Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции - Охрана труда - файл n2.doc


Лекции - Охрана труда
скачать (322.5 kb.)

Доступные файлы (2):

n1.doc748kb.11.12.2011 09:23скачать
n2.doc162kb.14.09.2011 20:51скачать

n2.doc

Реклама MarketGid:
3МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Западно-Казахстанский инженерно-гуманитарный университет

Западно-Казахстанский инженерно-технологический университет


Программа обучения по дисциплине

«Охрана труда и основы безопасности жизнедеятельности»

(силлабус)


для студентов _3, 4__ курса

специальности - 050718 – Электроэнергетика, 5В060800 – Экология, 5В120200 – Ветеринарная медицина

форма обучения ____очная____

на __5, 7__ семестр 2011-2012 учебного года

Уральск – 2011 г.


«УТВЕРЖДАЮ»







«СОГЛАСОВАНО»

Председатель МС







Руководитель МСК

Таршилова Л.С.







Амиргалиева А.М.

__________________







___________________

«___»_______2011 г.







«___» _______2011 г.



Составитель: преподаватель, магистр естественных наук Кайырлы А.К.
Кафедра экологии и биотехнологии

109 кабинет

Количество кредитов – 2

Лекции – 15 часов

Практические занятия –8 часов

Лабораторные работы – 7 часов

СРСП – 30 часов

СРС – 30 часов

Форма контроля – экзамен

Всего – 90 часов


Обсужден на заседании кафедры «___»___________2011 г. Протокол №___

Заведующий кафедрой _______________________Л.И. Байтлесова


Одобрено МС

«___» ________________ 2011 г. Протокол № _______

1. Данные о преподавателе:

Кайырлы Аяжан Кадыржанкызы - преподаватель кафедры экологии и биотехнологии, магистр естественных наук.

2. Время и место проведения:

Время проведения: 5 и 7 семестр 2011-2012 учебного года.

Место проведения: г. Уральск, ул. Ихсанова 44/1, каб. 109, часы: по расписанию занятий и согласно графика СРС.

3. Пререквизиты и постреквизиты.

Пререквизиты: необходимым условием для успешного изучения дисциплины «Охрана труда и ОБЖД» является знание дисциплин биологии, химии, физики.

Постреквизиты: В дальнейшем знания по курсу пригодятся при работе на производстве.

4. Краткое описание курса.

Большую роль времени активной жизнедеятельности человек занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды. Роль современного государства в обеспечении жизнедеятельности . Значение уровня гражданского самопознания, нравственности и культуры всех членов общества в вопросах обеспечения безопасности. Влияние научно-технического прогресса, роста благосостояния и интеллектуального потенциала общества на увеличение количества возникающих катастроф природного и техногенного характера и масштабов ущерба от них.

Цель преподавания дисциплины: теоретическая и практическая подготовка студентов по совершенствованию вопросов безопасности и охраны труда.

Задачи курса:

  • оказать необходимость использования системного подхода при изучении вопросов обеспечения безопасности и охраны труда;

  • выработать умение использовать нормативные и правовые акты, содержащие нормы безопасности и охраны труда, а также осуществлять контроль за их соблюдением;

  • дать представление о взаимосвязи функциональных и психофизиологических возможностях человека и его совместимости с производственной средой;

  • познакомить с мерами по предотвращению и снижению рисков на рабочих местах и в технологических процессах.


В результате изучения курса студенты должны:

Знать:

• теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»;

• правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;

• основы физиологии и рациональные условия деятельности;

• анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификацию;

• средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов;

• методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;

• методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.

Уметь:

• обеспечивать безопасные условия труда работникам в процессе их трудовой деятельности;

• разрабатывать физиологически обоснованные нормы труда и осуществлять контроль за ними;

• принимать меры по предотвращению рисков на рабочих местах и технологических процессах;

• организовывать и проводить расследования несчастных случаев на производстве в порядке, установленным законодательством РК;

• устанавливать порядок по обеспечению работников средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия вредных и опасных производственных факторов, а также проводить контроль за их применением по назначению;

• организовывать и проводить проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда в соответствии с правилами, утвержденными уполномоченным органом;

• планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Требования к ключевым компетенциям:

Бакалавр в рамках изучения дисциплины должен иметь представление:

• о законах и законодательствах в области безопасности и охраны труда;

• об основных требованиях международного и республиканского законодательства в области безопасности и охраны труда;

• о тенденциях развития в сфере современного бизнеса и его значение для безопасности региона, области.
5. Политика выставления оценок

Текущий контроль успеваемости студентов проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях. Оценка текущего контроля (оценка рейтинга допуска) складывается из оценок текущего контроля на аудиторных занятиях и оценок рубежного контроля (внеаудиторные занятия).

При текущем контроле успеваемости учебные достижения студентов оцениваются по 100 бальной шкале за каждое выполненное задание (ответ на текущих занятиях, сдача домашнего задания, самостоятельной работы студента) (далее - СРС), рубежный контроль и окончательный реузультат текущего контроля успеваемости подводится расчетом среднеарифметический суммы всех оценок, полученных в течение академического периода.
Дисконт:

1. Несвоевременная сдача работы – (-10 балл)

2. Дезорганизующее поведение на занятиях – (-10 балл)

Бонус:

1.Активная работа – 10 балл

2.Оригинальность ответа – 10 балл

3.Досрочно выполненная работа – 5 балл
6. Политика курса, академического поведения и этики

  1. Не пропускать занятия;

  2. Пропущенные занятия отрабатывать в определённое преподавателем время.

  3. Не опаздывать на занятия.

  4. Отключать сотовые телефоны.

  5. В случае невыполнения заданий итоговая оценка снижается (дисконт).

  6. Активно участвовать в учебном процессе.

  7. Со всей ответственностью и старательно выполнять домашние и прочие задания.

  8. Конструктивно поддерживать обратную связь на занятиях.

  9. Соблюдать Устав вуза, Кодекс чести, Правила внутреннего распорядка



7. Календарно-тематический план


Неделя

Наименование темы

Лекции

ПЗ

СРСП

СРС

Всего

1

Введение. Предмет и задачи курса.

1

1

2

2

6

2

Правовые и организационные вопросы охраны труда.

1

1*

2

2

6

3

Метеорологические условия производственной среды.

1

1

2

2

6

4

Производственное освещение.

1

1*

2

2

6

5

Защита от шума и вибрации, вредных веществ и излучений.

1

1

2

2

6

6

Электробезопасность.

1

1*

2

2

6

7

Основы техники безопасности.

1

1

2

2

6

8

Основы пожарной безопасности.

1

1*

2

2

6

9

Оборудование пожароопасных, взрывоопасных помещений.

1

1

2

2

6

10

Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

1

1*

2

2

6

11

Радиационная безопасность.

1

1

2

2

6

12

Чрезвычайные ситуации.

1

1*

2

2

6

13

Опасности и защита от них.

1

1

2

2

6

14

Защита населения.

1

1*

2

2

6

15

Основы здорового образа жизни и социально значимые болезни в Казахстане.

1

1

2

2

6

Итого по дисциплине

15

15

30

30

90


8. Планы семинарских (практических) занятий
Тема 1: Введение. Предмет и задачи курса.

Цель: Рассмотреть основные определения и понятия, используемые в курсе «Охрана труда и ОБЖД».

Содержание занятия – фронтальный блиц опрос с учетом знания следующих вопросов:

  1. Деятельность, жизнедеятельность, здоровье, среда обитания;

  2. Вредный производственный фактор, опасный производственный фактор, производственная среда, рабочее место, негативное воздействие, безопасность.


Тема 2: Правовые и организационные вопросы охраны труда (лабораторная работа).

Цель: Рассмотреть основные правовые вопросы по безопасности и охране труда.

Содержание занятия - рассмотреть следующие вопросы:

1. Национальная политика Республики Казахстан в области охраны труда.

2. Система законодательные акты и нормативные документы по охране труда.

3. Система управления охраной труда.

4. Основные функции и задачи органов управления.
Тема 3: Метеорологические условия производственной среды.

Цель: Ознакомиться с методом определения основных санитарно-технических параметров производственного предприятия.

Содержание занятия – определить следующие параметры рабочего место:

1. Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе.

2. Оценка качества питьевой воды.

3. Исследование параметров микроклимата рабочей зоны.

4. Понятие и классификация производственного микроклимата.
Тема 4: Производственное освещение (лабораторная работа).

Цель: Ознакомиться с методом расчета освешенности рабочего места.

Содержание занятия - определить методом расчета освещенность рабочего места:

  1. Основные светотехнические величины.

  2. Методы расчета освещенности.


Тема 5: Защита от шума и вибрации, вредных веществ и излучений.

Цель: Рассмотреть влияние вредных веществ и шума на организм человека.

Содержание занятия - фронтальный блиц опрос с учетом знания следующих вопросов:

1. Влияние действия их на организм человека.

2. Характеристики шума и вибрации.

3. Нормирование и контроль их уровней.
Тема 6: Электробезопасность (лабораторная работа).

Цель: Рассмотреть меры, обеспечивающие электробезопасность предприятия.

Содержание занятия - рассмотреть следующие вопросы:

1. Требования, предъявляемые к персоналу по обслуживанию электроустановок.

2. Кто несет ответственность за электробезопасность на предприятии?
Тема 7: Основы техники безопасности.

Цель: Рассмотреть основные требования безопасности к производственным процессам и оборудованиям.

Содержание занятия - фронтальный блиц опрос с учетом знания следующих вопросов:

  1. Правила безопасности при размещении производственного оборудования.

  2. Общие требования безопасности по обслуживанию оборудования и систем управления производственным процессом.

  3. Правила безопасности при эксплуатации подъемно-транспортных машин.


Тема 8: Основы пожарной безопасности (лабораторная работа).

Цель: Изучить основные причины пожаров на предприятиях.

Содержание занятия - рассмотреть следующие вопросы:

1. Основные сведения о горении и пожарной опасности веществ.

2. Причины неэлектрического и электрического характера.

3. Назовите опасные факторы при пожаре.

4. Государственный пожарный надзор.

5. Изучение средств пожаротушения.
Тема 9: Оборудование пожароопасных, взрывоопасных помещений.

Цель: Изучить основные пожароопасные и взрывоопасные оборудование и средства.

Содержание занятия - фронтальный блиц опрос с учетом знания следующих вопросов:

1. Огнестойкость строительных конструкций.

2. Способы повышения огнестойкости зданий и сооружений.
Тема 10: Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности (лабораторная работа).

Цель: Рассмотреть понятие о безопасности жизнедеятельности и функции гражданской обороны.

Содержание занятия - рассмотреть следующие вопросы:

1. Организация и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент безопасности страны.

2. Роль, основные задачи и организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям РК.
Тема 11: Радиационная безопасность.

Цель: Рассмотреть классификацию ионизирующего излучения.

Содержание занятия - фронтальный блиц опрос с учетом знания следующих вопросов:

  1. Источники ультрафиолетового излучения и защита от них.

  2. Источники лазерного излучения и защита от них.

  3. Источники инфракрасного излучения и защита от них.


Тема 12: Чрезвычайные ситуации (лабораторная работа).

Цель: Рассмотреть различные классификации чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Содержание занятия – рассмотреть следующие вопросы:

1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

2. Основные понятия и определения, классификация.

3. Классификация ЧС по масштабам распространения последствий, привести пример.

4. Классификация ЧС по причине возникновения, привести пример.

5. Классификация ЧС по скорости, привести пример.

6. Классификация ЧС по возможности предотвращения, привести пример.
Тема 13: Опасности и защита от них.

Цель: Рассмотреть различные опасности среды обитания.

Содержание занятия - фронтальный блиц опрос с учетом знания следующих вопросов:

1. Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождения.

2. Классификация негативных факторов.

3. Загрязнения атмосферы

4. Факторы риска, представляющие опасность для окружающей природной среды.
Тема 14: Защита населения (лабораторная работа).

Цель: Рассмотреть этапы и направления мероприятий по защите населения.

Содержание занятия - рассмотреть следующие вопросы:

1. Этапы проведения мероприятий по защите населения.

2. Инженерные мероприятий по защите населения.

3. Эвакуация населения.

4. Основы организации и проведения спасательных и других работ.
Тема 15: Основы здорового образа жизни и социально значимые болезни в Казахстане.

Цель: Рассмотреть различные особо опасные инфекции в Казахстане.

Содержание занятия - фронтальный блиц опрос с учетом знания следующих вопросов:

1. Чума, клиника и профилактика чумы.

2. Холера, клиника и профилактика холеры.

3. Сибирская язва, клиника и профилактика сибирской язвы.

4. Туберкулез, источник заражения и профилактика туберкулеза.
9. График выполнения и сдачи заданий по дисциплине





Средн.арифмет.

Баллы за 1 задан.
Недели семестра




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Рубежный контроль

100
























100



















100

Участие на лабораторно-практических занятиях

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

СРС

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Итоговая оценка

200

















































Рейтинг допуск

100

















































Экзамен

100


















































Оценка текущей успеваемости составляет 60% от итоговой оценки знаний по дисциплине, и оценка экзамена составляет 40% от итоговой оценки знаний по дисциплине. При подсчете итоговой оценки отделом регистрации применяются соответственно коэффициенты 0,6; 0,4:



ИО =

РК1 (100) + РК2 (100)

х 0,6 + ИК (100) х 0,4

2


где: РК 1 – 1-ый рейтинговый контроль;

РК 2 – 2-ой рейтинговый контроль;

ИК – итоговый контроль;

ИО – итоговая оценка.

Студент, не согласный с результатами оценки рейтинга допуска и/или итогового контроля, имеет право подать апелляцию не позднее следующего дня после выставления рейтинга и/или проведения экзамена. Результаты заседания апелляционной комиссии оформляются протоколом.

Пересдача оценки, равно как положительной (с целью повышения), так и неудовлетворительной, по итоговому контролю не разрешается.
10. Задания самостоятельной работы
Тема 1: Введение. Предмет и задачи курса.

Цель: Рассмотреть основные определения и понятия, используемые в курсе «Охрана труда и ОБЖД».

Содержание занятия – индивидуальное собеседование по следующим понятиям и терминам:

1. Труд и его виды.

2. Опасности в быту и на производстве.
Тема 2: Правовые и организационные вопросы охраны труда.

Цель: Рассмотреть основные законы и подзаконные акты в области безопасности и охране труда.

Содержание занятия – задание в письменном ответе:

1. Дать письменный ответ по теме: «Задачи и функции основных законов в области безопасности и охраны труда».
Тема 3: Метеорологические условия производственной среды.

Цель: Рассмотреть характеристики вредных факторов производственной среды.

Содержание занятия – тестирование с учетом знания следующих вопросов:

1. Вредные факторы в производственной среде.

2. Опасные факторы в производственной среде.
Тема 4: Производственное освещение.

Цель: Изучение влияния прозводстенного освещения на безопасность труда.

Содержание занятия – индивидуальное собеседование по теме: «Влияние освещенности рабочих мест на безопасность труда».
Тема 5: Защита от шума и вибрации, вредных веществ и излучений.

Цель: Изучить влияние шума и вредных веществ на организм человека.

Содержание занятия – тестирование с учетом знания следующих вопросов:

1. Характеристики шума, вибрации.

2. Нормирование и контроль уровней шума и вибрации.

3. Меры защиты от их вредного воздействия.
Тема 6: Электробезопасность.

Цель: Рассмотреть классификацию электроустановок, электрических сетей и помещений по опасности поражения человека электрическим током.

Содержание занятия - написать доклад на темы и ответить на вопросы:

1. Написать доклад на тему: «Меры, обеспечивающие электробезопасность на предприятии».

2. «Категории помещений по степени опасности поражения людей электрическим током».

3. В каких случаях применяют защитное заземление?

4. Что такое зануление и в каких случаях оно применяется?

5. Назовите виды защитных ограждений.

6. Для чего предназначена громозащита?

7. Назовите виды молниеотводов.
Тема 7: Основы техники безопасности.

Цель: Рассмотреть общие правила по технике безопасности электроустановок.

Содержание занятия - написать реферат на темы: «Техника безопасности при эксплуатации электроустановок».
Тема 8: Основы пожарной безопасности.

Цель: Рассмотреть виды строительных конструкций по возгораемости, средства извещения и сигнализации о пожаре.

Содержание занятия - рассмотреть следующие вопросы:

1. Дайте характеристику зданиям в зависимости от их огнестойкости..

2. Назовите меры, повышающие огнестойкость строительных конструкций здания.

3. Что такое пожарная сигнализация и связь?

4. Перечислите виды пожарной сигнализации и связи.

5. Назовите основные элементы пожарной сигнализации.
Тема 9: Оборудование пожароопасных, взрывоопасных помещений.

Цель: Изучить основные пожароопасные и взрывоопасные помещений .

Содержание занятия – ответ в развернутом виде:

1. Дать письменный ответ по категориям пожароопасных и взрывоопасных помещений.
Тема 10: Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

Цель: Рассмотреть законодательные акты и положения РК в области ЧС.

Содержание занятия – написать доклады на темы:

1. Общий принцип организации ГО.

2. Принципы защиты людей при ЧС.

3. Структура ГО и ЧС на промышленном объекте.

Доклад не должен превышать пяти минут.
Тема 11: Радиационная безопасность.

Цель: изучить природу ионизирующих излучений и рассмотреть мероприятия по защите от него.

Содержание занятия - провести индивидульное собеседование по теме: «Характеристики ионизирующих излучений, влияние на организм человека и защита».
Тема 12: Чрезвычайные ситуации.

Цель: Рассмотреть характеристики поражающих факторов ЧС.

Содержание занятия – дать письменный ответ по следующим вопросам:

  1. Поражающие факторы источников ЧС техногенного характера.

  2. Поражающие факторы источников ЧС природного характера.

  3. Поражающие факторы ЧС военного времени.

  4. Виды оружия массового поражения.

  5. Определить характер разрушений и вероятность возникновения завалов в районе землетрясения.

  6. Экстремальные ситуации в природных и городских условиях.

  7. Экологические аспекты безопасности жизнедеятельности.


Тема 13: Опасности и защита от них.

Цель: Определить основные опасности в среде обитания.

Содержание занятия - слайд-презентация по теме: «Оказание первой медицинской помощи при различных опасностях».
Тема 14: Защита населения при ЧС.

Цель: Рассмотреть мероприятия по защите населения при ЧС.

Содержание занятия -дискуссия на тему: «Проведение мероприятий по защите населения при ЧС».
Тема 15: Основы здорового образа жизни и социально значимые болезни в Казахстане.

Цель: Рассмотреть различные особо опасные инфекции в Казахстане.

Содержание занятия - рассмотреть современную обстановку социально значимых болезней в РК:

1. Чума, клиника и профилактика чумы.

2. Холера, клиника и профилактика холеры.

3. Сибирская язва, клиника и профилактика сибирской язвы.

4. Туберкулез, источник заражения и профилактика туберкулеза.

5. СПИД, профилактика СПИДа.

6. Алкоголизм, наркомания.
11. Список литературы для изучения
Основная

  1. Аманжолов, Ж. Охрана труда и техника безопасности / Ж. Аманжолов. – Астана: Фолиант, 2007. – 444с.

  2. Приходько, Н. Безопасность жизнедеятельности / Н. Приходько. – Алматы.: ВШП «Әділет», 2000. - 366с.

  3. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Белов. - М.: Высшая школа: - 1999. – 448с.

  4. Арустамов, Э.А. Безопасность жизнедеятельности / Э.А. Арустамов. - М.: Издательский Дом «Дашков и К0». - 2000. – 678с.


Дополнительная

  1. Исанов, К.Ш. Обеспечение безопасности жизнедеятельности / К.Ш. Исанов. – Алматы: Жеті жарғы: - 1999. - 192с.

  2. Пересветов, Н.Н. Обеспечение жизнедеятельности: от теории к практике / Н.Н. Пересветов. – Уральск: Западно-Казахстанский ЦНТИ: - 2006. - 218с.

  3. Кукин, П.П. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда) / П.П. Кукин. - М.: - Высшая школа: - 1999. – 318с.

  4. Русак, О.Н. Безопасность жизнедеятельности / О.Н. Русак. – СПб.: ЛТА, 1997. - 286с.

Реклама:





Скачать файл (322.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru