Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Операционный менеджмент - файл Операційний менеджмент.doc


Лекции - Операционный менеджмент
скачать (136.5 kb.)

Доступные файлы (1):

Операційний менеджмент.doc643kb.14.09.2005 16:58скачать

содержание
Загрузка...

Операційний менеджмент.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ОПЕРАЦІЙНИЙ МЕНЕДЖМЕНТ ЯК РІЗНОВИД ФУНКЦІОНАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТУ


Эффективность деятельности предприятия определяется как соотношение входящих и исходящих потоков.





Общая эффективность = внешняя эффективность + внутренняя эффективность


Внешняя эффективность – «производить то, что нужно»

Внутренняя эффективность – «качественно производить»


Современная организация – открытая социотехническая система.


Подсистема стратегического управления включает в себя следующие подсистемы:

  • Целевая;

  • Обеспечивающая;

  • Функциональная;

  • Управляющая.




  • Целевая подсистема – подсистема, определяющая стратегию предприятия во всех областях его деятельности. Формирование «выхода», т.е. что в конечном итоге необходимо получить.




  • Обеспечивающая подсистема – подсистема, обеспечивающая систему всем необходимым для нормального функционирования предприятия т.е. выполнения целевой подсистемы. Формирование «входа». Компоненты: методическое обеспечение, ресурсное, информационное, нормативно-правовое.




  • Функциональная подсистема – подсистема, организующая и координирующая процесс преобразования «входящих» потоков в «исходящие». Компоненты: стратегический маркетинг, разработка стратегических планов, управление выполнения стратегии или система операционного менеджмента (тактика, политика, правила, процедуры).

  • Управляющая подсистема – подсистема, воздействующая на иные стратегические подсистемы. Компоненты: управление персоналом, коммуникационная подсистема, система принятия управленческого решения.


Операционная подсистема рассматривается как полная система производственно-сбытовой деятельности предприятия, которая состоит из следующих подсистем:


  • Подсистема планирования и контроля или управляющая подсистема

Задача подсистемы управления состоит в определении направления деятельности производственной подсистемы на основе сопоставления и анализа информации о состоянии внешней и внутренней среды, возможных угроз и перспектив развития.



Рис. 1. Структура системы управления предприятием



  • Производственная или перерабатывающая.

Данная подсистема связана непосредственно с преобразованием входящих ресурсных потоков в конечные результаты. Подсистема настроена на работу с материально-техническими потоками.

  • Вспомогательная или обеспечивающая подсистема.

Данная подсистема напрямую не связана с процессом преобразования, а выполняет вспомогательные функции обеспечения. Вспомогательная подсистема представляется в трех плоскостях: материально-технические потоки во внутрь системы, обеспечение движения товарно-материальных потоков внутри системы (предприятия) и вывод готовой продукции из системы.








Управленческая подсистема.









3.

6.

8.


Информация.

Результаты

^

Производственная подсистема


Подсистема обеспечения

Подсистема обеспечения


4.

5.

7.

1. - информация о состоянии производственной системы (внутренней среды).

2. – информация о состоянии внешней среды.

3, 4. – операционные решения в области приобретения необходимых ресурсов.

5, 6. – операционные решения в области производства продукции.

7, 8. – операционные решения в области реализации продукции.


Таким образом, можно определить операционный менеджмент как деятельность по управлению процессами приобретения ресурсов, преобразованием их в готовый продукт и поставкой произведенного продукта покупателю.


Ключевое словосочетание данного определения – «управление процессами». Процесс здесь рассматривается как последовательность заданий или процедур, которые в комплексе решают некоторую совокупность взаимосвязанных задач.


^ Операция – комплекс взаимосвязанных действий по изменению качественных и количественных характеристик вводимых ресурсов. Иными словами это работа или действия по превращению ресурсов из одного состояния в другое.


Операционная подсистема управления предприятием по функциональному принципу может быть разделена на четыре основных функции:

  1. инженерная функция (техническое и технологическое обеспечение производства);

  2. финансовая функция (обеспечение деятельности предприятия ресурсами);

  3. функция трудовых ресурсов (вербовка, отбор, подготовка трудовых ресурсов и управление персоналом);

  4. маркетинговая функция (обеспечение качественных и количественных выходов).


В общем виде сущность управления операциями состоит в следующем:

  • разработка и реализация общей стратегии и направлений операционной деятельности предприятия;

  • разработка и внедрение операционной системы (производственной системы), включая разработку производственного процесса, решение о месторасположении производственных мощностей, проектирование предприятия;

  • планирование и контроль текущего функционирования системы;

  • трансформация производственной системы (предание ей новых качественных и количественных параметров) в соответствии с требованиями и условиями внешней среды .


Следует отметить, что операционная система – это производственно-хозяйственная система, с четкой производственно-технологической ориентацией. Исходя из этого, базовыми элементами модели операционного менеджмента являются те элементы, которые образуют блок производственной подсистемы, охватывающей все функции.


Управление операциями или операционный менеджмент – это управление объектами (операционными ресурсами) или процессами, которые возникают в процессе создания товаров и услуг. Управление операциями создает согласованность между операциями и поддерживает жизнедеятельность производственных систем.





Операционный менеджмент ориентирован на создание и функционирование производственных систем. «Операционный менеджмент» ориентирован на управленцев, для того, чтобы понимать взаимосвязи между процессами, протекающими при подготовке, производстве и реализации продукции, а так же возможные проблемы и пути их разрешения.


Матрица управления операционной системой:


Матрица представляет собой 12 секторов управления, каждый из которых так или иначе связан со всеми остальными и имеет свои специфики в управлении.


В процессе операционного управления возникает множество конфликтов, основными причинами которых является:

  • совместное использование ресурсов;

  • взаимосвязь единства целей и различия задач;

  • плохая коммуникационная система;

  • компетентность, увязанная с п.2;

  • различные ценности;

  • психологические особенности.


Выполнение основной задачи операционной функции (эффективное преобразование входящих потоков в исходящие) должно быть направлено на достижение стратегической цели организации – выживание в долгосрочном периоде посредством повышения ее конкурентоспособности.


Главный показатель повышения конкурентоспособности организации – увеличение числа пользователей результатами деятельности организации, что прямо ведет к увеличению исходящих потоков.


Методы обеспечения конкурентоспособности организации:

  • снижение затрат ресурсов;

  • усовершенствование технических характеристик продукции;

  • качество продукции;

  • гарантии;

  • снижение временных затрат (на доставку, ремонт и т.п.);

  • своевременность;

  • индивидуализация потребителя;

  • гибкость в объемах производства.


^ ОПЕРАЦІЙНА СТРАТЕГІЯ


Операционная стратегия – разработка общей политики и планов использования ресурсов организации, нацеленных на максимально эффективную поддержку потенциала предприятия в долгосрочном периоде.


Операционная стратегия – это комплекс управленческих решений, связанных с разработкой и перестройкой производственной системы в целом, а так же производственного процесса и инфраструктуры.


^ Цель развития операционной стратегии:

  • определение требований к операциям;

  • разработка планов, гарантирующих соответствие операционных возможностей требованиям.


Итогом разработки операционной стратегии является разработка приоритетов операционной системы:

  • издержки производства;

  • качество и надежность продукции (качество продукции и качество процесса);

  • временные затраты (длина производственного цикла, период выполнения заказа и т.п.);

  • надежность осуществления поставок;

  • гибкость и динамичность;

  • способность к освоению новой продукции и перестройке производственного процесса;

  • специфические критерии для каждого отдельного товара (техническая поддержка и послепродажная поддержка поставщика, цветовая гамма, размеры, вес и др.).





Порядок выработки приоритетов

  1. макро и микро сегментирование рынка;

  2. определение квалификационных характеристик сегмента (описание сегмента);

  3. определение критериев «квалификатор заказа» и «победитель заказа»;

  4. преобразования критериев «победитель заказа» в требования к операциям.



«Квалификатор заказа» – конкурентный приоритет, определяющий значимость каждого вида продукции компании как возможного кандидата для продаж. (Дает право быть номинантом).


«Победитель заказа»– конкурентный приоритет, выделяющий продукцию одной компании среди продуктов других компаний. (Дает основания на победу).


В ходе операционной деятельности невозможно достигнуть высоких показателей по всем приоритетам одновременно. Поэтому руководство должно создать свою собственную систему приоритетов в операционной деятельности и использовать политику фокусировки.


Внутренняя система приоритетов должна соответствовать требованиям внешней среды. Сегодня потребитель в качестве главного приоритета использует понятие «ценность товара». Данное понятие достаточно сложное, его не всегда можно четко измерить и выразить.


Операционная стратегия организации должна быть связана:

  • по вертикали с потребителями;

  • по горизонтали с элементами структуры предприятия.





Рис.1. Структура операционной стратегии

Ключевые операционные возможности – навыки, приемы, технологии, отличающие операционную системы организации от конкурентов.


Операционные возможности и возможности поставщиков включают в себя:

  • технологии;

  • системы;

  • персонал;

  • система JIT;

  • система TQM;

  • интегрированная производственная система.



В качестве основных структурных элементов операционной стратегии обычно принимаются (если двигаться по правой части рис.1. ):

  • структурные решения;

  • технологические решения;

  • ресурсные решения.






Рис. 2. Структурные элементы производственной стратегии при существующих товарах


Действующая структура операционной стратегии (рис. 2.) рассматривается как некоторый вектор:





где ri – структурные элементы действующей операционной стратегии.


При разработке операционной стратегии развития предприятия принимается некоторое целевое решение:





где рi – структурные элементы стратегии (целевого состояния).

Угол между векторами и может служить мерой отклонения развития от цели рассматриваемого объекта.


Произведение отношения величин векторов на косинус угла между ними характеризует степень приближения объекта к его целевому состоянию.


Разработка стратегии развития производственных систем представляет собой строго упорядоченную совокупность итерационных процедур, приближающих объект к желаемому состоянию.

Такой подход наиболее полно отражает процесс формирования стратегии и предполагает целенаправленный поиск структурных элементов стратегии в заданных условиях.


Обычно финансовые возможности предприятия не позволяют одновременно планировать решения всех производственных задач. В таких условиях стратегия должна определять приоритетность решения задач.


Структурные элементы производственной стратегии (Рис. 3.) в более расширенном виде (если двигаться по левой части рис. 1.) (стратегические итерации–решения).

Невозможно сразу ввести новые товары, при этом перестроить производственный процесс, предварительно установив новую технологию, и обеспечить качественными ресурсами.


  1. ^ Товарные итерации. (Номенклатура, структура, объем, качество, сроки поставок, способы поведения с потребителями) Совокупность номенклатурных решений позволяет производству в результате их выполнения сформировать новый набор товаров и обеспечить переход от прежнего набора к новому;


В) ^ Структурные итерации. Определяют интеграционное взаимодействие производственных подразделений с целью оказать эффективное влияние на потребителей, поставщиков, конкурентов (вхождение предприятий в вертикальные структуры, создание горизонтальных структур, образование временных венчурных групп и т.д.). Посредством структурных решений возможно определять степень интеграции и дезинтеграции производственных подразделений, формировать новую структуру, наращивать производственные мощности. Наращивание производственных мощностей – одна из ключевых составляющих структурных итераций.


C)^ Технологические итерации. Определяют динамику техники и технологии производства и влияния на них рыночных факторов, а так же стратегий, формирующих технологический профиль производства. Технологические профили: стабильная технология; отсутствие стабильной технологии; конъюнктурный профиль, освоение новых технологий, создание технологий.


D) ^ Конкурентные итерации. Определяют уровень конкурентоспособности производства и способы их повышения.


E) Ресурсные итерации. Формирование оптимального объема и качества используемых ресурсов, рассматриваются вопросы управления запасами, оцениваются их сбалансированность и





  1   2   3   4   5



Скачать файл (136.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru