Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по пакетам прикладных программ - файл Лекция_02.doc


Загрузка...
Лекции по пакетам прикладных программ
скачать (2912.6 kb.)

Доступные файлы (6):

Лекция_01.doc291kb.16.01.2010 13:33скачать
Лекция_02.doc1288kb.16.01.2010 14:30скачать
Лекция_03.doc658kb.16.01.2010 21:21скачать
Лекция_04.doc715kb.17.01.2010 11:29скачать
Лекция_05.doc241kb.17.01.2010 21:26скачать
Лекция_06.doc994kb.18.01.2010 11:39скачать

Лекция_02.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ


ИРКУТСКИЙ ФИЛИАЛ


КАФЕДРА РЭО


ЛЕКЦИЯ № 2


по дисциплине

Проблемно-ориентированные пакеты

прикладных программ в РЭО


для студентов специальности 160905


Раздел 2. Текстовые и графические редакторы.


Иркутск, 2010 г.


Иркутский филиал МГТУ ГА


кафедра_________________РЭО_____________________________________

(наименование кафедры)


УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой


____________________________

(уч. степень, уч. звание, подпись, фамилия)

01.09.2008 г.


Лекция № 2


По дисциплине

Проблемно-ориентированные пакеты

прикладных программ в РЭО


Раздел 2. Текстовые и графические редакторы.

СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пакет программ MS Office. Текстовые редакторы. Работа с текстом. Форматирование документа. Создание таблиц. Вставка рисунков, надписей.

  2. Графические редакторы. Создание рисунков и графиков. Растровая и векторная графика. Общие сведения о редакторе Corel Draw, практика работы с ним. Преобразование графических файлов. Сканирование и распознавание текстов. Программы-переводчики.



ЛИТЕРАТУРА


1. IBM PC для пользователя / В. Э. Фигурнов – М.: Инфра-М, 2001, стр. 361-433.

2. Microsoft Word 2002: самоучитель / З. М. Берлин, И. Б. Глазырина, Б. Э. Глазырин – М.: ЗАО «Издательство Рином», 2002, стр. 39-101, 121-167.


^ НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ, ПРИЛОЖЕНИЯ, ТСО

1. ПО PowerPoint, проектор мультимедиа, ПЭВМ


Обсуждено на заседании кафедры

«___» ____ ___ 200 г., протокол №__

1. Пакет программ Microsoft Office: структура и назначение компонентов. Текстовые редакторы. Работа с текстом. Форматирование документа. Создание таблиц. Вставка рисунков, надписей.

ППП Microsoft Office – это совокупность программных средств автоматизации офисной деятельности. В состав пакета входит множество приложений, каждое из которых предназначено для выполнения определенных функций и может быть использовано автономно и независимо от остальных. Весь набор офисных приложений можно разделить на основные и дополнительные.


^ Основные компоненты Microsoft Office

Список и назначение основных компонентов, входящих в состав Microsoft Office приведен в табице 1.

Таблица 1

^ Название приложения

Функциональное назначение

Microsoft Word

Текстовый процессор

Microsoft Excel

Табличный процессор

Microsoft PowerPoint

Система подготовки презентаций

Outlook

Система управления персональной информацией

Microsoft Access

Система управления базами данных

Microsoft Binder

Система управления подшивками

Microsoft FrontPage

Система управления Web-узлами

Microsoft PhotoDraw

Графический редактор

Microsoft Publisher

Настольная издательская система

Microsoft Project

Система управления проектами

Microsoft Team Manager

Система управления персоналом



^ Дополнительные компоненты MS Office

Кроме основных компонентов, в семейство Microsoft Office входит большое количество вспомогательных приложений, которые устанавливаются (или не устанавливаются) вместе с основными. Ими можно воспользоваться из основных приложений или вызвать независимо. В таблице 2 перечислены некоторые из вспомогательных приложений.

Таблица 2

^ Название приложения

Функциональное назначение

Microsoft Query

Интерпретатор запросов к внешним базам данных

Microsoft Organization

Программа рисования блок-схем

Microsoft WordArt

Программа создания фигурных текстов

Microsoft Equation

Редактор математических формул

Microsoft Map

Программа отображения данных на географических картах

Microsoft Graph

Программа построения диаграмм

Microsoft Photo Editor

Графический редактор

Microsoft Draw

Средство рисования

Microsoft Find Fast

Служба индексации документов

Microsoft Extended

Средство поиска документов в папках файловой системы

Microsoft Finder

Средство поиска документов электронной почты

Microsoft Script Editor

Редактор сценариев

Microsoft ClipArt

Коллекция картинок и клипов

Панель Microsoft Office

Средство быстрого доступа к приложениям Office


Кроме основных и вспомогательных приложений, могут быть установлены и использованы различные расширения (надстройки). Их можно условно разделить на три группы:

  • ^ Самостоятельные приложения, разработанные фирмой Microsoft, которые являются компонентами семейства Microsoft Office, но формально не входят в состав пакета. Примерами являются приложения Microsoft Project и Microsoft Team Manager.

  • Надстройки над компонентами Microsoft Office, разработанные фирмой Microsoft и представляющие собой дополнительные функции. Как правило, надстройки оформляются не в виде готовых к выполнению программ, а в виде документов специального типа: шаблонов, рабочих книг, библиотек динамической компоновки (DLL) и т.п.

  • Приложения третьих фирм, разработанные для пользователей Microsoft Office. В этот класс попадают как продукты сторонних фирм, так и собственные разработки пользователей. Сюда можно отнести средства распознавания текстов (OCR), автоматического перевода текста, средства управления большими массивами документов (перечисленные задачи не реализованы или слабо развиты в самом пакете MS Office).

Приведенный перечень основных компонентов носит условный характер, поскольку состав пакета зависит от следующих факторов:

  • ^ Устанавливаемый комплект (или редакция) пакета. Пакет выпускается в нескольких редакциях, и состав приложений в разных редакциях различен.

  • Источник установки. Установка может быть выполнена с компакт-диска или с сетевого сервера. Наборы файлов, которые устанавливаются на компьютер, существенно различаются.

  • ^ Операционная система. Microsoft Office может работать под управлением различных ОС: MS Windows и Mac OS. Эти операционные системы могут иметь разные версии и модификации, что также влияет на состав устанавливаемых компонентов.

  • ^ Наличие на компьютере в момент установки предшествующих версий. Некоторые компоненты старых версий автоматически включаются в состав обновляемой версии Microsoft Office (если они уже установлены на компьютере).

  • ^ Параметры, заданные при установке. В случае так называемой выборочной (т.е. по выбору пользователя) установки, можно указать несколько десятков независимых параметров, влияющих на состав пакета.

Несмотря на большое число различных приложений в составе пакета, все они в совокупности образуют единое целое. Для каждого из приложений MS Office характерно наличие следующих отличительных признаков:

  • совместимость по данным;

  • унифицированный интерфейс;

  • единые средства программирования.


2. Текстовый процессор Microsoft Word, его функциональные возможности.

Комплекс программных средств, предназначенных для создания, редактирования и форматирования текстовых документов называют текстовыми процессорами. Основное отличие текстовых процессоров от текстовых редакторов состоит в том, что они позволяют не только вводить и редактировать текст, но и форматировать его. Текстовые процессоры обеспечивают взаимодействие текста, графики, таблиц и других объектов, а также средства проверки правописания и автоматизации форматирования документа.

Функциональные возможности текстового процессора MS Word, отобранные для рассмотрения в настоящем параграфе, далеко не исчерпывают всей их обширной совокупности. В основном мы остановимся на вопросах, так или иначе касающихся базовых навыков и умений, которые требуются пользователям при решении задач создания и оформления профессиональной документации. К таковым относятся: экранный интерфейс и настройки процессора MS Word; создание документов; ввод текста и редактирование; сохранение документа.


^ Экранный интерфейс и настройки процессора MS Word

Для того чтобы запустить процессор Word, необходимо выполнить команду Пуск > Программы > Microsoft Word. На экране появится окно процессора Word с открытым в нем пустым документом, которому по умолчанию присваивается имя «Документ1» (рисунок 1). Одновременно Word загружает служебный файл NORMAL.DOT, который является файлом загружаемого по умолчанию шаблона документа «Пустой документ». В нем определены стандартные параметры документов в Word – шрифты и размеры символов, ширина полей на странице и пр. Установленные в шаблоне по умолчанию параметры, в принципе, можно изменить, но на практике этим пользуются не часто.

Текстовый процессор Word имеет так называемый SDI (Single document interface) интерфейс – для каждого редактируемого документа открывается отдельное окно с меню и панелями инструментов. Управление приложением осуществляется с помощью клавиатуры и мыши. Многим командам соответствует заданное сочетание клавиш, так называемые «горячие» клавиши. Элементы управления активизируются нажатием на них левой кнопки мыши. При нажатии правой кнопки мыши появляется контекстное меню с командами, соответствующими элементу, над которым нажата кнопка. Когда курсор мыши задерживается над каким-либо управляющим элементом, то появляется окно подсказки с кратким описанием функций этого элемента.



Рисунок 1. Экранный интерфейс процессора Word.

При стандартных настройках окно MS Word состоит из следующих элементов:

^ Заголовок окна – стандартный для Windows-окна. Слева вверху в строке заголовка находится значок Word, рядом – имя загруженного документа, а затем – имя программы: Microsoft Word.

^ Строка меню расположена под строкой заголовка. Меню со списком команд открываются нажатием на них левой кнопки мыши. Word имеет «интеллектуальное» меню, которое автоматически настраивается в зависимости от последних используемых команд и метода работы пользователя. Каждая из команд тоже активизируется мышью.

^ Панели инструментов. Ниже строки меню располагается область панелей инструментов. По умолчанию на экране отображаются панели Стандартная и Форматирование. С помощью настроек можно создать или активизировать дополнительные панели инструментов и/или настроить находящиеся на них элементы управления. В процессоре Word насчитывается 16 панелей инструментов. Пользователь по своему усмотрению может вызывать на экран и убирать любую панель, создавать собственные. Внутри панелей инструментов собраны элементы управления, представляющие операции, выполнение которых необходимо при работе с документами, Таким образом, панель инструментов обеспечивает простой структурированный доступ к важнейшим функциям Word. Управление отображением панелей инструментов осуществляется в меню Вид > Панели инструментов (рисунок 2). По этой команде появляется полный список панелей инструментов. Если перед названием панели установлен флажок, то эта панель отображается на экране. Снятие флажка приводит к скрытию панели.



Рисунок 2. Управление отображением панелей инструментов


^ Рабочая область – поле, в котором отображается и редактируется документ. Вверху и слева рабочую область могут ограничивать горизонтальная и вертикальная координатные линейки. Назначение элементов горизонтальной линейки показано на рисунке 3. Указатель мыши на границе между затененной и светлой частями линейки принимает вид двусторонней стрелки. Перемещение мышью этой границы позволит изменить размеры полей документа. Перетаскивание мышью движков изменяет параметры текущего абзаца.




Рисунок 3. Координатная линейка.


Справа и снизу рабочая область ограничена полосами прокрутки. Конкретный вид рабочей области зависит от режима работы редактора.

^ Строка состояния. Внизу окно программы замыкает строка состояния (рисунок 4). Это информационная строка, в которой указывается различная информация о документе и режимах редактора, как-то: число страниц, текущее положение в документе, язык, фоновые выполняющиеся операции и т. п.




Рисунок 4. Строка состояния.

Описание элементов строки состояния

Элемент

Описание

Стр.4

Номер текущей страницы

Разд. 1

Номер текущего раздела. Информация, отображаемая этим элементом, имеет смысл только для документов, разбитых на разделы

4/7

Количество страниц от начала документа до текущей страницы (4) и общее число страниц в документе (7)

На 16,1 см

Расстояние по вертикали между курсором и верхним краем страницы

Ст 37

Количество строк от начала страницы до курсора

Кол 22

Количество символов от левого поля до курсора, включая пробелы и символы табуляции

Кроме того, строка состояния содержит индикаторы режима работы, которые информируют, в каком из режимов редактор работает в настоящий момент. Черный цвет индикаторов соответствует включенному состоянию режима, серый – выключенному.

Назначение индикаторов строки состояния

Индикатор

Назначение

ЗАП

выводит диалоговое окно для записи макроса

ИСПР

включает режим маркировки исправлений. Маркеры исправления показывают, какие изменения были внесены в документ по сравнению с его последней версией.

ВДЛ

когда эта кнопка активна, щелчок мышью в тексте или перемещение курсора клавишами-стрелками выделяет фрагмент текста.

ЗАМ

активизация этой кнопки переключает режим вставки символов на режим замены.

Одно из удобств работы с процессором Word заключается в том, что многие команды можно вызвать различными способами: через меню, панели инструментов, «горячей» клавишей, из контекстного меню. Процессор имеет средства настройки, позволяющие привязать к любой команде различные способы активизации. Поэтому мы не будем рассматривать все возможные способы выполнения какой-либо операции, а укажем какие клавиши и сочетания их, предусмотренные в Word по умолчанию, несут функциональную нагрузку или позволяют существенно ускорить работу по подготовке документа, так что менять их непрактично (рисунок 5).



Рисунок 5. Отображение элементов управления панелей инструментов и настройка меню

Клавиша Spase (Пробел) осуществляет вставку интервалов между словами. Необходимо помнить, что не стоит злоупотреблять этой функцией для того, чтобы перейти в нужную позицию в строке путем многократного нажатия на Пробел. Прежде всего потому, что большинство шрифтов, используемых при набивке текста, – пропорциональные. Это означает, что размеры символов каждого шрифта пропорциональны интервалам между ними. Поскольку это величины переменные, то при замене шрифта соответственно изменится ширина интервалов, и вместо нужной позиции вы окажетесь в несколько иной.

Клавиши Ctrl+Shift+Spase осуществляют так называемый неразрывный пробел. При этом слова, разделяемые неразрывным пробелом, визуально выглядят стоящими отдельно, но Word распознает их как единый комплекс, не разрывая его и не перенося автоматически отдельные слова комплекса на следующую строку. Это необходимо при вводе, например, длинных названий, состоящих из нескольких слов.

Клавиша Enter выполняет переход на начало нового абзаца. Это необходимо строго соблюдать, ни в коем случае не нажимая Enter в конце каждой строки. Word предусматривает автоматический переход на следующую строку, как только вы достигнете границы печатной области. Эти правила имеют принципиальное значение для последующего форматирования, поскольку в Word различаются стили абзаца и стили символа с соответствующими методами форматирования.

Клавиши Shift+Enter выполняют так называемый мягкий перевод строки. При этом строка прерывается до подхода к границе печатной области, но новый абзац не начинается. Этим пользуются, например, при набивке «шапок» деловых писем.

Клавиша Caps Lock позволяет вводить текст ПРОПИСНЫМИ буквами вместо строчных, и наоборот.

Клавиша Insert переключает два режима ввода и редактирования текста: режим замены и режим вставки. В режиме замены текстовые фрагменты заменяют редактируемый текст посимвольно, то есть каждый символ нового текста заменяет собой один символ прежнего. А в режиме вставки старый текст не меняется, а новый как бы вставляется в него, начиная с местонахождения курсора, раздвигая прежний текст. Как правило, более удобен режим вставки, за исключением тех случаев, когда работа ведется со стандартными формами, где необходимо редактировать единообразно куски содержимого.

Клавиши ^ Delete и Backspase удаляют выделенные фрагменты текста, графические объекты, а также символы. Delete удаляет символы, расположенные справа от курсора ввода, a Backspase – соответственно, слева.

Клавиша Tab осуществляет переход к следующей позиции табуляции. Чаще всего ею пользуются при работе с таблицами, а также для форматирования документов, подготавливаемых как Web-документы.

Клавиша ^ Ноmе позволяет перейти в начало строки из любой позиции в середине ее, а клавиша End – в конец строки.

Клавиши Ctrl+Home и Ctrl+End обеспечивают переход, соответственно, в самое начало и самый конец документа из любой позиции в середине него.

Клавиши Ctrl+< и Ctrl+> позволяют двигаться по тексту через слово, используя пробел для распознавания отдельных слов.

Помимо этого существуют различные другие встроенные сочетания клавиш, более или менее функциональные, а также возможность изменять заданные сочетания. Для этого пользуются тем же меню Сервис > Настройка, где нажимают на кнопку Клавиатура и вызывают диалоговое окно, в котором каждой команде можно поставить в соответствие наиболее удобное для конкретного пользователя сочетание клавиш (рисунок 3).


^ 3. Особенности работы с Microsoft Word: работа с текстом, форматирование документа, создание таблиц.

Создание документа

Под созданием документа мы будем понимать создание нового документа двумя способами: с применением или без применения шаблонов.

Для создания нового документа без использования шаблона можно щелкнуть мышью на крайнем левом значке панели инструментов Стандартная, при этом на экране появится пустой документ, которому по умолчанию будет дано имя Документ N, где N – порядковый номер данного документа. В этом случае к нему будет применен стандартный шаблон NORMAL.DOT.

Более корректным методом является создание нового документа через меню ^ Файл > Создать. В этом случае откроется диалоговое окно, содержащее несколько панелей (рисунок 6). В ней отображается хотя бы один значок типа документа - Новый документ. Если вы хотите создать обычный документ, то просто нажмите ОК, и новый документ будет открыт с шаблоном NORMAL.DOT.



Рисунок 6. Создание нового документа на основе шаблона Normal.dot

Создание документа на основе существующего шаблона достигается при помощи того же меню Файл > Создать, но в данном случае мы выбираем другую панель открывшегося диалогового окна. Разные панели соответствуют разным типам документов (рисунок 7).



Рисунок 7. Создание документа на основе шаблона.

^ Режимы отображения

Приступая к работе над текстом документа, необходимо выбрать один из режимов работы, наиболее подходящий для данного случая. Word предлагает четыре режима отображения документов. Переключение в тот или иной режим осуществляется в меню Вид либо четырьмя кнопками в левой части горизонтальной полосы прокрутки.

^ Normal (Обычный режим). Он представляет собой обычный режим работы с текстовыми документами, в котором представлена только содержательная часть документа со всеми элементами форматирования шрифта и абзацев, но не страниц. Постраничная организация представлена упрощенно, что, как минимум, ухудшает визуальное восприятие содержимого документа. Зато гораздо быстрее происходят ввод текста и иные операции с большими документами на малопроизводительных компьютерах.

^ Web Layout (Web -документ). Этот режим удобен при оформлении документов, предназначенных для публикации в Интернете. Текст представляется развернутым на всю страницу. Этот режим совершенно не предоставляет возможности увидеть документ в том виде, в котором будет представлена его твердая копия, но учитывает особенности форматирования электронных документов, такие, как резко ограниченные возможности форматирования, непредсказуемость его внешнего вида при открытии на другой платформе.

^ Print Layout (Печатный документ). Исторически сложилось так, что в нашей литературе этот режим чаще называют режимом разметки. Существенной разницы нет, поскольку в обоих названиях заложена основная суть этого режима: в нем максимально реализован принцип WYSIWYG (What You See Is What You Get – что вы видите, то и получаете), при котором страница текста на экране выглядит точно так же, как на бумаге.

^ Outline (Структура). В этом режиме документ отображается с дополнительным выделением его структуры: абзацев, заголовков разных уровней, списков. Он очень удобен при работе с большими и имеющими сложную структуру документами. Безусловно, набивать текст в нем не стоит, но можно заниматься окончательным редактированием структуры: перемещать разделы и главы, подчинять их другому уровню. Можно выделить так называемый главный документ и работать с ним, не открывая вложенных.


^ Ввод текста и редактирование

После создания документа можно приступать к вводу текста. Если документ был создан на основе шаблона, то специальных средств ввода и форматирования текста, как правило, не требуется либо они специфические для каждого шаблона.

^ Задание параметров страницы

Прежде чем приступать непосредственно к вводу текста, полезно заранее установить некоторые удобные для данного документа параметры форматирования. Например, удобно сразу задать параметры страниц. Для этого выберите в меню Файл пункт Параметры страницы.



Рисунок 8. Задание параметров страницы.

Откроется соответствующее диалоговое окно (рисунок 8), содержащее четыре вкладки. Выбрав вкладку ^ Поля, вы можете назначить границы полей страницы и, соответственно, печатной области, в пределах которой будет помещаться текст. Вкладка Размер бумаги позволяет задать страницам документа формат, отличный от стандартного А4, а также переопределить ориентацию с книжной на альбомную. Вкладка Источник бумаги отвечает за правила подачи бумаги при печати.


^ Другие параметры документа

Можно заранее установить и другие параметры работы с документом, выбрав в меню Сервис пункт Параметры. Тем самым вызывается диалоговое окно (рисунок 9), содержащее десять вкладок. Перечислять их все смысла не имеет, поскольку пользователь сам при ближайшем ознакомлении выберет то, что его интересует.

Непосредственно ввод текста с клавиатуры особых сложностей не вызывает, надо лишь быть предельно внимательным и набивать символы в правильном порядке. В случае ошибки Word предоставляет возможность отмены действий.

Большой интерес для пользователя представляют специальные средства ввода и редактирования, и не только текста, но и различных графических объектов. Остановимся на некоторых из них.




Рисунок 9. Диалоговое окно настройки параметров документа

^ Автозамена, автотекст, автоформат

Эти три функции предназначены для автоматизации ввода текста и его обработки. Рассмотрим подробнее назначение каждой из них.

– Функция Автозамена позволяет заменять при вводе часто повторяющиеся длинные последовательности символов вводом коротких комбинаций (рисунок 10). Для этого используется встроенный словарь автозамены. Словарь позволяет корректировать старые и добавлять новые комбинации. Для этого необходимо на соответствующей панели диалогового окна ввести подлежащие замене и заменяющие их сочетания символов, а затем выбрать опцию Добавить.

Автотекст дает возможность автоматически вводить заложенные в его словаре блоки текста. Можно добавлять новые текстовые блоки в словарь, либо набивая их непосредственно в диалоговом окне и выбирая опцию Добавить, либо аналогичным образом, но предварительно выделив подлежащий добавлению текст, и лишь затем, вызвав диалоговое окно, щелкнуть Добавить.

Автоформат, при соответствующих настройках, подразумевает автоматическое форматирование вводимого текста (рисунок 11). Он также позволяет автоматически отформатировать весь документ по своему усмотрению, если задать в меню Формат > Автоформат команду Сразу весь документ, с указанием типа документа.

Вставка специальных символов

Под специальными символами в Word подразумеваются различные символы, не предусмотренные для ввода с клавиатуры по той причине, что пользуются ими очень редко. Иногда все же возникает необходимость оперирования с такими символами при редактировании специальных текстов. Для этого в Word предусмотрена команда меню Вставка > Символ. Панель Специальные символы содержит небольшой список редко употребляемых символов с соответствующими им предусмотренными комбинациями клавиш (рисунок 12). Панель Символы предлагает многообразие символов, соответствующих определенному шрифту и языку.



Рисунок 10. Диалоговое окно Автозамена, вызванное через меню Формат



Рисунок 11. Диалоговое окно Автоформат

Стили

Мощным средством автоматизации ввода и редактирования в Word являются стили. Существует два подхода к форматированию (оформлению) документа. Первый состоит в том, что пользователь, форматируя текст, задает для каждого элемента параметры шрифтов, абзацев и т. п. Такой подход называется физическим форматированием и имеет много недостатков:

– пользователь вынужден вручную следить за единством стилевого оформления документа.

– затруднено изменение документа.

– текстовый процессор, имея только информацию о физическом форматировании, не имеет информации о структуре документа и не может предоставить таких дополнительных услуг, как, например, автоматическое составление оглавления.



Рисунок 12. Вставка специальных символов.


Поэтому в настоящее время любое средство подготовки документов поддерживает второй подход к форматированию: логическое форматирование. В MS Word для поддержки такого форматирования и служит механизм стилей. При использовании стилей оператор выделяет в документе логические блоки: заглавия, абзацы, перечисления и др., и для каждого создает стиль – описание физических параметров, которые используются для отображения этого логического элемента. Редактируя текст, оператор для каждого логического элемента документа указывает, какому они принадлежат стилю (рисунок 13).



Рисунок 13. Выбор стиля.



Рисунок 14. Окно задания и управления стилями.

Сохранение документа

Для того чтобы сохранить созданный документ можно в меню ^ Файл выбрать пункт Сохранить (Сохранить как). При сохранении нужно правильно выбрать место сохранения документа, указать оригинальное имя файла и выбрать необходимый формат сохранения.


^ Ввод формул

Даже в относительно несложных текстах технического содержания невозможно обойтись без формул, содержащих знаки суммирования, интегрирования, надстрочные и подстрочные индексы нескольких уровней. Формулы в Word представляют собой OLE-объекты, погружаемые в основной текст. При обращении пользователя к формуле (допустим, по щелчку мышью) вызывается специальная программа – Редактор формул (Microsoft Equation). На рисунке 15 показана панель инструментов, активизирующаяся при вызове Microsoft Equation.



Рисунок 15. Пример редактирования формулы средствами Microsoft Equation


В качестве альтернативы Microsoft Equation предлагается редактор формул MathType, с которым также можно работать по OLE-технологии.

Перечислим задачи, которые могут возникнуть при оформлении текстового фрагмента, содержащего формулу:

– во-первых, нужно добиться такого форматирования строки, содержащей формулу, при котором сама формула выравнивается по центру, а ее номер – по правому краю;

– во-вторых, желательно обеспечить автонумерацию формул. Это означает, что если мы захотим вставить между существующими строками еще одну с какой-то новой формулой, то должен произойти автоматический сдвиг номеров, начиная от вставленной строки;

– в-третьих, следует «научить» систему самостоятельно менять текст ссылок на формулы при автоматическом изменении их номеров.

Для задания различных видов выравнивания для различных частей строки можно применять задание пользовательской (настраиваемой) табуляции (меню Формат команда Табуляция) (рисунок 16). В диалоговом окне, показанном на рисунке 16, задаются позиции табуляции и соответствующие им способы выравнивания. После настройки табуляции пользователь получает возможность с помощью клавиши Tab перемещаться (внутри абзаца) к заданным позициям и вводить относительно них те или иные элементы текста (формулы, их номера и т. д.).



Рисунок 16. Определение позиций табуляции


Заметим, что позиции и виды выравнивания для табуляции могут задаваться непосредственно щелчком мыши по линейке выравнивания (рисунок 17).



Рисунок 17. Определение позиций табуляции с помощью линейки выравнивания


Для задания автонумерации формул используется инструмент текстового процессора Word – «поле». Поля в Word представляют собой элементы, которые внедряются в основной текст и могут автоматически изменяться системой по тем или иным правилам. Чтобы вставить «поле» в текст, нужно воспользоваться функцией меню Вставка > Поле (рисунок 18).

Окно диалога, показанное на рисунке 18, служит для вставки поля автоматической нумерации. В случае поля SEQ необходимо также задать Идентификатор списка автонумерации: поскольку в документе могут вестись параллельно несколько таких списков. В случае нумерации формул списку дано имя НомераФормул.




Рисунок 18. Вставка поля SEQ.


Очевидно, что поле SEQ должно быть вставлено в то место текста, где мы хотим, видеть автоматически меняющийся номер. Таким образом, каждая строка с формулой должна содержать это поле (обычно справа внутри скобок).

При вставке новой нумерованной строки между существующими необходимо всегда производить перенумерацию – обновление полей.

Очевидно, что номера формул нужны не сами по себе, а для того, чтобы на них можно было ссылаться в тексте. Для того чтобы это происходило, следует:

– оформить номера формул как специальные элементы, на которые можно сослаться. К таковым в Word относятся закладки (рисунок 19);

– ссылки на номера формул должны быть реализованы с помощью специальных элементов Word, называемых перекрестными ссылками.



Рисунок 19. Создание закладки.



Рисунок 20. Определение перекрестной ссылки на закладку.

Работа с таблицами

Операции по созданию и оформлению таблиц выполняются из меню Таблица либо из панели инструментов Таблицы и границы. Результат вставки табличной информации в разрабатываемый документ показан на рисунке 21.





























































Рисунок 21. Создание таблицы.


При необходимости может быть создана любая комбинация таблицы и текста (рисунок 22).


13

24

34

2

3

32

3

64

15

32

43

27

7

54

28

9

38

81

31

45



Такая возможность задается установкой специальных свойств объекта «таблица» – ^ Обтекание текстом.


Рисунок 22. Комбинация таблицы с текстом.


Таблицы могут содержать не только текст, но также поля, ссылки, формулы. Это свойство дает возможность автоматизировать процесс ввода данных, проведения простейших вычислений.

При решении задач аналитического характера очень часто оказываются полезными не столько табличные, сколько визуальные формы представления данных, такие как графики, столбчатые и круговые диаграммы, поверхности и т. п. (рисунок 23). MS Word предоставляет пользователю достаточно широкие средства для их создания.



Рисунок 23. Диаграмма


^ Создание списков

При оформлении документов очень часто приходится иметь дело с текстовыми фрагментами с так называемой регулярной структурой. Например, это может быть нумерованное или ненумерованное перечисление альтернатив чего-либо. В Word для их наименования используется термин списки (рисунок 24).



Рисунок 24. Окно выбора типа списка.


^ Формирование оглавления документа

Когда основная работа по созданию документа завершена, осталось только собрать воедино перечень всех его разделов с тем, чтобы максимально облегчить поиск необходимой информации. Word предоставляет прекрасную возможность автоматически собрать оглавление.

Для вставки оглавления в текст документа следует выполнить команду меню Вставка > Оглавление и указатели.



Рисунок 25. Окно выбора стиля оглавления документа.


^ 4. Особенности работы с Microsoft Word: рисование, вставка рисунков, надписей, сервис.

Большинство документов содержит различные иллюстрации: фирменные знаки, диаграммы, графики, рисунки. С помощью Word для Windows можно создавать такие объекты, так как Word содержит встроенный графический редактор. С помощью этого редактора можно создавать рисунки в тексте документа, используя функции рисования примитивов или элементарных геометрических объектов: линий, прямоугольников, кругов и т.д. Чтобы вставить рисунок в текст как объект, выполняется команда Вставка-Объект.

Кроме создания (вставки) рисунков имеется возможность работы с надписями. Они представляют собой встроенные объекты, которые можно форматировать отдельно от существующего текста. Кроме этого Word позволяет «украшать» текст, добавлять объем, тени, производить текстурную или прозрачную заливку и т.п.


2. Графические редакторы. Создание рисунков и графиков. Растровая и векторная графика. Общие сведения о редакторе Corel Draw, практика работы с ним. Преобразование графических файлов. Сканирование и распознавание текстов. Программы-переводчики.

^ Графические редакторы

Графический редактор – это программа, предназначенная для автоматизации процессов построения на экране дисплея графических изображений. Предоставляет возможности рисования линий, кривых, раскраски областей экрана, создания надписей различными шрифтами и т.д.

Большинство редакторов позволяют обрабатывать изображения, полученные с помощью сканеров, а также выводить картинки в таком виде, чтобы они могли быть включены в документ, подготовленный с помощью текстового редактора.

Некоторые редакторы позволяют получать изображения трёхмерных объектов, их сечений, разворотов, каркасных моделей и т.п.

Пользуется известностью Corel DRAW – мощный графический редактор с функциями создания публикаций, снабжённый инструментами для редактирования графики и трёхмерного моделирования.

Широко известны также систем деловой и научной графики. Системы деловой графики дают возможность выводить на экран различные виды графиков и диаграмм: гистограммы; круговые и секторные диаграммы и т.д. Эти системы позволяют наглядно представлять на экране различные данные и зависимости.



Системы научной и инженерной графики позволяют в цвете и в заданном масштабе отображать на экране следующие объекты: Чертеж с нанесенными изолиниями; графики двумерных и трехмерных функций, заданных в табличном или аналитическом виде; системы изолиний, в том числе, и нанесённые на поверхность объекта; сечения, проекции, карты и т.д.



Для построения легко воспринимаемых реалистических изображений трёхмерных объектов системы инженерной графики позволяют удалять линии, не видимые наблюдателю.

Существуют остроумные способы визуализации наиболее простых многомерных объектов – множеств точек. Один из них носит название "лица Чернова" (Чернов – современный американский математик).


"Лица Чернова"

Этим способом можно отображать 10-20-мерные множества. Суть способа такова: каждому из измерений сопоставляется один из параметров схематически изображённого человеческого лица, например, первое измерение дает отношение высоты лица к ширине, второе – размер носа, третье – расстояние между глазами и т.д.

Таким образом, каждой точке исходного множества будет сопоставлено лицо. Рассматривая эти лица, можно отобрать похожие между собой или же выделить абсолютно непохожие и тем самым произвести некую классификацию исходного множества.


^ Графический редактор CorelDraw

В конце апреля 2006 года компания Corel объявила о начале поставок новой версии своего графического пакета CorelDRAW Graphics Suite X3. Пользователей, предпочитающих русский язык интерфейса, компания также порадовала тем, что русифицированная версия пакета CorelDRAW Graphics Suite X3 в продаже уже в мае 2006 года.

Инструкция к CorelDRAW Graphics Suite X3 подсказывает, что пакет содержит более сорока новых и улучшенных опций. Познакомимся с самыми важными.

Новая инкарнация утилиты Trace – Corel PowerTRACE, отныне интегрированная в CorelDRAW X3 и позволяющая быстро конвертировать растровые изображения в векторный формат для дальнейшего редактирования.

Далее. Новая функция Лаборатория корректировки изображения (Image Adjustment Lab), доступная в программах Corel PHOTO-PAINT и CorelDRAW, упрощает работу с изображениями с плохим цветовым балансом и контрастностью: настройки цвета и тона изображения можно изменять как в автоматическом, так и в ручном режимах. Кроме того, предусмотрена возможность сравнения получившегося изображения с оригиналом и выбора наиболее качественного из них.

Улучшенный инструмент Текст вдоль пути – Interactive Fit Text to Path. Очень и очень востребованный и удобный инструмент, появившийся в CorelDRAW! 5 и с тех пор выручающий в самых неожиданных случаях.

Усовершенствованы и функции для работы с текстом. Среди самых интересных – управление выравниванием, создание буквиц, табуляция, работа со списками и колонками. Размер текста можно теперь отображать в дюймах, а гипертекстовые ссылки можно применять к отдельным символам.

Усовершенствованный инструмент Cutout Lab использует технологию Corel KnockOut и включает в себя новые возможности, которые упрощают процесс вырезания областей изображения и повышают точность работы.

В числе улучшений и дополнений: новые кисти для повышения или снижения детализации (Add Detail, Remove Detail), которые помогают более точно определять границы вырезаемых областей, кнопки повтора и отмены (Undo и Redo), позволяющие быстро исправлять ошибки, а также возможность быстрой смены фона, облегчающая просмотр результатов.

Усовершенствованная функция создания контура Interactive Contour позволит быстро и легко создавать контуры объектов с оптимальным подбором кривых.

Совершенно новый инструмент Smart Fill, позволяет теперь применять заливку для любой замкнутой области. Суть процесса – в создании и последующем заполнении нового объекта из любой замкнутой области, любой петли или пересекающей саму себя линии. Разумеется, впоследствии этот объект может быть отдельно перемещён, скопирован или отредактирован.

Ещё один интереснейший инструмент, впервые появившийся лишь в составе CorelDRAW Graphics Suite X3 – универсальное Кадрирование (Crop). Ранее кадрирование было доступно только в редакторе Corel PHOTO-PAINT и работало с растром.

Однако в современной ипостаси инструмент Crop воистину удивителен, позволяя удалять лишние области в объектах и импортированной графике, вне зависимости от того, векторный это формат, или растровый!

Совершенно новая функция – режим предварительного просмотра области наложения – Enhanced With Overprints, воссоздает цвет в области наложения объектов при печати объектов поверх друг друга. Достаточно удобная функция, придающая дополнительную уверенность при выводе проекта.

Расширенный в новой версии набор CorelDRAW Design Collection предоставляет пользователю готовые для использования шаблоны профессионального качества разных стилей исполнения. Комбинируя и видоизменяя макеты и стили исполнения, можно достаточно оперативно создавать буклеты, брошюры, фирменные бланки, конверты, визитные карточки и наклейки, совершенно не похожие на первоначальные заготовки.


^ Обзор программ переводчиков

Информация представлена не только на русском языке. Если у вас возникнут затруднения при понимании иностранных слов, вам помогут программы-переводчики. Традиционно этот сегмент программного обеспечения относится к бизнес-классу – большинство программ такого типа платные и стоят довольно дорого. Рассмотрим несколько более бюджетных решений, достаточно интересных.

^ PROMT Express

Эта программа – один из лучших переводчиков из известных на сегодняшний день. Базовая бесплатная версия программы, работоспособная в течение 30 дней, умеет работать с английским языком – переводить с английского на русский и наоборот.

Чтобы перевести слово, можно ввести его в окне программы PromtX и нажать кнопку Перевести на панели инструментов.

Кроме того, программа умеет отслеживать содержимое буфера обмена – фрагмент текста, скопированный в буфер, автоматически будет помещен в окно программы-переводчика.

Еще одна возможность ввести текст в окно программы для перевода – можно задать перехват ввода текста с клавиатуры. Для этого следует нажать кнопку Перехват ввода с клавиатуры, а затем определить, для каких именно окон нужно осуществлять перехват (стоит оставить рекомендуемое значение – Все окна). В результате перехвата ввода с клавиатуры текст, который будет вводиться с клавиатуры, например, в окно текстового редактора, будет автоматически появляться и в окне PromtX.

После того как программа переведет текст, в верхней части окна вы увидите оригинал, в нижней – результат перевода. Программа позволяет прослушать звучание оригинала и перевода. Для этого нажмите мышкой в нужном поле и воспользуйтесь кнопкой Произнести.

Полнофункциональная версия программы может работать с несколькими шаблонами тематик. В шаблонах тематик сохранены тематические словари, которые помогают при переводе специальных терминов.

^ Web Translator

Эта программа умеет переводить сразу в нескольких направлениях. Среди языков, с которыми умеет работать Web Translator – английский, французский, испанский, немецкий, португальский, итальянский, русский и еще несколько других.

Программа умеет работать в двух режимах – в режиме Web и в режиме Text. Переключает их одноименная кнопка на панели инструментов программы.

В режиме Text программа позволяет ввести текст с клавиатуры или же вставить его из буфера обмена. При этом доступны инструменты форматирования текста, а также работа с буфером обмена.

Для перехода в режим просмотра web-страниц нажмите кнопку Web. При этом программа сможет работать как web-браузер и переводить содержимое сайтов.

VuDictionary

VuDictionary – это простой словарь для перевода английских слов, который умеет работать в фоновом режиме. Программа может переводить только с английского на русский, работая со стандартным словарем.

Работает она так: пользователь вводит слово в строке, по ходу чего из словаря отбираются подходящие варианты перевода. Комплект отобранных вариантов отображается в виде списка, при этом отображается только ближайший перевод. Полный набор вариантов можно посмотреть в специальном окне, выделив нужное слово.

Слова в окне программы размещены по алфавиту. После удачного перевода найденное слово запоминается в списке истории, и в будущем перевод можно просмотреть, не прибегая к поиску.

Кстати, окно с переводом содержит очень детальную информацию, включая транскрипцию, варианты словоупотребления, варианты перевода.

TranslatIt!

Эта программа отображает перевод во всплывающем окне рядом с незнакомым словом на web-странице. Для этого достаточно навести на него мышиную стрелку.

После запуска приложение размещает свой значок в системном трее, откуда и можно управлять его работой: изменить направление перевода, задать настройки, проверить обновления. Если программа работает в активном режиме (о чем сигнализирует пиктограмма, расположенная в трее), то для перевода незнакомого слова в браузере нужно просто задержать мышку над словом. Через несколько мгновений перевод появится рядом со словом.

Программа может использоваться как словарь. Для этого необходимо выбрать пункт Словари в меню программы. А если слова в словаре нет, его всегда можно добавить, вручную задав его перевод. Еще одна интересная возможность, предоставленная пользователям, - редактирование уже существующих словарных статей.

^ Lingvo OnLine!

Завершить рассказ о переводчиках хотим плагином Lingvo OnLine!, который позволяет переводить слова с английского на русский и обратно с помощью одного из двух сервисов - lingvo.yandex.ru или lingvo.ru.

В результате установки плагин интегрируется в контекстное меню. Для перевода слова вам необходимо выбрать Translate with Lingvo и указать, с какого языка необходимо получить перевод. В результате во всплывающем окне будет отображен результат работы переводчика с переводом выделенного слова.


^ Сканирование и распознавание текстов

Под термином «сканирование», подразумевается получение цифрового изображения. Называемый также вводом цифрового изображения или оцифровкой, этот термин относится к процессу преобразования визуальной информации в цифровую форму, которую могут использовать компьютеры.

В компьютерном мире работают в основном с изображениями двух типов: растровыми и векторными.

Растровые изображения состоят из сеток цветных, серых полутоновых или черно-белых пикселов, или элементов изображения. Цветовые характеристики растровых изображений приводят к огромным размерам графических файлов и делают их чувствительными к масштабированию.

Векторные изображения формируются из математических форм – линий, эллипсов, прямоугольников, кривых и более сложных структур, – закодированных математическими формулами. Их рациональная структура позволяет сохранять разумные размеры файлов и просто масштабировать изображения без потери качества.

Как высказывание «брошенное вверх должно упасть» кратко описывает действие силы тяжести, так утверждение «введенное изображение должно быть выведено» формулирует основное правило сканирования.

Для разумного выбора аппаратных средств, программного обеспечения и акцентов сканирования необходимо в максимально возможной степени учитывать характеристики как исходного изображения, так и среды вывода, или области использования изображения, в которой будет реализован конечный продукт.

Типичные области использования оцифрованных изображений – это печать, видео, мультимедиа и деловые коммуникации: факс, электронная почта, OCR, a также системы архивации и передачи документов. Сканирование для каждой области использования имеет свои особенности.

Еще лет пять назад этот вопрос был спорным. Скептики утверждали, что компьютер допускает ошибок больше, чем человек. И были правы. Быстрее было ввести текст вручную, чем исправлять ошибки после распознавания. Но с недавнего времени система распознавания символов ABBYY FineReader допускает меньше ошибок, чем человек! А работает в 10 раз быстрее.

FineReader – это система оптического распознавания текстов. Она преобразует полученное с помощью сканера графическое изображение (картинку) в текст (т.е. в коды букв, “понятные” системе).


Лекцию разработал

Доцент кафедры: к.т.н.

________________________________

(подпись, фамилия)


^ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБСУЖДЕНА НА ЗАСЕДАНИИ АРЭО

Протокол № ___ от « ___ » __________ 200_ г.


Скачать файл (2912.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru