Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Античность. Культура древней Греции. Культура древнего Рима - файл 1.doc


Античность. Культура древней Греции. Культура древнего Рима
скачать (435.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc436kb.17.11.2011 08:02скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
1. Античность как тип культуры.

В основе античности лежит история развития двух цивилизаций - греческой и римской. Иными словами: античность - это греко-римская культура. Но корни этих двух культур лежат еще в более глубокой древности.

Античность – уникальный феномен в истории мировой культуры. Древним грекам и римлянам удалось создать невиданную ранее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, которая стала для европейцев классикой.

Термин «античность» возник в эпоху Возрождения после открытия учеными-гуманистами великолепных памятников древнегреческой и римской культур.

Античностью принято называть совершенно различные эпохи, нации и страны (3 тыс. до н.э. - 4 в. н. э.), которые мы объединяем по одному единственному признаку - гармонии, величию и красоте, которые исходят от творений того времени. При всех несходствах и изменениях, происшедших за три тысячелетия, было нечто такое, что в своем реальном воплощении оставалось неизменным, неподвижным и совершенно общим. В Возрождении античность воспринималась как упование на возврат к стройному изяществу неглубоких, красивых и выразительных форм. В эпоху Просвещения - как рационалистическое любование на изящество мелких художественных форм.

Античность всегда воспринималась как идеал и золотая пора человечества не только потому, что в искусстве и культуре были созданы множество шедевров, но также и потому, что взгляд человека на мир, его положение в нем, моральные и нравственные нормы, которыми человек руководствовался все последующее тысячелетие, обрели свое начало. Почти всегда умы философов искали в той эпохе философский камень. Поэты, художники других эпох с восхищением обращались в это время, чтобы черпать там образы величия человека, его красоту и гармонию мира. Античность всегда представляется как чудо, в котором внутренняя красота человека сочеталась с его внешней красотой. «Быстро облетающая роза», по словам Гегеля, античность, как высочайший пьедестал человеческих возможностей, предстает перед нами скорее как миф, как несбыточная мечта романтика, чем как реальное время и реальная действительность.

Очень часто жизнь в эпоху античности виделась потомкам как вечный праздник красоты и искусства, изящества и утонченности, к идеалам которой человек стремился. Представления о ней идеализировались, и люди других эпох старались подражать во всем своему воображаемому образцу: в манерах, в образе жизни, в представлениях о Боге, мире и человеке. Представление об этой культуре, как сегодня, так и несколько столетий тому назад, по большей части, однобоко. Она воспринимается как некое райское состояние человека, наполненное гармонией и геройством.

Античность - родоначальница драмы. Если вспомнить произведения философов и историков этого времени, то становится очевидна великая грусть, охватывающая их, с которой они взирали на окружающую их действительность, как искали они идеи о величии в прошлом. Платон, древнегреческий философ, живший в V в. до н.э., обращает свой взгляд к призрачной Атлантиде в поисках утраченной красоты мира и человеческой души, справедливости и демократии.

Что первое приходит в голову при слове «античность»? Конечно, искусство. Его красота и совершенные формы скульптур, грандиозность архитектуры - вот почему вся эпоха ассоциируется с этой красотой. Из этого складывается представление о том, что эта красота была присуща всему. Найденные образы человека, запечатленные в древней поэзии и увековеченные в мраморе, на которых лежит печать совершенства, блеск всех внутренних нравственных достоинств, - есть лишь отображение, попытка увековечить и сохранить то былое, что сохранилось в преданиях.

Благородство, которое воспел слепой Гомер в «Одиссее» и «Илиаде» - источниках нравственности и морали, считалось присущим всему человечеству.

Античный тип культуры дал образцы различных форм государственного устройства и открыл человека, как совершенное творение природы – как «меры всех вещей». Античная культура оказала огромное влияние на всю мировую культуру. Без нее не было бы современной Европы. Не случайно особую роль исследователи отводят античной (особенно греческой) культуре. И литература, и искусство, и философия стали отправной точкой в развитии мировой и, в частности, европейской культуры. Наше знакомство с мировой культурой начинается с великолепных образцов греческого гения, который пронизал все грани человеческой жизни: поэзию, прозу, скульптуру, архитектуру, живопись и т. п. Греция создала науку и философию. Целую плеяду блестящих имен: драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид, историки Геродот и Фукидид, философы Демокрит, Платон и Аристотель — дала миру Древняя Греция. Этот список невозможно закончить. При изучении культуры Древней Греции главной опорой проводимого исследования выступают философские и литературные тексты, археологические памятники, уцелевшие архитектурные комплексы. В целом для античной культуры характерен рациональный подход к пониманию мира. И в то же время эмоционально-эстетическое его восприятие, стройная логика, индивидуальное разнообразие в решении тех или иных проблем. Этим Древняя Греция отличалась от культуры Востока, где развитие культуры протекало в основном в форме комментирования древних учений, ставших каноническими, увековечивания традиции.

^ 2. Возникновение, особенности, основные этапы развития древнегреческой культуры. Крито-микенская, гомеровская и архаическая культура.

Выделим основные черты и предпосылки возникновения античной культуры:

1) природные условия: свобода и гармония

Прекрасные климатические условия: зимняя стужа и летний зной смягчаются морской прохладой. В таком крае все живет на открытом воздухе. Человек, живущий в таком «раю» естественно испытывает гармоническую связь с природой, с богами, с Космосом. Кроме того море с его удобными сообщениями способствует активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов. Народ, сложившийся в таких прекрасных климатических и природных, развивается быстрее и гармоничнее других.

2) социально-политическое устройство: полисный менталитет.

Устройство гражданской общины античности предполагало коллективный способ управления, т.е. демократический характер власти. Полис – форма государственного образования, место на земле, где человек чувствует себя свободной личностью. Это не только общественная, но и сакральная ценность, т.к. высшими идеями становятся: равенство, справедливость, свобода.

3) интенсивный характер развития культуры

Природный талант эллинов, их увлеченность делом, любопытство, стремление понять и осознать окружающий мир способствовали динамичному развитию всей культуры в целом. Кроме того любознательные греки и римляне внимательно излучали все значимое у других древних культур, заимствуя самое ценное и достойное.

4) Космологизм античной культуры

С космологией тесно связана вся научная, литературная, мифологическая, философская мысль античного мира. Даже античные боги – это те же идеи, которые воплощаются в космосе, это законы природы, которые им управляют.

Первые поселения в бассейне Эгейского моря появились в эпоху неолита. Среди них было родственное грекам племя пеласгов, положившее начало древней цивилизации — Эгейской культуре (IV—I тысячелетия до н. э.). Пеласги были опытными мореходами, умели обрабатывать бронзу, занимались земледелием. С начала II тысячелетия из северных областей Балканского полуострова на малоазийское побережье Эгейского моря, на острова и остальную территорию Балкан начали проникать по суше племена. Эти племена были индоевропейцами, имевшими общий язык и нравы. Они называли себя эллинами.

На своем пути греки вытесняли, покоряли или уничтожали местное неиндоевропейское население (пеласгов, лелегов и др.). Многие исследователи считают, что греки стояли на более низкой ступени культурного развития, поэтому веками происходила борьба и ассимиляция двух культур. Воинственные ахейцы вскоре покорили другие племена. К XVI веку до н. э. ахейские царства, крупнейшим из которых были Микены на полуострове Пелопоннес, достигли высокого экономического и культурного развития. Эта цивилизация заложила основы дальнейшего развития греческой культуры.

Особенности.

Прежде всего, античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противосто­ящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружаю­щая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства.

Уже в самом общем подходе к миру, приро­де, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве — красота, мера, гармония.

Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристоте­лю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, опреде­ленность , ограниченность и единство в многообразии.

Мера понимается как исходный принцип существования че­го-то определенного. Она едина и неделима, она — характеристика совершенства. «Ничего слишком!» — учит надпись на фронтоне в Дельфийском храме Аполлона. Мера вводится в античной Греции в фи­лософскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.

Природа Греции сама осуществляет меру — в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Как ос­новная черта бытия понималась греками и гармония — единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выраже­ние гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества. Отсюда — наличие канона, со­вокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармо­ничной человеческой фигуры. Тело человека подверглось тща­тельному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей. Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульп­тор Поликлет (2-я половина V в. до н. э.), автор труда «Канон».

В древней Греции формируется культ тела человека. Идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей теле­сной красотой, потому что не находили более совершенной формы. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась фи­зическими упражнениями и гимнастикой. Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чув­ства стыдливости. Стоило знаменитой афинской красавице Фрине, обвиненной в совершении преступления, сбросить перед судьями свои одежды, как они, ослепленные красотой, оправдали ее.

Пластичность еще одна особенность древнегреческой культуры. Пластично все гре­ческое искусство — архитектура, скульптура, поэзия, драма. В театре маска актера служила символом изображаемого им характера. И сам актер представлял собой живую статую.

Телесность и пластичность связаны друг с другом. Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства, как архитектура и скульптура. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с че­ловеческим телом. Но не с реальным человеком — для этого составляющие храма слишком велики, здание «предпо­лагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитек­тура становится важной силой в духовной культуре греческого об­щества, воспитывает в человеке гражданина.

При всяких сооружениях основные меры древ­ние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, лок­ти и т. д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины — физически сильного, твердо стоящего на земле, не тре­бующего никаких украшений и прекрасного уже физическим со­вершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигу­рой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнамен­том в виде листьев пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными, как прическа гречанки. И углуб­ления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической.

Греция подарила миру Олимпийские игры. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр.

Состязательный характер античной культуры заставляет обратить внимание еще на одну черту ее — греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники бы­ли связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов — покровителей полиса. Обяза­тельно включались в празднование факельные шествия, музы­кальные и танцевальные представления, большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины.

Этапы

Традиционная периодизация истории Древней Греции строится по следующим периодам:

— эгейский или крито-микенский (III—II тыс. до н. э.),

— гомеровский (XI—IX вв. до н. э.),

— архаический (VIII—VI вв. до н. э.),

— классический (V—IV вв. до н. э.),

— эллинистический (вторая половина IV — середина I в. до н. э.).

Первую, крито-микенскую, эпоху иначе называют периодом древнейших цивилизаций. В литературе используются оба названия. Речь идет о двух самых ранних в Греции цивилизациях — минойской и микенской (ахейской, эгейской). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В таком случае вся культура Греции разбивается на три основных периода: доклассический, классический и эллинистический. Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период.

Крито-микенская культура.

Ранний период античной культуры связан с формированием и расцветом крито-микенской культуры. Культуру этого периода принято еще называть эгейской. Она процветала в эпоху бронзы (ок. 2800—1100 гг. до н. э.). Центром раннего этапа античности являлся остров Крит. В XVIII веке до н. э. критские племена пеласгов объединяются под властью одного правителя, а центром государства становится город Кносс. Здесь возделывали виноград, выращивали злаки, разводили оливковые деревья, знали скотоводство. До сих пор сохранились следы дворцов и других величественных сооружений, имевшие даже водопровод и канализацию. Самый знаменитый памятник критского зодчества — Кносский дворец занимал площадь в 20 тысяч квадратных метров. Его сложная система переходов и коридоров, соединявших большие и маленькие помещения, отражена в мифе о Лабиринте и чудовищном человекобыке Минотавре.

Критяне не возводили укреплений. В своем строительном искусстве они стремились к красоте, украшая сооружения фресками — росписью красками по сырой штукатурке, которой овладели уже в XVI веке до н. э. Даже небольшие сохранившиеся фрагменты фресок, изображающие сцены из жизни, природу, до сих пор демонстрируют богатство цвета, фантазию, вдохновение и мастерство критских художников. В искусстве Крита отсутствует каноничность; в архитектуре, живописи, в росписях керамики господствует асимметричность. Оно поражает непосредственно-радостным восприятием жизни, что стало характерной чертой искусства всего античного мира.

Поклоняясь священным божествам в священных рощах, пещерах и на горных вершинах, критяне не строили храмов, не создавали монументальной скульптуры. Значительно большее значение имела мелкая пластика. К эпохе расцвета Критского государства относятся фаянсовые статуэтки богинь со змеями в руках. Из фаянса делались рельефные односторонние изображения, представляющие живые сцены, например изображение коровы с теленком. Но до сих пор восхищают работы резчиков по камню: вазы, перстни, печати.

В крито-микенской культуре было развито ювелирное искусство. Известны миносские ожерелья из золота, полудрагоценных камней и стеклянной пасты. Среди ювелирных украшений археологи нашли золотые подвески, бусы и амулеты из аметиста, золотые повязки, обкладки каменных сосудов, печати, кольца.

Изделия критских мастеров из бронзы, золота и серебра были известны по всему Средиземноморью. Из бронзы критские мастера делали оружие: клинки мечей, кинжалы, обшивки щитов, наконечники копий и стрел. А также предметы домашнего обихода и ремесленные инструменты: топоры, тесла, пилы, щипцы, молотки.

К середине II тыс. до н. э. в искусстве Крита произошли большие перемены. Произведения критских мастеров утратили непосредственность, в них все больше ощущались сухость, жесткость, стилизация. Старые сюжеты оказались подчинены логике и рационализму.

Что привело к столь заметным изменениям в искусстве — точно не выяснено. Возможно, что на Крите в это время уже появились микенцы, пришедшие на территорию Греции около 2000 г. до н. э. Современные исследователи критской культуры считают причиной ее гибели не землетрясение и не нашествие врагов, а обострение внутренних междоусобиц. Тем не менее, она не утеряла своего значения и в эпоху возвышения Микен: художественная традиция, вся образная система микенского искусства находились под воздействием Крита.

Критская цивилизация погибла в XV в. до н. э. Нашествие племен ахейцев, страшное землетрясение или извержение вулкана? Мнения ученых расходятся. Критской культуры не стало, но еще около 300 лет существовала близкая ей микенская культура на греческом материке.

Микенская культура (1600-1100 гг. до н. э.) получила свое название по имени города на полуострове Пелопоннес.

Ахейцы — племена индоевропейского происхождения — пришли на территорию Греции около 2000 г. до н. э. и стали предками греков. Они же внесли в искусство примитивизм и сухость. Микенцы перестроили Тронный зал и другие помещения Кносского дворца. По образцу критского письма микенцы создали собственную письменность — для записи текстов на греческом языке. Памятники раннегреческого письма найдены в архивах дворцов. Большая часть записей касается ведения хозяйства. Жители городов Микен и Тиринфа строили свои города-крепости на высоких холмах, укрепляя их стенами. Отсюда и появилось название «акрополь» — верхний город. Основу микенского дворца составляло длинное прямоугольное здание. Кладку крепостных стен не случайно назвали циклопической, она под стать гигантам-циклопам. Ворота в крепость Микен называли Львиными, так как над их пролетом располагалась плита с рельефным изображением львиц — стражей ворот.

Суровость, малолюдность Микен очевидны при сопоставлении с шумным, праздничным Кноссом. Однако микенские архитекторы переняли у критян троны и дворцовые скамьи, а также манеру украшать росписями стены и длинные проходы с колоннами. Поэтому микенское искусство представляет собой в какой-то мере продолжение критского — столь тесно они переплетены друг с другом. В царской гробнице Атрея, обнаруженной Г. Шлиманом в Микенах, сохранилось большое количество изделий из золота: золотые маски, украшения, оружие, утварь. На сосудах и золотом оружии часто способом чеканки изображались динамичные сцены охоты.

В Микенском изобразительном искусстве главное место занимают такие сюжеты, как охота, взятие городов и т. д. Расписные вазы — один из главных видов художественного творчества Микен. Рисунок — строгий, цветы изображены схематично, их формы не переданы. В микенском искусстве все чаще начинала звучать тема войны, трагедии, смерти. Как свидетельствуют изображения, мужчины микенской эпохи — это, прежде всего охотники и воины. Они побеждают львов, приступом берут города, сражаются и умирают.

^ Гомеровская культура.

Помимо Микен крупным очагом культуры в III— II тысячелетиях до н. э. была Троя. Город находился на северо-западном побережье Малой Азии в 25—30 км от устья Босфора Фракийского. Троя, важнейший город малоазиатского побережья Дарданелл, пала жертвой сильнейшего землетрясения (около 1300 г. до н. э.). До своей гибели город долго воевал с ахейцами, в результате чего цветущее поселение троянцев было разрушено. Греческая традиция считала гибель делом ахейцев: правители Микен фигурируют в преданиях как руководители греческого войска, осаждавшего Трою. Сведения об этом событии сохранили гомеровские поэмы «Илиада» и «Одиссея». По легенде, изложенной в «Илиаде», троянский царевич Парис похитил супругу спартанского царя Менелая Елену Прекрасную. Но действительной причиной столкновения было, вероятно, то, что Троя мешала торговле Микен. «Высокостенная» и «широкоуличная», по словам Гомера, Троя, которая за годы своей длительной истории неоднократно разрушалась, а затем восстанавливалась, после этого землетрясения так и не смогла возродиться. Произведения "Одиссей" и "Илиада" называли энциклопедиями древности, т.к. в них собран огромный материал, корнями они уходят в греческий фольклор, эти произведения служили основой воспитания в античном обществе.

В середине XIX века некоторые ученике высказывали сомнения в существовании Трои. Лишь раскопки немецкого археолога Генриха Шлимана в 70-х годах XIX века доказали ее существование. Шлиман спустился на многометровую глубину и обнаружил огромные сокровища, названные «Кладом Приама». С 1945 года троянская коллекция хранится в Пушкинском музее.

Прошло более ста лет, пока ученые выяснили, к какому времени принадлежит «Клад Приама». Оказалось, что это эпоха ранней бронзы, т. е. примерно за 1000—1200 лет до известных троянских событий.

Наиболее распространённым видом изобразительного искусства в гомеровский период была вазовая роспись, в которой господствовал геометрический стиль (схематический, однообразный узор). Лучшими образцами этого стиля являются дипилонские надгробные амфоры, найденные в значительном количестве в Афинах (IX в. до н.э.). Поверхность этих сосудов разделена на декоративные пояса, образованные геометрическими узорами: треугольниками, звездочками или другими фигурами. Сцены на вазах переносят нас в мир гомеровских героев: плывут по морю двухрядные суда с гребцами, идет жестокая битва, происходят пышные похороны героя, бьются кулачные бойцы и т.д.

От гомеровской эпохи почти не дошло никаких крупных памятников. Известно только, что это была бесписьменная культура, существовавшая в XI— IX веках до н. э.

^ Искусство эпохи архаики.

Архаическая эпоха – время наиболее интересного развития античного общества, когда окончательно определились специфические особенности цивилизации античного типа. Греция уже далеко обогнала в своем развитии все соседние страны.

Одним их наиболее важных факторов греческой культуры VIII – VI вв. до н.э. по праву считается новая система письменности. В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Внимание поэтов привлекают не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получает название лирики. Связан с именем Архилоха. Он ввел в литературу новые размеры – ямб и хорей. Лучшие представители архаической лирики – это поэты Анакреонт, Алкей, поэтесса Сафо и другие.

В эпоху архаики уже возникли основные типы и формы греческого искусства. Все достижения греческой архитектуры того времени, и конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. В VII в. до н.э. возникла система ордеров дорического (тяжеловесность и массивность колонн, простая и строгая капитель) и ионического (легкость, изящество, капитель похожа на рога барана). Немного позднее, в V в. до н.э., в Греции появляется коринфский ордер пышный, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину.

Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона и Посейдона. От ионических храмов этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная их часть была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в г. Эфесе в Малой Азии (одно из чудес света), храм Геры на о. Самос. Особенностью архаических храмов была богатая полихромная роспись. Древняя Греция была родиной мраморных сооружений, но отнюдь не только сверкающих белизной, как иногда думают. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок: красной, синей, золотой.

Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная – мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для скульптуры той поры условная «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Женские статуи представлены так называемыми корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах.

Развивается искусство вазовой росписи. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Наряду с кратерами для смешения вина, пифосами и амфорами для хранения оливкового масла, вина и зерна, изготовлялись и маленькие флакончики для благовоний, тарелки, большие блюда. Великолепные амфоры вручали победителю на играх. Керамика сопровождала человека на всем его жизненном пути. В VI в. до н.э., греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний, и красочный, причудливый живописный декор, напоминающий рисунки на восточных коврах или тканях, уступает место сценам, взятым из жизни. Наибольшего развития новый, чернофигурный стиль (силуэтные изображения нанесены черным лаком на оранжевую поверхность) достиг в Халкиде и в Афинах. Широко известны вазы на мифологические сюжеты «Ахилл и Аякс, играющие в кости», справедливо названные жемчужиной архаического искусства.

Приблизительно к середине VI в. до н.э. была открыта техника краснофигурной росписи (фигуры оставлялись цвета глины, а фон покрывался черным лаком). На вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов.

^ 3. Религия и мифология.

В ранний период древнегреческой религии чтились свои божества, связанные с местными особенностями или олицетворявшие их, от которых зависела жизнь верующих. В одной местности поклонялись реке, которой был посвящен храм; в другой - священным камням, будто бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхесмий, Зевс Лафистий - олицетворение горы Лафистиона. В каждой местности или городе был свой патрон - покровитель. Причем культ этот был очень строгим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобязательных догматов греческая религия не знала, но нельзя было уклоняться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровителя, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание.

В более древнюю эпоху, когда человек еще больше зависел от природы, испытывая страх перед ее стихиями, боги рисовались человеку в ужасном, зверином облике. Например, таких чудовищ, как Химера, Медуза, Ехидна, Лернейская гидра, Сфинкс и др. Химера имела тело льва, козы и дракона, извергала из трех пастей огонь и несла с собой смерть. У Медузы, одной из трех Горгон (крылатых женщин-чудовищ), вместо волос шевелились живые змеи, и каждый взглянувший на Медузу превращался в камень. В пещере под скалой обитала и наводила страх на людей Ехидна, нимфа с прекрасным лицом, но с телом чудовищной змеи. Среди болот жила девятиголовая Гидра, на месте каждой срубленной головы которой могли вырасти две новые. В мифологии нового периода мы находим сказания о битвах древних и новых богов, о подвигах героев, очистивших землю от чудовищ.

Из множества местных богов, с течением времени, некоторые образы слились в единые общегреческие божества, например, Зевс Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, переросли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей". Самое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню.

Разнохарактерные силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано множество сакральных преданий, мифов. Эллинская мифология отличается богатством, причем она сохраняла и в позднейшие эпохи многие предания времен родового строя. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы. Особо чтили Великую богиню (позднее Деметра, что означает "Мать хлебов"), ведавшую плодородием растительного и животного мира. Ее сопровождало мужское божество, за ней следовали второстепенные боги. Культовые обряды включали приношение жертв и даров, торжественные процессии и ритуальные танцы.

Образование раннеклассовых государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные представления. Греческая мифология, составляющая основу искусства, отличается от месопотамской и египетской. Она знаменует собой конец понимания природы как грозной силы, олицетворяющей космос. Осваивая земную природу, греки считались с ней. Боги греческой мифологии подобны людям, каждый из них наделен своим характером, своей индивидуальностью, они не вызывают не только страх, напротив, совершенные и прекрасные, они являются для греков тем идеалом, к которому нужно стремиться, их уважали.

Боги во многом сходны с людьми, им присущи не только благие качества, но также недостатки и слабости. Героями мифов древних греков были боги, возглавляемые Зевсом, восседающим на Олимпе. Гера — покровительница брака — являлась его женой. Каждый бог был наделен своей функцией. Они помогали или мешали людям в их жизненной деятельности. Афина, дочь Зевса, воительница, была покровительницей мудрости и ремесел. Посейдон, брат Зевса — бог морей. Арес — бог войны. Деметра — богиня земли и плодородия, всего, что может произрастать на земле. Гея — богиня земли. Афродита считалась богиней любви свободной, плотской. Аполлон — бог солнечного света, покровитель искусств, наук. Артемида, сестра Аполлона, — богиня охоты. Гефест — бог кузнечного ремесла. Гермес — покровитель торговли и путников. Дионис — покровитель растительности, виноградарства и виноделия. Все названные — боги высшего ранга, но в Греции существовали полубоги низшего ранга, среди которых выделялись герои. Герои имели полубожественный статус, но были смертны. Например, Геракл — сын Зевса и земной женщины Алкмены. По воле богов он совершил 12 подвигов. Убил Немейского льва, Лернейскую гидру, Стимфалийских птиц, Керинейскую лань, Эриманфского вепря. Он очистил конюшни царя Авгия, укротил Критского быка и коней Диомеда, пожиравших людей и т.д. Среди мифов о героях популярно сказание об афинском царе Тезее. Он победил Минотавра – чудовище с головой быка и туловищем человека. Миф о Дедале и его сыне Икаре отразил мечту древнего человека о полете к звездам.

Геродот, названный Цицероном «отцом истории», писал и анализировал ее. Великие греческие поэты Гомер и Гесиод установили родословную богов, описали их образы, определили их функции и сложили древнегреческую религию. В ней большое значение имеют представления о загробном мире. Властелином царства мертвых является Аид. У ног Аида находится пес Цербер. Река Стикс девять раз опоясывает царство мертвых, протекает среди трясин и болот. У нее есть два притока: Кокет (река скорби и болезни) и Лета (река забвения). Когда человек умирает, к нему подлетает бог Танатос, отрезает прядь волос и забирает душу. Самая мрачная часть Аида — Тартар — это пропасть, где томятся души особо провинившихся людей.

Определенные намеки на идею загробного воздаяния все же были. Человека нельзя было оставить без погребения, иначе его душе не найти дорогу в Аид, но это всего лишь ритуал, а не проявление нравственности. Представлений о греховности человека перед богом у грека не было. Музыка вместе с танцами, ритмом и пением приближает к богам, считали греки. В основе античного представления о музыке лежит уверенность в том, что сам мир ритмичен и гармоничен, то есть музыкален. Музыка воспроизводит эти свойства мира и наполняет ими душу, таким образом, устанавливается единство между миром и человеком. Исходя из того, что в музыке воплощены ритмы и законы Вселенной, греки искали в ней ключ к познанию мира и познанию себя. Музыка природы наполнялась человеческим смыслом. С Паном — богом дикой природы — связывалась музыка лесов и полей. Миф о музыкальном состязании Пана и Аполлона, свирели и лиры, греки осмысливали как состязание музыки природы и музыки человека.

В греческой мифологии легендарный сын Зевса Амфион укрощает зверей своим пением, а игрой на лире заставляет камни складываться в городские стены. Орфей своим искусством покоряет даже силы ада, заставляя отпустить к нему Эвридику. Хороводы, по убеждению греков, ведут звезды и планеты, исторические эпохи и человеческие поколения. Для каждого возраста предназначались свои хороводы. С печальными песнями хороводы сопровождали похороны. Они посвящались богу Аполлону, а также всем другим богам, кроме Диониса. Связанная с его именем музыка казалась грекам слишком буйной, неуравновешенной, неорганизованной. Но музыка Диониса дополняла жизнь греков.

Греки считали, что природа прекрасна, и в ней нужно искать истинную красоту. Боги и люди прекрасны и нравственны одновременно: красивый человек не может быть безнравственным, поскольку он создан богом красивым не случайно.
  1   2   3   4   5



Скачать файл (435.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru