Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Информационные технологии в управлении - файл 1.doc


Информационные технологии в управлении
скачать (197 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc197kb.17.11.2011 01:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

Вводная лекция №1

Основные понятия и определения



Информация – это мера устранения неопределенности в отношении исхода интересующего нас события.

Экономическая информация отражает и обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Экономическая информация включает сведения о составе трудовых, материальных и денежных ресурсов на определенный момент времени. Экономическая информация отражает деятельность предприятий и организаций посредством натуральных, стоимостных и других показателей.

Элементарными неделимыми единицами экономической информации являются реквизиты:

Реквизиты-признаки характеризуют качественные свойства описываемого объекта (время, фамилия).

Реквизиты-основания дают количественную характеристику явления, выраженную в определенных единицах измерения (сумма вклада в рублях, ставка налога в процентах).

Совокупность логически связанных реквизитов-признаков и реквизитов-оснований, имеющая экономический смысл, образует показатель.

Технология (искусство, умение, мастерство) - система взаимосвязанных способов обработки материалов и приемов изготовления продукции в производственном процессе.

Технологический процесс - упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения информации до получения результата.

Информационная технология- система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска и обработки информации на основе применения средств вычислительной техники.

Для информационной технологии характерной особенностью является то, что исходным «сырьем» и конечной готовой «продукцией» в них является информация.

Новая информационная технологияэто технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования) в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям.

Предметная технология- последовательность технологических этапов по модификации первичной информации в результатную.

Обеспечивающая технология - технология обработки информации, которая используется как инструментарий в различных предметных областях для решения различных задач.

Инструментарий - характеризуется набором программ, выполняющих функции, связанные с созданием или модернизацией новых программ. В этот набор как минимум входят текстовый редактор, графический редактор, транслятор, загрузчик, а также средства отладки программ.

Управление можно определить как функцию системы, обеспечивающую либо сохранение ее основных свойств, либо ее развитие в направлении определенной цели.

Система – совокупность связанных между собой и с внешней средой элементов или частей, функционирование которых направлено на получение конкретного результата.

Система управления – система, реализующая функции управления. Важнейшие функции: прогнозирование, планирование, учет, анализ, контроль, регулирование.

Информационная система – взаимосвязанная совокупность информации, технических, программных и других средств, экономико-математических методов и моделей, специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Информационная система способствует:

  • повышению степени обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;

  • согласованности решений, принимаемых на различных уровнях управления;

  • повышению эффективности производства; сокращению непроизводственных потерь;

  • получению более рациональных вариантов решения управленческих задач;

  • освобождению работников от рутинной работы;

  • обеспечению достоверности, целостности и непротиворечивости информации;

  • совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота.


Информационная система характеризуется следующими особенностями:

  • использование средств и технологий Internet в рамках корпоративной сети организации (Intranet),

  • широкие возможности программного обеспечения в адаптации к новым задачам управления,

  • использование внешних информационных ресурсов,

  • компьютерный обмен между пользователями,

  • создание единого информационного пространства,

  • безбумажные технологии документооборота,

  • обработка информации средствами индивидуальных технологий пользователей.



^

Лекция №2 Классификация ИС и ИТ


ИС разнообразны и могут быть классифицированы по ряду признаков:

  • сфера функционирования объекта управления (ИС промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи),

  • уровень в системе государственного управления (федеральные, территориальные (региональные) муниципальные);

  • уровень управления (операционный, тактический, стратегический), например ИС офисной автоматизации, управленческие ИС, системы поддержки принятия решения,

  • сфера применения в экономике (банковские, налоговые, бухгалтерские, статистические).

ИТ могут быть классифицированы по ряду признаков:

1. По способу реализации в ИС (традиционные и новые)

2. По степени охвата задач управления (электронная обработка данных, автоматизация функций управления, поддержка принятия решений, электронный офис, экспертная поддержка)

3. По типу обрабатываемой информации

  • Данные (СУБД, алгоритмические языки, табличные процессоры)

  • Текст (текстовые процессоры, гипертекст)

  • Графика (графические процессоры)

  • Знания (экспертные системы)

  • Объекты реального мира (средства мультимедиа)

(Интегрированные пакеты: объединение различных технологий)

4.По типу пользовательского интерфейса

  • Командный – Однопрограммная ОС – Пакетная технология

  • WIMP – Многопрограммная ОС – Диалоговая технология

  • SILK – Многопользовательская ОС – Сетевая технология

Командный – самый простой, обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды, например в MS-DOS приглашение выглядит как С:\>, а в ОС UNIX – это обычно $.

WIMP – расшифровывается как Windows (окно) Image (образ) Menu (меню) Pointer (указатель). На экране высвечивается окно, содержащее образы программ и меню действий. Для выбора одного из них используется указатель.

SILK – расшифровывается – Spich(речь) Image Lanquage(язык) Knowletge(знание). При использовании этого интерфейса на экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям.

Ключевыми вопросами при создании управленческих ИС являются:

  • Создание электронного офиса

  • Организация документооборота по безбумажным технологиям

  • Поддержка подготовки принятия решений

  • Использования правовых информационных систем

  • Применение глобальных информационных технологий.

В муниципальном управлении сегодня широко используются геоинформационные системы, которые предоставляют возможность принятия обоснованных решений для оптимального размещения объектов промышленного и гражданского назначения, рационального использования земель и недвижимости, проектирования и эксплуатации инженерных сетей и решают ряд задач городского мониторинга, связанных с пространственным распределением информации; обмена информацией с внешними системами.

^

Лекция 3 Обеспечение информационных технологий


Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, функционирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Все ИО делят на внутримашинное и внемашинное ИО. Внемашинное ИО включает систему экономических показателей, системы классификации и кодирования информации, документацию.

Внутримашинное ИО - система специальным образом организованных данных, подлежащих автоматизированной обработке, накоплению, хранению, поиску, передаче в удобном для восприятия техническими средствами виде. Это файлы, базы данных, базы знаний.

Система показателей.

Система показателей менеджмента предназначена для отражения различных функций управления, связанных с прогнозированием, планированием, организацией, оперативным управлением, учетом и анализом, контролем и регулированием, принятием управленческих решений. Система показателей устанавливается также в зависимости от уровня управления.

На стратегическом уровне используются системы показателей рынка ценных бумаг, биржевого дела.

Для осуществления функции планирования на уровне предприятия используются показатели бизнес-плана, объема реализуемой продукции, платежей в бюджет, объема капитальных вложений, ввода в действие основных фондов, объемов поставок.

Принятие управленческих решений базируется на отборе и обработке и анализе данных хозяйственного учета: оперативного, финансового (бухгалтерского) и статистического. Принятие управленческих решений происходит на основе обработки различной информации, используются показатели прибыли, объема продаж, производительности труда, качества товаров и услуг, кадров.

Функция анализа базируется на системах аналитических показателей внешнего и внутреннего анализа. Показатели внешнего анализа дают сведения об имущественном состоянии фирмы, его финансовой устойчивости и платежеспособности, использовании капитала и рентабельности, изменении финансового состояния за отчетный период, о распределении прибыли, информацию о связях предприятия с денежными рынками, банками, поставщиками и потребителями. Внутренний анализ содержит показатели, характеризующие хозяйственную деятельность фирмы (прибыль, оборачиваемость капитала, анализ структуры капитала, показатели ликвидности, конкурентоспособность, анализ издержек обращения).

Системы классификации и кодирования.

Классификатор – это систематизированный свод однородных наименований, т.е. классифицируемых объектов и их кодовых обозначений.

Код – это условное обозначение объекта знаком или группой знаков по определенным правилам, установленным системами кодирования. При обработке экономической информации используются цифровые, буквенные, комбинированные коды, а также штрих-коды и мнемокоды.

Систематизация экономической информации требует применения различных классификаторов: общегосударственных, отраслевых, региональных, локальных.

Классификаторы общегосударственного значения составляют Единую систему классификации и кодирования и условно делятся на 4 группы:

  1. Классификаторы трудовых и природных ресурсов (ОК профессий рабочих, должностей служащих и единых разрядов).

  2. Классификаторы о структуре экономике (СООГУ) и административно-территориальном делении страны (СОАТО).

  3. Классификаторы информации о продукции и услугах (ОК промышленной и сельскохозяйственной продукции - ОКП).

  4. Классификаторы технико-экономических показателей (ОКТЭП), управленческой документации (ОКУД), единиц измерения (ОКЕИ).

В качестве примера рассмотрим структуру Единого государственного реестра предприятий и организаций.


Блок идентификации

Блок наименования и местонахождения организации

Блок классификационных признаков



Коды признаков

Идентификационный код

Контрольное число




Министерство (СООГУ)

Территория (СОАТО)

Отрасль народного хозяйства(ОКОНХ)

Форма собственности (КФС)

Организационно-правовая форма (КОПФ)

ххххххх

х

хх…х

ххххх

хххх

ххххх

хх

хх


Приведем пример построения ОК.

^ ОК отраслей (ОКОНХ) используется для анализа структуры отрасли; код пятизначный, включает следующие признаки: отрасль, подотрасль, вид, группу, подгруппу.

^ ОК предприятий и организаций (ОКПО) – регистрационный номер предприятия, присваиваемый органами гостатистики, код восьмизначный.

КОПФ – код организационно-правовой формы, означает принадлежность предприятия к различным формам собственности.

ОКЕИ – код единицы измерения, например, составляемый в тыс.рублей баланс предприятия имеет код 0372.

ОКУД – семизначный код, например баланс имеет код 0710001.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) десятичный.

Код лицевого счета организации, построен в соответствии с указанием Центробанка РФ, включает от 20 до 28 знаков и 11 выделенных признаков.

Локальные коды составляются на номенклатуры, специфичные для данной организации. Основными номенклатурами локальных кодов на предприятии являются: структурные подразделения, поставщики и покупатели, акционеры, материалы, готовая продукция, основные средства, операции технологического процесса.

При составлении классификаторов прежде всего определяют, какие общегосударственные классификаторы можно использовать. Разработка классификаторов состоит из четырех этапов:

  1. Установление перечня и количества объектов, подлежащих кодированию.

  2. Систематизация объектов по определенным классификационным признакам (выбор системы классификации).

  3. Определение правил обозначения объектов кодирования (выбор системы кодирования).

  4. Разработка кодовых обозначений и положений по их ведению и внесению изменений.

В практике машинной обработки экономической информации широко применяют следующие системы кодирования: порядковую, серийно-порядковую, позиционную, повторения, шахматную, штриховую.

Унифицированная система документации.

Унифицированная система документации включает комплекс стандартных форм документов и правил их оформления на основе средств вычислительной техники. УСД устанавливает общие требования к разработке всех документов и их содержанию, включает формы документов, государственные стандарты и методические материалы, регламентирующие порядок оформления, согласования и утверждения документов.

Вся документация, создаваемая в сфере управления, делится на организационную, распорядительную, справочно-информационную и специальную.

К организационной относится нормативная документация, регламентирующая правовой статус организации и ее структурных подразделений, правила и инструкции.

К распорядительной относятся приказы, решения, распоряжения.

Справочно-информационная включает служебную переписку, справки, акты.

Специальная – система плановой, учетной, финансовой документации, документации по маркетингу, сбыту.

Документы, циркулирующие в системе управления, образуют информационные потоки.

Программное обеспечение информационных технологий

Программное обеспечение – совокупность программ, позволяющая организовать решение задач на компьютере. Важнейшими классами ПО являются системное и прикладное ПО, представленное пакетами прикладных программ.

Системное программное обеспечение

Системное ПО необходимо для управления ПК, организации выполнения других программ. Оно включает: операционные системы, сервисные системы, программно-инструментальные средства и системы технического обслуживания. Главное место среди системного ПО занимает ОС.

Операционная система – это комплекс программных средств, предназначенных для управления загрузкой, запуском и выполнением пользовательских программ, а также для планирования и управления вычислительными ресурсами ПК.

Прикладное программное обеспечение

Прикладное ПО предназначено для решения функциональных задач и работы пользователей. Поэтому к ним относятся огромное число различных пакетов, например, программы для офисов (текстовые редакторы, табличные процессоры, СУБД, интегрированные пакеты; компьютерная графика, мультимедиа –программные продукты, ПО для подготовки демороликов и презентаций, системы поддержки национальных языков, автоматический перевод, издательские системы, оптическое распознавание текста, коммуникационные программы и т.д.).

^ Программы автоматизации управленческой деятельности. Наиболее распространены программы общего назначения. Предлагаются комплексы ППП для малых, средних и крупных предприятий, для торговли. Для обеспечения возможности сопоставления различных альтернативных вариантов необходимы хранилища данных, что достигается соответствующими программами. Эти программы решают разнообразные задачи по управлению предприятием: менеджмента, маркетинга, бизнес-планов, планирования корпоративных ресурсов.

^ Программы автоматизации малого бизнеса. ППП для малого бизнеса позволяют вести полный и оперативный учет и анализ внутрихозяйственной деятельности, реализовывать электронный документооборот и выполнять такие функции: формирование бухгалтерских документов, учет денежных средств на счетах и в кассе, автоматизацию работы отдела кадров, автоматизацию складских операций, ведение списков фирм, клиентов, удобный и быстрый поиск справочной, юридической информации.

^ Программы обмена информацией. Программы реализуют одну из базовых функций информационной системы – обмен информацией как внутри организации, так и за ее пределами.

^ Программы финансового анализа. Все большее место занимают программы финансового менеджмента, анализа и планирования. Существуют программы анализа финансового состояния предприятия, анализа инвестиционных проектов, универсальные программы.

^ ППП правовых баз данных. Примерами таких баз данных являются Гарант, Кодекс, Консультант плюс, Юридический мир.

Программы автоматизации банковской деятельности. Программы обеспечивают функционирование всей банковской системы в реальном масштабе времени на основе электронных платежей и ведомственного электронного документооборота, обеспечиваю подключение филиалов к центральному офису, автоматизируют процесс обслуживания клиентов, обеспечивают работу системы «Клиент-банк».

Видеоконференции. Позволяют проводить оперативные совещания, находясь на своих рабочих местах, организовать совместную работу специалистов над проектом. Мероприятия реализуются как аппаратными, так и программными средствами.

^ Электронный офис. Пользователь сегодня оперирует разнообразными документами, сообщениями электронной и речевой почты, факсами, календарными планами, перечнем поставленных задач. Реальностью становится работа распределенного офиса.

^ Электронная коммерция. Осуществление торговли, сделок через глобальную сеть.

Программное обеспечение АРМ.

Основными приложениями ППП, входящих в состав ПО АРМ, являются обработка текста, табличная обработка данных, управление базами данных, организация человеко-машинного диалога, поддержка коммуникации и работа в сетях.

Рассмотрим некоторые примеры программных продуктов.

^ Электронные таблицы (табличные процессоры). Наиболее популярными и эффективными пакетами данного класса являются Excel, Improv, Quattro Pro. 1-2-3.

Текстовые процессоры. Признанными лидерами в части текстовых процессоров являются MS Word, Word Perfect, Ami Pro.

^ Настольные издательские системы. Программы позволяют осуществлять электронную верстку основных типов документов. Наилучшими пакетами в этой области являются Corel Ventura, Page Maker, Quark XPress, Frame Maker, Microsoft Publisher, Page Plus. Кроме первого, остальные пакеты созданы под Windows.

^ Графические редакторы. Предназначены для обработки графической информации и делятся на ППП для обработки растровой графики и изображений и векторной графики. ППП первого типа предназначены для работы с фотографиями. Лидер здесь - пакет Adobe Photoshop. Известны пакеты Aldus Photostyler, Picture Publisher, Photo Works Plus.

^ Программы для подготовки видеоматериалов позволяют создавать мультимедиа представления, демонстрационные диски. Это пакеты Director for Windows, Multimedia View Kit, Multi Spin.

Еще одна разновидность программ, связанных с обработкой графических изображений, системы автоматизации проектирования. Стандартом среди программ данного класса является Auto CAD.

^ Пакеты программ распознавания символов используются совместно со сканерами. К ним относятся Fine Reader, Cunie Form, Tigrert, Omni Page.

Интегрированные пакеты программ. Это многофункциональные пакеты, в которых в одно целое соединены функции и возможности различных проблемно-ориентированных пакетов. Представителями таких программ являются Frameworks, Symphony, Microsoft Works, Lotus Works.

^ Техническое обеспечение информационных технологий

Главным элементом комплекса технических средств является компьютер. В сфере экономики – это компьютеры различной мощности, быстродействия, размеров.

По размерам и функциональным возможностям все компьютеры можно разделить на сверхбольшие (мэйнфреймы, суперЭВМ), большие, средние и микрокомпьютеры. Необходимо различать также такие понятия, как:

  • Сервер – компьютер, предоставляющий свои ресурсы другим пользователям;

  • Профессиональная рабочая станция – специализированный высокопроизводительный компьютер, ориентированный на профессиональную деятельность в определенной области;

  • Сетевой ПК – предназначен для работы в вычислительной сети;

  • Базовый настольный ПК;

  • Ноутбук (блокнотный ПК) – переносной компьютер;

  • Карманный ПК;

  • Терминал – не предназначен для работы в автономном режиме, выполняет операции по вводу и передаче команд пользователя более мощному компьютеру.

Функциональные возможности современных компьютеров отличают:

  • Быстродействие – количество операций в единицу времени;

  • Разрядность и формы представления чисел;

  • Номенклатура, емкость и быстродействие всех запоминающих устройств;

  • Номенклатура и технико-экономические характеристики внешних устройств хранения, обмена и ввода-вывода информации;

  • Типы и пропускная способность устройств связи и сопряжения узлов компьютера между собой;

  • Многопрограммность;

  • Типы и технико-эксплуатационные характеристики ОС;

  • Программная совместимость с другими компьютерами.

Все критерии выбора ПК можно разделить на технико-технологические (технические параметры центральных устройств, состав и возможности периферийных устройств, встраиваемость в НИТ, техническая возможность модернизации) и пользовательско-дизайнерские (конструктивное оформление для престижности офиса, дружественность программного обеспечения, ориентированность на удобства работы пользователя, стоимостные оценки).

^ Организационное обеспечение информационных технологий.

Организационное обеспечение – совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС. ОО регламентирует деятельность персонала в условиях функционирования ИС.

ОО реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации.
^

Лекция 3 Сетевые технологии: локальные сети.


1.Информационно-вычислительные сети.

1.1.Понятие сети

Компьютерная сеть - объединение нескольких ЭВМ для совместного решения информационных, вычислительных, учебных и других задач.

Сети ЭВМ породили существенно новые технологии обработки информации - сетевые технологии. В простейшем случае сетевые технологии позволяют совместно использовать ресурсы - накопители большой емкости, печатающие устройства, доступ в Internet, базы и банки данных. Наиболее современные и перспективные подходы к сетям связаны с использованием коллективного разделения труда при совместной работе с информацией - разработке различных документов и проектов.

^ 1.2.Локальные сети.

Локальные сети (ЛС) объединяют относительно небольшое число компьютеров (обычно от 10 до 100, хотя изредка встречаются и гораздо-большие) в пределах одного помещения (учебный компьютерный класс), здания или учреждения (например, университета).

Характерная особенность ЛС - наличие связывающего всех абонентов высокоскоростного канала связи для передачи информации в цифровом виде. Существуют проводные и беспроводные (радио) каналы.

К наиболее типичным областям применения ЛВС относятся следующие: обработка текстов, организация собственных информационных систем, содержащих автоматизированные базы данных - индивидуальные и общие, сосредоточенные и распределенные, обмен информацией между абонентами сети, обеспечение распределенной обработки данных, поддержка принятия управленческих решений, организация электронной, коллективное использование дорогостоящих ресурсов.
^

Лекция 4 Сетевые технологии: глобальные сети.


Развитие Интернет.

Существует два созвучных термина internet и Internet. Под internet понимают технологию обмена данными, основанную на использовании протокола TCP/IP, а под Internet – глобальное сообщество мировых сетей, которые используют Интернет для обмена данными.

  • Подключение к Интернет осуществляется через компьютеры специальных организаций (поставщики услуг Интернет) – провайдеров. Компьютеры, подключенные к Интернет, называют узлами или сайтами.

^ Передача информации в Интернет.

Сети Интернет используют два основных понятия – адрес и протокол.

Каждый компьютер имеет свой уникальный адрес. Адрес имеет формат, позволяющий вести его обработку автоматически, и нести некоторую информацию о владельце. Для каждого компьютера устанавливается два адреса: цифровой IP – адрес и доменный адрес. Цифровой – для обработки на компьютере, доменный – для восприятия пользователем.

Цифровой имеет длину 32 бита (4 блока по 8 бит). Например, 192.45.9.150. Адрес состоит из двух логических частей: номера сети и номера узла в сети.

Сетевой протокол предписывает правила работы компьютерам, которые подключены к сети. Стандартные протоколы дают возможность подключать к сети разнотипные компьютеры, работающие под управлением различных операционных систем. На нижних уровнях используются два основных протокола: IP - протокол Интернет и TCP – протокол управления передачей. Протоколы взаимосвязаны, говорят, что базовым протоколом является TCP/IP. Протокол разбивает информацию на порции, нумерует все порции. Каждый пакет получает заголовок TCP, где содержится адрес и информация об исправлении ошибок и последовательности пакетов. Затем пакеты разбиваются на еще более мелкие пакеты IP. Принимающая программа объединяет пакеты IP в пакеты TCP, из которых реконструируются исходные данные.

Для координации работы сети были созданы несколько координирующих органов, которые занимаются координацией деятельности в области развития структуры Интернет и разрабатывающих и утверждающих стандарты для сети. Основной орган, осуществляющий информационную поддержку и регулирование в Интернете Internet Society (ISOC).

^ Характеристика ресурсов Интернет.

Информационные ресурсы Интернет – это вся совокупность информационных технологий и баз данных, которые доступны при помощи этих технологий. К ним, например, относятся электронная почта (mail), гипертекстовая информационная система WWW, система файловых архивов FTP, система телеконференций Usеnet.

Главный режим доступа к Интернет on-line. Существует и off-line.

Электронная почта.

Usеnet построена по типу электронных досок объявлений, где любой пользователь может разместить свою информацию в одну из групп новостей Usеnet, эта информация станет доступной тем, кто на эту группу подписан. Этим способом распространяется реклама, списки наиболее часто задаваемых вопросов.

FTP – огромное распределенное хранилище информации.

WWW - наиболее распространенный сервис Интернет, обеспечивающий доступ к большинству информационных архивов Интернет. Были заложены три краеугольных камня системы, а именно разработаны

  • Язык гипертекстовой разметки документов HTML (HyperText Markup Language);

  • Универсальный способ адресации ресурсов в сети URL (Universal Resource Locator);

  • Протокол обмена гипертекстовой информацией HTTP (HyperText Transfer Protocol).

^ Поиск информации в Интернет.

Существует два типа поисковых систем - классификаторы и поисковые машины. Классификаторы хранят упорядоченные ссылки на Web-узлы. Списки упорядочены по тематическим разделам. Их удобно использовать, если тема поиска общая. Например, вузы Санкт-Петербурга будут размещены в разделе «Образование: Вузы: Вузы Санкт-Петербурга». Классификация проводится людьми. Популярным классификатором является List.ru.

Поисковые машины просматривают страницы, размещенные в Интернет, и составляют индексы используемых слов. Известны поисковая система Alta Vista, российские поисковые серверы Google, Rambler и Yandex. В последнее время Web-серверы, предназначенные для поиска в Интернете, сочетают возможности классификаторов и поисковых машин.

^ Три фактора, обусловившие быстрое развитие Интернет:

  • Появление новых, помимо ПК устройств доступа к Сети, таких как мобильных телефонов, карманных компьютеров и цифрового телевидения;

  • Бурное развитие широкополосных коммуникаций, повышающих скорость и объем получаемой информации;

  • Постоянные потребительские инновации, предлагаемые кампаниями в стремлении использовать возможности новой технологии.

По степени обратной связи и гибкости работы с пользователем выделяют три типа сайтов:

  • Сайты - издатели. Кампания предлагает на сайте свои рекламные материалы. Если использован хороший дизайн, сайт интересен, ограничение - невозможность настройки под конкретного пользователя и недостаток интерактивности.

  • Сайты - базы данных. В дополнение позволяют отвечать на запросы покупателей и совершать сделки. На туристическом сайте фирмы Microsoft можно запросить условия авиарейсов, цены и забронировать билет из любого аэропорта.

  • Персонализированные сайты. Создаются динамические Web-страницы, предвосхищающие потребности пользователя и предлагающие им соответствующие продукты. Amazon.com приветствует повторного посетителя по имени, предлагает книги по интересам и запоминает адреса, номера счетов. Такие сайты знаменуют эру онлайнового маркетинга, когда кампания постепенно изучает потребности и покупательское поведение отдельных потребителей и использует информацию для разработки кастомизированных решений.
^

Электронная коммерция.


Э-коммерция и платежные средства в Интернет.

Под термином «электронная коммерция» первоначально понимались продажи товаров и переводы денежных средств с помощью компьютерных сетей. В настоящее время термин «электронная коммерция» охватывает практически все аспекты ведения бизнеса.

Модели электронной коммерции

Для российской части Интернет сегодня наиболее ходовым товаром является все-таки информация.

Торговля информацией. 30-40% информации посвящено бизнесу и финансам. При рассмотрении информационного сервиса по бизнесу и финансам можно выделить несколько вариантов.

Первое – это существование каталогов и справочных систем по ресурсам в Интернет, Rambler, например. Информация бесплатно. Получают прибыль за счет рекламы, так как сайты наиболее посещаемые.

Второе. Массовый приход различных печатных изданий в Интернет с целью увеличения числа читателей. Здесь необходим гибкий поиск решений: что предоставлять на бесплатной основе, что нет. Все российские информационные агентства имеют свое представительство в сети: ИТАР-ТАСС, РИА-Новости, Национальная служба новостей. Появились принципиально новые СМИ, например, Интернет – сервер АКДИ «Экономика и жизнь» (www.akdi.ru), который предоставляет информацию и консультирует в сети по экономическим, финансовым и правовым вопросам.

В сети реализованы гипертекстовые книги, энциклопедии, словари, например старейшая энциклопедия мира «Британика». Доступ платный, но неделю для ознакомления можно пользоваться бесплатно.

Третье. Предоставление бизнес - информации: котировки ценных бумаг, курсы валют, цены на биржах. Создаются специальные ИС или бизнес - службы.

^ Платежные средства в сети.

В основе сетевых расчетов лежат самые продвинутые криптографические технологии обеспечения конфиденциальности информации и аутентичности коммуникантов. Все средства можно разбить на три группы: суррогатные расчетные счета; расширение несетевых расчетных систем - чеки и пластиковые карточки; электронная наличность.

^ Суррогатные расчетные счета – цифровые купоны и жетоны. Клиент приобретает на некоторую сумму последовательности символов, которыми рассчитывается с торговцем. Торговец возвращает в «банк» в обмен на ту же сумму, за вычетом комиссионных. Пример Software Agents (Net Baiik – торговая марка).

Cyber Cash предложила технологию, позволяющую использовать пластиковые карточки для расчета в сети. ПО использует криптозащиту с открытым ключом для конфиденциальной передачи данных о пластиковой карточке.

^ Электронная наличность, объединяющая удобство электронных расчетов с конфиденциальностью наличных денег. В ходе сеанса связи клиент и банк аутентифицируют друг друга. Клиент генерирует уникальную последовательность символов, преобразует ее путем умножения на случайный множитель, закрывает открытым ключом банка и отправляет в банк. Банк раскрывает монету своим секретным ключом, заверяет электронной подписью, закрывает открытым ключом клиента и возвращает ему, одновременно списывая соответствующую сумму со счета. Клиент получает информацию, делит на случайный множитель и сохраняет результат. Транзакция завершена.

^ Защита информации в Интернет.

Проведение финансовых операций, заказ товаров и услуг, использование кредитных карточек требуют соответствующего уровня безопасности. Проблемы, связанные с безопасностью, делят на три группы:

  • Перехват информации – целостность информации сохраняется, но ее конфиденциальность нарушена;

  • Модификация информация – исходное сообщение изменяется или полностью подменяется другим и отсылается адресату;

  • Подмена авторства информации.

В соответствии с этим под термином «безопасность» подразумевается совокупность трех характеристик:

  • Аутентификация – это процесс распознавания пользователя системы и предоставления ему определенных прав и полномочий.

  • Целостность – при передаче это идентичность отправленного и принятого.

  • Секретность – предотвращение несанкционированного доступа к информации.

Для обеспечения секретности применяется шифрование или криптография. Для шифрования сообщения используется алгоритм, зашифрованное сообщение может быть интерпретировано с помощью ключа.

Для исключения возможности модификации сообщения получателю передается дайджест сообщения (контрольная сумма). Электронная подпись создается шифрованием контрольной суммы и дополнительной информации при помощи личного ключа отправителя. Подпись включает в себя уникальное число – порядковый номер.

Аутентификация осуществляется с помощью паролей. Чаще используются одноразовые пароли, для генерации которых используют как программные, так и аппаратные средства.

Для защиты корпоративных информационных сетей используются брандмауэры. Брандмауэр – это система или комбинация систем, позволяющая разделить сеть на две или более частей и реализовать набор правил, определяющих условия прохождения пакетов из одной части в другую.
^

Системы управления базами данных.





  1. Определение базы данных и СУБД,


База данных – совокупность взаимосвязанных данных, характеризующаяся возможностью использования для большого количества приложений, возможностью быстрого получения и модификации необходимой информации, минимальной избыточностью информации, независимостью от прикладных программ, общим управляемым способом поиска.

^ СУБД – программное обеспечение, осуществляющее операции с базой данных.

Банк данных – совокупность информационных, программных, технических средств и персонала, обеспечивающих хранение, накопление, поиск и выдачу данных.

^ База знаний – центральный компонент экспертной системы, хранилище единиц знаний (правил, объектов), описывающих атрибуты и действия, связанные с объектами проблемной области.

^ База знаний – совокупность моделей, правил, факторов (данных), порождающих анализ и выводы для нахождения решения сложных задач в некоторой предметной области.

^ Информационное хранилище – самообучающаяся интеллектуальная ИС, которая позволяет извлекать знания из баз данных и создавать специально организованные базы знаний.

Проектирование БД – ответственная и трудная задача. В результате ее решения должны быть определены содержание БД, эффективный способ ее организации, инструментальные средства управления данными. Проектирование БД начинается с анализа предметной области и выявления требований к ней отдельных пользователей. Проектирование обычно поручается человеку – администратору базы данных. Объединяя частные представления о данных, которые могут потребоваться в будущих приложениях, АБД сначала создает обобщенное неформальное описание создаваемой базы данных. Это описание на понятном всем людям, работающим над проектированием БД, языке и называют инфологической моделью данных. Такая модель не зависит от физических параметров среды хранения данных. Кроме того, что организацию баз данных можно анализировать с точки зрения инфологической (концептуальной) модели, ее можно анализировать с точки зрения компьютерно–ориентированных моделей – логической и физической (учитывает программные и технические средства). Задача этапа логического проектирования БД состоит в разработке ее логической структуры в соответствии с инфологической моделью предметной области. На этом этапе создаются схемы БД на языках определения данных.

  1. ^ Модели организации данных (логические модели БД).


Логическая модель БД отображает в структурированном виде информационную модель предметной области и позволяет сформировать логические записи, их элементы и взаимосвязи между ними.

Выделяют три модели: иерархическую, сетевую и реляционную.

Рассмотрим задачу: необходимо разработать логическую структуру БД для хранения информации о трех поставщиках П1, П2, П3, которые могут поставлять товары Т1, Т2, Т3 в следующих комбинациях: П1 – все, П2 – Т1 и Т3, П3 – Т2 и Т3.


Иерархическая модель.

Это древовидный граф, в котором объекты выделяются по уровням соподчиненности.



















П – информация о поставщиках, П1,2,3 – о конкретных поставщиках.

Каждый узел не может иметь больше одного порожденного узла (каждый элемент может подчиняться только одному элементу). Узел – это запись, связь «один ко многим». Для поиска нужно двигаться от корня к листьям, что значительно упрощает доступ.

Недостатки: жесткая фиксированность связей (любые изменения связей требуют изменения структуры); жесткая зависимость логической и физической организации данных; быстрота доступа достигнута за счет потери гибкости.

Типичный представитель БД, основанной на иерархической модели Information Management System (IMS) фирмы IBM.


^ Сетевая модель.














Связь «многие ко многим», допустимы любые виды связи между записями, отсутствует ограничение на число обратных связей. По сравнению с иерархической имеет большую гибкость, но это тоже достаточно жесткая структура. Пример – СУБД Adabas для мейнфреймов.

Достоинства сетевых и иерархических моделей – компактность и высокое быстродействие.

^ Реляционная модель.

Объекты и взаимосвязи между ними представлены в виде двумерных таблиц (отношений). Отношения обладают следующими свойствами: каждый элемент таблицы представляет собой один элемент данных; элементы столбца имеют одинаковую природу и столбцам однозначно присвоены имена; в таблице нет одинаковых строк; строки и столбцы могут просматриваться в любом порядке. Преимуществом является простота логической модели, гибкость системы защиты, независимость данных, возможность построения простого языка манипулирования данными с помощью математически строгой реляционной алгебры. Для данного примера логическая структура будет содержать три таблицы: поставщики (П1, П2, П3), товары (Т1, Т2, Т3), поставка товаров (П1-Т1, П1-Т2, П1-Т3, П2-Т1, П2-Т3, П3-Т2, П3-Т3). Подавляющее большинство баз данных – реляционные.


  1. ^ Системы управления базами данных.


Переход от логической модели к физической производится с помощью программ, позволяющих создать в памяти ЭВМ базу хранимых данных и работать с этими данными. Рассмотрим состав СУБД.

Основные функции СУБД.

  • Управление данными во внешней памяти

  • Управление буферами оперативной памяти

  • Управление транзакциями

  • Журнализация и восстановление БД после сбоев

  • Поддержание языков БД

Организация типичной СУБД и ее состав соответствуют набору функций. Логически в современной СУБД можно выделить внутреннюю часть – ядро СУБД, компилятор языка (обычно SQL), подсистему поддержки времени выполнения, набор утилит.

СУБД



Программные средства создания БД

Средства работы с БД

Сервисные средства



Пользовательский интерфейс

Языки описания данных






Языки манипуляции данных


Конфигурация


Визуальные средства





Операции с данными

Отладчик




При создании базы данных проектировщик, используя язык описания данных (ЯОД), переводит логическую модель в физическую, а на языке манипуляции данными (ЯМД) разрабатывает программы, реализующие основные операции с данными.

Кроме того, что СУБД различают по моделям, на самом общем уровне различают профессиональные (промышленные) и персональные (настольные).

В начале 80 – х в АСУ на базе больших ЭВМ активно использовалась Adabas. Сегодня это Oracle, Informix, SyBase, DB2, Progress. Персональные Fox Pro. Clipper. Paradox, Access. Промежуточное место Ms SQL Server.

Необходимо отметить, что на обмен данными через БД требуется большее время, чем на обмен аналогичными данными прямо из файлов, специально созданных для того или иного приложения.

Доступ к данным осуществляется с помощью конкретной СУБД, поэтому конкретные модели описываются АБД на языке описания данных этой СУБД. Такое описание и есть даталогическая модель данных.

Для получения информации из БД пользователь направляет запросы СУБД. Запросы формируются на специальном языке запросов. Фактическим стандартом такого языка для современных реляционных СУБД является SQL – структурированный язык запросов. На SQL не пишутся программы, а только строятся запросы с использованием одного или нескольких операторов, разделенных символов перевода строки или точкой с запятой. Например, SELECT - выбрать данные из БД, INSERT – добавить данные в БД, UPDATE – обновить данные в БД, DELETE – удалить данные из БД, GRANT – предоставить привилегию пользователю, REVOKE – отменить привилегии пользователя, COMMIT – зафиксировать текущую транзакцию, ROLLBACK – прервать текущую транзакцию.

Транзакция – некоторое законченное с точки зрения пользователя действие над базой данных. Транзакция может состоять из операций чтения, удаления, вставки или модификации данных.
^

Системы OLAP и OLTP, хранилища данных.


Фактографические системы на основе баз данных.


На основе баз данных строятся фактографические и документальные системы.

Документальные системы – для работы с документами на естественном языке (монографии, публикации, тексты). Наиболее распространены ИПС.

Фактографические системы – оперируют фактическими сведениями, представленными в виде специальным образом организованных совокупностей формализованных записей данных. Центральное звено ФС – БД. ФС делят на два класса – OLAP и OLTP.

OLTP – системы операционной обработки данных, OLAP – системы, ориентированные на анализ данных и поддержку принятия решения.

Сфера применения OLTP – системы платежей, резервирования мест в поездах, самолетах, гостиницах, банковские и биржевые системы. Логическая единица функционирования OLTP – транзакция (перевод денег со счета на счет – транзакция). Таким образом, OLTP – это оперативная обработка транзакций или выполнение транзакций в режиме реального времени.

Вопрос OLTP: “Есть ли свободные места в купе поезда 95 Москва - Барнаул на 20.12.02?”

OLАP, являясь системами поддержки принятия решений, ориентированы на выполнение сложных запросов, требующих статистической обработки исторических данных, моделирования процессов предметной области, прогнозирования развития явлений.

Вопрос OLАP: “Каким будет объем продаж ж/д билетов в денежном выражении в следующих трех месяцах с учетом сезонных колебаний?”

Вопрос OLАP банка: “Найти среднее значение промежутка времени между выставлением счета и оплатой его клиентом в текущем и прошедшем году отдельно для разных групп клиентов».

Сложный аналитический запрос в большинстве случаев невозможно сформулировать на SQL, для этого применяют специальные языки, например, Express 4GL фирмы Oracle.

Оперативность в таких сложных системах достигается за счет применения мощной ВТ, сложных методов анализа и специальных хранилищ данных. Данные в OLАP системах должны быть организованы особым образом, так как образуются большие информационные массивы, выполнение некоторых запросов (анализ тенденций, прогнозирование) требуют хронологической упорядоченности, для обслуживания многих запросов требуются агрегированные данные.

Данные, применяемые для анализа, стали выделять в отдельные БД и назвали хранилищами данных.

Концепция хранилищ данных предполагает интеграцию и согласование данных из различных источников и разделение наборов данных, используемых в OLAP и OLTP системах.

Хранилище – это интегрированный, неизменяемый и поддерживающий хронологию набор данных, предназначенный для обеспечения принятия управленческого решения.



Поставщики информации
















Источники, из которых поступает информация в хранилище, не связаны между собой, поэтому данные имеют различную структуру и форматы представления. Производится согласование данных, т.е. приведение к единому формату, устранение дублирующих и некорректных значений. Подготовленные данные загружаются в хранилище.

Хранилище данных должно обладать такими свойствами:

  • Ориентация на предметную область, структура хранилища должна отображать представление аналитика об информации, с которой ему приходится работать.

  • Данные при загрузке должны агрегироваться.

  • После загрузки внесение каких-либо изменений, кроме добавления записей, не предполагается.

  • Поддержка хронологии, учет хронологии достигается введением ключевых понятий типа «Дата» и «Время» в структуры хранилищ данных.

Рассмотрим свойства данных в OLAP и OLTP системах.


Свойство

OLTP

OLAP

Назначение данных

Оперативный поиск, несложные виды обработки

Аналитическая обработка, прогнозирование

Уровень агрегации

Детализированные

Агрегированные

Период хранения данных

От нескольких месяцев до одного года

От нескольких лет до десятков лет

Частота обновления

Высокая, маленькими порциями

Малая, большими порциями


^ Применение СУБД в экономике.

Во всем мире множество кампаний разрабатывают и применяют БД в маркетинговых и сбытовых целях, анализа степени использования основных фондов и оборотных средств, управления товарными запасами.

  1. На основе СУБД строятся системы поддержки принятия решений.

  2. Автоматизированные системы управления предприятиями различных уровней.

  3. СУБД лежит в основе всех бухгалтерских программ «1С: бухгалтерия», «Парус», «БЭСТ».

  4. СУБД применяются для автоматизации систем управления, мониторинга и программирования развития отраслей и экономики страны в целом.

  5. Автоматизированные банковские системы, например фирмы «Програм Банк».

  6. Кампания Claritas (США) проводит углубленные маркетинговые исследования и создает информационные продукты по многокритериальному описанию различных регионов США. Основная разработка: система маркетингового анализа Compass for Windows. Для использования этой системы нужны частные БД, содержащие набор демографической, маркетинговой, картографической информации, позволяющей провести рыночный анализ с учетом специфики деятельности фирмы клиента.
^

Документальные информационно-поисковые системы.





Информация часто представлена не в виде структурированных массивов данных, а в виде текстовых документов. Поэтому документальные БД (их еще называют еще полнотекстовыми) сразу выделились в особый тип БД.

Исторически сложилось, что за системами, ориентированными на работу с текстовыми документами укоренился термин информационно-поисковые системы (ИПС).

Основной функцией любой ИПС является информационное обеспечение потребителей на основе выдачи ответов на запросы. Главной операцией ИПС является информационный поиск – отыскание документов, содержащих ответ на заданные вопросы. Результатом поиска служат тексты, которые в какой-то мере соответствуют запросам.

Потребность человека в определенной информации в процессе его практической деятельности носит название информационной потребности. Частное значение информационной потребности в определенные моменты времени, выраженное на естественном языке, представляет собой информационный запрос.

В теории ИПС существует фундаментальное понятие – релевантность.

Релевантность- соответствие содержания документа информационному запросу. Документы, содержание которых отвечает запросу потребителя, называются релевантными.

Автоматизация процесса информационного поиска потребовала формализации основного смыслового содержания информационного запроса и документов в виде соответственно поискового предписания (ПП) и поискового образа документа (ПОД). В процессе информационного поиска происходит сопоставление ПОД и ПП, в результате чего принимается решение о выдаче документа (он признается релевантным) или его невыдачи.

Набор правил, по которому принимается решение о выдаче документа, называется критерием смыслового соответствия (КСС).

Структура ИПС.

В состав ИПС входят четыре основные подсистемы:

  • Подсистема ввода и регистрации

  • Подсистема обработки

  • Подсистема хранения

  • Подсистема поиска

Подсистема ввода решает задачи создания электронных копий бумажных документов (сканирование с последующим распознаванием), распознавание и при необходимости преобразование формата, присвоение электронным документам уникальных идентификаторов (регистрация).

Все поступающие документы без внесения изменений направляются в подсистему хранения. Для хранения используют средства сжатия и быстрого поиска информации. Подсистема хранения представляет собой совокупность стандартных средств архивации, СУБД.

Далее документы поступают на вход подсистемы обработки, задачей которой является формирование для каждого документа поискового образа документа (ПОД). ПОД сохраняется в индексе.

Указатель (index) содержит в себе некое свойство документа и ссылки на документы, этим свойством обладающие. Указатели могут быть авторскими и предметными. Процесс создания указателей на документы называется индексированием. Массив указателей, полученных после индексации информационных ресурсов, также называется индексом. Логически индекс представляет собой таблицу, строки которой соответствуют документам, а столбцы – информационным признакам, на основе которых строится ПОД.

При поступлении на вход системы запроса пользователя, запрос преобразуется в поисковое предписание (ПП) и передается в систему поиска, задачей которой является отыскание в индексе ПОД, удовлетворяющих ПП с точки зрения критерия смыслового соответствия. Выдачу пользователю релевантных документов выдает подсистема хранения.


^ Информационные справочно-правовые системы.


Известны «Консультант Плюс» (АО «Консультант Плюс»), «Гарант» (НПП «Гарант – Сервис»), «Кодекс» (Центр комплексных разработок).

Системы, создаваемые государственными предприятиями для государственных ведомств: «Эталон», «Система». Кроме этого, ЮСИС, Референт, Юридический мир, «Ваше право», «Юрисконсульт», «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С: Эталон», «Законодательство России».

Основные параметры, определяющие качество информационной базы:

  • полнота информации,

  • достоверность,

  • оперативность обновления информации.

Основные параметры, характеризующие качество программной оболочки:

  • поисковые возможности системы (поиск по реквизитам и поиск по тексту),

  • средства актуализации информации,

  • дополнительные сервисные функции (улучшенная навигация, возможность сохранять подборки, возможность редактирования).

Интеллектуальные информационные системы. Экспертные системы.

^ Экспертные системы


Экспертная система – это информационная система, построенная на знаниях экспертов – специалистов в определенной предметной области и предназначенная для решения сложных неформализованных (интеллектуальных) задач.

^ Экспертная система – это система, объединяющая возможности компьютера со знанием и опытом эксперта в такой форме, что система может предложить разумный совет или осуществить разумное решение поставленной задачи. Дополнительно желаемой характеристикой такой системы является способность системы пояснять по требованию ход рассуждений в понятной для спрашивающего форме.

^ Области применения.

Областями применения ЭС являются: бизнес, химия, коммуникации, компьютерные системы, инжиниринг, управление информацией, производство, медицина, армия, наука, космос, нефтяная и газовая промышленность.
^

Структура ЭС



Модуль приобретения знаний













Механизм логических выводов


Модуль советов и объяснений






Пользовательский интерфейс







База знаний предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область, и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области. БЗ хранит факты (фактические знания, А это А, правила (знания о принятии решения, ЕСЛИ – ТО), метазнания (знания о знаниях).

Для формализации знаний в БЗ используются следующие структуры: понятия (математические и нематематические), факты (объекты, явления, ситуации), правила (зависимости, закономерности, связи), процедуры (алгоритмы). На основе этих структур строятся модели представления знаний: логические, продукционные (набор фактов, соединенных правилами, модель, основанная на правилах), фреймовые (фрейм – минимальная структура информации о факте в БЗ, каждый фрейм содержит информацию о факте и условиях существования факта), модели нечеткой логики (много, мало, приблизительно, около 50, в диапазоне от).

^ База данных (рабочая память) предназначена для хранения исходных и промежуточных данных решаемой в текущий момент задачи.

Механизм логических выводов (решатель), используя исходные данные из БД и знания из БЗ, формирует такую последовательность правил, которые приводят к решению задачи.

^ Модуль приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, осуществляемый экспертом.

Модуль советов и объяснений объясняет, как система получила решение задачи (или она не получила решения) и какие знания она при этом использовала.

^ Интерфейсы ЭС. Интерфейс пользователя – меню, многооконный, графический, диалоговый, генератор отчетов.

Интерфейс специалистов и экспертов включает: все интерфейсы пользователей языки программирования высокого уровня (Паскаль, Си), языки описания знаний и правил в среде БЗ (языки искусственного интеллекта Lisp, Prolog), оболочки ЭС.

^ Технология применения ЭС.

В разработке ЭС участвуют эксперт, инженер по знаниям, программист по разработке инструментальных средств.

Эксперт определяет знания (данные и правила), характеризующие проблемную область, обеспечивает их полноту и правильность.

Инженер по знаниям помогает эксперту выявить и структурировать знания, осуществляет выбор наиболее подходящего инструментального средства, определяет способ представления знаний, выделяет и программирует стандартные функции.

Программист разрабатывает ИС, содержащее все компоненты ЭС, и осуществляет его сопряжение с той средой, в которой оно будет использоваться.

Перед разработкой ЭС инженер по знаниям должен рассмотреть вопрос, следует ли разрабатывать ЭС.

^ Инструментальные средства разработки ЭС включают:

Языки программирования, системы, автоматизирующие разработку ЭС (ART, TIMM.KEE), оболочки ЭС – пустые ЭС, не содержащие знания ни о какой предметной области (Экспертиза, ЭКО, Эксперт, EMYCIN). Оболочки содержат все компоненты ЭС в готовом виде, их использование сводится к вводу в оболочку знаний о проблемной области.

Все ИС перечислены в порядке уменьшения эффективности, трудозатрат, требуемой квалификации.

При разработке ЭС как правило используется концепция быстрого прототипа (с. 10).

ЭС работает в двух режимах: приобретения знаний и консультирования.

Исследования и разработки ЭС составляют основу программ по информатизации развитых государств. (Ях 1).

Ведущее место в разработке программных продуктов в области интеллектуальных систем принадлежит фирме Gensym, которая в 1998 году предложила систему G2 (с.23).

Другие примеры известных ЭС.

EMYCIN – решение коммерческих задач с использованием продукционной модели знаний.

GURU – ориентированна на широкий круг задач.

ЭС фирмы Inference (США) для определения кредитоспособности клиентов на получение кредитных карточек.

Бизнес прогноз – ориентирован на работу бизнесменов, менеджеров, предпринимателей и позволяет получить рекомендации по вопросам работы средних и мелких фирм различных форм собственности.





Скачать файл (197 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru