Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Реферат - Страны Латинской Америки - файл 1.docx


Реферат - Страны Латинской Америки
скачать (45.4 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx46kb.17.11.2011 07:23скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Страны Латинской Америки во второй половине XX – начале XXI века


План:


Социально-экономическое развитие стран Латинской Америки в XX веке

А) Общая характеристика и основные тенденции

Б) Особенности развития отдельных государств

Политическое развитие стран Латинской Америки в XX веке

А) Общая характеристика и основные тенденции

Б) Особенности развития отдельных государств

Страны Латинской Америки в современной системе международных отношений

Список использованной литературы


^ Социально-экономическое развитие стран Латинской Америки в XX веке


А) Общая характеристика и основные тенденции


Период развития

Характеристика основных тенденций

Первая половина XX века

Стабильное развитие, обусловленное устойчивыми доходами от экспорта

Преобладание аграрно-сырьевого экспортного хозяйства

Иностранный капитал

Дефицит госбюджета

Почти вся внешняя торговля реализовывалась морскими путями

Внутренняя торговля производилась лишь между крупными городскими центрами

Усилившийся приток иностранных товаров и капиталов тормозил развитие пока еще слабой местной промышленности

К концу 20-х годов резервы эффективного роста экономики на экстенсивной основе оказались в значительной мере исчерпанными. Стала проявляться тенденция к стагнации сельскохозяйственного производства

К 1929 г. общая сумма иностранных капиталовложений возросла до 15 млрд. долл., т. е. более чем в полтора раза по сравнению с довоенным уровнем. Таким образом, увеличивается доля иностранного капитала

Население сконцентрировано лишь в тех местах, где можно производить или добывать товары и откуда с наибольшей легкостью можно отправлять их на инос

транные рынки

Низкий жизненный уровень широких народных масс

Вторая половина XX века

Ускорение темпов индустриализации в первый послевоенный период

Концентрация и сращивание промышленного и банковского капитала, возникновение групп финансовой олигархии.

Быстрыми, по сравнению с довоенными, темпами росло производство промышленных изделий, из аграрного, каким он был со 2-й мировой войны, регион в целом превратился в аграрно-индустриалъный

Восстановительный процесс, начавшийся в западноевропейских странах, снятие ограничений военного времени, возобновление нарушенных войной рыночных связей,63 расширение спроса на гражданские товары и общее расширение международного капиталистического рынка, открыли "зеленую улицу" экспорту латиноамериканских стран

Значительный рост экспорта – в 1948г. доля латиноамериканских государств в мировом экспорте увеличилась до 12% против 8% в 1938г. Стоимость латиноамериканского экспорта увеличилась за эти 10 лет с 1,7 млрд. до 6,5 млрд. долларов

Латинская Америка оставалась для США главной сферой приложения капиталов.


Экономика латиноамериканских стран по-прежнему была зависимой от США, которые стремились сохранить этот район в роли поставщика сырья и полуфабрикатов

Низкий жизненный уровень широких народных масс

Выросла доля самодеятельного населения, занятого в промышленности и строительстве

Рост занятости в сфере обслуживания

Увеличение занятых на промышленных предприятиях

Высокой степени достиг процесс классовой дифференциации

Взвинчивание цен на нефть в 1970-х повысило неустойчивость национальных валют, снизило конкурентоспособность латиноамериканской экспортной продукции, замедлило развитие промышленного экспорта, послужило толчком к росту инфляции на национальном и международном уровнях

В результате резкого удорожания промышленных товаров усилилось действие механизма "ножниц цен". Возросла потребность в источниках финансирования; в том числе за счет международного рынка ссудных капиталов, где широкое обращение получили нефтедоллары

Большинство латиноамериканских стран вошли в кризисные 1980-е годы ослабленными экономически и социально, что предопределило глубокий и затяжной характер кризисных процессов. Сокращение финансовых ресурсов еще более ограничило возможность латиноамериканских стран в плане внедрения новых технологий и модернизации промышленности

Национальные предпринимательские круги и госпредприятия оказались, не в состоянии обеспечить высокие темпы научно-технического прогресса и совершенствования производства, чтобы сделать его более конкурентоспособным на международной арене и более эффективным в национальном масштабе

Для внешней торговли Латинской Америки 80-х гг. характерны недостаточная и непропорциональная динамика экспорта, сокращение импорта и ухудшение соотношения цен

Резко обострилась проблема внешней задолженности Латинской Америки (1981г. - 287,8 млрд. долларов, 1987г. - 410 млрд. долларов)

Экономический кризис привел в ряде случаев к модификации правовых норм в отношении деятельности иностранного капитала, усилил процесс транснационализации экономики, подтолкнул латиноамериканские страны к неолиберальным моделям развития, хотя к этому они еще не были готовы

Большие "издержки" при переходе к "открытой экономике"

Рост социальной напряженности


Б) Особенности развития отдельных государств


Государство Латинской Америки

Особенность развития

Аргентина




Страна превратилась в одного из крупнейших в мире экспортеров зерна и мяса

Экономическая политика правительства Перона была направлена на развитие промышленности

До последних лет существования режима цены на сельскохозяйственную продукцию удерживались на очень низком уровне, несмотря на высокие цены на мировом рынке.

Перон национализировал некоторые предприятия, принадлежавшие иностранцам. Перон выкупил в США телефонную сеть и экспроприировал без выплаты компенсаций некоторые другие коммунальные предприятия, находившиеся в американской собственности

Пытаясь ограничить рост заработной платы при одновременном замораживании цен, правительство способствовало привлечению иностранных 

капиталовложений, особенно в нефтяную промышленность

Артуро Фрондиси разработал и ввел в действие двучленную программу стабилизации цен и развития экономики; после того как правительство приняло большую часть антиинфляционной программы Международного валютного фонда, страна получила финансовую помощь МВФ и США

Примерно с середины 1959 стабилизировался курс песо, замедлился рост цен, страна почти полностью обеспечивала себя нефтью, были произведены значительные капиталовложения в автомобильную, химическую и металлургическую промышленность

Когда в стране установилась военная диктатура, рост цен составлял более 300% в год. Правительство взяло курс на жесткую экономию, который включал меры по резкому сокращению правительственных расходов, налагал ограничения на повышение заработной платы и устанавливала новые, более свободные законы, облегчавшие условия для иностранных инвестиций. Однако и к 1980 в стране продолжала свирепствовать инфляция, цены удваивались ежегодно, росла безработица. Весной 1980 произошел крах трех из десяти крупнейших банков страны.

Деятельность хунты привела к образованию огромного внешнего долга; эти деньги были истрачены на закупку вооружения, а также иностранной валюты – последняя приобреталась в основном для того, чтобы дать возможность богатым аргентинцам перевести свои деньги за границу

В начале 1983 Аргентина находилась в состоянии острого экономического кризиса. Цены удваивались каждые 5 месяцев, уровень жизни быстро падал, и страна была не в состоянии производить выплаты по своим внешним долгам



Боливия

В августе 1952, утверждая принципы всеобщего избирательного права для взрослого населения, правительство предоставило право голоса индейцам. Годом позже, в порядке осуществления земельной реформы, было проведено отчуждение крупных земельных владений и наделение индейцев небольшими участками земли. Были начаты широкие программы по распространению образования среди индейцев; в деревнях строились больницы и организовывались крестьянские кооперативы

Снижение производительности рудников как следствие снижения цен на олово на мировом рынке, амбициозные программы экономического развития, коррупция, отток из страны капитала, как иностранного, так и национального, и отчасти даже переход индейцев от натурального хозяйства к рыночному, - все это вместе привело к галопирующей инфляции

При поддержке Международного валютного фонда и США правительство начало проведение программы стабилизации, включавшей ограничение роста заработной платы, отмену контроля над ценами на большинство товаров и ограничение правительственных расходов

Венесуэла

С начала 1920-х до конца 1960-х годов происходил быстрый рост нефтяной индустрии. Нефть обеспечивала более 90% доходов Венесуэлы от экспорта и 60% государственных доходов, составляя почти 25% ВВП; именно нефтью объясняется большой объём иностранных инвестиций

После падения диктатуры Хименеса в 1958 правительство взяло курс на более сбалансированное экономическое развитие. Увеличились затраты на образование, поощрялись капиталовложения в обрабатывающую промышленность, часть средств была направлена на развитие внутренних областей страны



Бразилия

Добыча золота и алмазов и сбора «естественных урожаев» в районе Амазонки

Во первой поло

вине XX в. Китобойным промыслом занимались от Баии до Санта-Катарины

Развитие путей сообщения шло параллельно заселению страны

Поставки на международные рынки тропических продуктов и драгоценных металлов

Порты, через которые осуществлялся экспорт, со временем становились и самыми крупными городами колонии. Имен

но экспортной торговле обязаны своим ростом и значением такие горо

да, как Рио-де-Жанейро, Баия, Ресифе (в Пернамбуко), Сан-Луис (Мараньян), Белем (Пара)


^ Политическое развитие стран Латинской Америки в XX веке


А) Общая характеристика и основные тенденции


^ Период развития

Характеристика основных тенденций

Перая половина XX века




Политическая обстановка в латиноамериканских республиках в 20-е годы складывалась по-разному в зависимости от конкретной ситуации и расстановки классовых и политических сил. В некоторых из них продолжали действовать либерально-реформистские правительства (Аргентина, Уругвай), в других их сменили диктаторские режимы (Куба, Чили), в третьих власть удерживали консервативные круги, выражавшие интересы помещичье-буржуазной олигархии, с соблюдением конституционных форм (Бразилия, Колумбия» либо в форме диктатуры (Венесуэла). Особой оставалась ситуация в Мексике, где существовал режим «революционного каудильизма».

Интеллигенция не только возглавила партии того или иного класса, но и впервые попыталась организовать и сформулировать в общенациональных проектах интересы оппозиционных правящей элите классов и слоев общества национальной буржуазии, крестьянства, рабочих и т.д. Так возникли на рубеже ХIХ-ХХ в. первые многоклассовые партии Гражданский радикальный союз Аргентины, Батльистская партия Уругвая, Кубинская революционная партия и др.



Вторая половина

XX века






Стачечные бои охватили Аргентину, Мексику, Уругвай, Чили, Бразилию и другие страны

Борьба рабочего класса проявилась в форме "голодных походов", стачек солидарности, захватов предприятий. Активное участие в забастовках принимали рабочие и служащие предприятий, принадлежащих иностранным компаниям

Участились случаи вооруженных выступлений, самовольного захвата и

раздела, земель латифундистов. Приняло широкий размах забастовочное движение сельскохозяйственных рабочих.

На многих межамериканских встречах и совещаниях, состоявшихся, в конце 60-х - начале 70-х годов отчетливо проявилась тенденциях созданию единого латиноамериканского блока против северного соседа - В рамках программы "Союз ради прогресса" Вашингтоном предусматривалось выделение крупных финансовых средств на нужды социально-экономического развития стран, континента. Однако реальность очень скоро показала, что американские монополии намерены использовать каналы экономической помощи для активного отстаивания своих интересов в ущерб национальным интересам латиноамериканских государств


Б) Особенности развития отдельных государств


Государство Латинской Америки

Особенность развития

Бразилия

Чтобы защитить свои интересы рабочие стали в 1920-х годах на путь организации рабочих профсоюзов и образования политических партий

Несмотря на то, что конституция была отменена Варгасом в 1937 году и заменена другой, она имеет несомненное значение, так как знаме

нует собой шаг вперед от владычества иностранных держав, под бременем которого страна находилась прежде в силу своей за

висимости от иностранных займов

Отличие конституции 1937 года от консти

туции 1934 года заключалось в том, что она сосредоточила гораздо боль

ше власти в руках федерального правительства. По форме конституция являлась федерально-республиканской

Варгас ввел в действие в 1943 году трудовой кодекс — хартию, которая принадлежит к числу наиболее прогрессивных кодексов в мире

Недоволь

ство в среде рабочего класса подготовило почву для расширения влияния коммунистической партии. С особой очевидностью это обнаружилось на состоявшихся в январе 1947 года выборах в конгресс и органы власти штатов и муниципалитетов

Установившийся в Бразилии режим авторитарного правления имел некоторые характерные особенности. Во-первых, в стране не было единоличной диктатуры: генералы сменяли друг друга на посту главы государства, пребывая у власти в течение строго отмеренных сроков. Во-вторых, несмотря на отмену политических свобод и на царившее беззаконие, в стране продолжал работать парламент в рамках узаконенной двухпартийной системы.

Кризис авторитаризма был обусловлен целым рядом факторов, наиоболее значительными из которых стали экономический кризис, кризис налоговой системы, требования установления демократического строя, которые выдвигали представители различных слоев общества, становившегося все более активным и многоплановым.

Аргентина

Правительство Иригойена уделяло большое внимание вопросам социального обеспечения и образования. Иригойен сумел отстоять нейтралитет Аргентины во время Первой мировой войны

К противникам режима Перона применялись жесткие меры. Правительственными декретами, принятыми в конце 1943, временные ограничения свободы печати были узаконены, а все политические партии объявлены вне закона

В области внутренней политики Фрондиси попытался объединить в единое движение сторонников собственной группировки – непримиримых, перонистов и некоторых других. Потерпев неудачу, он пошел на легализацию так называемых неоперонистских партий в большинстве провинций


Венесуэла

^ В 1913 году были подавлены два антиправительственных мятежа, после чего Х.Гомес запретил все политические партии и профсоюзы и установил в стране режим кровавого террора

В 1929 мировой экономический кризис резко сократил добычу нефти, вызвав безработицу и выступления против диктатуры Х.Гомеса, в которых активно участвовали представители либеральной буржуазии, интеллигенции, студенчества

1936 год. Либерализация режима, в стране разрешена деятельность профсоюзов, развернулись работы по выполнению программ образования, здравоохранения и совершенствования организации общественных работ. Принята новая, более либеральная, конституция страны.




Страны Латинской Америки в современной системе международных отношений



Общее

Особенное

Сегодня в большинстве стран Латинской Америки установлены демократические режимы, что делает страны региона более привлекательными партнерам в глазах западных стран. Но при этом многие страны столкнулись с определёнными проблемами, которые вызваны некоторой нестабильностью политической системы, колебаниями экономических показателей, ростом бедности, наркотрафика и общего роста преступности.

На сегодняшний день более чем в половине стран Латинской Америки (если быть точнее, в четырнадцати) у власти находятся политики левой ориентации. Многие исследователи отмечают, что в левые движения в Латинской Америке по содержанию и направлению своей деятельности отличаются от восточных и западноевропейских аналогов, где левые партии, конечно, присутствуют в политике, но не являются определяющими. За одиннадцать лет – с 1998-го – по 2009-й годы в четырнадцати странах Латинской Америки (в Венесуэле – трижды, Бразилии, Чили, Аргентине – дважды, Уругвае, Боливии, Эквадоре, Никарагуа, Перу, Коста-Рике, Панаме, Гватемале, Парагвае, Сальвадоре) к власти приходят левые правительства, причем демократическим, конституционным путем.

Условно левое движение в Латинской Америке можно разделить на три группы. Во-первых, это так называемые «левые фундаменталисты» (ассоциирующие глобализацию с империализмом, выдвигающие лозунги «фронтального столкновения»). Во-вторых, это «левые популисты», для которых наиболее всего важны отношения с электоратом и завоеванная ими верховная власть. Примерами являются режимы У. Чавеса в Венесуэле, Э. Моралеса в Боливии. Третья группа представлена «левыми реформаторами» (или умеренными левыми), которые не идут на «фронтальный разрыв» с правыми консерваторами, принимают экономический неолиберализм, хотя и признают его ограниченность в социальной сфере, но одновременно делают шаги на пути искоренения бедности и «социальной исключенности». Воплощением данной разновидности левых называют правящую в Бразилии Партию трудящихся, правящий в Чили межпартийный блок «Консертасьон», правительства Н. Киршнера в Аргентине и Т. Васкеса в Уругвае.

В 2005 г. Венесуэла и Куба объявили о создании интеграционного проекта, получившего название "Боливарианская альтернатива для Латинской Америки" (АЛБА), который позиционируется как идеологическая альтернатива Американской зоне свободной торговли. В 2006 г. после прихода к власти Эво Моралеса к проекту присоединилась Боливия. Сегодня в нее входят Венесуэла, Куба, Боливия, Гондурас, Никарагуа и Доминиканская республика, а также Эквадор (имеет статус наблюдателя).

АЛБА кладет в основу своей деятельности принцип "кооперативных преимуществ", который противопоставляется концепции "сравнительных преимуществ". Модель "кооперативных преимуществ" предполагает устранение неравенства в развитии через различные компенсационные механизмы. Так Венесуэла поставляет Кубе нефть по сниженным ценам (также как и многим другим странам Карибского бассейна), а Куба в свою очередь развернула в Венесуэле сотни бесплатных медицинских учреждений, в том числе оборудованных самым передовым медицинским оборудованием. В декабре 2008 г. министры финансов стран-членов АЛБА предприняли первые шаги по созданию единой валютной зоны (сукре) в регионе (решение о её введении было принято 26 ноября в Каракасе участниками третьего внеочередного саммита стран-членов АЛБА для противодействия финансовому кризису). Участники АЛБА рассчитывают использовать сукре для реализации совместных экономических проектов, избавления от долларовой зависимости.

Отношения с Соединенными Штатами сохраняют свое приоритетное значение для стран латиноамериканского региона. США остаются главным торговым партнером, экспорт товаров из США составляет 150 млрд. долларов в год. США также занимают ведущее место по размерам инвестиций.

Однако можно отметить некоторое противодействие американскому курсу. Прежде всего, оно исходит из Кубы, Венесуэлы и Боливии.

Сегодня в латиноамериканских странах понимают, что построение «социальной экономики», для чего и осуществляется так называемый «левый поворот», усилит позиции региона в мире и поможет превратиться в одного из крупных лидеров нового многополярного мира, стремящегося согласовать собственные интересы с глобальными без ущемления тех или других. Для того, чтобы дистанцироваться в некоторых вопросах от мнения США страны региона стремятся укрепить свои экономические и политические связи с такими странами, как Китай, Россия, Индия, Япония и другими 

странами. Однако, по тому, с кем латиноамериканские страны пытаются улучшить свои связи, так же можно судить о степени влияния США на страну. Так, например, Венесуэла, где проводится открытая антиамериканская политика, налаживает свои отношения в первую очередь с Россией и Китаем, которые так же известны своими расхождениями с США по многим вопросам.

Однако страны Латинской Америки пока не могут полностью отказаться от помощи, оказываемой США, пусть и на неравноправных условиях. Скорее всего, в ближайшие несколько лет полная независимость стран Латинской Америки от внешней политики США достигнута не будет. За первое десятилетие XXI века произошли заметные сдвиги в отношениях между странами Латинской Америки и их бывшей метрополией, они достигли значительного уровня и образовали автономное направление во внешнеполитической деятельности, как Испании, так и большой группы латиноамериканских стран. Развитию отношений способствовали их взаимные интересы, а также ряд таких причин, как культурно-исторические традиции, общность религии и языка.






Бразилия добивается статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН. В 2006 году обострились отношения с Боливией, которая национализировала месторождения газа

Аргентина. Обострились отношения с соседним Уругваем, который начал строительство целлюлозно-бумажных предприятий на границе. Аргентина претендует на Фолклендские острова, которые являются заморской территорией Великобритании

Чили - ключевой игрок в регионе, но нерешенными остаются ее территориальные споры с Перу и Боливией (с последней - вокруг выхода к Тихому океану)

США и ЕС требуют демократических реформ и критикуют кубинские власти за нарушение прав человека; важным союзником Кубы стала Венесуэла, где к власти пришел Уго Чавес

Сегодня, рост американского влияния в одних странах (например, в Колумбии) вызывает ответную реакцию в виде усиленного вооружения ряда латиноамериканских стран. Помимо Венесуэлы, демонстративно закупившей 100 тысяч автоматов АК-103 и АК-104, а также технологии производств ряда вооружений, свой военный бюджет увеличили Бразилия и Уругвай.






Список использованной литературы

- Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век. Под редакцией А.М. Родригеса и М.В. Пономарева. Часть 1. – М., ВЛАДОС, 2001.

- Заболотный В. М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки. Конец ХХ – начало ХХ1 века. Учебное пособие для студентов. – М., 2004.

- Пономарев М.В., Смирнова С.Ю. Новая и новейшая история стран Европы и Америки. / Практическое пособие для вузов. – М., 2000. Часть 3.

- Международные экономические отношения. – М.: Дрофа, 2000.


Скачать файл (45.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru