Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Бухгалтерская финансовая отчетность - файл 1.doc


Лекции - Бухгалтерская финансовая отчетность
скачать (1425 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1425kb.17.11.2011 07:45скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6   7   8
Реклама MarketGid:
Загрузка...
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИИ БУХГАЛТЕРСКОЙ

(ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ


    1. Понятие, назначение и основные задачи

бухгалтерской отчетности


Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.

Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса на предприятии. Она составляется на основании данных всех видов учета – бухгалтерского, статистического и оперативно-технического.

Органическая связь между бухгалтерским учетом и отчетностью устанавливается лишь в том случае, когда получаемые в учете итоговые данные вливаются в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных показателей.

Весь процесс бухгалтерского учета в целом состоит из 4-х основных стадий.


На первой стадии происходит документирование различных хозяйственных фактов (деловых сделок); на второй стадии – учетные данные классифицируются и отражаются на счетах бухгалтерского учета в учетных регистрах, главной книге и т.д. На третьей стадии учетного процесса производится заполнение отчетных форм. На четвертой (заключительной) стадии проводится анализ хозяйственной деятельности организации, результаты которого используются, прежде всего, администрацией для оценки своей деятельности и принятия решений.


В условиях рыночной экономики любая коммерческая организация стремится к извлечению экономических выгод. Эта целевая направленность в деятельности является существенной в деловой активности организации. Концептуальной основой бухгалтерской отчетности организаций, ведущих свою деятельность в условиях рынка, является формирование отчетных показателей для внешних пользователей.

Поэтому бухгалтерская отчетность является важной предпосылкой организации эффективных деловых связей всех участников рыночных отношений. Недостаток информации, предоставляемой пользователям отчетности, может существенно ограничить приток дополнительного капитала как одного из источников расширения деятельности организации, если деловые партнеры не могут получить интересующие их сведения о финансовой устойчивости предприятия, его платежеспособности, перспективах развития.

Кроме этого, информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности необходима руководству организации для координации своей деятельности и принятия управленческих решений.


Поскольку в условиях рыночных отношений бухгалтерская отчетность служит, с одной стороны, интересам организации представляющей итоговую информацию о результатах своей деятельности, а с другой стороны – интересам всех заинтересованных внешних пользователей этой информации (инвесторов, кредиторов, банков, фискальных органов и т.д.), основными задачами бухгалтерской отчетности являются следующие:

  • составление отчетности всеми хозяйствующими субъектами, разных организационно-правовых форм и видов деятельности;

  • соблюдение субъектами при составлении отчетности базовых принципов и правил бухгалтерского учета с целью получения достоверной итоговой информации;

  • раскрытие в отчетности альтернативных вариантов способов и методов ведения бухгалтерского учета, принятых в учетной политике и влияющих на финансовое состояние организации;

  • соответствие международно признанным принципам бухгалтерской отчетности, особенно той, которая представляет интерес для зарубежных инвесторов.




    1. ^ Нормативное регулирование бухгалтерской отчетности


Бухгалтерский учет в России ведется согласно нормативным документам, которые имеют разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

В зависимости от назначения и статуса нормативные документы можно представить в разрезе 4-х уровней.

Законы и иные законодательные акты, регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организациях, формируют первый уровень нормативного регулирования бухгалтерского учета. К этой группе документов относятся:

  • ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129–ФЗ (с изменениями и дополнениями);

  • Гражданский кодекс РФ;

  • Налоговый кодекс РФ;

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом МФ РФ от 29.07.1998г. № 34н (в редакции приказа МФ РФ от 24.03.2000г. № 31н) и т.д.


Документы, содержащие принципы и базовые правила бухгалтерского учета конкретных операций по отдельным участкам и видам деятельности, относят ко второму уровню. Сюда можно включить национальные стандарты (положения) по бухгалтерскому учету (ПБУ).

По состоянию на 1.01.2011 г. действуют следующие стандарты:

  1. ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 № 106н.

  2. ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда». Утверждено приказом МФ РФ от 24.10.2008 г. № 116н.

  3. ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом МФ РФ от 27.11.2006г. № 154н.

  4. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.07.1999г. № 43н.

  5. ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Утверждено приказом МФ РФ от 09.06.2001г. № 44н.

  6. ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Утверждено приказом МФ РФ от 30.03.2001г. № 26н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом МФ РФ от 18.05.2002г. № 45н, от 12.12.2005г. № 147н).

  7. ПБУ 7/98 «События после отчетной даты». Утверждено приказом МФ РФ от 25.11.1998г. № 56н.

  8. ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности». Утверждено приказом МФ РФ от 28.11.2001г. № 96н.

  9. ПБУ 9/99 «Доходы организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.1999г. № 32н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МФ РФ от 30.12.1999г. №107н, от 30.03.2001г. № 27н, от 18.09.2006г. № 115н).

  10. ПБУ 10/99 «Расходы организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.05.1999г. № 33н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами МФ РФ от 30.12.1999г. № 107н, от 30.03.2001г. № 27н, от 18.09.2006г. № 115н).

  11. ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (приказ МФ РФ от 29.04.2008г. № 48н).

  12. ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам». Утверждено приказом МФ РФ от 08.11.2010г. № 143н.

  13. ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Утверждено приказом МФ РФ от 16.10.2000г. № 92н.

  14. ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов». Утверждено приказом МФ РФ от 27.12.2007г. № 153н.

  15. ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам». Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 № 107н.

  16. ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». Утверждено приказом МФ РФ от 02.07.2002г. № 66н.

  17. ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Утверждено приказом МФ РФ от 19.11.2002г. № 115н.

  18. ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Утверждено приказом МФ РФ от 19.11.2002г. № 114н.

  19. ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений». Утверждено приказом МФ РФ от 10.12.02 № 126н.

  20. ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности». Утверждено приказом МФ РФ от 24.11.2003г. № 105н.

  21. ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» Утверждено приказом МФ РФ от 06.10.2008 г. № 106н.

  22. ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности. Утверждено приказом МФ РФ от 28.06.2010г. № 63н.

Документы первого и второго уровня обязательны для всех организаций.

Третий уровень включает систему документов рекомендательного характера (методические рекомендации, инструкции, комментарии, письма МФ РФ и т.д.). Они разрабатываются на базе документов первых двух уровней и не должны им противоречить. К документам третьего уровня можно отнести:

  • Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом МФ РФ 13.06.1995г. № 49;

  • Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утверждены приказом МФ РФ от 13.10.2003г. № 91н и т.д.

К числу документов второго уровня можно отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцию по его применению, утвержденных приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н (в редакции изменений и дополнений, утвержденных приказом МФ РФ от 07.05.2003г. № 38н).

К четвертому уровню относят рабочие документы предприятия, раскрывающие учетную политику хозяйствующего субъекта. Они разрабатываются на основе документов первых трех уровней. К ним относятся:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;

  • формы первичных документов и учетных регистров и т.д.

В настоящее время формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности базируется на следующих основных законодательных и нормативных документах:

  1. ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

  2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Приказ МФ РФ от 29.07.1998г. № 34н (в редакции приказа МФ РФ от 24.03.2000г. № 31н) и т.д.

  3. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Утверждено приказом МФ РФ от 06.07.1999г. № 43н.

  4. «О формах бухгалтерской отчетности организаций». Приказ МФ РФ от 02.07.2010г. № 66н.

  5. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. Утверждены приказом МФ РФ от 31.10.2000г. № 94н (в редакции изменений и дополнений).

  6. Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций. Приказ МФ РФ от 20.05.2003г. № 44н.

Кроме этого, при формировании бухгалтерской отчетности организациям следует руководствоваться всеми положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Почти в каждом из них имеется специальный раздел «Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности».


1.3. Виды отчетности, ее классификация


Существуют различные виды отчетности:

  1. В зависимости от промежутков времени, за которые она составляется, различают отчетность месячную, квартальную, годовую. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной (п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ).

Квартальная бухгалтерская отчетность составляется за 1 квартал, полугодие и за 9 месяцев.

Годовая отчетность формируется за отчетный год и раскрывает все стороны хозяйственной деятельности организации.

  1. ^ По своему предмету отчетность подразделяется на общую и специальную.

Общая отчетность характеризует хозяйственную деятельность предприятия в целом.

Специальная отчетность отражает только определенные стороны предпринимательской деятельности (материально-техническое снабжение; состояние расчетов с дебиторами, кредиторами, подотчетными лицами и т.д.)

  1. ^ В зависимости от назначения отчетность может быть внешняя и внутренняя.

Внешняя отчетность служит средством информирования внешних пользователей – заинтересованных юридических и физических лиц о характере деятельности, доходности, имущественном положении организации. Внешняя бухгалтерская отчетность, в соответствии с международной практикой обязательно подлежит опубликованию, поэтому ее еще называют публичной.

Внутренняя бухгалтерская отчетность составляется для самого хозяйственного субъекта с целью оперативного и общего управления организацией, и вызвана потребностями хозяйства.

  1. ^ В зависимости от степени обобщения данных отчетность подразделяется на первичную, сводную, консолидированную.

Первичная отчетность составляется на основании данных текущего бухгалтерского учета одной организации.

Сводную отчетность формируют методом свода (суммирования) организации, имеющие филиалы и подразделения, выделенные на отдельные балансы.

Консолидированная отчетность представляет собой отчетность группы взаимосвязанных организаций, находящихся в определенных финансово-хозяйственных взаимоотношениях.

  1. ^ В зависимости от содержания отчетность делится на оперативную, бухгалтерскую (финансовую), статистическую и налоговую.

Оперативная отчетность характеризует отдельные фрагменты деятельности организации и служит для текущего контроля за хозяйственной деятельностью предприятия (отчет кассира о движении наличных денег в кассе, отчет о выполнении отгрузки и плана реализации продукции и т.д.). Ее содержание и назначение определяет сама организация. Для отражения информации в оперативной отчетности используются различные измерители: натуральные, трудовые, стоимостные.

Бухгалтерская отчетность формируется на основании данных синтетического и аналитического учета и подтверждается результатами инвентаризации. Поэтому данные представленные в бухгалтерской отчетности являются более достоверными в отличие от других видов. Эта отчетность рассматривает финансово-хозяйственную деятельность организации в целом.

^ Статистическая отчетность составляется по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета на основе единой методики и форм, установленных Госкомстатом РФ.

Она предназначена для обобщения и анализа данных в рамках различных сегментов (отраслей, регионов) или экономики в целом. В ней отражены отдельные стороны деятельности организации.

Налоговая отчетность представляется в органы налоговой службы и характеризует состояние обязательств организации, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей.

Существуют определенные отличия бухгалтерской отчетности от статистической. Бухгалтерская отчетность характеризует имущество и финансовое положение конкретной организации, и результаты ее хозяйственной деятельности. Каждая организация в данном случае рассматривается как юридически самостоятельный субъект.

В статистической отчетности организация раскрывается не только как отдельный субъект хозяйствования, но и как часть народного хозяйства в целом.

Бухгалтерская отчетность выражается только в стоимостном измерении, в то время как в статистической отчетности используются кроме стоимостных измерителей, еще натуральные и трудовые измерители.


^ 1.4. Правила составления бухгалтерской отчетности


Составление отчетности является завершающим этапом учетного процесса на предприятии.

В отчетности нарастающим итогом с начала года отражают имущественное и финансовое положение организации, результаты её деятельности за соответствующий период (квартал, год).

Поэтому при составлении бухгалтерской отчетности должны быть выполнены, прежде всего, следующие правила:

  1. Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики, исходя из порядка, установленного законодательством. Изменение учетной политики по сравнению с предыдущим годом должно быть оговорено в годовой бухгалтерской отчетности (пояснительная записка).

  2. Все хозяйственные операции, проведенные в отчетном периоде, а также результаты инвентаризации должны быть отражены полностью.

  3. Данные аналитического учета должны быть тождественны данным синтетического учета на 1-е число каждого месяца.

  4. Показатели бухгалтерских отчетов и балансов должны соответствовать данным синтетического и аналитического учета.

  5. Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. Если баланс на 1 января не соответствует заключительному балансу, причины этого несоответствия следует объяснить в пояснительной записке.

  6. Если в отчетности текущего или прошлого года были обнаружены искажения, то производятся изменения в отчетности текущего года.


Таким образом, при составлении годового бухгалтерского отчета должен быть обеспечен полный охват учетом всех записей за истекший год.


^ 1.5. Требования, предъявляемые к отчетности


Основные требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, содержатся в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Данные нормативные документы, если говорить кратко, содержат следующие требования:

  • достоверности и полноты (качественное требование);

  • целостности (процедурное требование);

  • последовательности (процедурное требование);

  • сопоставимости (процедурное требование);

  • существенности (качественное требование);

  • отчетного периода (процедурное требование);

  • оформления бухгалтерской отчетности (процедурное требование).

Требование достоверности и полноты означает, что бухгалтерская отчетность должна давать полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. Соблюдение этого требования позволяет организации самостоятельно включать дополнительные показатели и пояснения, в том числе всевозможные расшифровки отдельных статей Бухгалтерского баланса и Отчета о прибылях и убытках.

Требование целостности говорит о необходимости включения в бухгалтерскую отчетность всех хозяйственных операций произведенных организацией, а также ее филиалами, подразделениями, в т.ч. выделенными на отдельные балансы.

Требование последовательности означает, что содержание и формы бухгалтерской отчетности применяются последовательно от одного отчетного периода к другому (необходимость постоянства в содержании и формах отчетности). Организация составляет бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года. При этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной.

С требованием последовательности неразрывно связано требование сопоставимости. Оно означает, что в бухгалтерской отчетности данные приводятся как минимум за два года – за отчетный год и за год, предшествующий отчетному. Если данные за период, предшествовавший отчетному, несопоставимы с данными отчетного периода, то первые подлежат корректировке, которая должна быть раскрыта в пояснительной записке с указанием причин.

Данные в бухгалтерской отчетности могут приводиться и за более продолжительный период (три, четыре, пять лет), что говорит о необходимости включения соответствующих граф и строк в формы бухгалтерской отчетности. Все приводимые в отчетности данные, должны быть сопоставимы между собой. Корректировка данных предыдущих периодов должна производиться по учетной политике отчетного года.

Требование существенности означает, что каждый существенный показатель, способный повлиять на экономическое решение пользователей бухгалтерской отчетности, должен представляться в ней отдельно. Несущественные суммы могут объединяться и не представляться отдельно. К примеру, в бухгалтерском балансе активы и обязательства, которые слишком незначительны, чтобы отражать их отдельной строкой, показывают в составе прочих активов и обязательств.

Следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенны, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Доходы организации» существенной признается сумма, удельный вес которой в общем итоге соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5%. При этом организация может принять решение о применении другого критерия существенности.

Требование отчетного периода говорит о том, что бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря, а для организации вновь созданной после 1 октября - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

С 1 июля 2002 года государственная регистрация юридических лиц осуществляется налоговыми органами в соответствии с ФЗ от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» и постановлением Правительства РФ от 17.05.2002г. №319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц».

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода.

Требование оформления говорит о том, что отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте РФ (в рублях), за основу принимаются образцы форм, рекомендованные МФ РФ.

Требования утвержденных стандартов по бухгалтерскому учету к раскрытию информации по отдельным объектам учета (отдельные виды активов, пассивов, доходов, расходов) в бухгалтерской отчетности, условия хозяйствования (объем продаж, совокупная стоимость активов, регионы, виды деятельности и т.п.) коммерческих организаций вызывают необходимость уйти от унифицированного подбора показателей, формирующих бухгалтерскую отчетность. В связи с этим МФ РФ может только рекомендовать организациям при разработке форм бухгалтерской отчетности, представляемых в установленные адреса, учитывать рекомендованные образцы.

Отчетные показатели в формах приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков; если организация имеет существенные обороты продаж, обязательств и т.д. ей разрешается приводить данные в миллионах рублей без десятичных знаков.

Отчетность подписывает руководитель организации и главный бухгалтер, либо специалист, ведущий бухгалтерский учет.

В формах бухгалтерской отчетности не должно быть никаких подчисток и помарок.

Если в отчетности присутствуют отрицательные показатели и показатели, которые должны вычитаться при подсчете итоговых данных, то эти показатели следует указывать в круглых скобках, что соответствует международным стандартам финансовой отчетности. Например, в балансе в круглых скобках необходимо указать данные о непокрытом убытке. В форме № 2 аналогично указываются данные о себестоимости проданной продукции, а также коммерческих и управленческих расходах, процентов к уплате и прочих расходах и т.д.


^ 1.6. Качественные характеристики отчетных форм


Все финансовые данные, отражаемые в формах отчетности, должны отвечать определенным качественным характеристикам. Такими характеристиками являются следующие:

  • понятность;

  • уместность (релевантность);

  • надежность (достоверность);

  • сопоставимость.

Понятность (understability) предполагает доступность информации, содержащейся в финансовых отчетах широкому кругу пользователей. Это не означает исключение из отчетности сложной финансовой информации, если она необходима.

Уместность (relevance) означает наличие в отчетности информации, влияющей на решения пользователей. Информация считается уместной, если она представлена вовремя, то есть так, чтобы оказаться востребованной при принятии решения. Следовательно, уместность подразумевает своевременность информации. В российских нормативных актах понятие уместности не приведено. Однако указано, что в отчетность также можно включать дополнительные сведения (показатели), если они необходимы для формирования более полной информации о финансовых результатах деятельности организации и изменениях в ее финансовом положении.

На уместность информации большое влияние оказывает ее существенность.

Существенность вводит ограничения на информацию, отражаемую в бухгалтерской отчетности. Необходимо представлять информацию таким образом, чтобы она имела значение для пользователей. Существенность связывают также со значительностью изменений оценок, с исправлением ошибок в отчетах прошлых периодов или с различными способами отражения количественных данных. Эти изменения и описания рассматриваются как существенные, если они достаточно велики или достаточно важны, чтобы влиять на решения пользователей финансовой информации.

В отечественном учете в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» (п. 18.1) и ПБУ 10/99 «Расходы организации» (п. 21.1) уровень существенности принят в размере 5 и более процентов.

Надежность (reliability) подразумевает правдивость информации, представленной в отчетности, возможность ее проверки, нейтральность, осмотрительность, полноту и точность представления данных, а также преобладание сущности над формой в отражении информации.

Информация, представленная в отчетности должна правдиво отражать факты и события отчетного периода, не обнадеживая пользователей оптимистическим развитием событий.

Нейтральность (neutrality) предполагает независимость представления финансовой информации от интересов каких-либо лиц. Данные финансовой отчетности должны реально отражать хозяйственную деятельность предприятия.

Осмотрительность (prudence) подразумевает определенную степень осторожности при формировании суждения о фактах и событиях компании в условиях неопределенности. Деятельность организации всегда протекает в условиях неопределенности, исходы различных событий не известны заранее, поэтому отрицательный результат исключить нельзя, а значит, его нельзя и игнорировать в информационном образе действительности. При наличии возможности использования двух альтернативных вариантов учета одних и тех же показателей необходимо применять тот метод, который представляет положение предприятия в менее благоприятном свете.

Для соответствия критерию надежности информация в отчетности должна быть полной. ^ Полнота в свою очередь требует точности содержания и уверенности в его истинности (определенности).

Точность означает отсутствие существенных ошибок, пропусков.

Для правдивого и надежного представления финансовых данных в отчетности необходимо выполнение такого основополагающего допущения как преобладание сущности над формой. Факты хозяйственной деятельности должны учитываться исходя из экономического содержания и условий хозяйствования, а, не только исходя из их правовой формы.

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», достоверной считается отчетность, сформированная по правилам, установленным системой нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Сопоставимость означает, что пользователи финансовой отчетности имеют возможность сравнивать показатели за различные периоды времени как по одному предприятию, так и по нескольким, чтобы оценить их финансовое положение и результативность работы. Сопоставимость предполагает одинаковые методы построения информации, которые необходимо применять на протяжении длительного периода времени. Пользователи должны быть проинформированы об изменениях в учетной политике и влиянии этих изменений на финансовые отчеты.

Согласно российским правилам, показатели в отчетности должны быть представлены как минимум за два года, за отчетный год и за год предшествующий отчетному. Если данные за предшествующий год несопоставимы с данными отчетного года, то они подлежат корректировке. Причем причины такой корректировки должны быть раскрыты в примечаниях к отчетности.


^ 1.7. Исправления в бухгалтерской отчетности


Ошибка – это неправильное отражение (неотражение) фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (п.2 ПБУ 22/2010).

Причины ошибок:

  • неправильное применение законодательства или учетной политики организации;

  • неточности в вычислениях;

  • неверная классификация или оценка фактов деятельности;

  • неправильное использование информации, имеющейся на дату подписания бухгалтерской отчетности;

  • недобросовестные действия должностных лиц организации.

Не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности, выявленные в результате получения новой информации, недоступной на момент отражения (неотражения) таких фактов.

Исправления в бухгалтерский учет вносятся с обязательным документированием (составлением бухгалтерской справки).

В зависимости от даты обнаружения ошибки существуют разные способы ее исправления в соответствии с ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности» (приказ МФ РФ от 28.06.2010 №63н).

Ошибки исправляются в том отчетном периоде, когда они обнаружены.

Пример. В июле отчетного года не списана на затраты задолженность подотчетных лиц.

1. Ошибка отчетного года обнаружена до его окончания или до подписания годовой отчетности:

А) ошибка обнаружена в октябре отчетного года. В октябре на основании справки с приложенными документами делается запись – Д 20 К 71.

Б) ошибка обнаружена в декабре отчетного года. В декабре на основании справки с приложенными документами делается запись – Д 20 К 71.

В) ошибка обнаружена в январе следующего года. Несмотря на то, что отчетный год закончился отчетность еще не сдана. Исправительную запись делают заключительными оборотами декабря отчетного года (31 декабря) –

Д 20 К 71.

2. Ошибка предшествующего года обнаружена после подписания отчетности, но до ее представления. В этом случае необходимо оценить ее существенность.

А) Несущественные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после подписания отчетности, исправляются в текущем году путем исправительных записей на счетах бухгалтерского учета.

Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления ошибок относят в состав прочих доходов или расходов. По данным нашего примера – Д 91 К 71.

Б).Существенная ошибка предшествующего отчетного года, выявленная после подписания отчетности, но до даты представления данной отчетности её собственникам (акционерам, участникам), исправляется записями декабря предшествующего года (пп.6 и 7 ПБУ 22/2010) – Д 20 К 71.

3. Ошибка предшествующего года обнаружена после представления отчетности пользователям (собственникам или налоговикам), но до ее утверждения собственниками. В данном случае необходимо составить пересмотренную бухгалтерскую отчетность. В пересмотренной отчетности отмечают, что она таковой является, и указывают причины, по которым ее пришлось пересматривать. Корректировки датируют декабрем прошлого года - Д 20 К 71.

4. Ошибка предшествующего года обнаружена после утверждения отчетности. В данном случае корректирующие проводки нужно сделать в текущем периоде и отнести на счет 84 – Д 84 К 71.

Следует отметить, что если искажение любой статьи (строки) бухгалтерской отчетности превысит 10%, то должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ.

^ 1.8. Пользователи бухгалтерской отчетности,

порядок и сроки ее представления


Пользователи бухгалтерской отчетностиэто юридические или физические лица, заинтересованные в информации об организации (ПБУ 4/99).

Предприятия всех организационно-правовых форм в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ представляют бухгалтерскую отчетность следующим пользователям:

  1. Собственникам предприятия (участникам, учредителям, акционерам) в соответствии с учредительными документами.

  2. Органу государственной налоговой службы по месту регистрации предприятия.

  3. Территориальным органам государственной статистики по месту регистрации предприятия (только годовую отчетность согласно приказу Росстата от 12.08.08 №185).

  4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.

  5. Другим органам исполнительной власти, банкам и иным пользователям в соответствии с законодательством.

Все пользователи отчетности делятся на внешних и внутренних. ^ К внутренним пользователям относят в основном собственников предприятия, администрацию и работников предприятия.

Необходимо отметить, что в новых условиях хозяйствования значительно расширилось число пользователей отчетной информации. Кроме вышеперечисленных внешних пользователей бухгалтерской отчетности, к их числу еще относятся инвесторы, кредиторы предприятия, поставщики, клиенты, общественность и т.д. Такое положение изменяет роль бухгалтерской отчетности, которая превращается в уникальный источник достоверной и надежной финансовой информации о показателях хозяйственной деятельности организации.

ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает два формата представления отчетности:

  • бумажный;

  • электронный.

В первом случае бухгалтеру или представителю организации необходимо передать отчетность налоговому инспектору непосредственно в руки или отправить по почте. Представитель организации может быть законный или уполномоченный. Законный представитель может быть указан учредительных документах, а уполномоченный должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых органах.

Если отчетность отравляют по почте, необходимо сделать опись вложения.

Для сдачи отчетности в электронном виде нужно получить согласие пользователей, которым она представляется. Отчетность можно предоставить по электронной почте или на дискетах. При этом отчетность должна быть представлена в особом формате согласно приказу МНС РФ от 25.03.2002 № БГ-3-13/149. Юридическую силу подписи отчетности в электронном виде подтверждает электронная цифровая подпись (ЭЦП). Порядок ее применения установлен Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Предприятия обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года, а квартальную – в течение 30 дней по окончании квартала. Конкретная дата предоставления отчетности устанавливается учредителями в пределах сроков, установленных законодательством. При этом годовая бухгалтерская отчетность должна представляться не ранее 60 дней по окончании года.

^ Датой представления бухгалтерской отчетности считается день фактической передачи ее по принадлежности или дата ее почтового отправления. Если дата представления отчетности совпадает с выходным днем (нерабочим), то срок представления отчетности переносится на следующий за ним рабочий день. Подтвердить дату представления отчетности в электронном виде можно на основании квитанции, которую высылает по электронной почте налоговый инспектор после получения отчетности. При сдаче отчетности на дискете отметка делается налоговым инспектором на бумажном варианте. Хранить такую отчетность нужно не менее 5 лет.


^ 1.9. Состав и содержание бухгалтерской отчетности


В соответствие с приказом МФ РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.2010г. № 66н, в состав годовой бухгалтерской отчетности организаций в России включаются следующие формы:

  1. Бухгалтерский баланс (форма 0710001).

  2. Отчет о прибылях и убытках (форма 0710002).

  3. Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

  • Отчет об изменениях капитала (форма 0710003);

  • Отчет о движении денежных средств (форма 0710004);

  • Отчет о целевом использовании полученных средств (форма 0710006) - составляют только общественные (некоммерческие) организации, не осуществляющие предпринимательской деятельности.

  1. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Их разрешено оформлять как в табличном, так и в текстовом виде.

  2. Итоговая часть аудиторского заключения, подтверждающая достоверность бухгалтерской отчетности организации, когда в соответствии с законодательством РФ она подлежит обязательному аудиту (в приказе 66н это отсутствует) .

В соответствии с ФЗ РФ от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательной ежегодной аудиторской проверке подвергаются следующие организации:

  • открытые акционерные общества;

  • товарные и фондовые биржи;

  • страховые организации и общества взаимного страхования;

  • инвестиционные фонды;

  • кредитные организации;

  • государственные внебюджетные фонды;

  • фонды, созданные за счет добровольных отчислений физических и юридических лиц;

  • организации и индивидуальные предприниматели, у которых объем выручки за год превышает 500 000 МРОТ;

  • организации и индивидуальные предприниматели, у которых сумма активов баланса на конец отчетного года превышает 200 000 МРОТ;

  • государственные и муниципальные предприятия, если объем их выручки за год превышает 500 000 МРОТ или сумма активов баланса на конец года более 200 000 МРОТ.

Если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

Коды строк, указываемые в годовой бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и др. органы исполнительной власти представлены в Приложении № 4 к приказу МФ РФ от 02.07.2010г. № 66н.

Организация, представляющая отчетность самостоятельно определяет детализацию показателей по статьям отчетных форм в зависимости от их существенности.

Субъекты малого предпринимательства, могут применять упрощенный порядок формирования бухгалтерской отчетности:

- в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках можно включать показатели только по группам статей без детализации);

- в приложениях к балансу и отчету о прибылях и убытках можно приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможно оценить финансовое положение организации.

^ В состав промежуточной (месячной и квартальной) отчетности входят:

  • Бухгалтерский баланс;

  • Отчет о прибылях и убытках.

Если организация примет решение представлять промежуточную отчетность в более объемном виде для заинтересованных пользователей, ей предоставляется право формировать ее на уровне состава годовой бухгалтерской отчетности.


^ ГЛАВА 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС


2.1. Значение и функции бухгалтерского баланса

в рыночной экономике


Для того чтобы руководить финансово-хозяйственной деятельностью каждое предприятие должно иметь обобщенные данные о своем имуществе. Такое обобщение достигается путем составления бухгалтерского баланса.

Бухгалтерский баланс – это способ обобщенного отражения и группировки средств предприятия по их видам и источникам образования на определенную дату в денежном выражении.

Баланс (фр. balance – букв. весы) означает равновесие, уравновешивание.

В бухгалтерском учете слово баланс имеет двоякое значение:

  • равенство итогов, когда равны итоги записей по дебету и кредиту счетов, итоги записей по аналитическим счетам и соответствующим им, синтетическим счетам, итоги актива и пассива и т.д.;

  • это наиболее важная форма бухгалтерской отчетности, показывающая состояние средств организации в денежной оценке на определенную дату.

В экономике каждого государства бухгалтерский баланс выполняет множество различных функций, основными из них являются следующие:

  1. Баланс служит основным источником информации о финансовом положении организации для обширного круга пользователей.

  2. Бухгалтерский баланс отражает конечный финансовый результат деятельности организации (прибыль или убыток).

  3. Баланс позволяет определить состав и структуру имущества предприятия, мобильность и оборачиваемость оборотных средств, состояние и динамику дебиторской и кредиторской задолженности.

  4. По бухгалтерскому балансу можно определить сумеет ли предприятие в ближайшее время оправдать взятые на себя обязательства перед учредителями, собственниками, кредиторами, покупателями, налоговыми органами и другими пользователями.

  5. На основе данных баланса строится оперативное финансовое планирование в любой организации и осуществляется контроль за движением денежных потоков.

  6. Показатели баланса используются налоговыми органами, кредитными учреждениями, органами государственного управления и т.д.

Таким образом, бухгалтерский баланс является одним из основных источников информации для широкого круга пользователей о финансовом положении организации за отчетный период.

Данные баланса используются кредитными учреждениями, налоговыми органами, органами статистики, органами государственного управления (Госкомимущества РФ) и т.д.


^ 2.2. Структура бухгалтерского баланса


Бухгалтерский баланс характеризует в денежной оценке финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (ПБУ 4/99 п.18).

Бухгалтерский баланс составляется на последний день отчетного периода. Баланс представляет собой таблицу, состоящую из двух частей. Левая часть баланса отражает состав средств по видам (основные средства, производственные запасы, готовая продукция и т.д.) и называется актив. В правой части отражаются источники образования этих средств (уставный капитал, ссуды банка, кредиторская задолженность и т.д.), т.е. величина средств, вложенных в хозяйственную деятельность предприятия, и она называется пассив.

Источниками формирования средств предприятия являются обязательства и капитал. Обязательства – это средства полученные организацией от кредиторов.

Капитал организацииэто средства, полученные от инвесторов, и нераспределенная прибыль как результат эффективной деятельности предприятия. Средства организации равны сумме его обязательств и капитала.

Каждый элемент актива и пассива называется статьей баланса.

^ Балансовая статья – это показатель, характеризующий определенный вид хозяйственных средств (активная статья) или их источников (пассивная статья).

Балансовые статьи сводятся в группы, а группы в разделы. Статьи баланса сгруппированы по разделам по экономическому содержанию (2 раздела в активе баланса и 3 раздела в пассиве).

Актив бухгалтерского баланса включает следующие разделы:

Раздел 1. Внеоборотные активы. Этот раздел состоит из нематериальных активов, результатов исследований и разработок, основных средств, доходных вложений в материальные ценности, долгосрочных финансовых вложений и т.д. Объединение этого имущества в одном разделе обусловлено принадлежностью к наиболее мобильным (внеоборотным) активам.

Раздел 2. Оборотные активы. В этом разделе содержатся сведения о запасах, НДС по приобретенным ценностям, о дебиторской задолженности организации и краткосрочных финансовых вложениях, о наличии денежных средств.

Пассив бухгалтерского баланса состоит из следующих разделов:

Раздел 3. Капитал и резервы. Здесь отражается собственный капитал предприятия – уставный, добавочный, резервный, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток). Также здесь приведены сведения о собственных акциях, выкупленных у акционеров, о переоценке внеоборотных активов.

Раздел 4. Долгосрочные обязательства. Этот раздел предназначен для отражения задолженности по долгосрочным кредитам банков и займам, отражения резервов под условные обязательства.

Раздел 5. Краткосрочные обязательства. Здесь содержится информация о состоянии расчетов по краткосрочным кредитам и займам, а также данные о кредиторской задолженности. Сюда же отнесены доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов.

Особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива. Оно обеспечивается тем, что в активе и пассиве отражается одна и та же сумма (все средства предприятия), но в разных группировках. Поэтому общая сумма имущества по составу и размещению всегда равняется общей сумме источников этого имущества. Итог статей актива и пассива называется валютой бухгалтерского баланса. Это балансовое уравнение можно выразить следующим образом:

Средства = Обязательства + Капитал

Средства организации представлены в активе бухгалтерского баланса, а обязательства и капитал в пассиве, следовательно, общая схема балансового уравнения равна:

А = К + О = П, где

А - актив бухгалтерского баланса;

П - пассив бухгалтерского баланса;

К- капитал организации;

О – обязательства организации.

Капитал характеризует стоимость вложений, сделанных в организацию ее собственниками. Иногда этот капитал называют остаточным, т.к. он отражает средства, которые останутся, если собственник выплатит все пассивы. В этом случае балансовое уравнение принимает следующий вид:

Капитал = Средства – Обязательства.

Источником информации для составления баланса служат бухгалтерские счета (главная книга).


^ 2.3. Классификация бухгалтерских балансов


Существует множество видов бухгалтерских балансов в зависимости от функциональной роли и цели их составления. Для более четкого представления о видах балансов рассмотрим их классификацию.

Признаки классификации бухгалтерских балансов:

  1. Время составления.

  2. Источник составления.

  3. Объем информации.

  4. Характер деятельности.

  5. Форма собственности.

  6. Объект отражения.

  7. Способ очистки (полнота оценки).

  8. Сроки представления.

  9. Форма регистров в системе бухгалтерского учета.

В зависимости от функциональной роли бухгалтерские балансы могут быть:

  • вступительные (составляются на момент возникновения предприятия);

  • текущие (составляются периодически);

  • ликвидационные (формируются при ликвидации предприятия);

  • разделительные (составляются при разделении крупных предприятий на несколько мелких);

  • объединительные или соединительные (формируются при слиянии нескольких предприятий в одно);

  • санируемые (составляются в том случае, когда организация находится на грани банкротства). В этом случае перед компанией стоит задача объявить о своем банкротстве и ликвидироваться, либо принять комплекс мер по предотвращению банкротства, например, договориться со своими кредиторами об отсрочке платежей. Санируемый баланс формируется с привлечением аудиторских фирм, для того чтобы показать реальное положение дел в организации.

По источникам составления балансы подразделяются на:

  • инвентарные (составляются на основании описи средств – инвентаря). Необходимы при изменении хозяйственной формы предприятия – превращении его из государственного в акционерное;

  • книжный баланс – составляется только на основании данных текущего бухгалтерского учета (книжных данных), без инвентаризации;

  • генеральный баланс – формируется на основании учетных записей и данных инвентаризации. Этим повышается реальность баланса.

По объему информации балансы подразделяются на:

  • единичные (отражается деятельность только одного предприятия). Составляются на основании данных текущего учета;

  • сводные (получаются путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива);

  • консолидированные (составляются головной организацией имеющей дочерние и зависимые общества).

По объекту отражения балансы делятся на:

  • самостоятельные (составляют предприятия являющиеся юридическими лицами);

  • отдельные балансы (составляют структурные подразделения – подразделения, филиалы, цехи, ЖКХ не выделенные на отдельные балансы).

По способу очистки балансы подразделяются на:

  • баланс – брутто – это баланс, включающий в себя регулирующие статьи. Регулирующие статьи – это статьи, уточняющие величину оценки средств предприятия и их источников (износ основных средств, нематериальных активов, резервы под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение финансовых вложений, резервы по сомнительным долгам и т.д.). Суммы по этим статьям при определении фактической себестоимости (или остаточной стоимости) вычитаются из суммы другой статьи. Например, для расчета остаточной стоимости основных средств из суммы статьи «основные средства» вычитается сумма регулирующей статьи «амортизация основных средств»;

  • баланс – нетто – это баланс, из которого исключены регулирующие статьи. Исключение из баланса регулирующих статей называется его «очисткой». В баланс – нетто в итоги по активу и пассиву не включается сальдо по счетам амортизации основных средств, нематериальных активов и прочего амортизируемого имущества.

По срокам представления различают балансы месячные, квартальные, полугодовые, за 9 месяцев и годовые.

По форме регистров в системе бухгалтерского учета балансы делятся на:

  • проверочные (простые). Проверочный баланс представляет собой типовую форму баланса, которая утверждена МФ РФ;

  • оборотные (оборотно-сальдовые). В оборотном балансе указываются сведения о движении (обороте) средств по счетам. Оборотный баланс похож на оборотно-сальдовую ведомость и предназначен для текущего контроля, за проведенными хозяйственными операциями.

Оборотный баланс

Актив/

пассив

(счета)

Код строки

Сальдо на начало

отчетного периода

Движение (оборот)

по счетам

Сальдо на конец

отчетного периода

дебет

кредит

дебет

кредит

дебет

кредит

01






















10






















60













































Итого (баланс)






















  • шахматные. Шахматный баланс имеет вид оборотно-шахматной ведомости и более детализирован нежели оборотный баланс, так как все однородные хозяйственные операции отражены по дебету и по кредиту счетов; каждая сумма одновременно записывается по дебету одного и по кредиту другого счета.

Шахматный баланс

№ синт. счета

Сальдо на начало отчетного периода

Обороты за период

Итого оборот по дебету

Сальдо на конец отчетного периода

дебет

кредит

01

02

10

70



дебет

кредит

01































02































10































70








































































Итого оборот по кредиту











^ 2.4. Требования, предъявляемые к бухгалтерскому балансу


К бухгалтерскому балансу предъявляются следующие требования:

  • правдивость;

  • реальность;

  • единство;

  • преемственность;

  • ясность.

Правдивость (верность) баланса. Правдивым является баланс, составленный на основании записей, сделанных по всем документам за отчетный период. Каждая запись на счетах бухгалтерского учета должна быть подтверждена соответствующими документами.

Если не все факты хозяйственной деятельности оформлены документами, то баланс не отражает действительных итогов работы организации, а это приводит к искажению себестоимости продукции и балансовой прибыли.

Непременное условие правдивости баланса перед его составлением – это сверка записей по счетам синтетического и аналитического учета. Для этого необходимо по всем аналитическим счетам подсчитать обороты и сальдо на конец отчетного периода, составить оборотные ведомости и сверить итоги последних с записями по соответствующему синтетическому счету.

Только выявленные при этом тождества служат гарантией правильности записей на синтетических и аналитических счетах.

Пример. На предприятии имеется 100 разновидностей материалов. По каждому виду материалов ведется аналитический учет, на котором фиксируется начальный остаток, приход, расход, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. По окончании месяца по каждому аналитическому счету определяют остаток того или иного материала на конец месяца. После этого составляют оборотную ведомость по всем видам материалов и подсчитывают в ней суммовые итоги (сальдо на начало периода и конец периода, обороты за отчетный период) и сверяют их с сальдо и оборотами по синтетическому счету 10 «Материалы». Тождество этих показателей свидетельствует о том, все хозяйственные операции по приходу и расходу материалов правильно отражены как в синтетическом, так и в аналитическом учете. Несовпадение этих показателей говорит о наличии ошибок в записях. Все неправильные записи должны быть обнаружены и исправлены.

Некоторые предприятия, чтобы ускорить сдачу отчета составляют баланс только по данным синтетического учета, без сверки с данными аналитического учета. Такой баланс не является правдивым и не отвечает требованиям Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Баланс оказывается тем правдивее, чем точнее сделаны расчеты. Сюда относятся расчеты по распределению отклонений фактической себестоимости ТМЦ от их стоимости по учетным ценам, списание общепроизводственных и общехозяйственных расходов и т.д. Результаты этих расчетов оказывают влияние на величину остатков товарно-материальных ценностей, незавершенного производства, величину себестоимости продукции, прибыли и других показателей баланса.

На правдивость баланса большое влияние оказывает правильность образования различных резервов. Резервы на оплату отпусков, на ремонт основных средств, включаются в себестоимость продукции, а это влияет на финансовые результаты работы предприятия. Поэтому при проверке правдивости баланса необходимо исследовать правильность создания резервов. В противном случае в балансе оказываются неправильными сумма прибыли, а также остатки резервов.

Бухгалтерский баланс, составленный только на основании записей по счетам бухгалтерского учета, не гарантирует достоверность наличия на предприятии ценностей, отраженных в активе – это книжный баланс. Между данными учета и фактическими остатками средств часто возникают расхождения. Это может быть естественная убыль при хранении, порча, брак, плохое состояние весового хозяйства, хищения и т.д. Поэтому, чтобы убедиться в том, что числящиеся на счетах бухгалтерского учета материальные ценности соответствуют действительности, необходима инвентаризация, после которой в учетные остатки по счетам вносятся соответствующие корректировки (излишки приходуют, недостачи списывают на соответствующие счета). Все это повышает правдивость баланса.

Реальность баланса. Под реальностью баланса понимается соответствие оценок его статей объективной действительности. Правдивость и реальность баланса понятия не однозначные. Баланс может быть правдивым, но не реальным.

Пример 1. На балансе значится долг за физическим лицом по выявленной недостаче. Сумма долга вытекает из соответствующих документов (инвентаризационная опись, сличительная ведомость и т.д.). В этом отношении баланс правдив, но если данное лицо неплатежеспособно, то в этой части баланс не реален, т.к. долг не может быть погашен.

Пример 2. На балансе числится станок, стоимость которого подтверждена соответствующими документами и составляет 80 тыс. руб. За время эксплуатации по нему начислен износ 30 тыс. руб. Следовательно, остаточная стоимость станка составляет 50 тыс. руб. Однако известно, что промышленность освоила выпуск новых, более совершенных станков, в результате чего выгоднее списать данный станок с баланса и купить новый. Таким образом, баланс верен, показывая остаточную стоимость станка в активе в сумме 50 тыс. руб., но не реален, т.к. балансовая стоимость станка не соответствует действительности.

Единство баланса. Единство баланса заключается в построении его на единых принципах учета и оценки. Это означает применение во всех структурных подразделениях предприятия единой номенклатуры счетов бухгалтерского учета, одинаковое содержание счетов, их корреспонденции (взаимосвязи между счетами) и т.д. В противном случае, составляя сводный баланс на основании единичных балансов, будут складываться вместе разнородные величины.

Преемственность баланса. Преемственность баланса на предприятии выражается в том, что каждый последующий баланс должен вытекать из предыдущего. Например, заключительный баланс прошлого года должен быть начальным балансом отчетного года.

Ясность баланса. Ясность баланса – это доступность его для понимания лиц, его составляющих и читающих.


^ 2.5. Принципы построения бухгалтерского баланса


Бухгалтерский баланс является не только одной из основных форм финансовой отчетности, но и содержит в себе важные методологические предпосылки, определяющие методологию ведения бухгалтерского учета.

В активе баланса расположены средства предприятия, которые совершают непрерывный кругооборот, включающий в себя следующие процессы:

  • процесс снабжения;

  • процесс производства;

  • процесс продажи.

Эти процессы постоянно сменяют друг друга, и чем быстрее они оборачиваются, тем рациональнее используются.

Так как разные средства предприятия принимают различное участие в кругообороте средств, то они делятся на оборотные и внеоборотные активы.

К оборотным активам относят сырье, материалы, полуфабрикаты, т.е. те активы, которые затем превращаются в готовую продукцию, а готовая продукция после ее продажи превращается в денежные средства.

Внеоборотные активы включают в себя имущество, которое эксплуатируется длительное время, изнашивается постепенно и включается в кругооборот частями по мере износа. Их оборот принимает замедленный характер и осуществляется длительное время.

В соответствие с отечественной учетной практикой и действующим законодательством, статьи в активе баланса построены по определенной системе, в основу которой положена степень подвижности (ликвидности) имущества. Т.е. в нашем российском балансе все средства в активе баланса расположены в порядке возрастающей ликвидности, а именно, в первом разделе актива баланса отражаются внеоборотные активы, во втором разделе – оборотные активы.

В пассиве баланса учитываются источники средств или обязательства предприятия. Существуют обязательства перед собственниками предприятия (собственные средства предприятия) и перед третьими лицами (банками, кредиторами и т.д.) – заемные средства. Это деление имеет принципиальное значение при определении срочности их погашения.

Обязательства перед собственниками составляют постоянную часть баланса и не подлежат погашению в период деятельности организации, в то время как обязательства перед третьими лицами, т.е. заемные средства необходимо периодически погашать. В свою очередь заемные средства также в зависимости от срока погашения делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Все вышеуказанное и определяет структуру построения пассива баланса, т.е. в отечественной практике статьи в пассиве баланса расположены по степени возрастающей срочности возврата обязательств.


^ 2.6. Методы оценки отдельных статей баланса


Основные правила оценки статей бухгалтерской отчетности представлены в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ и положениях по бухгалтерскому учету (ПБУ). Имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежат оценке в денежном выражении.

^ Правила оценки статей бухгалтерской отчетности:

  1. Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам для застройщика (инвестора).

  2. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора, которые составляют их первоначальную стоимость.

В соответствии с ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость отражаются в бухгалтерской отчетности на конец года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.

Финансовые вложения, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, подлежат отражению в бухгалтерском учете и отчетности по первоначальной стоимости (пп. 20, 21 ПБУ 19/02).

По долговым ценным бумагам, по которым текущая рыночная стоимость не определяется, разрешается разницу между первоначальной стоимостью и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Организация может создавать резерв под обесценение финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется. Такие финансовые вложения показываются в отчетности за минусом созданного резерва.

  1. Амортизируемое имущество (основные средства, нематериальные активы, доходные вложения в материальные ценности) отражаются в бухгалтерском балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения, сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации.

  2. Материально-производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, запасные части, тара для упаковки и транспортировки продукции, готовая продукция) и другие материальные ресурсы отражаются в бухгалтерском балансе по их фактической себестоимости. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется исходя из фактически произведенных затрат на их приобретение и изготовление. Готовая продукция может отражаться в балансе также по нормативной (плановой) производственной себестоимости или по прямым статьям затрат.

Материально-производственные запасы, которые морально устарели или потеряли свое первоначальное качество, либо по ним снизилась текущая рыночная стоимость, могут приводиться в балансе на конец отчетного года за минусом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

  1. Товары в организациях, занятых торговой деятельностью, отражаются в бухгалтерском балансе по стоимости их приобретения. При учете организацией, занятой розничной торговлей, товаров по продажным ценам разница между стоимостью приобретения и стоимостью по продажным ценам (скидки, накидки) отражается в бухгалтерской отчетности отдельной статьей.

  2. Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услуги отражаются в балансе по фактической (или нормативной (плановой)) полной себестоимости, включающей наряду с производственной себестоимостью затраты по сбыту продукции, работ, услуг, возмещаемые договорной (контрактной) ценой.

  3. Незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в балансе:

  • по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;

  • по прямым статьям затрат;

  • по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции НЗП отражается в балансе по фактически произведенным затратам.

  1. Расходы будущих периодов отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и т.д.) в течение периода, к которому они относятся.

  2. Уставный капитал отражается в балансе в сумме, зарегистрированной в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций, паевых взносов) учредителей (участников) организации.

Уставный (складочный) капитал и фактическая задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал отражаются в бухгалтерском балансе отдельно.

  1. Добавочный капитал представляет собой сумму дооценки материальных объектов имущества со сроком полезного использования свыше 12 месяцев, проводимой в установленном порядке, а также суммы, полученные сверх номинальных стоимости акций.

  2. Резервный фонд создается для покрытия убытков организации, а также для погашения облигаций организации и выкупа собственных акций отражается в балансе отдельно.

  3. Резервы сомнительных долгов могут создаваться организацией по расчетам с другими организациями за товары, работы, услуги с отнесением сумм резерва на финансовые результаты работы предприятия.

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, которая не погашена в сроки, установленные договором и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. При создании резервов дебиторская задолженность показывается в балансе за минусом суммы образованного резерва.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-то части не будет использован, неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса к финансовым результатам.

  1. Если организация создает резервы предстоящих расходов и платежей (на оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, по итогам работы за год, на ремонт основных средств и т.д.), то в бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных нормативными актами.

  2. Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в бухгалтерской отчетности в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей.

По полученным кредитам и займам задолженность показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода процентов.

  1. Остатки валютных средств на валютных счетах, другие денежные средства, краткосрочные ценные бумаги, дебиторская и кредиторская задолженность в иностранных валютах отражаются в бухгалтерской отчетности в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранных валют в рубли по курсу ЦБ РФ, действующему на отчетную дату.

  2. Финансовый результат отражается в балансе как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), т.е. за минусом причитающихся к уплате платежей (налогов, санкций) за счет прибыли.


^ 2.7. Формирование бухгалтерского баланса (форма 0710001)
  1   2   3   4   5   6   7   8



Скачать файл (1425 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru