Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Влияние ИКТ на педагогические технологии - файл 1.docx


Влияние ИКТ на педагогические технологии
скачать (33.6 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx34kb.17.11.2011 09:21скачать

содержание
Загрузка...

1.docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...


Нижний Новгород 2011 год.




ПЛАН:

  1. Введение.

  2. Роль ИКТ в условиях современного общества.

  3. Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационной технологии обучения.

  4. Система применения информационных технологий обучения на уроках.

  5. Заключение.

  6. Литература.





ВВЕДЕНИЕ:


В настоящее время современные информационные технологии занимают все большее пространство, расширяются сферы их применения, ежедневно увеличивается объем накопленной информации. Сегодня, для получения всего спектра информации, человеку достаточно выйти в Интернет. Особое влияние ИКТ оказывают на наших детей. Ребенок ежедневно воспринимает мощный поток информации, получаемый через Интернет - источники, СМИ, рекламы, электронных игр. Ученики средней школы являются уверенными пользователями ПК, и поэтому учителю, учитывая реалии дня, необходимо использовать в обучении информационные коммуникационные технологии.

ИКТ, применяемые в образовательном процессе, позволяют развить исследовательские способности учеников, повысить познавательный интерес и мотивацию к учению, активизируют и делают творческой самостоятельную и совместную работу учащихся. Ребенок, владея современными компьютерными технологиями, учится самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.




2.Роль информационно-коммуникационных технологий в условиях современного общества.


Современное состояние развития цивилизации социологи и философы называют «информационным обществом». Для обеспечения конкурентно - способности выпускника в таком обществе считаю целесообразным применение информационно-коммуникационных технологий. С реализацией «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» и проекта «Информатизация системы образования» возможности их использования заметно расширились.

Развитие общества обусловливает необходимость перехода школы к новой образовательной парадигме, где на первый план выходят интересы личности учащегося, развитие его способностей и потенциальных возможностей, удовлетворения индивидуальных запросов и образовательных потребностей. С появлением информационных технологий обучения стало возможным реализовать цели и задачи, стоящие перед участниками современного образовательного процесса.

Сегодня преподаватель имеет возможность качественно изменить процесс обучения и воспитания: информационные и коммуникационные технологии облегчают творческую работу учителя, помогают совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки. При переходе на интенсивный путь развития образования необходимо, в первую очередь, изменить сами методы обучения, найти другие, менее декларативные способы подачи знаний. Умение самостоятельно работать с информацией, находить, осмысливать, преобразовывать и, наконец, синтезировать на базе имеющейся информации новые знания – это  наиболее перспективное направление развития учебного процесса, которое позволит учащимся в дальнейшем выстроить линию самообразования и саморазвития.



Перед школой информационного века стоит задача развития познавательной активности и самостоятельности учащихся. С изменением содержания образования, подходов к образовательному процессу, появлением новых педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных, возможности решения данной задачи существенно расширились.

Включение в  учебный процесс разных источников и  способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников.




^ 3. Активизация познавательной деятельности посредством информационно-коммуникационной технологии обучения

Проявлять самостоятельность, познавать новое, проверять свои знания – это естественная потребность учащихся, но она  далеко не всегда удовлетворяется, что не способствует закреплению положительной мотивации, превращению ее в устойчивые внутренние стимулы. В современных условиях возникает необходимость  преумножать средства активизации,  объективно их оценивать, выявлять  все то положительное, что оказывает влияние на самостоятельную познавательную деятельность школьника.

Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса. Об этом говорят многие педагоги - дидакты: Бабанский Ю. К., Скаткин М. Н., Махмутов М. И., Лернер И. Я., Пидкасистый П. И. и т.д. Несомненно, Информационные технологии обучения являются одним из путей повышения активизации познавательной деятельности школьников. Кандидаты педагогических наук Е.И.Машбиц и  М.В.Монахов в своих работах, посвященных теории совершенствования учебного процесса с помощью компьютерной техники, рассматривают психолого-педагогические аспекты компьютеризации обучения.

Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы — интерес к способам добывания знаний. Становятся более зрелыми и приемы целеполагания школьников.

Сами по себе информационные технологии не осуществляют образовательной функции. Только при определенной системе применения 

ИКТ в  процессе обучения школьников можно говорить о наличии  информационной технологии обучения.


Для чего же используются информационно-коммуникационные технологии на уроках, какие цели и задачи можно решить, применяя информационную технологию обучения?

На уроках ставятся цели, решаемые посредством ИКТ:

1.    Интенсификация учебного процесса.

2.    Активизация познавательной деятельности учащихся.

3.    Формирование образовательных компетенций:

4. Обогащение понятийного аппарата: повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных.

5.     Осуществление самообразования.

6.     Формирование информационной культуры.

Использование информационных технологий для активизации познавательной деятельности на уроках может происходить на различных этапах урока и типах уроков. Например, при знакомстве с новым материалом на уроках русского языка может быть создано электронное сопровождение в виде презентации, на которой будут отражены основные понятия, схемы, алгоритм применения орфографического или пунктуационного правила. На уроках закрепления это может быть информационная поддержка предмета в виде цифрового образовательного ресурса по русскому языку, электронного тренажера («Фраза», «Репетитор по русскому языку»), с помощью которого учащийся не только сможет применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат. На вводных уроках литературы важен яркий визуальный ряд, который можно создать с помощью библиотеки 

электронных наглядных пособий или образовательных ресурсов сети Интернет. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке контроля позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку и оценку своих знаний, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить и т.д.).

Для внеклассной работы можно создать электронные педагогические продукты (презентации, тесты, кроссворды), которые активизируют познавательную деятельность ребят. У учащихся появляется желание создать подобный электронный продукт.

Основная проблема заключается в том, что в применении информационных технологий необходима систематичность. Систему применения ИКТ в процессе обучения с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно разделить на несколько этапов:

1 этап (подготовительный)

Выявление учебного материала, требующего компьютерной подачи:

1. анализ образовательной программы;

2. анализ тематического планирования;

3. выбор тем;

4. выбор типа урока;

5. выявление особенностей материала данной темы.


2 этап (созидательный)

Подбор и создание информационных продуктов:



1. подбор готовых образовательных медиаресурсов;

2. создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего).


3 этап (реализационный)

Применение информационных продуктов:

1. применение на уроках разных типов;

2. применение во внеклассной работе по предметам;

3. применение при руководстве научно-исследовательской работы.


4 этап (мониторинговый)

Анализ эффективности использования ИКТ:

1. изучение динамики результатов;

2. отслеживание рейтинга по предмету.


Таким образом, считаю, что с целью активизации познавательного интереса учащихся, развития устойчивых внутренних стимулов целесообразно использовать на уроках информационно-коммуникационною технологию обучения, то есть систему применения информационных технологий в учебном процессе.




^ 4. Система применения информационных технологий обучения на уроках

Считаю, что использование информационно-коммуникационной технологии обучения в системе  существенно влияет на формирование  образовательных компетенций  школьников.

Рассмотрим в виде таблицы несколько примеров:

класс

деятельностные формы организации учебного процесса

умение работать с информацией

виды познавательной деятельности учащихся

5 класс

поисковая

поиск и отбор информации

работа со статьями лингвистических словарей, с материалами энциклопедий и справочной литературы

6 класс

поисковая

поиск, отбор информации из различных источников;

осмысление, сравнение.

подготовка сообщений, создание творческих работ

7 класс

поисковая, исследовательская

поиск, отбор информации; 

сравнение, обобщение, вычленение существенного



подготовка и создание 

рефератов, создание памяток, алгоритмов, тестов, карт



8 класс

исследовательская,

научно-исследовательская

анализ информации, полученной из разных источников

подготовка сообщений и докладов; проектная деятельность

9 класс

научно-исследовательская

применение информации в практической деятельности, в условиях решения нестандартной новой задачи.

проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность


 

Используя систему применения информационной технологии обучения, считаю, что не нужно превращать ИКТ в самоцель и неуемное увлечение. Нецелесообразно полностью компьютеризировать учебный процесс, так как не будет реализовываться коммуникативная направленность предметов. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями и формируя компетенции, компьютер в полной мере не развивает диалогическую и монологическую речь учащихся. Следовательно, применение информационно-коммуникационной технологии необходимо как одно из средств обучения и активизации познавательной деятельности. 

Использование данной технологии обучения не подменяет ставшие уже привычными методические и дидактические средства, а лишь дополняет их в процессе проведения урока. При чрезмерном применении степень влияния ИКТ как средства активизации познавательной деятельности станет менее эффективным.

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. С помощью цифровых образовательных ресурсов ребята получают возможность работать в различных режимах:

  1. В обучающем режиме.

  2. В тренировочном режиме (именно в этом режиме особенно эффективно реализуется принцип индивидуализации обучения).

Контролирующая часть компьютерных программ, включающая материалы для диагностики уровня компетенций учащихся, имеет ряд преимуществ:  экономится время на выявление ошибок учеников за счёт анализа результатов выполнения упражнений с помощью компьютера; контроль ведётся дифференцированно, с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся (за учащимся остается право выбора варианта и уровня сложности, при получении низкой оценки появляется возможность выполнить задание повторно).

Статистическая обработка результатов работы учащихся с программами пакета даёт учителю возможность оценить качество усвоения материала по изученной теме (темам) и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.

Особенностью образовательного процесса с использованием информационных технологий обучения является алгоритмизация самостоятельной деятельности учащихся, способствующая активизации учебного процесса, большая степень интерактивности -наличие оперативной 

обратной связи. На основе этого возможна индивидуализация и дифференциация обучения.  Это целесообразно использовать при изучении орфографических и пунктуационных правил. Учащиеся продвинутого уровня выходят на самостоятельную творческую деятельность (создание памяток, проектов, подготовка сообщений с использованием ресурсов сети Интернет), в то время как остальные с помощью тренажеров могут закрепить необходимый минимум.

На уроках использование информационных технологий существенно решает проблему наглядности. Аудиовизуальные и экранно-звуковые информационные объекты активизируют деятельность школьников. Учащиеся опираются на представленные образы, модели, знаки. Комплекс мультимедийных средств выступает как стимулятор, вызывает интерес к изучению.




Заключение




Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источникам, обучение поиску и опровержению ошибок, умению находить иные, более достоверные источники, приводит к активизации познавательной деятельности школьников. Применение информационных технологий совершенствует все виды познавательных мотивов, прежде всего широкие познавательные мотивы: интерес к знаниям, к содержанию и процессу учения. В той мере, в какой ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются и учебно-познавательные мотивы. Сегодня вполне осознана цель привития интереса учащихся к родному языку и формированию умения самостоятельно пополнять свои знания.

Проблема выбора технологии обучения, позволяющей создать адаптивную среду для активизации познавательной деятельности учащихся, актуальна и требует решений. В любой педагогической деятельности как одно из средств активизации используется информационно-коммуникационная технология обучения. Практическая деятельность показывает, что у учащихся формируются образовательные компетенции, повышается уровень умений работать с информацией, реализуются творческие возможности.

С целью повышения эффективности образовательного процесса отслеживаются результаты обученности. Основой для мониторинга служат анализ анкетирования учащихся, наблюдения за ходом учебного процесса, результаты контрольных, проверочных и творческих работ.




Список литературы

  1. Гузеев В.В. «Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех» - М.Центр «Педагогический поиск» 2004г.

  2. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000г.

  3. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999г.

  4. Мячина, Е.В. Информационные технологии в системе мониторинга внедрения инноваций в воспитательную работу общеобразовательной школы// Информатика и образование, 2007.

  5. Трайнев, В. А. Информационные коммуникационные педагогические технологии : учеб. пособие / В. А. Трайнев, И. В. Трайнев. - 3-е изд. - М.: изд.-торг. корпорация Дашков и К0, 2007

  6. Журнал «Школьные технологии» - 2003 – 2005 г

  7. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. педаг-х учеб. заведений / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2005.

  8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000

  9. Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007.

  10. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: Учеб.пособие для студентов вузов, обуч-ся по пед. спец./ А.В. Хуторской. – М.: Академия, 2008.

  11. Бондаренко, Е.А., Журин, А.А., Милютина, И.А. Технические средства обучения в современной школе: Пособие для учителя и директора школы. / Под ред. А. А. Журина. – М.: «ЮНВЕС», 2004

  12. 

  13. Туличкина, Е. А. Проблемы педагогического процесса с информационной точки зрения // Педагогическая информатика, 2003.





Скачать файл (33.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru