Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Конспект урока по литературе (11 класс): Анна всея Руси (творчество А.А. Ахматовой) - файл n1.doc


Конспект урока по литературе (11 класс): Анна всея Руси (творчество А.А. Ахматовой)
скачать (100 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.doc100kb.23.01.2013 19:19скачать

n1.doc

Реклама MarketGid:
Конспект урока по литературе для 11 класса
Тема урока: "Анна всея Руси" (творчество А.А. Ахматовой).

урока по изучению темы: "Анна Ахматова. Очерк жизни и творчества" (урок № 1-2), в системе поурочного планирования - № 28-29. Урок рассчитан на 2 часа.

Тип урока: урок-мастерская (вводный урок + урок анализа произведений).

Цель урока: формирование общего представления учащихся о поэтическом мире Анны Ахматовой в условиях специально организованного развивающего учебного пространства.

Задачи урока:

  • образовательная: знакомство с основными темами творчества А.Ахматовой и особенностями ее лирических произведений, совершенствование умений анализа поэтических текстов и работы с литературно-критическими статьями.

  • воспитательная: воспитание любви к поэтическому слову, формирование читательской культуры, воспитание осознания ценности совместной деятельности.

  • развивающая: развитие понимания авторской позиции, образного и аналитического мышления, речевых и коммуникативных умений.

Оборудование к уроку: учебник (Зинин С.А., Чалмаев В.А. Литература XX века. Учебник. 11 класс. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2009), доска, мел, портрет Анны Ахматовой, распечатка статьи Н.Скатова, раздаточный материал: карточки с высказыванием К.И. Чуковского, со стихотворениями А.Ахматовой, статья Эйхенбаума.

Использование доски: в ходе урока на доске появляются записи, раскрывающие содержание

с
Число

Классная работа

"Анна всея Руси"
лова-индуктора

портрет А.А.


Список литературы:

  • Анна Ахматова: pro et contra. Антология. – СПб.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2005. – 992 с.

  • Буслакова Т.П. Русская литература XX века. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 51-84.

  • История русской литературы. XX век. В 2 частях. Часть 1 / Под ред. В.В. Агеносова. – М.: Дрофа, 2007. – С. 297-316.

  • Казакова Т.В. Урок-мастерская в 11 классе (2 часа) "О муза плача, прекраснейшая из муз! О ты, шальное исчадие ночи белой!" (М. Цветаева) // http://www.rusedu.ru [образовательный портал]

План урока:



Этап урока

Приемы и методы

Время

1.

Орг. момент

слово учителя

2 мин.

2.

Индукция

слово учителя, метод беседы

10 мин.

3.

Самоконструкция

эвристический метод, метод беседы

10 мин.

4.

Социоконструкция

эвристический метод (прием работы в парах)

10-15 мин.

5.

Социализация

эвристический метод (прием работы в группах)

10 мин.

6.

Афиширование

метод творческого чтения, метод беседы, репродуктивный (презентация сообщений)

20 мин.

7.

Разрыв

слово учителя, метод творческого чтения, эвристический метод

25 мин.

8.

Творческая работа

метод беседы

5 мин.

9.

Рефлексия




5 мин.

10.

Домашнее задание,

подведение итогов урока

слово учителя

5 мин.




Этапы урока.

Методы и средства

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность ученика

1. Орг. момент.
слово учителя

Приветствие.

Проверка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.




2. Индукция

(создание эмоционального настроения, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения)
беседа

слово учителя

выбор слова-индуктора

беседа
постановка цели урока



- Как вы считаете, что помогает понять истинный характер того или иного человека?
- Была ли у вас такая ситуация: увидели впервые человека, но потом мнение ваше изменилось?

- А что помогает понять автора литературных произведений?


«Итак, сударыни и судари, к нам идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим поэт. А зовут его – Анна Ахматова», - так приветствовал первую книгу стихов Ахматовой «Вечер» поэт Михаил Кузмин в 1912 году. А потом Анну Андреевну назвали Сафо 20 века. Ее поэзия строгая и классически соразмерная. Заслуги ее отмечены высокими премиями и званиями: в 1964 году – премия Этнотаурмина в Италии, в 1965 году в Лондоне Ахматовой присудили почетную докторскую степень, в этом же году вышла ее книга «Бег времени», ставшая событием года, а 100-летний юбилей поэтессы по решению ЮНЕСКО отмечался во всем мире. Признание к Ахматовой пришло, правда, поздно – только на закате жизни (она умерла в 1966 году). Последний сборник поэтессы вышел в 1922 году, после чего наступило долгое молчание. А жизнь ее была большим испытанием даже для сильного духом человека.

"Анна всея Руси" назвала её современница, поэтесса Марина Цветаева. Замечательные слова. Они и будут объектом нашего сегодняшнего изучения. Запишите в тетрадь эту фразу: "Анна всея Руси".

[учитель фиксирует эту фразу на доске]
Запишите рядом с этой фразой те ассоциации, которые у вас возникают. Те знания, которые у вас есть по данной теме.

Что же вы записали?
Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на вопрос: какой же была Анна Ахматова и расширить границы нашего познавательного объекта, т.е. наполнить смыслом записанную фразу.

отвечают на вопросы уч-ля, участвуют в обсуждении:

- Дружба с ним, поездка, совместно подготовленное и проведенное дело, «пуд соли»…

- Да.


- Его творчество: стихи, проза, дневники, письма, отзывы современников, портреты…
слушают вступительное слово учителя

записывают в тетрадь слово-индуктор, а также ассоциации и то, что знают об объекте (например, настоящее имя: Анна Андреевна Горенко), после чего делятся своими записями с одноклассниками, озвучивая их

3. Самоконструкция

(индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта)
упражнение (работа с карточками)

проверка выполненной работы в вопросно-ответной форме

промежуточный вывод

Итак, вам предлагается следующее задание: выпишите из отзыва К.И.Чуковского слова, которые характеризуют А.Ахматову. После чего мы проверим, какие именно фразы вы выбрали.
Индивидуальные карточки:

"Обратимся к воспоминаниям современника Анны Ахматовой К.И.Чуковского: «Главнейшая черта ее личности – величавость. Не спесивость, не надменность, на заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально-важная поступь, нерушимое чувство уважения к себе, своей высокой писательской миссии… Замечательна в ее характере и другая черта: она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними с такими вещами, которые ей были нужны самой. Близкие друзья ее знали, что стоит подарить ей какую-нибудь, скажем, нарядную шаль, как через день или через два эта нарядная шаль украсит другие плечи. Даже книги, за исключением самых любимых, она, прочитав, отдавала другим. Только Пушкин, Библия, Данте, Шекспир были ее вечными спутниками…»
Что вы выписали?

- о «человеческом» в ее характере: величавость, царственность, уважение к себе…

- расточительность, абсолютно лишена «вещизма»;

- уважение к ней, ее личности, восхищение автора.
Как мы видим, наша фраза-объект "Анна всея Руси" постепенно наполняется содержанием.

учащиеся работают с индивидуальными карточками и самостоятельно выполняют предложенное задание: выписывают необходимые слова

учащиеся вслух по очереди называют, какие именно фразы, характеризующие А.Ахматову, они выписали

4. Социоконструкция

(работа учащихся в группах или парах по построению элементов познавательного объекта)
организация работы в парах



Чем же привлекательны стихи Анны Ахматовой? Давайте попробуем самостоятельно ответить на этот вопрос, а уже потом узнаем мнение критиков и сравним полученные результаты.

Сейчас вы будете работать в парах, чтобы подготовить анализ двух стихотворений Ахматовой: определить тему, настроение, особенности стихосложения, размер, рифму, изобразительно-выразительные средства, использованные автором.
1. Стихотворение «Смятение», открывающее сборник Ахматовой «Белая стая» (1913)

Как велит простая учтивость

Подошел ко мне, улыбнулся,

Полуласково, полулениво,

Поцелуем руки коснулся –

И загадочных, древних ликов

На меня поглядели очи…

Десять лет замираний и криков,

Все мои бессонные ночи

Я вложила в тихое слово.

И сказала его напрасно.
2. Глава 2 (из поэмы «Реквием») (1935-40)

Тихо льется тихий Дон

Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.

Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.



анализируют предложенные стихотворения Анны Ахматовой, работая в парах

5. Социализация (работа в группах с целью сопоставления, сверки, оценки, коррекции знаний)

организация работы в группах

Объединитесь в группы по четыре человека, обменяйтесь мнениями и полученными выводами, сформулируйте подробный анализ и подготовьтесь к общему обсуждению. А также выберите выступающего от вашей группы.

работают в группах, обсуждают анализы стихотворений, выбирают выступающего

6. Афиширование (обсуждение результатов)
выразительное чтение
выступление учащихся с презентацией анализа стихотворений, впоследствии – беседа, возможны наводящие вопросы учителя и дополнительные комментарии

работа с доской

выразительное чтение и анализ второго стихотворения

Итак, приступим к анализу первого стихотворения.

[чтение стихотворения учителем]

Определим особенности стихосложения. Какая группа хочет выступить первой?
- О чем это стихотворение?
- Герои?

- Характер действия?


- Чувства героини?
- До Ахматовой поэты тосковали по идеалу женственности (помните – Блок), у Ахматовой – тоска по идеалу мужчины – мужественности:

И загадочных, древних ликов

На меня поглядели очи…

- Впечатление?


- Как ей это удалось? Попытаемся определить размер.

//- - - / - - / - - - /- //

//- - - / - - / - - - /- //

//- - - / - - - / - - - /- //

//- - - / - - / - - /- //

А теперь прочитаем отрывок из «Реквиема». Поделитесь впечатлениями от прочитанного.


Какие особенности стихотворения нужно отметить?

- Размер? Ритм?

- Рифмы? Какую роль они выполняют в тексте?

- Что вы можете сказать о слове "набекрень" и его роли в контексте произведения и жизни поэта в целом?

В годы сталинских репрессий муж Ахматовой Н.С.Гумилев, талантливый поэт, далекий от политики человек, был объявлен шпионом и расстрелян, саму Ахматову называли дворянской поэтессой, хотя она всей жизнью, всем своим творчеством доказывала достоверность своих строк:

Нет! И не под чуждым небосводом

И не под защитой чуждых крыл –

Я тогда была с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью, был…

("Так не зря мы вместе воевали…», 1935)

А история ее сына?! Он участвовал в молодежных спорах в университете, а его посадили в тюрьму, где он был ужасных 17 месяцев, потом отправили в Сибирь. Обвинения были до того абсурдны, что они являются в стихотворении в образе желтого месяца в шапке набекрень, символе сумасшествия.

- Что вы можете сказать о метафорах?
- О эпитетах?


- А что обозначает желтый цвет? Что он символизирует?

- Что обозначает Дон? Почему Ахматова говорит именно об этой реке?


совместная работа по анализу стихотворений, отвечают на вопросы учителя, выражают мнение групп, в которых работали
- О любви, ревности, боли, обиде…

- Герои – Он и Она. Как и всегда у Ахматовой – о любви-невстрече. Он подошел к ней, но это только учтивость, он ее не любит.

- Действие вполовину (полуласково, полулениво) – высокомерие, надменность

- Скупо, но много сказано о чувствах героини, которая 10 лет страдала, две последние строки – трагедия героини: ничего не возвратится, 10 лет истерзали ее, пусто на душе…
- Стихотворение производит впечатление доверительного разговора.

- Здесь соединены трехдольные стопы (анапест) с двухдольными стопами (ямбом), что приближает стихотворение к речи разговорной. В конце строки – неполные рифмы, затушеваны, перекрестные.
- Пронзительное впечатление, потому ей очень-очень плохо, худо.

- Мы знаем, что Ахматова пишет о себе.
- Трехстопный хорей, ритм строгий, классический.

- В конце строки неполные рифмы, смежные; в первом четверостишии неполные рифмы мужские, они помогают передать ощущение беды. Во втором – неполные рифмы женские, затушеваны, что способствует передаче предельного состояния героини.

- Роль прилагательного выполняет наречие «набекрень".

- В этом стихотворении есть незатейливая метафора – тень, которая не уводит читателя в сторону от основной мысли, а, наоборот, подчеркивает состояние героини.

- Роль эпитетов здесь выполняют повторы в двух соседних строчках, что удваивает внимание к образу: /Эта женщина больна, // Эта женщина одна…//

- Желтый цвет – цвет болезни (ученики вспомнят, что этот цвет символичен в произведениях Достоевского). Ахматова использует желтый цвет, непривычный для поэзии. Это предвестник чего-то плохого, трагичного, может, даже смерти.
ответы учеников, вероятнее всего, будут односложны и недостаточны.

7. Разрыв

(внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому)
слово учителя

выразительное чтение отрывка статьи учителем

промежуточный вывод


слово учителя
организация самостоятельной работы учащихся

Часть 1. Подготовительная.

Мы видим, что наших знаний недостаточно для наиболее полного понимания стихотворения. Здесь без помощи не обойтись. Обратимся к книге «Вечно живая классика» (выпущенной к 100-летию со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой). Ее автор – Николай Скатов, доктор филологических наук, профессор, директор ИРЛИ (Пушкинского дома) АН России. В этой книге есть статья «Комментирование художественного текста» [чтение отрывка]:
"В русских исторических песнях образ «льющейся реки» часто связывался со слезами. Так, о близких (об отце, матери, молодой жене – казненного стрелецкого атамана) в песне поется:

Они плачут – что река бьется,

Возрыдают – как ручьи шумят.

«Тихий Дон» - устойчивый фольклорно-песенный образ. Можно предположить, что образ Дона возникает в сознании Ахматовой и в связи с судьбой О.Э.Мандельштама. С 1935 года поэт находился в ссылке в Воронеже, бывал на Дону. Ахматова посещала ссыльного поэта, о таком посещении оставила стихотворение «Воронеж» (1936), где за словами о Куликовской битве встает образ Дона.

Желтый цвет у Мандельштама – цвет насилия. У Ахматовой желтый лунный свет часто сопутствует смерти:

Если плещется лунная жуть,

Город весь в ядовитом растворе.

(1 октября 1928 г.)

В поэме месяц не только свидетель, но и участник событий. Желтый свет луны усиливает ощущение трагичности происходящего. А в «Реквиеме» желтый цвет имеет еще и значение предательства (можно вспомнить, что символизирует желтый цвет в произведениях других писателей и поэтов, например: у Ф.М.Достоевского, А.А.Блока)
- Что помогает понять анализ стихотворений?

Часть 2. Основная.

Мы с вами попытались выполнить максимально полный анализ двух стихотворений Анны Ахматовой. А сейчас давайте обратимся к мнению известного литературоведа Б. Эйхенбаума и его статье "Анна Ахматова. Опыт анализа". Перед вами - выдержки из этой статьи. Прочитайте и выполните следующее задание: озаглавьте «Особенности стихосложения Ахматовой» и выписать в тетрадь то, что вам понравилось, что было незнакомо, что заставило задуматься об особенностях лирики Ахматовой.

Б.Эйхенбаум

«Анна Ахматова. Опыт анализа», М., 1993.
1. Основа ее метода: скупость слов, лаконизм – определились уже в первом сборнике.

2. Ахматова утвердила малую форму: господствуют три или четыре строфы. Интереса к изысканным строфам у нее нет.

3. Очень часто мы находим у Ахматовой точку среди строки. Таким образом разбивается ритмическая и интонационная цельность строки, что приближает стихи к прозе:

Я только сею. Собирать

Придут другие. Что же!

4. Скупость на прилагательные. Роль прилагательных часто выполняют наречия: «в шапке набекрень».

5. Эпитеты встречаются редко. Роль эпитетов выполняют прилагательные, определяющие цвет и форму, которые не соприкасаются:

И густо плющ темно-зеленый

Завил высокое окно.

Роль эпитетов могут выполнять повторы в двух соседних строках, что удваивает внимание к образу:

Расскажи, как тебя целуют,

Расскажи, как целуешь ты.

6. Встречается претворение прилагательных в существительные: «Оркестр веселое играет».

7. Избегает метафор: они уводят нас от слова к представлению. Есть только прозрачные метафоры:

Засыпаю. В душный мрак

Месяц бросил лезвие.

8. Много сравнений: «Словно тушью нарисован».

9. Часто встречается оксюморон: «весело грустить».

10. Цветовых определений очень много в стихах. Преобладают желтое и серое, до сих пор самые редкие в поэзии. Ахматова подчеркивает бедность, неяркость предмета: протертый коврик, выцветший флаг, стоптанные каблуки. Почему? А нужно видеть мир милым и простым.

11. Ритмика:

а) паузы – помогают выделять самые нужные слова в строке;

б) стихи не мелодичны, не напевны, их нелегко было бы положить на музыку. Это не значит, что в них отсутствует элемент музыки, но он не преобладает.;

в) любит пользоваться неполными рифмами;

г) любит соединять двудольные и трехдольные стопы в одной строфе или даже строке, добиваясь психологизма. Ее стихи производят впечатление не песни, а изящной, остроумной беседы, интимного разговора. Но! Позже возвращает нас к строним метрам.

12. Она почти никогда не объясняет, она показывает.

13. Сознательно стремится к словам повседневным: «Ты письмо мое, милый, не комкай».
- Итак, что вы выписали? Что показалось важным для анализа творческой манеры поэта?


слушают учителя, учатся воспринимать на слух отрывок литературно-критической статьи


- Стихотворение (как и все творчество Ахматовой) помогает понять, что с ней и страной происходило, формирует наше читательское человеческое отношение к ней.
слушают учителя


индивидуально работают с источниками информации, позволяющими разрешить возникшие проблемы: читают статью, делают выписки в тетрадь

отвечают на вопрос учителя

8. Творческая работа

- Наш урок подходит к концу. Итак, какие слова об Анне Ахматовой сегодня чаще всего звучали на уроке? Давайте их назовем еще раз и запишем в столбик в тетрадь.


«царственная», великая, потрясающе народная, душа, смерть, жизнь, чувство, переживание, крик души, страдание…

9. Рефлексия

- Интересно ли было на уроке?

- Какие впечатления у вас сложились после совместного анализа стихотворений? Плюсы и минусы этой работы?

- Какие открытия сделали?

- Изменилось ли ваше отношение к лирике Анны Ахматовой?

осуществляют рефлексию, выражают мнение по поводу занятия

10. Домашнее задание, подведение итогов урока

В качестве домашнего задания вам предлагается написать сочинение на одну из предложенных тем, среди которых есть и задание повышенной сложности.

  1. Анализ стихотворения А.Ахматовой (по выбору).

  2. Моё любимое стихотворение А. Ахматовой.

  3. Философские мотивы в лирике Ахматовой (на примере двух-трех стихотворений).

  4. Особенности воплощения любовной темы в лирике Ахматовой (на примере двух-трех стихотворений).

  5. Прочитать стихи Марины Цветаевой. Похожа или нет она на Ахматову?


- Спасибо за атмосферу творческой работы на уроке. До свидания!

записывают домашнее задание

Реклама:





Скачать файл (100 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru