Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекция - Процесс принятия решений - файл 1.doc


Лекция - Процесс принятия решений
скачать (57.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc58kb.17.11.2011 04:06скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема: Процесс принятия решений


1.Принятие управленческих решений – систематизированный процесс

2.Основные этапы процесса принятия решений.

3.Индивидуальные и коллективные решения.

4.Факторы,влияющие на процесс принятия управленческих решений.


1. Принятие решений - это выбор альтернатив. Большая часть решений принимается без систематического продумывания.

В управлении принятия решения более систематизированный процесс, т.к. руководителю приходится выбирать направление действий для целого коллектива. При этом ответственность за принятие важных решений больше всего проявляется на высших уровнях управления, являясь тяжелым моральным бременем. Руководителю любого ранга приходится иметь дело с собственностью принадлежащей другим людям, и через нее они влияют на их жизнь. Руководители каждодневно занимаясь принятием решений, могут выполнять 4 основных роли:

1.предприниматель;

2.специалист по исправлению нарушений в работе;

3.распределитель ресурсов;

4.специалист по достижению соглашений.


Каждая управленческая функция связана с важными решениями, требующими претворения в жизнь. Наиболее типичными решениями являются:

1) в области планирования;

2) организация деятельности;

3) мотивация;

4) контроль.

^ Организационные решения связаны с выполнением должностных обязанностей; делятся на запрограммированные, когда решения – это результат реализации определенной последовательности действий, при этом число возможных альтернатив ограничено и выбор определяется в пределах направлений, заданных организаций. Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, где заранее невозможно составить конкретную последовательность действий, поэтому руководителю приходится разрабатывать процедуру принятия решений. К таким решениям можно отнести: определение цели организации, совершенствование структуры управления и т.д. Каждое решение всегда имеет негативные последствия, касающиеся какой-то части коллектива, отдельной группы и т.п. Это необходимо учитывать и уравновешивать противоположности оптимальным вариантам.


^ Подходы к принятию решений носят различный характер:

  1. интуитивное решение, при котором выбор делается на основе ощущений, которые называют озарением , 6 чувство

  2. решения, основанные на суждениях, обусловленные знаниями или накопительным опытом

  3. рациональные решения – это поэтапное. последовательное выполнение определенных действий, где главным является последствия, вытекающие из принятого решения.



^ 2. Процесс принятия решении начинается с информации, дающей представление о состоянии управляемого объекта, отклонение контролируемых параметров объекта от нормы требуют принятия решения о способах воздействия на объект и приведение его в желаемое состояние. Процесс носит циклический характер.





В Р М,


где М – модифицирование,

Р - разработка и принятие решения

В - выполнение принятых решение


Основной элемент процесса принятия решений - это проблема, т.е. несоответствие фактического состоянии управляемого объекта цели или результату деятельности.

^ Сущность процесса принятия решения - это выработка плана действий по устранению проблемы. Проблемная ситуация характеризует проблему, возникшую пол воздействием сложившейся ситуации.

^ Выявление проблемной ситуации - это исходный момент для постановки задачи и принятия решения.

Описание проблемной ситуации дает возможность оценить значение проблемы, сроки ее решения и определиться в структуре е процесса принятия решения. Если проблема несложна и ситуационные формы ясны и управляемы, то процесс принятия решений прост и быстр. Принятое решение оказывает прямое воздействие на управляемый объект и приводит его в состояние соответствующее заданному. Если проблемная ситуация не так очевидна и решение не однозначно, то процесс принятия решения требует прохождении определенных этапов, взаимосвязанных между собой:


  1. Постановка или диагностика проблемы. Включает в себя следующие фазы:

А) Возникновение ситуации.

Б) Появление проблемы и ее определение, проблема рассматривается по-разному:

-как факт отклонения от нормы - это реактивное управление

- как потенциальную возможность-это упреждающее упр-е

В) Описание проблемной ситуации.

Г) Определение необходимых ресурсов.


2) Формирование решений:

А) Сбор и обработка информации (проведение бесед, совещаний, личного наблюдения, интервью, консультант); затем информацию анализируют, различая при этом релевантную и неуместную (избыточную)

Б) Формирования ограничений и критериев принятия решений, ограничения: недостаток ресурсов (нет специалистов, денежных средств), законы, экономические ситуации.

Критерии вырабатываются для оценки альтернативных ситуаций. С их помощью варианты делят на группы:

а) соответствие требованиям;

б) несоответствие требованиям;

в) сомнительные.


В) Выработка курса действий:


а) определение вариантов;

б) оценка выбранных вариантов;

в) выбор вариантов оптимальных.


3)Реализация решения проблемы:


  1. План действий по реализации проблемы: убедить персонал в правильности выбранного решения, довести до исполнителей: кто, где, когда и как выполняет действие; преодолеть объективные и субъективные препятствия и создать условия для реализации решения.

  2. Выполнение принятого решения.

  3. Контроль в ходе реализации решения и его результаты.


4)Обратная связь и координация (модификация):

Обратная связь обеспечивает сопоставление фактических результатов с ожиданием; при получении неудовлетворительных результатов действия срочно требуется модифицировать.


3.^ Индивидуальные решения зависят от многих факторов и определяются в первую очередь стили руководства. Выделяют 2 основных стиля:

А) стиль поддержки (человеческие отношения);

Б) инструментальный (работа);

В) стиль поощряющего участия;

Г) стиль ориентированный на достижение.

Кроме того, существует модель принятия решений Врумма-Йеттена, которая выделяет следующие стили руководства:

^ 1.Руководитель решает проблему сам.

2.Руководитель получает информацию от подчиненных, а затем сам решает проблему.

3.Руководитель излагает проблему тем подчиненным, кого это касается: выслушивает их идеи, предложения, а сам решает.

4. Руководитель излагает проблему всему коллективу, выслушивает их идеи и предложения, а решения принятые ими, могут отражать или не отражать влияние подчиненных.

5. Руководитель излагает проблему подчиненным, вместе оценивают и прорабатывают варианты, пытаясь достичь согласия.


Каждый руководитель, учитывая конкретную ситуацию, применяет различный стиль принятия решений, т.к. ни один стиль не может являться идеальным. Поэтому эффективным руководителем является тот, который может вести себя по-разному в зависимости от требований реальности (адаптивности).


^ Коллективный решения, принимаются группой людей, к которым делегированы полномочии для выполнения каких-либо заданий или комплекса заданий.

Наиболее предпочтительно принимать коллективные решения в следующих ситуациях:

- когда для принятии решения требуется большой опыт в какой-то определенной области ( руководитель диверсифицированного предприятия);

- при принятии решения, не популярного на предприятии для ослабления недовольства по отношению к конкретному руководителю;

- когда коллективное решение может поднять дух организации;

-при координации работы подразделений создают советы, дающие возможность руководителям подразделений высказываться и определить себе место в общем деле;

- когда нежелательно сосредоточить всю всласть своих руках.

Кроме положительных факторов, коллективное принятие решений имеет и отрицательные моменты:

- отсутствие четкого описания прав и обязанностей группы;

- неправильно определенная численность группы ( оптимальное количество 5-9 человек);

- потеря времени (закон тривиальности);

- замедленное принятие и выполнение решений;

- посредственность, рождаемая компромиссом;

- чрезмерные затраты;

- единомыслие.


4. При принятии управленческих решений необходимо учитывать ряд факторов, т.к. от этого будет зависеть насколько эффективными будут эти решения:

^ 1) Личностные оценки руководителя.

2) Среда принятия решения. Она связана с определенными обстоятельствами, которые классифицируются как условия:

а) определенности: когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора;

б) риска: когда решения и их результаты не являются определенными, но вероятность каждого результата может быть известно. Сумма вероятностей всех вариантов должна быть =1;

в) неопределенности: невозможно оценить вероятность результатов, т.е. приходиться учитывать факторы, которые невозможно получить за счет релевантности информации, а, значит, и достаточно точно определить последствия. Здесь также играет большое значение время и изменения среды.


^ 3) Информационные ограничении.

4) Поведенческие ограничения.

5) Негативные последствия.

6) Взаимосвязанность решений.





Скачать файл (57.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru