Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Курсовой проект - Жизнь и творчество Ф.П.Толстого - файл 1.doc


Курсовой проект - Жизнь и творчество Ф.П.Толстого
скачать (1976.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1977kb.17.11.2011 04:42скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МО ГООУ СПО


МУРМАНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ

ИМЕНИ Н. Е. МОМОТА


Курсовая работа по живописи

на тему:

“Жизнь и творчество Графа Ф.П.Толстого”


Выполнила студентка 3 курса

Очного отделения:

Веко Кристина Анатольевна

Преподаватель:

Забелина Елена Ивановна

(Куратор группы 2781-12)


МУРМАНСК 2011


Оглавление

Введение …………………………………………………………………………..3


Глава 1. Жизнь и творчество Толстого………………………………………..5

1.1. История развития натюрморта………………………………………..5

1.2. История жизни…………………………………………………………9

1.3.Картины………………………………………………………………...14

1.4.Медаль «Тройственный союз»………………………………………...16

Глава 2. Особенности ,пути и средства выбранного жанра……………………21

2.1. Натюрморт, как жанр живописи………………………………………21

2.2. Особенности выбранного жанра………………………………………22

Глава 3.Ход работы над натюрмортом……………………………………………...25

3.1. Работа над натюрмортом……………………………………………….25

3.2. Оформление работы…………………………………………………26

Заключение…………………………………...27

Список использованной литература…………28

Приложение…............................................................29

Введение.

В истории русского искусства граф Толстой занимает одно из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества и долговременным пребыванием своим на посте вице-президента академии много способствовавший развитию молодых художников.

В натюрморте художник пытается ограниченными средствами передать многоцветие окружающих его предметов, стремится в каждом мазке отразить пульсацию жизни, свое настроение, свое ведение окружающего мира.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме "Жизнь и творчество Графа Ф.П.Толстого" , с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую,

так и практическую значимость.

Целью курсовой работы является :

• желание создать картину, используя выразительные средства гуашной живописи;

• создать творческую работу, добиться адекватного данной теме пластического и колористического решения;

• показать красоту окружающего мира, рассмотреть натюрморт как жанр и разобраться в тонкостях и основных закономерностях искусства изображения вещи в технике гуашью.

• узнать больше о жизни замечательного художника Графа Ф.П.Толстого.


Задачи курсовой работы:

обусловлены поставленной целью и формулируются следующим образом:

1. Рассказать о жизни художника

2. Определить особенности, пути и средства выбранного жанра.

3. Описать средства выполнения натюрморта.

4. Описать ход работы.


Решение этих задач потребовало выполнения обширной исследовательской работы.

Проведён анализ литературных источников по темам: Болотин И.С , Виппер Б.Ф., Самин . Д., Кантор А.М., Кузнецов Ю.И., Шитов Л.А.

Объектом исследования является творческий стиль художника Ф.П.Толстого. Второстепенные источники - репродукции и иллюстрации произведений Ф.П.Толстого опубликованные в книгах, альбомах и сайтах.

Косвенные источники – его биография, творчество на протяжении жизни.

На протяжении многих веков художники пытаются с помощью окружающих их вещей выразить свое понимание мира, свои мысли и интересы, и у каждого творца это получается по-своему, каждое произведение индивидуально. В одних натюрмортах преобладает реальность, для других мастерство. Важнее выразительные начала живописи. У каждого живописца свое ведение мира.


Глава 1. Жизнь и творчество Толстого .

1.1. История развития натюрморта.

«Натюрморт» - слово французкое в буквальном переводе означает “мертвая натура”. По голандски обозначение этого жанра звучит как stilleven т.е. “тихая жизнь”, на взгляд многих художников и искусствоведов это наиболее точное выражение сути жанра, но такова уж сила традиции что именно “натюрморт ” это общеизвестное и укоренившееся название.

Натюрморт как самостоятельный жанр, возник во Фландрии и Голландии на рубеже XVI и XVII веков, быстро достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира.

Процесс становления натюрморта протекал более или менее однотипно

во многих странах Западной Европы.

Периоды его развития имели свои исторические предпосылки. Каждый век выдвигал своих мастеров натюрморта. В их произведения воплотились художественные идеалы времени, своеобразие и выразительность пластических средств, присущих той или иной эпохе, и индивидуальности отдельных живописцев.

Становление натюрморта в Нидерландах ознаменовалась двумя этапами, на первом он мог существовать лишь в виде более или менее самостоятельного изображения на обороте изобразительной плоскости картины, либо в виде аксессуаров на лицевой стороне картины.

Следующим этапом становление жанра натюрморта были произведения, в которых натюрморт и религиозная тема поменялись местами. Изображение неодушевленных предметов выступало как часть активного единого процесса всестороннего овладения человеком реального мира, его художественным осмыслением. 1

Мощного расцвета он достиг во Фландрии и вошел в историю под названием фламандский натюрморт. Эпоха его расцвета была связана с именами крупнейших художников Фландрии, вошедших в историю ИЗО Западной Европы: Франса Снейдерса и его ученика Яна Фейта.

Другая мощная школа натюрморта известна под названием “голландский натюрморт”.

Самым перспективным и прогрессивным видом голландского натюрморта был жанр «завтраков» возникший в Харлъме.

В жанре натюрморта (авторами этих произведений были харлемские живописцы Воплем Клас Хеда и Питер Клас) - создали особый тип демократического голландского варианта «завтраков». «Действующими лицами» их натюрмортов стали немногочисленные и, как правило, очень скромные по своему внешнему виду предметы повседневного домашнего быта.

На дальнейшей демократизации жанра натюрморта имело место распространение типа «кухонного натюрморта», как во Фландрии, так и в Голландии. Особенностью этой разновидности при изображении предметов было большое внимание к пространственной характеристике среды.

Рядом с натюрмортом Голландии и Фландрии немецкий натюрморт XVII века занимает второстепенное место. Успехи немецкого натюрморта XVII века тесно связаны с современным голландским искусством. В немецком натюрморте XVII века сосуществовали почти, не соприкасаясь два направления: натуралистическое и декоративное.

Натюрморт в итальянской живописи был несравненно богаче и полнокровнее немецкого, хотя и не достигал ни мощи фламандского, ни многогранности и глубины голландского.

Новый мощный толчок развитию натюрморта в Италии дал Караваджо. Он был одним из первых великих мастеров, который обратился к жанру чистого натюрморта и создал монументальный, пластический образ «мертвой натуры».

Итальянский натюрморт XVII века развивался собственным путем и в итоге приобрел ряд качеств, выделяющих его в ряду других национальных школ.

Испанскому натюрморту свойственны возвышенная строгость и особая значительность изображения вещей, что особо ярко проявилось в творчестве испанского мастера Ф. Сурбарана.

С конца XVII века во французском натюрморте восторжествовали декоративные тенденции придворного искусства. Вершиной французского и западноевропейского натюрморта XVII столетия было творчество Ж.Б.С. Шардена. Оно было отмечено строгостью и свободой композиции, тонкость колористических решений.

Немного больше уделяли внимание натюрморту романтики. Романтизм не создал оригинальной значительной концепции натюрморта. Главным объектом романтического натюрморта были цветы и охотничьи трофеи.

В XVII веке судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей. Так, например, французский реалист Густав Курбе, сформулировал новую концепцию, определив непосредственное отношение натюрморта с природой, вернув ему этим жизненную силу, сочность и глубину.

Импрессионисты создали свою композицию натюрморта, перенеся на этот жанр принцип пленэра, разработанный ими в области пейзажа. Признав в

натюрморте лишь свет и воздух, они превратили предметы в простого носителя свето-воздушных рефлексов. 2

Новый подъем натюрмортов был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма, для которых мир вещей становится одной из основных тем, что характерно для творчества П. Сезанна и Ван Гога.

С начала XX века натюрморт становится своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фомизма А. Матисс и др. идут по пути обостренного выявления эмоциональных, декоративных и экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма Ж. Брак, П. Пикассо и др., используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые
способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров
других течений.

В русском искусстве натюрморт появился в XVII веке вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передавать предметный мир. Выписанность и иллюзорность этих натюрмортов дали основание называть их «обманками».

Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер.

Его некоторый подъем в первой половине XIX века, который ознаменовался такими именами, как Ф. П. Толстой, А Г. Венецианов, И. Т. Хруцкий, связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном.

Во второй половине XIX века натюрморт стал набирать свою смысловую силу, правда, сначала только в сюжетных приделах композиции П. Федотова, В. Петрова, В. Маковского, В. Поленова и других живописцев демократического направления. Натюрморт в жанровых картинах этого круга авторов раскрывал и усиливал социальную направленность их произведений,

характеризовал время.

Самостоятельное решение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX веков в работах М. А. Врубеля и В. Борисова-Масутова. Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX века. Искусство характеризуется поисками в области цвета, формы, пространственного построения. Стремление расширить возможности изобразительного языка побуждает художников обращаться к традициям древнерусского и народного искусства, культуре Востока, классическому наследию Запада, к достижениям современной французской живописи.

В 1920-1930-х годах натюрморт включает и философское осмысление современности в обостренных по композиции произведениях К. С. Петрова-Водкина. Они отличаются своеобразием цветового и перспективного построения. Предметы написаны в них не с одной точки зрения, а с нескольких. Подобный прием построения пространства расширял изобразительные средства художника, помогая передавать формы и объем предметов и способствуя более точному показу их взаимосвязи на плоскости.

Натюрморту, если так можно сказать, суждено было стать для многих художников, да и вообще для русской живописи начала XX века своеобразной лаборатории поисков нового живописного языка. Но, конечно же, менялся и в целом по-своему обогащался не только так называемый формальный язык живописи, но и ее содержание, ее метод, принципы ее образной системы.3

^ 1.2.История жизни


Граф Федор Петрович Толстой (Приложение 1) - медальер,

скульптор,живописец, гравер, один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства (1783 - 1873). Он двоюродный дядя великого

писателя Л.Н. Толстого. Один из интереснейших и своеобразнейших

художников первой половины XIX века — родился в 1783 году в Петербурге

в семье начальника Кригс - комиссариата и по обычаям того времени был

сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть

сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус.

Дворянский род Толстых происходит от древней германской фамилии. Их предком был Индрис, который в середине XIV века покинул пределы Германии и вместе двумя сыновьями поселился в Чернигове. Здесь он принял крещение и получил имя Леонтия. Родоначальником Толстых стал правнук Индриса, Андрей Харитонович, который переселился из Чернигова в Москву и здесь уже от Василия Темного получил прозвище Толстой, которое впоследствии стало передаваться и его потомкам. Первые из представителей этой фамилии были военными. Эта традиция сохранилась всеми поколениями Толстых, однако впоследствии многие Толстые прославили свой род и как видные государственные чиновники, и как деятели искусства и литературы

Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность к рисованию. Был отдан в полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние на него имел известный патер Грубер ; оттуда Толстой поступил кадетом в морской корпус, из которого, в 1802 г., выпущен мичманом в балтийский гребной флот.

Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой поступок. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась жизнь, полная лишений и трудностей.

В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у профессора И. П. Прокофьева, здесь же он подружился с О. А. Кипренским, советами которого руководствовался в рисовании гипсов.

Он был горячий поклонник древней Греции, которую с юных лет изучал в ее истории и художественных произведениях; в своих работах он стремился приблизиться к красоте и благородству эллинских памятников скульптуры и рисунков на вазах, но при этом, когда дело шло об изображении русских и религиозных сюжетов, умел находить для них соответствующие им формы и типы. Композиция у него - строго обдуманная, рисунок - правильный, техническое исполнение - добросовестное и умелое. Современные нам ценители искусства найдут, что от большинства произведений графа Толстого на античные темы веет холодом; но в свою пору эти произведения сильно нравились публике, как более оригинальные и изящные чем то, что выходило перед тем из-под резца, карандаша и кисти псевдоклассиков академической школы.


Художник с увлечением копирует античные статуи, изучает древнюю историю, нравы и обычаи людей далекого прошлого. Искренняя и глубокая любовь к античному искусству, зародившаяся еще в юности, в дальнейшем пройдет через весь его творческий путь. Исключительным талантом и трудолюбием Толстой быстро добивается успехов. Первые работы художника — рисунки и барельефы на античные темы. Так, в 1806 году он исполнил рисунки «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», «Суд Париса», «Борьба Геракла» и другие (ГРМ). За восковой барельеф «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» (1809, Гос. Эрмитаж) Ф. П. Толстой избирается почетным членом Академии художеств.

Совершенно особое место в творчестве раннего периода занимают восковые портреты — небольшие по размерам профильные изображения, выполненные в невысоком рельефе из светлого, желтого и розового воска на черной доске или стекле. Если в ранних портретных барельефах скульптор стремится к выражению напряженной внутренней жизни своих персонажей (портрет А. Ф. Дудиной, портреты братьев), то в поздних он идет по линии обобщения и типизации образов, проявляя большую свободу в использовании художественных средств (портреты К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др.)

Начало работы художника как медальера связано целиком с Петербургским Монетным двором, куда в 1810 году он получил назначение. Медаль, по его мнению, должна быть ясной и доходчивой, «чтобы каждый мог понять сразу, по какому поводу она выбита».

«Сочинение поручаемых мне медалей, — писал Ф. П. Толстой, — я полагал производить в античном греческом виде, как лучшем в изящных искусствах, строго соблюдая верность обычаев, костюмов, местности и страны того времени и тех лиц, при которых совершилось долженствующее быть изображенным на медали известное событие...»

В 1809 году появляется первая медаль «В память просветительной деятельности Чацкого», исполненная в лучших традициях классицизма, а в 1813—1817 годах — медали, среди которых и наградная медаль воспитанникам Академии художеств. Все они отличаются классической строгостью композиции, красотой контуров, плавностью ритмов и точностью рисунка. Долго и упорно работая в области медальерного искусства, Толстой создал учение о том, «чему и как должен учиться тот, кто желает быть художником-медальером, а не медальером-мастеровым».

Толстой известен также как сочинитель балетов и опер, как художник-декоратор. В 1838 году он выполнил декорации, эскизы театральных костюмов и большое количество рисунков, фиксирующих различные танцевальные па, к балету «Эолова арфа», а в 1848 году — к балету «Эхо».

Подлинную славу и известность художник снискал после создания серии медальонов на темы Отечественной войны 1812 года. (Приложение 2,3,4,) «Я русский и горжусь сим именем, — писал Ф. П. Толстой в дни Отечественной войны, — желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее... я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней... может и посредственный талант так одушевить, что он вниидет во врата грядущих времен... я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского».

Важно отметить, что эту работу, продолжавшуюся более двадцати лет, художник делал не по заказу или просьбе высокопоставленных лиц, а исключительно из искренних патриотических побуждений. Знаменитейшие военные действия он увековечил не портретами генералов, а фигурами, символически изображающими русское войско и народное ополчение. Он тщательно изучил подробности сражений, читал записи военных специалистов, беседовал с ветеранами войны. Сохранившиеся рисунки и эскизы дают. возможность проследить творческий процесс работы над каждой композицией и убеждают в том, что лаконизм и выразительность художественного языка достигнуты художником ценой больших исканий, настойчивым и упорным трудом. Ему удалось добиться того, что «всякий, смотря на готовую медаль, мог узнать, не прибегая к подписи, на какой случай она выбита».

Медальоны Толстого очень разнообразны по сюжетам и решениям. Основное место в них занимают крупнейшие битвы и сражения Отечественной войны. Сама действительность определяла характер сюжетов и композиций медальонов, давала направление творческой мысли художника. Глубокая и тесная связь с реальной жизнью наполняла работы Толстого взволнованным и искренним чувством.

Медальоны Толстого приобрели широкую известность не только в России, но и за границей. Он был избран членом почти всех европейских академий художеств. Расцвет творчества художника совпал с периодом его наиболее интенсивной политической и гражданской деятельности. Подобно многим передовым людям своего времени, Толстой мечтал о широких преобразованиях, об изменении социальных порядков. В 1816 году он был вовлечен в движение масонов, позднее участвовал в организации так называемых «ланкастерских школ», целью которых было распространение грамотности среди населения.

Общественная деятельность подготовила Толстого к вступлению в 1818 году в тайное общество — Союз Благоденствия, где он был не рядовым участником, а одним из руководителей — председателем Коренного Совета. Толстой не пошел до конца за декабристами, однако сохранил свои убеждения, смелость и широту взглядов. Об этом свидетельствуют поданные Николаю 1 в 1826 году две записки Толстого, в которых он мужественно выступает в защиту достоинства человеческой личности, обрушивается с резкой критикой бессмысленной муштры и палочной дисциплины в армии, гневно осуждает крепостное право и бюрократический произвол. Художник


принимал самое активное участие в освобождении Т. Г. Шевченко, добиваясь его амнистии.

Напряженная общественная деятельность не помешала художнику заниматься любимым искусством. В 1816 году он исполнил из воска четыре барельефа к «Одиссее» Гомера (Приложение 5). Эти барельефы представляют наиболее ценную часть скульптурного наследия художника. Тонкое понимание и знание античности, глубокое проникновение в мир пленившей его древнегреческой жизни помогли художнику воскресить страницы далекой истории во всем поэтическом очаровании и жизненной убедительности.

Помимо медальонов и барельефов, Толстой создал несколько скульптур. В 1822 году мастером была выполнена «Голова Морфея» (терракота), в 1839 году «Бюст Николая I» (мрамор), в 1848 году «Голова Христа» (гипс,мрамор). В 1849 году за заслуги в области скульптуры Совет Академии художеств утвердил его в должности профессора.

Большое место в творческом наследии художника занимают и иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича «Душенька» (Приложени 6,7,8). Тринадцать лет продолжалась работа над рисунками (1820-1833, ГТГ), по которым впоследствии были созданы резцовые гравюры. В этих листах проявилось блестящее мастерство Толстого в использовании линии, характерное для всего творчества художника. Линия, контур явились для него основным средством художественной выразительности. В его руках линия упруга, точна, она то усиливается, то приближается и исчезает, создается полнейшее ощущение объемности, материальности фигур и предметов. Различный характер линий дает художнику возможность с предельным лаконизмом решать пластические и пространственные задачи.

Иллюстрации Ф. П. Толстого к «Душеньке» — венец графического мастерства художника. В них отразились лучшие стороны его рисовального искусства — виртуозность и точность рисунка, легкость линейных ритмов и их музыкальность, красота контуров.

Толстой известен также как сочинитель балетов и опер, как художник-декоратор. В 1838 году он выполнил декорации, эскизы театральных костюмов и большое количество рисунков, фиксирующих различные танцевальные па, к балету «Эолова арфа», а в 1848 году — к балету «Эхо».

Скульптуру, медальерное дело и графику Толстой считал самым важным своим занятием. Им он отдавал все творческие силы и время. В редкие свободные от основной работы часы художник вырезал из черной бумаги различные силуэты. Независимый от официальных господствующих вкусов, не связанный требованиями заказчиков и Академии, Толстой выполнял силуэты для себя и своих друзей. Здесь особенно ярко сказались его реалистические устремления, интерес к окружающей жизни. Написал Толстой и несколько картин: "Семейный портрет" (1830, ГРМ), "За шитьем. В комнатах" (ГТГ), "Варвик" (1853, не сохранилась) и "Вид чади Марковиль в Финляндии" (1855, ГТГ).

Граф Федор Толстой оставил след и в великой литературе. У Льва Толстого он - Долохов и граф Турбин, у Грибоедова -«ночной разбойник, дуэлист» в «Горе от ума», у Пушкина -Зарецкий и Силъвио в «Выстреле».

Семья художника: жена с 1810 Анна Фёдоровна Дудина (1792—1835); дочь Елизавета (1811-1836),дочь Мария (3 октября 1817 Петербург − 22 июля 1898 Петербург) — писательница, жена беллетриста П. П. Каменского. Вторая жена, Анастасия Ивановна Иванова (1816, Петербург — 1.11.1889, Петербург),вместе с мужем добивалась освобождения Тараса Шевченко.(Приложение 9),дочь Екатерина (24.11.1843, Петербург — 20.01.1913, Москва). Художница, мемуаристка, основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве. Муж Юнге Эдуард Андреевич 1832—1898,дочь Ольга (1849 Петербург −25.10.1869 Одесса), жена статского советника А. А. Дмитриева.

Умер Федор Петрович Толстой 13 апреля 1873 года в возрасте девяноста лет, и был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.( Приложение 10)Большую, наполненную трудом жизнь прожил этот замечательный художник. Он оставил о себе яркую память. Его произведения, созданные более ста лет назад, живут и в наше время, радуя зрителей замечательным мастерством.

1.3 Картины

Небольшие графические листы Ф.П. Толстого с изображением цветов, плодов, птиц и насекомых стали одним из самых оригинальных явлений в истории отечественного искусства. В начале XIX века чрезвычайно модными в России были «ботанические рисунки», альбомы цветов, а также «обманки», берущие начало еще в XVIII столетии. Они-то и стали отправной точкой натюрмортных рисунков Толстого. Мастер писал о счастье художника передавать «свои чувства в восхитительных, завлекательных для ума формах». Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру
предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность , хрупкость. С тщательностью художника-ювелира он создавал рисунки с букетами цветов в стеклянных сосудах, фруктами и ягодами, с прозрачными росинками на них, разноцветными бабочками и бразильскими птичками. В каждом цветке или ягодке выражены бесконечное восхищение художника красотой мира.

Одна из основных тем жанра – тема любви к природе, тема её
познания и освоения, восхищения изобилием её даров, в бесконечной красоте и разнообразии. (Приложение 11, 12, 13, 14, 15)

Картина «Букет цветов ,бабочка и птичка» (Приложение 16) была написана в 1820 году.На ней изображении летние садовые цветы. Разнообразие расцветок цветов отражает яркость красок природы. Лето, солнце, много зелени , с цветка на цветок перелетают пчелы, бабочки. Глядя на картину, слышится пение птиц, хочется почувствовать запах зелени и цветов. Кажется ,что цветы вот – вот сорвали и поставили в вазу. Видно , что с некоторых цветов уже начали опадать лепестки. Слабые беззащитные цветочки хочется напоить водой, чтобы они радовали глаз и создавали ощущение , что ты находишься в саду , где ветер заставляет двигаться все цветы и растительность , разнося чудесный запах . Если присмотреться , то опавшие лепестки похожи на бабочку , пытавшуюся взлететь на цветок и севшую отдохнуть. Скромная стеклянная ваза с питьевой водой ,на которой сидит молодая бабочка только что летевшая на воле . Рядом с вазой сидит птичка , которая оглядывается , словно прислушиваясь к посторонним звукам , как –будто готовившаяся к взлету . Рассмотрев картину ,можно увидеть необычайную красоту различных цветов на темном фоне , разнообразие красок , растущих в садах .

Его иллюстрации к поэме Богдановича " Душенька " высоко оценили современники. Так, к примеру, в одном из писем, говоря об издании своих стихов, Пушкин мечтает о том, чтобы их украсили рисунки Толстого . "Виньетку бы не худо что если был волшебная кисть Федора Толстого кроме Уткина, ничей резец не достоин его карандаша". Другим свидетельством можно считать шутливый экспромт, написанный другим современником Толстого : "Наш Богданович милую поэму написал, но Пушкина стихи ееубили: к ней граф Толстой рисунки начертал, и "Душеньку" рисунки воскресили". Другими словами одна из самых поэтических историй любви любовь Амура и Психеи обрела вторую жизнь в рисунках Федора Толстого .

Две миниатюры Федора Толстого "Птичка"(Приложение и "Смородина", упоминаемые его дочерью Каменской-Толстой М.Ф. в "Воспоминаниях" находятся в Иркутском Художественном музее, а 17 медалей в Иркутском доме-музее декабриста Волконского.

Картина «Ягоды красной и белой смородины» (Приложение 18) была написана в 1818 году. Выполненное гуашью на коричневой бумаге изображение ветки красной и белой смородины поражает своей осязательностью, иллюзорностью и в то же время легкостью и виртуозностью исполнения. Сияют чистые и яркие краски, ягоды как будто бы светятся изнутри; переливаются, блестят на свету капельки росы. Этот рисунок Толстого пользовался особенной популярностью. Его первый экземпляр художник преподнес императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I и получил за него в награду бриллиантовый перстень. С тех пор императрица постоянно делала заказы Толстому. «Он и счет потерял, – писала дочь художника М.Ф. Каменская, – сколько нарисовал смородинок Елизавете Алексеевне. Всякий раз, когда ей хотелось подарить кому-нибудь из своих заграничных высочайших родственников что-нибудь новое, изящное, она опять заказывала еще и еще смородину, и за каждую из них отцу летели перстни». «Целая семья питалась одной смородиной», – говорил Толстой.

Так же картины написанные Толстым : «У окна в лунную ночь»,гуашь, бумага (Приложение 19) ; «Семейный портрет» ,масло ,1830 год (Приложение 20) , «В комнатах» , не ранее 1832 года (Приложение 21)

^ 1.4.Медаль «Тройственный союз»

В 1821 году граф Федор Петрович Толстой создал медаль «Тройственный союз». Она хорошо известна исследователям. Недавно в одной из частных коллекций был обнаружен очень интересный предмет – стеклянный круглый пласт с копией медали, выполненный в технике глубокой матовой гравировки. Великолепная находка произвела совершенно ошеломляющее впечатление и вызвала множество вопросов. Когда, где и кем было создано произведение?

Союз Государей для спасения Европы был заключен в 1821 году.
На медали в честь этого события автор изобразил фигуры, символизирующие объединение Австрии, Пруссии и России, в виде средневековых рыцарей. Центром композиции является русский витязь – Александр I, который представляет страну-победительницу в войне с Наполеоном. Слева король Пруссии, справа – австрийский император. Гравировка на стеклянном пласте, повторяющая медаль, выполнена с тыльной стороны, в технике интальо (т.е. с глубоким проникновением резца в массу стеклянного пласта). На постаменте находится надпись «Изобрелъ и работалъ гр: Феодоръ Толстой. 1823». Диаметр стеклянного пласта (13 см) меньше медального на 3 см. В остальном ни композиционно, ни в деталях сюжет не отличается от прообраза. Отсюда возникает самый главный вопрос – кто был автором этой великолепной работы?

1810 году начинается его деятельность медальера. Молодой выпускник Академии художеств глубоко вникает в практику изготовления медалей и овладевает всеми этапами их создания – от рисунка до выбивания формы. Он осваивает все технические приемы – ковку, закалку, вырезание штемпелей и пуансонов (штампики для воспроизведения мелких деталей). Медали Федора Толстого отражают мировоззрение художника, его понимание искусства сквозь призму античности. Толстой высказывается против «бестолковых аллегорий» и «карикатурной театрализации», против всего, что было «несообразно с природой» и «лишено понятия о художестве и перспективе». «Сочинение порученных мне медалей... я полагал производить в античном греческом вкусе, как лучшем в изящных вкусах». Отечественная война 1812–14 годов всколыхнула патриотические чувства русских людей, обратила взоры к славному прошлому и героическому настоящему. В 1814 году Толстой приступает к созданию задуманной им серии медалей, посвященных войне с Наполеоном Бонапартом. «… Дерзнул я изобразить в медалях знаменитейшие события 1812, 1813, 1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие вселенную, нет … я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших…». Художник-патриот выражает свои чувства высоким слогом античных образов. Именно в античности художник находит высокий идеал гражданских чувств и воинской доблести и как последовательный классицист стремится воплотить дух великой эпохи в реалиях жизни. Столь трепетное отношение к миру древних греков обнаруживало романтическое состояние души художника. Федора Толстого можно назвать истинным классицистом и тайным романтиком. С 1814 по 1816 год Ф.П. Толстой создает рисунки своих будущих памятных медалей, а затем приступает к работе над ними. Его труд продолжался двадцать лет. «По замыслу и выполнению эта серия замечательна… Ни одна страна не создала ничего более прекрасного в течение последних столетий», – так писали в письме к Толстому медальеры Венской Академии художеств. Медали, десятой по счету, названной «Тройственный союз», предшествовал рисунок 1816 года пером и сепией с надписью: «Изобрелъ и рисовалъ графъ Феодор Толстой». В 1821-м появляется восковая на аспидной доске модель с надписью «Сочин: и работ: гр: Феодоръ Толстой». Затем она была повторена в гипсе. Все гипсовые отливки с медалей художник делал сам и достигал предельной чистоты формы («без пятен на фоне», который тонировался голубым, а фигуры оставались белыми). В этой работе лучшим ему помощником стала первая жена – красавица и умница – графиня Анна Федоровна. Как вспоминает их младшая дочь Мария (в замужестве Каменская), «чтобы избавить художника от чисто механического труда, маменька научилась этой премудрости и всегда отливала их (алебастровые снимки) сама».

Работая над восковой моделью, Ф.П. Толстой предельно ясно воплощал свои идеи в композиции, утверждая, что «всякий, смотрящий на готовую медаль, мог, не прибегая к подписи, узнать, на какой случай она выбита». Настойчивое желание постичь все тайны мастерства не только в медальерном искусстве, но и во всех видах художества, в которых развивался многогранный талант Толстого, стало основой его творчества. Он экспериментатор, его интересует все – материал, состав красок, технологии и приемы декорирования. Зная его натуру, мы вправе предполагать, что медальер и график, живописец и скульптор, декоратор и создатель проектов мебели и светильников, великий Толстой мог попробовать свои силы и в гравировке стекла.

В мемуарах Ф.П. Толстого описана такая история. В самом начале XIX века в руки будущего художника, а в то время выпускника Морского корпуса, попала любопытная вещица – «стеклянный каме (камея. – Е.Д.), изображающий портрет генерала Наполеона» (т.е. это произошло до 1804 года – года коронования Бонапарта). Далее художник пишет: «Эта вещица мне очень понравилась, и я, на моем рабочем столе взяв огарок чистого воску, подкрасил его тельным цветом и выложил с помощью ножичка и булавки копию, и очень верную, с этой каме». Итак, из воспоминаний становится ясно, что Толстой был знаком с резьбой по стеклу. В дальнейшем свои восковые модели он нередко выполнял на стекле, так что этот материал не был ему чужим. Зная экспериментаторский характер Толстого, можно предположить, что он пробовал себя и в гравировке стекла.

Стеклянный пласт с медали «Тройственный союз» появился, согласно дате, в 1823-м. При всей тщательности глубокой гравировки и точности мельчайших деталей нижняя часть композиции осталась незаконченной. На стеклянном пласте стоит подпись «Изобрелъ и работалъ...», на рисунке сепией и пером – «Изобрелъ и рисовалъ...», на восковом медальоне – «Сочин: и работ:...». Словом «сочинил» подчеркивается содержательная часть работы, а «изобрел» – больше относится к технологии. Возможно, этим словом Ф.П. Толстой обозначил свой эксперимент в стекле.

Художник владел многообразными графическими приемами, предпочитая рисунок пером в сочетании с сепией в авторском варианте. В этой технике выполнены рисунки к будущим памятным медалям. В их безукоризненном композиционном решении, энергичной линии, четком силуэте доминирует пластика, а не графика. Скульптурное начало присуще и резьбе на стеклянном пласте. Несмотря на камерные размеры восковых медальонов, рисунков и стеклянного пласта, они обладают внутренней монументальностью.

Резьба по стеклу – работа особенная, она требует определенных навыков и знания технологии. Любая погрешность неизбежно проявится сквозь прозрачную лицевую поверхность (подобный прием гравировки стекла с тыльной стороныполучил развитие в XVIII века при украшении венецианских и богемских зеркал).Техника воспроизведения медали на стеклянном пласте очень напоминает приемы Федора Толстого в работе с металлом (медью или сталью). Формы для своих будущих медалей на основе собственных эскизов он всегда резал сам, безукоризненно точным резцом прорабатывая каждый штрих, так как исправления не допускались. И на представленном здесь пласте глубокое проникновение резца в массу стекла очень напоминает метод работы с металлической формой. Характер полученного изображения интальо выдает руку медальера и скульптора, а не гравера по стеклу.

Предположение, что создателем стеклянного пласта «Тройственный союз» мог быть Толстой, не исключает и другие версии его происхождения. Вполне вероятно, что художник мог обратиться к известным мастерам Императорского стеклянного завода. В 1820 годах в мастерской резьбы и шлифовки работали замечательные граверы, среди которых выделялся Лев Максимович Карамышев (1790–1836). Он был «единственный, кто владел мастерством резной хрустальной скульптуры» (2). В 1820 годах творчество Карамышева находилось в расцвете. Восторг современников вызывали его «фигуры голов под мат» (матирование – создание непрозрачной поверхности стекла механическим способом. – Е.Д.), представленные на Первой Российской промышленной выставке в 1829 году. Вполне допустимо, что именно Карамышев работал над гравировкой стеклянного пласта. Однако вредя ли он поставил бы подпись «Изобрелъ и работалъ гр: Феодоръ Толстой. 1823». Практика показывает, что на копиях сюжетов Толстого в стекле (1830–40 годы) и металле (середина XIX века) всегда ставилась дата создания оригинала, а медаль «Тройственный союз», как известно, появилась в 1821-м.

Популярность медалей Ф.П. Толстого, посвященных Отечественной войне 1812 года, была велика и сохранялась на протяжении долгого времени. К памятным датам событий войны их воспроизводили в самых различных материалах – гипсе, бронзе, меди, фарфоре, силикатной (опаковой) массе, стекле. В мастерской резьбы и шлифовки Императорского стеклянного завода создается серия хрустальных тарелок, декорированных по борту «алмазной разделкой», а по центру (зеркалу) обработанных серебряной протравой (цементация), которая окрашивала поверхность стекла в золотисто-медовый цвет. На этом теплом цветном фоне осуществлялась матовая бесцветная гравировка, сюжеты которой копируют оригиналы памятных медалей. Тарелки Мпрераторского стеклянного завода, согласно исследованиям специалистов (А.А. Татевосевой, Т.А. Малининой, Н.А. Ашариной), относятся к 1830–40-м годам. Известно, что их гравировал «прусский подданный, художник резного искусства на стекле» Иоганн Губе, с которым был заключен контракт в 1836 году. Условия договора предусматривали обучение резьбе русских мастеров – Гаврилы Глазунова, Константина Плахова и Гаврилы Мужичкова. Из всех сохранившихся тарелок руке Губе принадлежит работа на сюжет медали «Битва при Бриенне» (его манера близка технике богемских граверов круга Бимана – Пеликана). На тарелках с другими сюжетами видны различия в технике резьбы и характере воспроизведения оригинала. Вероятно, они были выполнены обученными русским мастерами. На всех тарелках слова «Изобрелъ и работалъ…» отсутствуют. Под сюжетом всегда ставится надпись с названием и дата создания медали-образца.

Гравировка на тарелках, выполненная в технике неглубокого интальо, заметно отличается от манеры резьбы на стеклянном пласте. Толщина «зеркала» тарелки не позволяла углубляться в массу стекла, и эффект рисунка на стекле получался совершенно иной: он выделялся на цветном фоне и превращался в своего рода миниатюру, созданную рукой традиционного гравера, а не скульптора. Несмотря на тщательное следование образцу, в тарелках заметны некоторые отступления от подлинника (в штрихах, линиях, пропорциях), тогда как на стеклянном пласте резьба с абсолютной точностью воспроизводит оригинал.

Для полноты версий сделаем еще одно предположение: пласт мог появиться к столетию Отечественной войны – в 1912 году. В этом случае есть вероятность, что над ним работал, но не завершил Лавр Орловский – лучший гравер Императорского стеклянного завода, а с 1890-го – цеха (его было принято называть – «Хрустальный шатер») при Императорском фарфоровом заводе. Но Орловский работал в традиционной неглубокой матовой гравировке и невысоком рельефе. Кроме того, он должен был поставить либо дату создания медали (1821), либо дату образования Тройственного союза (1815), а также не воспроизводить надпись «Изобрелъ и работалъ...» и дать название сюжета.

Подводя итоги, следует признать, что дата, поставленная на пласте (1823), вероятно, является датой его реального создания. К сожалению, отсутствие каких-либо документальных свидетельств и воспоминаний не позволяет утвердительно назвать автором резьбы на стеклянном пласте Толстого. Тем не менее основания для этого предположения есть, о чем говорилось выше. Но больше всего убеждает в этом личность художника. Наделенный невероятным трудолюбием, неистребимой пытливостью, стремлением к постижению основ ремесла и проявлению своих талантов в скульптуре, живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, Ф.П. Толстой, несомненно, мог испытать свои силы и в резьбе стекла. Многогранность дарования художника – тому порука. Возможно, что со временем новые находки помогут подтвердить авторство графа Федора Петровича Толстого в отношении представленного здесь произведения. Глава 2. Особенности ,пути и средства выбранного жанра

^ 2.1. Натюрморт как жанр живописи

Натюрморт как жанр живописи можно назвать творческой лабораторией живописи, поскольку он является и составной частью и пробным камнем станкового искусства. В нем максимально раскрываются пластические и колористические возможности живописца, выявляются особенности его мышления.

Этот жанр имеет много функциональных особенностей, иногда его называют камерной музыкой живописи. Его используют как учебную постановку, первичную стадию изучения натуры в период ученичества. Профессиональный художник нередко обращается к натюрморту как к живописному этюду с натуры. Натюрморт, как не один из жанров живописи представляет характеристику стольких возможностей для занятий формальными живописными исканиями. Он также может стать самостоятельной картиной, по-своему раскрывающей вечную тему искусства - тему бытия человека. Такая емкость функций натюрмортного жанра и делает живопись неодушевленных предметов сферой поиска не только форм и содержания, но и поиска личного взгляда художника на окружающее, его понимание и ощущение жизни, выработку своего стиля.

Радость непосредственного общения с натурой, живой источник изобразительного искусства, в работе над натюрмортом приобретает особый смысл. «Натюрморт - одна из острых бесед живописца с натурой». В работе над натюрмортом никто не отвлекает художника, заставляя его сосредоточиться на собственной живописи, ибо от красоты, глубины и выразительности живописной речи зависит в натюрморте красота и глубина выразительного образа, острота тех ассоциаций, которые этот образ рождает у зрителя. Осмысление простых предметов как частица реальности делает таким этот замечательный жанр живописи.


^ 2.2. Особенности выбранного жанр

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, выражающий строй мысль и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.

В чем же состоит отличие этого жанра от других? Что может дать живописцу изображение неодушевленных вещей?

В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого другого.

Натюрморт больше чем какой-либо другой жанр ускользает от словесных описаний; натюрморт надо внимательно смотреть, разглядывать, погружаться в него, так как он учит постигать собственно живопись, любоваться его красотой, силой, глубиной - только так постигается истинное содержание любой картины, ее образ.

В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных вещей, выделяя их из всего богатства окружающего мира.

Натюрморт отличается особыми принципами построения композиции при всем различии исторических и индивидуальных форм этого жанра на разных этапах его развития. Предметы здесь взяты обычно вблизи, так что взгляд может их как бы ощущать, оценить в первую очередь их собственно материальные качества - их тяжесть, пластику форм, рельеф и фактуру поверхности, детали, а также их взаимодействие со средой - их жизнь в среде. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер комнатной малой вещи, откуда большая интимность натюрморта по сравнению с другими жанрами. При этом сама форма натюрморта глубоко и многоярусна, многосложна, содержательна: структура натюрморта, постановка, выбор, точка зрения, состояние, характер трактовки, элементы традиции и др.

В натюрморте художник не просто изображает предмет, но посредствам их выражает свое представление действительности, решает разнообразные эстетические задачи.

Сущность «содержания» натюрморта (по Б. Випперу) - в отношении человека и предмета в чувстве предметности жизни, естества материи... Это «в определенном смысле целое мировоззрение, определенное понимание видимости, ощущение реальности».

К этим словам можно лишь добавить, что предметы - это язык, на котором говорит художник, и он должен владеть этим языком в совершенстве.

Как самостоятельный жанр искусства натюрморт сильно воздействует на зрителя, поскольку вызывает ассоциативные представления и мысли во время восприятия неодушевленных предметов, за которыми видятся люди определенных характеров, мировоззрений, различных эпох и т.д.

Влияние натюрморта зависит прежде всего от верно выбранной и правильно раскрытой темы, а также от особенностей творческой индивидуальности того или иного художника.

Натюрморт, как ни какой другой жанр непосредственно связан с соотношением к изображению, к решению определенной изобразительной задачи.

При всем разнообразии, огромном количестве формы разновидности натюрморт остается «малым жанром», но именно этим и ценен, потому что обращает живопись, прежде всего к самой себе и ее вечным ценностям и проблемам.


Глава 3. Ход работы над натюрмортом

^ 3.1 Работа над натюрмортом

В начале была сделана сетка карандашом. Опираясь на натуру решала задачу окончательной компоновки предметов.

Затем следовала следующая стадия работы – копирование предметов по разбитым квадратам. Было важно закрыть весь фон и определить тональные и цветовые отношения на, которых и держалась вся за­думка, определить все цветовые ритмы.

На следующем этапе работы, когда найдены основные тоновые и цветовые отношения, можно приступать к более детальной проработке отдельных частей (подчиняя их общему).

Первый план прорабатывался более тщательно, чем задний (по законам композиции).

На протяжении работы возникали некоторые сложности: изображения фазаичной текстуры материалов, цветовые решения некоторых частей композиции, выделение главного и «приглушение» второстепенного. Анализируя композицию и следуя советам руководителя по ходу работы.

В процессе работы возникли вопросы по выбору цветовых и тоновых от­ношений.

Самой основной и сложный из этапов работы - завершающий, подчинение частного общей идее произведения, обобще­ние, расстановка акцентов, придание работе завершенности. Если сначала рабо­ты писались широкой кистью, большими отношениями, в дальнейшем широко использовалась маленькая кисть.

Выстроить цветом яркий праздничный образ натюрморта, и избегая этюдности довести работу над холстом до как можно большей завершенности образа.

Творческая работа несколько отличается от учебной. В творческой работе используются удачные решения учебных задач. При этом осуществляется попытка следования объектным законам, использования разнообразных приемов и средств художественной выразительности, соединения чувственного и логического.

^ 3.2. Оформление работы

Паспарту — это широкая рамка, обрамляющая произведение изобразительного искусства. Паспарту облегчает восприятие, помогая зрителю сконцентрировать свое внимание на изображении. К тому же паспарту и вся рама в целом защищают работу от неблагоприятных факторов окружающей среды

Проблема подбора паспарту к завершенной работе сводится к выбору ширины, характера и профиля.

Так как при оформлении работ паспарту немного заходит на изображение по периметру, то по углам оно несколько списывается, что помогает концентриро­вать внимание зрителя на объектах изображения.

Если коснуться некоторых общих правил оформления работ в паспарту, своим цветом и декоративной отделкой паспарту не должен выделяться и отвлекать зрителя от картины, которую обрамляет. При склеивании углы паспарту должны плотно прилегать друг к другу, чтобы не было зазора.

К натюрморту была изготовлена паспарту белого цвета. Нижний край

паспарту должен быть шире, чем стороны и верх. Картина вертикальная,

поэтому нижняя сторона была сделана шире верха и боковых сторн. Ширина сторон 6 см, а ширина

нижней стороны 10 см.Это продиктовано тем, что в работе доминируют

крупные фор­мы, большие цветовые пятна. Белый цвет паспарту должен

подчеркнуть летний ,свежий настрой изображения.


Заключение.

Отражая красоту объектов окружающей природы или вещей, созданных трудом человека, натюрморты могут волновать нас не меньше, чем жанровые картины. Творчество Толстого прочно вошло в историю отечественного искусства, и принадлежит высшим его достижениям.

Федор Павлович оставил яркий след во всех видах искусства, к которым обращался.

В данной курсовой работе выявлена специфика натюрморта как жанра живописи. Именно специфичные свойства натюрморта отличают его от других жанров живописи. Предметом изображения натюрморта является изображение определенных, конкретных предметов или группы предметов, в котором передан, воспроизведен индивидуальный облик , Каждый натюрморт содержит в себе представление художника о предметах.

Курсовая работа дала мне возможность проверить свои творческие способности, пополнить запас теоретических и практических знаний, познакомиться с приемами и техникой ведущих живописцев современности.


Список используемой литературы.


1.Болотин И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М.: Сов. художник, 1989.


2. Виппер Б.Ф. Проблема натюрморта. - Казань, 1992.


3. Всеобщая история искусств - М.; 1972.


4.Дмитрий Самин 100 великих художников.- М., 2004


5.Изображение вещей в живописи XVII - XX вв.


6.Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.


7.Кузнецов Ю.И. Западно-европейский натюрморт. - М.: Сов. художник, 1966


8.Перрюшо А.Сезан.- М., 1996


9.Филонович И.Н. Натюрморт. - М.: Просвещение, 1975.


10.Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись - М.; - Просвещение.


11.http://mirslovarei.com


12.http://www.hrono.ru/biograf/bio_t/tolstoi_fp.php


Приложение 1.




Приложение 2. Приложение 3.





Приложение 4. Приложение 5.




Приложение 6. Приложение 7.




Приложение 8. Приложение 9.




Приложение 10. Приложение 11.




Приложение 12. Приложение 13.




Приложение 14. Приложение 15 .





Приложение 16. Приложение 17.




Приложение 18.




Приложение 19.




Приложение 21.




1 Кузнецов Ю.И. Западно-европейский натюрморт. - М.: Сов. художник, 1966

2 Перрюшо А. Сезанн. - М., 1996

33 Болотин И.С. Проблемы русского и советского натюрморта. М.: Сов. художник, 1989.





Скачать файл (1976.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации