Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Конспект урока по литературе (8 класс): Рассказ В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нет - файл n1.doc


Конспект урока по литературе (8 класс): Рассказ В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нет
скачать (79 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc79kb.23.01.2013 19:19скачать

n1.doc

Реклама MarketGid:
Конспект урока по литературе для 8 класса
Тема урока: В.П. Астафьев. Проблемы рассказа "Фотография, на которой меня нет".

урока по изучению темы: "Из русской литературы XX века" (урок № 15), в системе поурочного планирования - № 56.

Тип урока: урок изучения художественного произведения (технология обучения в сотрудничестве).

Цель урока: изучить рассказ В.П. Астафьева "Фотография, на которой меня нет" в условиях организации групповой работы.

Задачи урока:

  • образовательная: продолжать изучение русской литературы, учить выражать мнение и обосновывать его, формулировать ответы на поставленные вопросы, в том числе и проблемного характера.

  • воспитательная: воспитывать любовь к литературному наследию, формировать читательскую культуру, умение работать в команде.

  • развивающая: развивать навыки анализа текста художественного произведения, развивать речевые и коммуникативные умения учащихся, интеллектуальные навыки обобщения и структурирования.

Оборудование к уроку: учебник (Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 8 класс. Учебник. – М.: Просвещение, 2009), доска, мел, карточки с заданиями для каждой группы, презентация об авторе (выполнена учителем), проектор, компьютер.

Эпиграф к уроку: "Если бы мне дано было повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами и поражениями, восторгами и горестями утрат, которые, кстати, помогают обостренней видеть мир и чувствовать доброту" (В.П. Астафьев).

Подготовка к уроку: спланировать помещение во время перемены (расставить парты и стулья).

Список литературы:

  • Буслакова Т.П. Русская литература XX века. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 324-331.

  • Поурочные разработки по литературе. 8 класс / под ред. И.В. Золотаревой. – М.: Вако, 2007.

  • Сидорова Л.А. Групповая работа на уроке литературы // http://www.festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"]

  • Смирнов Л. Постижение духовной природы человека // Литература в школе. - № 4. – 1995.


План урока:




Этап урока

Приемы и методы

Время

1.

Орг. момент

слово учителя

2 мин.

2.

Вступление

слово учителя

3 мин.

3.

Проверка домашнего задания

репродуктивный (подготовка докладов),

в том числе элементы эвристического метода

10 мин.

4.

Работа в группах

эвристический метод

(построение системы вопросов и заданий по тексту произведения),

поисковый метод

10 мин.

5.

Выступление групп

(презентация докладов)

репродуктивный

15 мин.

6.

Подведение итогов урока,

оценивание работы групп

метод беседы

слово учителя

3 мин.

7.

Рефлексия




2 мин.

8.

Домашнее задание

репродуктивный







Этапы урока.

Методы и средства

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Орг. момент.
слово учителя

сообщение темы и цели урока

Приветствие.

Проверка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.
- Наше сегодняшнее занятие посвящено рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет". Этот рассказ является главой повести "Последний поклон" и содержит эпизод из жизни главного героя Виктора Потылицына.


слушают учителя

2. Вступительное слово учителя
чтение эпиграфа

беседа

Выразительное чтение эпиграфа учителем.
- Эти слова принадлежат замечательному писателю ХХ века- Виктору Петровичу Астафьеву. Широкую известность принесли ему книги для взрослых, начинал же он как детский писатель с рассказа, который вы читали в 5 классе (“Васюткино озеро”).

- Ребята, а вы согласны с Астафьевым? Как бы вы поступили?


выражают личное мнение по данному вопросу

3. Проверка

домашнего задания

доклад учащихся

просмотр презентации
подготовка учащихся к основной части урока
выразительное чтение
беседа

практическая работа


формулировка цели урока

- Дома вам нужно было подготовить сообщение о биографии писателя.

[во время выступления учащихся демонстрируется презентация, содержащая фотографии Астафьева, а также его родных мест, книг]

- Помимо этого, каждый из вас должен был уже прочитать рассказ, чтобы сегодня на уроке мы работали быстро и увлекательно, не отвлекаясь на технические моменты.

- Итак, прочитайте последние 3 абзаца рассказа (со слов “Смотрю, иногда улыбаюсь, вспоминая…” до конца) и соотнесите их с названием.

- Какие вопросы у вас возникают?

- Запишите их в тетрадь.

[учитель в это время записывает вопросы на боковой доске]
- Дальнейшая работа с текстом рассказа в группах и коллективно поможет нам ответить на вопросы и разобраться в прочитанном.

один-два ученика рассказывают о наиболее интересных фактах из жизни писателя
один из учеников выразительно читает вслух нужные строки рассказа, остальные – слушают и следят в тексте
формулируют вопросы на основе прочитанного (например: 1. Почему автору так дороги деревенские фотографии? 2. Чем дороги деревенские фотографии? 3. Почему автор называет деревенскую фотографию “настенной историей”, “своеобычной летописью”? 4. Какую память хранит деревенская фотография?),

фиксируют их в тетрадь


4. Работа

в группах
слово учителя

( инструктаж)

работа в тетради


распределение заданий (карточек с вопросами)

слово учителя, настрой на работу

- Ребята, сегодня мы будем работать в группах. Первые пять человек – первая группа, вторые пять человек – вторая группа и т.д. Всего 6 команд (по две группы на каждой колонке).

- Каждая группа получает одно задание на всех, которое является частью целой темы. Вы совместно готовите общий ответ на вопросы и выбираете того, кто сделает устную презентацию вашей коллективной работы.

- На сегодняшнем уроке мы будем работать по плану (запишите его в тетрадь).

План [демонстрируется слайд]:

1. Приезд фотографа в село.

2. Лечение болезни. Бабушка Катерина Петровна.

3. Быт деревенской избы.

4. Школьные учителя.

5. Старая деревенская школа.

6. Практические знания деревенских ребят.

Наш основной вопрос таков: Как и какими деталями быта и человеческих отношений запечатлел писатель деревенскую жизнь 30-х годов в рассказе? В ходе урока попытаемся ответить на этот вопрос.
Итак, задания группам.

[учитель раздает карточки]
I группа:

1. Пересмотрите рассказ и найдите эпизод “Приезд фотографа в село”.

2. Подготовьте краткий пересказ-анализ эпизода по вопросам:

- Как отнеслись к известию о приезде фотографа жители?

- Как принимали фотографа?

- Как школьники готовились к предстоящему событию - фотографированию?
II группа:

1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает, как он простудился, а бабушка его лечила.

2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по вопросам:

- Почему и как герой простудился?

- Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?

- Что и как говорила бабушка (какой была ее речь)?
III группа:

1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает избу, в которой он жил, и соседние избы.

2. Подготовьте пересказ-анализ по вопросам:

- Какими были окна в доме бабушки?

- Какие цветы росли у бабушки в доме, как она за ними ухаживала?

- Какими запомнились герою окна соседних домов?
IV группа:

1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых герой вспоминает первых деревенских учителей.

2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по вопросам:

- Какими вспоминаются первые учителя: как выглядели, кем были на селе?

- Как относились деревенские жители к учителям?

- Как бабушка принимала учителя у себя дома?

- С какими чувствами вспоминает писатель школьных учителей?
V группа:

1. Пересмотрите рассказ и найдите эпизод “Старая деревенская школа”

2. Подготовьте пересказ-анализ по вопросам:

- Какой была школа? Как в ней учились?

- Как появились учебники у ребят?

- С каким чувством вспоминает автор старую школу?
VI группа:

1. Пересмотрите рассказ и найдите фрагменты, в которых вспоминается жизнь деревенских ребятишек: их занятия, умения, случаи из школьной жизни.

2. Подготовьте краткий пересказ-анализ по вопросам:

- Как были одеты деревенские ребятишки?

- Что знали и умели “по-своему, по-деревенски” сельские ребята?

- Как в случае со змеей раскрываются ребята и учитель?
- Итак, все группы получили свои задания. У вас есть 10 минут для обсуждения, после чего мы выслушаем 6 выступлений и сделаем коллективный вывод.

слушают организационные комментарии учителя, занимают места согласно распорядку
записывают план в тетрадь

записывают вопрос в тетрадь


получают карточки

слушают учителя, после чего начинают работу в группах

5. Выступление групп (презентация докладов)
устные выступления учащихся

- Настало время представить ваши ответы.
Примерные ответы:

I группа:

Известие о приезде фотографа “взбудоражило” школу: занятия в школе были прерваны, учителя стали думать, где разместить фотографа. Неподходяще было оставить его у себя, решили в заезжий дом определить, но тетка Авдотья отговорила, так как там ямщиков полный дом, пить будут и некультурно себя вести. Пристроили на ночь фотографа у уважаемого всеми человека Ильи Ивановича Чехова: “там его и разговором умным займут, и угостят, и книжку почитать дадут”. В селе все переживали и хотели угодить фотографу. Ученики весь вечер гужом ходили гадали и распределяли, кто где сядет, во что оденется. Было решено, что прилежные ученики сядут впереди, средние- в середине, плохие – назад.

- Т.о., приезд фотографа в село описан Астафьевым как очень значительное, “неслыханно важное” событие для деревни в 30-е годы.

II группа:

Герой рассказа с другом Санькой тоже хотели занять достойное место на снимке, но решение вопроса о месте вышло не в их пользу. Несмотря даже на драку, которой они хотели доказать, что “люди не пропащие”, ребята их прогнали. Тогда мальчики, ругаясь, с остервенением пошли кататься на увал с крутого обрыва на санках и начерпали полные валенки снегу. Ночью нестерпимо заболели ноги. Бабушка называла эту болезнь “рематизм”. Она сначала по-своему, по-деревенски, ворчала, даже передразнивала ответы внука (примеры). Но делала это как-то заботливо и ласково (примеры). Стала натирать ноги спиртом, бормотала молитву, заплакала и заставила деда топить баню. Утром унесла в баню, растирала ноги березовым веником, грела над паром от каленых камней, дома дала ложку настойки водки на борце, брусники и молока, кипяченного с маковыми головками. А потом им с Санькой даже обещала свозить их к “самолучшему” фотографу в городе.

- Т.о., бабушка героя, с ее речью, богатой народными выражениями и словами, умениями, заботой и неиссякаемой любовью является олицетворением Семейного Лада.

III группа:

Находясь больше недели дома, герой целыми днями глядел в окно на улицу. По окну, еще не заходя в дом, можно определить, какая живет хозяйка, каков у нее характер и обиход в доме. У бабушки рамы вставлялись на зиму с толком и неброской красотой: в горнице клала между рам вату и на нее розетки рябины с листиками; в “середней” и в кути – мох вперемежку с брусничником, на мох- несколько березовых углей и ворохом рябину без листьев. Мох- от сырости, уголь- окнам замерзнуть не дает, а рябина – от угару. У дяди Левонтия промеж рам ничего не лежит, даже стекла не все целы. Тут изучать нечего. У тетки Авдотьи всего навалено: и ваты, и моху, и калины, главное украшение – цветы. Сама тетка Авдотья такая- всего в ней навалом: и легкомыслие ,и доброта, и сварливость.

У бабушки цветы тоже с толком. Листья мятного цветка она в чай заваривает, еще алой есть и два фикуса, которые она “стережет пуще глаза”. Бабушка ухаживает за цветами, зимой почти все горшки с геранями, сережками, розочкой, луковицами находятся в подполье, но как наступает весна, она их достает и ставит на теплое место, а потом наблюдает, как появляются цветы, “живунчики”, по-бабушкиному.

- Т.о., деревенская изба с ее бытом является олицетворением Дома.

IV группа:

Лицо учителя было бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, прическа- волосы назад, добрые глаза. Лет 25, но герою казался очень солидным человеком. Ничего особенного: чуть виноватая улыбка, вежливый, застенчивый, всегда готовый броситься вперед и оборонить своих учеников. Учителя были заводилами в сельском клубе, играм и танцам учили, ставили смешные пьесы, на свадьбах бывали почетными гостями. Жили они в одной половине дряхленького домишка, оставшегося от выселенцев. У жителей к учителям было всеобщее молчаливое уважение. Незаметно деревенские бабы приносили и оставляли молоко, сметану, творог, бруснику; помогали глядеть за ребенком, один раз даже незаметно отдали подшивать валенки сапожнику, а он денег не взял; воз дров привезли. Когда появился учитель в доме, бабушка сразу всполошилась, одежду убрала в горницу, пригласила проходить, поставила самовар. А потом вместе пили чай с вареньем, сушками, пряниками, молоком. Это было большой честью и радостью. После ухода учителя бабушка в тот день даже не ругалась и хвасталась всем, что заходил учитель. Только после многих лет писатель узнал имена учителей, но сохранил в памяти образ человека, связанный со словом “учитель”.

- Т.о, деревенский учитель становится олицетворением Учителя, человека, растворившегося в памяти людей.

V группа:

Школа размещалась в старом деревенском доме с угарными печами. Не было парт, скамеек, учебников, тетрадей, карандашей. Один букварь и красный карандаш. Писали поочередно, счету учились на спичках и палочках. Потом собрали всем селом ненужные вещи, сдали в “Утильсырье”,и появились карандаши, тетради, краски. Учитель привез учебники: один на пятерых, один на двоих. Столы и скамейки сделали деревенские мужики.

- Т.о., школа тех лет хранит память о трудной деревенской жизни.

VI группа:

Деревенские ребята были одеты бедно, “шибко бедновато” ( в шубейках, телогрейках они на фотографии), кто с оторопелым лицом, кто смеется, кто губы поджал, кто рот открыл. По-деревенски они знали лес, умели копать и есть корни саранок, жевать лиственничную серу, различать по голосам птичек, зверьков, как спастись от пожара и выйти из леса, если заблудишься. Во время похода на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора ребята увидели змею. Учитель начал отчаянно бить ее через плечо, пока та не перестала шевелиться. Ребята знали, что нельзя так бить змей: они могут вокруг палки обвиться, это они объясняли учителю и были удивлены, что он, не видя раньше никогда змей, так бесстрашно бросился оборонять их.

от каждой группы выступает по одному представителю, возможны дополнения, уточнения, в том числе и от участников других команд

6. Подведение итогов урока, оценивание команд

- Все команды – молодцы, хорошо подготовились.

[отметить плюсы и минусы подготовки каждой команды]

- Какой же вывод мы можем сделать? Вспомните вопросы, записанные в самом начале урока.


слушают учителя


отвечают на вопрос, формулируют вывод

Старая деревенская фотография – это не просто застывший снимок. Это оживающая в воспоминаниях память о прошлом. Эта память хранит приметы Дома, Семьи, Школы какого-то отрезка времени в истории жизни человека и народа.

7. Рефлексия
обсуждение достигнутых результатов

- Какие чувства у вас вызвал рассказ Астафьева?

- Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

- Продолжите предложения:

1. На занятии для меня было важно...

2. Занятие помогло задуматься о...

3. Я научился...

4. У меня возникли трудности...

отвечают на поставленные вопросы, вступают в диалог с учителем

8. Домашнее задание

Дома вам нужно будет обратиться к своим родителям, бабушкам-дедушкам, найти семейный архив (если такой есть в вашей семье), выбрать одну из фотографий и написать сочинение на тему: "О чем нам говорят старые фотографии?"

После этого мы устроим презентацию ваших работ и их выставку на стенде. Так что вы сможете продемонстрировать свои творческие способности!

слушают и записывают задание

Реклама:





Скачать файл (79 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru