Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Отчет по практике Институт Проблем Транспорта Энергоресурсов отдел №14 Проблемы безопасности сложных технических систем - файл 1.docx


Отчет по практике Институт Проблем Транспорта Энергоресурсов отдел №14 Проблемы безопасности сложных технических систем
скачать (1937.8 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx1938kb.17.11.2011 08:45скачать

содержание

1.docx

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Содержание:

Введение...................................................................................................................3

Становление и этапы развития института.............................................................5

Руководители института.......................................................................................22

Проблемы безопасности сложных технических систем....................................30

Охрана труда в нефтяном комплексе..................................................................35

Решение проблем сбора продукции скважин.....................................................38

Исследования по проблемам подготовки нефти и воды на промыслах...........41

Исследования в области новых технологий транспорта нефти.......................44

Механика многофазных сред...............................................................................47

Насосы и энергетическое оборудование для перекачки

нефти и нефтепродуктов.......................................................................................50

Ресурсосбережение и экология............................................................................54

Метрология и учет нефти.....................................................................................57

Обеспечение отрасли стандартами и нормативными документами.................60

Заключение.............................................................................................................62

Использованная литература.................................................................................63




Введение

Я проходила производственную практику в Институте Проблем Транспорта Энергоресурсов в отделе №14 «Проблемы безопасности сложных технических систем» без предоставления рабочего места.

На практике ознакомилась как институт занимается решением проблем повыше

ния эксплуатационной надежности и безопасной эксплуатации под

водных переходов магистральных трубопроводов, и как разрабатывается ряд технологических процессов ремонта под

водных переходов, в том числе технологию ремонта методом «тру

ба в трубе», и комплекс нормативно-технических документов по во

просам обеспечения надежности и безопасности эксплуатации под

водных переходов магистральных трубопроводов.

^ Институт — ведущее в России предприятие по подготовке специалистов в области взрывных технологий для нефтегазовой отрасли.

Большинство научно-исследовательских и конструкторских раз

работок ИПТЭР выполнены на уровне современных требований и подтверждены патентами на изобретения. По результатам научных исследований издано 58 сборников научных трудов, более 100 моно

графий и отдельных изданий, 700 руководящих документов, опубли

кованы тысячи научно-технических обзоров и статей, получено более 700 патентов и авторских свидетельств на изобретения.

^ Основные направления деятельности ИПТЭР:

- исследования аномальных явлений в гидродинамике жидкостей со сложными реологическими свойствами;

- механика многофазных сред в трубопроводных системах в условиях повышенных требований к экологической безопасности;

- исследования влияния переходных процессов и ударных явлений на несущую способность пространственных конструкций;

- безопасные технологии резки трубопроводов и демонтажа металлоконструкций с применением высококонцентрированной энергии 

взрыва;

- прочность металлов и техническое диагностирование трубопроводов различного назначения;

- повышение надежности и безопасности трубопроводных систем транспорта высоковязких и высокозастывающих нефтей;

- технологии и технические средства капитального и аварийного ремонта;

- защита от коррозии трубопроводов и сооружений;

- энерго- и ресурсосбережение;

- охрана окружающей среды;

- экономика и оптимальное управление транспортом углеводородного сырья;

- диагностика, виброизоляция, повышение надежности, КПД и всасывающей способности насосов при транспорте вязких жидкостей, агрессивных сред и газожидкостных смесей;

- компенсирующие системы для резервуаров и магистральных нефтепроводов;

- безопасность сложных технических систем.




^ СТАНОВЛЕНИЕ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА

Биография института неразрывно связана с развитием и бурным ростом в 50—60-е годы нефтедобычи и нефтепереработки. Возросшие масштабы поставок нефти и нефтепродуктов потребовали углубленных научных исследований в области транспорта и хранения нефти.

^ Для решения проблем трубопроводного транспорта в августе 1959 года Постановлением Совнархоза РФ № 85 от 10.08.59 г. на ба

зе отдела транспорта и хранения нефти Башкирского НИИ по пере

работке нефти был создан Научно-исследовательский институт по транспорту и хранению нефти и нефтепродуктов (НИИтранснефть), ставший головным научно-исследовательским институтом СССР по решению проблем эксплуатации объектов магистральных нефте-и нефтепродуктопроводов. Инициатива создания этого института принадлежит заместителям начальника Главнефтеснаба РФ Кулико

ву А. А., Мацкину Л. А. и к.т.н. Едигарову С. Г. — зам. директора Уфимского нефтяного института.

Основные проблемы первых лет деятельности института: раз

работка технологий последовательной перекачки различных нефте

продуктов по одному трубопроводу, исследование работы насосно-силового Оборудования, проблемы транспорта различных нефтепро

дуктов, в том числе мазутов, в железнодорожных цистернах, эксплу

атация резервуаров и резервуарных парков, создание средств сокращения потерь нефти и нефтепродуктов при транспорте и хра

нении, автоматизация технологических процессов при транспорте нефти, разработка технологий и технических средств капитального ремонта магистральных нефтепроводов.

В период с 1960 по 1970 годы институт «НИИтранснефть» стал первым разработчиком технологий и технических средств капиталь

ного ремонта магистральных нефтепроводов без остановки пере

качки. Ранее таких работ не было ни в одной нефтедобывающей и нефтетранспортирующей стране мира. В эти же годы впервые в стране в «НИИтранснефти» была начата и в 

дальнейшем разверну

та комплексная работа по оценке надежности действующих нефте

проводов, методологии расчета на надежность при их проекти

ровании.

Основоположниками этой важнейшей работы, нашедшей все

общее признание проектировщиков и эксплуатационников были д.т.н. Ясин Э. М., д.т.н. Гумеров А. Г., к.т.н. Векштейн М. Г., к.т.н. По

стников В. В., д.т.н. Ращепкин К. Е., к.т.н. Жигулев Г. П., к.т.н. Журав

лев Г. В. и другие.

В марте 1970 года по ходатайству директора института д.т.н. Губина В. Е. приказом Министра нефтяной промышленности СССР В. Д. Шашина «НИИтранснефть» был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт по сбору, подготовке и транс

порту нефти и нефтепродуктов (ВНИИСПТнефть). Расширилась те

матика научных работ, было положено начало комплексным иссле

дованиям проблем нефтяной промышленности страны, включая си

стему сбора, подготовки нефти и защиты от коррозии объектов неф

тяных промыслов, а также разработку и внедрение автоматизиро

ванных систем управления технологическими процессами транспор

та нефти.

Освоение месторождений с высоковязкими и высокозастывающими нефтями и трудности, связанные с последующей их транспор

тировкой на НПЗ, поставили перед учеными института сложные за

дачи изучения динамики течения таких нефтей, создания оптималь

ных технологий их транспортировки. В результате многоплановых научных исследований под руководством д.т.н. Губина В. Е. разрабо

таны теоретические и экспериментальные основы динамики поведе

ния реологически сложных нефтей, изучено явление начального на

пряжения сдвига, тиксотропные свойства высокопарафинистых нефтей и влияние депрессорных и противотурбулентных присадок на свойства перекачиваемой жидкости (разработчики — к.т.н. Скрипников Ю. В., к.т.н. Пиядин М. Н., к.т.н. Сазонов О. В., к.х.н. Кацюцевич Е. В.).



Появляется новый термин — «горячий» нефтепровод. Одними из первых ученые института занялись исследованиями в области надежного и безопасного применения технологии «горячей» пере

качки на магистральном нефтепроводе.

Впервые в мире был выполнен гидравлический расчет течения реологически сложной нефти по цилиндрическим трубам (д.т.н. Губин В. Е., д.т.н. Абрамзон Л. О, к.т.н. Скрипников Ю. В.), методами математического моделирования выполнен прогноз различных ре

жимов работы «горячих» нефтепроводов. Разработан ряд руководя

щих документов для нефтяной отрасли: «Методика гидравлического расчета трубопроводов при изотермическом режиме течения нелинейно-вязкопластичных нефтей» (д.т.н. Губин В. Е., к.т.н. Скрип

ников Ю. В.), «Методика теплового и гидравлического расчета пуска и вывода на стационарный режим «горячих» нефтепроводов при перекачке линейно-вязкопластичных нефтей» (к.т.н. Губин В. В., Шутов А. А.), «Методика расчета безопасного времени остановки перекачки «горячего» нефтепровода» (к.т.н. Тонкошкуров Б. А., Гумерова У. И., Тухватшин А. А.) и другие.

^ Впервые в системе Главтранснефти в 70-е годы в институте бы

ла разработана и внедрена в управлениях, эксплуатирующих магис

тральные нефтепроводы, принципиально новая технология техниче

ского обслуживания и ремонта — централизованная система техни

ческого обслуживания и ремонта (ЦСТОР) магистральных нефте

проводов. Разработан комплекс нормативно-технической документа

ции, в том числе:

  • основные положения о ЦСТОР,

  • типовые положения о структурных подразделениях,

  • табели технического оснащения подразделений,

  • основные положения по комплектованию, организации рабо

  • ты и стимулированию труда выездных ремонтных бригад ЦБПО и БПО Главтранснефти.





^ Изоляционная машина




Очистная машина ОМГ-53



Основными разработчиками системы ЦСТОР являются д.т.н. Гумеров А. Г., к.т.н. Векштейн М. Г., к.э.н. Зарипов Р. X., к.т.н. Гараева В. А., Гайнетдинова М. Г.


Установка эластичного линейного кумулятивного заряда


^ Централизация и специализация технического обслуживания и ремонта позволили сократить более чем в два раза время выполне

ния ремонтных работ, свести до минимума отклонения от графика планово-предупредительных работ, в среднем на 20% снизить себе

стоимость ремонтных работ и, в конечном счете, повысить надеж

ность магистральных нефтепроводов.

^ Успешно развиваются исследования, начатые в годы становле

ния института, по применению безопасных технологий на основе высококонцентрированной энергии взрыва. Под руководством д.т.н. 

Гумерова А. Г. Сотрудниками Мальцевым А. А., к.т.н. Идрисовым Р. X., к.т.н. Бикбаевым А. 3., Кутуковой Р. П., Мухтаровым Р. Г., Кофманом М. М., Молодцовым Г. И., Тухватшиным А. А., Дубравиной И. П., д.т.н. Сагидуллиным Г. Г. И другими разработан комплекс технических средств:

  • устройства удлиненных кумулятивных зарядов (УКЗ) в виде кольцевых труборезов;

  • УКЗ в виде седлообразных колец;

  • устройства шнуровых кумулятивных зарядов (ШКЗ);

  • комплекс пиротехнических средств на основе пороховых за

  • рядов для баллистической подготовки отверстий в трубопроводах и металлоконструкциях;

  • технологические процессы:

  • соединения трубопроводов с помощью муфт, обжимаемых
    взрывом;


  • приварки взрывом медных катодных выводов к стенке дейст

  • вующего магистрального трубопровода;

  • снятия достаточных сварочных напряжений в сварных швах стенок магистральных нефтепроводов при ремонте;

  • восстановления и упрочнения быстроизнашивающихся узлов и деталей;

  • локализации поражающих факторов взрыва.



Эластичный линейный кумулятивный заряд ЗКП



За последние годы создан качественно новый класс взрывча

тых веществ — эластит, обладающий высокими дистанционными па

раметрами и повышенной возможностью хранения и транспортиро

вания. Кумулятивные заряды на основе эластита способны разре

зать сталь толщиной до 60 мм.

Постоянно расширяется область использования энергии взрыва при строительстве, эксплуатации объектов нефтяной промышленно

сти, при ликвидации аварий на нефтегазопромыслах и нефтегазо

проводах, сооружении ЛЭП в районах Крайнего Севера для закреп

ления опор фундаментов, многоцелевой металлообработки и так да

лее.

Являясь головной организацией в отрасли по вопросам, связан

ным с проведением испытаний и модернизацией насосов, специали

сты института дали «путевку в жизнь» практически всем насосам. Это насосы типа НМ для магистрального транспорта нефти и типа НК и ЦНС для системы сбора и подготовки нефти.

^ В настоящее время по документации института серийно выпус

каются насосы ЦНС 63, ЦНС 80 для системы ППД, проектируются насосы для вязких жидкостей и газожидкостных смесей. Осуществ

ляется разработка нормативных документов, связанных с нормиро

ванием электроэнергии, эксплуатацией и ремонтом насосного обору

дования.


Всероссийские учения по ликвидации аварий

на подводных переходах магистральных нефтепроводов

через реку Иртыш




В 1973 году на институт возлагаются функции головной органи

зации по разработке автоматизированных систем (АСУ) управления магистральными нефтепроводами. В результате были введены в промышленную эксплуатацию АСУ в УМН «Дружба», Черноморском и ряде других управлений. В последующие годы во всех управлени

ях магистральными нефтепроводами были внедрены автоматизиро

ванные системы управления технологическими процессами, про

граммные средства систем телеобработки данных, информационно-поисковая система, пакеты прикладных программ, созданные специ

алистами института.


Насосный агрегат НМ 3600-230 ВКС

с виброизолирующей компенсирующей системой

на НПС «Степная»


^ Для повышения качества учета нефти Миннефтепром поручил институту, как головной организации в отрасли, в рамках подпро

граммы «Метрологическое обеспечение учета нефти при добыче, транспортировании и поставке» разработать научно обоснованные предложения, направленные на повышение достоверности учета нефти при приемо-сдаточных операциях.

^ Результатом стала разработка и внедрение в отрасли 60 руко

водящих документов, в том числе по организации учета нефти на нефтебазах Шесхарис и Туапсе при ее поставках на экспорт; распре

делительной документации по учету нефти, а также о введении уче

та нефти, отгружаемой на экспорт по автоматизированным узлам учета; о введении в строй 

береговой автоматизированной системы учета и налива нефти.


Региональные учения по ликвидации аварий на подводных

переходах магистральных нефтепроводов через реку Уфа.

. Установка бонового заграждения типа УЖ-2М


^ Государственная политика рационального использования при

родных ресурсов предусматривает проведение комплекса мероприя

тий, направленных на сокращение потерь, в том числе нефти и неф

тяного газа при их добыче, транспорте и переработке. Для осуществ

ления целенаправленных научных исследований приказом Миннефтепрома институт определен в качестве головной организации по ре

шению данной проблемы.

^ В свете этого выполнен ряд приоритетных работ по регламенти

рованию технологических потерь нефти и нефтепродуктов при при

еме, отпуске, транспортировании и хранении, разработаны и внедре

ны технические средства и оборудование для достижения этих целей.

^ Разработаны, введены и действуют в настоящее время в систе

ме ОАО АК «Транснефть» «Нормы естественной убыли нефти и неф

тепродуктов», на нефтегазодобывающих предприятиях различных форм собственности—«Нормативы технологических потерь при сбо

ре, подготовке и транспортировании», пересматриваемые через каждые 5 лет с учетом внедренных технико-технологических меро

приятий по сокращению потерь.

^ Защита окружающей среды от отрицательного воздействия нефтяной 

промышленности — еще одно из направлений деятельно

сти, в решении проблем которого институт является головной орга

низацией в отрасли.


Испытания сорбентов


Нашими учеными создаются и внедряются экологически чистые и малоотходные технологии, разрабатываются мероприятия по пре

дупреждению аварийных ситуаций, методы и средства борьбы с нефтяными загрязнениями.

Ведущие специалисты института принимают непосредственное участие в проведении ежегодных всероссийских и региональных учений по ликвидации аварийных ситуаций на водных объектах и на суше. Разрабатываются программы проведения учений, по оконча

нии выполняется анализ и выдаются рекомендации по внедрению новых технологий и технических средств для ликвидации аварий.

В 70-е годы на институт возлагаются функции головной органи

зации по проблемам защиты трубопроводов и оборудования от кор

розии. Разработано большое количество технологий по защите про

мысловых и магистральных нефте-и газопроводов, оборудования и системы поддержания пластового давления и руководящих доку

ментов по испытанию ингибиторов коррозии, изоляционных покры

тий. Совместно с ведущими учеными АН Украины, Азербайджана со

здан ряд реагентов, внедренных на предприятиях нефтегазовой от

расли по технологиям, разработанным специалистами 

института.


Установка контроля изоляции подземных трубопроводов и кабелей


Планирование, координацию и внедрение разработок института в отрасли в области сбора, подготовки и магистрального транспорта нефти возглавил отдел конъюнктурных исследований, анализа и прогнозирования, созданный в 1980 году. Сотрудники отдела прини

мали непосредственное участие в подготовке и проведении коорди

национных совещаний, в работе которых участвовало до 130 органи

заций. Формирование отраслевых и комплексных программ, опреде

ление эффективности выполненных разработок, в том числе в нату

ральных показателях (сокращение расхода электроэнергии, матери

алов, сокращение частоты обслуживания и численности обслужива

ющего персонала за счет автоматизации и телемеханизации произ

водства) — вот далеко не полный перечень задач, решаемых отделом.

^ В 1990 году по инициативе института и при поддержке произ

водственных объединений «Лангепаснефтегаз» (Шафраник Ю. К.), «Башнефть» (Сыртланов А. Ш.), «Татнефть» (Галеев Р. Г.), «ТатНИПИнефть» (Загиров М. М.), Института физической химии АН СССР (академик Колотыркин Я. М.), Государственного института прикладной химии «ГИПХ» (Терещенко Г. Ф.) создана Международ

ная ассоциация по защите от коррозии объектов нефтегазового ком

плекса (АССОКОР) в целях координации деятельности научно-иссле

довательских организаций и производственных подразделений по решению проблем коррозии.




Покрытие Пластобит-40


^ По предложению АССОКОР в 1992 году была организована двухгодичная система подготовки кадров для нефтегазовой отрасли СНГ в Массачусетском университете (США).

В 1993—1994 гг. ассоциацией проведены международные семи

нары в Бостоне и Сент-Луисе (США) по антикоррозионной защите обо

рудования, сооружений и коммуникаций нефтегазового комплекса.

^ Ассоциация тесно сотрудничает с учеными и производственни

ками России, стран ближнего и дальнего зарубежья в решении про

блем коррозии на нефтегазовых объектах, в разработке и примене

нии ингибиторов коррозии, разработке антикоррозионных покрытий внутренней и внешней поверхности трубопроводов.


^ Секция энергоснабжения внутритрубного дефектоскопа СЭС-50




В конце 60-х годов ученые института занялись решением про

блемы транспортирования нефти с остаточным количеством раство

ренного в ней газа. Было установлено, что данная технология осо

бенно эффективна при добыче нефтей в северных районах страны, за полярным кругом, на морских шельфах. Технология транспорта газонасыщенной нефти является экономически выгодной с точки зрения утилизации попутного газа, повышения пропускной способно

сти трубопровода, снижения удельных энергозатрат на транспорт.

Впервые в научной практике докторами технических наук Гумеровым А. Г. и Ямалеевым К. М. были детально исследованы процес

сы усталости и деформационного старения металла труб длительно эксплуатируемых нефтепроводов. Разработаны методы определе

ния степени охрупчивания металла труб. В результате проведенных исследований установлено, что в охрупченных металлах легко за

рождаются и распространяются усталостные трещины. На основа

нии этого были разработаны методики, позволяющие учитывать эффект старения металла труб при капитальном ремонте нефте

проводов, их гидроиспытаниях, отбраковке демонтированных труб, определении причин аварий на нефтепроводах.

Специалисты института принимали участие в разработке и экс

плуатации нефтяных месторождений Сирии, Ирака, Кубы, Вьетнама. Сотрудничество с предприятиями нефтяной отрасли Вьетнама в об

ласти совершенствования технологий эксплуатации нефтяных место

рождений «Белый Тигр», «Дракон», разрабатываемых совместным предприятием «Вьетсовпетро», плодотворно развивается и сегодня. Специалисты СП «Вьетсовпетро» обучаются в аспирантуре ИПТЭР, некоторые из них уже защитили кандидатские диссертации по тема

тике, связанной с вьетнамскими нефтяными месторождениями.

Институт успешно сотрудничал также с фирмами Польши, Чехо

словакии, Венгрии, Болгарии, Германии, Румынии, Югославии, Авст

рии, 

Швейцарии, Бельгии, Франции, Великобритании по совместной разработке новых технологий диагностирования трубопроводов и изоляционных покрытий, аварийного перекрытия сечения нефтепро

водов при потере герметичности, сбора нефти с поверхности воды при авариях, защиты трубопроводов от внутренней и внешней коррозии.

В настоящее время широкое развитие получило сотрудничество с Казахстаном по решению проблем в области трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов, ведутся совместные работы с предприятиями Украины и Белоруссии.


ЛИФШИЦ Н. П. — ученый секретарь, кандидат экономических наук


Среди зарубежных партнеров института такие ведущие фирмы, как «Hoechst» (Германия), «Servo Delden» (Голландия), «Nalko» (США), «Baker Petrolite» (США), «СЕКА» (Франция), DAK International (Канада), British Gas (Великобритания), Kendall-Polyken (США), SGS-Redwood (Великобритания), Pipetronix (Германия), «Dynaflow Inc.» (США).

^ В переходный период к рыночным отношениям институту при

шлось решать не только научные, но и организационные проблемы, вызванные спадом производства, разрывом производственно-эконо

мических и научно-технических связей, неплатежами.

В 1992 году институт был включен в состав Академии наук РБ и переименован в Институт проблем транспорта энергоресурсов. В ин

ституте 

стали проводиться как прикладные, так и фундаментальные исследования, прежде всего в области аномальных явлений в гидро

динамике жидкостей со сложными реологическими свойствами; ме

ханики многофазных сред в трубопроводных системах с обеспечени

ем экологической безопасности; исследования влияния переходных процессов и ударных явлений на несущую способность пространст

венных конструкций.

Основные направления научной деятельности института возглавили известные в РФ и за рубежом ученые: академик РАН Нигматулин Р. И., академик АН Республики Азербайджан Мирзаджанзаде А. X., академик АН РБ Гумеров А. Г., член-корреспондент АН РБ Халиков Г. А.


ХУДЯКОВА Л. П. – заведующая аспирантурой


^ Несмотря на то, что в последние годы произошло снижение ро

ли государственного управления наукой, в отличие от многих научно-исследовательских организаций институт как и прежде является унитарным государственным предприятием, сохранившим 100 % го

сударственной собственности.

Новые условия экономической жизни вызвали необходимость создания новых структур, были организованы дочерние предприятия института: экспериментально-механический завод и научный центр «Охрана труда нефтяного производства».



Важным научным и прикладным направлением исследований ИПТЭР является стабилизация экологической ситуации на отрасле

вых предприятиях Республики Башкортостан. Ответственно подходя к решению вопросов экологической обстановки в республике, в 1993 г. ИПТЭР выступил с инициативой создания Экологической научно-технической ассоциации ЭНТАС, президентом которой стал директор института Гумеров А. Г.

^ С 1998 г. По распоряжению Кабинета Министров РБ на институт возложены функции головной организации по разработке и монито

рингу энергетической стратегии республики.

^ Перед институтом поставлены задачи:

- научного обеспечения прогноза спроса и предложений на топливно-энергетические ресурсы Республики Башкортостан на оте

чественном и мировом рынках с учетом ценовой ситуации и потенци

ала энергосбережения, а также перспективного топливно-энергети

ческого баланса;

- информационно-аналитического обеспечения деятельности Кабинета Министров Республики Башкортостан по вопросам энерге

тической стратегии Республики Башкортостан и механизмов ее реа

лизации;

- координации работ академических, отраслевых и других ин

ститутов по перспективам топливно-энергетического комплекса.

Институт постоянно пополняется научными кадрами. В настоя

щее время в ИПТЭР работают: академик РАН, член-корр. РАН, 2 ака

демика АН РБ, 4 член-корр. АН РБ, академик АН Республики Азер

байджан, 24 доктора и 50 кандидатов наук, свыше 150 научных со

трудников, около 100 инженеров и конструкторов.

Созданы научные школы под руководством академика АН Республики Азербайджан, почетного академика АН РБ Мирзаджанзаде А. X. по проблемам механики сплошных сред и профессора, академика АН РБ, директора института Гумерова А. Г. по примене

нию энергии взрыва в процессе эксплуатации и ремонта в нефтепроводном транспорте.



С момента создания института в качестве коллективного сове

щательного органа при директоре функционирует Ученый совет, на заседаниях которого обсуждаются научные доклады, заслушивают

ся отчеты о НИР, отчеты руководителей отделов, лабораторий, сек

торов о научной и научно-организационной деятельности, рассмат

риваются вопросы присвоения ученых званий старшего научного со

трудника, профессора, обсуждается целесообразность изменений структуры института, утверждаются темы диссертационных работ и другие вопросы.

Первым ученым секретарем Ученого совета института был вы

пускник Уфимского нефтяного института Дауэнгауер В. П. (1960— 1961), далее Серова М. А. (1961-1968), Сидоров А. И. (1968—1970), Викторова К. Г. (1970-1974), Ямщикова Т. Д. (1974-1976), Гулерман В. С. (1976-1982), Векштейн М. Г. (1983-1996). С 1996 года ученым секретарем является к.э.н. Лифшиц Н. П.

В 1995 г. открылась аспирантура по специальностям 01.02.05 «Механика жидкости, газа и плазмы», 01.04.14 «Теплофизика и мо

лекулярная физика», 05.15.13 «Строительство и эксплуатация неф

тегазопроводов, баз и хранилищ».

Институт — ведущее в России предприятие по подготовке специалистов в области взрывных технологий для нефтегазовой отрасли.

^ Большинство научно-исследовательских и конструкторских раз

работок ИПТЭР выполнены на уровне современных требований и подтверждены патентами на изобретения. По результатам научных исследований издано 58 сборников научных трудов, более 100 моно

графий и отдельных изданий, 700 руководящих документов, опубли

кованы тысячи научно-технических обзоров и статей, получено более 700 патентов и авторских свидетельств на изобретения.

^ Разработанные в институте технологии и техника получили ши

рокое распространение в России, дальнем и ближнем зарубежье. Институт 

плодотворно сотрудничает с предприятиями ВПК, в частно

сти, при изготовлении виброизолирующих и компенсирующих сис

тем, применяемых для уменьшения шума и вибрации магистральных насосов.

Успешно развивается сотрудничество института с ведущими нефтяными предприятиями России, стран ближнего и дальнего зару

бежья. Постоянными заказчиками большого объема работ являются ОАО АК «Транснефть», ОАО АК «Транснефтепродукт», НК «ЛУКОЙЛ», Каспийский Трубопроводный Консорциум, ЗАО НКТН «КазТрансОйл» (Казахстан), ГАО «Приднепровские магистральные трубопроводы» (Украина), фирма «Petrolite» (США), компания «Dynaflow, lnc.» (США), СП «Вьетсовпетро» (Вьетнам).




Руководители института


ГУМЕРОВ Асгат Галимьянович —

директор института, доктор технических наук,

академик АН РБ





1978 года институт возглавляет Асгат Галимьянович Гумеров — вице-президент Академии наук Республики Башкортостан, профессор, доктор технических наук, академик АН РБ, заслуженный деятель науки Российской Федерации и Республики Башкортостан, действительный член Международной Восточной нефтяной академии, действительный член Академии гор

ных наук РФ, дважды лауреат премии им. академика И. М. Губкина (1976, 1981), лауреат премии Совета Министров СССР (1982), награжден знаком «Отличник нефтяной промышленности СССР», ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник Минтоп

энерго России».

Гумеров А. Г. является членом совета Гильдии руководителей науки РФ, ответственным секретарем Экспертного совета при правительстве Республики Башкортостан, президентом Междуна

родной ассоциации по защите металлов от коррозии в нефтегазовой промышленности, президентом Экологической научно-технической ассоциации «ЭНТАС». С 1999 года возглавляет кафедру «Сооружение трубопроводов» Уфимского государственного нефтяного технического университета. Большое теоретическое и практическое значение имеют работы А. Г. Гумерова, посвящен

ные исследованиям распространения ударных волн, напряженно-

деформированного состояния цилиндрических оболочек и структуры металла, на основе которых созданы принципиально новые технологии. Еще в 60-е годы он предложил идею использования энергии взрыва в созидательных целях на объектах трубопроводно

го транспорта, совместно с учениками им созданы принципиально новые технологические процессы и технические средства с примене

нием взрывчатых веществ, обеспечивающие пожарную и экологиче

скую безопасность, сокращение простоя перекачки нефти и продук

тов ее переработки, гарантированную безопасность, сокращение времени выполнения работ более чем в 40 раз при реконструкции, плановых и аварийных ремонтах на предприятиях топливно-энерге

тического комплекса и других отраслей экономики за счет замены огневых процессов сварки и резки на процессы с использованием кумулятивных зарядов. В 1980 г. за комплекс работ по применению энергии взрыва в созидательных целях награжден дипломом Государственного комитета по науке и технике.

^ Под руководством Гумерова А. Г. решается большой круг проблем освоения месторождений нефти во Вьетнаме, ранее успеш

но были проведены работы в Сирии, Ираке, на Кубе.

^ Ведется большая работа по подготовке научных кадров высшей квалификации. Под его научным руководством защищено 20 доктор

ских и кандидатских диссертаций, он является членом Диссертаци

онного совета при Уфимском государственном техническом университете, руководит работой аспирантов и иностранных соискателей. Имеет более 400 публикаций, 40 монографий и отдельных изданий, 135 авторских свидетельств и патентов Российской Федерации, большинство из которых реализовано на практике.





^ ВЕКШТЕЙН Михаил Григорьевич —

заместитель директора по научной работе,

кандидат технических наук


Осуществляет руководство деятельностью научных под

разделений по решению проблем создания новых техно

логий для нефтегазовой отрасли, сбора продукции неф

тяных скважин, диагностики магистральных и промысловых трубо

проводов, экономики и автоматизированных систем управления нефтепроводным транспортом, экологии, ресурсосбережения и других.

Научная деятельность Векштейна М. Г. связана с решением проблем надежной эксплуатации магистральных трубопроводов. Он является разработчиком технологий и организации аварийно-восста

новительного ремонта на основе методов математического модели

рования, теории массового обслуживания и теории графов.

^ Теоретические разработки Векштейна М. Г. по надежности ма

гистральных трубопроводов, основанные на вероятностном анализе повреждаемости линейной части нефтепроводов, вероятностном методе оценки параметров системы обслуживания нефтепродукто-проводов, статистическом анализе времени восстановления нефте

проводов, нашли практическое применение при ликвидации аварий и вводе в эксплуатацию новых объектов во время его работы в АО «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы» в 1970—1979 гг.

^ В результате реализации научно-технических программ Векштейном 

М.Г. созданы методические основы процесса ликвидации аварийных ситуаций на нефтепроводах, впервые выпущены норма

тивные документы по аварийно-восстановительному и профилакти

ческому обслуживанию магистральных нефтепроводов, разработа

на система проведения аварийно-восстановительных работ в обыч

ных и сложных условиях, включающая организацию, техническое и транспортное обеспечение процесса.

^ За многолетний период творческой деятельности Векштей-ном М. Г. изданы 4 монографии, опубликовано более 50 научных ста

тей, 10 обзоров, создано 7 нормативно-технических документов.

^ Награжден Почетными грамотами Министерства нефтяной про

мышленности, ему присвоено звание «Почетный нефтяник».





ГУМЕРОВ Риф Сайфуллович -

заместитель директора по научной работе,

доктор технических наук


Осуществляет руководство деятельностью научных под

разделений по решению проблем механики многофаз

ных сред, подготовки нефти и воды на промыслах, тех

нической эксплуатации трубопроводов, эксплуатации и надежности насосно-энергетического оборудования, безопасности сложных тех

нических систем, сокращения потерь газа на нефтяных промыслах, патентно-лицензионной информационной работой.

^ Основная научная деятельность Гумерова Р. С. связана с раз

работкой технологических процессов и технических средств, направ

ленных на повышение надежности и обеспечение безопасности экс

плуатации объектов нефтепроводного транспорта.

^ В процессе реализации научно-технических программ и отдель

ных заданий предприятий нефтепроводного транспорта им созданы методические основы расчета на прочность и устойчивость магист

ральных нефтепроводов, оценки остаточного ресурса труб по ре

зультатам внутритрубной диагностики, оценки уровня надежности объектов нефтепроводного транспорта; исследовано деформацион

ное старение труб; разработаны методы оценки ущерба и экологиче

ского риска при аварийных ситуациях.

^ Большая практическая работа выполнена под руководством и при участии Гумерова Р.С. по созданию комплекса машин для капи

тального ремонта и демонтажа нефтепроводов, сбора нефти с по

верхности водных 

объектов; высокопрочных изоляционных покры

тий; методов ремонта без остановки перекачки нефтепродукта; вос

становления работоспособности нефтепроводов. Все теоретические разработки доведены до уровня нормативно-технических докумен

тов в области капитального и аварийного ремонта нефтепроводов.

Является членом-корреспондентом Российской академии есте

ственных наук. Награжден Почетной грамотой Республики Башкор

тостан, знаком «Изобретатель СССР», золотой и серебряной меда

лями ВДНХ СССР.

За 20-летний период его творческой деятельности изданы 4 мо

нографии, опубликовано 110 научных статей, получено 72 авторских свидетельства и патента, создано 25 нормативно-технических доку

ментов.




Журавлев Герман Валентинович —

заместитель директора по научной работе,

кандидат технических наук


^ Осуществляет руководство деятельностью научных подраз

делений по решению проблем защиты от коррозии в неф

тегазовой отрасли России, СНГ и дальнего зарубежья, ку

рирует внешнеэкономическую деятельность института.

Научная работа Журавлева Г. В. связана с решением проблем надежности систем магистральных нефтепроводов и повышения эффективности эксплуатации шельфовых месторождений. Теорети

ческие исследования Журавлева Г. В. связаны с созданием методо

логических аспектов оценки, прогнозирования и управления надеж

ностью нефтеснабжения на разных уровнях иерархии управления нефтепроводным транспортом, решением вопросов организацион

ного, информационного и программного обеспечения при разработ

ке мероприятий по повышению надежности нефтеснабжения.

Им разработаны организационные принципы управления на

дежностью нефтеснабжения на всех стадиях существования объек

тов нефтепроводного транспорта, метод прогнозирования объемов технического обслуживания и ремонта для корректировки планов-графиков этих видов работ, метод определения и прогнозирования объемов перекачки нефти по системе нефтепроводов с учетом не

плановых остановок отдельных объектов, методы регулирования на

дежности перекачки нефти по отдельному нефтепроводу и 

миними

зации отклонений фактического распределения нефти по нефте-транспортной системе от планового при внезапных остановках отдельных нефтепроводов.

^ Является разработчиком ряда отраслевых нормативно-техниче

ских документов, системы мониторинга трубопроводов и оборудова

ния, технологических регламентов защиты трубопроводов от внут

ренней коррозии.

  1   2   3

Реклама:





Скачать файл (1937.8 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru