Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Исторические и методологические проблемы молодежи в России - файл 1.docx


Загрузка...
Контрольная работа - Исторические и методологические проблемы молодежи в России
скачать (37.3 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx38kb.17.11.2011 05:16скачать

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Исторические и методологические проблемы молодежи в России


 2

Введение 3

1. 4

2.Исторические аспекты изучения молодежи в России 5

3.Методологические основы социологии молодежи: современные концепции 7

4.Проблемы современной молодежи в России 10

 14

Заключение 15

 16

Список литературы 17





Введение


Социология молодежи представляет собой отрасль прикладной социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. В любом обществе, так или иначе, существует и проявляется проблема различия между поколениями: люди разного возраста, формировавшиеся как личности в разные исторические периоды, получившие разное воспитание и образование, не всегда оказываются способны к взаимопониманию1.

Современное российское общество находится в состоянии выхода из глубокого социально-экономического кризиса. Разрушение идеологических ориентиров советского общества породило мировоззренческую дезориентацию, что необходимо требует поиска новых целей и перспектив формирования нового мировоззрения, с учетом современных социальных мировых процессов.

Изучение мировоззрения молодежи, ценностной динамики в сознании молодого поколения необходимо для понимания формирования тенденций в общественном сознании, определения целей развития всего общества.

Целью работы является осмысление исторических особенностей формирования мировоззрения молодежи, рассмотрение методов изучения проблем молодежи в современных российских условиях, а также влияния мировоззрения молодежи на трансформацию общественного сознания.

Теоретической основой данной работы являются труды современных социологов, психологов и философов, таких, как Кравчук П.Ф., Басов Н.Ф., Безрукова О.Н., Козов И.В, Зубок Ю.А.


  1. ^

    

  2. Исторические аспекты изучения молодежи в России


В России интерес к молодежной проблематике изначально возникал в периоды обострения проблем с молодежью. При этом теоретическое осмысление молодежного статуса в обществе в большинстве случаев оставалось в стороне. Со временем российская социология молодежи из упрощенного представления о молодежи как объекте социального контроля и воспитания со стороны государственных институтов трансформировалась в постепенное утверждение концепции молодости как особой фазы жизненного цикла с собственными интересами и собственным социальным статусом.

В российской социологии интерес к молодежным проблемам впервые возник в начале 20 века, когда воспитание и обучение перестало быть исключительно семейной прерогативой2. Социальное становление детей стало больше зависеть от ряда возможностей и ограничений, предоставляемых обществом. Положение рабочих-подростков на производстве и в бытовой сфере было тяжелым, с правовой точки зрения, они были не защищены и более уязвимы, чем старшие возрастные группы3.

Новый всплеск интереса к молодежи в 20-е гг. формировался в связи с практической управленческой деятельностью партийных, советских и общественных организаций и имел четко выраженную прикладную ориентацию. Интерес к трудовой активности молодежи объяснялся потребностью преодолеть техническую отсталость производства, низкую культуру труда. Проблемам идеологического воспитания молодежи и ее отношению к новой власти также уделялось большое внимание в массовых исследованиях на фоне дискуссий о моральном облике нового поколения.

Следующий всплеск интереса к молодежи в послереволюционный период приходится на середину 30-х гг. Молодежь рассматривалась как объект социалистического воспитания. Ее социальные характеристики 

подгонялись под политические идеалы партии и определялись степенью приближения к поставленным целям: политической активностью и участием в процессе социалистического строительства. Это первое поколение, выросшее в условиях перехода к массовому профессиональному образованию.

Выделение социологии молодежи в отдельную отрасль в мировой социологии относится ко времени «молодежной революции» 60-х гг., когда мощная социальная потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту обостренного внимания к молодежным проблемам. В центре интереса исследователей - конфликт поколений и роль молодежи в социальных изменениях.

Большая масса конкретных социальных исследований молодежи в 60-80-е годы развивалась как однотипные эмпирические исследования по проблемам коммунистического воспитания. С другой стороны, наметилась тенденция развития исследований, направленных на изучение молодежи как субъекта общественной жизни, и, прежде всего, изучение интересов самой молодежи. Это направление составило реальную основу для становления социологии молодежи как особой дисциплинарной отрасли.

В середине 80-х гг. стало возможным исследование феномена молодежной субкультуры (в частности, криминального характера молодежных группировок). Изучалось отношение молодежи к неформальным объединениям и явлениям субкультуры, появились первые профессиональные исследования с использованием интервью. Исследования собственно преступных молодежных группировок проводились специалистами в области права.

Если говорить о нынешней социальной ситуации в целом, то жесткие законы рыночной экономики и забота о чисто физическом выживании отодвинули на обочину научных интересов молодежную проблематику. В средствах массовой информации и социальной политике молодежным проблемам также уделяется существенно меньше внимания. Интересы самой 

молодежи направлены больше не на способы молодежного самовыражения, а на поиски более быстрого и адекватного пути вхождения в полноправный статус взрослого, экономически самостоятельного человека, молодость выступает в качестве переходного состояния в становлении «человека социального», где, с одной стороны, присутствуют элементы социального сходства людей, находящихся в данной жизненной фазе, с другой - отражается личностное, индивидуальное своеобразие.
  1. ^

    Методологические основы социологии молодежи: современные концепции


Интерес к молодежи в современной России как социальной группе неслучаен и проявляется со стороны не только научных исследователей, но и органов власти, политических движений. В современной социологии молодежи дискурс методологии, равно как и социологии молодежи в целом, приобретает особую актуальность в сегодняшних условиях. Сложность и необходимость индивидуального подхода к методологии в социологии молодежи заключается в наличии «отклоняющейся социализации», характеризующей несоответствие личностного развития индивида (представителя молодежи) эталонам, установленным в обществе4. В настоящее время в социологии молодежи активно применяется междисциплинарный (ком

плексный) подход, что выделяет его в качестве наиболее эффективного направле

ния.

Современные подходы, теоретические и эмпирические исследования основаны на двух взглядах на молодежь. Во-первых, изучение молодежи как субъекта общественных отношений с учетом общественной трансформации во взаимос

вязи и взаимообусловленности. Во-вторых, изучение собственного жизненного мира молодежи в качестве индивидуальной и групповой конструкции.



Наиболее актуальными среди современных концепций молодежи являются следующие:

  1. Концепция гражданской идентификации в социологии молодежи представ

  2. ляется интересной не только в социологических кругах, но также и в органах власти, политических движениях. Помимо усвоения основ гражданственности, патриотизма, данная концепция активно распространяется при подаче любой на

  3. циональной идеи, позволяя таким образом изучать процесс идентификации в конкретной социологической практике. При реализа

  4. ции данной концепции чрезвычайно важно разделять гражданскую и этническую идентификации молодежи, учитывая многонациональность России.

  5. Концепция социализационной нормы. Социализационная норма в социологии молодежи и вообще - это прежде всего результат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные цен

  6. ности и обеспечивать их дальнейшее развитие. На индивидуальном уровне указанная норма - это многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик. На уровне общества она представляет собой устоявшуюся совокупность пра

  7. вил передачи социальных норм и культурных ценностей от поколения к по

  8. колению.

  9. Концепция социальной интеграции. Основной объект изучения - процесс со

  10. циализации и интеграции молодежи преимущественно на рынке труда. Ключевые проблемы: слабая социальная защищенность молодежи, изменение социально-профессионального статуса, про

  11. блемы занятости молодежи (низкий уровень ценности молодых специалистов), социальное исключение молодежи (в силу таких форм девиации как алкоголизм, наркомания и т.д.). Использование в со

  12. циологии молодежи указанной концепции интересно еще и тем, что именно на этом этапе происходит активное формирование/насыщение социального капитала.

  13. 

  14. Концепция управления конфликтами в молодежной среде интересна прежде всего в социальной и воспитательной работе. Кроме того, в условиях трансформации российского общества неразрешен

  15. ные конфликты в молодежной среде значительно усиливают социальную на

  16. пряженность в обществе5.

Помимо основных концепций, выделяют три исследовательских подхода в социологии моло

дежи: научный (подход ученых, изучающих молодежь в ее становлении и раз

витии), критически-осуждающий или негативистский (подход социологов), восторженно-оптимистический (идеализация и захваливание молодежи).

Таким образом, можно проследить изменение монопарадигмального подхода на комплексный, многосторонний концеп

туальный взгляд. Молодежь для современных социологов интересна, прежде всего, как полноценный участник общества с различными двусторонними связя

ми, а не как объект воспитания, обучения, политического воздействия. Также при современном исследовании молодежи видна необходимость комплексного, междисципли

нарного подхода.
  1. ^

    Проблемы современной молодежи в России


В современной России молодые люди находятся в несопоставимых стартовых условиях, во-первых, в условиях жесткой конкуренции по отношению друг к другу, во-вторых, экономические, социальные, имущественные, политические интересы разных групп молодежи зачастую не просто противоречат, а прямо враждебны друг другу.

Социально-демографические показатели, такие как уровень рождаемости и смертности, состояние здоровья и продолжительность жизни, брачности и внебрачных рождений, являются необходимым основанием для прогнозирования развития молодого поколения и планирования государственной молодежной политики. Специфика российской модели 

смертности состоит в том, что рост смертности отмечается практически по всем основным классам причин, причем средний возраст умирающих от хронических патологий, традиционно присущих старшим поколениям, «молодеет».

Изменение роли семьи связано с формированием новой модели семейно-брачных отношений и демографического поведения молодежи. На уровень рождаемости и состояние брачно-семейных отношений оказывает влияние распространение в молодежной среде особого типа демографического поведения, преобладающими ценностно-целевыми установками которого являются предпочтение бездетной или однодетной семьи, снижение брачности, высокий уровень одобрения альтернативных традиционной форм семейно-брачных взаимоотношений. Молодые семьи составляют около 17 % от общего числа российских семей6. Потребность в социальной поддержке у них особенно велика именно, поскольку многие испытывают серьезные социально-бытовые, жилищные и личностные проблемы.

Важный показатель качества социализации молодежи - равные или неравные шансы на получение высшего образования в зависимости от места жительства и типа школы. Шансы студентов - жителей сельской местности поступить в вуз по сравнению с выпускниками городов в 10-12 раз ниже, что в перспективе это угрожает воспроизводству кадров молодых специалистов в области. Мотивация внешнего характера - по совету родителей и знакомых зафиксирована у каждого второго (44,0%) студента, поступающего в ВУЗ. Велика доля студентов с «аморфной» или ситуативной мотивацией, связанной с неопределенностью жизненных планов, с невозможностью реализовать имеющиеся жизненные цели, с более легким достижением своих целей.



Изменение положения молодежи в материальном производстве является важным показателем ее социального развития и фактором экономической самостоятельности. Сегодня наблюдается увеличение доли молодежи в сфере распределения и обмена (банковская, посредническая деятельность, оказание услуг, торговля и др.) и, в то же время, отток молодежи из бюджетной сферы и массовых профессий (учителя, врачи, инженеры). Более половины молодых работают не по специальности, 17,8% не имеют возможности повысить квалификацию, 30,1% увеличить реальную зарплату и 30,5% продвинуться по службе, более 41% респондентов хотели бы сменить профессию и получить вторую специальность7.

Противоречиво протекает и процесс интеграции молодежи в сферу индивидуальной предпринимательской деятельности. Более 60% молодых россиян предпочитают надежность и спокойствие, около 67% молодых людей, попробовавших себя в роли частного предпринимателя испытали разочарование8. Вероятно, такая ситуация связана как с несовершенством законов, коррупцией власти, бюрократическими препонами, так и с неустойчивым процессом становления личности «рыночного типа».

Резкое сокращение количества учреждений культуры, развал системы профессионально-технических училищ, спортивных объектов и ограниченное финансирование имеющихся, свертывание воспитательной работы в школах и вузах, уменьшение секций и кружков, оздоровительных клубов, работающих на бесплатной основе, удаленность объектов досуга от новых жилых районов, единичные случаи организации новых клубов в только что построенных спальных районах приводит к тому, что большая часть подростков и молодежи не включены в систему организованных форм досуга.

Усиливается и аполитичность молодежи, сочетающаяся с нарастающим негативизмом и социальным протестом. Среди мотивов 

отсутствия интереса к политической жизни - наличие других интересов; дефицит свободного времени и загруженность учебой, работой; недоверие к политикам и политическим партиям; низкий уровень информированности о политических процессах, событиях и явлениях; безразличие к политической и общественной жизни; субъективное отношение к политике как к «грязному делу»; социальная пассивность; наличие индивидуалистических ценностных ориентаций.

Таким образом, возрастает роль неформальных межличностных отношений в молодежной среде, растет роль референтных групп в социализации молодежи, и одновременно снижается роль традиционных институтов (семьи, системы образования, классической культуры, музыки). Противоречиво изменяется ценностное восприятие молодыми межпоколенческих взаимоотношений. С одной стороны, возрастает стремление к самостоятельности, автономности, независимости, а с другой растет значение родительской семьи и усиливается зависимости от нее.


^



Заключение


В новой социально-политической, нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. При этом проявляются региональные, национальные, социально-экономические различия и особенности различных слоев и групп молодежи, формируются социальные интересы, мотивы и устремления, состояние и содержание которых определят в недалеком будущем становление гражданского общества в России.

На сегодняшний момент в России нет «просто молодежи». Люди, входящие в одну и ту же возрастную категорию, сегодня далеко не всегда сталкиваются с одними и теми же проблемами и вопросами. В условиях враждебности, являющейся следствием экономической, социальной и политической напряженности, молодые люди часто являются не только проблемой, но и угрозой друг для друга – как индивидуально, так и на уровне социальных групп. В сегодняшней молодежной среде существуют не просто объективные противоречия между разными группами молодежи, но противоречия непримиримые, антагонистические, причем одни группы молодежи могут рассчитывать при утверждении (защите) своей позиции на помощь «старших» и даже прямо властных структур, а другие – не могут и, более того, подвергаются дискриминации и даже репрессиям со стороны властных структур.

Поэтому процессы социализации сегодня должны дополнятmcя еще одной, уже нетрадиционной, а инновационной, социальной структурой и формой социальной деятельности - государственной молодежной политикой, формы и средства реализации которой должны быть направлены на включение молодого поколения в процесс демократических преобразований и ликвидацию классового расслоения в среде современной молодежи.


^



Список литературы


  1. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодежью: учеб. пособие для студ. вузов /Н.Ф. Басов, Е.М. Карпова, Ю.В. Румянцев. - 2-е изд. - М. : Дашков и К°, 2009. - 328 с.

  2. Безрукова О.Н. Изменения в характеристиках молодой семьи / Положение молодежи Санкт-Петербурга. Ежегодный доклад. СПб.: НИИ Комплексных социальных исследований. - СПбГУ. 2003. – 24 с.

  3. Безрукова, О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. / О.Н. Безрукова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. - 35 с.

  4. Волков, Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Проф. Ю.Г.Волкова. Ростов –н /Д.: Феникс, 2001. – 479 с.

  5. Головченко, Е. Проблемы молодежи и ее ценностные ориентации в современных условиях /Е.Головченко //Власть. - 2007. - № 7. - С.51-54.

  6. Зубок Ю.А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические исследования. 1998. №8. С.47-56.

  7. Ковалева А.И. Социализация //Знание. Понимание. Умение. Энциклопедия гуманитарных наук. - 2004. - № 1. – С.17-19.

  8. Козов, И.В. Развитие материальных ценностей молодежи как психологического образования /И.В.Козов //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - № 4. - С.159-162.

  9. Кравчук, П.Ф. Трансформация образа жизни молодежи в современной социокультурной ситуации /П.Ф.Кравчук //Вопросы культурологии. - 2007. - № 6. - С.39-41.

  10. Курбатов, В.И. Социальная работа: учеб. пособие для студ. вузов. /В.И. Курбатов. - М.: Дашков и К°, 2007. - 480 с.

  11. Молчанов, А.В. Молодежь в тисках социально-экономических противоречий /А.В.Молчанов //Трудовое право /Работодатель I. - 2006. - № 9. - С.49-61.

  12. 

  13. Пить, В.В. Методологические основы социологии молодежи: современные концепции / Пить В.В.// Вестник Тюменского государственного университета. – 2009. - №4. – С.112-116.

  14. Развитие и новое поколение: доклад о мировом развитии 2007 [Междунар. банк реконструкции и развития /Всемирный банк; пер. с англ. И.П. Гуровой и др.]. - М.: Весь Мир, 2007. - 376 с.

  15. Социология молодежи: энциклопедический словарь /отв. ред. : Ю.А. Зубок, В.И. Чупров; РАН, Ин-т соц.-полит. исследований, Моск. гуманит. ун-т, Рос. гос. соц. ун-т. - М.: Academia, 2008. - 608 c.

  16. Черкасова Т.В. О социальных конфликтах молодежи и путях их урегулирования 9. // СoцИс. - 2004. - № 7. С. 58-60

  17. Шестакова Н.А. Гражданское самосознание молодежи: региональный аспект /Н.А.Шестакова // Регионология. - 2007. - № 3. - С.197-203.

  18. Ювенология в XXI веке: комплексное междисциплинарное знание о молодом поколении /О.И. Иванов, Г.И. Климантова, Я.В. Кондратьева и др.; под ред. Е.Г. Слуцкого и В.В. Журавлева. - СПб.: Петрополис, 2007. - 216 с.

  19. Ярская, В.Н. Социология молодежи в контексте социальной работы / В.Н.Ярская, Л.С.Яковлев, А.Ю.Слепухин, Д.В.Петров, К.Ю.Добрин, Е.Н.Барябина. – Саратов: 2004. – 251 с.




1 Безрукова, О.Н. Социология молодежи: Учебно-методическое пособие. Факультет социологии СПбГУ. / О.Н. Безрукова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С.4



2 Сорокин П. Кризис современной семьи // Ежемесячный журнал литературы, науки и общественной жизни. 1916, № 1. С.17


3 Янжул И.И. Фабричный быт московской губернии. - М., 1912.


4 Ковалева А.И. Социализация //Знание. Понимание. Умение. Энциклопедия гуманитарных наук. - 2004. - № 1. С.17


5 Черкасова Т.В. О социальных конфликтах молодежи и путях их урегулирования 9. // СoцИс. - 2004. - № 7. С. 58-60


6 Безрукова О.Н. Изменения в характеристиках молодой семьи / Положение молодежи Санкт-Петербурга. Ежегодный доклад. СПб.: НИИ Комплексных социальных исследований. - СПбГУ. 2003, раздел 1.9.


7 Зубок Ю.А. Исключение в исследовании молодежи // Социологические исследования. 1998. №8. С.47-56.


8 Волков, Ю.Г. Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Проф. Ю.Г.Волкова. Ростов –н /Д.: Феникс, 2001. С. 318.





Скачать файл (37.3 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru