Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Кашанина. Основы российского права - файл n1.doc


Кашанина. Основы российского права
скачать (1229.6 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc4807kb.13.07.2007 22:22скачать

Загрузка...

n1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин

Основы

российского

права

Учебник для вузов




Издательство НОРМА Москва, 2002


Издание третье переработанное и дополненное

УДК 340 ББК 67.0 К31

Сведения об авторах:

Т. В. Кашанина, доктор юридических наук, профессор Московской государственной юридической академии — гл. IIII, VI, XV-XIX, XXI;

А. В. Кашанин, кандидат юридических наук, старший преподаватель Института коммерческого права Российского го­сударственного торгово-экономического университета — гл. IV, V, VII-XIV и XX.

Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права: К31 Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Из­дательство НОРМА, 2003. — 784 с.

. ISBN 5-89123-717-2

В учебнике рассматриваются все отрасли, составляющие систе­му российского права. Авторы применяют принципиально новую схе­му изложения, позволяющую читателю уяснить, какие правовые воз­можности (т. е. права, свободы, обязанности) у него имеются (матери­альное право), а также каким способом их можно защитить (процессуальное право). В книге широко используются схемы и табли­цы, способствующие лучшему усвоению юридического материала.

Учебник предназначен прежде всего для студентов высших учебных заведений. Он может стать повседневным пособием для депу­татов, работников органов исполнительной власти всех уровней, руко­водителей предприятий и организаций, менеджеров и других граждан, не имеющих специального юридического образования, но желающих приобрести солидные правовые знания.

© Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин, 2003
ISBN 5-89123-717-2 © Издательство НОРМА, 2003

Содержание

Предисловие к третьему изданию XI

Часть первая ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Глава 1. Теория государства

§ 1. Понятие и признаки государства. Определение государства . . . 1

§ 2. Социальное назначение государства 6

§ 3. Функции государства 9

§ 4. Форма правления 15

§ 5. Формы внутригосударственного устройства 19

§ 6. Формы межгосударственного устройства 22

§ 7. Политический режим 24

§ 8. Государственный аппарат 31

§ 9. Правовое и социальное государство ...-.. 39

§ 10. Государство и гражданское общество 44

Глава 2. Теория права

§ 1. Социальные нормы и место права в их системе 47

§ 2. Понятие и определение права 53

§ 3. Нормы права 57

§ 4. Структура права 63

§ 5. Система права : 68

§ 6. Формы (источники) права 74

§ 7. Нормативные акты и их виды 78

§ 8. Правоотношения 87

§ 9. Правонарушения и их виды 96

§ 10. Причины правонарушений 103

§ 11. Юридическая ответственность 106

Часть вторая МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРАВО

Глава 3. Конституционное право

§ 1. Конституция Российской Федерации: общая характеристика . . . 113
§ 2. Конституционный строй России .118

§ 3. Конституционный статус личности 1 3 1

VI

Содержание

§ 4. Классификация конституционных прав и свобод 135

§ 5. Конституционные обязанности 147

§ 6. Избирательная система 148

§ 7. Избирательный процесс 152

§ 8. Президент Российской Федерации . . . . 155

§ 9. Федеральное Собрание Российской Федерации . 1 6 0
§ 10. Совет Федерации . . . . 162

§ 11. Государственная Дума 164

§ 12. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания 167

§ 13. Статуе депутата 168

§ 14. Правительство Российской Федерации 170

§ 15. Органы судебной власти Российской Федерации . 173
§ 16. Местное самоуправление . . 1 8 2

Глава 4. Административное право
§ 1. Понятие административного права . . . . 1 8 7

§ 2. Понятие, правовой статус и виды органов

исполнительной власти 188

§ 3. Сферы государственного управления 195

§ 4. Государственная служба 195

§ 5. Правовые акты в сфере управления 206

§ 6. Административные правонарушения . . 210

§ 7. Административные взыскания 219

Глава 5. Финансовое право

§ 1. Понятие финансового права 225

§ 2. Государственный и местный бюджеты и их структура 228

§ 3. Налоги: их роль и понятие 241

§ 4. Виды налогов 244

§ 5. Характеристика закона о налоге 247

§ 6. Налоговая система Российской Федерации 258
§ 7. Ответственность за нарушение налогового законодательства ... 266
§ 8. Правовые основы банковской системы

Российской Федерации . 271

Глава 6. Трудовое право

§ 1. Трудовое право как отрасль 283

§ 2. Граждане как субъекты трудового права .: 287

§ 3. Работодатели: права и обязанности 290

§ 4. Трудовые коллективы и их полномочия 292

§ 5. Профсоюзы: понятие и основные права 294

§ 6. Социальное партнерство. Коллективные договоры 298

§ 7. Правила приема на работу 308

§ 8. Трудовые договоры (контракты) 311

§ 9. Переводы на другую работу 318

§ 10. Увольнение работников , . . . 322

§ 11. Рабочее время и время отдыха 336

Содержание VII

§ 12. Заработная плата 343

§ 13. Дисциплина труда. Дисциплинарная ответственность 349

§ 14. Материальная ответственность 353

Глава 7. Гражданское право

§ 1. Понятие гражданского права 356

§ 2. Граждане как субъекты гражданского права . . 360

§ 3. Юридические лица: понятие и виды 365

§ 4. Характеристика юридических лиц 370

§ 5. Объекты гражданских прав 378

§ 6. Защита гражданских прав 386

§ 7. Гражданско-правовая ответственность 390

§ 8. Исковая давность 397

§ 9. Право собственности: понятие и его содержание 400

§ 10. Приобретение и прекращение права собственности 403

§ 11. Виды права собственности . 409

§ 12. Защита права собственности 414

§ 13. Понятие, виды и исполнение обязательств 416

§ 14. Исполнение и обеспечение обязательств 420

§ 15. Гражданско-правовой договор (общие положения) 426

§ 16. Классификация гражданско-правовых договоров 432
§ 17. Характеристика видов гражданско-правовых

договоров 434

  1. Договор купли-продажи 436

  2. Договор мены . 444

  3. Договор дарения 444

  4. Договор ренты и пожизненного содержания

с иждивением 446

  1. Договор аренды (имущественного найма) 446

  2. Договор подряда 449

  3. Договор перевозки 452

  4. Договор хранения . 455

  5. Договор займа 458




  1. Кредитный договор 460

  2. Договор банковского вклада 460

  3. Договор банковского счета 462

  4. Договор страхования 464

  5. Договор поручения 468 § 18. Внедоговорные обязательства 470

Глава 8. Жилищное право

§ 1. Жилищный фонд Российской Федерации 475

§ 2. Право собственности на жилое помещение . 477 .

§ 3. Понятие договора найма жилого помещения 478

§ 4. Договор коммерческого найма жилого помещения ...479

§ 5. Договор социального найма жилого помещения : 480

VIII Содержание

Глава 9. Наследственное право

§ 1. Понятие наследования 485

§ 2. Наследование по завещанию ". 487

§ 3. Наследование по закону 492

§ 4. Принятие и отказ от наследства 496

Глава 10. Авторское право

§ 1. Право на результаты творческой деятельности 499

§ 2. Объекты авторского права 500

§ 3. Субъекты авторского права 502

§ 4. Права авторов 503

Глава 11. Изобретательское право

§ 1. Понятие изобретения 506

§ 2. Субъекты изобретательского права 508

§ 3. Получение патента 510

Глава 12. Семейное право

§ 1. Семейное право как отрасль 512

§ 2. Понятие брака и семьи 514

§ 3. Заключение брака. Недействительность брака . . . 518

§ 4. Расторжение брака 525
§ 5. Личные неимущественные права и обязанности супругов . . . 528
§ 6. Права и обязанности по поводу супружеской

собственности 529
§ 7. Алиментные права и обязанности супругов

и бывших супругов 538

§ 8. Установление происхождения ребенка 540

§ 9. Личные права и обязанности родителей и детей 544
§ 10. Права и обязанности родителей и детей

по поводу имущества 554

§ 11. Алиментные обязательства родителей и детей 555

Глава 13. Уголовное право

§ 1. Уголовный закон и его действие 565

§ 2. Понятие преступления ' 569

§ 3. Состав преступления . . . .- ." 573

§ 4. Соучастие в преступлении 586

§ 5. Обстоятельства, исключающие преступность деяния 589

§ 6. Понятие и цели наказания 598

§ 7. Система наказаний . 601

§ 8. Смертная казнь 603

§ 9. Лишение свободы 605

§ 10. Иные виды наказания 610

§ 11. Назначение наказания 615

§ 12. Обстоятельства, смягчающие наказание 617

§ 13. Обстоятельства, отягчающие ответственность 622

Содержание

IX


§ 14. Условное осуждение

§ 15. Судимость

§ 16. Виды преступлений

.

630 631 633

Часть третья ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

Глава 14. Административно-процессуальное право

§ 1. Понятие и содержание административного процесса 638

§ 2. Производство по делам об административных

правонарушениях и его стадии . 639

§ 3. Возбуждение дела об административном

правонарушении 640

§ 4. Рассмотрение дела об административном

правонарушении .:'... 647

§ 5. Исполнение постановлений о наложении административных

взысканий 651

§ 6. Обжалование и опротестование постановления-
по делу об административном правонарушении • • • • 653

Глава 15. Бюджетный процесс

§ 1. Понятие бюджетного процесса ~. 654

§ 2. Общие положения бюджетного процесса

в Российской Федерации 655

§ 3. Процесс по формированию и исполнению

федерального бюджета .658

Глава 16. Налогово-процессуальное право

§ 1. Задачи, полномочия и система налоговых органов . . . 664

§ 2. Порядок наложения санкций за нарушение

налогового законодательства 667

§ 3. Обжалование актов о применении налоговых санкций 674

§ 4. Исполнение налоговых санкций 677

Глава 17. Дисциплинарный процесс

§ 1. Порядок наложения дисциплинарных санкций 680

§ 2. Индивидуальные трудовые споры 683
§ 3. Коллективные трудовые сйоры и порядок

их разрешения 690

Глава 18. Гражданский процесс

§ 1. Участники гражданского процесса . 694

§ 2. Судебные расходы. Судебные штрафы. '

Сроки рассмотрения гражданских дел . . . 700

§ 3. Судебные доказательства 701

§ 4. Производство в суде первой инстанции 707

§ 5. Производство в суде второй инстанции 7,11

§ 6. Надзорное производство ...,: . . . 7 1 3

X

Содержание

Глава 19. Арбитражный процесс § 1. Состав арбитражного суда. Подведомственность

и подсудность дел 715

§ 2. Судебные расходы. Сроки в арбитражном процессе 716

§ 3. Участники арбитражного процесса 718

§ 4. Доказательства . . . 720

§ 5. Рассмотрение дела в суде первой инстанции 724

§ 6. Производство в суде апелляционной инстанции 728

§ 7. Кассационное обжалование решений 729

§ 8. Пересмотр дела в порядке надзора 731

Глава 20. Исполнительное производство § 1. Понятие и правовая природа исполнительного производства . . . 732

§ 2. Участники исполнительного производства 734

§ 3. Стадии исполнительного производства 738
§ 4. Исполнительский сбор. Расходы по совершению

исполнительных действий. Ответственность

за неисполнение требований судебного

пристава-исполнителя , 742
§ 5. Обжалование незаконных действий судебного

пристава-исполнителя . . . 744

Глава 21. Уголовный процесс

§ 1. Субъекты уголовного процесса 745

§ 2. Доказательства и их виды 749

§ 3. Меры уголовно-процессуального принуждения 754

§ 4. Возбуждение уголовного дела 756

§ 5. Предварительное расследование 757

§ 6. Судебное разбирательство 760

§ 7. Суд присяжных 765

§ 8. Кассационное производство 766

§ 9. Надзорное производство 768

Предисловие к третьему изданию

Представляя на суд читателей уже третье издание учебника «Основы российского права», мы хотели бы высказать вполне понятное удовлетворение и самим этим фактом, и тем, что пре­дыдущие два издания разошлись довольно большим, по совре­менным меркам, тиражом — около 80 тыс. экземпляров. Зна­чит, наш труд не пропал даром, и мы приносим глубокую бла­годарность читателям, столь высоко оценившим его.

Мы хотели бы также выразить признательность издательству «Норма»: от него исходила инициатива создать серьезный и вместе с тем универсальный учебник по праву, коренным обра­зом отличающийся от многочисленных учебных пособий по ос­новам государства и права. Ему также принадлежит идея разде­лить в учебнике материал на две части (материальное и процес­суальное право) с тем, чтобы читатель, только лишь взглянув на оглавление, оказался сразу сориентированным в бесконеч­ном правовом пространстве. Не может не вызвать одобрения и художественно-техническое оформление книги, как, впрочем, и всей серии учебников «Нормы».

Хотелось бы немного подробнее рассказать об особенностях нашего учебника. Их несколько.

1. Фундаментальность. Настало то время, когда без знания права нельзя сделать и шага. Причина тому — развитие рыноч­ной экономики, когда участниками рыночных отношений яв­ляются самостоятельные и равноправные субъекты, у которых есть собственные интересы. Они руководствуются ими и, по­нятно, стремятся их отстоять. Более надежного помощника, чем право, в этом деле не найти. В свою очередь, экономиче­ская самостоятельность и стремление не потерять то, что при­обретено собственным трудом, заставляет человека интересо­ваться и сферой политики, задумываться о том, кто и как нами управляет. Политические же отношения еще в большей мере, нежели экономические, урегулированы правом. И чтобы жить в такой среде, надо знать ее составляющие.

XII Предисловие к третьему изданию

Учитывая это, Министерство образования планирует в caJ мое ближайшее время ввести изучение права в школе в качест­ве обязательного предмета. В гуманитарных вузах России право давно введено в качестве основной учебной дисциплины. Сту­денты (а именно на них, прежде всего, и рассчитан данный учебник) в отличие от школьников должны получить за период обучения солидные знания по праву. Вот почему мы поставили перед собой задачу сделать наш учебник максимально содержа­тельным по тематике, что, вполне понятно, обусловило и его объем. В дальнейшем, став специалистами, молодые люди по­лучат возможность обращаться к юристам лишь по сложным правовым вопросам.

В фундаментальных правовых знаниях нуждаются не только будущие работники, но и уже состоявшиеся специалисты, по различным причинам не получившие должных правовых зна­ний, в частности, это касается тех (предпринимателей, менед­жеров и др.), чья деятельность связана с осуществлением орга­низационно-распорядительных полномочий.

Следует отметить далее, что среди законодателей и работни­ков исполнительной власти, и это естественно, доля юристов невелика, в то же время по роду деятельности одним из них приходится творить право, а другим его исполнять. Но для это­го прежде всего надо знать действующую систему права, при­чем достаточно хорошо. Наш учебник и здесь придет на по­мощь.

2. Доступность. Юридическая материя довольно сложна. И чтобы ее изучение было результативным, необходимо изъяс­няться просто, ясно и понятно каждому, кто заинтересован в этом.

При написании учебника мы отвергли пространный и юри­дически сложный cm иль, подходящий разве для монографий и научных статей. Мы выбрали концентрированное изложение материала. Особо тщательно прорабатывали структуру каждого параграфа, непременно пытаясь разделить его на,части, логиче­ски связанные между собой. Активно пользовались возможно­стями выделения в тексте (определения заключали в рамки, под­заголовки давали шрифтом, отличающимся от текста, стараясь подчеркнуть главные мысли, и т. д.). Там, где было возможно и уместно, изготавливали рисунки. Все это позволяет сделать обобщения наглядными, что существенно повышает произво­дительность интеллектуального труда читателя. Не ушли мы и от составления таблиц — этой особой формы концентрации

Предисловие к третьему изданию XIII

материала. Более того, если бы позволяли рамки издательского проекта, мы бы, пожалуй, подобрали и иллюстрации к разде­лам учебника и сделали юридическую материю живой, хотя многим она кажется (и на наш взгляд, совершенно несправед­ливо) сухой и формализованной.

3. Сбалансированность между юридической доктриной и зако­
нодательством.
Поскольку Россия относится к числу стран, со­
ставляющих континентальную (романо-германскую) семью
права, то юридическая доктрина играет здесь очень важную
роль. Во-первых, именно предложения ученых по тем или
иным юридическим вопросам ложатся в основу правотворчест­
ва, в разработку концепций многих и многих нормативных ак­
тов. Во-вторых, юридическая доктрина находит отражение и в
процессе правоприменения. Понятно, что и в процессе толко­
вания правовых норм научные разработки играют первостепен­
ную роль.

Именно поэтому мы не ограничиваемся лишь добросовест­ным изложением действующего законодательства; мы предлага­ем читателю систему научных взглядов по каждому затрагивае­мому в книге фрагменту юридической материи, причем взгля­дов самых новых, порой до конца еще не аккумулированных юридической наукой. И в этом нам видится тройной эффект для читателя: 1) углубленное познание юридического простран­ства; 2) возможность не только самостоятельно разбираться в действующем законодательстве, но и не теряться в случаях, ко­гда законодательство изменяется; 3) некоторым пользователям книги, познавшим и юридическую доктрину, возможно ока­жется по силам предвидеть направления в изменении законода­тельства, а то и самим выдвигать законодательные предложе­ния.

4. Систематизированность. Учебник состоит из трех взаимо­
связанных частей.

Ч а с т ь п е р в а я «Теория государства и права». Эта исклю­чительно доктринальная часть курса имеет основополагающее значение.

Особая глава в ней посвящена государству. Авторы предви­дят вопрос: «Зачем писать о государстве, когда учебник предна­значен для изучения права?» Дело в том, что государство и пра­во — социальные явления, тесно связанные между собой. Эта связь проявляется не только в том, что государство издает нор­мы права. И хотя оно не является единственным правотворче­ским субъектом, тем не менее основной массив правовых норм,

XIV Предисловие к третьему изданию

причем норм наиболее значимых, закрепляется в нормативных актах, издаваемых государственными органами. Кроме того, оно охраняет нормы права от нарушений, и в этом следует ви­деть основное назначение государства по отношению к праву.

Глава «Теория права» содержит своего рода юридический алфавит, позволяющий прочесть юридический текст и проник­нуть в тайны юридической материи. Теория права дает юриди­ческий инструментарий, своего рода связку ключей, позволяю­щих открыть комнату, на двери которой висит табличка «Пра­во».

Ч а с т ь в т о р а я посвящена материальному праву, задача которого — устанавливать права, свободы и обязанности граж­дан и организаций. В системе российского права насчитывается более двух десятков материальных отраслей. Большинство из них достаточно подробно рассматривается в учебнике.

В части т р е т ь е й представлено восемь процессуальных отраслей, предназначение которых состоит в ликвидации сво­его рода «правовой патологии». Необходимо отметить, что та­кому обилию процессуальных отраслей удивятся даже юристы. Дело в том, что некоторые из этих отраслей еще не закончили свое обособление и пока традиционно рассматриваются в сис­теме «материнских». Сосредоточение и рассмотрение всех про­цессуальных отраслей в одной части курса является новшест­вом и преследует не только методическую, но и научную цель: доказать, что развитое процессуальное право свидетельствует о высокой степени развития российской национальной правовой системы в целом.

Углубленное познание российского права — дело отнюдь не такое легкое, как это может показаться на первый взгляд, оно требует долгого и упорного труда. Однако при заинтересован­ном и вдумчивом подходе читателя мы гарантируем ему поло-окительный результат в изучении права.

Т. В. Кашанина, доктор юридических наук, профессор

А. В. Кашанин,

кандидат юридических наук

Часть первая ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Глава 1

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

§ 1. Понятие и признаки государства. Определение государства

Термин «государство» используется в двух значениях: во-первых, для выделения страны как политике-географического образования и, во-вторых, для обозначения организации поли­тической власти, системы институтов власти. Государство в первом смысле изучается разными науками: социологией, по­литической (социологической) географией и др. Предметом ис­следования науки правоведения является государство во втором (политико-правовом) смысле. Поэтому в данной книге речь пойдет о государстве как организации политической власти, су­ществующей в определенной стране.

Государство — это сложное социальное образование, кото­рое не поддается непосредственному эмпирическому воспри­ятию, так как категории государства присущ высокий уровень абстрактности. Понятие государства можно дать путем указа­ния на его существенные признаки (рис. 1.1).

1. Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континентальный шельф и др. Без территории государство не существует, хотя оно мо­жет изменяться со временем (уменьшаться в результате пораже­ния в войне или увеличиваться в процессе экспансии). Терри­тория есть пространство государства, занятое его населением, где в полной мере действует власть политической элиты. Тер­риториальная принадлежность человека выражается в таких терминах, как «подданный», «гражданин», «лицо без граждан­ства», «иностранец». На своей территории государство поддер-

2 Глава 1. Теория государства

живает свою суверенную власть и имеет право защищать ее от внешнего вторжения со стороны других государств и частных лиц.




Рис. 1.1. Признаки государства


  1. Население. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства. Население и народ (нация) — поня­тия не тождественные. Народ (нация) — это социальная груп­па, члены которой обладают чувством общности и принадлеж­ности к государству благодаря общим чертам культуры и истори­ческому сознанию. Население государства может состоять из одного народа или быть многонациональным. Иногда отноше­ния между нациями могут быть напряженными или даже кон­фликтными, что порой приводит к дестабилизации государства. Для смягчения конфликтов используются различные средства. Наиболее эффективными из них являются федерализация и ав-тономизация.

  2. Публичная власть. Термин «власть» означает способность влиять в нужном направлении, подчинять своей воле, навязы­вать ее подвластным, осуществлять над ними господство. В го-.

§ 1. Понятие и признаки государства. Определение государства 3

сударстве такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой (слоем) людей, которая им управляет. Иначе их еще называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т. п.

Власть политической элиты носит институализированный характер, т. е. осуществляется посредством органов и учрежде­ний, объединенных в единую иерархическую систему. Меха­низм государства, являющийся материальным выражением го­сударственной власти, позволяет обеспечить нормальную жиз­недеятельность общества. К важнейшим частям его относятся законодательные и исполнительные органы. Правители меня­ются, а учреждения сохраняются, за исключением случаев уничтожения государства в результате захвата или гражданской войны. Вследствие своей институализированности государство обладает относительной стабильностью.

Отличительными признаками государственной власти в от­личие от других видов власти (политической, партийной, рели­гиозной, экономической, производственной, семейной и т. д.) являются, во-первых, ее всеобщность, или публичность, т. е. распространение прерогатив на всю территорию, на все населе­ние, а также то, что она представляет все общество в целом; во-вторых, ее универсальность, т. е. способность решать любые во­просы, затрагивающие общие интересы; в-третьих, общеобяза­тельность ее указаний.

Устойчивость государственной власти, ее способность при­нимать решения и проводить их в жизнь зависят от ее легитим­ности. Легитимность власти означает: а) ее законность, т. е. ус­тановление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными; б) ее поддержка населением; в) ее международное признание. Сущест­вует множество средств обеспечения легитимности власти, сре­ди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, рефе­рендумы и др.

4. Право. Как система обязательных правил поведения право является мощным средством управления и начинает использо­ваться с появлением государственности. Государство осуществ-- ляет правотворчество, т. е. издает законы и другие норматив­ные акты, адресованные всему населению. Право позволяет вла­сти делать свои веления непререкаемыми, общеобязательными для населения всей страны, с тем чтобы направить поведение масс в определенное русло. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя эти установления никогда не вы-

4 Глава 1 . Теория государства

полняются в полной мере. Об эффективности юридических норм свидетельствует то, в какой мере большинство населения конкретного государства их соблюдает. Естественно, эта систе­ма не является нейтральной по отношению к интересам раз­личных групп и слоев общества.

5. Правоохранительные органы. Эта часть государственного
аппарата достаточно разветвлена и образует свою подсистему,
в которую входят судебные органы, прокуратура, милиция, ор­
ганы безопасности, внешней разведки, налоговая полиция, та­
моженные органы и др. Они необходимы любому государству,
поскольку власть правителей осуществляется на основании
норм права, приказов, т. е. имеет императивный характер.
Строгая обязательность их выполнения может быть достигнута
только с помощью мер государственного принуждения. Если к
власти проявляется неуважение, то с помощью правоохранитель­
ных органов применяются санкции,
предусмотренные правовой
системой. Характер и объем, принуждения зависят от многих
причин. Если власть нелегитимна, то, как правило, сопротив­
ление ей велико, а, следовательно, принуждение используется
ею шире. Если власть неэффективна или если законы, ею из­
данные, не отражают объективную реальность, также прихо­
дится прибегать к насилию и заставлять правоохранительные
органы работать с перегрузкой. Насилие является последним
аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда
ослабляется ее идеологическая основа и возникает возмож­
ность свержения.

Помимо применения санкций за нарушение правовых норм (взыскание таможенной пошлины, назначение наказания, взы­скание налога, отмена незаконного акта и т. п.) правоохрани­тельные органы используются также для предупреждения дис­баланса в обществе (регистрация сделки в нотариате, примире­ние судом спорящих сторон, предупреждение работниками милиции правонарушений и др.).

6. Армия. Одна из главных целей правящей элиты — сохра­
нение территориальной целостности государства. Хорошо из­
вестно, что пограничные споры между смежными государства­
ми часто являются причиной военных конфликтов. Оснаще­
ние армии современным вооружением делает возможным
захват территории не только смежных государств. По этой
причине вооруженные силы страны и сейчас являются необ­
ходимым атрибутом любого государства. Но применяются они
не толькоу для защиты территориальной целостности-. Армия

§ 1. Понятие и признаки государства. Определение государства 5

может использоваться и в критических внутренних конфлик­тах, для поддержания правопорядка и правящего режима, хотя это и не является прямой ее задачей. Исключение армии из внутриполитической жизни страны делает необходимым мно­гократное увеличение мощи правоохранительных органов на случай социальных конфликтов, что, возможно, обойдется об­ществу дороже.

  1. Налоги. Представляют собой обязательные и безвозмезд­ные платежи, взыскиваемые в установленных размерах и в оп­ределенные сроки, необходимые для содержания органов управле­ния, правоохранительных органов, армии, для поддержки социаль­ной сферы (образования, науки, культуры, здравоохранения и т. п.), создания резервов на случай чрезвычайных происшествий, бедствий, а также для реализации других общих интересов. В ос­новном налоги взимаются принудительно, однако в странах с развитыми формами государственности постепенно переходят к их добровольной уплате. С развитием общества доля налого­вой массы постепенно увеличивается, поскольку государство берет на себя решение все новых и новых задач.

  2. Государственный суверенитет. Как признак государства государственный суверенитет означает, что власть, существую­щая в государстве, выступает как высшая власть, а в мировом сообществе — как самостоятельная и независимая. Иначе го­воря, государственная власть юридически стоит над властью любых других учреждений, партий, находящихся на террито­рии данного государства. В международных же отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства юридически не обязаны выполнять приказы других госу­дарств.

Различают внутренний и внешней суверенитеты. Внутрен­ний суверенитет — это верховенство в решении внутренних дел. Внешний суверенитет — это независимость во внешних де­лах. На начальных этапах развития человечества суверенитет носил абсолютный характер, но затем он все более и более ста­новится относительным, ограниченным, как бы сужается. Внутренний суверенитет постоянно подвергается давлению со стороны национальных и межнациональных групп, других сил, представляющих гражданское общество. Мнение международ­ного сообщества также может влиять на проведение политики внутри государства. Что же касается внешнего суверенитета, то его относительность очевидна, и сужается он с большей скррр-; стью, нежели внутренний. Вообще наличие мирового, сообще-

6 Глава 1, Теория государства

ства и международных организаций ставит деликатную пробле­му: где границы внешней суверенности?

Помимо основных можно указать и на ряд дополнительных признаков, присущих уже современным государствам (единый государственный язык, единая дорожно-транспортная система, единая энергетическая система, единая денежная единица, еди­ное экономическое пространство, единая информационная система, единая внешняя политика, государственные символы: флаг, герб, гимн).

На основании вышеуказанных признаков можно дать опре­деление государства.

Государство это организация суверенной политической вла­сти, действующая в отношении всего населения на закрепленной за ним территории, использующая право и специальный аппарат принуждения.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34



Скачать файл (1229.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru