Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Анализ динамики внешней торговли России - файл 1 СОДЕРЖАНИЕ,ЦЕЛИ,МЕТОДОЛОГИЙ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.doc


Анализ динамики внешней торговли России
скачать (68.1 kb.)

Доступные файлы (8):

1 СОДЕРЖАНИЕ,ЦЕЛИ,МЕТОДОЛОГИЙ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.doc153kb.13.05.2008 13:49скачать
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ТОВАРНОЙ СТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.doc145kb.13.05.2008 13:36скачать
3 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИИ.doc91kb.13.05.2008 13:38скачать
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.doc73kb.10.05.2008 14:22скачать
ВВЕДЕНИЕ.doc79kb.13.05.2008 13:52скачать
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc80kb.13.05.2008 13:09скачать
СОДЕРЖАНИЕ.doc82kb.13.05.2008 14:15скачать
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.doc118kb.13.05.2008 13:22скачать

содержание
Загрузка...

1 СОДЕРЖАНИЕ,ЦЕЛИ,МЕТОДОЛОГИЙ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
1 Содержание, цели, методология таможенной
статистики внешней торговли


1.1 Содержание и цели таможенной статистики внешней торговли

Для эффективного управления внешнеэкономическими связями, принятия торгово-политических решений необходимы данные, комплексно отражающие развитие внешнеэкономических связей, и прежде всего развитие внешней торговли.

Задачами статистики внешней торговли являются разработка системы показателей, характеризующих размеры, динамику и структуру внешней торговли, анализ факторов, обусловливающих основные тенденции их развития, а также сравнительный анализ показателей внешней торговли различных стран.

При переходе на международные стандарты в области организации и методологии учета внешнеэкономических операций потребовалось изменить организацию статистики внешней торговли, т. е. использовать данные таможенного учета, что соответствует международной практике.

Таможенная статистика – составная часть статистики внешнеэкономических связей, которая помимо товаров, перемещаемых через границу страны, учитывает другие операции, в частности, выполнение работ и оказание услуг.

Таможенная статистика предназначена для решения следующих задач:

– обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте стран;

– анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товарных потоков одновременно с анализом общей макроэкономической ситуации;

– информационное обеспечение;

– для подготовки актов законодательства в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли;

– для подготовки межгосударственных торговых переговоров и оперативно-коммерческой работы;

– для высших органов государственной власти при принятии ими решений в области таможенной политики и государственного регулирования внешней торговли;

– анализ конъюнктуры российского рынка;

– контроль за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет;

– осуществление валютного контроля;

– составление торгового и отдельных статей платежного балансов.

Предметом наблюдения и изучения таможенной статистики является внешнеторговый оборот страны, т. е. экспорт и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражениях, а также географическая направленность экспорта и импорта («товар – страна», «страна – товар»).

В таможенной статистике под экспортом понимается вывоз из стран произведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства. При этом к товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей их основные качественные или технические характеристики. В результате экспорта товаров уменьшаются национальные запасы материальных ценностей.

Под импортом понимается ввоз товаров в страну. В импорт включаются ввезенные товары, предназначенные для потребления внутри страны, реэкспорта, и товары, закупаемые для отечественных организаций за границей. В результате импорта товаров увеличиваются национальные запасы материальных ценностей.

Непосредственными объектами наблюдения в таможенной статистике являются экспортные и импортные товары, приведенные в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), используемой в настоящее время в Российской Федерации при декларировании товаров, перемещаемых через государственную границу страны.

Под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров.

Основы для перехода на таможенную статистику внешней торговли были заложены в конце 1993 г.:

– правовая – в виде Таможенного кодекса;

– документальная – в виде информации, содержащейся в грузовых таможенных декларациях;

– методологическая – в виде Методологии таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации;

– конструкционная – в виде форм ежеквартальных и годовых официальных публикаций ГТК России;

– технологическая – в виде действующего в рамках российского таможенного ведомства регламента Сбора, обработки и подготовки к официальным публикациям исходной информации с целью формирования данных таможенной статистики внешней торговли страны.

Правовой основой ведения таможенной статистики внешней торговли страны является Таможенный кодекс Российской Федерации. В статье 212 Кодекса определены цели таможенной статистики:

– обеспечение высших органов государственной власти и иных органов государственной власти, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, информацией о состоянии внешней торговли страны;

– анализ состояния и развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.

Документальной основой ведения таможенной статистики внешней торговли страны является информация, содержащаяся в первичном документе – в Грузовой таможенной декларации (ГТД).

Обязательное декларирование участниками внешнеэкономических связей на таможнях товаров, перемещаемых через таможенную границу страны, введено с 1 января 1989 г., т. е. в период, когда начался переход экономики России на рыночные отношения. В сфере внешней торговли это нашло отражение в отходе от принципов государственной монополии на внешнюю торговлю и выходе на внешние рынки большого числа участников внешнеэкономических связей.

ГТД представляется участником внешнеэкономических связей таможенному органу и включает официально декларированные данные о товаре, перемещаемом через таможенную границу страны, что позволяет учитывать всю совокупность внешнеторговых операций, каждая из которых с точки зрения таможенного контроля имеет свой конечный результат: вывоз товара за пределы таможенной территории страны (при экспорте) или его ввоз в пределы таможенной территории страны (при импорте).

ГТД заполняется на каждую партию товаров. При наличии в партии нескольких товарных наименований используются добавочные листы, каждый из которых дает возможность декларировать товары еще трех наименований.

Декларации бывают трех типов: экспортные, импортные и транзитные. Однако заполнение всех граф ГТД (около 50) осуществляется для режимов «экспорт» и «импорт», поскольку к ним применяются все меры экономической политики и для таможенного контроля в этих случаях требуется наиболее полная информация.

В декларациях содержатся такие сведения, как отчетный период, направление товарного потока (ввоз или вывоз), страна происхождения (при ввозе), страна назначения (при вывозе), статистическая стоимость, код и наименование товара по ТН ВЭД СНГ, вес нетто, код и наименование дополнительных единиц измерения, количество по дополнительным единицам измерения, вид таможенного режима и т. п. На основе этих сведений и составляется информация о внешней торговле страны, поэтому при заполнении ГТД применяются единые способы учета, а также общепринятые международные или локальные классификаторы и номенклатуры. На основе данных, содержащихся в ГТД, можно определить географическое распределение внешней торговли страны не только по принципу «страна назначения – происхождения», но и по принципу «страна продажи – покупки» (страна контракта), а также определить страну отправления (отгрузки) товара при импорте.

В соответствующих графах ГТД содержится характеристика товара: описание товара, вес, стоимость и др. В частности, указываются наименование товаров и их технические характеристики, включая номера моделей, типы, размеры, технические параметры и т. п., что позволяет однозначно классифицировать декларируемые товары в определенную 9-значную подсубпозицию ТН ВЭД СНГ. Правильное кодирование товаров является важным условием повышения достоверности данных таможенной статистики внешней торговли страны.

Стоимостная оценка экспортно-импортных операций характеризуется данными, содержащимися в графах: фактурная стоимость товара; таможенная стоимость (является базовой для взимания таможенных платежей); статистическая стоимость (используется для оценки стоимости экспорта и импорта).

На основе этих и других сведений, указанных в графах ГТД, формируются данные таможенной статистики внешней торговли.


^ 1.2 Методология таможенной статистики внешней торговли

Методологической основой ведения таможенной статистики внешней торговли страны является Методология таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, утвержденная приказом ГТК России от 28 апреля 1994 г. №180.

В Методологии изложены правила и процедуры, которые базируются на рекомендациях Статистической комиссии ООН (Статистика международной торговли. Концепции и определения. ООН. 1982 г.), а также определяются объекты статистического наблюдения в таможенной статистике внешней торговли и порядок их учета, который в значительной степени зависит от применяемой системы учета экспорта и импорта.

В международной статистической практике существуют две общепринятые системы учета экспортно-импортных операций – «специальная» и «общая». При «общей» системе учета внешней торговли экспорт и импорт регистрируется, когда товар пересекает государственную границу, а при «специальной» – когда он пересекает таможенную границу страны. Это различие имеет особое значение в тех случаях, когда товары проходят через свободные таможенные зоны и свободные склады, являющиеся частью территории государства, где они находятся вне таможенной территории и не подлежат таможенному контролю.

Товары, поступающие из свободных таможенных зон и свободных складов, учитываются в статистике внешней торговли при «специальной системе учета торговли» (специальный импорт) только после того, как они будут выпущены из свободных таможенных зон и со свободных складов и поступят в свободное обращение.

Специальный экспорт также охватывает товары, произведенные, добытые, выращенные или переработанные в стране, а также товары, ввезенные первоначально как специальный импорт. Однако при «общей» системе учета регистрируется весь объем ввоза иностранных товаров, в том числе товары, ввезенные в свободные таможенные зоны и помещенные на свободные склады на момент ввоза, даже если эти товары поступят в свободное обращение позднее.

В экспорте при «общей» системе учета помимо товаров, охватываемых «специальной» системой учета, регистрируются товары, которые были декларированы для ввоза в свободные таможенные зоны и на свободные склады, однако впоследствии были реэкспортированы.

В соответствии с рекомендациями Статистической комиссии ООН желательно использовать «общую» систему учета торговли,

В таможенной статистике Российской Федерации, осуществляющей учет ввоза и вывоза товаров на основании «общей» системы учета внешней торговли, учитываются следующие категории товаров:

1) Импорт Российской Федерации:

– товары, ввозимые для свободного обращения;

– реимпортируемые товары;

– товары, ввозимые для переработки на таможенной территории;

– товары, ввозимые после переработки вне таможенной территории;

– товары, ввозимые для переработки под таможенным контролем;

– товары, ввозимые на территорию Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта;

– товары, ввозимые на государственную территорию Российской Федерации в свободные таможенные зоны и на свободные склады;

– ввозимые товары, от которых лицо отказывается в пользу государства;

– иностранные товары, ввозимые в магазины беспошлинной торговли;

– товары, временно ввозимые для аренды сроком на один год и более.

2) Экспорт Российской Федерации:

– товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Ввезенные в страну товары, выпущенные для свободного обращения, а затем вывозимые за границу Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта;

– товары, вывозимые после переработки на таможенной территории;

– товары, вывозимые после переработки под таможенным контролем;

– товары, вывозимые для переработки вне таможенной территории;

– товары, вывозимые с территории Российской Федерации в соответствии с режимом реэкспорта;

– товары, вывозимые за границу Российской Федерации из свободных таможенных зон и со свободных складов;

– иностранные и российские товары, вывозимые за границу Российской Федерации из магазинов беспошлинной торговли;

– товары, временно вывозимые для аренды сроком на один год и более.

Таможенной статистикой при «общей» системе учета не учитываются категории товаров, определяемые в соответствии со следующими таможенными режимами:

– товары, перемещаемые транзитом через территорию Российской Федерации;

– товары, помещенные под таможенный режим таможенного склада;

– временно ввозимые (вывозимые) товары, за исключением арендуемых сроком на один год и более;

– иностранные товары, уничтожаемые на территории Российской Федерации;

– вывозимые товары, от которых лицо отказалось в пользу государства;

– товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом вывоза товаров для представительств Российской Федерации за рубежом.

Перечень товаров, подлежащих учету в таможенной статистике, должен быть достаточно полным и охватывать все товары и ценности, ввозимые в страну или вывозимые из нее, за исключением транзитных грузов.

Обычно выделяют три категории товаров:

1) товары, которые должны включаться в статистику внешней торговли;

2) товары, которые должны быть исключены из нее;

3) товары, которые учитываются отдельно.

В таможенную статистику внешней торговли в основном включаются все товары (в том числе ценности, за исключением валютных, находящихся в обращении), в результате ввоза и вывоза которых уменьшаются или увеличиваются материальные ресурсы страны, т. е. не только объекты коммерческих сделок, характеризующиеся переходом права собственности.

Таможенной статистикой не учитываются следующие товары:

1) товары, стоимость которых не превышает порога статистического наблюдения.

Порог статистического наблюдения — это такая предельная величина стоимости, нетто-тоннажа, других показателей, характеризующих перемещаемые товары, ниже которой они не учитываются в таможенной статистике внешней торговли.

Статистическому наблюдению в Российской Федерации подлежат товары, таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 100 евро. По весу, количеству и другим показателям ограничения не установлены;

2) валютные ценности (в том числе монетарное золото), находящиеся в обращении, которыми обмениваются банки для урегулирования взаимных расчетов.

В таможенную статистику внешней торговли, наоборот, включаются драгоценные металлы, которые не выступают в качестве платежного средства, ценные бумаги, банкноты и монеты, не находящиеся в обращении, которые учитываются в экспорте и импорте печатного материала по коммерческой стоимости, а не по номинальной;

3) товары для официального (служебного) пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств, международных межправительственных организаций, представительств иностранных государств при этих организациях; дары государственным органам, международным организациям, главам государств, членам парламентов и правительств.

Представительства иностранных государств в любой стране рассматриваются как часть территории страны, которую они представляют, поэтому движение товаров между страной и ее представительствами рассматривается как внутренние поставки;

4) товары, не являющиеся предметом коммерческих операций, например, товары, перемещаемые физическими лицами не для коммерческих целей, в том числе пересылаемые в международных почтовых отправлениях и грузовыми отправками (почтовые знаки, предметы обрядов и церемоний и др.).

В последнее время особую актуальность приобретает учет неорганизованной (так называемой «челночной») торговли, которая в 1996 г. составляла около 20% всего импорта страны. Стоимость ввоза товаров широкого потребления физическими лицами для коммерческих целей в соответствии с Методологическими рекомендациями ООН должна учитываться в статистике внешней торговли и является важной статьей платежного баланса страны. Начиная с 1997 г. таможенной статистикой учитываются все товары, ввозимые физическими лицами как в несопровождаемом, так и в сопровождаемом багаже, если их стоимость оценивается более 1000 дол. США или вес составляет более 50 кг.

Хотя международная методология статистики внешней торговли рекомендует учитывать в экспорте и импорте страны ряд товаров, поставляемых в рамках операций, при которых не пересекается государственная граница Российской Федерации, таможенные органы не имеют возможности их учитывать. К таким товарам относятся:

– морские, речные суда и летательные аппараты, которые не доставляются в страну–покупатель и предназначены для использования в международных перевозках;

– рыба и все виды морской продукции, продаваемые с российских судов за границей, в том числе и на иностранные суда, находящиеся в территориальных водах иностранных государств или в открытом море;

– бункерное топливо, балласт, продовольствие и иные материалы, приобретаемые за рубежом для российских транспортных средств.

Торговля рыбой и бункерным топливом является важной статьей российского экспорта, поэтому учет этих товаров осуществляется на основе использования дополнительных, кроме ГТД, источников информации, и в первую очередь на основе специальных форм государственной отчетности.

Вместе с тем в таможенной статистике учитываются в импорте продукты морского промысла, разгружаемые в российских портах иностранными судами, бункерное топливо при продаже для иностранных морских, речных судов и летательных аппаратов на территории Российской Федерации и при покупке с иностранных судов на территории страны.

В соответствии с международной практикой в отличие от прямого реэкспорта, который учитывается в экспорте страны, косвенный реэкспорт (реэкспорт без завоза в страну) не включается в экспорт страны.

При учете арендуемых товаров необходимо иметь в виду следующие особенности. Различают долгосрочную аренду, которая должна учитываться во внешнеторговой статистике, и краткосрочную аренду, которая учитываться не должна. Примерами таких сделок могут служить поставки в аренду вычислительной техники, устанавливаемой в помещении арендатора, технологического оборудования и т. п.

В Методологии таможенной статистики внешней торговли определено, что учитываются товары, ввозимые или вывозимые на условиях аренды на срок более одного года (лизинг). Следовательно, товары, взятые или переданные в аренду на срок менее одного года, в статистике внешней торговли не учитываются.

Таможенная статистика внешней торговли ведет учет ввоза и вывоза товаров в натуральном (количественном) и стоимостном выражениях.

Таким образом, таможенная статистика обеспечивает основную часть данных, необходимых для определения общих размеров экспорта и импорта, а также показателей их структуры. Для перехода к этим показателям статистики внешней торговли от данных таможенного учета необходимо добавить ряд статей, которые не учитываются таможенной статистикой, но которые согласно принятым определениям входят в состав экспорта и импорта:

а) бункерное топливо, продовольствие, балласт, приобретаемые за рубежом для российских транспортных средств;

б) рыба и все виды морской продукции, продававшиеся с российских судов за границу;

в) морские, речные суда и летательные аппараты, которые не доставляются в страну-покупателя.

При определении экспорта и импорта в СНС, кроме того, учитываются
услуги.

Стоимостная оценка внешнеторгового оборота является важнейшим показателем экономического состояния страны, ее международных связей.

По соотношению стоимости экспорта и импорта страны за определенный период определяется торговый баланс страны. Баланс внешней торговли считается активным, если стоимость экспорта превышает стоимость импорта, и пассивным при обратном соотношении.

Стоимость экспорта и импорта входит также в качестве важной составной части в платежный баланс страны.

Исходя из обязанностей продавца и покупателя по доставке товара из одной страны в другую внешнеторговый контракт заключается на основе 13 видов коммерческих условий поставок, регламентируемых Правилами по толкованию торговых терминов – Инкотермс. В зависимости от коммерческого условия поставки цена в счете-фактуре (инвойсе), выставленном продавцом покупателю, различается. Так, например, один и тот же товар имеет одну цену на заводе-изготовителе, другую (более высокую) – в порту отправления, третью (еще более высокую) – в порту прибытия, поскольку по мере продвижения товара от производителя к потребителю к его стоимости прибавляются расходы по перевозке, страхованию и прочие накладные расходы.

Для получения сопоставимых данных необходимо привести цены к единому базису, принятому для всех экспортных товаров. Таким базисом при расчете стоимости экспорта является цена ФОБ–российский порт или ДАФ–граница Российской Федерации, а при расчете статистической стоимости импортируемых товаров фактурную стоимость товара в зависимости от коммерческого условия поставки следует привести к базе цен СИФ–российский порт или СИП–пункт назначения на границе Российской Федерации.

ФОБ (свободно на борту) – условие продажи товара, согласно которому в цену товара включаются его стоимость и расходы по доставке и погрузке товара на борт судна.

СИФ (стоимость товаров, страхование, фрахт) – условие продажи товара, согласно которому в цену товара включаются его стоимость и расходы по страхованию и транспортировке товара до порта России.

В России статистический учет экспортно-импортных операций осуществляется в долларах США, при этом пересчет в доллары США производится по курсу, котируемому Центральным банком Российской Федерации на день принятия ГТД к оформлению. Вместе с тем необходимо отметить, что статистический учет внешнеторговых операций почти все страны мира ведут в национальной валюте.

Чрезвычайно важными для анализа внешнеэкономических связей, выявления тенденций и перспектив их развития, ориентации страны в мировой торговле являются показатели, характеризующие географическое распределение товарооборота.

Одной из наиболее распространенных причин несопоставимости данных, публикуемых страной-экспортером и страной-импортером, является различное определение страны-контрагента. Под странами-контрагентами принято понимать те страны, между которыми осуществляется внешнеторговый оборот.

В международной статистике используется три основных метода определения стран-контрагентов при ввозе и вывозе товаров, которые сгруппированы следующим образом:

1) страна происхождения и страна назначения;

2) страна покупки и страна продажи;

3) страна отгрузки и страна поставки.

Большинство товаров импортируется из стран, где они потребляются. Однако в ряде случаев производство, покупка и поставка товаров могут осуществляться в различных странах, что затрудняет определение географического распределения товаров.

В таможенной статистике странами-контрагентами считаются:

1) при ввозе – страна происхождения товара;

2) при вывозе – страна назначения товара.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке.

Страна назначения – страна, известная на момент отгрузки как конечная страна назначения товара.

Страной назначения для товаров, вывозимых для переработки, считается страна, в которой товар подвергается переработке.

Для классификации и кодирования товаров в таможенной статистике внешней торговли применяется классификатор «Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств» (ТН ВЭД СНГ), версия Гармонизированной системы (ГС) 1996 года, которая является международной многоцелевой классификационной системой.

Девятизначный цифровой код ТН ВЭД СНГ состоит из следующих
элементов:

1) первые шесть цифр означают код товара по ГС;

2) те же шесть цифр плюс седьмой и восьмой знаки образуют код товара по Комбинированной номенклатуре Европейского Союза (КН ЕС);

3) девятая цифра предназначена для возможной детализации в будущем тех или иных товарных позиций.

Таблица 1.1 – классификационная структура ТН ВЭД СНГ

Уровень классификации

Код

Количество

Раздел

Римские цифры

21

Группы

2 знака

97

Товарная позиция

4 знака

более 1 200

Субпозиции

6 знаков

более 5000

Подсубпозиции

9 знаков

более 9000


Классификационная схема ТН ВЭД СНГ основывается на принципе степени обработки товаров: сырье – полуфабрикаты – готовые изделия. При построении позиций номенклатуры применяется последовательность признаков, таких, как назначение товаров, степень обработки, вид материала. Главной особенностью ТН ВЭД СНГ является подробная детализация в ней товаров, которые представлены не только по конкретным наименованиям, но и с учетом состава продуктов, технологии их изготовления, основных технических характеристик.

Преимуществами ГС, на основе которой построена ТН ВЭД СНГ, как международной многоцелевой классификационной системы и товарной номенклатуры, является то, что она, во-первых, наиболее полно отражает современную структуру международной торговли и, во-вторых, соответствует одновременно потребностям таможенных органов и статистических служб.

Такой подход создает предпосылки для обеспечения сопоставимости национальных данных о внешней торговле на международном уровне. Кроме того, применение ТН ВЭД СНГ, построенной на основе ГС, является необходимым условием для вступления России в ГАТТ/ВТО.

ТН ВЭД СНГ, версия ГС 1996 года, вступила в силу с 1 января 1997 г.

















КР.4.О.2.138.
















Изм

Лист

докумен.

Подпись

Дата

Разраб.

Гудин







^ 1 СОДЕРЖАНИЕ, ЦЕЛИ,
МЕТОДОЛОГИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ
ТОРГОВЛИ


Литера

Лист

Листов

Проверил

Щебарова







У







5

14

Руковод.

Щебарова







^ МФ СПГУВК

Н. конт

Миронова







Утвердил

Дикарев












Скачать файл (68.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации