Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по истории современной русской журналистики - РУДН, Н.Е. Расторгуева - файл 1. Появление коммерческого телевидения..docx


Загрузка...
Лекции по истории современной русской журналистики - РУДН, Н.Е. Расторгуева
скачать (270.9 kb.)

Доступные файлы (16):

10. Новые телевизионные программы 600 секунд, Взгляд, Пятое колесо история создания, отличительные черты..docx20kb.12.05.2011 20:23скачать
11. Жанр ток-шоу на российском телевидении история появления, основные особенности..docx16kb.12.05.2011 20:46скачать
13. Распад СССР и переход к рыночной экономике. Формирование новой российской системы СМИ..docx17kb.12.05.2011 20:57скачать
14. Телемост как средство формирования общественного мнения..docx15kb.12.05.2011 18:01скачать
1. Появление коммерческого телевидения..docx48kb.08.05.2011 20:08скачать
2. Появление коммерческих радиостанций..docx20kb.12.05.2011 15:51скачать
3. Образование медиа-империй. Медиамагнаты Гусинский и Березовский, их роль в политической судьбе России..docx21kb.11.05.2011 22:05скачать
4. Освещение 2 войн в Чечне российскими СМИ..docx20kb.12.05.2011 14:43скачать
5. Сравнительный анализ отражения в СМИ выборов 1996 и 2000 гг..docx18kb.12.05.2011 16:04скачать
6. Первая негосударственная радиостанция Эхо Москвы история создания, первые годы существования, особенности передач..docx21kb.12.05.2011 15:16скачать
7. Появление первых независимых печатных изданий. Независимая газета история создания, первые годы существования..docx18kb.11.05.2011 21:35скачать
8. Появление негосударственных информационных агентств в постсоветской России..docx19kb.12.05.2011 19:02скачать
9. Появление первых газет рекламных объявлений - Из рук в руки, Центр-плюс, Экстра-М..docx23kb.12.05.2011 18:40скачать
~WRL1151.tmp
~WRL2976.tmp
Список вопросов.docx15kb.18.05.2011 20:09скачать

1. Появление коммерческого телевидения..docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Появление коммерческого телевидения («2х2», «ТВ-6», «НТВ»).

Провозглашение суверенитета России 12 июня 1990 г. привело к созданию Всероссийской Государственной Телевизионной и Радиовещательной Компании, которая начала свою работу 14 июля 1990 г.

13 мая 1991 г. начало вещание Российское Телевидение.

В систему телевидения и радиовещания Российской Федерации вошли:

Первая программа ЦТ – Первый канал «Останкино», Российская государственная телерадиокомпания «Останкино».

Вторая программа ЦТ – ^ Российское телевидение, Всероссийская государственная телерадиовещательная компания.

Третья программа ЦТ – Московский телевизионный канал, Российская московская телекомпания «Москва», и телеканал 2×2.

Четвёртая программа ЦТ – ^ 4-й канал Останкино (с 1994 г. - НТВ) и Российские университеты.

Ленинградская программа – Петербург – 5 канал.

Технический канал – Северная корона и ТВ-6 – Москва.

Работа Российского телевидения было обусловлена большими трудностями. Монопольное право на технические средства, принадлежащее Всесоюзной Государственной Телевизионной и Радиовещательной Компании, созданной 8 февраля 1991 г., позволяло ей всячески препятствовать нормальной работе Российского телевидения, которому был предоставлен второй канал.

С 16 мая 1991 года стала регулярно выходить в эфир информационная программа РТР «Вести»: сначала 1 раз в день, а затем – 3 раза, 4 раза. Через 5 лет «Вести» выходили в эфир 6 раз в день.

Осенью 1991 г. (процесс распада СССР) в общественно-политической жизни России возникла качественно новая ситуация. После запрета деятельности КПСС и ее печати, дезинтеграции Советского Союза, образования на новой основе Содружества Независимых Государств радикальным образом изменилась не только политическая карта страны, но и иной стала структура российской журналистики.

Вместе с этими процессами положение прессы в обществе менялось, появлялись новые приемы и методы работы, старые методы переосмысливались. В новых условиях информационный процесс дифференцировался и реорганизовался.



Изменились социальные, духовные и профессиональные ориентиры журналистики. Обретая новые качества, журналистика стала эффективным средством общественного воздействия и дальнейшей демократизации жизни страны.

27 декабря 1991 г., после окончательного распада СССР, Всесоюзная Телерадиокомпания упраздняется и на её базе создаётся Российская государственная Телевизионная и Радиовещательная Компания «Останкино», просуществовавшая до 12 октября 1995 г.

Среди программ, прочно утвердившихся на Российском телевидении к середине 90-х гг., основными стали информационные, содержавшие оперативные известия о текущих событиях, развлекательные и прямо касавшиеся моральных проблем.

По данным социологической службы Останкино, от 4 до 23% телезрителей регулярно смотрели новостные выпуски, а также программы общественно-политического толка.

В то же время, учет зрительских интересов в условиях рынка сделал неизбежным новые подходы к дифференциации телеканалов. Кроме информационных программ, по тематическому признаку строились музыкальные, кино, спортивные и другие программы; по адресному – программы для детей, молодежи, женщин и для другой аудитории. Кроме того, профилирование телеканалов шло по национальному, территориальному, временному признакам.

В любом виде программ интерес к некомментированной информации оставался высоким, но в то же время, во вкусах телевизионной аудитории возникали новые проявления. Широкие возможности выбора различных телепрограмм все больше превращали телевидение в средство массового воздействия.

Необходимо отметить, что подобного рода проявления вкуса аудитории становятся возможными еще и потому, что к середине 90-х гг. система средств массовой информации пополнилась новой техникой.

Многопрограммность телевидения нашла свое проявление и в учредителе канала, и в источнике его финансирования. В 90-е гг. в системе телерадиовещания Российской Федерации возникли негосударственные (альтернативные) организации. Право на ведение телерадиовещания получили более 1200 независимых организаций. В их числе были

предприятие «Телевидеоканал» г. Балаково, Саратовской области;

товарищество «Возрождение» г. Щекино, Тульской области;

радиопрограмма «Европа плюс» в Москве и др.



Первой негосударственной телевизионной структурой в Москве, самой крупной в начале 90-х гг. был «Телеканал 2×, первая программа которого вышла в эфир в конце августа 1990 г. Созданный в целях расширения видов коммерческой деятельности телевизионного вещания, «Телеканал 2×2» занял важное место в обеспечении москвичей информационной, музыкальной, развлекательной программами.

Первое время по телеканалу показывали мультфильмы (в частности — советского ТО «Экран»), телесериалы, получасовые и более рекламные блоки, очень часто показывался рекламный клип компании «Видео Интернешнл». На тот период времени «2×2» был единственным отечественным телеканалом, на котором часто показывали музыкальные клипы, что сильно выделяло его на общем фоне остальных.

В конце 1990 г. на канале начали показывать передачи британского телеканала Super Channel. Доля их в эфирной сетке практически сразу же стала внушительной — транслировались подборки видеоклипов, тематические передачи (музыка, мода, спорт), кинофильмы.

С 1993 г. на телеканале стали транслировать различные телесериалы (в основном — мексиканского производства), а также появились первые выпуски новостей собственного производства. Появилась программа «Comme il faut», в основном посвященная досугу обогатившихся граждан.

Примерно в 1992 г. на канал пришел предприниматель Борис Зосимов. Он стал контролировать музыкальные эфиры канала и в 1993 г. убедил руководство телеканала подписать контракт с владельцами телеканала «MTV Europe» на ретрансляцию некоторых программ телеканала. Поначалу клипы из европейского эфира MTV транслировались в течение дня между сериалами и прочими программами. Вскоре места клипов MTV все больше стали занимать оплаченные клипы российских исполнителей. К лету 1994 г. осталась ежедневная часовая подборка клипов из эфира, которая вскоре также исчезла. Музыкальные клипы, но уже не из эфиров MTV изредка транслировались и в дальнейшем, все так же в перерывах между сериалами. Не смотря на то, что некоторые идеи Зосимова (MTV) себя не оправдали, он и в дальнейшем занимал часть эфира, создав небольшую студию Biz-TV, в рамках которой выходил ряд программ на музыкальную тематику и транслировались клипы.

1994—1995 годы стали пиком популярности канала.

С 1992 по 1994 год включительно на канале транслировались новости BBC в утреннее и вечернее время, причем утром новости показывались дважды, первый выпуск без перевода.

8 июня 1997 г. «2×2» прекратил свое существование на третьем канале, уступив место телеканалу «ТВ Центр».



1 января 1993 г. в Москве вместе с каналом Северная корона (канал о проблемах экономики) на «шестой кнопке» в эфир вышел телеканал ТВ-6.

В августе 1991 г. было создано АОЗТ «Московская Независимая Вещательная Корпорация» (МНВК), акционерами которого выступили юридические и физические лица, в том числе Правительство Москвы, Международный нефтяной концерн «Лукойл», Главный центр радиовещания и телевидения РФ, киноконцерн «Мосфильм». 12 ноября 1992 г. компания МНВК выиграла лицензию на 6-й метровый канал, опередив газету «Аргументы и факты» и радиостанцию «Европа плюс».

У истоков создания телеканала стояли ^ Эдуард Сагалаев и американский медиа-магнат Тед Тёрнер. В создании канала также принимала участие телекомпания ВИD.

Первоначальный объём вещания составлял 5 часов в сутки, аудитория — 500 тысяч москвичей. Первое время эфир телеканала состоял из художественных фильмов (рубрики «Кинотеатр ТВ-6» и «Золотая фильмотека»), мультфильмов и новостей CNN с синхронным переводом (американская телекомпания CNN также была создана Тёрнером).

В 1994 г. началось производство собственных передач. Появилось большинство оригинальных программ, определивших лицо канала до 2001 года: «Акулы пера», «Я сама», «Аптека», «Дорожный патруль», «Мое кино», «Катастрофы недели», «Вы — очевидец» и др. Изначально канал имел развлекательную направленность и даже не имел собственной службы новостей, которая была создана только в марте 1996 г.

Также появилась информационная программа «6 новостей», в которой зрители путем телефонного голосования определяли каждый день новость дня, о которой делался специальный репортаж в итоговой программе в воскресенье. Кроме того, выходили такие информационно-развлекательные программы и большое количество юмористических передач.

В конце 90-х ТВ-6 показывал популярные зарубежные фантастические и юмористические сериалы.

^ До 14 мая 2001 г. канал был ориентирован на молодёжь, и значительная часть эфира ТВ-6 была посвящена музыкальным программам. На канале выходила программа Ивана Демидова «Муз-обоз», скандальное ток-шоу о музыке «Акулы Пера», позднее — программа «Земля-Воздух». ТВ-6 вел трансляции концертов и фестивалей рок-музыки, например «Нашествие». На ТВ-6 выходила авторская программа Петра Шепотинника «Кинескоп», посвящённая кинематографу, ставшая популярной программа «Вы — Очевидец» и программа «Дорожный Патруль».

В июне 1999 г. контрольный пакет акций телеканала (75 %) приобрел предприниматель ^ Борис Березовский. Канал начал приобретать более 

общественно-политическую направленность. В то время ТВ-6 принял активное участие в «войне телекиллеров» во время выборов в Государственную Думу в 1999 г., выступая на стороне правых партий.

В апреле 2001 г., после перехода телеканала НТВ под контроль компании «Газпром», большинство акций которой принадлежит государству, Березовский пригласил покинувших НТВ журналистов на ТВ-6. В мае 2001 г. генеральным директором ТВ-6 был избран Евгений Киселев. Вместе с ним работать на канал перешли многие журналисты «старого» НТВ, в том числе Михаил Осокин, Владимир Кара-Мурза, Светлана Сорокина, Виктор Шендерович и другие. По мнению Киселева, практически с самого момента прихода на ТВ-6 команды журналистов НТВ начинается кампания, направленная на подавление канала, инспирированная государством.

Облик и тематика телеканала значительно изменились. Из популярных развлекательных программ на канале осталось только первое в России реалити-шоу «За стеклом». Традиционные же развлекательные программы предыдущей команды сменили политические обозрения и сатирические программы, такие как «Итого» и «Тушите свет». Канал унаследовал также некоторые визуальные атрибуты НТВ, в частности, политическую сатиру и разговорные политические передачи.

В этом же году нефтедобывающая компания «Лукойл», контролирующая 15 % акций ТВ-6, подала судебный иск с требованием объявить телекомпанию банкротом и ликвидировать ТВ-6. 27 сентября 2001 г. Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск «Лукойла» о ликвидации ЗАО «МНВК». 

После ряда апелляций и опротестований решений судов, ^ 11 января 2002 г. президиум Высшего арбитражного суда РФ подтверждает решение нижестоящих судов о ликвидации МНВК «ТВ-6 Москва». Окончательное решение было принято всего за два дня до принятия Думой РФ закона, запрещающего миноритарным акционерам, каким является «Лукойл», подавать в суд подобные иски.

Вещание ТВ-6 было отключено ^ 22 января 2002 г. Те, кто смотрел ТВ-6 по спутниковым каналам, увидели надпись «Нас сняли с эфира».

Согласно российско-американскому историку Юрию Фельштинскому, российские власти отняли телеканал у Березовского за несколько дней до запланированного им показа фильма «Покушение на Россию» о расследовании взрывов жилых домов в Москве и Рязани в сентябре 1999 года.

В июне 1993 г. журналистами Игорем Малашенко, Олегом Добродеевым и Евгением Киселевым было создано ТОО «Итоги». 14 июля 1993 г. было зарегистрировано ТОО «Телекомпания НТВ». ТОО «Итоги» принадлежало 20 % акций, остальные 80 % принадлежали «Мостбанку», банку «Столичный» и банку «Национальный кредит», но вскоре два последних вышли из состава акционеров. Президентом и Генеральным директором Телекомпании НТВ стал Игорь Малашенко, 

Вице-президентом и Главным редактором Службы информации Телекомпании НТВ – Олег Добродеев, Вице-президентом и Председателем Совета Директоров Телекомпании НТВ – Евгений Киселев. Сразу после своего основания Телекомпания НТВ начала борьбу за четвертый телевизионный канал.

16 сентября 1993 г. телекомпания НТВ заключила договор с Государственной Телерадиокомпанией «Петербург-Пятый канал», на основании которого программы, производимые Телекомпанией НТВ, - «Сегодня», «Намедни» и «Итоги» - выходили в эфир на Пятом канале. На НТВ перешли ведущие Татьяна Миткова и Михаил Осокин, а также ряд корреспондентов.

^ По указу президента Ельцина от 22 декабря 1993 г., 17 января 1994 г. телекомпания НТВ получила вечернее время на четвертом телевизионном канале. На тот момент существовало только две частные телекомпании (2×2 и ТВ-6), обе – развлекательного характера, в то время как НТВ с самого начала имело общественно-политическую направленность, создало свою службу новостей и провозгласило слоган «Новости — наша профессия».

На момент получения эфирного времени на пятом канале Телекомпания НТВ производила только информационные программы. К ним в 1994 г. добавилась сатирико-аналитическая программа «Куклы». После получения четвертого канала Телекомпания НТВ стала производить также собственные кинопрограммы — «Мир кино», «Час сериала», «Кумиры старого кино»,  — а также серии документальных фильмов и программ, среди которых «Женские истории», производившиеся телекомпанией ВИD, музыкальные программы. На телеканале продолжили выход в эфир ток-шоу, ранее выходившие в эфир на 4 канале Останкино и производившиеся телекомпанией АТВ — «Времечко», «Третий глаз» и «Воскресенье с Дмитрием Дибровым».

Кроме того, одним из условий предоставления телекомпании четвертого телеканала было наличие спортивных программ, таких как «Футбольный клуб», «Большой ринг», «Почти всё о баскетболе», «Такова спортивная жизнь». Телекомпания НТВ была первой, кто стала производить эротические программы — «Ночной канал. Эротические шоу мира», «Ночной канал. Плейбой», «Про это».

В 1995 г. Телекомпания НТВ начала борьбу за передачу ей всего эфирного времени четвертого телевизионного канала. Летом 1996 г. группа «Мост» продала тридцать процентов акций ТОО «Телекомпания НТВ» «Газпрому». С 11 ноября 1996 г. по указу Президента РФ «О стабилизации деятельности и улучшении качества вещания Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании и телекомпании НТВ» все эфирное время четвертого телевизионного канала перешло телекомпании НТВ, при сохранении просветительских программ, производимых Всероссийской Телерадиокомпанией (вскоре эти программы были закрыты). НТВ стало производить новые программы.



Вещание НТВ с января 1997 г. распространилось на Западную Европу, Ближний Восток и Северную Африку. В этом же году был создан НТВ-Холдинг, объединивший НТВ, ТНТ, НТВ-Плюс, Эхо Москвы, НТВ-Дизайн, НТВ-Профит, НТВ-Кино, НТВ-Интернешнл.

Генеральным директором НТВ-Холдинга стал Игорь Малашенко, генеральным директором Телекомпании НТВ — Олег Добродеев, главным редактором Службы информации НТВ — Владимир Кулистиков. В сентябре 1997 г. программа «Времечко» переместилась на канал «ТВ Центр», а вместо неё стала выходить аналогичная программа «Сегоднячко». 10 марта 1998 г. ТОО «Телекомпания НТВ» было переименовано в ОАО «Телекомпания НТВ».

В 1999 г. была построена большая студия НТВ, т.н. «студия-трансформер», откуда стали выходить такие программы, как «Итоги», «Футбольный клуб», «Независимое расследование», «В нашу гавань заходили корабли» и др. До этого каждая снималась в отдельной студии. В сезоне 1999—2000 гг. в эфире появляются программы «Тушите свет», «Антропология», «Один день», «Растительная жизнь», «О, Счастливчик!» и «Глас народа».

В 2000 г. Олег Добродеев был назначен Председателем Всероссийской Государственной Телерадиокомпании, а Владимир Кулистиков — Председателем Правления РИА Новости. Новым Генеральным директором Телекомпании НТВ стал Евгений Киселев, а главным редактором Службы информации Телекомпании НТВ — Григорий Кричевский.

В июне 2000 г. владелец НТВ ^ Владимир Гусинский был задержан Генеральной Прокуратурой как подозреваемый в мошенничестве, в котором фигурировали холдинг Гусинского «Медиа-Мост», ООО «Русское видео — 11-й канал» и ФГУП «Русское видео». «Медиа-Мост» был в то же время вовлечён в спор о займе, полученном от «Газпрома».

Через некоторое время Гусинский был отпущен на свободу, и вскоре покинул Россию, переехав в Испанию. По утверждению Гусинского, он был выпущен в обмен на подписание некого документа с министром печати Михаилом Лесиным. По этому соглашению Гусинский должен был продать «Медиа-Мост» «Газпрому» по установленной последним цене. «Медиа-Мост» отказался подчиниться соглашению.

^ 3 апреля 2001 г. на собрании акционеров Телекомпании НТВ произошла смена руководства телекомпании. Генеральным директором Телекомпании НТВ стал Борис Йордан, Председателем Совета Директоров Телекомпании НТВ – Альфред Кох, Главным редактором Телекомпании НТВ – Владимир Кулистиков. В творческом коллективе НТВ произошёл раскол. Ряд ведущих журналистов во главе с Киселевым (Виктор Шендерович, Владимир Кара-Мурза, Михаил Осокин, Марианна Максимовская) отказались признавать решение собрания акционеров, заявляя, что финансовое давление нагнетается правительством Путина, которое часто было объектом критики НТВ. На протяжении нескольких дней они не допускали в студию 

НТВ представителей ОАО «Газпром-Медиа», продолжая вещание, но исключив из сетки вещания все программы, кроме информационных. Все время, вместо обещанных передач, транслировались пустые коридоры и студии. В поддержку протестующих журналистов прошёл митинг, организованный партией «Яблоко». 

Другая часть сотрудников, в том числе Татьяна Миткова, Леонид Парфенов, Лев Новоженов и Алексей Пивоваров, не поддержали их и не вышли на работу. В результате Парфёнов возглавил канал в качестве генерального продюсера.

11 мая 2001 г. «Газпром-медиа» стал собственником НТВ.

^ 16 апреля 2001 г. был создан редакционный совет НТВ. В него вошли Татьяна Миткова, Владимир Кулистиков, Леонид Парфенов, ведущие новостей телеканала Кирилл Поздняков и Петр Марченко, шеф-редактор программы «Криминал» Владимир Золотницкий и ряд корреспондентов НТВ.

Многие ведущие журналисты покинули компанию и перешли вместе с бывшим главным редактором НТВ Евгением Киселевым сначала на канал ТНТ, а через месяц перешли на ТВ-6 по приглашению владельца канала Бориса Березовского. Ряд сотрудников перешли на другие телеканалы (Первый канал, Россия, РЕН ТВ и др.), на радиостанцию «Эхо Москвы», а кто-то даже вернулся на НТВ.

Евгений Киселев считает, что журналистской команде отомстили за организацию дебатов о взрывах жилых домов. На дебатах выдвигалась точка зрения, согласно которой Федеральная Служба Безопасности причастна к организации попытки теракта в Рязани, в то же время и по тому же сценарию, что и в Москве. Называются и другие причины, такие как, например, выпуск программы «Куклы», в котором Путин представлен не в лучшем свете.

10 сентября 2001 г. на канале начался новый сезон под слоганом «НТВ — Новое Теле Видение». При новом собственнике «лицом» канала стал Леонид Парфёнов. Под его руководством на канале был выпущен целый ряд документальных программ, посвящённых истории России — «Намедни 1961—2003: Наша эра» (продолжение программы «Намедни 1961—1991», ставшая ее полной версией), «Российская Империя», «Живой Пушкин». Программы были отмечены премиями ТЭФИ.

В октябре 2001 г. Альфред Кох ушeл с поста президента «Газпром-медиа» и его место занял Борис Йордан, который совместил пост генерального директора НТВ с постом президента «Газпром-медиа».

В 2002 г. из-за финансовых затруднений телеканал был на грани закрытия, в результате чего в январе 2003 г. Борис Йордан был уволен с двух вышеперечисленных постов, а эти два поста занял Николай Сенкевич. В этот период канал начал более активный показ телесериалов. Вместо вечернего десятичасового выпуска программы «Сегодня» стала выходить в эфир программа «Страна и мир», а программа «Сегодня» стала выходить в эфир каждый час. Между Парфtновым и новым руководством произошtл конфликт. Некоторые его сюжеты для авторской 

программы «Намедни» запрещали ставить в эфир, а однажды ведущий поставил в свою программу интервью с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева. Главный редактор НТВ Александр Герасимов, издал приказ, запрещающий ставить этот сюжет в эфир, чтобы не повлиять на процесс над российскими гражданами, подозреваемыми в этом убийстве. Парфенов отказался выполнять указание и опубликовал текст приказа в газете «КоммерсантЪ». В руководстве сочли это нарушением корпоративной этики и 31 мая 2004 г. программа «Намедни» была закрыта, а самого Парфенова уволили с НТВ.

После того как в июле 2004 г. генеральным директором НТВ стал Владимир Кулистиков, получив руководящий пост, из эфира исчезла Татьяна Миткова. Чуть позже Михаила Осокина «передвинули» сначала в ночной эфир, а 12 января 2006 года стало известно, что канал вообще убирает из сетки вещания ночной выпуск новостей, несмотря на достаточно хорошие рейтинги. Михаил Осокин принял решение уйти с НТВ и продолжить работать в новостной структуре, но уже на другом канале. Также обновилась сетка вещания канала. Были закрыты программы «Свобода слова», «Личный вклад», «Красная стрела». Их сменили «Программа Максимум», «Реальная политика», документальный сериал «Следствие вели…» с Леонидом Каневским.

В октябре 2004 г. канал перешел на круглосуточное вещание.


Скачать файл (270.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru