Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Выпускная квалификационная работа - Развитие познавательного интереса к математике в процессе внеклассной работы - файл n1.docx


Выпускная квалификационная работа - Развитие познавательного интереса к математике в процессе внеклассной работы
скачать (223.8 kb.)

Доступные файлы (1):

n1.docx224kb.23.01.2013 19:49скачать

Загрузка...

n1.docx

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...




Оглавление
Введение………………………………………………………………………………..4

Глава 1. Психологические основы развития учебно-познавательного интереса к математике у младших школьников…………………………………………….……8

1.1 Сущность учебно-познавательного интереса младших школьников………..8

1.2 Особенности развития учебно-познавательного интереса к математике у младших школьников………………………………………………………….19

Глава 2. Методические основы развития учебно-познавательного интереса к математике в процессе внеклассной работы……………………………………......32

2.1 Формы внеклассной работы по математике с младшими школьниками….32

2.2 Методика проведения внеклассной работы по математике с младшими школьниками………………………………………………………………......36

2.3 Организация и подготовка младших школьников к участию в школьных, районных, всероссийских олимпиадах по математике……..........................51

Глава 3. Исследование развития учебно-познавательного интереса к математике….57

3.1. Выявление уровней развития учебно-познавательного интереса к математике……………………………………………………………………..57

3.2. Развитие учебно-познавательного интереса к математике…………….59

3.3. Анализ динамики развития учебно-познавательного интереса к математике……………………………………………………………….…….62

Заключение…………………………………………………………………………...66

Список использованной литературы………………………………………….…… 68

Приложения…………………………………………………………………………..70

Приложение А «Конспекты внеклассных занятий для развития учебно-познавательного интереса к математике»

Приложение А.1«Конспект внеклассного занятия «Игра – путешествие»»

Приложение А.2 «Почему одно и то же число мы записываем по-разному»

Приложение А.3 «Математический КВН»

Приложение А.4 «Удивительная женщина»

Приложение А.5 «Решите задачки»

Приложение А.6 «Конкурс смекалистых»

Приложение Б «Список учащихся 2 А класса Табунского района»

Приложение В «План внеклассной работы 2 А класса Табунского района»

Приложение Г Тест Г.1«…»

Приложение Д«Математические игры»

Приложение Ж Тест Ж.2 «….»

ВВЕДЕНИЕ
Переход человечества к научно-информационным технологиям, формированию общества высокого интеллекта ставят перед образованием задачи готовить человека, способного овладевать новой информацией, воспринимать изменения и создавать их, способного нестандартно мыслить. Воспитанию творческого человека с оригинальным мышлением и стремлением к интеллектуальной новизне должны оказывать содействие изучение разных наук, в частности математики, которая по выражению М. В. Ломоносова, «ум в порядок приводит».

Уже в курсе математики начальной школы заложено много возможностей для реализации этой задачи. Расширить и углубить развитие умственных способностей младших школьников призвана внеклассная работа по математике. Она имеет целью оказывать содействие повышению уровня знаний, закреплению умений и привычек, приобретенных учениками на уроках математики, развивать математические способности, сообразительность, изобретательность, обнаруживать наиболее одаренных и способных детей и оказывать содействие их дальнейшему развитию.

Одна из основных причин сравнительной плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит, прежде всего, от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Знания, которые получены без интереса, не станут полезными. Поэтому темой работы определено исследование «Учебно-познавательного интереса к математике в процессе внеклассной работы».

Существуют различные виды внеклассной работы по математике:

Внеклассная работа по математике развивает интерес учащихся к математике, углубляет знания учащихся по программному материалу, развивает у учащихся умение работать самостоятельно, творчески.

Реализация этих целей должна осуществляется на уроках. Но на уроках, ограниченных рамками времени и учебной программы, этого не удается сделать в полной мере. Полная реализация этих целей происходит на внеклассных занятиях по математике.

Последовательно развивать учебно-познавательный интерес к математике можно лишь в комплексе учебных и внеклассных занятий, развивая коллективно-распределенную деятельность, с использованием деятельностного метода, включающего в себя наглядные, репродуктивные и продуктивные методы обучения, используя при этом весь спектр приемов, вызывающих индивидуальную активность детей и помогающих создать для каждого ребенка ситуацию успеха.

Сильным побуждением к познавательной деятельности является использование на уроках и во внеклассных занятиях компьютерной техники. На таких занятиях у учащихся развивается любознательность, познавательный интерес. Увлекаясь, он не замечал что учился – он познал, запоминал новое, ориентировался в необычной ситуации.

Объектной областью в нашем исследовании является методика преподавания математики.

Объект исследования: методика внеклассной работы по математике в начальных классах.

Предмет исследования: процесс развития учебно-познавательного интереса к математики при реализации различных форм внеклассных занятий по математике.

В ходе изучения литературы по теме исследования, была выделена проблема: какие формы и методы организации внеклассной работы позволяют развить интерес к математике у младшего школьника.

Отсюда гипотеза: если внеклассную работу организовать, используя групповые и индивидуальные формы, то это будет способствовать развитию учебно-познавательного интереса к математике. Цель исследования: разработать рекомендации для развития учебно-познавательного интереса к математике через использование групповых и индивидуальных форм во внеклассной работе.

Для реализации поставленной цели, проверки гипотезы исследования необходимо решить ряд задач:

  • изучить и проанализировать теоретические и методические источники по данной теме;

  • охарактеризовать внеклассную работу по математике как средство развития учебно - познавательного интереса учащихся;

  • определить особенности внеклассной работы в 1-4 классах, рассмотреть её виды и основные организационные формы;

  • обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение результатов, изложенных в методике внеклассной работы; изучение и обобщение опыта развития интереса к математике в процессе внеклассной работы.

Методологической основой исследования являются труды, анализирующие практику внеклассной работы по математике. Среди авторов: В.П. Труднев А.Я., О.Н. Перелыгина. Большинство других авторов рассматривают и раскрывают лишь отдельные стороны организации и методики проведения внеклассной работы по математике (Б.А.Кордемский, И.И. Дырченко, B.C. Кролевец, Г.Д. Балк, Е.А. Акопян и др.). ……. ознакомить студентов с организационными формами внеклассной работы по математике; развивать умения выполнять различные виды планирования; развивать умения организовывать игровую деятельность учащихся при изучении математики.

Современные идеи организации массовой внеклассной работы по математике высказаны …….. представляет собой краткое изложение правил и схем простых и тематических интеллектуальных игр, включает игровые вопросы, распределенные по тематике и предлагает разные варианты их использования. Идеи организации массовой внеклассной работы по математике нашли отражение и конкретизацию в …….. Разработанные в выпускной квалификационной работе материалы могут быть использованы в практической деятельности.


ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность учебно-познавательного интереса младших школьников
Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению к учению. Наличие интереса является одним из главных условий учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

В наши дни тема не перестала быть актуальной, поскольку именно познавательный интерес способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит, и сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении. Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния).
            Мотивационная составляющая личности достаточно разнообразна. Для изучения такой комплексной характеристики, как мотивация, и построения методики ее диагностики представляется важным выделение определенных содержательных блоков, которые будут отражать наиболее существенные компоненты в мотивации обучения. Методика изучения мотивации обучения у школьников должна быть компактной и как вариант использоваться для экспресс-диагностики. Назовем пять таких блоков.

Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, можно опираться на три подхода к описанию групп мотивов. Первый вариант классификации предполагает рассмотрение двух больших групп мотивов:

- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и так далее. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Таким образом, познавательный интерес - это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремиться проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью школьника к изучению, к познавательной деятельности в области одного, а может быть, и ряда учебных предметов. В то же время познавательный интерес - глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Опираясь на интерес, учитель может рассчитывать на то, что одновременно он содействует интеллектуальной активности, эмоциональному подъему, волевым устремлениям школьника. Именно интерес и комплекс связанных с ним состоянии личности и образуют внутреннюю среду ученика, столь необходимую для полноценного учения. Опираясь на интерес и зная, что составляет субъективную значимость для школьника, можно так строить учебный процесс, чтобы вызывать, укреплять и совершенствовать познавательные интересы учащихся. Таким образом, формируя познавательный интерес, учитель обеспечивает благоприятную атмосферу обучения, движения своих учеников к решению тех целей, тех задач, которые ставятся обучением. Действие познавательного интереса и его влияние на деятельность, и личность школьника многозначно. В учебном процессе он выступает в различных выражениях. 

1. Очень часто учитель использует познавательный интерес как средство обучения, насыщая свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес учащихся. Исследования последних лет показывают, что использование интереса как средства обучения можно осуществлять с различной силой его влияния на обучение и воспитание: занимательность, игровые принципы, наглядные приемы. 

2. Познавательный интерес выступает в качестве очень значимого мотива внутреннего побуждения деятельности учащегося, и в этой роли его невозможно переоценить.

Следовательно, познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;

Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае - процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними. Мотив учения может быть внутренним - при самостоятельной познавательной работе или внешним - при оказании помощи взрослым.

ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ таковы: интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей.

ВНЕШНИЕ МОТИВЫ проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и так далее. 

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи. 
          Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям [9, с.23]. Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.

Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в 1-2 классах и заметно снижается в 3-м классе как городских, так и сельских школ. Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. В этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям. Слабость процессов целеобразования, неумение выполнять требования учителя являются одной из причин отрицательного отношения к обучению и к школе в этом возрасте. Учителю важно соотносить свои требования с реальными возможностями каждого ученика в отдельности, а также последовательно и систематически помогать ученикам в их стремлении подчинить свое поведение нужным (в данном случае учебным) целям. Нельзя пренебрегать и игровыми ситуациями в обучении, в которых развивается способность ребенка к постановке цели и ее реализации. Эмоции, связанные с обучением в младшем школьном возрасте, имеют важное мотивационное значение.

К концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив-интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки ученика к переходу в среднюю школу. Формирование новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания позитивного отношения к обучению в данном возрасте. Главное содержание мотивации в этом возрасте - «научиться учиться». Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.


1.2 Особенности развития учебно-познавательного интереса к математике у младших школьников
Прежде всего, для того, чтобы ребенок успешно освоил начальную программу математического образования, он должен логически мыслить. Поэтому развитию познавательных способностей детей следует подчинить не только содержание, но и методы учебной работы. Уроки необходимо строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание, воображение, память, мышление. Все эти познавательные процессы под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

Основой развития других познавательных процессов, служит внимание  так как, по словам К.Д. Ушинского – это «дверь», через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»... Нет ни одной умственной работы, которая не осуществлялась бы без волевого достаточного напряжения в виде произвольного внимания. Учителю следует придавать особое значение развитию произвольного внимания у своих учащихся. Для мобилизации внимания можно проводить устный счет с элементами игры.

С целью дальнейшего совершенствования и отработки устойчивости внимания, увеличения его объема и развития воображения, можно выполнять задания на пересчет предметов, изображенных неоднократно пересекающимися контурами, что затрудняет его выполнение и поэтому требует еще большей сосредоточенности. При выполнении заданий под общим названием «Лабиринты», выполнение которых требует не только сосредоточенности внимания, но и умения выполнять часть работы в уме, совершенствуется мыслительная деятельность. Степень сложности этих заданий постепенно повышается от класса к классу.

Более чем какой-либо другой познавательный процесс, с другими процессами связано восприятие. В частности, восприятие связано с воображением, памятью, мышлением, и поэтому большую часть заданий следует направлять на развитие этих понятий. Например, при решении примеров на вычитание и прибавление учащимся предлагается использовать цветные карандаши. «Раскрась цветок» – ученики 1-го класса решают выражения, и каждый ответ закрашивают соответствующим цветом. Затем находят эти ответы на рисунке и раскрашивают соответствующими цветами Зрительное восприятие дополняется двигательным. Задания усложняются по мере взросления учащихся.

С восприятием тесно связан другой процесс – воображение учащихся.

К 1-му классу у детей появляются элементы произвольного воображения. В процессе создания мысленных образов ребенок опирается на имеющиеся у него представления. Создание же новых образов в сознании идет за счет расширения представлений, их преобразования и комбинирования.

Можно использовать задания на преобразования и перестроения геометрических фигур и предметов, которые выложены, например, из счетных палочек или спичек. Они интересны и эффективны для развития воображения.

Проводимый в процессе поиска решения мысленный анализ выложенных вариантов способствует развитию воображения детей, формирует умение представлять возможные изменения в фигуре.

Большое место в системе заданий отводится также заданиям на развитие памяти у учащихся. В курсе математики разработанная система содержательно-логических заданий, направлена на развитие зрительной, слуховой, наглядно-образной и словесно-логической памяти у детей. В задания на развитие произвольной памяти включаются такие игры, как «Запомни математические термины», «Цепочка слов», «Лишнее слово».

Для развития зрительной и слуховой памяти рекомендуется использовать диктанты. Например, зрительный диктант «Запомни фигуру» [3, с.19].

Современное содержание математического образования направлено главным образом на интеллектуальное развитие младших школьников, формирование культуры и самостоятельности мышления.

Так, наилучшее иллюстрирование заставляет ученика применить рассуждение, т.е. логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций. Достаточная подготовленность к мыслительной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость.

Мышление базируется на знаниях ребенка.

Умение делать обобщения формируется на логических заданиях, включающих по 2–3 изменяющихся признака. У ученика должна быть возможность сделать открытие, возможность творческой деятельности – это стимул учебного процесса, востребованный личностью обучающегося.

Ученику понадобятся не только знания, но и такие общие умения, как умения наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их. В основном задания носят творческий характер и способствуют развитию интереса к математике, запоминанию интересных математических закономерностей, созданию ситуаций, способствующих лучшему усвоению программного материала.

Среди задач на смекалку, используемых во внеклассной работе в начальных классах, встречаются логические задачи на раскрашивание. Эти задачи достаточно наглядны. Лист бумаги и цветные карандаши или краски - вот и всё, что надо для их решения. Задачи на раскрашивание вызывают активную деятельность детей.

С помощью задач на раскрашивание дети учатся логически рассуждать. Это задачи чаще всего без числовых данных. Дети, даже не зная чисел, учатся сопоставлять и комбинировать. С их помощью у детей младшего школьного возраста формируется умение ориентироваться на плоскости, устанавливать взаимно - однозначное соответствие между элементами множества. Логические задачи помогают ученикам точнее рассуждать, делать выводы, анализировать [6, с.12].

 В работе при обучении учащихся, большое внимание следует уделять нестандартным задачам на построение цепочки логических рассуждений. Решение таких задач учащиеся легко отыскивают с помощью составление таблицы или схемы. Задания вызывают у детей большой интерес. А ведь именно интерес должен лежать в основе обучения младшего школьника.

Познавательный интерес, как и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности и, прежде всего, в учении. Основные каналы, по которым идет формирование познавательных интересов: а) само содержание учебных предметов обладает этой возможностью; б) определенная организация познавательной деятельности учащихся.

Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире.

Новый неизвестный материал поражает воображение учащихся, заставляет удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Первоклассники удивляются бесконечному многообразию чисел и фигур, их свойствам и взаимосвязям. Это удивление подкрепляется и позже, когда ученики узнают, что числа не только что-то измеряют, сравнивают, вычисляют, но даже рисуют, проектируют, сочиняют, играют, делают умозаключения, выводы. Всё время нельзя поддерживать познавательный интерес только новыми яркими фактами. Чтобы возбудить желание учиться, следует развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе необходимо подвести школьников к осознанию привлекательных сторон этой деятельности, чтобы сам процесс обучения содержал в себе положительные заряды интереса. Через самостоятельную работу, организованную с особым интересом, прокладывается путь к познанию, к желанию достичь результата самому.

Самостоятельная работа – самый надежный показатель качества знаний, умений, и навыков ученика.

Для того чтобы научить ученика работать самостоятельно, следует систематизировать и использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продумать последовательность заданий, вариантность и наглядность. Для самостоятельной работы можно предлагать учащимся три варианта заданий различной степени трудности: первый вариант – самый трудный, второй – менее сложный и третий – самый легкий.

Предлагая ученику вариант оптимального для него уровня сложности, осуществляется дифференциация поисковой деятельности при решении. Работа по индивидуальным карточкам как нельзя лучше организует учеников на полную самостоятельность [6, с.29].

Формировать познавательные интересы учащихся позволяет проблемное обучение. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос - тема. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе является учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития, служит движущей силой обучения.

Особенно развивают интерес творческие работы учащихся, которые связаны с работой воображения, углубленной мысли, с активным оперированием знаниями и умениями и использованием геометрического материала.

Включение учащегося в творческую деятельность – основной путь его развития.

Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, важнейшей предпосылкой которой является интерес.

Следующим средством формирования познавательного интереса является занимательность. С. И. Ожегов толкует слово «занимательный» как «способный занять внимание, воображение». Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания более продуктивным.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у детей интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

Немаловажная роль здесь отводится современному и признанному методу обучения и воспитания – игре на уроках математики. Игра для детей является одной из самых привлекательных форм деятельности, поэтому нужно искать возможности применения ее в подготовке школьников к усвоению важных математических идей, то есть обучать математике в процессе игры.

Игры и игровые формы должны включаться не для того, чтобы развлечь учащихся, а чтобы возбудить у них стремление к преодолению трудностей. Цель их введения состоит в том, чтобы удачно соединить игровые и учебные мотивы и постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательным. Для этого так нужно разрабатывать методику игровых занятий, чтобы деятельность учащихся была игровой по форме, то есть вызывала бы те же эмоции, переживания, что и игра, и в то же время давала возможность активно приобретать нужные сведения, восполнять пробелы в знаниях, способствовала бы воспитанию познавательных интересов [4, с.119].

Игры отбираются с учетом разнообразных видов деятельности ученика. По характеру познавательной деятельности их можно отнести к следующим группам:

    • игры, требующие от детей исполнительской деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу;

    • игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводительную деятельность;

    • игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность учащихся;

    • игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность;

    • игры, включающие элементы поисковой деятельности.

Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой необходимо доступно изложить ее сюжет, распределить роли, поставить познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать необходимые записи.

В игре, в той или иной роли, участвует каждый ученик класса. Если у доски работает небольшое число учащихся, то все остальные выполняют роли контролеров, судей, учителя. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места игры на уроке, от ее места в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств действий.

В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются такие простейшие средства обратной связи, как сигнальные карточки и разрезные цифры. Сигнальные карточки служат средством активизации детей. В большинство игр полезно вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей. Чтобы не нарушать впечатление от игры, ошибки анализируются в конце игры [15, с.217].

Дидактические игры часто используются при формировании умения решать задачи. Игры активизируют, заинтересовывают детей. Отработка умения решать задачи идет в живой, увлекательной, захватывающей, интересной для детей форме. Интерес к постижению трудного делает детей по-настоящему творческими личностями, дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий и облегчает усвоение трудного материала.

При выборе игры следует соблюдать необходимые условия:

  • игра не должна быть скучной и надоедливой;

  • игра не должна слишком возбуждать детей, так как последующее объяснение не будет воспринято должным образом;

  • игра должна соответствовать цели урока;

  • инструкции должны быть четкими;

  • характер деятельности всех детей должен быть продуман до мелочей;

  • в конце игры должен быть подведен итог; необходимо обеспечить детей оборудованием для проведения игры;

  • игра должна быть развивающей [16, с.97].

Рассмотрим более подробно некоторые дидактические игры, помогающие формированию умения решать задачи.

Задачи оформляются с выдумкой, дети используют перфокарты, сюжетные рисунки, ребусы, шутки, схемы, таблицы.

Таким образом, в процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и тому подобному. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Так рождается познавательный интерес.

Сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать и так далее. Разумно включать сказки в уроки математики при повторении и закреплении изученной темы и использовать их на внеклассных занятиях. Наиболее интересно проходят уроки-праздники (КВН, Клуб знатоков, Праздник числа и так далее). Таким образом, разнообразные приемы помогают воспитать и развить интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, и многие из них приходят в школу с большим желанием учиться. Но чтобы это желание быстро не угасло, нужно сделать все возможное, чтобы они смогли проявить свои способности, а для этого необходимо умелое руководство со стороны учителя. Устойчивость интереса – залог положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний [1, с.101].

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики.

Создание средств обучения находится в тесной связи с развитием техники, науки, уровнем педагогической и психологической мысли, передовым педагогическим опытом. Данный аспект является главным в развитии личности ученика, так как достаточная подготовленность к познавательной деятельности снимает психологические нагрузки в учении, предупреждает неуспеваемость, сохраняет здоровье.

Вывод
Учебно-познавательный интерес – это один из конкретных мотивов учебной деятельности, один из ее компонентов. В свою очередь, мотив – это источник любой деятельности, это побуждение к деятельности.

От силы мотива зависит интенсивность деятельности: он выступает, своего рода «энергетической батареей» деятельности. Такой «батареей» в учебной деятельности является учебно-познавательный интерес.

Учебно-познавательный интерес у разных детей может иметь различную степень интенсивности, принимать различные формы проявления.

Развитию познавательного интереса способствуют:

  1. учет возрастных особенностей детей;

  2. развитие познавательных способностей (памяти, внимания, мышления, воображения);

  3. воспитание воли, уверенности в своих силах;

  4. сохранение жизнерадостности;

  5. оптимальная учебная нагрузка;

  6. организация на уроках коллективно-распределенной деятельности и вытекающий из нее демократический стиль общения (сотрудничество);

  7. деятельностный метод обучения, который предусматривает использование дидактических игр, логических упражнений, творческих заданий, заданий развивающего характера;

  8. занятость детей во внеурочное время;

  9. работа с родителями.



  1   2   3   4



Скачать файл (223.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru