтобы в Черном море вырос и мог существовать один дельфин массой 400кг?

  37. Постройте экологическую пирамиду чисел степи (Летом), если количество особей, кроме микроорганизмов и почвенных животных на 1000 м составляет:

    1. продуцентов – 1400000;
      консументов первого порядка (растительноядных животных) – 200000;
      консументов второго порядка (хищников) – 1.
      Масштаб изображения свободный.

  38. Постройте экологическую пирамиду чисел леса умеренной жары (летом), если количество особей, кроме микроорганизмов и почвенных животных на 1000 м составляет:

    1. продуцентов – 200;
      хищников – 1;
      первичных консументов – 150000;
      вторичных консументов – 120000.

  39. Постройте пирамиду биомассы озера, если сухая масса в г/м2 составляет:

    1. первичных консументов – 10;
      вторичных консументов – 3;
      продуцентов – 100.

Может ли пирамида биомассы иметь основу более узкую, чем последующий трофический уровень?

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




  1. Махмутов М.П. Современный урок // Педагогика.- М., 1981




  1. Мягкова А.Н., Иванова Т.В. Тесты для проверки знаний учащихся 10-11



  1. классов по биологии. М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1993.




  1. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. –М.: Педагогика, 1980.




  1. Плечева З.Н., Пустовит Н.А. Сборник заданий по экологии. – Чебоксары: “”КЛИО”, 1997. – 48с.




  1. Боисова Н.В. Дидактические материалы по экологии для учащихся 10 – 11 классов средней школы. – Чебоксары: “”КЛИО”, 1996. – 20с.





Скачать файл (71.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru