Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - маркетинговые исследования - файл 1.doc


Лекции - маркетинговые исследования
скачать (727.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc728kb.17.11.2011 06:12скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Глава 1. ВВЕДЕНИЕ В МАРКЕТИНГОВЫЕ

ИССЛЕДОВАНИЯ


    1. Предмет и основные направления маркетинго­вых исследований

    2. История (основные этапы) развития маркетин­говых исследований

    3. Основные задачи и объекты маркетинговых ис­следований


1.1. Предмет и основные направления

маркетинговых исследований


Элементы прогнозирования и риска присущи лю­бой организации и, чтобы избежать потерь для приня­тия правильных решений, маркетологи вынуждены прибегать к специальным исследованиям.

В современных условиях маркетинговые исследо­вания стали одним из ведущих направлений деятельно­сти предприятия, в связи с переориентацией экономики с производства на экономику потребления в конце Вто­рой мировой войны.

По настоящему маркетинговые исследования стали развиваться, когда фирмы осознали, что уже не могут продавать всё, что производят, а должны выявлять по­требности рынка и подстраивать под них свою продук­цию. Маркетинговые исследования были призваны оценивать данные потребности.

Примерно в это же время возникла и сформирова­лась концепция маркетинга и параллельно шла реорга­низация маркетинговой деятельности, в ходе которой были созданы подразделения по маркетинговым иссле­дованиям.

Сегодня фирм, у которых нет подразделений по маркетинговым исследованиям, буквально единицы. Также сформировались целые фирмы, специализи­рующиеся на проведении только маркетинговых исследований. Одни фирмы только собирают информацию, другие – собирают и анализируют, третьи – разрабатывают программу исследований.

Как правило, крупные фирмы вкладывают в маркетинговые исследования больше средств, нежели мелкие. Фирмы, объем реализации которых равен или больше 25 млн долларов, тратят на маркетинговые исследования 3,5 % общего бюджета, выделенного на маркетинг, а небольшие фирмы соответственно 1,5 %.

Современные маркетинговые исследования невозможны без использования компьютерных технологий. Большинство специалистов по управлению маркетинговыми процессами одновременно являются специалистами и по маркетингу, и по маркетинговым исследованиям. Маркетинговые исследования остались неотъемлемой частью маркетинга, в то же время входят в более широкую отрасль науки – информатику, впитывая её принципы и цели.

Одним из базовых требований маркетинга является обеспечение «прозрачности» рынка и «предсказуемости» его развития. Предпринимателю до выхода на рынок как минимум необходимо знать: емкость рынка, наличие и тип покупательского спроса, интенсивность конкуренции, конкурентоспособность своего товара, уровень и тенденции цен, реакцию покупателей не те или иные маркетинговые действия. Без этого, без учета рыночной ситуации предприниматель рискует потерпеть фиаско.

Без сбора достоверной информации и последующего её анализа маркетолог не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении потребностей покупателей. Сбор информации, её интерпретацию, оценочные и прогнозные расчеты, выполняемые для маркетинговых служб и руководства фирмы по их заказу, принято называть маркетинговыми исследованиями (marketing research).

Маркетинговые исследования – это инструмент маркетинга, или его информационно-аналитическое обеспечение, которое является неотъемлемой частью маркетинговой деятельности. Любая попытка оторвать информацию и её анализ от маркетинга или даже противопоставить их «чистому маркетингу» (под которым понимается только управление действиями фирмы на рынке) абсурдна.

Под маркетинговыми исследованиями понимается систематический сбор, отражение, анализ данных по разным аспектам маркетинговой деятельности и отчеты о результатах. Маркетинговые исследования применяются для поиска новых рыночных возможностей. Маркетинговые исследования можно также назвать коммуникационным каналом, связывающим фирму с внешней средой, это также и важнейший инструмент управления современной организацией. Маркетинговые исследования позволяют руководителям концентрировать усилия на кратко-, срочно-, долгосрочных решениях. Результаты исследований могут служить надежной информационной базой для планирования, разрешения проблем управления и контроля.

Как правило, маркетинговые исследования обходятся недешево. Ф.Котлер, например, утверждает, что бюджет маркетингового исследования составляет 1-2 % объема продаж фирмы1. И те, кто экономит на маркетинговых исследованиях, неизбежно несет убытки.

Маркетинговые исследования представляют собой более широкое понятие, которое включает направления:

  • исследование рынка сбыта;

  • исследование внутренней среды фирмы;

  • исследование маркетингового инструментария, его эффективности использования;

  • исследование рынка производительности сил;

  • исследование внешних сил;

  • организацию исследований на основе бенчмаркетинга и проведения маркетинговой разведки.

На крупных фирмах Запада, Японии, Америки потребовалось освоение новой функции и философии, связанной с поиском результатов практики на фирмах партнеров, конкурентов в смежных отраслях с целью их использования на собственных фирмах для повышения конкурентоспособности.

Бенчмаркетинг близок понятию разведки, которая имеет целью сбор конфиденциальной или полуконфиденциальной информации об изменении внешней среды маркетинга.


    1. ^ История (основные этапы) развития

маркетинговых исследований


Отдельные элементы исследований использовались ещё в XIX в., в 1879 г. рекламное агентство NW Ayer and Son провело опрос государственных чиновников, работающих в сфере сельского хозяйства. Это событие вошло в историю как может быть самое первое проведенное маркетинговое исследование на территории США. Однако потребовалось еще несколько десятилетий, для того чтобы в 1911 г. компания Curtis Publishing Company основала первый в истории отдел маркетинговых исследований. Спустя несколько лет подобные отделы были созданы в компаниях Swift and company b US Rubber Company.

В 1916 г. начало работать Eastman Research Bureau, обеспечивая информацией читателей журналов и распространителей. Среди первых клиентов были журналы: «Космополитен» и «Christian Herald». Через несколько лет клиентом бюро стала компания General Electric, которая заказывала исследования отношений потребителей к своей торговой марке.

С течением времени наблюдалось постоянное совершенствование приемов маркетинговых исследований. Развитие основных технологий маркетинговых исследований прошло через шесть этапов.

Первый этап, длившийся с 1880 – 1920 гг., – этап промышленной статистики. В этот период все более важное значение приобретали учетные формы работы с населением и получили развитие методы опроса. Герман Холлерит из Бюро переписи населения изобрел перфорированные бумажные карты, позволившие автоматизировать процедуру табулирования данных.

В этот период начали развиваться опросные методы исследований. Разработка вопросников и определение степени осведомленности с помощью интервью выдвинулись на первый план. После 1920 г. на многих крупных предприятиях Европы и США появились отделы по проведению рыночных исследований. Одним из первых получил признание метод измерения отношения читателей журнала «Cosmopolitan» к его содержанию и к опубликованной рекламе.

С 1920 – 1940 гг. шел второй этап развития методов случайной выборки, анкетирования и бихевиористических методик. Специалисты по исследованиям рынка научились проводить более эффективную выборку среди населения для опросов и составлять более совершенные анкеты.

К 1921 г. относится издание первой книги П. Байта, полностью посвященной маркетинговым исследованиям. Это время активного освоения методов выборки и появления большого числа социологических работ. В США не обошлось без оценок результатов исследований как шарлатанских, а на выборочный подход смотрели как на способ обмана потребителей. Но со временем непонимание было преодолено и методы вероятностных выборок стали применяться достаточно часто. В 1923 г. Дж.Гэллап, основатель крупнейшей в мире исследовательской группы Galiup, начал проводить измерения отношения читателей к рекламе. В том же 1923 г. Артур Нельсен – родоначальник глобальных международных исследований – ввел понятие «сегмент рынка».

К концу 30-х годов в США число компаний, использующих методы маркетинговых исследований, стало стремительно расти. После окончания Великой депрессии уже в годы Второй мировой войны маркетинговые исследования в США получили мощный подъем. Социологические исследования стали заказывать правительственные учреждения и армия. Один из известных социологов, Р. Лайкерт, возглавлял департамент по изучению общественного мнения и исследования отношений. В годы войны он перенес свою лабораторию в Мичиганский университет и основал известный во всем мире Survey Research Center.

Третий этап продолжался с 1940 – 1950 гг. и связан он с появлением у руководства интереса к маркетинговым исследованиям. Руководство компаний заинтересовалось исследованиями рынка не просто как процессом сбора информации, а как инструментом совершенствования процесса принятия решений. С этого момента в обиход вводится понятие маркетингового исследования, которое прежде называли исследованием рынка.

После войны в США начался стремительный рост маркетинговых и исследовательских компаний.

Европе в послевоенное время было не до исследований; шло активное восстановление экономики. Все же маркетинговая деятельность не замерла в годы войны в Англии, и она являлась безусловным лидером в послевоенной Европе. Быстрее других стран сориентировались Франция, Голландия, Скандинавские страны. Очень большой исследовательский проект проводился в связи с планом Маршалла по восстановлению европейской экономики. Участие в нем дало возможность многим европейцам приобрести практические навыки исследовательской работы. Первые самостоятельные работы были просты и незамысловаты: опросы общественного мнения, разработка вопросников, консультации руководителей фирм, изучение потребительских товаров.

Одним из идейных проводников маркетинговых исследований был ESOMAR; Европейская комиссия по изучению общественного мнения, нидерландский институт общественного мнения – NIPO, всемирная ассоциация по изучению общественного мнения (WA POR), все они одними из первых профессионально начали заниматься этими маркетинговыми исследованиями.

Четвертый этап, продолжавшийся с 1950 – 1960 гг., получил название этапа экспериментирования. В этот период специалисты по маркетинговым исследованиям начали применять экспериментирования методики и осуществлять более углубленный подход к решению вопросов маркетинга.

В начале 60-х годов во всех странах Старого Света поднялась волна по проведению и использованию маркетинговых исследований. Сильный толчок становлению маркетинговых исследований в Европе дал энергетический кризис начала 70-х. Полагают, что именно в середине 70-х годов кризис подтолкнул Германию к развитию маркетинговых исследований.

В настоящее время в Европе сформировалась целая индустрия по проведению рыночных и маркетинговых исследований.

Пятый этап с 1960 – 1970 гг. был назван этапом компьютерного анализа и количественных методик. В это время специалисты обратили свое внимание на построение математических моделей принятия маркетинговых решений и применение компьютера для анализа маркетинговой информации и процесса принятия решений.

Шестой этап с 1970 г. продолжающийся по настоящее время связан с развитием теории массового обслуживания потребителей. Специалисты по маркетинговым исследованиям заметно усовершенствовали понятия и методы качественных исследований, имеющих целью предсказывать и объяснять поведение потребителей.

Значительный прогресс достигнут в последние годы в использовании компьютерных приложений для маркетинговых исследований. Socratic Software разработал пакет Visual Q, который, базируясь на Windows, позволяет конструировать вопросники, используя библиотеку вопросов и шкал, включая весьма сложные конструкции. Пакеты программ позволяют проводить обработку заполненных анкет на основе их сканирования.

Внедряются системы CATI (computer-aided telephone interviewing) и CAPI (computer-aided personal interviewing), с помощью которых возможно ускорять и усовершенствовать процесс интервьюирования и обработки результатов.


    1. ^ Основные задачи и объекты

маркетинговых исследований


Задачи, которые приходится решать в процессе проведения маркетинговых исследований, очень разнообразны и зависят от размера организационных структур управления, основной философии фирмы. Главная задача маркетинговых исследований сводится к оказанию помощи менеджерам в принятии более правильных решений по текущим вопросам во всех сферах деятельности. Эта высшая задача заключается в разработке общего, целостного представления о структуре, закономерностях динамики рынка; обосновании возможностей предприятия для более эффективной его адаптации к рынку, к конечным требованиям потребителя.

Главная задача может распадаться и структурироваться на производные подзадачи. Все это можно оформить в дерево задач (целей), где последние могут быть независимыми друг от друга, либо соподчиненными. Процесс построения такого дерева очень трудоемок, но это позволяет более рационально организовывать процесс постановки задач и их управления. Ниже приводится один из примеров такого дерева задач (целей) маркетинговых исследований.








Формирование данных

для разработки дизайна МИС




Получение данных о структуре партнеров фирмы на рынке




Получение данных о конкурентах




Получение данных о ценах в системе «затраты – цены – прибыль»




Получение данных о характеристиках рынка




Получение данных о системе стимулирования сбыта и рекламе




Получение данных о товаре и его имидже на рынке




Получение данных о поведении и мотивах потребителя




Получение данных о системе товародвижения и объема продаж




Получение данных о внутренней среде







Получение данных о внешней среде

Подготовка данных для обоснования проведения маркетинговой разведки







Подготовка данных к обоснованию необходимости организации бечмаркетинга

Подготовка информации о структуре и динамике рынка







Подготовка информации для заключения о необходимости и возможностях маркетинговых мероприятий

Анализ полученной информации







Формирование информации для разработки концепции о динамике рынка

Синтез полученной информации







Формирование информации для обоснования динамики поведения фирмы







Главная задача (цель)





Рис. 1. Дерево задач (целей) маркетингового исследования фирмы


Разнообразие задач и целей зависит также от вида предпринимаемых маркетинговых исследований и от объектов предполагаемых исследований. В табл. 1 приводится одна из подобных классификаций.


Таблица 1

Цели и объекты практических маркетинговых исследований

№ п/п

Виды исследований

Объекты исследований

1

Макросреда цель – экономические тенденции

Тенденции и процессы. Анализ изменения экономических, политических, экологических, демографических и других факторов. Структура рынка, география, емкость, барьеры, риски и др.

2

Потребители (цель – сегментация потребителей, выбор целевых сегментов)

Доходы, социальное положение, образование, пол, возрастной состав и др. Индивидуальные потребители, семьи, организации, фирмы

3

Структура рынка (цель – получение сведений о партнёрах и конкурентах)

Структура потребления, обеспеченность товарами, тенденция спроса.

Конкуренты, сильные и слабые стороны их доля рынка, их финансовые, материальные и иные возможности, структура управления и персоналом.

Фирмы-покупатели.

Фирмы-посредники.

Финансовые, рекламные, страховые, транспортно-экспедиционные, юридические, консультативные и другие фирмы

4

Товарные рынки (цель – повысить конкурентоспособность своего товара)

Технико-экономические показатели и качество товара.

Спрос – предложение и конкурентоспособность.

Потребительские качества (цена, дизайн, сервис и т.д.)

Товары-аналоги, товары-конкуренты и заменители, товарный ассортимент, соответствие нормам, сертификатам, патентам, реакция на новые товары, этапы жизненного цикла товара

5

Цены (цель – определение цены, дающей максимальные прибыли) и удовлетворение потребностей

Затраты на производство и сбыт.

Эластичность спроса.

Влияние ценовой конкуренции;

отношение цена / прибыль

6

Стимулирование сбыта и реклама (цель – выработка политики «паблик рилейшнз»)

Как и когда лучше стимулировать сбыт, как лучше и эффективнее организовать рекламу.

Отношение общественности к товару.

Эффективность конкурсов, скидок, премий и других льгот

7

Внутренняя среда предприятия

Состояние предприятия, его экономика, продажи, коммуникации.

Внутренние и внешние факторы среды


В целом важно отметить, что маркетинговые исследования позволяют:

  • уменьшить неопределенность внешней среды и минимизировать риск в процессе планирования;

  • отслеживать процесс реализации планов;

  • добывать, перерабатывать информацию, доводить её до потребителя и обратно к производителю.

Анализируя многообразие задач маркетинговых исследований, можно выделить наиболее важное.

Основные задачи маркетинговых исследований:

  • Добыча необходимой информации.

  • Организация связи через информацию потребителя и производителя (информационно-связующие).

  • Уменьшение неопределенности и минимизация риска в процессе планирования.

  • Обеспечение устойчивого конкурентного положения фирмы, товара.

  • Отслеживание процесса реализации планов.

  • В конечном счете, задача любого маркетингового исследования сводится к определению особенностей поведения выбранной группы потребителей, оценке их потребностей.

  • В оказание помощи менеджером в принятии более правильных решений по текущим вопросам во всех сферах деятельности.


Контрольные вопросы и задания

  1. С какими причинами связано появление дисциплины «Маркетинговые исследования»?

  2. С какой концепцией маркетинга совпадает появление отделов, подразделений по маркетинговым исследованиям?

  3. Дайте определение маркетинговых исследований.

  4. Объясните, почему маркетинговые исследования можно считать коммуникационным каналом?

  5. Какие направления включают в себя маркетинговые исследования?

  6. Что представляет собой бенчмаркетинг, как важнейшее направление современных маркетинговых исследований?

  7. Подробно изложите основные этапы становления маркетинговых исследований.

  8. Назовите основные задачи маркетинговых исследований.

  9. Сформируйте дерево целей маркетинговых исследований.

  10. В чем проявляется эффективность маркетингового исследования:

а) в экономном расходовании службой маркетинга финансовых средств фирмы;

б) в достижении цели, поставленной маркетологом фирмы;

в) в проведении маркетингового исследования в соответствии с планом в установленные сроки.


Глава 2. ПРОЦЕСС МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


    1. Основные этапы процесса маркетинговых исследований

    2. Определения проблемы и целей исследования

    3. Разработка плана (программы) исследования

    4. Реализация плана исследований

    5. Анализ полученных результатов




    1. Основные этапы процесса маркетинговых исследований


Процесс проведения маркетинговых исследований идентичен для любого вида маркетинговых исследований и включает в себя следующие этапы:

  1. Определения проблемы и целей исследования.

    1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.

    2. Определение проблемы.

    3. Формулирование целей маркетинговых исследований.

  2. Разработка плана (программы) исследований.

    1. Выбор методов проведения исследований.

    2. Определение типа требуемой информации и источников её получения.

    3. Определения метода сбора необходимых данных.

    4. Разработка форм для сбора данных.

    5. Разработка выборочного плана и определение объема выборки.

  3. Реализация плана исследований.

    1. Сбор данных.

    2. Анализ данных.

IV. Интерпретация полученных результатов и их доведение до руководства (подготовка и презентация заключительного отчета).

Процесс маркетинговых исследований может быть изображен следующей схемой (рис. 2.).

Остановимся на определение потребности в маркетинговых исследованиях. Для определения потребности в проведении маркетинговых исследованиях все организации должны проводить мониторинг их внешних сред.







Рис. 2. Процесс маркетингового исследования


Такая информация позволяет руководству оценивать соответствуют ли результаты их текущей оперативной деятельности и запланированным целям, изменилась ли система ценностей потребителей и их стиль жизни.

Мониторинг может осуществляться формальными и неформальными способами (используя маркетинговую информационную систему или традиционную систему контроля за финансами, или же владелец фирмы сам может отслеживать влияние внешней среды).

Во многих случаях может не возникнуть потребности в проведении маркетинговых исследований. Это возможно в следующих ситуациях, когда:

  • информация уже имеется в распоряжении у руководства, например, через компьютерную сеть;

  • существует недостаток времени в проведении маркетинговых исследований (некоторые маркетинговые исследования требуют больших затрат времени: недель, месяцев);

  • отсутствуют необходимые ресурсы (нет денежных средств, необходимо переучивать персонал);

  • затраты превышают ценность результатов маркетинговых исследований (даже при наличии необходимых ресурсов, ряд решений, принимаемых на основе маркетинговых исследований, оказывает слабое влияние на объем реализации, прибыль, лояльность потребителей).

На стадии определения потребностей мониторинг внешней среды скорее выявляет проблемы – симптомы, то не способствует формированию базовых, важнейших проблем.


    1. ^ Определения проблемы и целей исследования


Маркетинговые исследования невозможно проводить без четкого знания и определения проблемы. «Проблема – отмечает Ф. Котлер – это осознание противоречия между знанием и незнанием»2 Хорошо сформулированная проблема это не только залог успеха, но и половина сделанного дела.

Четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования. Часто перед специалистами по маркетингу не ставится определенных проблем, есть только констатация фактов, что например объем продаж падает, а доля рынка уменьшается.

На этом этапе рекомендуется предварительное изучение проблемы. Это позволяет получить первые представления об изучаемой области, определить возможный ход работ. Предварительный процесс осуществляется с помощью опросов экспертов, изучения литературы, групповых дискуссий.

Определению проблемы предшествует уточнения целей исследований, которые могут быть:

  • поисковыми;

  • описательными;

  • экспериментальными;

  • комплексными.

Цели позволяют уменьшить неопределенность и риск и следить за процессом реализации планов.

Поисковые цели предусматривают сбор предварительных данных, освещающих проблему и помогающих выработать гипотезу. Выработка гипотезы необходима для последующей статистической проверки.

Например, в качестве проблемы следует брать проблему не очистки питьевой воды, а обеспечение потребителей чистой питьевой водой и разрешением этой ситуации может быть не только производство фильтрующих систем доочистки воды, но и продажа бутилированной или минеральной воды.

Описательные цели отражают определенные явления.

Например, выявить численность населения, пользующегося фильтрующими системами питьевой воды.

Экспериментальные цели ставятся для проверки гипотез о причинено-следственных связях.

Комплексные цели представляют сочетание различных целей.


    1. ^ Разработка плана (программы) исследования


От того, как предприятию или предпринимателю удается уговорить заказчика, в какие сроки, за какие деньги необходимо проводить исследования зависит успех последних. Можно, конечно, и «устно» уговаривать заказчика, но письменный документ оказывает гораздо большее влияние.

Эти проблемы и призвана разрешать программа маркетинговых исследований. Данный документ рассматривает исследуемую (проблему), ситуацию и процедуру ее изучения. В этом документе содержатся теоретическо-методологические предпосылки, гипотезы, основные задачи исследования, методика и техника сбора и обработки информации.

Разработка подобных программа позволяет маркетологу:

Во-первых, сформировать системный взгляд на проблему.

Во-вторых, выявить объективные границы применения того или иного метода и возможные организационные сложности.

В-третьих, подобрать оптимальный вариант решения маркетинговых задач.

В конечном итоге, маркетинговая программа составляет основной аргумент маркетолога при предъявлении претензий.

Каким же образом построить хорошую программу маркетинговых исследований? Очень много зависит от характера поставленных задач, объема предварительной информации маркетинговой грамотности и от профессионализма заказчика.

Программа-план маркетинговых исследований должена прежде всего включать в себя три основные раздела:

  1. Методологический (содержащий краткий предварительный анализ исследуемой проблемы, определения основных целей и задач исследования, описания рабочих гипотез).

  2. Методический (содержащий аргументированное обоснование конкретных методов сбора и анализа данных).

  3. Рабочий план (этапы, сроки проведения и стоимость исследования).


^ 2.4. Реализация плана исследований


Этот этап, напоминаем, включает в себя сбор информации и ее анализ. Процесс реализации плана маркетинговых исследований, как правило, требует самых больших исследований и служит источником максимальных ошибок.

При сборе статистических данных возникает ряд недочетов и проблем:

во-первых, некоторых респондентов может не оказаться в условленном месте и с ними приходится связываться повторно или заменять;

во-вторых, некоторые респонденты могут отказаться от сотрудничества или давать предвзятые заведомо ложные ответы.

Благодаря современным вычислительным и телекоммуникационным технологиям методы сбора данных развиваются и совершенствуются.

Некоторые фирмы проводят опросы из одного центра. В этом случае профессиональные интервьюеры сидят в кабинетах и набирают случайные телефонные номера. Если они слышат ответ абонентов, интервьюера, поднявшего трубку просят ответить на несколько вопросов. Последние зачитываются с экрана монитора компьютера и набираются ответы респондентов на клавиатуре. Такой метод исключает необходимость в оформлении и кодировки данных, уменьшает число ошибок.

Другие исследовательские фирмы устанавливают интерактивные терминалы в товарных центрах. Любой желающий ответить на вопросы может, сев за терминал. Следя за передаваемой по каналам телевидения рекламой, можно связать ее с изменениями в составе товаров, приобретаемых участниками исследования.


^ 2.5. Анализ полученных результатов


Еще при составлении программы (плана) необходимо исследователям указать, в какой форме будут представляться результаты: во-первых, это нужно знать заказчику (ведь он платит деньги); во-вторых, сам маркетолог должен быть уверен, что от него не будут требовать все новых и новых доработок.

Традиционными видами отчетных материалов по результатам маркетинговых исследований являются:

  • основной аналитический отчет, содержащий подробную информацию обо всех аспектах исследования (методическом, организационном, содержательном);

  • краткий отчет (резюме), содержащий основные выводы, которые должны лечь в основу будущих маркетинговых решений;

  • устная презентация.

Отчет отражает результаты выполненного исследования и должен содержать следующую информацию:

    1. Основные данные – для кого, когда и кем проводилось исследование, его цель, с указанием субподрядчиков и консультантов.

    2. Предмет исследования – описание предполагаемого и фактического охвата проблемы (полностью или частично), размер, характер предмета исследования, запланированные и фактические полученные данные, детали применяемого метода исследования.

    3. Описание сбора данных – метод сбора данных и способ контроля качества проведения полевых исследований, описание штата сотрудников – участников полевых исследований, период сбора информации.

    4. Представление результатов исследования – важнейшие выводы, полученные по итогам исследования, комментарий по поводу возможного искажения результатов, статистические границы допустимых погрешностей в отношении основных итогов.


Контрольные вопросы и задания

  1. Перечислите основные этапы процесса маркетинговых исследований.

  2. Раскройте особенности определения проблемы и целей исследования.

  3. Дайте характеристику поисковых, описательных и экспериментальных целей.

  4. Какие разделы должен включать план (программа) маркетинговых исследований?

  5. С какими проблемами сталкивается маркетолог в процессе реализации плана маркетинговых исследований?

  6. В какой форме реализуется анализ полученных результатов?

  7. Какие ошибки наиболее часто встречаются в процессе маркетинговых исследований?

  8. Кто испытывает потребность в маркетинговой информации:

а) руководство фирмы;

б) налоговая служба;

в) статистические органы;


  1   2   3   4   5



Скачать файл (727.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru