Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Естествознание и познание мира - файл 1.doc


Контрольная работа - Естествознание и познание мира
скачать (62.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc63kb.17.11.2011 04:04скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...

НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ»




Набережночелнинский филиал



Юридический факультет

Кафедра гуманитарных дисциплин




КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА



по концепции современного естествознания


на тему: «Естествознание и познание мира»


Выполнил: студент

V курса группы ЮЧ 61/2

Гиздатуллин И.М.


Проверил: к.б.н., доцент

Смирнова Т.А.


Набережные Челны - 2010

Содержание


Введение…………………………………………………………………….3


  1. Законы диалектики. Диалектический метод познания мира………...4

  2. Историческая смена картин мира. Научные революции…………….5

  3. Общие закономерности развития современного естествознания……6

  4. Наука как эволюционный подход……………………………………...9


Заключение………………………………………………………………..11

Список используемой литературы………………………………………12


Введение


Концепциями современного естествознания являются определенные способы трактовки закономерностей об окружающем мире, полученные естественными науками за последнее столетие.

Естествознанием называют раздел науки, который изучает мир в его естественном состоянии независимо от человека.

Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.

Объектом и предметом изучения естествознания являются различные виды материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, космологическая, термодинамическая, геофизическая, кибернетическая и т.д.). По своему содержанию и методу изучения явлений природы естествознание может быть подразделено на эмпирическое и теоретическое, а по характеру своего объекта - на неорганическое, имеющее своим предметом формы движения неживой природы, и органическое, предмет которого составляют явления в живой природе. Этим определяется внутренняя структура естествознания.

Участвуя в выработке естественнонаучной, или физической, картины мира, естествознание, главным образом своей теоретической частью (понятия, категории, законы, принципы, теории), а также разработкой приемов и методов научного исследования, примыкает к философскому материализму. С каждым этапом развития естествознания закономерно сменялась форма развития материализма в зависимости от естественнонаучных открытий.


^ 1. Законы диалектики. Диалектический метод познания мира


Законы диалектики - основные закономерности мира, выражающие отношение между всеобщими, всюду существующими свойствами или тенденциями развития материи. Они не имеют конкретной функциональной формы и не выражаются математически, т.к. не ограничены какими-либо константами, параметрами, определёнными условиями или специфическими группами объектов, а выступают как универсальные принципы всякого бытия, как-то общее, что проявляется во множестве законов.

Основные законы диалектики представляют собой связь и взаимодействие категорий. Более того, они суть развёрнутые категории. Даже само понятие закона есть категория. Это с одной стороны. С другой стороны, некоторые категории сами по себе тоже являются законами.

Например, категория причинности - универсальный закон мира. В этом случае закон-категория, по существу, выражает собой фундаментальный философский принцип. Отражая объективную диалектику действительности, категории и законы диалектики, будучи познанными, выступают в качестве всеобщего метода познания и преобразования действительности.

История познания начинается с выделения в природе чего-то общего, подчиняясь абстрагирующей деятельности мышления. Поначалу это общее отливается в форму общих понятий и категорий, на основе которых формируются определённые принципы, как бытия, так и самого мышления. В дальнейшем познающая мысль стремится, опираясь на разработанные инструменты познания в виде принципов и категорий и всё более обогащающуюся эмпирическую базу, сформулировать фундаментальные положения, упорядочивающие наши знания о мире, - законы. Наиболее общие из этих законов и являются законами диалектики.


^ 2. Историческая смена картин мира. Научные революции


Научная картина мира (НКМ) — (одно из основополагающих понятий в естествознании) особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческий синтез различных научных теорий1.

Чётко и однозначно фиксируемых радикальных смен научной картины мира, научных революций в истории развития науки можно выделить три, которые обычно принято персонифицировать по именам трёх ученых, сыгравших наибольшую роль в происходивших изменениях.

1) Аристотелевская. Период: VI-IV века до нашей эры. Обусловленность. Отражение в трудах: • Наиболее полно - Аристотеля: создание формальной логики (учение о доказательстве, главный инструмент выведения и систематизации знания, разработал категориально понятийный аппарат), утверждение своеобразного канона организации научного исследования (история вопроса, постановка проблемы, аргументы за и против, обоснование решения), дифференциация самого знания (отделение науки о природе от математики и метафизики).

Результат: • возникновение самой науки; • отделение науки от других форм познания и освоения мира; • создание определенных норм и образцов научного знания.

Ньютоновская научная революция. Классическое естествознание. Период: XVI-XVIII века. Исходный пункт: переход от геоцентрической модели мира к гелиоцентрической. Обусловленность. Отражение в трудах: • Открытия: Н. Коперника, Г. Галилея, И. Кеплера, Р. Декарта. И. Ньютон подвел итог их исследованиям, сформулировал базовые принципы новой научной картины мира в общем виде.

Основные изменения: • Язык математики, выделение строго объективных количественных характеристик земных тел (форма величина, масса, движение), выражение их в строгих математических закономерностях.

• Методы экспериментального исследования. Исследуемые явления - в строго контролируемых условиях.

• Отказ от концепции гармоничного, завершенного, целесообразно организованного космоса.

• Представления: Вселенная бесконечна и объединена только действием идентичных законов

• Доминанта: механика, все соображения, основанные на понятиях ценности, совершенства, целеполагания, были исключены из сферы научного поиска.

• Познавательная деятельность: чёткая оппозиция субъекта и объекта исследования.

Итог: появление механистической научной картины мира на базе экспериментально математического естествознания.

Эйнштейновская революция. Период: рубеж XIX-XX веков. Обусловленность: Открытия: • сложная структура атома; • явление радиоактивности; • дискретность характера электромагнитного излучения и др.

Итог: была подорвана важнейшая предпосылка механистической картины мира – убежденность в том, что с помощью простых сил, действующих между неизменными объектами, можно объяснить все явления природы.


^ 3. Общая закономерность развития современного естествознания


В целом ход развития естествознания - это путь от созерцания природы (древность) через аналитическое расчленение (XV-XVIII вв.), когда был получен метафизический взгляд на природу, к синтетическому воссозданию картины природы в ее всесторонности, целостности и конкретности (XIX-XX вв.).

В центре современного естествознания до середины XX в. стояла физика, искавшая способы использования атомной энергии и проникавшая в область микромира, в глубь атома, атомного ядра и элементарных частиц. В последние годы начинает лидировать целая группа наук - молекулярная биология, кибернетика, микрохимия.

Особенно важными для науки являются философские выводы мировоззренческого характера, вытекающие на основе естественно-научных достижений: закон сохранения и превращения энергии; теория относительности Эйнштейна, прерывность и непрерывность в микромире, неопределенность Гейзенберга и т. д. Они определяют облик современного естествознания.

К современному естествознанию относятся концепции, возникшие в XX в. Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, поскольку наука представляет собой единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.

Концепциями современного естествознания являются основные закономерности рациональных связей окружающего мира, полученные естественными науками за последнее столетие.

Предметом естествознания являются факты, закономерности, рациональные связи природных явлений, которые воспринимаются нашими органами чувств.

Задача ученого - обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Основной принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку1.

Основные наиболее общие закономерности современного естествознания позволяют сделать следующие выводы:

Наука является одним из этапов эволюции человеческой культуры. Пройдя несколько предварительных стадий от античности до эпохи Возрождения, наука в своей развитой форме вобрала достижения других отраслей культуры, в том числе философии и религии, представляя собой в целом качественно новое явление.

Наука, объединившись с техникой, привела в XX в. к научно-технической революции, которая является главным фактором развития человечества. Однако слишком тесная взаимозависимость науки и техники вредна, так как у каждой из этих отраслей культуры есть специфика, заключающаяся в том, что наука изучает мир, а техника его преобразует.

В настоящее время общепринято деление наук на естественные, гуманитарные, математические и прикладные. Основные из естественных наук: астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, физиология человека, антропология. Между ними немало переходных наук: астрофизика, физическая химия, химическая физика, геофизика, геохимия, биофизика, биохимия, биогеохимия и т. п., а также переходные от них к гуманитарным и прикладным наукам. Данная классификация не случайна. Предмет естественных наук составляют отдельные ступени развития природы или ее структурные уровни.

Хотя наука находится в процессе перманентного развития, предугадать, в каком направлении она будет продвигаться и какими будут следующие открытия, невозможно. Физики рассчитывали в 50-е гг. XX в. осуществить искусственную термоядерную реакцию и создать общую теорию поля. Однако прорыв был совершен в термодинамике открытых систем. Кибернетики думали, что будут создаваться все более сложные и громоздкие ЭВМ, а появился персональный компьютер. Наука есть создание качественно нового, а это невозможно предвидеть.

Область научного исследования постоянно расширяется, распространяясь на объекты, которые до этого находились вне сферы ее интересов (сложные, неустойчивые, открытые системы и т. п.). Тем не менее, основные требования к научному исследованию - всеобщность опыта, универсальность объяснения - остаются в силе.

Существуют три механизма эволюции: диссипативные структуры в неживом мире, естественный отбор в живой природе, культура в человеческом обществе. Но наука не знает, как произойдет становление нового, поскольку это уникальный процесс. Наука достигает здесь своих пределов возможного, потому что имеет дело в основном с воспроизводимыми и повторяющимися процессами. Подходя к уникальному, она обращается к вероятностным методам. Наука вообще не может утверждать, что нечто обязательно случится, так как по современным научным представлениям эволюция мира не запрограммирована однозначно1.

Наука ограничена возможностями человека и творчеством природы. Оставаясь принципиально ограниченной, она постоянно расширяет свои границы. Современная наука ограничена также экологически. Ее развитие может привести к уничтожению биосферы и ее самой. К эмпирической, теоретической и предметной ограниченности прибавилась ограниченность этического характера. Поэтому столь важной стала проблема этики в науке: наука - добро или зло?


^ 4. Наука как эволюционный процесс


Наука как эволюционный процесс. Наука не только изучает развитие мира, но и сама является процессом, фактором и результатом эволюции. Если мы рассмотрим науку как эволюционный механизм, то увидим, что она становится все более сложно организованной системой, не очень способной к самоорганизации. Необходимость перестройки науки вызвана тем, что изменяется мир (под влиянием науки в том числе) и наука должна реагировать на эти изменения как реагирует живой организм.

Внутренняя целостность естествознания и его связь с гуманитарными и техническими науками должна быть прочной и гибкой. Ценность науки должна определяться не только отдельными достижениями, а гибкостью ее функционирования как единой системы. Наука должна быть едина, как едина биосфера.

Наука стала основным фактором эволюции не только в смысле ее вклада в совершенствование разума, но и в смысле ее участия в развитии генной инженерии и т. п. Наука стала Великим Конструктором эволюции Земли, и сама эволюция человека зависит от того, каким образом и в каком направлении будет развиваться наука. Наука может ускорить или затормозить эволюцию человека. Наука должна находиться в гармонии с эволюцией мира. К парадоксам развития науки относится то, что наука, с одной стороны, сообщает объективную информацию о мире и в то же время уничтожает ее (при различных экспериментах) или что-либо уничтожается на основе научной информации (виды жизни, невоспроизводимые ресурсы).


Заключение


Наука представляет собой особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Наука как многофункциональное явление представляет собой: 1) отрасль культуры; 2) способ познания мира; 3) систему организованности.

Дифференциация научного знания служит необходимым этапом в развитии науки, и она направлена на более тщательное и глубокое изучение отдельных явлений и процессов определенной области действительности.

Интеграция научного знания осуществляется в различных формах, начиная от применения понятий, теорий и методов одной науки в другой и кончая возникшим в нашем столетии системным методом.

Необходимым условием развития естествознание является свобода критики, беспрепятственное обсуждение любых спорных неясных вопросов Естествознание, открытое столкновение мнений с целью выяснения истины, путём свободных дискуссий, способствующих творческому решению возникающих проблем.

Попытки не считаться с закономерностями развития естествознание влекут за собой серьёзные недостатки в деятельности отдельных учёных и целых научных школ и направлений.

Наука, с одной стороны, была средством нахождения истины о мире, а с другой - нацелена на обеспечение господства человека над природой и ее преобразование. Что же главное в развитии науки - понимание человеком себя, мира, окружающего его, или покорение природы? Этот вопрос становится все более актуальным.


Список используемой литературы


1. Аруцев А.А., Ермолаев Б.В. Концепции современного естествознания. Найдыш В.М. - Концепции современного естествознания. УГАТУ. 2007 год. С. 642.

2. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествознания. - М.: Дашков и Ко, 2007. - 540 с.

3. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Практикум. - М.: Высшая школа, 2009. - 328 с.

4. Концепции современного естествознания: Учебник. — Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2005. – 622 с. (в пер.).

5. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для вузов. Изд. 3-е, перераб. Автор: Горбачев В.В. Издательства: Мир и Образование, Оникс (2008 г.). 704 стр.

6. Крюков Р.В. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2009. - 176 с.

7. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2009. - 304 с.

8. Рыбалов Л.Б., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. - М.: Юнити-Дана, 2009. - 416 с.

9. Садохин А.П. Концепции современного естествознания. - М.: Юнити-Дана, 2008. - 448 с.

10. Стрельник О.Н. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. - М.: Юрайт, Высшее образование, 2009. - 224 с.


1 Садохин, Александр Петрович. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А. П. Садохин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. стр. 17.

1 Крюков Р.В. Концепции современного естествознания. Конспект лекций. - М.: А-Приор, 2009. - с. 97.

1 Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2009. - с. 162.



Скачать файл (62.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru