Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции по истории современной русской журналистики - РУДН, Н.Е. Расторгуева - файл 4. Освещение 2 войн в Чечне российскими СМИ..docx


Загрузка...
Лекции по истории современной русской журналистики - РУДН, Н.Е. Расторгуева
скачать (270.9 kb.)

Доступные файлы (16):

10. Новые телевизионные программы 600 секунд, Взгляд, Пятое колесо история создания, отличительные черты..docx20kb.12.05.2011 20:23скачать
11. Жанр ток-шоу на российском телевидении история появления, основные особенности..docx16kb.12.05.2011 20:46скачать
13. Распад СССР и переход к рыночной экономике. Формирование новой российской системы СМИ..docx17kb.12.05.2011 20:57скачать
14. Телемост как средство формирования общественного мнения..docx15kb.12.05.2011 18:01скачать
1. Появление коммерческого телевидения..docx48kb.08.05.2011 20:08скачать
2. Появление коммерческих радиостанций..docx20kb.12.05.2011 15:51скачать
3. Образование медиа-империй. Медиамагнаты Гусинский и Березовский, их роль в политической судьбе России..docx21kb.11.05.2011 22:05скачать
4. Освещение 2 войн в Чечне российскими СМИ..docx20kb.12.05.2011 14:43скачать
5. Сравнительный анализ отражения в СМИ выборов 1996 и 2000 гг..docx18kb.12.05.2011 16:04скачать
6. Первая негосударственная радиостанция Эхо Москвы история создания, первые годы существования, особенности передач..docx21kb.12.05.2011 15:16скачать
7. Появление первых независимых печатных изданий. Независимая газета история создания, первые годы существования..docx18kb.11.05.2011 21:35скачать
8. Появление негосударственных информационных агентств в постсоветской России..docx19kb.12.05.2011 19:02скачать
9. Появление первых газет рекламных объявлений - Из рук в руки, Центр-плюс, Экстра-М..docx23kb.12.05.2011 18:40скачать
~WRL1151.tmp
~WRL2976.tmp
Список вопросов.docx15kb.18.05.2011 20:09скачать

4. Освещение 2 войн в Чечне российскими СМИ..docx

Реклама MarketGid:
Загрузка...
4. Освещение 2 войн в Чечне российскими СМИ (1994-1996 и 1999-2000 гг.).


Чечня — это первая война непосредственно и пристально освещаемая российскими средствами массовой информации. 

Главным для журналистов стало неприятие войны как средства решения политических проблем, и они морально были готовы к освещению войны, хотя во многих изданиях не было военного отдела, возможности были ограничены.

 "Синхроны" журналистов, которые непосредственно вовлечены в конфликт, часто несли не так много информации, но создавали колоссальное эмоциональное напряжение. 

Первой причиной обострения взаимоотношений властей со средствами массовой информации было то, что делали правительственные органы на протяжении первых нескольких недель войны: они пытались заменить информацию пропагандой.

Одновременно с этим, в первую чеченскую войну российские власти заявляли, что журналисты «продались» Джохару Дудаеву (первый президент самопровозглашенной Чеченской Республики Ичкерия).

Существовал колоссальный разрыв между официальной позицией и тем, что происходило на самом деле. Это было колоссальным ударом по всей официальной пропаганде и вообще по официальным позициям.

На начальном этапе конфликта получить какие бы то ни было официальные комментарии было невозможно, именно поэтому оппозиционная точка зрения была представлена гораздо шире, не было никаких проблем получить интервью у Явлинского или Гайдара.

Изначально все без исключения газеты помещали материалы о войне в Чечне на самом видном месте. Большинство газет выразили свое негативное отношение к силовому решению чеченской проблемы или были не согласны с излишне жесткими действиями армии.

^ Формулировка правительства -  война начата для восстановления законности и порядка, разоружения незаконных вооруженных формирований, сохранения территориальной целостности России.



Называемые в СМИ причины:

- Силовым министрам для сохранения своих постов, сокрытия своих предполагаемых преступлений.

-  Экономические причины (нефтепроводы).

- Имперские интересы Кремля, желание показать силу.

В чеченском конфликте, как в зеркале, отразился кризис взаимоотношений власти и прессы. Несколько позже Черномырдин признается: "Правительство полностью проиграло информационную войну".

Рейтинги популярности телевизионных программ декабря-января свидетельствуют о том, что в центре внимания всех зрителей — и профессионалов и непрофессионалов — было освещение ТВ чеченской войны. 

1. Впервые в истории отечественного телевидения война стала достоянием общественности — народ видел ее собственными глазами. По телевизору. По сути, чеченский конфликт можно называть "первой телевизионной войной".

2. Война была не только на экране, война была вокруг ТВ. Телевидение, в целом, продемонстрировало свою оппозиционность к власти. Наметился один из самых серьезных за последние годы кризисов взаимоотношений власти и электронной прессы. Государство не сумело использовать потенциал "четвертой власти".

3. Телевидение преимущественно было источником информации о войне. Роль пропагандиста ТВ прямо не выполняло, хотя телевизионная информация способствовала пониманию войны как "общественного страдания".

4. Впервые на экране в таком объеме были показаны ужасы войны. Со стороны критиков практически не было никакой реакции на этическую сторону показа трупов, умирающих в кадре солдат и т.д. Однако, опосредованно все-таки выражалось согласие с необходимостью показа "истинного лица войны".

Деятельность программы “Время” можно назвать и осторожно пропагандистской, старающейся учитывать то обстоятельство, что игнорировать факты и мнения оппонентов в коммуникационной 

ситуации невозможно. Позиция программы “Вести” — прежде всего антивоенная. Такая позиция весьма драматична: как программа государственной компании, “Вести” достаточно полно освещали правительственную точку зрения, но вместе с тем откровенно показывали ее противоречие с фактами, не скрывая собственного критического отношения к военной акции. Это противоречие создавало впечатление повышенной эмоциональности, “нервозности” программы, недостаточной дифференцированности фактов. Программа “Сегодня” была значительно ближе к позиции непредвзятого наблюдателя, стремящегося предложить зрителю объемное и сбалансированное представление о происходящем в Чечне и вокруг нее.

"Известия", "Комсомольская правда", "Аргументы и факты", "Московский комсомолец", а также российское государственное телевидение РТР и НТВ сменили лояльное отношение к президенту на резко оппозиционное. Лояльность сохранили только первый канал "Останкино" (который вскоре был преобразован в ОРТ) и государственная "Российская газета".

Когда перед выборами 1999-2000 гг. чеченская война вспыхнула с новой силой, то вместо того, чтобы стать препятствием в предвыборной борьбе, кровопролитие на Кавказе стало выигрышным фоном всей кампании, основной опорой для формирования образа кандидата от партии власти Владимира Путина – и фундаментом для объединения нации. Подобно тому, как неудачная война в Афганистане внушила журналистам уверенность в своих силах и стала сигналом близких перемен, а чеченская война накануне выборов 1996 года показала падение влияния масс-медиа в обществе и хрупкость власти, вторая чеченская война приведет к возрождению образа Великой России. Таким образом, ценой человеческих трагедий и кровавых жертв война на Кавказе все же сыграет свою роль в политическом спектакле – пускай на несколько лет позже, чем планировалось, но зато с поразительным результатом.

Потребовались вся мощь близких Кремлю медиа, все провокаторские способности Сергея Доренко, обличавшего Примакова и Лужкова еженедельно в прайм-тайм на первом канале «общественного» российского телевидения на протяжении целого политического сезона осени 1999 года, альтернативный предвыборный блок «Единство», чекист Путин, вторая Чеченская война и отставка Ельцина, не говоря 

уже о филигранном использовании ритуалов и культурных кодов для того, чтобы не дать блоку Лужкова-Примакова выиграть парламентские и президентские выборы 1999-2000 года.




Скачать файл (270.9 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru