Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по валеологии - файл Документ Microsoft Word.doc


Лекции по валеологии
скачать (280.5 kb.)

Доступные файлы (4):

Документ Microsoft Word.doc225kb.03.11.2008 19:25скачать
МОДУЛЬ 1ЛЕКЦИЯ1 САМ РАБ.DOC293kb.27.10.2008 19:11скачать
Модуль 2 лекции 2 и 3 сам раб.doc783kb.15.09.2008 04:22скачать
Модуль 3 лекции4 и 5 самост раб.doc960kb.18.09.2008 23:28скачать

содержание
Загрузка...

Документ Microsoft Word.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...

  • Модуль 1.

  • Валеология как наука. Понятие о физическом здоровье.

  • (18 часов)



  • Структура модуля:



  • Лекция 1. Валеология как комплексная наука о здоровье человека (2 часа)



  • Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение:

  • 1. История развития учения о здоровье.

  1. Законодательная база Украины как основа для реализации прав ребенка на жизнь и здоровье.

  2. Конституция человека, ее влияние на индивидуальное здоровье.

  3. Валеологические методы оздоровления человека.

  • 5. Естественное оздоровление организма человека путем закаливания. Научно-обоснованные особенности проведения закаливания. Использование закаливающих методик в современных оздоровительных системах.



  • Практическое занятие №1. Основные показатели физического здоровья (2 часа)



  • Практическое занятие №2. Валеологические методы оздоровления человека (2 часа)



  • Индивидуальное задание №1. Выполните одно задание по исследованию своего физического здоровья (из рекомендованного списка) - 1 час.





  • Индивидуальное задание №2. Определите состояние опорно-двигательного аппарата у себя, сделайте рекомендации - 1 час.





  • Индивидуальное задание №3. Освойте и продемонстрируйте навыки владения техникой точечного массажа и дыхательной гимнастики - 1 час.



  • Лекция 1

  • Валеология как комплексная наука о здоровье человека



  • Основные вопросы:

  • 1. Валеология как наука, ее цели и содержание.

  • 2. Понятие о здоровье, болезни, “третьем состоянии”.

  • 3. Понятие о здоровом образе жизни.

4. Понятие о физическом здоровье.

  • 5. Факторы риска для здоровья. Гиподинамия, ее влияние на организм.





  • 1.Валеология как наука, ее цели и содержание,



  • ВАЛЕОЛОГИЯ (valeo, латинск. - здравствовать, быть здоровым, logos, греч. - ученье, наука) - наука о здоровье здоровых. Впервые этот термин был введен И.И.Брехманом в 1981-82 году. Несколько позже другие авторы (Ю.П.Лисицин, В.П.Петленко и др., 1987) предложили еще один термин для названия этой науки - САНОЛОГИЯ ( от лат. sanus - здоровый). В настоящее время этот термин используется при рассмотрении медицинских аспектов валеологии, т.е. санология - это учение о мерах и механизмах борьбы организма с болезнью, учение о выздоровлении.

  • Чем вызвано появление еще одной новой науки о человеке и все более и более возрастающая необходимость ее изучения ?

  • Кто-то подсчитал, что человека как комплексную систему ныне всесторонне изучает около 800 научных дисциплин, причем из них почти 500 естественно-научного цикла, остальные - гуманитарные, общественные, технические. При этом, если принять за 100% все знания, накопленные человечеством за всю историю его развития, то около 90% составят сведения о неживой природе и лишь 10% сведений имеют отношение к живой природе, в том числе о человеке - менее 1%. Мы знаем больше про мир, который нас окружает, чем про самих себя, про свой организм.

  • К тому же в этих науках человек как объект познания рассматривается под различными углами зрения, а потому предметно разорван на много частей (за исключением, возможно, философии). Эти части почти не стыкуются, т.к. представители каждой науки видят в человеке только свой предмет. С этих позиций закономерным следует считать появление валеологии - науки, которая как ни одна другая впитала и впитывает так много данных о многогранном феномене человека из других наук.

  • Непосредственно здоровьем человека занимается медицина, имеющая многовековую историю и достигшая немалых успехов. Количество врачей в нашем государстве в 2 раза превышает эту цифру во многих развитых странах мира. Но никакая масса врачей не делает наш народ здоровым - статистика безжалостно подчеркивает ухудшение состояния здоровья всего населения Украины:

Наблюдается отрицательный прирост населения (смертность превышает рождаемость, ежегодно численность населения уменьшается на 0,8-1%); к концу 2005 года нас стало менее 47 млн.

За последние 10 лет средняя продолжительность жизни мужчин снизилась на 4,5 г., женщин - на 2 года и составляет примерно 62 года ( для сравнения - в Японии люди живут на 15 лет дольше),т.е. можно говорить о депопуляции и вымирании украинского народа. 50% мужчин и 40% женщин не доживают до пенсионного возраста.

Количество родов уменьшилось примерно на 40% (за последние 10 лет), относительно чаще, чем ранее, наблюдаются роды у матерей в возрасте до 14-18 лет ( при этом дети рождаются, как правило, с нарушениями здоровья).

Детская смертность - на одном из первых мест в мире.

Материнская смертность при родах возросла в 2 раза за последние 10 лет.

Из 4-х беременностей лишь одна протекает без осложнений, мертворождений - в 2-3 раза больше, чем в Европе, количество недоношенных детей за последние 10 лет увеличилось в 5 раз

Из 10 новорожденных 7 - рождаются с пороками развития.

За 5 лет в 1,4 раза увеличилась заболеваемость девочек-подростков (а это будующие мамы).

Среди школьников здоровым признан только каждый 9-ый ( по г.Николаеву)

Растет количество детей-инвалидов (по г.Николаеву -на 9% за год().

Каждая 17-ая женщина продуктивного возраста имеет психо-неврологические нарушения, каждый 6-ой мужчина - хронический алкоголик.

Заболеваемость населения Украины за последние годы (по данным официальной статистики) увеличилась на 27,3%.Основными заболеваниями являются:

  1. Сердечно-сосудистые (инфаркт миокарда и др.)

  2. Опухоли (80% из них связаны с химическими канцерогенами в окружающей среде)

  3. Заболевания пищеварительной системы.

Кроме того, с 1995 года отмечается рост инфекционных заболеваний, в настоящее время на Украине эпидемия туберкулеза, ВИЧ/СПИДа и др.

  • Возросла заболеваемость эндокринных органов (например, сахарный диабет встречается в 1,6 раза чаще), растет детский травматизм и др.

  • Современная медицина, являясь преимущественно наукой о болезнях, не отвечает на вопрос: что делать здоровому человеку, чтобы остаться здоровым?

  • Все это и явилось предпосылками появления самостоятельной науки о здоровье - валеологии.

  • Валеология возникла на стыке многих наук (медицина, психология, педагогика, гигиена, генетика и др.) и является интегративной науко.

  • Валеология - это целостная система знаний о формировании, сохранении, укреплении, обновлении и передаче здоровья другим поколениям.

  • Объект валеологии - здоровый человек и человек в «третьем» состоянии.

  • Предмет валеологии - индивидуальное здоровье.

  • Основная цель -максимальное использование унаследованных механизмов и резервов жизнедеятельности человека и поддержание на высоком уровне адаптации организма к условиям внешней и внутренней среды.

  • Основные задачи и содержание валеологии:

  • разработка теоретических представлений о сущности здоровья, о возрастный и адаптационных возможностях организма;

  • разработка методик количественной оценки здоровья;

  • изучение факторов здоровья, определяющих состояние человека и его активное долголетие;

  • восстановление и оптимизация отношения человека с природой;

  • усовершенствование методов лечения пограничных состояний, использование для этого естественных средств;

  • разработка методов всеобщего обучения здоровью, воспитание культуры здоровья;

  • формирование действенного общественного идеала, в соответствии с которым здоровье есть наивысшая ценность, а здоровый образ жизни - естественная форма поведения.

Валеология принципиально отличается от других наук, изучающих состояние здоровья человека, т.к. в сфере интересов валеологии находится здоровье и здоровый человек, в то время как у медицины - болезнь и больной человек, а у гигиены - среда обитания и условия жизнедеятельности человека.

Как самостоятельная наука валеология заняла определенное место среди других наук Теснее всего она связана с:

  • биологией, которая формирует эволюционный взгляд на природу здоровья, создает целостную картину биологического мира;

  • экологией, которая формирует знания об аспектах зависимости здоровья от окружающей среды;

  • медициной (физиология, гигиена, санология и др.), разрабатывающей нормативы обеспечения здоровья, систему знаний и практической деятельности по укреплению и сохранению здоровья;

  • физической культурой, которая определяет закономерности поддержания и совершенствования физического развития и физической подготовленности человека как неотъемлемых характеристик здоровья;

  • психологией, изуча.щей психологические аспекты обеспечения здоровья;

  • педагогикой, разрабатывающей цели, задачи, содержание и технологии валеологического образования и воспитания;

  • социологией выявляющей социальные аспекты поддержания, укрепления и сохранения здоровья и факторов риска здоровья;

  • политологией, которая определяет роль, стратегию и тактику государства в оьеспечении и формировании здоровья своих граждан;

  • экономикой, обосновывающей экономические аспекты обеспечения здоровья и экономичческой ценности здоровья в обеспечении благосостояния и безопасности государства;

  • философией, формирующей диалектическое мировоззрение, что важно в пракильной оценке роли здоровья в человеческом битии;

  • культурологией, т.к. существенной частью культуры человека является валеологическая культура;

  • историей, которая прослеживает исторические корни, преемственность путей, средств и методов поддержания здоровья в мире, регионе, в этносе;

  • географией, которая устанавливает климато-географическую и социально-экономическую специфику региона, взаимоотношения человека сосредой обитания в аспекте обеспечения здорового образа жизни, и др.

Связь валеологии с другими науками имеет двусторонний характер. Используя данные смежных наук, валеология сама может дать весомые результаты для развития и конкретизации проблем человекознания.

  • Несмотря на молодость, валеология сегодня развивается довольно динамично. Принято выделять общую и специальную валеологию. Каждая из них включает в себя две части - теоретическую (научные аспекты валеологии) и практическую (технологии диагностики здоровья и оздоровления организма).

  • В настоящее время можно выделить следующие основные направления валеологии:

  • ^ Общая валеология - представляет собой основу, методологию валеологии как науки, ее место в системе наук о человеке, предмет, задачи, историю ее становления и т.д. Ее можно рассматривать как ствол дерева науки, от которого отходят ветви, отрасли валеологии.

  • ^ Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику, изучает способы внешнего поддержания здоровья и предупреждения заболеваний, методы оценки состояния здоровья населений и др.

  • ^ Педагогическая валеология-изучает вопросы обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную установку на здоровье и здоровый образ жизни.

  • Возрастная валеология изучает особенности возрастного становления здоровья человека, его взаимоотношения с факторами внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды и адаптации к условиям жизнедеятельности.

  • ^ Профессиональная валеология изучает вопросы, связанные с проблемой профессиональной ориентации (с учетом индивидуальных типологических свойств личности), рассматривает особенности влияния профессиональных факторов на здоровье человека, определяет методы и средства профессиональной реабилитации.

  • ^ Семейная валеология изучает роль и место семьи, каждого из ее членов в формировании здоровья, разрабатывает пути и средства обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом. Видимо, этот раздел валеологии имеет большое будующее, т.к. формирование здоровья (от подготовки к деторождению до воспитания осознанного отношения к здоровью) наиболее последовательно может осуществляться именно в семье.

  • ^ Экологическая валеология исследует влияние на здоровье природный факторов и последствий антропогенных изменений в природе, определяет поведение человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья.

  • ^ Социальная валеология ставит своей целью изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных отношениях социального характера с людьми и обществом.

  • Вероятно, со временем произойдет и дальнейшая дифференциация валеологии как науки.

  • Как учебная дисциплина валеология представляет собой совокупность знаний о здоровье и о здоровом образе жизни. Она может быть дошкольной, школьной, вузовской, поствузовской.

  • Чем вызвана необходимость изучения этой дисциплины студентами педагогических специальностей? Прежде всего обстоятельствами, определяющими профессинальную деятельность учителя:

  • Во-первых, учитель должен уметь сохранить здоровье своих будущих воспитанников. Существующая система образования сама по себе является фактором риска здоровья учащихся. Сегодня известно, что за период обучения в средней школе число здоровых детей снижается в 4 раза, число детей с близорукостью увеличивается в 10 раз, с нервно-психическими расстройствами - в 2,5 раза, в 16 раз увеличивается число учеников с вегето-сосудистой дистонией, в 2 раза - с кишечными заболеваниями. Давно пришло время сделать медицинский принцип Гиппократа «Ne noceas - Не вреди» нормой в работе каждого, кто имеет отношение к воспитанию и обучению детей. Возникает настоятельная необходимость развития школьной валеологии, что возможно только после освоения основополагающих положений общей валелогии.

  • Во-вторых, для того, чтобы уметь сохранить свое здоровье. Ведь труд преподавателя лишь на первый взгляд можно считать легким (если сравнить его с трудом шахтера).

Педагогическая профессия, труд учителя относятся к интеллектуальным формам труда. С психофизиологических позиций это крайне ответственная, общественно значимая деятельность, в которой велик элемент творчества.

Однако не все условия, в которых осуществляется педагогическая деятельность, можно признать благоприятными. Совершенно определенно некоторые их них содержат факторы риска и оказывают неблагоприятное воздействие на организм человека.

Основными факторами риска труда учителя являются:

  1. высокая плотность межличностных контактов и возможность конфликтов при необходимости выполнения запланированного объема работы в жестко регламентированный период времени, что требует определенного, под час значительного напряжения многих систем организма и вызывает повышенное психоэмоциональное напряжение, связанное с необходимостью постоянного самоконтроля, внимания, эмоционального возбуждения;

  2. значительная голосовая нагрузка;

  3. статическая нагрузка при незначительной общей мышечсной и двигательной нагрузке;

  4. большой объем интенсивной зрительной работы;

  5. высокая плотность эпидемических контактов;

  6. отсутствие стабильного режима дня;

  7. нагрузка на одни и те же центры коры больших полушарий, резкое перераспределение мозгового кровотока, приводят к резкому перераспределению мозгового кровотока, отсюда - частая бессонница (первый признак переутомления); отмечаются изменения и электроэнцефалограммы (ЭЭГ), и электрокардиограммы (ЭКГ).


Каждый из перечисленных факторов риска педагогического труда может стать причиной профессионального или профессионально обусловленного заболевания нервной системы (неврозоподобные состояния и неврозы), голосоречевых органов (острый и хронический фарингит, ларингит, парез голосовых складок, певческие узелки и пр.), опорнодвигательного аппарата (остеохондроз шейного и поясничного отделов позвоночника, радикулит), сосудистой системы (варикозное расширение вен нижних конечностей, геморрой), инфекционных заболеваний. Кроме того, профессиональное происхождение могут иметь такие виды патологии, как контактный дерматит в области кистей рук из-за воздействия мела, аллергические формы ринита (насморка) и бронхиальная астма у учителей химии, когда аллергеном являются реактивы, применяемые при проведении опытов, хроническая интоксикация ртутью у учителей физики при длительном использовании в учебном процессе приборов, содержащих ртуть.

  •  В-третьих, учитель обязательно должен владеть культурой здоровья, чтобы научить этому и школьников.

  • Культура здоровья (валеологическая культура) - это часть общей культуры человека, представляет собой сознательную систему действий и отношений к своему здоровью и здоровью других людей, т.е. умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу (важно помнить, что культура здоровья предполагает не простое «собирательство» полезных рекомендаций и знаний, а активное их использование в каждодневной практике).

  • Валеологическая культура предполагает и умение распространять валеологические знания. Педагоги должны воспитывать у школьников стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни (через программный учебный материал, педагогическую работу с родителями, а также личным примером при постоянном общении).

  • Таким образом становится очевидной необходимость взаимосвязи воспитательно-образовательного и воспитательно-оздоровительного направлений в школах. Обеспечить такую взаимосвязь может валеологическая служба школы.

  • ^ Валеологическая служба - это служба формирования и обеспечения здоровья человека. Она не заменяет медицинскую службу, не является альтернативной ей.

  • Организация деятельности валеологической службы в школьном учреждении представлена следующими направлениями:

  • Создание валеологической среды в школе с учетом педагогических, психологических, гигиенических и социальных факторов;

  • Диагностический скрининг - обследование значительного количества детей экспресс-методами и получение соответствующего заключения о сосоянии здоровья; выделение «групп риска» и дальнейшая забота о них;

  • ^ Мониторинг здоровья учащихся - длительное наблюдение с первого до выпускного класса;

  • Коррекция образа жизни - формирование у учащихся мотивации на здоровый образ жизни, валеологическое просвещение родителей, помощь им в создании оптимальных условий в семье;

  • Подбор валеогенных технологий (индивидуально для учащихся), создание физкультурных секций, групп психологического тренинга, массажных кабинетов, фитокабинета, занятий в бассейне и т.п.

  • Деятельность валеологической службы ориентирована преимущественно на детей, но при непременной валеологической активности педагогов и при соответствии их здоровья и образа жизни целям и задачам воспитательного процесса.

  • Основное ядро валеологической службы в школе составляют специально подготовленные педагоги-валеологи, работающие совместно с врачем, психологом, юристом, социальным педагогом, однако в работе службы участвует весь коллектив школы при условии его валеограмотности.

  • За рубежом аналогом валеологии является направление «health promotion» и «health education».

  • Таким образом, валеология - это самостоятельная молодая наука (воспринимаемая не всеми однозначно), для которой эра «великих открытий» только начинается.



  • ^ 2. Понятие о здоровье, болезни, “третьем состоянии”.



  • Понятие здоровья является центральным в валеологии. Несмотря на многовековые попытки изучения здоровья человека до сих пор нет четкого общепринятого определения этого понятия. Наиболее приемлемой и широко известной является формулировка ВОЗ (1948):

  • «Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или повреждений».

  • Общеизвестно, что человек возник в мире как продукт двух эволюций -

  • биологической, приведшей к формированию современного физического типа (неоантропа) и

  • социальной, связанной в формированием совершенно нового явления - социальной среды, которая дополнила естественные условия существования человека.



  • Поэтому человек представляет собой единую биолого-социальную сущность и его структурную организацию можно представить в виде пирамиды



  • Cоциальная сфера



  • Психическая сфера



  • Физическое тело





  • Вектор познания

  • Вектор оздоровления



  • Вслед за древними греками в ней выделяем три уровня - низший, телесный (греч.soma -тело), средний, психический (греч. psyche - душа) и вершину - духовний элемент (греч. nous- дух). Пирамида имеет свои законы организации. Организация эта иерархична и определяющим, задающим режим деятельности всей системы элементом является вершина. Взаимоотношения между элементами внутри пирамиды подчинены законам гармонии (правило золотого сечения). Эти особенности системы обеспечивают ее динамическую устойчивость и возможность развития.

  • Человек как система постоянно обменивается с окружающей средой информацией, энергией и веществом. Можно выделить несколько форм такого обмена: питание, дыхание, движение, психо- и биоэнергоинформационный обмен. Оптимизация системы обмена способствует упорядоченности системы, и это является одним из осовных подходов к оздоровлению.

  • С позиций такого системного подхода в валеологии разработана тактика познания и оздоровления человека (см. схему), создана холистическая (целостная) модель здоровья человека, включающая три уровня:

o физическое (соматическое) здоровье

o психическое здоровье

o социальное (нравственное) здоровье

  • Поэтому проблема здоровья может рассматриваться только в комплексе: как интегральная характеристика личности. В то же время можно давать характеристику отдельных уровней индивидуального здоровья, используя соответствующие показатели (их изучение последует на практических занятиях). В упрощенном, вместе с тем и обобщенном, виде, можно считать, что критериями здоровья являются:

  1. для физического здоровья - я могу;

  2. для психического - я хочу;

  3. для нравственного - я должен.

  • Понятие болезни является центральным в медицине. Существует множество определений болезни, но чаще всего предлагается следующее:

  • болезнь - это любое нарушение жизнедеятельности организма, возникающее в ответ на действие чрезвычайных раздражителей внешней или внутренней среды.

  • При рассмотрении категорий «здоровье» и «болезнь» следует учитывать положение, сформулированное патофизиологом В.В.Подвысоцким - абсолютное здоровье и абсолютная болезнь не существуют, между ними существует бесконечное множество переходов.

  • Переход от здоровья к болезни не является внезапным. Между ними располагается целая гамма промежуточных состояний, которые сегодня принято называть «третьим» состоянием. В этом состоянии находится более 50% всего населения планеты.

  • «Третье» состояние - это состояние человека, промежуточное между здоровьем и болезнью, совмещающее в себе и то и другое, но в то же время ни тем, ни другим не являющееся.

  • Эти состояния могут быть обусловлены различными факторами, связанными преимущественно с современным ритмом жизни, длительным воздействием гиподинамии, психоэмоциональных нагрузок, плохих производственных, экологических, социально-бытовых условий, неправильного питания и др, предъявляющих повышенные требования к организму, истощающих его адаптационные возможности, снижающие работоспособность.. Такое состояние характерно для «критических» возрастных периодов (полового созревания, пред- и послеродового, климактерического, старческого), для лиц, злоупотребляющих алкоголем, табакокурением и др.

  • Эти состояния могут проявляться рядом общих симптомов - ухудшением самочувствия, периодическими недомоганиями, снижением работоспособности, одышкой при умеренной нагрузке, повышенной утомляемостью, раздражительностью, головной болью, сухостью кожи, потерей аппетита, склонностью к запорам, гипотонией и др. Этих людей не будет лечить ни один врач (т.к. нет болезни), но они не могут являться полноценными работниками и гражданами. В этом состоянии организм тратит энергию не на творческую, созидательную работу, а на сохранение жизни. В таком состоянии истоки всех болезней, но есть и возможность восстановления более высокого уровня здоровья, как правило, за счет мобилизации возможностей самого организма. Именно поэтому «третье» состояние привлекает внимание валеологов.





  • ^ 3.Понятие о здоровом образе жизни.



  • Эксперты ВОЗ в 80-х годах ХХ столетия определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных 4 производные:

  • генетические факторы (наследственность) - 20%

  • состояние окружающей среды - 20%

  • медицинское обеспечение - 8-10%

  • образ жизни 50 - 52%

  • Образ жизни - биосоциальная категория, характеризующаяся формами повседневной жизнедеятельности человека. Включает 3 категории:

  • уровень жизни (условия)- экономическая категория, отражает меру удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека;

  • качество жизни - социальная категория, отражает степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей;

  • стиль жизни - социально-психологическая категория, отражает поведенческие особенности жизни человека; именно стиль жизни влияет в большей степени на индивидуальное здоровье.

  • Образ жизни, способствующий сохранению и укреплению здоровья, называется здоровым (ЗОЖ)

  • Понятие «здоровый образ жизни» только на первый взгляд может показаться элементарным. В настоящее время в практической деятельности при определении индивидуальных критериев и целей ЗОЖ В.А.Полесский и И.А.Гундаров выделяют два альтернативных подхода:

  • традиционный, ставящий своей целью достижения всеми одинакового поведения, которое считается правильным, в котором критерием является не конечный результат, а промежуточное поведение.

  • Практика же убедительно показывает, что заболеваемость неизбежно оказывается различной, если одинаковое поведение соблюдают разные по гено- и фенотипу люди. Наивно рассчитывать, что можно разработать и рекомендовать для каждого человека некую универсальную методику, включающую в себя самодостаточный набор оздоровительных средств, гарантирующих достижение оптимума здоровья.

  • нетрадиционный (индивидуальный), исходящий из предпосылки, что здоровым считается такой стиль поведения, который приводит человека к желаемой продолжительности и требуемому качеству жизни, т.е. здоровых образов жизни должно быть столько, сколько существует людей.

  • Такой подход предполагает для каждого человека сознательную и целенаправленную практику здоровьетворения (здравостроительства), т.е. систематические сознательные усилия для предотвращения и устранения тех или иных дефектов здоровья, а не только пассивное приспособление, воздержание от чего-то вредного. Прав Н.Амосов, утверждавший, что «…добыть и сохранить здоровье может только сам человек». Необходимо при этом учитывать и генетическую природу каждого человека.

  • Здоровый образ жизни - это способ жизнедеятельности человека , соответствующий генетически обусловленным его особенностям, конкретным условиям жизни и направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и на полноценное выполнение человеком его социально-биологических функций.

  • Структура здорового образа жизни должна включать следующее:

  • жесткий контроль за состоянием своего организма (знание своего организма, регулярная диспансеризация, в том числе сегодня это флюорография, осмотр зубов и т.д., обращение к врачу при первых признаках недомогания и др.);

  • гигиеническую обоснованность поведения (в том числе и психогигиену);

  • оптимальную двигательную активность;

  • активная трудовая деятельность (любимая работа, учеба, достижение мастерства в избранной профессии и др.)

  • тренировку иммунитета, разумное использование методов закаливания;

  • рациональное питание;

  • психофизическую регуляцию (умение снять нервное напряжение с помощью мышечного расслабления, рефлексотерапии и др., умение управлять своими эмоциями, развивая у себя оптимизм , чувство юмора);

  • психосексуальную и половую культуру, счастливую семейную жизнь;

  • рациональный режим жизни на основе требований индивидуального биоритма;

  • отказ от вредных привычек;

  • валеологическое самообразование.

  • Каждая из позиций ЗОЖ характеризуется психофизиологической удовлетворенностью, что положительно сказывается на состоянии здоровья.

  • ЗОЖ формируется на основе валеологического обучения и воспитания желательно с раннего детства, когда выработка условных рефлексов более прочна и надежна. При этом важно, что ЗОЖ защищает здоровье с детства - когда устойчивость формирующегося организма низка и риск утраты здоровья повышен. Хочется еще раз подчеркнуть значение личного примера воспитателя (родителя, учителя) - обучающий не имеет права нарушать то, чему учит. Действенным является стиль общения с установкой: «Делай , как я! Делай вместе со мной!», а не декларации типа «Делай, как я говорю».

  • Формирование ЗОЖ представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться вся жизнь. К тому же положительный эффект ЗОЖ проявляется не сразу, иногда отсрочен на годы. Этим объясняется сложность работы по формированию ЗОЖ. Но эта работа необходима.

  • И прав Монтень (французский философ-гуманист, 1533-1592 г.г.), который говорил: «Здоровье - это драгоценность, и при том единственная, ради которой действительно стоит не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и пожертвовать ради него частицей своей жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной».




  1. ^ Понятие о физическом здоровье.




  • Физическое (соматическое) здоровье отражает текущее состояние органов и систем органов человеческого организма; уровень их развития и функциональных возможностей, степень адаптации к различным факторам внешней среды. Оно представляет основу пирамидальной системы структурной организации человека.

  •   1   2   3



    Скачать файл (280.5 kb.)

    Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru