Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции - Информационный менеджмент - файл 1.doc


Лекции - Информационный менеджмент
скачать (2386 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc2386kb.17.11.2011 04:13скачать

содержание

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Реклама MarketGid:
ВВЕДЕНИЕ


Средства информатизации составляют значительную долю мирового рынка и в существенной мере уже сейчас определяют структуру инвестиционных потоков мирового хозяйства. Так, в середине 90-х гг. ожидалось, что к 2000 г. объем продукции этого профиля достигнет 1 трлн долл. и превзойдет объем рынка природных ресурсов, что выглядело как фантастика. Оказалось, что это вполне реально: по некоторым данным, в 1998 г. уже был достигнут объем 1,8 трлн долл. В связи с этим становится оче­видной необходимость обеспечения эффективного управления этими средствами - менеджмента - на всех этапах их жизненно­го цикла: именно эффективность менеджмента в сфере информа­тизации в значительной мере определяет темп научно-техниче­ского прогресса.

При этом нужно иметь в виду следующее. С одной сторо­ны, мировой парк компьютеров и связанных с ними средств столь велик, что их мировое производство представляет собой огромную, мощную и к тому же исключительно наукоемкую, динамично развивающуюся отрасль индустрии; эта индустрия сама по себе стала транснациональной, глобальной в полном смысле этого слова; к ней примыкает шлейф сервисных услуг разного рода.

С другой стороны, в мировой экономике многие другие сфе­ры деятельности человека стали интернациональными, мульти-национальными или транснациональными благодаря возможно­стям информационных систем: системы межбанковских расчетов, грузовые и пассажирские перевозки, системы телевидения и свя­зи, промышленные производства и т.д.; информационные системы, создаваемые этими компаниями, неотвратимо становятся глобальными. Понятно, что все уровни таких сис­тем должны быть обеспечены эффективным управлением сверху донизу.

Однако и в системах скромных масштабов тоже происходят аналогичные процессы. При этом следует подчеркнуть, что если в больших информационных системах задействованы ресурсы и средства соответствующих масштабов, то в обычных системах очень часто нет ни того, ни другого и в то же время требуется решение разнообразных многочисленных задач. В связи с этим и в таких системах возникают острые проблемы управления. Одним из самых мощных факторов, стимулирующих созда­ние все более мощных и эффективных информационных систем, является конкуренция в основной деятельности компаний, по­скольку именно оперативная и полная информация дает им пре­имущество перед конкурентами, а невнимание к качеству и эф­фективности ИС обязательно ведет к потере позиций фирмой и в конце концов к ее поражению.

Вместе с тем в настоящее время по любому вопросу техноло­гически можно собрать такое количество информации, которое никто не в состоянии за реально отведенное ситуацией время ос­мыслить (иногда даже просто просмотреть) и уж тем более эф­фективно использовать. Отсюда следует необходимость систем­ного подхода к рассмотрению столь масштабных явлений, как информационные процессы. С таких позиций можно более четко поставить и проблему информационного менеджмента (ИМ).

В частности, при анализе организации информационной сис­темы естественно рассматривать ее как иерархическую; при этом на нижней ступени окажется уровень рабочего места, выше - уро­вень подразделения, предприятия и т.д. Если же рассматривать содержащуюся в ИС информацию, то уровни будут другими: де­тальная информация - нижний уровень, аналитическая - более высокий, стратегическая - еще более высокий и т.д. В связи с этим было бы крайне поспешным видеть в информационных системах только совокупность компьютерных средств, пусть даже очень мощных и сложных, и переносить на эти подходы соответствую­щие подходы и оценки.

Пониманию предмета и содержания настоящей книги может способствовать представление о том, что информационная сис­тема, по существу, является производством, выпускающим опре­деленную продукцию. Эта продукция может быть измерена количественно и оценена качественно, а также может быть опре­делена ее стоимость. Сопоставление технологического процесса в некоторой условной информационной системе по этапам с некой производственной системой представлено ниже.


^ Информационная система

Входная информация

Занесение в память

Обработка данных программами

Выдача информации в требуемых формах

Передача информации пользователю


^ Производственная система

Сырье

Хранение на складе

Обработка на станках, в печах и т.п.

Сдача готовой продукции на склад

Сбыт продукции


Основой информационной системы является технология. Если рассматривать информационную технологию (ИТ) по этапам, можно заметить следующее. От объема и характера входной ин­формации в информационной системе зависят требования к уст­ройствам ввода, их производительности, а также время ввода.

Занесение в память информации аналогично хранению сырья на складе. Объем памяти ИС, по существу, хорошо согласуется с вместимостью складских помещений. И так же как сырье, инфор­мация не должна «лежать на складе», она должна полностью и постоянно использоваться; избыточная память (аналогия - из­лишние складские площади) снижает эффективность системы, поскольку информация обрабатывается дольше, устройства боль­шой емкости стоят дороже, их стоимость переносится на продук­цию, т.е. на результат обработки информации (ОИ).

Основной этап информационных технологий, конечно, - об­работка данных программами. Возможности потерь и резервы здесь обычно скрыты в большем объеме, чем на других этапах.

Выдерживая приведенную выше аналогию с производственной системой, можно заметить, что информация - это заготовки или полуфабрикаты, прикладные обрабатывающие программы - это инструменты, сервисные программные средства - приспособле­ния, а оборудование ЭВМ и их базовые программные средства -это основное технологическое оборудование (станки, сварочные автоматы, прессы и т.д.). Мощные оборудование, базовые про­граммные средства, прикладные программы, конечно, повыша­ют производительность и качество работ, однако могут быть из­быточными, что влечет за собой удорожание продукции - инфор­мационной услуги или результата расчета.

Выдача информации в требуемых формах (продукции) может осуществляться по-разному: на экран индивидуального пользо­вательского дисплея, в сетевые структуры для коллективного ис­пользования, в виде «твердой копии» - документа, на экран (таб­ло) и т.д. Формирование выходной информации требует затрат и оборудования и в этом аналогично предыдущему этапу.

Передача информации пользователю - рациональное потреб­ление продукции информационной системы - весьма сложный вопрос: не всегда ясно, как и какая информация, выдаваемая ИС, действительно применяется пользователями, т.е. потребляется и дает эффект.

Приведенные особенности ИС выявляют необходимость обес­печения эффективности как на каждом из этапов, используемых ИТ, так и в системе в целом как специальной проблемы менедж­мента. Причем эта проблема очевидно предметно-ориентирова­на: информация как основная производственная материя, имею­щая явные особенности, ИТ как совокупность специфических этапов, информационная система как среда приложения менедж­мента, - все это имеет существенную специфику, отличающую информационный менеджмент от менеджмента в других сферах.

С этих позиций информационный менеджмент можно сопос­тавлять с другими специальными областями или разделами ме­неджмента: финансовым, инновационным и производственным менеджментом, управлением персоналом, логистикой и т.д. Поскольку именно информационная технология является основой нового витка научно-технического прогресса и ведущим его эле­ментом, вполне обоснованными являются, выделение информа­ционного менеджмента из общего менеджмента в качестве спе­циального раздела и детальное его рассмотрение с учетом специ­фики информационных систем. Наряду с другими этот раздел менеджмента является вполне самостоятельным, он должен спе­циально рассматриваться и изучаться, а также становиться не только объектом внимания, но и предметом, и инструментом профессиональной деятельности менеджеров самого высокого уровня. Поле приложения информационного менеджмента - все эта­пы жизненного цикла информационной системы. Во введении достаточно ограничиться обобщенной схемой, включающей эта­пы создание - внедрение - поддержка. Однако стройная схема жизненного цикла информационной системы очень редко имеет место.

Действительно, сейчас трудно говорить относительно суще­ствующей организации, что ее информационная система созда­ется совершенно заново, так как в данной сфере всегда что-то уже разработано, и только для вновь создаваемых фирм и учреж­дений с большой натяжкой можно считать, что создается новая ИС. Последовательное создание новой ИС выглядит следующим образом. Вначале осуществляется разработка концепции систе­мы и ее дерева целей (System Planning), потом выясняются усло­вия ее работы и формируются математические модели и тополо­гия (System Analysis). Разработка или проектирование системы (System Design) - протяженный многовитковый итерационный процесс, который обычно строится на основе системного подхо­да. Далее система внедряется (System Implementation) на тех ра­бочих местах, для которых она создается. Во время своей эксплу­атации любая система нуждается в сопровождении и поддержке (System Support).

В практике же создания ИС принято начинать использовать модули решения задач и комплексов задач или подсистем по мере

их готовности и отработки. Поэтому процессы внедрения и со­здания обычно идут одновременно, переплетаясь самым причуд­ливым образом. Когда проект системы в намеченных контурах завершается, основную роль начинают играть процессы внедре­ния, однако тут же неизбежно возникают и расширяются внутри системы процессы ее модернизации, совершенствования и т.п. Поэтому, не завершив создание всей системы, ее начинают дора­батывать, соответственно при этом затягивается процесс внедре­ния. По мере внедрения, т.е. ввода в эксплуатацию элементов ИС, создается и вводится комплекс средств ее поддержки, сопровож­дения, обслуживания, испытания, освоения и т.д.

Таким образом, информационная система практически никог­да не бывает готова, завершена окончательно или сдана «под ключ»; она всегда пребывает в процессе изменения, «дышит», «живет». При этом должны непрерывно решаться ее основные задачи, причем с максимальной эффективностью на каждой ста­дии или в каждой фазе ее состояния. В связи с этим в ИС необхо­дим постоянный контроль за ее состоянием и использованием всех ее элементов: на всех стадиях необходимо обеспечить и достиже­ние целей, поставленных перед системой, и планомерное и целе­направленное ее развитие в структуре основной деятельности предприятия или учреждения. Все это в совокупности представ­ляет собой суть проблемы менеджмента применительно к инфор­мационным системам.

Остановимся на содержании заглавного термина книги. В американской литературе для обозначения комплекса задач уп­равления, связанных с информационными системами, использу­ется понятие Information Management. Оно включает как внутрен­ние задачи управления в среде ИС, так и вопросы ее использова­ния для решения разнообразных задач в сфере основной деятель­ности предприятия, фирмы. Среди немецких специалистов в ка­честве общего понятия, обозначающего весь комплекс задач ме­неджмента в сфере обработки информации, получил признание термин Information Management, который тоже близок к русско­му информационный менеджмент.

Это понятие отражает все аспекты проблемы менеджмента в сфере создания и использования информационных ресурсов, и потому представляется нам как наиболее удачное.

Подытоживая вышеизложенное, можно отметить, что ин­формационный менеджмент - это специальная область менед­жмента, выделившаяся как самостоятельное направление в последние годы и все более приобретающая специфические особенности. Определим сферу, охватываемую информацион­ным менеджментом.

В широком смысле сфера информационного менеджмента - совокупность всех задач управления на всех этапах жизненного цикла предприятия, включающая все действия и операции, свя­занные как с информацией во всех ее формах и состояниях, так и с предприятием в целом на основе данной информации. При этом должны решаться задачи определения ценности и эффективнос­ти использования не только собственно информации (данных и знаний), но и других ресурсов предприятия, в той или иной мере входящих в контакт с информацией: технологических, кадровых, финансовых и т.д. Очевидно, что такая широкая трактовка поня­тия информационного менеджмента не всегда требуется; более того, для ее практического использования, очевидно, необходи­ма высокая степень зрелости организации во всех отношениях, что пока еще достаточно редко встречается, поэтому она оказы­вается неэффективной ввиду слабой обеспеченности в конкрет­ной организации.

В узком смысле информационный менеджмент представляет собой круг задач управления, прежде всего производственного и технологического характера, решение которых обеспечивает до­стижение целей организации в основной ее деятельности за счет эффективного согласованного управления как элементами, про­цессами и ресурсами собственно информационной системы, так и другими элементами, процессами и ресурсами предприятия. В этих задачах управления в той или иной мере используются ин­формационные системы и реализованные в ней информационные технологии.

Отчетливую границу между пониманием информационного менеджмента в широком и узком смысле слова провести невоз­можно, однако в явных ситуациях сделать это вполне реально. Во всяком случае руководство конкретной организации всегда может для себя принять тот или иной вариант отношения к роли информационного менеджмента в их деятельности и руководство­ваться им на практике. В настоящем пособии данное понятие практикуется чаще всего в его узком смысле.


Глава 1

^ ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1.

ВВЕДЕНИЕ В КРУГ ЗАДАЧ

Понятие «информационный менеджмент» как самостоятель­ное появилось в экономической информатике совсем недавно - в конце 70-х гг. Его возникновение в равной мере можно припи­сать как необходимости повышения эффективности при приня­тии ответственных решений в сфере собственно информатизации (внутренние задачи ИМ), так и тем требованиям, которые стали более детально учитывать при анализе ситуаций в области ос­новной деятельности (внешние задачи ИМ).

Как показывает практика, расходы на проекты информаци­онных систем обычно превышают запланированные суммы, при этом часто оказывается неудовлетворительным качество ре­зультатов разработки; сверх всякой меры растут расходы на об­служивание уже находящихся в эксплуатации ИС, они постепен­но начинают забирать большую часть ресурсов, предназначен­ных для создания и развития новых систем или подсистем; при использовании ИС постоянно возникают противоречия между централизованными и децентрализованными техническими и тех­нологическими решениями. Эти и аналогичные им препятствия могли быть эффективно устранены только введением всестороннего специализированного информационного менеджмента.

Обозначить дату и место возникновения проблемы информационного менеджмента достаточно трудно. Она осознавала параллельно менеджерами в различных сферах деятельности. В весьма значительным событием в этом плане назван 1957 г. В этом году в США впервые количество так называемых «инфор­мационных» работников, основная функция которых - обработ­ка информации, сравнялось с числом «производственников», ос­новная функция которых - непосредственное участие в производ­стве. Здесь следует заметить, что отнесение работников к сфере обработки информации является весьма условным, однако ког­да их число становится настолько большим, что они явно состав­ляют значительную долю рабочей силы в большой стране, то тут асе равно тенденция налицо и можно не требовать особой стро­гости классификации.

После этой даты число информационных работников в США становится доминирующим и в настоящее время составляет око­ло 50% рабочей силы, число же производственных работников -20%, в том числе работников сельского хозяйства 5%. Если объе­динить в одну группу работников, занятых в информационных технологиях и в сфере обслуживания, то их доля будет около 80%, что весьма наглядно характеризует народное хозяйство США. Предсказывают, что на ближайшие годы работники этой группы составят приблизительно 90% всех работающих (интересно, не дойдет ли она со временем до 100%?).

Необходимо подчеркнуть, что в указанное время появились первые по существу стратегические информационные системы - такие ИС, за счет которых предприятия пытаются обеспечить себе преимущество в конкурентной борьбе. В этом плане стал уже клас­сическим пример создания и внедрения систем заказа и продажи билетов американскими авиационными компаниями, которые благодаря этим системам смогли изменить в свою пользу ситуа­цию на рынке авиаперевозок; эти системы в дальнейшем смогли даже вообще изменить структуру отрасли. Иметь возможность выявлять такие шансы средствами информационного менеджмен­та - цель многих предприятий. И многие из них уже используют эти средства на практике.

Лучшим и необходимым средством успешного менеджмента в любой сфере деятельности становятся информационные техно­логии. Для их внедрения развивается производство средств ин­форматизации.

Применительно к информационному менеджменту далее бу­дут рассматриваться классические функции управления, в числе которых производственно-хозяйственные задачи: обеспечение производства продукции предприятием (управление персоналом, формирование технологической среды, управление капиталовло­жениями), задачи управления процессами обработки информа­ции (развитие, обслуживание и использование ресурсов ИС), а также оригинальные задачи руководства и управления, такие, как планирование и контроль, организация и инновации.

Этот перечень задач составляет основное содержание инфор­мационного менеджмента. Их краткое изложение приводится в следующем разделе, а более подробному описанию каждой из задач отводится отдельная глава.


1.2.

ЗАДАЧИ

^ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА

ФОРМИРОВАНИЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

С расширением и дифференциацией мирового рынка средств информатизации (СИ), т.е. вычислительной, периферийной, спе­циальной и коммуникационной техники (Hardware), а также про­граммных, информационных и сервисных средств (Software) мно­жатся варианты возможных решений в области формирования технологической среды информационных систем. При этом име­ются в виду не проектные работы по созданию ИС или ее элемен­тов, а те решения, которые принимает менеджер в качестве пред­ставителя заказчика, т.е. в порядке выработки технического зада­ния, исполнять которое, может быть, будет специализированное

предприятие. С позиций стратегического информационного ме­неджмента в отношении Hardware и Software предприятию необ­ходимо выяснить следующие важные вопросы:

нужно ли всегда стремиться использовать только новейшие средства информатизации и при этом рисковать из-за их не­завершенности;

• какую степень децентрализации ИС необходимо выбрать;

• следует ли доверять принятым и принимаемым международ­ным нормам (в том числе тем, которые только еще начинают вводиться) или предпочесть нормы (нормативы) одного опре­деленного изготовителя и связать себя с этим изготовителем; по какому глобальному критерию следует выбирать постав­щика.

Степень децентрализации информационной системы, скорее всего, будет выбрана по аналогии со степенью децентрализации на предприятии других функций, поставщик тоже будет опреде­лен на основе общих представлений о путях решения стоящих перед предприятием основных задач. Выбор средств информати­зации для развития информационных систем из новых предло­жений поставщиков или из уже присутствующих на рынке изде­лий осуществляется, как правило, по тому стратегическому кри­терию, значение которого наиболее полно отражает роль ИС для предприятия. Хотя в этой сфере уже накоплен опыт, как предпри­ятиями, так и экспертами, однако в каждом отдельном случае требуется детальный системный анализ.

Во многих ИС с использованием персональных компьютеров (ПК) при формировании технологической среды зарекомендовал себя следующий принцип: предприятия стремятся иметь в тече­ние рассматриваемого стратегического периода единый техно­логический парк, с тем, чтобы использовать как внутренние (над­зор, обучение), так и внешние (условия при покупке, солидное сопровождение) его преимущества.

На основе углубления и укрепления нормирования и стандар­тизации со стороны поставщиков всех средств информатизации (Hardware и Software) усилились стремления предприятий к неза­висимости от связи только с одними и теми же изготовителями. Это теперь стало вполне возможно, так как поставщики на рын­ке как Hardware, так и Software, по крайней мере, в некоторых областях, согласовали целый ряд стандартов, так что для пред­приятий возникла определенная свобода при решении задачи выбора тех или иных средств.

Конечно, имеющейся в настоящее время благодаря стандар­там так называемых открытых систем (Open Systems) степени сво­боды уже недостаточно: необходимы дополнительное изучение рынка, беседы с поставщиками, скрупулезное собирание опыта, как собственного предприятия, так и других пользователей, что составляет сущность маркетинга; все это нужно превратить в практические решения по выбору средств информатизации. Сле­дует также регулярно анализировать, в какой степени те или иные услуги должны обеспечиваться своими силами, а в какой - тем или иным внешним исполнителем. Анализ показателей хозяй­ственной деятельности (например, анализ стоимости ремонта в единицу времени) может потребовать замены технических или программных средств.

В случае если фирма стратегически заинтересована в том, что­бы играть передовую роль в области ИС и ОИ, ей следует для снижения степени риска при выработке, прежде всего стратеги­ческих решений создать испытательное поле или полигон, на ко­тором должны предварительно проверяться, по крайней мере, основные принимаемые в этой сфере решения, с тем чтобы воз­можные промахи своевременно выявлялись и не приносили пред­приятию ощутимых потерь.


^ РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕЕ ОБСЛУЖИВАНИЯ

Потребность в постоянном развитии ИС приводит к необхо­димости роста объема обслуживания; с течением времени развитие, и обслуживание информационных систем оказались взаимно обусловленными и связанными между собой и со многими ост­рыми проблемами. Растущий объем обслуживания ИС отягоща­ет их же развитие, приводя к росту объема невыполненных или неосуществленных планов на развитие. Поэтому следует искать выход в установлении степени предпочтения в паре «развитие/ обслуживание» или соотношения между приобретением готовых

СИ, заказом разработки СИ посторонней фирме и изготовлени­ем СИ собственными силами.

Представляется, что самостоятельно следует изготовлять только конкурентоспособные ИС и их элементы, которые могут сами по себе представлять интерес как изделия, во всех осталь­ных случаях следует по возможности использовать стандартные средства. Это дает дополнительное преимущество еще и потому, что обслуживание таких стандартных средств информатизации может быть передано специалистам на сторону.

Уровень производительности и качество работы, а также не­обходимость, направление и темп развития ИС, и ее обслужива­ние следует также подвергнуть стратегическому рассмотрению с учетом глобальных интересов фирмы. В самом деле, на уровне среднего менеджера (например, на уровне руководителя подраз­деления) какие-либо изменения могут встречать в некотором роде враждебный прием из-за предпочтения им стабильных техноло­гий: установления, например, одного определенного языка про­граммирования, той или иной информационной структуры и со­здавшейся в связи с этим технологической среды. В то же время известно, что новые средства часто приводят к существенному укреплению технологической базы, а в ряде случаев - даже к из­менению направления деятельности предприятия.

Стратегические решения могут приниматься также и в под­ходах к созданию ИС: с одной стороны, это классическое созда­ние новой ИС, например, в виде традиционной автоматизиро­ванной системы управления (АСУ) на основе некоторого типо­вого проекта, здесь в ряде случаев используется эволюция от не­которого прототипа; с другой стороны, создание и развитие ИС на предприятиях определенного типа могут частично перекла­дываться на пользователя.

В случае принятия стратегических решений по существенным изменениям в ИС (переход на другую платформу или более силь­ную ориентацию на стандартные программные средства) эти ре­шения должны преобразоваться на уровне оперативного инфор­мационного менеджмента в конкретные задачи с использовани­ем необходимых средств.

К этому же кругу вопросов относится регулярное исследова­ние производительности и качества в задачах развития и обслуживания ИС. Например, через ежемесячные доклады о показате­лях и статистических данных во всех проектах развития и обслу­живания ИС можно проследить за расходами, сроками и каче­ством. Выявленный уровень показателей на предприятии необ­ходимо сравнивать с эталонными данными (собственными и/или посторонними).

Поскольку в соответствии со стратегическими исходными данными обслуживание и развитие должны быть децентрализо­ваны, этот распределенный процесс следует эффективно сопро­вождать и на оперативном уровне. Следует учитывать, что высо­кая скорость развития и обслуживания ИС на предприятии мо­жет быть обеспечена только опытными работниками. Новые ме­тоды, процессы и технику следует сначала испытать на пилот­ных проектах, а затем постепенно, в смягченной форме вводить на все предприятие.


^ ПЛАНИРОВАНИЕ В СРЕДЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

В соответствии с протяженностью во времени задач управления различают стратегический информационный менеджмент (СИМ) и оперативный информационный менеджмент (ОИМ). Причем между этими уровнями существуют отношения подчиненности, т.е. цели, определяемые на стратегическом уровне, реализуются на оператив­ном. При этом глобальная стратегическая цель ИМ в информаци­онных системах должна состоять в обеспечении возможно больше­го вклада ИС в цели предприятия по основной деятельности через использование информационных технологий; в соответствии с этой целью возникают специфические задачи и для организации собствен­но информационного менеджмента.

Понятие «стратегический» в отношении ИМ предполагает, с одной стороны, планомерное определение долгосрочных - на срок 3-5 лет - целей по всем направлениям, а с другой - выбор пути достижения поставленной цели и определение набора задач, решение которых ведет к цели. Такие задачи решаются на уровне высшего руководства организации. Выбранные решения долго­срочных задач образуют наборы исходных данных (задания) для оперативного, т.е. наиболее краткосрочного, уровня.

Задачи оперативного информационного менеджмента ориен­тируются на соответствующие стратегические задачи и цели. В отличие от долгосрочной стратегической постановки задачи ОИМ планируются и существуют на среднем или на коротком интервале (в сфере обработки информации - это период времени до одного года); эти задачи чаше всего ощущаются и решаются на уровне руководства службой обработки информации органи­зации.

Планирование - главная задача ИМ на стратегическом уров­не. Именно на уровне стратегического информационного марке­тинга возникает и должна удовлетворяться повышенная потреб­ность в планировании. Она обусловлена как необходимостью своевременного устранения возможных препятствий, так и по­требностью выявления максимальных шансов для предприятия, создаваемых ИС и ИТ. Размышления по поводу необходимости планирования работы информационной системы начинаются уже при поиске ответа на вопрос, какую собственно роль играет ИС на предприятии.

Принимается, что информационная система имеет большое значение для предприятия, когда на ее основе решаются задачи конкуренции на рынке, а также когда информационная интен­сивность технологического процесса основной деятельности предприятия и поддержания производительности этого процес­са высока. Это имеет место, например, для банков, бирж и стра­ховых обществ, ряда государственных учреждений и др.

Другим важным направлением планирования является опре­деление плана инвестиций в ИС. В прошлом такой план состав­лялся (и в настоящем еще часто составляется) в значительной мере случайно: например, по накопившимся неудовлетворенным зап­росам пользователей или путем анализа заявок на замену или создание частей системы, требующих инвестиций, а также с уче­том финансирования растущего объема обслуживания.

Однако в стратегическом плане могут быть целенаправленно выявлены приоритетные направления при формировании плана инвестиций. Здесь требуется, чтобы в распоряжении админист­рации были обший вид и характер имеющихся на предприятии информационных работ. Этот общий вид структуры ИС выво­дится из анализа протекающих на предприятии процессов.

Путем взаимного взвешивания значений процессов находят или определяют порядок выделения инвестиций для соответству­ющих элементов ИС. Например, выпуск основных изделий для серийного производства имеет наибольшее значение; далее для включения в план инвестиций могут рассматриваться элементы ИС, ориентированные на обеспечение конкуренции и на внутрен­нюю рационализацию предприятия. Затем анализируется возни­кающий при этом риск. Этот специфический подход к организа­ции планирования ИС на предприятии целесообразно дополнить общими задачами планирования и контроля. К кругу этих задач принадлежит учет связей с другими объектами на предприятии.

При планировании связей ИС с другими объектами предпри­ятия особое значение придается связям с системой планирования самого предприятия. Часто утверждается, что планирование ИС может осуществляться вообще только в связи с этой системой. Однако на некоторых предприятиях (в частности, вновь создава­емых и малых) сложившейся системы производственного плани­рования вообще не существует, так что на таком предприятии план применения информационной системы согласовывать про­сто не с чем. Однако если предусматривать планирование исполь­зования ИС, то можно добиться совершенствования производ­ственного планирования на предприятии и деятельности пред­приятия в целом.

В соответствии с этим на стратегическом уровне следует оп­ределить стиль, направления и степень интенсификации системы планирования и контроля. Это важно именно на данном этапе, поскольку достаточно часто оказывается, что изменения не про­изведут необходимого эффекта из-за слишком тесных ограниче­ний, наложенных планированием и контролем. Помощь в соот­ветствующем анализе могут оказать известные апробированные модели развития ИС на предприятии. В частности, в модели Р.Л. Нолана (R.L. Nolan) определены шесть типовых ступеней развития: инициирование, распространение, управление, интегра­ция, ориентирование данных, завершение или зрелость, на кото­рых ИС применяются с различной интенсивностью. Сопоставле­ние с эталонной моделью делает вполне очевидными приорите­ты уровней планирования и контроля как для специалистов по обработке информации, так и для пользователей. Каждое предприятие может постепенно найти свою модель и определить свою позицию при разработке для себя системы планирования приме­нения ИС.

Из стратегического плана инвестиций в ИС должно формиро­ваться и подходящими средствами осуществляться годовое пла­нирование. Вследствие решения этой задачи наблюдается, как правило, значительное общее повышение потребностей в плани­ровании, согласованиях и контроле. На уровне оперативного информационного менеджмента реализация стратегических пла­нов может контролироваться, например, с помощью системы со­общений (докладов) установленной формы.


ФОРМИРОВАНИЕ

^ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Организация ИС должна однозначно соответствовать орга­низации основной деятельности предприятия. Общепринятой основой решения практических задач организации в области ИС считается следование структурному подходу. При этом необхо­димо учесть, что при изменении в структуре основной деятель­ности может существенно изменяться и структура внутренней организации самой области ОИ и что в настоящее время система обработки информации (СОИ) в структуре предприятия занима­ет все более значительное место.

Внутренняя организация области обработки информации до последних лет подчинялась, прежде всего, решению внутренних задач создания, развития, обслуживания и эксплуатации ИС. Однако техническая и технологическая децентрализация, появ­ление типовых автоматизированных (по отечественной термино­логии) рабочих мест (АРМ) и мощных стандартных проблемно-ориентированных пакетов прикладных программ (ППП) приве­ли к возникновению в области обработки информации объем­ных задач консультирования пользователей и сопровождений ИС, требующих значительной квалификации. Эти новые сложные за­дачи привели к тому, что в мировой практике организации ИС возникла новая типовая специфическая организационная едини­ца - информационный центр (ИЦ). Организационно ИЦ чаще всего совпадают с отделами (или вообще - со службами) разви­тия/обслуживания и эксплуатации ИС.

Профиль задач обработки информации подвергается превра­щениям: после внедрения на предприятиях системы АРМ в каче­стве основного варианта технологического комплекса в составе ИС среди функций специалистов стали преобладать консульта­ции пользователей в технических и программных вопросах. Та­кие консультации становятся их основным вкладом в помощь пользователям при развитии и обслуживании ими ИС на рабо­чих местах пользователей, а также в обеспечение качества изго­товляемых самими пользователями программных и технологи­ческих средств.

Наряду с внутренней организацией изменяется также уровень вхождения подразделений по обработке информации в иерархию предприятий. При повышении уровня сферы обработки информа­ции в производственной иерархии предприятия рекомендуется, ко­нечно, сохранять благоразумие; пропагандируемый время от вре­мени в США вариант «первый руководитель от информации» не всегда должен и может быть реализован. Вполне разумно размес­тить оперативные подразделения по обработке информации на тре­тьем или даже на четвертом уровне структуры предприятия, и толь­ко ответственность за планирование и контроль сферы информати­зации поднять на второй или даже на первый уровень.

Организационные изменения, если таковые потребуются, дол­жны быть, естественно, разъяснены всем непосредственным уча­стникам, даже если изменения должны быть «реализованы» на предприятии в целом. Обычно эти мероприятия реализуются на оперативном уровне. Сами организационные изменения на пред­приятии как процесс должны сопровождаться соответствующи­ми организационными мероприятиями (например, созданием на определенное время комиссии по управлению этим процессом, мероприятиями, по обучению работников и т.д.).


^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В настоящее время стало вполне ясно, что будущее однознач­но за распределенными технологиями обработки информации и за их раздельной централизованной и децентрализованной эксплуатацией. Выявилось, что в информационных системах наблю­даются следующие тенденции:

• происходит дрейф интересов пользователей от использования машин-вычислителей к использованию вычислительных и ин­формационных сетей;

• снижается интенсивность необходимого обслуживания при ис­пользовании ИС (например, за счет перекладывания некото­рых задач обслуживания на пользователя при соответствую­щей его подготовке);

• выступают на передний план соображения защищенности информации и ИС в целом на основе комплексов машин и сетей.

Эти тенденции необходимо выявить, оценить и описать при формировании целей ИС на стратегическом уровне, а затем транс­формировать в виде заданий на оперативный уровень. На стадии оперативного информационного менеджмента обеспечивается производство на предприятии. В дополнение к этому на практи­ке приобрели права гражданства также регулярная проверка про­изводственной ситуации совместно со всеми ее участниками (включая поставщиков) - «менеджмент инсталляций» - и систе­матизация каждого большого или масштабного изменения в про­цессах производства - «менеджмент изменений».

Критерии производительности и качества работы системы (например, время ответа, доступность, время пробега, частота и вид отказов) обычно уже сформировались к этому времени на предприятии, так что их можно ввести в используемую систему регулярных докладов. В случае если это не так, т.е. когда для пред­приятия не сформированы критерии производительности (новое предприятие, вновь создаваемая ИС, отсутствуют кадры необхо­димой квалификации и т.д.). необходимо вести анализ разных критериев до тех пор, пока не будет избран ведущий или глобаль­ный критерий.

Эффективное использование и обеспечение работоспособно­сти всех средств информатизации составляют основу информа­ционного менеджмента.


ФОРМИРОВАНИЕ

^ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ

ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

По технике и возможностям применения сфера обработки ин­формации является динамичной и быстро изменяющейся облас­тью. Чтобы открывающиеся при этом возможности сделать по­лезными для предприятия, следует объявить требование посто­янных инноваций в ИС задачей особой важности для информа­ционного менеджмента.

Интенсивные коммуникации в структуре ИС и стремительно развивающиеся подразделения требуют постоянных инноваций в интересах ИС на предприятии. Готовность к инновациям ста­новится явной и важной составной частью культуры производ­ства или предпринимательства вообще. Ключевым фактором успеха информационного менеджмента на предприятии может стать его способность выявлять перспективные направления во всех сферах обработки информации и преобразовывать их в иннова­ционные проекты.

Это происходит на оперативном уровне путем превращения в реальность некоторой стратегической концепции. Стесняющие инновационную деятельность иерархические барьеры могут уст­раняться, например, с помощью проведения регулярных семина­ров. Удачно найденный способ проведения инноваций в жизнь и подходящие стимулы создают «инновационный климат», кото­рый является элементом общей культуры предприятия.


^ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

При рассмотрении этой типовой задачи менеджмента необ­ходимо иметь в виду, что объектом управления для информаци­онного менеджера является персонал не только подразделений сферы обработки информации предприятия, а весь персонал предприятия в целом. Это особенно важно учитывать, так как каж­дый работник предприятия может быть не только формальным конечным пользователем ИС, но он может их также создавать, развивать и целенаправленно, эффективно использовать на сво­ем рабочем месте.

Эти важные свойства каждого работника предприятия явля­ются его ресурсом в области создания, развития, использования и эксплуатации ИС и составляют часть кадрового ресурса пред­приятия. Предприятию, во-первых, необходимо приложить уси­лия и затратить средства для приобретения работником началь­ных знаний (часто обозначаемых как компьютерная грамотность); во-вторых, в соответствии с избранным профилем его деятель­ности необходимо интенсифицировать и актуализировать его ресурс также и в других задачах и функциях информационного менеджмента.

Поскольку спрос на квалифицированных работников со зна­нием экономической информатики в нашей стране еще в течение ряда лет вполне очевидно будет превышать предложение, необ­ходимо в рамках стратегического менеджмента создавать пред­посылки для формирования на предприятии обстановки привле­кательности роста квалификации работников в сфере обработки информации и планировать этот рост; следует учитывать и ис­пользовать также возможные переходы (переводы) работника из одного подразделения в другое.

Стратегическое требование сохранения и развития квали­фикационного потенциала у каждого из сотрудников предпри­ятия должно преобразоваться в форму соответствующих про­грамм обучения персонала. При этом естественно ориентиро­ваться на планируемые предприятием инновационные проек­ты и использовать программы обучения персонала для их освоения. Наряду с программами повышения квалификации общего характера, которые работники могут посещать добро­вольно, требуются также специальные программы планового обучения для освоения определенных ИТ и применения мето­дов обработки информации в прикладных областях, для конк­ретного применения ИС, предназначенных для определенных групп работников в обязательном порядке. В рамках такого «менеджмента развития»_могут применяться также системы оценки, в которых обучение дополняется контролем в той или иной форме.

Еще раз следует подчеркнуть, что все планируемые мероприя­тия по обучению предназначены не только для работников под­разделений обработки информации, а вообще для всех работни­ков предприятия; поэтому они должны быть включены в «менедж­мент развития» всего предприятия.


УПРАВЛЕНИЕ

КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯМИ

^ В СФЕРЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Затрачиваемые на информационные системы, как правило, весьма значительные капиталовложения (капитал), в особеннос­ти на дорогостоящие ИС высокой эффективности, ориентирован­ные на обеспечение предприятию успешной конкуренции на рын­ке, всегда вызывают острые вопросы. Такие ИС - неотъемлемая составная часть оснащения предприятия (например, при внедре­нии или проникновении предприятия на какой-либо региональ­ный рынок), и расходы на них оправдывают себя только в рам­ках общей стратегии предприятия из-за значительного объема зат­рачиваемых на них капиталовложений. Часто привлекаются и другие критерии для оценки целесообразности капиталовложе­ний (например, типовые решения, принятые в данной отрасли, или имеющиеся в распоряжении предприятия для создания и раз­вития ИС другие производственные ресурсы). При этом играет роль и оценка эффективности создаваемых ИС, например эконо­мической эффективности.

Во многих случаях к стратегическим задачам информаци­онного менеджмента в этом направлении принадлежит также осуществление выбора между различными формами вложения капитала в ИС - между приобретением ИС, их арендой или оплатой на основе лизингового соглашения. Это обусловлено прежде всего тем, что развился настолько оживленный рынок некоторых СИ (как Hardware, так и Software), что стали воз­можными различные формы расчетов по весьма широкому спектру изделий и услуг. Производители СИ идут на смягче­ние условий оплаты их продукции с целью укрепления связей с потребителями.


^ ФОРМИРОВАНИЕ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ

КОМПЛЕКСНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ

ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Вместе с повышением стратегического значения сферы обра­ботки информации на самых разных предприятиях все большую роль играет требование комплексной защищенности ИС как та­ковой и созданных на ее основе информационных ресурсов. Это качество системы следует обеспечивать на всех этапах процесса обработки информации. Наиболее широко известная и понятная проблема обеспечения защищенности данных (против потери или порчи), а также требование правовой охраны данных (защита чьих-то персональных данных от несанкционированного дос­тупа) являются уже классическими требованиями к любой ИС. Информационные системы должны быть защищены и от тех­нических отказов, и от технологических нарушений при эксплуа­тации.

Непривычным пока является использование ИС в «динамике соперничества»: при разработке следует так строить информа­ционную систему, чтобы у предприятия на возможно более дол­гое время возникало существенное опережение по отношению к тем конкурентам, которые могут стремиться повторить его сис­тему, что всегда определит дефицит возможностей у «преследо­вателя».

Защита предприятия от катастроф или аварий при эксплуата­ции ИС сегодня является необходимым условием защищеннос­ти. Это может быть собственная страховка (например, строитель­ство запасного ВЦ) или использование специального плана за­щитных мероприятий, которые при необходимости обеспечива­ют доступ к постороннему ВЦ.

Мероприятия по защите данных на многих предприятиях, конечно, уже детально разработаны и хорошо знакомы работни­кам, отвечающим за их выполнение. Однако еще не на всех пред­приятиях и не всем работникам хорошо понятны задачи обеспе­чения комплексной защищенности ИС и фирмы в целом. Кроме того, в составе задач оперативного информационного менедж­мента этого профиля будет и текущий анализ состояния (например, опережения) конкурентов.

На основе таких данных и имеющегося опыта соответствую­щему персоналу следует постоянно упражняться в мероприятиях . по опережению конкурента и в преодолении кризисных ситуаций, которые должны специально создаваться и моделироваться службой ИМ, чтобы в ответственный момент персонал мог оказаться на высоте.

В заключение необходимо отметить, что защита системы не может быть идеальной и не должна строиться как абсолютная. Это потребовало бы существенного увеличения затрат как на ее создание, так и на ее эксплуатацию; защита должна строиться рационально, т.е. с оптимальными по некоторому критерию характеристиками, что в каждом случае составляет предмет самостоятельного исследования.


^ СВЯЗЬ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

При осуществлении менеджмента в сфере обработки инфор­мации нужно опираться на широкий спектр смежных дисциплин, что представлено на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Связь информационного менеджмента со смежными дисциплинами




  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Реклама:





Скачать файл (2386 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru