Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Коммерческое право - файл 1.doc


Лекции - Коммерческое право
скачать (289.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc290kb.17.11.2011 07:46скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Лекция 1. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА.


Предмет и метод коммерческого права

В рыночной экономике торговля является наиболее динамично развивающимся видом деятельности с быстрой оборачиваемостью капитала. Вследствие этого инвестиции вкладываются прежде всего в торговлю. Неслучайно при переходе к рыночной экономике обяза­тельной приватизации в первоочередном порядке подлежали пред­приятия оптовой и розничной торговли.

Coттerciuт в переводе с латинского языка означает «торговля», поэтому наряду с термином «коммерческое право» употребляется и термин «торговое право», хотя коммерческая деятельность по срав­нению с торговой деятельностью (осуществляемой купцами еще в период становления капиталистических отношений) приобрела зна­чительно более сложный характер и не сводится только к торговым операциям по купле-продаже товаров.

^ Предмет коммерческого права неоднозначно понимается раз­личными авторами. Одной из причин этого является смешение по­нятий коммерческой и предпринимательской деятельности. В Граж­данском кодексе РФ, как известно, юридические лица подразделяются на коммерческие организации и некоммерче­ские. Вследствие ошибочного использования такой терми­нологии может сложиться впечатление, что коммерческой является любая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Однако коммерческая деятельность является только од­ним из видов предпринимательской деятельности, поскольку полу­чение прибыли является целью предпринимательской деятельности любого вида (строительной, аудиторской, оценочной и др.).

Для уяснения предмета коммерческого права необходимо, пре­жде всего, обратиться к экономическому понятию коммерческой де­ятельности.

В современном хозяйстве существуют и взаимодействуют три сфе­ры движения материальных ресурсов: сфера товарного производства, сфера товарного обращения и сфера потребления товаров и услуг.

По мере усложнения производства и появления все новых и раз­нообразных потребностей возникает необходимость в большом чис­ле организаций-посредников между производством и потреблением, которые в совокупности образуют гибкую многоканальную систему товарного обращения.

С точки зрения отраслевой структуры товарного обращения вы­деляются отрасли оптовой торговли, розничной торговли и обще­ственного питания, предприятия грузового транспорта, складское хозяйство.

Оптовая торговля является отраслью товарного обращения, необ­ходимым связующим звеном между производством и потреблением.

Разграничение торговой деятельности на оптовую и розничную торговлю проводится в статистическом учете, налоговом учете. При этом основными критериями отграничения являются цели исполь­зования приобретаемых товаров. В розничной торговле такими целя­ми являются личное, семейное, домашнее использование товаров, а в оптовой торговле товары приобретаются для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использовани­ем. Именно такой критерий используется в ГК для разграниче­ния договора розничной купли-продажи и поставки.

В сфере оптового товарооборота осуществляется торговля това­рами как производственного, так и потребительского назначения. В рыночной экономике не имеется никаких существенных отличий по формам и методам организации коммерческих связей при оптовой торговле товарами тех или иных видов.

^ В экономическом понимании коммерческая деятельность вклю­чает три направления: сбыт товаров промышленными предприяти­ями, закупка материально-технических ресурсов предприятиями, коммерческо-посредническая деятельность.

Однако коммерческая деятельность не сводится к актам купли-­продажи товаров. С увеличением объемов производства и насыще­нием рынка усложняется процесс сбыта товаров. Для увеличения объема продаж требуются специальные знания и умения по осу­ществлению торговых операций.

^ Организация коммерческой деятельности предприятий - произво­дителей может производиться по-разному: через оптовые и торгово-­посреднические организации, обладающие большими складскими мощностями, применяющие современные формы и методы закупок и продажи крупных оптовых партий товаров; через дочерние пред­приятия, торговые дома, брокерские фирмы и конторы, и др. В лю­бом случае коммерческая деятельность обособляется от производ­ственной деятельности и требует применения разработанных эконо­мической наукой специальных приемов и методов.

Коммерческая деятельность значительно модифицировалась по сравнению с торговой деятельностью, осуществляемой в дореволю­ционной России, и помимо актов купли-продажи включает разно­образные услуги, связанные с продвижением товаров на рынке.

Коммерческая деятельность понимается как процессы, связанные с куплей и продажей товаров, удовлетворением спроса покупателей, развитием целевых рынков товаров, минимизацией издержек обраще­ния и получением прибыли.

В современном Большом экономическом словаре коммерция определяется как торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в торговле или оказании услуг по продвижению товаров на рынке.

^ Предметом коммерческого права являются складывающиеся в сфере оптовой торговли правоотношения. Отношения в сфере роз­ничной торговли не включаются в предмет коммерческого права. В розничной торговле участвует гражданин - субъект гражданского права. Граждане-потребители в отношениях с профессиональными торговцами нуждаются в особых правовых средствах защиты, разра­батываемых гражданским правом.

Коммерческое право регулирует отношения по организации и осу­ществлению коммерческой деятельности на оптовом товарном рынке.

Коммерческая деятельность, осуществляемая оптовыми и пос­редническими организациями, выделилась в самостоятельный вид предпринимательской деятельности. В то же время она обладает всеми признаками предпринимательской деятельности, закреплен­ными ст. 2 ГК РФ: является самостоятельной, носит рисковый ха­рактер, направлена на систематическое извлечение прибыли от про­дажи товаров, осуществляется зарегистрированными в установлен­ном порядке предпринимателями.

В процессе осуществления коммерческой деятельности возника­ют разнообразные коммерческие правоотношения.

^ Первый вид коммерческих правоотношений составляют обяза­тельства, возникающие на основе договоров, заключенных органи­зациями-производителями с оптовыми и посредническими субъектами, по закупке сырья, материалов, оборудования для нужд про­изводства, по реализации готовой продукции на оптовом рынке. К этому же виду правоотношений относятся договоры, способствую­шие сбыту и продвижению товаров на рынке (по доставке и транс­портировке, хранению товаров, оказанию маркетинговых, инфор­мационных услут и др.).

Взаимоотношения участников коммерческой деятельности с ор­ганами исполнительной власти и местного самоуправления по воп­росам организации торговли, оказания содействия торговой деятель­ности также строятся на договорной основе. Функционирование российской экономики в начальный период перехода к рыночным преобразованиям показало, что устранение государства от управле­ния экономикой чревато тяжелыми последствиями.

Государственное регулирование рынка направлено на решение ряда важных задач: создания необходимых рыночных институтов, за­шиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, обеспечения безопасности жизни и здоровья населения, охраны ок­ружающей среды, поддержки и защиты отечественных товаропроиз­водителей, обеспечения безопасности государства и др. Государством предъявляются особые требования к производству и обороту отде­льных видов товаров (пищевым продуктам, алкогольной продукции, лекарственным средствам и др.), что вызывается необходимостью за­щиты общественных интересов. Поэтому отношения, связанные с го­сударственным регулированием обращения отдельных видов товаров, составляют неотъемлемую часть предмета коммерческого права.

^ Не меньшее значение имеют и выделяемые из разнообразных внутрихозяйственных правоотношений правоотношения, связан­ные с налаживанием коммерческой деятельности организации и управлением ею. Внутрикоммерчес­кие отношения основываются на внутреннем хозрасчете, разработке стандартов организации на совершаемые бизнес-процессы, внедре­нии бюджетирования (системы планирования, позволяющей конт­ролировать затраты, прогнозировать последствия принимаемых ре­шений). В создании эффективной внутрифирменной системы управления коммерческой деятельностью, определении конкретных обязанностей каждого звена, обеспечении согласования и взаимо­действия подразделений предприятия большую роль играет юриди­ческая служба организации.

Рассматривая вопрос о месте коммерческого права в системе рос­сийского права, следует учитывать, что система права любой стра­ны не является застывшей и неизменной. На нее оказывают влияние разные факторы - экономические, политические, социальные и иные. С развитием научно-технического прогресса, в процессе меж­дународного разделения труда возникают новые общественные от­ношения, требующие правового опосредования. Появляются новые правовые институты, подотрасли, некоторые из них затем трансфор­мируются в новые отрасли права.

Исторически торговое право возникло в результате дуализма част­ного права. При переходе к рыночной экономике некоторыми уче­ными ставился вопрос о возрождении торгового права в качестве са­мостоятельной отрасли российского права, регулирующей все виды предпринимательских отношений. Но еще в начале 90-х гг. ХХ в. Быков пришел к выводу о том, что «соотношение гражданского и торгового права в современных российских условиях уже не может быть взято в качестве образца формирования дуалистической систе­мы частного права с выделением в его составе гражданского и тор­гового права»). Он отмечал, что «современные условия диктуют не­обходимость формирования не торгового, а предпринимательского права, которое должно преодолеть узкие параметры торгового права как частного права и привнести в свое содержание элементы, обес­печивающие государственное регулирование частноправовых отно­шений с учетом публично-правовых интересов».

Коммерческие отношения обладают определенной специфи­кой и имеют большую общественную значимость. Коммерческое законодательство регулирует значительный по объему массив об­щественных отношений. Эти факторы позволяют ставить вопрос о формировании коммерческого права в качестве относительно само­стоятельной части предпринимательского права.


Коммерческая деятельность в сфере оптовой торговли регулиру­ется как специальными правилам и, так и - в их отсутствие - об­щими правилами о предпринимательской деятельности. В отличие от предпринимательского права предмет коммерческого права зна­чительно уже. Его предмет составляют правоотношения по оптовым закупкам и реализации товаров, оказанию различных услуг, связан­ных с продвижением товаров на рынке от изготовителей к оптовым потребителям. Первой важной задачей коммерческого права является изучение специфики оборота различных видов товаров и разработ­ка рекомендаций по совершенствованию их нормативно-правового регулирования.

Как наука коммерческое право представляет собой систему зна­ний и представлений о коммерческом праве, его месте в системе права, его институтах. Наука коммерческого права призвана изу­чать субъекты коммерческой деятельности, определять их функции на товарных рынках, выявлять круг коммерческих договоров, опос­редующих различные складывающиеся на рынке отношения, разра­батывать рекомендации по совершенствованию законодательства о коммерческой деятельности. Важным для науки коммерческого пра­ва является изучение границ, способов и средств государственно­го воздействия на коммерческую деятельность, а также разработка предложений об оптимизации государственного воздействия.

^ Совокупность правовых норм, регулирующих коммерческую де­ятельность в оптовом обороте, составляет законодательство о ком­мерческой деятельности.

Рассматривая соотношение коммерческого права со смежными дисциплинами, следует отметить, что гражданское право является не­обходимой основой предпринимательского и коммерческого права.

В ГК РФ содержатся основные понятия и институты (право собст­венности и иные вещные права, понятия сделки, договора, обязатель­ства и др.), используемые при регулировании предпринимательских отношений. Основным субъектом гражданского права является граж­данин - участник имущественных и связанных с ними неимущест­венных отношений. Физическое лицо - гражданин, как более слабая сторона в сделках, нуждается в особых правовых средствах защиты его прав и охраны интересов, которые предусмотрены в ГК РФ и иных нормативных актах о защите прав потребителей. Поэтому отношения в сфере розничной торговли не включаются в предмет коммерческо­го права. Однако это не означает, что коммерческое право не учиты­вает интересы конечных потребителей - граждан. Права потребите­лей, прежде всего на безопасность реализуемых товаров, учитываются не только на стадии реализации готовых товаров, но и на стадии про­изводства и оптовой реализации товаров. В свою очередь, и коммер­ческое право оказывает влияние на гражданское право, что получило название коммерциализации гражданского права.

Предпринимательское право изучает общие вопросы организа­ции и осуществления предпринимательской деятельности, спосо­бы и методы государственного регулирования рынка с целью выра­ботки рекомендаций по соблюдению баланса публично-правовых и частноправовых интересов. Между тем коммерческая деятельность нуждается в особых правилах регулирования, учитывающих специ­фические свойства и особенности производства и оборота разнооб­разных товаров, а также функциональные особенности субъектов торговой деятельности.

Достаточно тесные связи существуют у коммерческого права с ад­министративным и уголовным правом, поскольку изучение особен­ностей оборота различных видов товаров в коммерческом праве со­пряжено с выявлением нарушений законодательства, влекущих ад­министративную и уголовную ответственность.

Коммерческое право имеет тесные связи с экономическими на­уками, прежде всего с логистикой. Возникшие в период экономичес­кого кризиса в зарубежных странах идеи интеграции снабженческо­ производственных и распределительных систем, в которых увязыва­лись бы функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались затем в логистический подход к управлению материальными потоками.

Логистические методы управления товародвижением основы­ваются на системном управлении и контроле за материальными и информационными потоками по всей цепочке товародвижения, обеспечивающими своевременную поставку товаров. Применение логистических методов управления позволяет минимизировать за­траты труда и материальных ресурсов, сократить время хранения и транспортировки грузов.

Второй важной задачей коммерческого права является разработка правовых средств применения логистической системы управления товародвижением.

Маркетинг, определяемый как деятельность, направленная на формирование спроса на товары, позволяет стимулировать сбыт то­варов. С этой точки зрения маркетинг представляет собой одну из составных частей логистики. Коммерческая деятельность обязатель­но включает в себя и маркетинговые исследования рынка.

По ранее господствовавшему мнению, каждой основной отрас­ли права присущ свой метод правового регулирования, специфичес­кие черты которого выражены в правовом положении субъектов, ос­нованиях формирования правоотношений, способах определения их содержания, в юридических санкциях. В дальнейшем с.с. Алек­сеев пришел к выводу о наличии первичных приемов регулирова­ния - методов субординации и координации, каждый из которых при применении в отдельных отраслях является сложным, много­гранным явлением и тесно связан с предметом правового регулиро­вания. Данной точке зрения соответствует и высказанное в литера­туре мнение о существовании единого метода регулирования, вклю­чающего в себя запрет, дозволение и предписание, используемые в отдельных отраслях права в различных объемах.

Рыночные условия хозяйствования обусловливают необходи­мость воздействия на общественные отношения различными спосо­бами в целях недопущения конфликта интересов и обеспечения ба­ланса частноправовых и публичных интересов.

Правовое регулирование коммерческих отношений осуществля­ется различными методами, среди которых наиболее распростране­ны метод автономных решений, метод предписаний и метод реко­мендаций. Основным методом коммерческого права, регулирующим отношения юридически равноправных участников оптового оборо­та, следует признать метод автономных решений.

Различные методы воздействия не противопоставляются друг другу, а в некоторых случаях даже сочетаются, поскольку во многих отношениях тесно переплетаются частные и публичные элементы, что характерно, к примеру, для государственных закупок товаров. В литературе отмечается, что «из ряда отраслей, которые вроде бы без особых сомнений причисляются к частному праву (предпринима­тельское, коммерческое и др.), буквально "выпирают", демонстра­тивно и массивно, публичные начала».

Субъекты коммерческой деятельности свободны в решении воп­роса о выборе вида заключаемого договора, его содержании. В то же время в законодательстве содержатся и императивные нормы об ус­ловиях договора, правилах изменения, расторжения договора и не­которые другие, которые стороны обязаны соблюдать. Участники торговой деятельности должны соблюдать также требования законо­дательства к безопасности товаров, налогового законодательства - к налогообложению торговых операций и др.

Применение метода предписаний превалирует при определении правового режима ограниченно оборотоспособных товаров.

С развитием различных видов рыночных отношений наблюда­ется тенденция к передаче государством части своих полномочий по регулированию деятельности отдельных субъектов общественным объединениям предпринимателей. Так, созданы саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных участников рынка цен­ных бумаг, которые достаточно эффективно осуществляют воздей­ствие на своих членов путем разработки правил, регулирующих раз­личные стороны их деятельности.

Образованные в торговом сообществе различные общественные объединения еще не оказывают заметного влияния на коммерческую деятельность. Однако с созданием соответствующей норматив­ной основы их деятельности использование метода саморегулнро­вания наряду с государственным регулированием позволит создать эффективный механизм правового воздействия на коммерческие от­ношения.

^ Принципы коммерческого права

Правовое регулирование коммерческих отношений основывает­ся на конституционных принципах.

Право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, закрепленное СТ. 34 Конституции РФ, означает и право каждого на свободное использование своих спо­собностей и имущества для занятия коммерческой деятельностью.

Принцип признания многообразия форм собственности и равной их защиты (п. 2 СТ. 8 Конституции РФ) означает право осуществлять предпринимательскую, в том числе коммерческую, деятельность на основе любой формы собственности (частной, государственной, му­ниципальной и иной). Вместе с тем Конституция допускает ограни­чение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безо­пасности государства (п.3 СТ.55). Так, некоторые виды деятельности можно осуществлять только на базе государственной собственности (к примеру, производство наркотических средств).

Конституция РФ гарантирует единство экономического пространс­тва, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (П. 1 СТ. 8). Данное конституционное положение означает и единое пра­вовое регулирование, недопущение установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного пере­мещения товаров, услуг и финансовых средств (п. 1 СТ. 74 Конститу­ции РФ).

Однако на практике еще встречаются случаи, когда соответству­ющие органы субъектов РФ нарушают данный конституционный принцип, запрещают предпринимателям осуществлять свободный вывоз своих товаров за пределы региона либо препятствуют ввозу

определенных товаров в регион. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) уста­новлена административная ответственность должностных лиц или органов исполнительной власти субъектов РФ, или должностных лиц, или органов местного самоуправления за действия, направлен­ные на незаконное ограничение свободы торговли, Т.е. недопущение на местные рынки товаров из других регионов Российской Федера­ции либо запрещение вывоза местных товаров в другие регионы (ст. 14.9 КоАП РФ).

Ограничение свободного перемещения товаров устанавливается в соответствии с п. 2 СТ. 74 Конституции РФ в отношении запрещен­ных к обороту или ограниченно оборотоспособных товаров.

Принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, п. 2 СТ. 34 Конституции РФ), распространяет свое действие как на рынок товаров, так и на рынок финансовых услуг.

Принцип баланса (сочетания) частных и публичных интересов при осуществлении предпринимательской, в том числе и коммерче­ской, деятельности прямо не сформулирован в Конституции РФ и в иных нормативных правовых актах. Однако право вое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с данным принципом. Так, в Конституции РФ - законодательном акте, обладающем высшей юридической силой, содержится исчер­пывающий перечень оснований, когда возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина (п. 3 СТ. 55) и ограничение переме­щения товаров и услуг (п. 2 СТ. 74). Такие ограничение могут быть предусмотрены только в федеральных законах. Государством прини­маются специальные нормативные акты по защите прав предприни­мателей, в частности при осуществлении государственными органа­ми проверок их деятельности.

Принцип законности является общеотраслевым принципом. При осуществлении коммерческой деятельности должны соблюдаться требования нормативных актов. В то же время и государством долж­на быть обеспечена законность принимаемых нормативных актов и актов применения права.

В ГК РФ закреплено право гражданина и юридического лица на обращение в суд с требованием о признании ненормативных актов государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - также нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы, недействитель­ными (ст. 13).

Специальным принципом коммерческого права является прин­цип защиты национального товарного рынка. Осуществляемая госу­дарством протекционистская политика товарного рынка России реализуется путем применения различных защитных мер (квоти­рования, лицензирования, тарифного регулирования), предусмат­риваемых в законодательных и иных нормативных актах. Государ­ством применяются и специальные меры ограниченного срока дей­ствия по защите производителей отдельных видов товаров.

Целью коммерческой деятельности является не только получе­ние прибыли, но и удовлетворение общественных потребностей в товарах соответствующего ассортимента, высокого качества, а так­же в необходимом потребителям количестве и по доступным ценам. Нормативное правовое регулирование коммерческой деятельнос­ти должно быть направлено на достижение указанной цели. Ком­мерческое право распространяет свое действие на оптовый торговый оборот, однако в социальном государстве целью коммерческой де­ятельности является не только удовлетворение спроса промышлен­ности на сырье, материалы и другие товары, но и удовлетворение потребностей граждан в товарах потребительского спроса с соблю­дением требований к их безопасности и качеству. Поэтому принци­пом коммерческого права можно считать принцип удовлетворения по­купательского спроса.


^ Лекция 2. БИРЖИ И БИРЖЕВАЯ ТОРГОВЛЯ


§ 1. Понятие биржи


Термин "биржа" (лат., нем.) буквально означает "кошелек". Первая биржа была создана в Нидерландах в г. Брюгге в XV в., но свой след в истории она не оставила, т.к. позднее появилась более известная Антверпенская биржа.

Если говорить о современной истории, то в нашей стране прообразом бирж были аукционные торги промышленной продукции Госснаба СССР. После перестройки первые российские биржи были ориентированы на бартерный обмен в связи с дефицитом денег. Интересно, что в 1992 г. общее число бирж, зарегистрированных в России, превысило общее число бирж в мире. Наиболее известными были в то время Российская товарно-сырьевая биржа, биржа "Гермес", Приволжская товарная биржа, Дальневосточная товарно-фондовая биржа, биржа "Урал" и др.

Биржа - это регулярно действующая организация, в помещении которой совершаются сделки по покупке и продаже <*>:

<*> Биржевые сделки могут совершаться не только на территории или в помещении биржи. Местом заключения таких сделок могут быть и компьютерные сети. Например, существуют международные секции электронной торговли между биржами. В России электронные торговые сессии распространены на валютно-фондовых (ММВБ) и фондовых биржах (РТС).


1) массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными показателями (товарная биржа);

2) ценных бумаг (фондовая биржа);

3) иностранной валюты (валютная биржа).

Статус товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" <*>.

<*> См. также: Информационное письмо ВАС РФ от 3 августа 1993 г. N С-13/ОП-250 "Обзор практики разрешения споров, связанных с исполнением, изменением и расторжением биржевых сделок".

Статус фондовых бирж регламентирован Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Федеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" <*>.

<*> См. также: Информационное письмо ВАС РФ от 21 апреля 1998 г. N 33 "Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций".


Статус валютных бирж определяется Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Положением ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. N 77-П "О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж".

Для всех видов бирж установлено требование публичной бухгалтерской отчетности (ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Бухгалтерская отчетность публикуется не позднее 1 июня года, следующего за отчетным <*>. До публикации должны быть соблюдены две обязательные процедуры:

<*> Существует противоречие между Федеральными законами "О бухгалтерском учете" и "Об акционерных обществах". Утверждение годового отчета, бухгалтерского баланса, счета прибылей и убытков АО отнесено к компетенции годового общего собрания акционеров, которое проводится в срок не ранее 1 марта и не позднее 30 июня года, следующего за отчетным. Судебно-арбитражная практика признает приоритетное действие акционерного законодательства. Поэтому, если биржа создана в форме АО, она подчиняется специальным требованиям Закона "Об акционерных обществах". См. об этом: Постановление ФАС Московского округа от 6 ноября 2001 г. N КА-А40/6358-01.

- проверка независимым аудитором;

- утверждение общим собранием участников с определением СМИ, где будет размещена публикация.


§ 2. Правовой статус товарной биржи


Товарные биржи формируют организованные рынки, обеспечивающие концентрацию спроса и предложения, формирование объективных цен на основные сырьевые и продовольственные товары, способствуют развитию торговой инфраструктуры.

Товарная биржа - это организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

Законодательство не определяет, в какой организационно-правовой форме должны создаваться товарные биржи. Большинство товарных бирж создавались в России в форме акционерных обществ, т.е. коммерческих организаций, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли, хотя это не совсем соответствует основным задачам биржевой торговли. Биржи можно считать специальными субъектами предпринимательской деятельности. Они лишь содействуют торговым операциям, обеспечивают встречу продавца и покупателя в определенном месте. Сами по себе биржи участия в торговле не принимают. Поэтому за рубежом биржи, как правило, являются некоммерческими организациями.

Российские биржи на сегодняшний день чаще всего существуют в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и некоммерческих партнерств.

Законодательство устанавливает особые требования к фирменному наименованию товарных бирж, т.к. слова "биржа" и "товарная биржа" запрещено использовать в наименованиях организаций, не отвечающих признакам товарной биржи. Нарушение данного требования влечет ответственность в виде административного штрафа в размере 400 - 500 минимальных размеров оплаты труда (ст. 14.24 КоАП РФ).

Биржевая деятельность представляет собой исключительный вид деятельности, поэтому биржа не вправе заниматься торговой и иной деятельностью, не связанной с биржевой торговлей. Биржа не вправе участвовать в создании организаций, не связанных с биржевой торговлей. Деятельность биржи подлежит лицензированию. Лицензия выдается Комиссией по товарным биржам при Федеральной службе по финансовым рынкам после оплаты 50% уставного капитала биржи.

Учредителями биржи могут быть юридические и физические лица, за исключением:

органов государственной власти;

банков и кредитных организаций;

страховых и инвестиционных компаний и фондов;

общественных, религиозных, благотворительных организаций и фондов;

физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Максимальный размер доли одного учредителя составляет 10% уставного капитала биржи. Исходя из, этого товарная биржа должна иметь как минимум 10 учредителей. Максимальное число учредителей Законом не устанавливается, оно должно быть предусмотрено в уставе самой биржи. За нарушение этого установленного уставом биржи предела возможно наступление административной ответственности в виде штрафа в размере 200 - 400 МРОТ (ст. 14.24 КоАП РФ).

Товарная биржа имеет единственный учредительный документ - устав. Высшим органом управления является общее собрание членов биржи.

Члены товарной биржи - это учредители биржи или лица, которые вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи. Учредители вправе пользоваться особыми правами и обязанностями в биржевой торговле по сравнению с другими членами биржи. Срок действия особых прав учредителей составляет не более трех лет с момента государственной регистрации биржи.

Члены биржи могут сдавать в аренду свое право участия в биржевой торговле с регистрацией такого договора на бирже. Субаренда права на участие в биржевой торговле не допускается. Довольно странный термин "передача в аренду права" объясняется, видимо, тем, что биржевое законодательство сформировалось еще до принятия Гражданского кодекса РФ, определившего основные понятия и категории гражданского и торгового оборота. В свете действующего законодательства правильнее говорить не об аренде, а об уступке права участия в биржевых торгах.

Не могут быть членами биржи те лица, которые не имеют права быть ее учредителями, а также служащие данной или любой другой биржи и организации, если их руководители (заместители руководителей, руководители филиалов) являются служащими данной биржи.

Банки и кредитные организации могут быть членами фондовых и валютных отделов товарных бирж. Следует подчеркнуть, что биржа может иметь некую "смешанную" форму, например, она может быть товарно-фондовой или даже универсальной биржей. Если, скажем, биржа организует торговлю и товарами, и ценными бумагами, то ей необходимо иметь в наличии сразу две лицензии: лицензию товарной биржи и лицензию организатора торговли на рынке ценных бумаг.

Таким образом, фондовый отдел товарной биржи по своему правовому статусу является не просто ее структурным подразделением, а функционирующей фондовой биржей. В нашей стране наибольшее распространение получили такие разновидности бирж, как универсальные и валютно-фондовые.

Товарная биржа разделяется на секции (отделы) в зависимости от вида торгуемого товара (пшеница, сахар, мясо, черные или цветные металлы и т.п.). В связи с этим Законом установлено две категории членов товарной биржи.

1. Полные члены - с правом участия в биржевых торгах во всех секциях (отделах) биржи.

2. Неполные члены - с правом участия в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе) биржи.


  1   2   3   4



Скачать файл (289.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru