Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Дипломная работа - Разработка электронного учебного пособия VBA. Решение задач - файл Введение 1 Проектная часть Заключение.doc


Загрузка...
Дипломная работа - Разработка электронного учебного пособия VBA. Решение задач
скачать (9815.2 kb.)

Доступные файлы (205):

2 Список литературы.doc128kb.15.06.2007 10:34скачать
Введение 1 Проектная часть Заключение.doc2118kb.18.06.2007 21:37скачать
Алгоритм решения.bmp
Алгоритм решения.doc35kb.10.06.2007 21:38скачать
Алгоритм решения горизонтальный.doc35kb.13.06.2007 23:36скачать
Алгоритм решения горизонтальный.jpg61kb.13.06.2007 23:38скачать
Информационная модель и структура программы.bmp
Информационная модель и структура программы.doc41kb.11.06.2007 16:16скачать
Постановка задачи.doc13kb.31.05.2007 17:22скачать
Структура СМК ГОУ СПО Башкирский строительный колледж.bmp
Структура СМК ГОУ СПО Башкирский строительный колледж.doc41kb.12.04.2007 13:22скачать
Функциональная модель процесса обучения студентов дисциплине Пакеты Прикладных Программ.doc15kb.18.06.2007 21:34скачать
Функциональная модель электронного учебного пособия.doc34kb.05.06.2007 20:36скачать
Цель и задачи.doc14kb.31.05.2007 17:09скачать
Задание.doc37kb.15.06.2007 10:49скачать
Заключение.doc32kb.18.06.2007 13:18скачать
Нормаконтроль.doc35kb.15.06.2007 10:54скачать
Презентация.ppt2169kb.19.06.2007 14:27скачать
Приложение А.doc307kb.16.06.2007 22:20скачать
Приложение Б.doc319kb.16.06.2007 22:20скачать
Раздаточный материал.ppt1205kb.18.06.2007 21:38скачать
Рецензия.doc31kb.17.06.2007 00:24скачать
Содержание.doc51kb.16.06.2007 22:20скачать
Титульный лист.doc30kb.15.06.2007 11:08скачать
ветвления и циклы - 10.jpg194kb.20.05.2007 22:17скачать
ветвления и циклы - 11.jpg55kb.20.05.2007 22:18скачать
ветвления и циклы - 12.jpg191kb.20.05.2007 22:18скачать
ветвления и циклы - 13.jpg28kb.23.05.2007 20:08скачать
ветвления и циклы - 14.jpg58kb.23.05.2007 20:14скачать
ветвления и циклы - 15.jpg43kb.23.05.2007 20:47скачать
ветвления и циклы - 16.jpg159kb.23.05.2007 20:46скачать
ветвления и циклы - 17.jpg59kb.23.05.2007 20:47скачать
ветвления и циклы - 18.jpg65kb.25.05.2007 16:51скачать
ветвления и циклы - 19.jpg64kb.25.05.2007 16:51скачать
ветвления и циклы - 1.jpg52kb.20.05.2007 21:51скачать
ветвления и циклы - 20.jpg63kb.25.05.2007 17:15скачать
ветвления и циклы - 21.jpg58kb.25.05.2007 17:15скачать
ветвления и циклы - 22.jpg50kb.20.05.2007 23:22скачать
ветвления и циклы - 23.jpg196kb.20.05.2007 23:22скачать
ветвления и циклы - 24.jpg56kb.20.05.2007 23:23скачать
ветвления и циклы - 25.jpg193kb.20.05.2007 23:23скачать
ветвления и циклы - 26.jpg39kb.20.05.2007 23:23скачать
ветвления и циклы - 27.jpg31kb.31.05.2007 18:26скачать
ветвления и циклы - 28.jpg30kb.31.05.2007 18:26скачать
ветвления и циклы - 2.jpg205kb.20.05.2007 21:51скачать
ветвления и циклы - 3.jpg57kb.20.05.2007 21:54скачать
ветвления и циклы - 4.jpg191kb.20.05.2007 21:51скачать
ветвления и циклы - 5.jpg57kb.20.05.2007 21:54скачать
ветвления и циклы - 6.jpg196kb.20.05.2007 21:52скачать
ветвления и циклы - 7.jpg44kb.20.05.2007 22:17скачать
ветвления и циклы - 8.jpg167kb.20.05.2007 22:16скачать
ветвления и циклы - 9.jpg57kb.20.05.2007 22:17скачать
выход из циклов и процедур - 10.jpg26kb.06.06.2007 19:47скачать
выход из циклов и процедур - 1.jpg47kb.30.05.2007 22:37скачать
выход из циклов и процедур - 2.jpg161kb.30.05.2007 22:37скачать
выход из циклов и процедур - 3.jpg26kb.30.05.2007 22:38скачать
выход из циклов и процедур - 4.jpg24kb.30.05.2007 22:38скачать
выход из циклов и процедур - 5.jpg26kb.30.05.2007 22:38скачать
выход из циклов и процедур - 6.jpg46kb.30.05.2007 23:23скачать
выход из циклов и процедур - 7.jpg160kb.30.05.2007 23:23скачать
выход из циклов и процедур - 8.jpg26kb.30.05.2007 23:24скачать
выход из циклов и процедур - 9.jpg26kb.06.06.2007 19:46скачать
массивы - 1.jpg45kb.20.05.2007 18:15скачать
массивы - 2.jpg155kb.20.05.2007 18:15скачать
массивы - 3.jpg63kb.20.05.2007 18:15скачать
массивы - 4.jpg50kb.29.05.2007 20:25скачать
массивы - пример 1.htm1kb.11.06.2007 14:53скачать
модули - 1.jpg51kb.23.05.2007 21:03скачать
модули - 2.jpg196kb.23.05.2007 21:03скачать
модули - 3.jpg30kb.23.05.2007 21:06скачать
модули - 4.jpg29kb.23.05.2007 21:06скачать
модули - 5.jpg53kb.23.05.2007 21:11скачать
модули - 6.jpg206kb.23.05.2007 21:11скачать
область действия переменных и процедур - 1.jpg50kb.23.05.2007 19:01скачать
область действия переменных и процедур - 2.jpg43kb.24.05.2007 23:54скачать
область действия переменных и процедур - 3.jpg159kb.24.05.2007 23:54скачать
область действия переменных и процедур - 4.jpg54kb.24.05.2007 23:52скачать
переменные, константы и типы данных - 1.jpg43kb.20.05.2007 17:14скачать
переменные, константы и типы данных - 2.jpg146kb.20.05.2007 17:14скачать
переменные, константы и типы данных - 3.jpg56kb.20.05.2007 17:15скачать
переменные, константы и типы данных - 4.jpg39kb.24.05.2007 15:25скачать
переменные, константы и типы данных - 5.jpg141kb.24.05.2007 15:25скачать
переменные, константы и типы данных - 6.jpg52kb.24.05.2007 15:26скачать
переменные, константы и типы данных - 7.jpg66kb.24.05.2007 15:50скачать
переменные, константы и типы данных - 8.jpg54kb.24.05.2007 15:50скачать
переменные, константы и типы данных - пример 1.htm1kb.11.06.2007 14:53скачать
переменные, константы и типы данных - пример 2.htm1kb.11.06.2007 14:54скачать
процедуры и функции, их вызов и передача параметров - 10.jpg58kb.23.05.2007 19:46скачать
процедуры и функции, их вызов и передача параметров - 11.jpg59kb.24.05.2007 14:28скачать
процедуры и функции, их вызов и передача параметров - 1.jpg46kb.20.05.2007 17:18скачать
процедуры и функции, их вызов и передача параметров - 2.jpg161kb.20.05.2007 17:17скачать
процедуры и функции, их вызов и передача параметров - 3.jpg61kb.20.05.2007 16:24скачать
процедуры и функции, их вызов и передача параметров - 4.jpg42kb.20.05.2007 15:52скачать
процедуры и функции, их вызов и передача параметров - 5.jpg146kb.20.05.2007 15:52скачать
процедуры и функции, их вызов и передача параметров - 6.jpg48kb.20.05.2007 15:53скачать
процедуры и функции, их вызов и передача параметров - 7.jpg168kb.20.05.2007 15:53скачать
процедуры и функции, их вызов и передача параметров - 8.jpg31kb.23.05.2007 19:30скачать
процедуры и функции, их вызов и передача параметров - 9.jpg59kb.23.05.2007 19:33скачать
процедуры и функции, их вызов и передача параметров - пример 2.htm1kb.11.06.2007 14:51скачать
интегрированная среда разработки - 10.jpg14kb.27.05.2007 15:50скачать
интегрированная среда разработки - 11.jpg14kb.27.05.2007 15:51скачать
интегрированная среда разработки - 12.jpg15kb.27.05.2007 15:52скачать
интегрированная среда разработки - 13.jpg14kb.27.05.2007 15:52скачать
интегрированная среда разработки - 14.jpg14kb.27.05.2007 15:52скачать
интегрированная среда разработки - 15.jpg14kb.27.05.2007 15:54скачать
интегрированная среда разработки - 16.jpg14kb.27.05.2007 15:54скачать
интегрированная среда разработки - 17.jpg14kb.27.05.2007 15:57скачать
интегрированная среда разработки - 18.jpg14kb.27.05.2007 15:57скачать
интегрированная среда разработки - 19.jpg15kb.27.05.2007 15:57скачать
интегрированная среда разработки - 1.jpg54kb.23.05.2007 18:13скачать
интегрированная среда разработки - 20.jpg15kb.27.05.2007 15:58скачать
интегрированная среда разработки - 21.jpg14kb.27.05.2007 15:58скачать
интегрированная среда разработки - 22.jpg15kb.27.05.2007 15:59скачать
интегрированная среда разработки - 23.jpg14kb.27.05.2007 16:00скачать
интегрированная среда разработки - 24.jpg14kb.27.05.2007 16:01скачать
интегрированная среда разработки - 25.jpg14kb.27.05.2007 16:01скачать
интегрированная среда разработки - 26.jpg97kb.27.05.2007 17:13скачать
интегрированная среда разработки - 27.jpg31kb.27.05.2007 17:32скачать
интегрированная среда разработки - 28.jpg14kb.27.05.2007 17:41скачать
интегрированная среда разработки - 29.jpg14kb.27.05.2007 17:39скачать
интегрированная среда разработки - 2.jpg105kb.23.05.2007 18:12скачать
интегрированная среда разработки - 30.jpg14kb.27.05.2007 17:42скачать
интегрированная среда разработки - 31.jpg15kb.27.05.2007 17:43скачать
интегрированная среда разработки - 32.jpg14kb.27.05.2007 17:44скачать
интегрированная среда разработки - 33.jpg14kb.27.05.2007 17:44скачать
интегрированная среда разработки - 34.jpg14kb.27.05.2007 17:45скачать
интегрированная среда разработки - 35.jpg14kb.27.05.2007 17:45скачать
интегрированная среда разработки - 36.jpg14kb.27.05.2007 17:46скачать
интегрированная среда разработки - 37.jpg14kb.27.05.2007 17:46скачать
интегрированная среда разработки - 38.jpg14kb.27.05.2007 17:47скачать
интегрированная среда разработки - 39.jpg14kb.27.05.2007 17:47скачать
интегрированная среда разработки - 3.jpg54kb.26.05.2007 16:44скачать
интегрированная среда разработки - 40.jpg14kb.27.05.2007 17:48скачать
интегрированная среда разработки - 41.jpg14kb.27.05.2007 17:48скачать
интегрированная среда разработки - 42.jpg15kb.27.05.2007 17:48скачать
интегрированная среда разработки - 43.jpg14kb.27.05.2007 17:50скачать
интегрированная среда разработки - 44.jpg72kb.27.05.2007 20:40скачать
интегрированная среда разработки - 45.jpg77kb.27.05.2007 20:49скачать
интегрированная среда разработки - 46.jpg51kb.27.05.2007 20:56скачать
интегрированная среда разработки - 47.jpg14kb.27.05.2007 20:57скачать
интегрированная среда разработки - 48.jpg14kb.27.05.2007 20:57скачать
интегрированная среда разработки - 49.jpg14kb.27.05.2007 20:58скачать
интегрированная среда разработки - 4.jpg231kb.26.05.2007 16:43скачать
интегрированная среда разработки - 50.jpg31kb.27.05.2007 21:03скачать
интегрированная среда разработки - 51.jpg27kb.27.05.2007 21:05скачать
интегрированная среда разработки - 52.jpg27kb.27.05.2007 21:07скачать
интегрированная среда разработки - 53.jpg66kb.28.05.2007 22:48скачать
интегрированная среда разработки - 54.jpg75kb.28.05.2007 22:52скачать
интегрированная среда разработки - 55.jpg77kb.28.05.2007 23:01скачать
интегрированная среда разработки - 56.jpg53kb.28.05.2007 23:04скачать
интегрированная среда разработки - 5.jpg28kb.26.05.2007 21:55скачать
интегрированная среда разработки - 6.jpg24kb.27.05.2007 15:39скачать
интегрированная среда разработки - 7.jpg15kb.27.05.2007 15:46скачать
интегрированная среда разработки - 8.jpg15kb.27.05.2007 15:47скачать
интегрированная среда разработки - 9.jpg14kb.27.05.2007 15:47скачать
отладка программы - 10.jpg14kb.28.05.2007 23:28скачать
отладка программы - 11.jpg14kb.28.05.2007 23:29скачать
отладка программы - 12.jpg15kb.28.05.2007 23:29скачать
отладка программы - 13.jpg15kb.28.05.2007 23:30скачать
отладка программы - 14.jpg14kb.28.05.2007 23:30скачать
отладка программы - 15.jpg98kb.28.05.2007 23:46скачать
отладка программы - 16.jpg33kb.28.05.2007 23:57скачать
отладка программы - 17.jpg31kb.27.05.2007 21:03скачать
отладка программы - 18.jpg27kb.27.05.2007 21:05скачать
отладка программы - 19.jpg55kb.29.05.2007 00:07скачать
отладка программы - 1.jpg24kb.28.05.2007 23:18скачать
отладка программы - 20.jpg43kb.29.05.2007 00:12скачать
отладка программы - 21.jpg92kb.29.05.2007 00:23скачать
отладка программы - 2.jpg15kb.28.05.2007 23:22скачать
отладка программы - 3.jpg14kb.28.05.2007 23:23скачать
отладка программы - 4.jpg14kb.28.05.2007 23:23скачать
отладка программы - 5.jpg14kb.28.05.2007 23:24скачать
отладка программы - 6.jpg14kb.28.05.2007 23:24скачать
отладка программы - 7.jpg14kb.28.05.2007 23:24скачать
отладка программы - 8.jpg14kb.28.05.2007 23:27скачать
отладка программы - 9.jpg14kb.28.05.2007 23:28скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 10.jpg56kb.15.05.2007 15:59скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 11.jpg193kb.15.05.2007 15:59скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 12.jpg24kb.23.05.2007 18:29скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 13.jpg36kb.23.05.2007 18:38скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 14.jpg47kb.15.05.2007 16:06скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 15.jpg174kb.15.05.2007 16:06скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 1.jpg54kb.23.05.2007 18:13скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 2.jpg105kb.23.05.2007 18:12скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 3.jpg51kb.15.05.2007 15:20скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 4.jpg205kb.15.05.2007 15:20скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 5.jpg43kb.15.05.2007 15:35скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 6.jpg146kb.15.05.2007 15:35скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 7.jpg42kb.15.05.2007 15:39скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 8.jpg145kb.15.05.2007 15:39скачать
пример создания программы в редакторе visual basic - 9.jpg41kb.15.05.2007 15:49скачать
advice.gif3kb.07.01.2007 14:14скачать
backmain.gif1kb.28.08.2006 18:37скачать
fon.jpg13kb.22.05.2007 17:02скачать
style.css
title.jpg51kb.28.05.2007 22:19скачать
ug01.gif1kb.29.11.2006 02:01скачать
ug02.gif1kb.29.11.2006 02:01скачать
ug03.gif1kb.29.11.2006 02:01скачать
ug04.gif1kb.29.11.2006 02:01скачать
ug-bg-dwn.gif1kb.29.11.2006 02:01скачать
ug-bg-left.gif1kb.29.11.2006 02:01скачать
ug-bg-right.gif1kb.29.11.2006 02:01скачать
ug-bg-up.gif1kb.29.11.2006 02:01скачать
текст программы.gif2kb.24.05.2007 15:06скачать

Введение 1 Проектная часть Заключение.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Введение


Основной целью дипломного проекта является создание электронного учебного пособия «VBA. Решение задач» раздел «Профессиональные технологии» в помощь преподавателям и студентам Башкирского Строительного Колледжа и других средних специальных учебных заведений. Материал должен восприниматься соответственно индивидуальным особенностям студента, освободив преподавателя от проблемы усваивания материала одними студентами быстрее других.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить соответствующую научную литературу;

  2. Выполнить анализ предметной области, на основании которого будет подобран материал для электронного учебного пособия;

  3. Собрать и отредактировать материал, разбить материал на главы и темы;

  4. Выполнить анализ инструментов и средств решения задачи, выбрать программы и языки создания пособия;

  5. Разработать оболочку электронного пособия с системой логически связанных ссылок;

  6. Подобрать и решить демонстрационные задачи (примеры) к каждой теме электронного пособия;

  7. Подобрать задачи для самостоятельного решения студентам;

  8. Протестировать созданную программу совместно с заказчиком и руководителем;

  9. Предусмотреть защиту электронного пособия от несанкционированной модификации.



Актуальность


Все более возрастающие объемы необходимых знаний требуют новых подходов и методов их приобретения. Именно в этом заключается актуальность данного дипломного проекта, который позволяет, экономя деньги на приобретение большого количества книг по данной теме, получить необходимые знания за меньший промежуток времени.

Многие учебные заведения пытаются внедрить в процесс образования ЭВМ со специально написанными электронными учебными пособиями, программами, тестами. В этом есть ряд неоспоримых преимуществ:

  1. Удобство. Электронные учебные пособия не занимают много места. Для их хранения не нужны огромные помещения библиотек.

  2. Эффективность. Отыскать необходимую информацию можно в течение нескольких секунд.

  3. Экономичность. Для их распространения не нужны деньги или бумага, достаточно распространения по сети или копирования на диск.

  4. Защищенность. Количество факторов воздействия на информацию значительно меньше, чем количество факторов, воздействующих на другие материалы обучения, например на книги. Учитывая то, что область защиты информации одна из самых динамично развивающихся областей, то можно предположить, что через некоторое время факторов риска для информации не останется.

  5. Простота. Электронными учебными пособиями может пользоваться любой пользователь ПК, обладающий минимальным набором навыков работы на ЭВМ.

На сегодняшний день написано довольно большое количество книг и создано большое количество электронных учебных пособий и средств их создания. По виду представления учебного материала все источники информации можно разделить на три основных вида – в виде печатных изданий, в виде мультимедийных учебников и в виде гипертекстовых документов. В каждом из видов есть свои преимущества и ряд случаев, в которых используют именно этот тип представления информации.

Системы на основе линейного текста – представление материала в виде обычных документов, то есть линейного текста, подразумевает наличие некоторого текстового материала, разбитого на темы и страницы, может быть, содержащего некоторые рисунки. Ознакомление обучаемого с данным текстом идет в заранее определенной последовательности, которую он не может изменить. В лучшем случае подобная система предлагает вернуться на шаг назад или начать обучение с самого начала.

Как видно из вышеизложенного, системы подобного типа мало подходят для реализации сколько-нибудь серьезных задач обучения.

Мультимедийные обучающие системы позволяют гармонично объединить лекцию с демонстрацией учебного материала, практикум в виде компьютерного имитатора, примеры, задачи и все дополнительные материалы в едином интерактивном компьютерном учебном пособии. Мультимедийное учебное пособие не просто разгружает преподавателя от каждодневных рутинных функций, но значительно повышает интерес студентов к предмету, ускоряет обучение и обеспечивает лучшее усвоение знаний. Но мультимедийные системы обучения требуют соответствующей аппаратной поддержки, занимают большие объемы памяти, что несколько ограничивает область их применения.

Третьей разновидностью обучающих систем являются гипертекстовые системы обучения.

Гипертекст, как подход к управлению информацией, отличается от других подходов (например, СУБД) тем, что основной вид деятельности пользователя при работе с ним состоит не столько в поиске нужной информации, сколько в ознакомлении с определенным предметом посредством просмотра ряда информационных фрагментов, связанных между собой по смыслу. Ознакомление осуществляется в определенной последовательности, обусловленной целями пользователя. Возможность варьирования последовательности ознакомления с содержанием гипертекста, в отличие от линейного текста, осуществляется за счет разбиения информации на фрагменты (темы) и установления между ними связей, как правило, позволяющих пользователю перейти от изучаемой в текущий момент темы к одной из нескольких связанных с ней тем. Очевидно, что большей гибкостью в смысле удовлетворения различных целей пользователей обладает гипертекст с большим количеством связей между темами.

Справочная система ОС Windows − один из подходов, состоит в создании структуры данных на основе справочной системы Windows. Этот подход имеет несколько очевидных плюсов, главный из которых − уже реализованная навигационная система, включающая в себя систему поиска по ключевым словам, автоматическое создание глоссария, возможность вывода документов на печать. Файлы справочной системы могут содержать как форматированный текст, так и графику и анимацию. Однако создание таких файлов требует специального программного обеспечения, с помощью которого производится процесс компиляции, сами файлы справки не могут быть изменены "на лету" – для этого требуется компилятор. Файлы справки не могут содержать программных элементов, справочная система не содержит какого-либо внутреннего языка для их создания. Но, взамен этого, существует средство, с помощью которого мы можем запускать исполняемые файлы, находящиеся на жестком диске локального компьютера.

Самым же главным минусом использования справочной системы Windows является невозможность ее модификации, невозможность изменения интерфейса. Окно просмотра пособия является встроенным в операционную систему объектом, и возможности внесения изменений в его навигационный механизм не предоставлено.


^ Обоснование выбора языка




Для разработки электронного учебного пособия «VBA. Решение задач» был выбран тип гипертекстового документа, так как основной вид деятельности пользователя при работе с ним состоит в поиске нужной информации и в ознакомлении с определенным предметом посредством просмотра ряда информационных фрагментов, связанных между собой по смыслу. Ознакомление осуществляется в определенной последовательности, обусловленной целями пользователя. Возможность варьирования последовательности ознакомления с содержанием гипертекста, в отличие от линейного текста, осуществляется за счет разбиения информации на фрагменты (темы) и установления между ними связей, как правило, позволяющих пользователю перейти от изучаемой в текущий момент темы к одной из нескольких связанных с ней тем. Гипертекст с большим количеством связей между темами будет отвечать поставленной задаче, и упрощать реализацию целей.

Средством решения задачи написания электронного учебного пособия является язык программирования.

Критериями выбора языка программирования для электронного пособия послужило следующее:

  • Характер решаемой задачи:

Информационное обеспечение (представление информации), возможность использования материала.

  • Аппаратные и временные требования:

Наличие ЭВМ (с характеристиками не ниже: процессор - 100 МГц, ОЗУ 8 Мб, 10 Мб свободного места на диске), интерактивность перехода (не более 20 секунд).

  • Необходимость доступа к аппаратным средствам ЭВМ:

Отсутствует.

  • Необходимость связи с другими программами:

Отсутствует.

  • Наличие и состав стандартных библиотек:

Стандартный набор функций перехода между страницами.

  • Требование к интерфейсу:

Удобство, наличие ссылок и кнопок, соответствие ссылок с содержанием, красочность, читабельность.

Языки программирования делятся на две основные группы по принципу близости или отдаленности от языка машинных команд.

  • Универсальные языки

    • Языки низкого уровня, такой как ассемблер, программы на таком языке занимают очень малое количество места, работают быстро, ошибаются крайне редко. Написание программы на таком языке − кропотливая работа, и большие программы на них не пишут.

    • Языки высокого уровня, такие как Basic, Pascal, C. Их команды уже ориентированные на человека. И если для человека это слова, то для компьютера это целая группа операций, выполняемых в строго определенном порядке.

  • Специальные языки, которые используют для определенных целей, например HTML – язык для создания WWW – страницы Интернет.

Кроме HTML существуют и другие языки гипертекстовой разметки, возможно, они не так популярны, но это совсем не говорит о том, что они чем-то уступают. Другим языком, быстро завоевывающим рынок информационных технологий, является язык гипертекстовой разметки XML, и именно между двумя этими языками и будет сделан выбор.


^ Язык гипертекстовой разметки HTML


От английского Hyper Text Markup Language – язык разметки гипертекста. Предоставляет следующие возможности:

  • Издавать сетевые документы с заголовками, текстом, таблицами, списками, фотографиями, и т.п.

  • Получать информацию из Сети через ссылки гипертекста по нажатию кнопки.

  • Включать электронные таблицы, видеоклипы, аудио-клипы и другие программные приложения непосредственно в их документы.

HTML обладает несложным набором команд и вполне успешно справляется с задачей описания текстовой информации и отображением ее на экране программы просмотра – браузера. Однако сами отображаемые данные никак не связаны с теми тэгами, которые используются для форматирования, поэтому у программ-анализаторов нет возможности использовать тэги HTML для поиска нужных фрагментов документа. Такое «безразличие» к структуре документа приводит к тому, что поиск или анализ информации внутри него ничем не будет отличаться от работы со сплошным, не разбитым на элементы, текстовым файлом. А это, как известно, не самый эффективный способ работы с информацией.

Другим существенным недостатком HTML можно назвать ограниченность набора его тэгов. Для HTML определяют фиксированный набор дескрипторов, и поэтому у разработчика нет возможности вводить собственные, специальные тэги. HTML уже сегодня не удовлетворяет в полной мере требованиям, предъявляемым современными разработчиками к языкам подобного рода.


^ Язык гипертекстовой разметки XML (Extensible Markup Language)


Современные приложения нуждаются не только в языке представления данных на экране клиента, но и в механизме, позволяющем определять структуру документа, описывать содержащиеся в нем элементы.

Достоинства:

  • XML – это язык разметки, описывающий целый класс объектов данных, называемых XML-документами.

  • Этот язык используется в качестве средства для описания грамматики других языков и контроля над правильностью составления документов. Т.е. сам по себе XML не содержит тэгов, предназначенных для разметки, он просто определяет порядок их создания.

  • Набор тэгов может быть легко расширен.

  • Процесс создания XML документа очень прост и требует лишь базовых знаний HTML и понимания тех задач, которые нужно выполнить. Используя XML в качестве языка разметки, автор документа создает его структуру, строит необходимые связи между элементами, используя те команды, которые удовлетворяют его требованиям, и добивается такого типа разметки, которое необходимо ему для выполнения операций просмотра, поиска, анализа документа.

  • XML можно использовать в качестве универсального языка запросов к хранилищам информации. Кроме того, XML-документы могут выступать в качестве способа хранения данных, который включает одновременно средства для разбора информации и представления ее на стороне клиента.

  • XML позволяет также осуществлять контроль корректности данных, хранящихся в документах, производить проверки иерархических соотношений внутри документа и устанавливать единый стандарт на структуру документов, содержимым которых могут быть самые различные данные.

Для разработки электронного учебного пособия был выбран язык гипертекстовой разметки HTML. Для создания страничек на данном языке существует большое количество программ и редакторов, а самое главное, код, написанный на этом языке, без труда открывается стандартным, установленном на большинстве современных компьютеров, браузером. Страничка, написанная на данном языке, привычна и знакома любому пользователю, простота навигации, достаточное для электронного пособия количество тэгов, делает язык еще более привлекательным для использования. Текст электронного пособия будет использоваться внутри одной организации (БСК) и изначально создается не для Internet, поэтому возможность какой либо логической обработки при поиске в поисковой системе исключается.

Главным инструментом решения задачи написания электронного учебного пособия на выбранном языке HTML являются программы для Web-дизайна. Для выбора программы были сформулированы три основных, предъявляемые к программам Web-дизайна, требования:

  • Полная поддержка кодировок русского языка.

  • Возможность создания страничек не только любительского, но и профессионального уровня.

  • Визуальный режим работы.

Наиболее полно данным требованиям отвечают два редактора, это: Microsoft FrontPage и Macromedia Dreamweaver. «За кадром» оставлены так называемые HTML – редакторы, в которых странички не верстаются, а пишутся в текстовом режиме.

Проведенный анализ нескольких подобных электронных учебных пособий и, входящих в некоторые из них, тестовых программ, помог выявить ряд недостатков и избежать их появления при разработке. К этим недостатком можно отнести:

  • Недостаточное количество учебного материала.

  • Недостаточно продуманная последовательность представления материала.

  • Отсутствие результатов выполнения описанных примеров и приемов работы.

  • Возможность использования только при работе с английской (русской) версий программы.

  • Не описаны общие принципы работы, поэтому не подходит для самостоятельного изучения с «нуля».

  • Отсутствуют задачи для контроля или самоконтроля;

  • Не защищенность текстов. Отдельные файлы пособия можно удалить или переименовать.

Для разработки электронного учебного пособия была выбрана следующая литература и сайты:

  1. Ф.А. Новиков, А.Д. Яценко. Microsoft Office 2000 в целом. - СПб.: БХВ-Петербург, 2002. - 728 с.

  2. С.Н. Лукин. Visual Basic. Самоучитель для начинающих. - М.: Диалог-МИФИ, 2003. - 544 с.

  3. С.В. Симонович, Г.А. Евсеев. Занимательное программирование: Visual Basic: Книга для детей, родителей и учителей. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс, 2001. - 320 с.

  4. В.К. Алиев. Информатика в задачах, примерах, алгоритмах. - М.: СОЛОН-Р, 2001. - 144 с.

  5. Э.В. Фуфаев, Л.И. Фуфаева. Пакеты прикладных программ. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 352 с.

  6. http://www.codenet.ru — портал для программистов

  7. http://vb-program.narod.ru — портал, посвященный программированию на языке Visual Basic

  8. http://www.aptem.net.ru — портал для программистов

Были выбраны именно эти книги и сайты, так как они содержат всю необходимую информацию, из которой после обработки можно создать достаточно подробное электронное пособие, а также составить список терминов и понятий, знание которых необходимо при изучении пособия. Список терминов и понятий будут составлять словарь основных терминов по тематическим разделам, в которых каждому из них будет дано разъяснение. Также данная литература поможет полно и подробно изложить материал, расположив все его разделы в оптимальном порядке, и соединить тематически связные разделы.


^ 1 Проектная часть


Создание любого компьютерного приложения невозможно без тщательно продуманного плана разработки. В настоящее время существует хорошо отработанная методология создания электронных учебных пособий. Как и всякая методология проектирования, она включает целый ряд последовательных этапов. Каждый из них обладает определенными временными рамками.

1 этап: техническое предложение, сделанное на основе учебных потребностей и целей обучения – на этом этапе анализируется ситуация с использованием электронных пособий, их преимущества, недостатки, возможности, потребности и ряд подобных характеристик.

Применяемые ранее разработки [http://www.codenet.ru – «Учебник по Visual Basic для профессионалов»] [http://vb-program.narod.ru – «Учебник по Visual Basic»] были недостаточно полными, понятными и удобными, так как были созданы в других учебных заведениях и не отвечали требованиям, предъявляемым к электронным пособиям в БСК. В исследуемых разработках отсутствовал необходимый материал, было недостаточно иллюстрации, отсутствовали примеры и приемы работы с программой, задачи для самостоятельного решения, иерархичная структура была не логична.

2 этап: планирование разработки, определение состава группы разработчиков – устанавливаются сроки реализации отдельных этапов разработки и всего продукта в целом, назначается конечная дата его выпуска.

Группа разработки данного электронного учебного пособия состоит из двух человек: руководитель дипломного проектирования – преподаватель БСК Айбасова Г.М., и дипломник, программист и ответственный за реализацию электронного учебного пособия – студентка четвертого курса БСК Булгакова Н.Ю.

3 этап: разработка содержания электронного учебного пособия – на этом этапе проводится анализ учебного плана, происходит определение стратегии курса.

Разрабатываемое электронное учебное пособие предназначено как для самостоятельной работы студентов по изучению работы программы Visual Basic, так и для использования в качестве дополнительного материала на занятиях по дисциплине «Пакеты прикладных программ» раздел «Профессиональные технологии». Цель – предоставить студентам, изучающим курс, весь теоретический материал, предусмотренный программой курса.

Был проведен анализ имеющегося в печатных и электронных изданиях теоретического материала по курсу «Пакеты прикладных программ» на примере программы Visual Basic с целью определения степени пригодности предлагаемого теоретического материала к компьютерной реализации в виде электронного учебного пособия и эффективности такой реализации.

В ходе анализа было выявлено, что выбранный теоретический материал пригоден к компьютерной реализации, и после редактирования и доработки может быть эффективно представлен в виде электронного пособия.

4 этап: описание курса – здесь приводится описание всех информационных фрагментов курса: текстовых и графических.

Предлагаемое электронное пособие разбито на несколько законченных и взаимосвязанных фрагментов, каждый из которых обладает определенной функцией и визуально представлен отдельным модулем. В дальнейшем будем называть их блоками. Итак, в пособии существуют следующие блоки:

Блок изучения теоретического материала «Visual Basic для приложений» – здесь студентам предлагается теоретический материал, разбитый на темы и подтемы. Встроенные средства навигации позволяют им свободно перемещаться по всему материалу пособия и находить интересующую их информацию. Данный блок состоит из следующих тем:

Переменные, константы и типы данных;

Процедуры и функции, их вызов и передача параметров;

Ссылки на объекты;

Массивы;

Область действия переменных и процедур;

Ветвления и циклы;

Арифметические и логические операторы, операторы сравнения, операторы конкатенации;

Выход из циклов и процедур;

Модули;

Словарь операторов, функций, инструкций.

Блок практики «Редактор Visual Basic» позволяет научить работе с самим редактором, состоит из тем:

Интегрированная среда разработки;

Пример создания программы в редакторе Visual Basic;

Таблица кодов ASCII;

Отладка программы.

Блок дополнительного материала состоит из тем:

Словарь основных терминов;

Список литературы.

5 этап: реализация курса – на этом этапе происходит выбор технико-программных платформ и непосредственно программирование с помощью выбранного редактора.

О том, как проходил анализ средств и методов создания электронного учебного пособия, и каковы его результаты подробно описано во вводной части.

Результатом анализа выбора стали: редактор Microsoft Office FrontPage, язык гипертекстовой разметки HTML, тип представления информации – гипертекстовый документ.

6 этап: опробование и тестирование – на этом этапе начинается испытание разработанного приложения с целью выявить ошибки программирования.

В процессе создания электронного учебного пособия приходилось не раз вносить изменения и дополнения, как в сам код программы, так и в оформление меню и интерфейса. Процесс этот довольно продолжителен и не может считаться оконченным даже сейчас, потому что создание полноценной системы происходит в течение нескольких итерационных модификаций и адаптаций. Но в целом продукт можно считать готовым к практическому использованию в процессе обучения.

7 этап: эксплуатация и внедрение – на этом этапе происходит внедрение полностью законченной версии электронного учебного пособия в образовательные учреждения. Разрабатывается план занятий с использованием этой системы и начинается ее эксплуатация.

Применительно к предлагаемому пособию можно сказать, что оно разрабатывалось для использования преподавателями и студентами БСК специальностей, связанных с программированием. Но этим диапазон его применения не исчерпывается. Помимо указанных им могут пользоваться и студенты других средних специальных учебных заведений, имеющих сходные учебные планы, и все желающие изучить программу Visual Basic.

Электронное пособие должно позволить следующее:

  1. Решить проблему дистанционного обучения в учебных заведениях.

  2. Предоставить материал для самостоятельного изучения.

  3. Обеспечить интерактивность образования.

  4. Облегчить работу преподавателя.



1.1 Структура и функции отдела


Так как дипломное проектирование происходит на базе Башкирского Строительного Колледжа, а также само электронное пособие создается в помощь преподавателям и студентам колледжа, то структура отдела это структура БСК.

Функции подразделений БСК:

  • Директор: Координирует деятельность всех подразделений. Является председателем Совета директоров ССУЗов РБ;

  • Заместитель директора по учебной работе: организовывает учебный процесс, составляет расписание занятий, принимает на работу сотрудников по определенным критериям, набирает совместителей на свободные должности.

  • Заместитель директора по учебно-производственной работе: организует учебные и производственные практики для студентов и контролирует их прохождение.

  • Заместитель директора по регионам: координирует деятельность всех подразделений в регионах БСК по Республике Башкортостан.

  • Заместитель директора по воспитательной работе: устраивает культурные, познавательные и развлекательные мероприятия для учащихся.

  • Заместитель директора по административно-хозяйственной части: заведует хозяйственной частью БСК.

  • Главный бухгалтер: заведует бухгалтерией, ведет бухгалтерский учет всех финансов.

  • Методист: составляет методические рекомендации для преподавателей.

  • Заведующий отделением: следит за успеваемостью, посещаемостью и дисциплиной студентов своего отделения, принимает решения о предоставлении справок, допусков, направлений, подводит итоги по семестрам, учебным годам, выписывает дипломы выпускникам, составляет графики учебных процессов по специальностям, расписание занятий на неделю каждого месяца согласно общему плану выполнения теоретических и практических заданий, составляет расписание экзаменов.

  • Обязанности председателя цикловых комиссий: контролирует учебный процесс, оказывает помощь преподавателям и мастерам производственного обучения.








Рисунок 1. Структура государственного образовательного учреждения Башкирского Строительного Колледжа

^ 1.2 Характеристика программного продукта и комплекса, к которому она относится


Данный программный продукт содержит и предоставляет большой объем данных по среде объектно-ориентированного программирования Visual Basic. В свою очередь АИС представляет собой информационную систему, управляющий объект которой автоматизирован.

Информационные системы представляют собой большие массивы данных об объектах и явлениях реального мира. Их можно условно разделить на фактографические и документальные.

Основная идея фактографических информационных систем заключается в том, что все сведения об объектах сообщаются компьютеру в каком-то заранее обусловленном формате (например, дата). Информация в таких ИС имеет четкую структуру, позволяющую машине отличать одно данное от другого, − например, фамилию от даты рождения и т.п.

Документальные информационные системы обслуживают принципиально иной класс задач, которые не предполагают однозначного ответа на поставленный вопрос. Базу данных таких систем образует совокупность неструктурированных текстовых документов.

Данный программный продукт относится к документальному типу информационных систем, т.к. все данные в нем структурированы по тематике разделов и подразделов, и в тоже время они не являются однотипными.


^ 1.2.1 Характеристики программы


Временные характеристики работы программы:

Интерактивность работы программы должна быть не более 20 секунд (общие требования к работе электронных пособий).

Характеристика области применения программы:

Электронное пособие может быть использовано в любом среднем специальном учебном заведении, а также студентами и всеми интересующимися данной тематикой для самостоятельного изучения.

Функциональные характеристики:

Программа должна предоставлять следующую информацию:

  • Список глав пособия.

  • Список тем пособия.

  • Текст пособия.

  • Иллюстрации.

  • Информацию о разработчике программы.

Технические характеристики:

Приведенные ниже требования к аппаратному и программному обеспечению являются рекомендациями.

Системные требования: браузер Internet Explorer 6.0 SP1, операционная система Microsoft Windows 98, процессор с тактовой частотой 266 МГц, размер ОЗУ 16 Мб, около 10 Мб дискового пространства.

Программа является отдельным приложением, которое предоставляет собственный интуитивно понятный и доступный интерфейс.

В качестве среды разработки электронного учебного пособия используется программа Microsoft Office FrontPage.

Для успешной работы пособия требуются только такие программные средства, которые входят в стандартный пакет, устанавливаемый на любой современный компьютер. Это браузер Internet Explorer, или Opera или Netscape Navigator.


^ 1.3 Постановка задачи


Создание электронного учебного пособия «VBA. Решение задач. Пользователями пособия будут студенты и преподаватели. Пособие должно иметь дружественный интерфейс пользователя. Оно должно содержать необходимую информацию в теоретической и практической части, тренировочные задания и задания для самостоятельной работы, словарь основных терминов, расположенных в алфавитном порядке. Для удобства работы пользователя использовалось выделение цветом: все определения – зеленым цветом, все операторы языка – синим, все заголовки тем и подтем выделены темно-синим цветом, заголовки всех примеров и задач – красным. Условия примеров и задач представлены в виде текста, ответ в виде экранной формы – пользователь сразу видит, что у него должно получиться. Переход к тексту программы в примерах – по нажатию кнопки «Текст программы».


^ 1.4 Методы решения


1.4.1 Алгоритм решения


Чтобы создать программу, мало просто знать язык программирования. Программу надо сконструировать, разбить на определенные блоки и выстроить эти блоки один за другим в соответствии с заранее заданным порядком действий. Этот порядок называется алгоритмом.

Словесно-пошаговое описание общего алгоритма решения задачи:

Шаг 1: Начало работы;

Шаг 2: Выполнение анализа предметной области, на основании которого будет подобран материал для электронного пособия и составлены критерии определения готовности работы;

Шаг 3: Сбор и редактирование материала, разбивка материала на главы согласно учебно-методическому плану;

Шаг 4: Выполнение анализа инструментов и средств решения задачи, выбор программы и языков создания пособия;

Шаг 5: Разработка оболочки пособия с системой логически связанных ссылок;

Шаг 6: Определение критериев для подбора и подбор материала для описания работы с редактором Visual Basic;

Шаг 7: Тестирование всех функций программы;

Шаг 8: Завершение работы.





Рисунок 2. Алгоритм решения


1.4.2 Функциональная модель




Рисунок 3. Функциональная модель электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»





Рисунок 4. Функциональная модель процесса обучения студентов дисциплине «Пакеты прикладных программ»


1.4.3 Информационная модель





Рисунок 5. Информационная модель электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»


^ 1.5 Программная реализация


Электронное учебное пособие разбито на три главы. В первой главе находится весь теоретический материал, который разбит на темы. Темы (всего десять) расположены в том порядке, который требуется для последовательного изучения материала. В каждой теме есть примеры и задачи. Они содержат экранные формы для лучшего восприятия материала.

Во второй главе содержится материал по работе с самим редактором с подробным описанием всех меню, окон и панелей, а также всех возможностей редактора Visual Basic. Материал иллюстрирован большим количеством пояснительных рисунков.

В третьей главе находится список литературы и словарь основных терминов. Словарь основных терминов содержит все основные понятия, встречающиеся в теории, расположенные в алфавитном порядке. Все понятия имеют краткое описание и имеют ссылки на тему в пособии. Эта функция была реализована при помощи меток на страницы, а впоследствии ссылок на эти метки.





Рисунок 6. Интерфейс электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»


1.6 Программная документация


^ 1.6.1 Техническое задание


1.6.1.1 Введение


Наименование программы


Электронное учебное пособие по изучению среды программирования Visual Basic «VBA. Решение задач».


Характеристика области применения программы


Электронное учебное пособие предназначено как для изучения в специально оборудованных аудиториях средних специальных учебных заведений, так и для самостоятельного изучения в домашних условиях.


^ 1.6.1.2 Основание для разработки


Задание, выданное Булгаковой Н.Ю., в БСК руководителем дипломного проектирования Айбасовой Г.М.


1.6.1.3 Назначение программы


Функциональное назначение программы


Просмотр материала, связь между разделами с помощью гиперссылок, получение знаний, обучение, поиск информации в словаре.


^ Эксплуатационное назначение программы


Просмотр и изучение материала по предмету, локальное распространение электронного пособия в пределах колледжа, разрабатывается в помощь преподавателям и студентам.


^ 1.6.1.4 Требования к программе


Требования к функциональным характеристикам


Защита от несанкционированного доступа к программному коду, механизм перехода по ссылкам. Возможность использования материала всех глав и тем.

Требования к производительности и потребляемым ресурсам: программа должна работать в интерактивном режиме. По стандартам для электронных учебных пособий задержка при переходе по ссылке не должна превышать 20 секунд.

Требования к надежности программы: программа должна обеспечивать полностью устойчивое функционирование в рамках браузера (за исключением сбоев из-за неисправности вычислительной системы или системного программного обеспечения). Электронное учебное пособие будет защищено. Функционировать совместно с операционной системой.


^ Требования к составу аппаратных и программных средств


Минимальные системные требования: Браузер Internet Explorer 3.3, операционная система Microsoft Windows 95, процессор с тактовой частотой 100 МГц, размер ОЗУ 8 Мб, около 10 Мб дискового пространства.


1.6.1.5 Состав и требования к программной документации


Программная документация – руководство пользователя – должна включать следующие разделы:

  • Описание назначения электронного учебного пособия включает описание назначений и функции электронного пособия.

  • Условия работы включает: условия, необходимые для запуска, минимальный и рекомендуемый состав аппаратных и программных средств, требования к квалификации пользователя.

  • Работа электронного пособия включает: загрузку, интерфейс, структуру, направления работы, сообщения пользователю, возможность повторного запуска электронного пособия.


^ 1.6.1.6 Технико – экономические показатели


Разработка осуществляется при наличии программы-конструктора HTML страниц, которая распространяется вместе с ППП Microsoft Office и не требует покупки отдельного диска. Для просмотра электронного пособия не требуется специальных программ. Электронное учебное пособие является одной из наиболее выгодных форм передачи информации, так как не требует дополнительных расходов на распространение. Может распространяться как по локальной сети, так и по глобальной сети INTERNET.


^ 1.6.1.7 Стадии и этапы разработки


Стадии:

  • Получение задания.

  • Анализ предметной области.

  • Проектирование (разработка программной документации и выбор формы изложения материала, выбор языка программирования).

  • Разработка.

  • Тестирование и отладка.

  • Доработка.

Этапы:

    1. Разработка электронного учебного пособия.

    2. Доработка программы и разработка пояснительной записки.

    3. Доработка пояснительной записки и разработка презентации к выполненной работе. Окончание работы.

    4. Прохождение норма-контроля, получение отзыва и рецензии на работу.

    5. Защита.


^ 1.6.1.8 Порядок контроля и приемки


Контрольные точки выполнения работы


Контроль будет выполнен руководителем дипломного проектирования. При проведении предзащиты степень законченности работы будет определять специальная комиссия. Проверка выполнения работы производится в конце каждого этапа разработки:

I – 18 мая 2007 года

II – 31 мая 2007 года

III – 8 июня 2007 года


^ Программа и методика испытаний


Испытания будут проводиться как в ходе работы, так и по окончании I этапа работы. Проверка будет производиться путем экспериментального

запуска и проверки работы всех функций, а также на обеспечение связности, соответствие ссылок с текстом, соответствие темы и содержания, проверка орфографии.


^ 1.6.2 Руководство оператора


1.6.2.1 Назначение программы


Назначение и функции


Основным назначением электронного учебного пособия является помощь студентам БСК при изучении дисциплины «Пакеты прикладных программ» раздела «Профессиональные технологии», а так же помощь преподавателям в проведении занятий и проверки знаний студентов. Основными функциями пособия являются: обучение, обеспечение пользователей необходимым материалом.


^ Способы эксплуатации


Электронное учебное пособие предназначено как для изучения в специально оборудованных аудиториях, так и для изучения в домашних условиях. Эксплуатируется локально. Предназначена для самостоятельного просмотра и изучения, может использоваться преподавателем как дополнительный материал.


1.6.2.2 Условия работы


Условия, необходимые для запуска


Персональный компьютер, удовлетворяющий минимальным требованиям, наличие на жестком диске всех файлов электронного пособия.


Минимальный состав аппаратных и программных средств


Программные средства: Windows 95, Internet Explorer 3.3, аппаратные средства: Pentium - 100 МГц, ОЗУ 8 Мб, 10 Мб свободного места.


Рекомендуемый состав аппаратных и программных средств


Рекомендуемый состав программных средств: Браузер Internet Explorer 6.0 SP1, операционная система Microsoft Windows 98.

Рекомендуемый состав аппаратных средств: процессор с тактовой частотой 266 МГц, размер ОЗУ 16 Мб, около 10 Мб дискового пространства.


Требования к квалификации пользователя программы


Минимальный набор навыков работы на ЭВМ. Умение пользоваться браузером.


^ 1.6.2.3 Работа программы


Загрузка программы


Загрузка программы осуществляется при запуске файла index.htm двойным щелчком по нему левой кнопкой мыши. После загрузки на экране

появится главная страница пособия.


^ Интерфейс программы


Общение электронного учебного пособия с пользователем осуществляется при помощи системы гиперссылок. В левой части экрана после запуска появится список глав и тем, содержащихся в пособии. При нажатии на заголовок выбранной темы ее материал появится в правой части экрана. Для просмотра всех глав и тем подряд пользователю необходимо воспользоваться скроллингом мыши или полосой прокрутки и пролистнуть список глав и тем вниз и выбрать нужную тему. Для перехода к очередной главе или теме повторить манипуляцию.

Левая часть экрана с гиперссылками не изменяется во время работы, поэтому пользователю для перехода на очередную главу или тему необходимо лишь выбрать ее название в списке.

По окончании работы с пособием закрыть браузер нажатием крестика в правом верхнем углу окна браузера или выбрать пункт меню Файл – Закрыть.








Рисунок 7. Интерфейс электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»


Структура программы




Рисунок 8. Структура электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»


Направления работы программы


Основная, решаемая в ходе разработки электронного пособия, проблема – это обучение студентов. Для наиболее эффективной работы с пособием все приведенные в нем примеры рекомендуется проделать в редакторе Visual Basic в ходе изучения. По окончании изучения каждой темы пособия для контроля знаний по предмету рекомендуется решить задачи.


^ Сообщения оператору


В ходе работы с электронным пособием на экране может появиться следующее сообщение: «Невозможно отобразить страницу» или «Could not open file». Данное сообщение свидетельствует о том, что на вашем компьютере находятся не все страницы пособия. Убедитесь, что вы имеете все страницы, они лежат в одной папке и не были переименованы. Для продолжения работы с имеющимися страницами необходимо нажать кнопку «Назад» в браузере.


^ Возможность повторного запуска


Для повторного запуска электронного учебного пособия необходимо запустить файл index.html.


Действия оператора в случае сбоя


Перезапуск электронного учебного пособия.


^ 1.6.3 Тестирование и отладка программы


Процесс отладки является неотъемлемой частью создания любой программы. При программировании могут быть допущены ошибки, которые принадлежат к одному из следующих типов:

Синтаксические ошибки. Они связаны с применением в программе конструкций, не отвечающих требованиям используемого языка.

Логические ошибки. Они связаны с несоответствием программы алгоритму решения поставленной задачи.

Тестирование системы проводилось на всем протяжении разработки системы.

Основным эталоном при тестировании считается проектная документация. Первый этап тестирования можно прекращать, когда есть уверенность, что большая часть синтаксических ошибок устранена. Остальные постепенно будут устраняться в процессе других этапов тестирования.

Этот этап тестирования выполнялся в процессе написания программы. Программа в процессе разработки запускалась блоками для проверки правильности написания на промежуточных этапах и устранения ошибок на ранних этапах.

Второй этап тестирования можно прекращать, когда большая часть функциональности проверена и работает в соответствии с проектной документацией. Остальные несоответствия будут устраняться в процессе написания сопроводительной документации.

После разработки и дополнения интерфейсной части проводилась проверка на правильность перехода от одного раздела к другому. Это проводилось путем сравнения информации в окнах интерфейса и ранее разработанного содержания.

Для отладки разрабатываемого электронного учебного пособия применялся экспериментальный запуск в браузере. На начальных этапах – по страницам, а после разработки пользовательского интерфейса – целиком. Методика тестирования – анализ полученных результатов на предмет соответствия требованиям.

В результате контрольного тестирования и отладки электронное учебное пособие признано годным к эксплуатации.


^ 1.7 Оценка качества программного продукта


Оценку качества электронного учебного пособия дадут преподаватели дисциплины «Пакеты прикладных программ». Результаты оценки смотрите в отзыве о дипломном проекте. Также оценку программе даст руководитель дипломного проектирования – Айбасова Г.М. в заключении.


^ 1.8 Защита программного продукта и данных от несанкционированного доступа, непреднамеренных ошибок пользователя


В настоящее время стала актуальной проблема защиты данных от несанкционированного доступа, а также непреднамеренных ошибок пользователя.

Защита организована на уровне администратора операционной системы: устанавливаются атрибуты файлов − только для чтения или скрытый, электронное пособие записывается на сервер или на другой локальный компьютер и используется удаленно. Также на рабочий стол выводится ярлык главной страницы.


Заключение


В результате дипломного проектирования было создано электронное учебное пособие «VBA. Решение задач» в соответствии требованием заказчика (преподаватель дисциплины «Пакеты прикладных программ» Айбасова Г.М.).

Реализованы следующие задачи:

  • наличие информации по всем требованиям заказчика;

  • наличие примеров для демонстрационного решения;

  • наличие задач для самостоятельного решения;

  • возможность обновлять и дополнять существующий материал.

Задачи находятся прямо в электронном учебном пособии, что позволяет проверять знания студентов без отрыва от изучения темы. Если студент не смог решить задачу, то он легко может вернуться к повторению материала.

Программа обеспечивает полностью устойчивое функционирование и не нарушает целостность системы, системного реестра или системного программного обеспечения.

Интерфейс программы представлен в виде окна, написанного на HTML - коде.

Созданное электронное учебное пособие не является постоянным, потому что информация по данной теме обновляется и его придется дополнять новой, обновленной информацией.

Главная страница пособия состоит из трех фреймов – фрейма заголовка, фрейма меню и фрейма учебного материала. Во фрейме меню находится содержание, в котором перечислен список трех глав – главы теории (Visual Basic для приложений), главы практики (Редактор Visual Basic) и главы дополнительного материала (словарь основных терминов и список литературы). После открытия главного файла пособия index.htm двойным щелчком во фрейме учебного материала открывается информация о языке Visual Basic. Также на этой странице представлена структура учебного пособия, содержащая все главы, темы и подтемы. Для быстрого перехода выберите интересующую вас тему или подтему из списка и щелкните по ней левой кнопкой мыши.

В фрейме меню воспользуйтесь скроллингом мыши или щелкните по стрелкам полосы прокрутки, чтобы просмотреть все главы, темы и подтемы пособия. Во второй главе в меню имеется java-скрипт. Скрипт позволяет уменьшить размер меню за счет скрытия подтем. После нажатия на тему «1 Интегрированная среда разработки» открывается список подтем. Он довольно большой и в полностью раскрытом виде занимает две страницы. Это не очень удобно, так как не позволяет пользователю хорошо ориентироваться в содержании учебного пособия. Так же скрипт есть в списке подтем «Среда разработки» и «Настройка среды разработки».

Текст учебного материала всех трех глав пособия читабелен. Все определения и ключевые слова выделены зеленым цветом, все операторы языка – синим. Это позволяет сделать акцент на терминах и операторах, которые нужно запомнить. Заголовки тем и подтем выделены темно-синим цветом, заголовки всех примеров и задач – красным.








Рисунок 9. Интерфейс электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»


Примеры в электронном пособии необходимы для закрепления знаний. Условия примеров представлены в виде текста, ответ в виде экранной формы – пользователь сразу видит, что у него должно получиться.








Рисунок 10. Интерфейс электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»


Чтобы более четко видеть необходимые элементы оконных форм их можно легко и быстро увеличить простым щелчком мыши. Переход к экранной форме осуществляется нажатием на нее. Переход к тексту задачи – нажатием на кнопку «Текст программы».








Рисунок 11. Интерфейс электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»


В электронном пособии содержатся задачи для самостоятельного изучения. Они необходимы для закрепления навыков работы студентов в Visual Basic.








Рисунок 12. Интерфейс электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»


В первой главе, в теме «Арифметические и логические операторы, операторы сравнения, операторы конкатенации» все операторы имеют ссылки на текст (метки), таким образом можно легко найти интересующий вас оператор. Операторы объединены в группы (арифметические, логические, сравнения, конкатенации), группы выделены разными цветами, что также позволяет быстро ориентироваться в тексте.





Рисунок 13. Интерфейс электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»





Рисунок 14. Интерфейс электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»


Во всем тексте пособия есть советы и замечания – все это позволяет акцентировать внимание студента на главном. Для их выделения использовался более крупный размер, подчеркивание и рисунок, изображающий восклицательный знак.




Рисунок 15. Интерфейс электронного учебного пособия «VBA.

Решение задач»







Рисунок 16. Интерфейс электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»


Для акцентирования внимания студентов таблицы красиво оформлены синим цветом.





Рисунок 17. Интерфейс электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»


Словари в конце глав содержат информацию с объяснениями, упорядоченную по алфавиту. В конце первой главы это все операторы, функции и инструкции. В конце второй – все основные термины и понятия, встречающиеся в теории.

Все термины и понятия в словаре второй главы имеют ссылки на тему в пособии. Эта функция была реализована при помощи меток на страницы, а впоследствии ссылок на эти метки. Все термины в словаре разбиты на группы.





Рисунок 18. Интерфейс электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»





Рисунок 19. Интерфейс электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»


Для защиты файлов используется установка на них следующих атрибутов: на главный файл index.htm – только чтение, на все остальные файлы и папки – только чтение и скрытый.










Рисунок 20. Защита файлов электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»





Рисунок 21. Защита файлов электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»








Рисунок 22. Защита файлов электронного учебного пособия «VBA. Решение задач»


Все выше указанное свидетельствует о том, что цели и задачи, поставленные перед разработчиком, полностью выполнены.

В результате дипломного проектирования была создана программа «Электронное учебное пособие «VBA. Решение задач»».


Скачать файл (9815.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru