Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Ответы на вопросы к зачету предмету Супервизия в помогающей профессии - файл 1.doc


Ответы на вопросы к зачету предмету Супервизия в помогающей профессии
скачать (233.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc234kb.17.11.2011 10:05скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Ответы на вопросы к зачету по предмету « супервизия в помогающей профессии»


1. История возникновения и развития супервизии в России и за рубежом.

Поначалу своеобразной формой супервизии был личный анализ, где аналитик выступал в роли пациента для более опытного аналитика. Иногда это становилось взаимодействием двух опытных аналитиков, двух учителей, один говорил о теории, обучал каким-то знаниям, а второй работал как врач-психотерапевт, как аналитик с пациентом. А иногда эти роли объединялись, и на одних встречах это был разговор о психоанализе, о разных его концепциях, темах, вопросах, а на других кто-то из них двоих говорил о своих проблемах, то есть выступал в роли пациента. Вначале совместный личный анализ был краткосрочным, потом на него стало отводиться два, три месяца, полгода и так далее. Все это перерастало в более значительную работу. В последующем же произошло разделение на теоретическую подготовку, личный анализ и супервизионную работу, в рамках которой психотерапевт представлял какие-то законченные либо текущие случаи своему супервизору-аналитику для совместного обсуждения.

Юнг первый предложил, чтобы аналитики-практиканты подвергались личностному анализу и с 1918 г. психоаналитики формально приняли эту идею. Обучающиеро ОГН НГШся практиканты получали шанс исследовать со своими аналитиками свои чувства и сопротивления, возникающие у них в процессе работы с пациентами.

Бибринг из Вены и берлинские психоаналитики пришли к выводу, что супервизия пригодна для обучения и объяснения динамики взаимоотношений между пациентом и аналитиком. Предложение венгерской школы обсуждалось на двух международных конференциях, проведенных в 1935 и 1937 гг. Со временем был достигнут компромисс, и венгры согласились с тем, что практикантам необходимо обучение со стороны супервизоров (разбор клинических случаев, включенных в обучающую программу), а представители венской школы согласились с тем, что супервизоры могут работать и над контрпереносом в процессе супервизии, не оставляя все на усмотрение аналитика. Постепенно традиция отделять анализ от супервизии укоренилась в институтах.

Разделение анализа и супервизии в истории юнгианского движения заняло длительное время. В 1920-1930 гг. «подготовка» означала для юнгианцев прохождение личностного анализа у Юнга и посещение его многочисленных семинаров и консультаций по поводу отдельных клинических случаев, которое можно рассматривать как неформальную супервизию. Вопрос о «готовности стажера к прохождению клинической практики решал сам Юнг».

В 1958 г. была основана Международная ассоциация аналитической психологии (МААП), и в 1962 г. были приняты правила, требовавшие от ее членов прохождения через супервизию на протяжении 18 месяцев. В 1971 г. было введено новое требование, согласно которому супервизия должна была составлять 50 часов, а в 1983 г. —100 часов.

Экштейн и Валлерштейн первыми создали модель отношений в рамках супервизии, когда принимались во внимание пациент, терапевт, супервизор и организация, в рамках которой они действовали. Сирлз (1965) ввел понятие «процесса отражения» — динамического взаимодействия типа перенос-контрперенос, протекающего между пациентом и аналитиком и влияющего на динамические характеристики супервизии.


^ 2. Современное состояние и перспективы развития супервизии.

Появившись в начале 30-х годов прошлого века в рамках психоаналитической подготовки, супервизия в настоящее время считается краеугольным камнем профессионального становления психотерапевта. Наряду с освоением теории психотерапии и личной терапией, она является одной из главных составляющих профессиональной подготовки и повышения профессионального мастерства терапевтов, независимо от принадлежности той или другой теоретической парадигме.

Сегодня в России потребность во внедрении супервизорской практики в профессиональную деятельность практических психологов очень велика. Практикующих психологов, имеющих большой опыт работы, достаточно много и им необходима постоянная профессиональная поддержка. В то же время в России супервизия развита слабо, целенаправленная подготовка супервизоров не ведется, нет требований к обязательной супервизии, также практически нет научных исследований в этой области.

В нашей стране супервизорский институт только начинает развиваться. Индивидуальные супервизии в проекте. Отдается предпочтение групповой супервизии в форме "балинтовских групп". В практике сложился определенный опыт деятельности и формирования "балинтовских групп". В Санкт-Петербургской ассоциации тренингов и психотерапии подобные группы собираются в различных секциях по научно-практическим интересам. Есть опыт двухгодичной "балинтовской группы" на базе СПбМАПО ( рук. проф. Эйдемиллер Э.Г.). Своя практика проведения "балинтовских групп" сложилась в Государственном техническом университете на спецфакультете по подготовке ведущих тренингов и др.


^ 3. Этические и правовые вопросы деятельности супервизоров в системе помогающих профессий.

1) Компетентность. В супервизируемых отношениях к компетенции супервизора относится экспертная оценка не только знаний и навыков психолога, но и его личной готовности взять на себя ответственность за результат.

2) Информированное согласие - средство защиты психолога и супервизора от судебного преследования со стороны клиента. Оно означает, что клиент должен быть предупрежден о потенциальном риске или альтернативных возможностях оказания помощи.

Супервизоры должны внимательно следить за достижением 3 уровней информированного согласия:

    • супервизор должен быть уверен, что психолог информирует клиента обо всех особенностях работы;

    • супервизор должен быть уверен, что клиент осознает эти особенности;

    • супервизор должен информировать супервизируемого о критериях оценки супервизорского процесса и других экспертных аспектах ситуации (например, о том, что от супервизируемого может потребоваться интервью или навыки описания практической работы)

3) Права всех участников процесса должны соблюдаться в течение всего процесса. В обязанности супервизора входит защита прав и клиента, и соц.работника (например, окончательная негативная оценка супервизируемого без предупреждения и предварительного предоставления возможности улучшения его профессионального функционирования – это нарушение его прав).

4) 2е ситуации, подразумевающие нарушение принципа конфиденциальности – возможность совершения самоубийства или убийства.

Очень важно определить границы конфиденциальности, и в рамках процесса супервизии специалист должен иметь возможность доверять своему супервизору личную информацию, и, в то же время, он должен знать об исключениях из правила приватности (куда будет предоставлена информация об его проф. компетенции).

5) Супервизор не должен избегать профессиональных интервенций по отношению к супервизируемому специалисту из-за страха ответственности. Информируемый супервизор защищен (например, от жалоб супервизируемого в проф. Ассоциацию или лицензирующую организацию) знанием этических стандартов и процесса, который позволят этим стандартам быть постоянно узнаваемыми. Супервизор может себя поддерживать и защищать:

    • продолжающимся обучением (проф. дискуссии относительно этических и юридических дилемм);

    • консультациями с коллегами;

    • документацией по поводу супервизорского процесса.


^ 4. Этика супервизора.

6 базовых этических принципов для супервизора:

1) соблюдение баланса между ответственностью за работу супервизируемого и уважением его самостоятельности;

2) проявление должной заботы о благополучии клиента и его защита с уважением его автономии;

3) действие в границах своей компетенции, обращение за помощью при необходимости;

4) лояльность – верность открыто и скрыто сделанным обещаниям;

5) отказ от использования подавляющих действий;

6) открытость критике и обратной связи вместе с обязательством продолжать учиться.

Важным является следование принципа «не навреди». Также необходимо учитывать межкультуральные различия.


^ 5. Типы супервизии.

1) Наставническая супервизия – супервизор концентрируется на образовательной функции, помогая ученику исследовать работу с клиентами, а кто-то другой в рабочем окружении супервизируемого осуществляет поддержку и направляющую функцию

2) Обучающая супервизия – хотя ударение остается на образовательной функции и супервизируемый оказывается в роли ученика, это может быть студент – психолог на практике или обученный психолог, ведущий индивидуальный работу с клиентами, в отличие от наставнической супервизии, в этом случае супервизор несет частичную ответственность за работу супервизируемого с клиентами, и поэтому отчетливо заметна его направляющая, нормативная роль.

3) Направляющая супервизия – супервизор является в то же самое время и начальником супервизируемого. Как и в обучающей супервизии, в этом случае супервизор отвечает за работу супервизируемого с клиентами, но отношения субординации между ними более выражены.

4) Консультирующая супервизия – в этом варианте ответственность за выполнение работы принадлежит супервизируемому, но он может консультироваться по некоторым вопросам со своим супервизором, который является либо его учителем, либо администратором. Такая форма подходит для опытных квалифицированных специалистов.


^ 6. Профессиональное развитие супервизора.

Для собственного эффективного обучения супервизору необходимо обладать навыками самооценки. Есть несколько вопросов для самооценки, которые помогут супервизору определить на каком уровне развития он находится, и развить необходимые навыки.

1) Знания: понимание целей супервизии, ясное представление о границах, понимание организационного, образовательного и поддерживающего элементов супервизии, знание различных типов супервизорского контракта.

2) Навыки организации супервизии: умение объяснить супервизируемому цель супервизии, достигать договоренность при заключении контракта, поддерживать границы отношений. Умение создавать климат, характеризующийся эмпатией, искренностью, доверием, непосредственностью. Возможность сохранять баланс между организационной, образовательной и поддерживающей функциями. Возможность закончить сессию вовремя и соответствующим образом.

3) Навыки супервизорской интервенции: использование таких типов интервенции, как предписание, информирование, конфронтация, катализирование, катарсис, поддержка. Предоставление обратной связи, характеризующейся ясностью, адресностью, сбалансированностью, конкретностью. Умение сфокусироваться на передаваемом содержании, интервенциях супервизируемого терапевта, отношениях между клиентом и супервизируемым терапевтом, на контрпереносе терапевта, на отношениях в супервизии, на собственном контрпереносе, на более широком контексте.

4) Отличительные особенности: настроенность на роль супервизора, адекватное использование власти, которую она даёт, способность вдохновлять и внушать оптимизм, способность понимать потребности супервизируемых терапевтов, способность осознавать индивидуальные различия (пол, культура, раса и т.п.), чувство юмора.

5) Настрой на продолжение собственного развития: получение собственной супервизии, на обновление собственных терапевтических и супервизорских навыков. Осознание собственных ограничений и способность видеть свои сильные и слабые стороны как супервизора. Получение регулярной обратной связи от супервизируемых, от коллег, от собственного супервизора/наставника.

6) Для групповых супервизоров: знания о динамике в работе с группой, использование группового процесса в интересах процесса супервизии, умение справляться с соперничеством в группе.

7) Для старших супервизоров: умение проводить межпрофессиональную супервизию, проводить супервизию организации. Иметь знания по стадиям развития рабочих групп и организаций. Умение осветить скрытую культуру организации или рабочей команды, фасилитировать организационные изменения, формировать культуру обучения, благоприятную для развития супервизии.

Для эффективного профессионального роста супервизор должен обучаться на специальных курсах, на которых помимо усвоения теории и практических навыков, он должен вырабатывать свой личный супервизорский стиль и собственную модель супервизии.


^ 7. Модели супервизии: эволюционные, модели специфичной ориентации, интегративные, модель развития, процессуальная модель.

1) В основе эволюционной модели лежит представление о том, что мы все продолжаем расти: растут желания, начинания, усилия, меняются паттерны поведения.

8 зон развития для супервизируемого:

    • вмешательство;

    • компетентность в приемах, навыках и методах оценки;

    • межличностные характеристики;

    • концептуализация происхождения проблем клиента;

    • индивидуальное развитие;

    • теоретическая ориентация;

    • цели и план ведения клиента;

    • профессиональная этика.

2) Модель специфической ориентации: и супервизор и супервизируемый должны практиковать в рамках одного направления психологии. Эта модель соответствует теории и методологии какого-либо отдельного направления психологии. Она требует, чтобы супервизор не только обучался, но и практиковал в русле данного направления и прошёл соответствующую супервизорскую подготовку, подтвержденную сертификатом.

3) Интегративная модель базируется на подходе к деятельности специалистов, как к стратегии и тактике терапевтического контакта, независимо от выбора стратегии воздействия. Интегративная модель супервизии в таком случае становится универсальной и кон­центрируется на следующих моментах:

    • процессе терапевтического контакта (вербальная и невер­бальная коммуникация, глубина, эмоциональность и др.);

    • информированном согласии;

    • структурировании сессии и курса;

    • процессе концептуализации психосоциогенеза заболевания или симптомов;

    • избранных мишенях для работы (например, симптом, личность, уровень организации личности, когнитивные, эмоциональные, мотивационные процессы, межличностные отношения и др.);

    • соответствии выбора целей и средств вмешательства;

    • целенаправленности и результативности психотерапевти­ческого процесса в целом.

4) Модель развития: супервизор должен владеть спектром стилей и подходов, которые модифицируются по мере того, как супервизируемый приобретает опыт и поднимается на следующий уровень развития.

5) Процессуальная модель.

Согласно этой модели задача супервизорской матрицы – направлять внимание на терапевтическую матрицу. Исходя из рассмотрения этих двух матриц и в зависимости от фокуса внимания супервизии выделяется 7 измерений супервизии:

1. Фокусирование на стратегиях и интервенциях.

2. Фокусирование на терапевтических отношениях.

3. Фокусирование на процессе тсрапевта.

4. Фокусирование на отношениях в супервизии.

5. Фокусирование на процессе супервизора.

6. Отношения супервизор – клиент.

7. Фокусирование на широком контексте.

Использование данной модели позволяет анализировать различные уровни психотерапевтического процесса.


^ 8. Супервизорские стили.

Супервизорский стиль – это манера, в которой работает супервизор с супервизируемым.

Выделяют эффективные и неэффективные супервизорские стили.

К эффективным стилям относят:

1) Ориентированный на решение проблемы: фокусировка на структурированном, целенаправленном и тщательном подходе к супервизии.

2) Межличностно-сензитивный: фокусировка на отношениях между супервизором и супервизируемым; поддержка взаимодействия, обращение к потребностям во взаимоотношениях.

3) ^ Располагающий стиль характеризуется теплом, помощью, дружеским поведением, поддержкой и открытостью по отношению к супервизируемому.

К неэффективным стилям относят:

1) Аморфный характеризуется недостаточной ясностью в отношении супервизии и с ней связанных надежд социального работника, а также малой структурированностью и руководством.

Не структурирующий ситуацию супервизор не помогает новичку-супервизируемому удовлетворить потребность в руководстве. Супервизор должен признавать потребности начинающих в руководстве и действовать в соответствии с ними.

2) Неподдерживающий стиль характеризуется холодностью, отчужденностью, а иногда и враждебностью. Подобный супервизор нередко приписывает проблемы супервзии сопротивлению супервизируемого, забывая о своём участии в проблеме. Поддержка супервизируемого является важным элементом его развития.

3) Терапевтический стиль. Супервизор склонен приписывать событиям в терапии значение личных проблем супервизируемого.


^ 9. Супервизорские отношения.

Факторы, влияющие на супервизорские отношения:

1) Статические факторы:

    • демографические и межкультурные отношения;

    • ролевая позиция;

    • супервизорский стиль;

    • личностные характеристики.

2) Динамические факторы:

    • опыт супервизора и супервизируемого;

    • общая продолжительность супервизорского процесса;

    • динамика отношений (сила, сопротивление, близость, параллельные процессы).

Для достижения необходимого развития терапевта в супервизорских отношениях должен сложиться рабочий альянс. В то же время, в процессе этих отношений, как правило, возникает конфликт. Это связано с индивидуальными различиями между супервизором и супервизируемым терапевтом и применяемыми супервизором тактиками. В ситуации столкновения индивидуальностей в альянсе супервизора и терапевта, первый должен занимать лидирующую позицию в отношениях, но в то же самое время должен учитывать в первую очередь интересы терапевта, направленные на получение им помощи в обучении и поддержки.

Для того, чтобы взаимоотношения сложились должным образом, супервизор и терапевт должны заключить соглашение, в котором описываются все нюансы будущей работы. Эти нюансы включают следующие пункты: место и время встреч; стоимость и способ оплаты; договоренность о пропуске встреч; методы оценки и самооценки терапевта и др.

Супервизор и терапевт предоставляют друг другу информацию о своём теоретическом и практическом опыте, месте работы, членстве в профессиональных ассоциациях.

Ответственность за успех или неудачу супервизии лежит на обеих сторонах отношений.

Супервизируемый отвечает за определение вопросов, в которых требуется помощь; за процесс самонаблюдения, самосознания; за открытое выражение чувств.

Ответственность супервизора заключается в вопросах формирования контракта; выбор способов и методов супервизии; частично несёт ответственность за взаимоотношения супервизируемого терапевта и его клиента.


^ 10. Условия супервизии.

1) Контракт – документ, составленный в форме един. долгосрочного договора между супервизором и супервизируемым (при групповой супервизии – между супервизором и каждым участником супервизии). В супервизорском контракте должны быть оговорены следующие условия:

    • Предварительное обсуждение целей супервизии, исходящее из заявки супервизируемого и требований (целей) супервизора;

    • Количество представляемых на супервизию случаев;

    • Фиксируется место, количество и время встреч;

    • Модель, уровень, форма и вариант супервизии;

    • Форма и объем материала, представляемого супервизируемым;

    • Количество рабочих (оплачиваемых) часов супервизора;

    • Количество зачетных часов супервизии;

    • Форма заключения супервизора и сроки его представления;

    • Гонорар супервизора (сумма, форма и сроки оплаты);

    • Личные подписи и реквизиты организаций.

2) Организация (создание) безопасного пространства супервизии.


^ 11. Уровни супервизии.

Уровни супервизии определяются целью супервизии, соот­носятся с уровнем профессиональной подготовки супервизируемого.

^ Супервизия первого (базового) уровня – супервизия как личностно-профессиональная поддержка, как помощь и совет более квалифицированного специалиста начинающему психоте­рапевту с целью повышения его профессионализма и уверен­ности, развития необходимых личностно-профессиональных ка­честв, наставничество в выборе направления и стиля работы. Обычно, это совместный поиск и позитивное подкрепление ре­сурсов молодого специалиста, способствующие развитию таких личностно-профессиональных качеств, как эмпатия, конгруэнтность, аутентичность, спонтанность, активность, способность к концептуализации и др.

^ Супервизия второго (сертификационного) уровня – супер­визия как форма повышения квалификации практикующих психо­терапевтов с использованием директивной коррекции стиля ра­боты. Это достаточно формализованные и структурированные встречи психотерапевта или группы психотерапевтов с более опытным коллегой, имеющим не только достаточную теорети­ческую подготовку, но также большой практический и методоло­гический опыт. Супервизия этого уровня включает преимущественно обсуждение трудностей и ошибок в проведении различ­ных методов психотерапии и рекомендации по их устранению.


^ 12. Формы супервизии.

1) Очная супервизия – это вариант ко-терапии с обсуждением очно наблю­даемой супервизором работы супервизируемого немедленно после окончания лечебной сессии (индивидуальной, семейной или групповой) или прерыванием психотерапевтического сеанса и управление событиями по мере необходимости. Присутствие ко-терапевта (супервизора) на сессии согласовывается с пациен­том и членами лечебной группы.

Разделяют несколько вариантов очной ("живой") супервизии в зависимости от временных, пространственных и личностных па­раметров:

    • временная (немедленная или отсроченная);

    • простран­ственная (внутри или снаружи комнаты);

    • личностная (с присут­ствием пациента).

Преимущества: необходимо меньше времени и материальных затрат; большая степень доверия к супервизору; сочетание обучения и психотерапии.

Недостатки: нарушение границ пространства между супервизируемым специалистом и клиентом; вторжение в конфиденциальность работы с клиентом.

2) Заочная супервизия считается наиболее оптимальной ее формой. Супервизируемый, исходя из предварительной догово­ренности с супервизором, предоставляет ему те или иные мате­риалы психотерапевтической работы (индивидуальной, семейной, групповой). Результаты могут быть представлены в виде устного доклада (обычно для групповой супервизии) о какой-либо одной терапевтической сессии или серии сессий, стенограммы или аудио-, видеозаписи.

3) Очно-заочная супервизия – специфическая форма, исполь­зуемая в системной семейной психотерапии. Она осуществляет­ся группой супервизоров-ко-терапевтов, находящихся в соседнем кабинете и наблюдающих работу супервизируемого через зер­кальное стекло. Супервизируемый, в любой момент семейной сессии, испытывая трудности, может проконсультироваться с су­первизорами по телефону, о чем предварительно договаривают­ся с семьей (в России этот метод используется редко).


^ 13. Организация процесса супервизии.

Сеанс супервизии базируется на сообщении супервизируемого терапевта об итогах сессионной работы с пациентом. У супервизоров существуют различные предпочтения в отношении сообщений, ожидаемых ими от практикантов; сообщение может представлять собой подробную запись занятия, краткую запись, но возможно также и отсутствие записи.

Должна существовать и определенная гармония между супервизором и супервизируемым, а также согласованность взглядов супервизора и супервизируемого, особенно для первого случая в процессе обучения.

Необходимо решить, следует ли сообщать пациенту о том, что его аналитик является стажером. Некоторые авторы резко возражают против этого, а, например, в Великобретании, условием профессиональной этики является требование информирования пациента.

Оказание помощи супервизируемому при самонаблюдении и самооценки является составной частью работы супервизора. Также супервизор должен оказывать помощь супервизируемому в его индивидуальном развитии.

Иногда супервизор является руководящим штатным работником учреждения, несущим определенную ответственность за супервизируемого, поэтому он идентифицирует себя с данным учреждением. В иных случаях супервизор является свободным профессионалом, приглашенным со стороны.

Супервизию считают дисципли­ной, предназначенной не только для неопытных и неподготовленных специалистов, но и для зрелых профессионалов.

Если о супервизии договариваются даже равные по статусу и опыту коллеги (то есть статус супервизора формально не определен), на момент сессии должны быть четко оговорены роли: кто является супервизором на данный момент. Также должны быть определены временные границы.
При супервизии необходимо соблюдать структуру консультативной сессии (от установления контакта до завершения сессии), использовать навыки консультирования и соблюдать принципы обратной связи.

     Супервизору необходимо концентрироваться на поведении, а не на личности: что человек делает, а не каким, по нашему мнению, он является. (Необходимо использовать в своей речи глаголы, которые характеризуют действия, а не прилагательные, которые относятся к качествам).

     Наблюдать, а не интерпретировать: расставлять акценты на том, что сказал или сделал супервизируемый, а не почему (это наши фантазии).

     Описывать, а не судить и оценивать.

     Быть конкретным, а не обобщать.

     Уделять внимание информации, избегая советов.

     Давать то количество информации, которые коллега способен принять, а не то, которое вам хотелось бы дать.

     Говорить о поведении, которое возможно изменить.

Супервизия имеет определенный формат, и именно в этом ее специфика, в отличие, например, от дружеской беседы коллег на профессиональные темы.
Супервизорская группа организуется по тем же принципам, что и любая другая тренинговая группа. Это значит, что группа должна договориться о групповом контракте. Кроме правил: «конфиденциальности», «искренности», «права говорить: «Стоп», «Я-высказываний», «активности» - могут понадобиться дополнительные правила, которые самостоятельно устанавливает каждая группа (например, безопасности).


^ 14. Безопасное пространство.

Супервизорское пространство временно освобождает обучаемого и супервизора от остального мира, который, однако, отнюдь не изгоняется, а скорее организуется в определенных рамках: анархия агентства и клиентский хаос, попадая в эти рамки, становятся доступными какому-то пониманию. Это такое место, где все высказывания и действия рассматриваются в контексте задач супервизорского тренинга. Это место экспериментирования, где терапевты исследуют те самые процессы, участниками которых они являются.

Характеристики супервизорского пространства:

    • Отграниченное — позволяющее рефлексию содержания работы обучаемого.

    • Спокойное, сбалансированное — позволяющее рефлексию процесса работы.

    • Стабильное — предоставляемое на регулярной основе.

    • Безопасное — с гарантией конфиденциальности.

    • Достаточно “жесткое” для мониторинга работы и достаточно “мягкое” для развития творческого подхода.

    • Эмоционально теплое, благодаря чему связанный с работой личный дискомфорт может быть высказан и исследован.

    • Мощное — позволяющее разделять груз ответственности за трудных или опасных клиентов.


Пространство тогда можно назвать безопасным, когда в контракте ясно отражены границы конфиденциальности. Обсуждены взаимные ожидания, страхи, надежды, оговорена манера ведения супервизии и т.д.


15. Контракт.

Супервизорский контракт — документ, составленный в фор­ме единовременного или долгосрочного договора между суперви­зором и супервизируемым (в случае групповой супервизии — меж­ду супервизором и каждым участником групповой супервизии). В супервизорском контракте оговорены следующие условия супер­визии:

  • предварительно обсужденные цели супервизии, исходящие из заявки супервизируемого и требований супервизора;

  • количество представляемых на супервизию случаев (па­циентов);

  • фиксированное место, количество и время встреч;

  • модель, уровень, форма и вариант супервизии;

  • форма и объем материала, представляемого супервизи­руемым;

  • количество рабочих (оплачиваемых) часов супервизора;

  • количество зачетных часов супервизии;

  • форма заключения супервизора и сроки его представления;

  • гонорар супервизора (сумма, форма и сроки оплаты). Контракт скрепляется личными подписями супервизора и су­первизируемого.

Непременным условием контракта является соблюдение кон­фиденциальности информации, касающейся представленного пациента и личностно-профессиональных качеств супервизируе­мого.

В большинстве случаев постановка цели автоматически опре­деляет уровень, форму и вариант супервизии, форму и объем представляемого материала, а также форму заключения. Однако, как и в психотерапевтическом контракте, уровень супервизии бу­дет зависеть не только от запроса супервизируемого (группы супервизируемых), но также и от опытности супервизора.


^ 16. Подготовка к супервизии.

Предварительная подготовка к процессу супервизии заключа­ется в фиксации необходимых фрагментов практической работы с клиентами: от интервью и формулирования диагноза, выделения психологических мишеней и заключения психотера­певтического контракта, информирования клиента о целях и последовательности избранных методов психотерапевтического вмешательства или коррекции до выполнения собственно психотерапевтических методов и подведения итогов работы.

При планировании формы и объема материала супервизор имеет право запрашивать материалы сессий с разными пациентами (не менее трех) или психотерапевтические занятия с одним и тем же пациентом в динамике психотерапии (не менее трех фрагментов сеансов, отражающих начало, середину и завер­шение психотерапевтического процесса).

Супервизируемый должен иметь представление о современных классификационных системах, многоосевой диагностике, а также аргументировать выбранную им стратегию и тактику психоткрапевтической помощи.

Результаты работы, представленные психотерапевтом на супервизию, должны быть зафиксированы в виде аудиозаписи, видеозаписи или подробного письменного отчета о проведении психотерапевтических сессий с приложением отдельных фрагментов стенографических записей, достаточных, по мнению супервизора, для достижения цели супервизии.


^ 17. Процесс супервизии.

Супервизор осуществляет поддерживающие, нормализующие и сдерживающие вмешательства с целью создания в процессе обучения атмосферы доверия. Наряду с этим супервизор помогает коллеге справиться с нападками на его чувство собственного достоинства с помощью дистанцирования (от симптоматики, пациента), побуждая взглянуть на свой опыт другими глазами, так как основная задача супервизии состоит в обучении практиканта смотреть на проблему по-новому. Проблемы пациента, возможности психотерапевта, требования к психотерапии и другие факторы нуждаются в переоценке. Представления психотерапевта о пациенте, о себе и психотерапевтическом процессе зависят от его желаний, страхов, фантазий и бессознательных конфликтов. Супервизию можно рассматривать как пространство, в котором супервизируемый и супервизор совместными усилиями осуществляют построение новых способов упорядочения впечатлений от психотерапии.

Супервизия позволяет специалистам акцентировать внимание на цели и направления своей работы, формировать системные подходы к стратегии и тактике проводимого лечения, планировать и прогнозировать эффекты терапии и вмешательств, а также осознавать свои ошибки и корректировать индивидуальные планы коррекции поведения пациента и его лечения.

Значительную часть супервизии занимает помощь супервизирумому лучше понимать пациентов и использовать это знание в своей работе.

Супервизия в психотерапии предполагает множественные уровни ответственности, так как супервизор выступает в роли учителя и оценщика, причем эти роли присутствуют при супервизии любого направления психотерапии. Передача супервизорских гипотез, инсайтов и стимуляция собственного мышления супервизируемого, особенно в случаях сопротивления — важная педагогическая задача. На первом уровне супервизии идет обучение сбору базисной психиатрической информации, постановке диагноза и рекомендациям по лечению. Более сложными представляются для анализа такие явления как психотерапевтический процесс, психодинамические параметры, включая перенос, контрперенос, сопротивление и продвинутые методы лечения.

Среди важных супервизорских задач можно назвать поддержку атмосферы доверия, совместного исследования и диалога в процессе работы. Сотрудничество супервизора и стажера в изучении пациента — творческий процесс, который проходит в замкнутом пространстве между наставником и его подопечным, в таких противоположностях как воображение и анализ, понимание и непонимание, объективность и субъективность.


^ 18. Супервизорские роли: учитель, фасилитатор, консультант, эксперт.

1) Учитель. Эта роль подразумевает: знание теории и готовность поделиться этим знанием; клинические познания на уровне эксперта, позволяющие супервизору выдвигать идеи; хорошая подготовка в той области, в которой работает супервизируемый; наличие знаний и опыта; широта опыта и способность поделиться им.

    • оценивает взаимодействия, происходящие во время терапевтической сессии;

    • обсуждает гипотезы, связанные с клиентом;

    • определяет подходящие интервенции;

    • моделирует, демонстрирует и обучает техникам проведения интервенций, способствует отработке навыков;

    • поощрает супервизируемого в поиске разумных объяснений для специфических стратегий и интервенций;

    • интерпретирует существенные события, происходящие во время сессии;

    • ставит задачи для последующих сессий;

    • поощряет супервизируемого к чтению специальной литературы.

2) Фасилитатор. Здесь внимание супервизора фиксируется на специалисте, как личности и личностно-профессиональных проблемах, препятствующих работе.

Характеристики:

    • даёт уместную эмоциональную поддержку;

    • даёт возможность супервизируемому работать над своими чувствами, когда клиент или ситуация вызывает у него неприязнь, отвержение;

    • исследует чувства супервизируемого во время терапевтической сессии и супервизорской сессии;

    • исследует чувства супервизируемого в отношении определенных техник и интервенции;

    • исследует защиты и аффекты супервизируемого во время супервизорской сессии;

    • работает вместе с обучаемым над его трудностями, связанными с организацией, в которой тот работает;

3) Консультант.

    • фокусируется на системе «терапевт-клиент»;

    • экспериментирует с различными путями оценки и интервенции;

    • предлагает супервизируемому альтернативные интервенции и терапевтические гипотезы;

    • поощряет размышления супервизпруемого терапевта о терапевтических стратегиях и интервенциях;

    • поощряет дискуссии с супервизируемым о проблемах мотивации клиента;

    • заботится о супепвизируемом во время супервизорской сессии;

    • разрешает супервизируемому структурировать супервизорскую сессию.

4) Эксперт. Супервизор должен осуществлять оценку для допуска в профессиональное сообщество.

    • контролирует достижение целей, сформулированных в супервизорском контракте;

    • отслеживает прогресс клиента;

    • оценивает прогресс терапевта;

    • помогает супервизируемому отследить свои сильные и слабые стороны;

    • контролирует соблюдение этических стандартов;

    • даёт терапевту обратную связь по поводу знания теории, следования ей и его личностных качеств;


^ 19. Личность супервизора.

Качества идеального супервизора:

    • эмпатия;

    • понимание;

    • искренность;

    • самораскрытие;

    • гибкость;

    • забота


Хорошему супервизору важно обладать такими качествами, как эмпатия, открытость, естественность и гибкость. Он воспринимает своих супервизируемых и как личностей, и как профессионалов и очень сензитивен к индивиду­альным различиям.

Он позитивно относится к супервизируемому и демонстрирует высокую вовлеченность в процесс супервизии. Такой супервизор имеет высокий уровень кон­цептуального функционирования, ясное ощущение своих собственных возможностей и ограничений.

Хороший супервизор понимает, каким образом личностные черты и стиль взаимодействия могут влиять на проведение супервизии. У него есть чувство юмора, которое помогает его супервизируемому пройти через все трудности их совместной работы и достичь здоровой перс­пективы роста.

Что касается профессиональных навыков, то хороший супервизор — это знающий и компетентный терапевт, имеющий в своем багаже не­обходимое количество тренинговых часов (достаточное для его серти­фикации и как терапевта, и как супервизора) и опыт терапии (суперви­зии), которые помогли ему достичь успеха в сфере своей деятельности. Он может эффективно использовать различные супервизорские интер­венции и свободно их выбирать, учитывая актуальные потребности супервизируемого и его личностные характеристики.

Хороший супервизор обладает также профессиональными качества­ми хорошего учителя (использует теории обучения, оценивает интер­венции и знания супервизируемого, ставит цели) и хорошего консуль­танта (объективно оценивает проблемную ситуацию, обеспечивает аль­тернативные интервенции, концептуализацию проблемы или клиента, облегчает супервизируемому поиск альтернатив, сотрудничает в разви­тии стратегий роста и супервизируемого, и клиента). Хороший суперви­зор эффективно функционирует в обеих этих ролях, осознанно выбирая, какую роль нужно использовать во время работы с супервизируемым.

Он ответственен за то, что случается с терапевтом и клиентом, осознает их динамику и анализирует сходство между ними. Он имеет представле­ние о клиентских потребностях и определяет, как может помочь тера­певту в них ориентироваться.


^ 20. Форматы супервизии.

Различают индивидуальную и групповую супервизию в зависимости от объекта супервизии. Объек­том супераизии, соответственно, может явиться один психотера­певт или группа психотерапевтов. И та, и дру­гая супервизия может проходить в очном (живая супервизия) или заочном форма­те (записи, аудио- и видеозаписи, сообщение терапевта). Супервизия может проходить в присутствии супервизора или в формате коллеги­альной групповой супервизии. Вы­бор того или иного варианта определяются преимущественно за­просом супервизируемого и возможностями супервизора.

1. Индивидуальная (личная) супервизия. Супервизия по кон­тракту, заключенному с одним супервизируемым. Материалом для данного варианта супервизии может выступать доклад су­первизируемого об одном терапевтическом случае индивидуаль­ной работы с пациентом или сеансе групповой психотерапии, аудио-, видеозапись сессии (индивидуальной, семейной, группо­вой).

Индивидуальная супервизия является наиболее эффективной супервизией высокого уровня, требующей от супервизора боль­шего количества времени, а от супервизируемого более тща­тельной подготовки представляемого материала. Она может проводиться в заочной форме, но не исключает очной и очно-заочной формы. Работа супервизора состоит в анализе представленного материала (предварительно или по ходу наблюдения) и в зара­нее оговоренное время обсуждения его с супервизируемым. Разбору подлежит следующие переменные.

^ А) При супервизии индивидуальной психотерапии:

• правомерность диагноза (заболевания или проблемы);

• концепция психосоциогенеза заболевания;

• концепция стратегии вмешательства;

• концептуальное соответствие психосоциогенеза и стратегии вмешательства;

• стиль интервью и достаточность информации для форму­лирования диагноза и запроса пациента, выбора стратегии и так­тики вмешательства;

• обоснование выбора «мишени» для текущей работы;

• качество контакта с пациентом;

• соответствие контакта стилю работы;

• выбор тактики и модели работы;

• качество выполнения выбранных приемов психотерапии;

• эффективность работы;

• трудности и ошибки в проведении психотерапии (в уста­новлении контакта, в стиле интервью, выполнении принципа ин­формированного согласия, в целенаправленности, последова­тельности и мастерстве выполнения каждой из продемонстриро­ванных техник).

^ Б) При супервизии групповой психотерапии:

• модель групповой работы;

• качество контакта с группой;

• концепция стратегии вмешательства;

• соответствие стратегии вмешательства избранной модели психотерапии;

• обоснование выбора мишени для текущей работы;

• выбор тактики и стиля работы;

• качество выполнения избранных приемов психотерапии;

• степень понимания и использования групповой динамики;

• результативность работы;

• трудности и ошибки в проведении групповой сессии.

^ В) При супервизии семейной психотерапии:

• модель работы с семьей;

• качество присоединения и контакта с каждым членом семьи;

• концепция стратегии вмешательства;

• соответствие стратегии вмешательства избранной модели психотерапии;

• обоснование выбора "мишени" для текущей работы;

• выбор тактики, стиля и приемов работы;

• качество выполнения избранной техники работы;

• умение ставить гипотезы происхождения проблем с пози­ций системного подхода;

• эффективность работы;

• ошибки и трудности в проведении семейной сессии.

 2. Групповая супервизия. Супервизия по долгосрочному кон­тракту, заключенному супервизором с группой супервизируемых психотерапевтов.

Цель групповой супервизии: расширение арсенала кон­цепций, подходов, тактики и т.д. за счет мнений всех участников групповой супервизии. В качестве супервизируемого на каж­дой групповой сессии выступает один из участников группы по графику, определяемому группой. Материалом для супервизии является устный доклад супервизируемого по 1 терапевтическо­му случаю. Доклад адресуется супервизору и остальным участникам группы и может сопровождаться иллю­страцией видеозаписи психотерапевтической сессии.

1 фаза: доклад супервизируемого и формулирование им зака­за, затем –  групповое обсуждение: участники группы проводят дискуссию (соглашаются с методом и техникой вмешательства или отвергают их), не касаясь личностных качеств докладчика. На этой фазе возможны вопросы к докладчику от членов группы, направленные на прояснение информации о пациенте;

2 фаза: обмен чувствами – участники группы, по возможности спонтанно, делятся своими чувствами по поводу пациента.

3 фаза: концептуализация. Супервизор опрашивает каждого участника группы о его собственной концепции психогенеза про­блем пациента или его лечения. Ни одно из мнений не опровер­гается и не осуждается супервизором и другими членами группы, дискуссии на этой фазе нецелесообразны.

4 фаза: обобщение супервизора. Супервизор анализирует и в краткой форме обобщает качество работы супервизируемого, предлагая собственную концепцию психосоциогенеза и тактики работы с данным пациентом в качестве одного из возможных ва­риантов.

Помимо структурирования работы группы, супервизор выпол­няет и такие дополнительные задачи: недирективным путем стремится к обучению супервизируемого и других участников группы использовать более результативные стратегии вмеша­тельства; защищает супервизируемого от возможной депрессив­ной реакции на групповое давление (дебрифинг); наблюдает за общением в группе и следит за сохранением атмосферы безопасности; ана­лизирует дополнительные составляющие контакта на допусти­мом для данной группы уровне (например, анализ сопротивле­ния, переноса/контр –  переноса, проективной идентификации и других психологических защит), способствует свободе и откры­тости высказываний, стимулирует развитие способности к кон­цептуализации   участников группы.

3. Коллегиальная супервизия (супервизорская груп­па терапевтов равного уровня) является разновидностью групповой супервизии. Такая группа коллег не является иерархической, ее участни­ки не имеют ни цели, ни соответствующей квалификации для оценки чьих-либо навыков терапии. Коллегиальная супервизия используется в тех случаях, когда у терапевта нет возможности получать квалифици­рованную индивидуальную супервизию, но есть возможность получать ее в группе примерно равных по опыту и возможностям коллег. Основное положение коллегиальной супервизии состоит в том, что индивидуум, тренирующий определенные навыки, может помочь дру­гим индивидуумам тренировать те же навыки эффективно.


^ 21. Шестифокусный подход в супервизии.

Э.Уильямс (2001) предложил шестифокусную модель суперви­зии, основанную на двух системах (терапевтической и супервизорСкой) и шести фокусах — рассказе терапевта, действиях терапевта, те­рапевтическом процессе, состоянии супервизируемого терапевта, супервизорском процессе и впечатлениях супервизора.

Терапевтическая система

1. Фокус на пациенте

2. Фокус на терапевте

3. Фокус на процессе терапии

Супервизорская система

4. Состояние супервизируемого

5. Супервизорский процесс

6. Впечатления супервизора

1. Фокус на пациенте. Рассказ терапевта о пациенте и история самого пациента. Общие сведения о  пациенте: возраст, профессия, семейное положение, религия, характеристика микросоциального окружения. Симптомы, их значение, содержание, история, метафоры. Гипотеза появления проблемы, предложенная пациентом или членами его семьи, раскрывает внутрисемейные убеждения, относящиеся к этой проблеме, их влияние на переживания и на методы решения проблемы.

2. Фокус  на терапевте. Исследование того, что терапевт делал с пациентом, гипотезы, методы и техники, интервенции. Супервизор и обучаемый  рассматривают  процесс терапии  до настоящего времени. Они дают оценку осуществленных интервенций, а также мотивов терапевта в их применении. Кроме того, они вместе разрабатывают альтернативные стратегии и  вмешательства. Работая в этом фокусе, супервизор уделяет пристальное внимание тому, как учится новому терапевт и каковы его пределы. Супервизор  демонстрирует или даже моделирует техники интервенций, объясняет основания определенных стратегий интерпретирует значимые события сессии. С «продвинутым» супервизируемым  супервизор выступает преимущественно в роли консультанта.

3. Фокус на процессе терапии. Исследование взаимодействия или  динамики на сессии. Фокус – на системе «терапевт и пациент». При этом последнем фокусе терапевтической системы супервизор занимается осознанным и неосознанным аспектами терапевтического процесса. Он, например, изучает начало и конец сессии, образы сессии, оставшиеся у терапевта, динамику взаимодействия между терапевтом и пациентом или семьей. Т.е. в центре внимания  находится система, которую составляют эти две стороны. Терапевт приглашается «встать вне» процесса, в  который он был вовлечен, и  проанализировать этот процесс.

4. Состояние супервизируемого: этот фокус супервизии концентрируется на состоянии терапевта во время  сессии, в том числе на переживаемых им «блоках» и дистрессе. Супервизируемый как бы «несет в себе» пациента, и его состояние  говорит о том, что происходит в терапии. Второе преимущество этой фокусировки связано с процессом развития самого  терапевта – с его постепенным прогрессом в понимании связей своих личностных проблем с проблемами пациентов.

5. Супервизорский процесс: исследование отношений между супервизором и обучаемым, а также вероятности «клонирования» системы (параллельного процесса).

6. Впечатления супервизора: «подозрения», странные чувства или идеи супервизора, связанные с супервизируемым или пациентом, трансформируются в соображения на тему не нашедших выражения аспектов рассказа или состояния терапевта.


^ 22. Супервизорская система.

1. Состояние супервизируемого: этот фокус супервизии уже принадлежит «второй стороне» супервизорского процесса, где внимание эксперта концентрируется на состоянии терапевта во время  сессии, в том числе на переживаемых им «блоках» и дистрессе. «Переименование» терапевта в супервизируемого имеет целью подчеркнуть переход от первой группы фокусов, связанных с пациентом, ко второй, где главные отношения – это отношения с супервизором. Супервизируемый как бы «несет в себе» пациента, и его состояние  говорит о том, что происходит в терапии. Второе преимущество этой фокусировки связано с процессом развития самого  терапевта – с его постепенным прогрессом в понимании связей своих личностных проблем с проблемами пациентов. С целью исследования терапевтических отношений могут быть заданы следующие вопросы.

Какие чувства вызывает у супервизируемого пациент (заинтересованность, скуку, сосредоточенность, рассеянность и т.д.); и какие возникают телесные ощущения (расслабление, напряжение,  головная боль и т.д.)?

Как ведет себя пациент (язык тела,  мимика, жесты, голос и т.д.)?

Насколько осознанны у пациента и у психотерапевта эти реакции (возможность назвать чувства, наличие воспоминаний или ассоциаций по поводу переживаний, желательно уточнить, каких именно)? Какую роль они играют в психотерапии?

Почему он представляет именно этого пациента?

В чем он наталкивается на трудности?

Какие терапевтические ситуации особенно тяготят его?

2. Супервизорский процесс: исследование отношений между супервизором и обучаемым, а также вероятности «клонирования» системы (параллельного процесса).

3. Впечатления супервизора: «подозрения», странные чувства или идеи супервизора, связанные с супервизируемым или пациентом, трансформируются в соображения на тему не нашедших выражения аспектов рассказа или состояния терапевта.


^ 23. Супервизорские вмешательства.

Есть шесть категорий супервизорских интервенций (вмешательств):

1) Предписывающая: обращение советом или директивное (например, «Вы должны составить отчет об этом», «Вы должны уважать своего отца»).

2) Информативная: дидактичность, инструктирование, информирование (например, «Вы найдёте такие отчёты в базе данных»).

3) Конфронтирующая: вызов, предоставление непосредственной обратной связи (например, «Я замечаю, что ты всегда улыбаешься, когда говоришь о своём участковом супервизоре»).

4) Катарсическая: уменьшение напряжения, реагирование (например, «Что ты на самом деле хочешь сказать своему клиенту?»).

5) Каталитическая: отражение, побуждение к самоисследованию (например, «Можешь что-то ещё сказать об этом?», «Как бы ты мог сделать это?»).

6) Поддерживающая: одобрение, подтверждение значимости, признание ценности (например, «Я могу себе представить, как ты себя чувствуешь»).

Эти шесть типов интервенций имеют реальную ценность только тогда, когда основываются на заботе и интересе к клиенту или супервизируемому. Они совершенно бесполезны, когда используются неправильно или извращенно. «Неправильно» означает, что интервенция производится без необходимого навыка и в неподходящий момент. Причиной «неправильного» использования является недостаток осознания.


^ 24. Обучение и развитие супервизора.

Для собственного эффективного обучения супервизору необходимо обладать навыками самооценки. Есть несколько вопросов для самооценки, которые помогут супервизору определить на каком уровне развития он находится, и развить необходимые навыки.

1) Знания: понимание целей супервизии, ясное представление о границах, понимание организационного, образовательного и поддерживающего элементов супервизии, знание различных типов супервизорского контракта.

2) Навыки организации супервизии: умение объяснить супервизируемому цель супервизии, достигать договоренность при заключении контракта, поддерживать границы отношений. Умение создавать климат, характеризующийся эмпатией, искренностью, доверием, непосредственностью. Возможность сохранять баланс между организационной, образовательной и поддерживающей функциями. Возможность закончить сессию вовремя и соответствующим образом.

3) Навыки супервизорской интервенции: использование таких типов интервенции, как предписание, информирование, конфронтация, катализирование, катарсис, поддержка. Предоставление обратной связи, характеризующейся ясностью, адресностью, сбалансированностью, конкретностью. Умение сфокусироваться на передаваемом содержании, интервенциях супервизируемого терапевта, отношениях между клиентом и супервизируемым терапевтом, на контрпереносе терапевта, на отношениях в супервизии, на собственном контрпереносе, на бьолее широком контексте.

4) Отличительные особенности: настроенность на роль супервизора, адекватное использование власти, которую она даёт, способность вдохновлять и внушать оптимизм, способность понимать потребности супервизируемых терапевтов, способность осознавать индивидуальные различия (пол, культура, раса и т.п.), чувство юмора.

5) Настрой на продолжение собственного развития: получение собственной супервизии, на обновление собственных терапевтических и супервизорских навыков. Осознание собственных ограничений и способность видеть свои сильные и слабые стороны как супервизора. Получение регулярной обратной связи от супервизируемых, от коллег, от собственного супервизора/наставника.

6) Для групповых супервизоров: знания о динамике в работе с группой, использование группового процесса в интересах процесса супервизии, умение справляться с соперничеством в группе.

7) Для старших супервизоров: умение проводить межпрофессиональную супервизию, проводить супервизию организации. Иметь знания по стадиям развития рабочих групп и организаций. Умение осветить скрытую культуру организации или рабочей команды, фасилитировать организационные изменения, формировать культуру обучения, благоприятную для развития супервизии.

Для эффективного профессионального роста супервизор должен обучаться на специальных курсах, на которых помимо усвоения теории и практических навыков, он должен вырабатывать свой личный супервизорский стиль и собственную модель супервизии.


^ 25. Балинтовские группы как особая форма подготовки специалистов, работающих с людьми.

Целью и задачами балинтовских групп являются повышение ком­петентности в профессиональном межличностном общении; осозна­ние личностных «слепых пятен», блокирующих профессиональные отношения с пациентом; расширение представлений о лечебном про­цессе.

В состав указанной группы входят врачи и психологи, работаю­щие в одном или в различных медицинских учреждениях. Нежела­тельно включение в одну группу специалистов, связанных служебно-иерархическими отношениями (начальник и подчиненные). Поло­возрастных ограничений нет. Группа может объединять людей с раз­личным стажем работы, наиболее эффективно участие их при стаже более трех лет. В группу могут входить 6 – 15 человек, оптимально – 8–10 .

Основным принципом формирования группы является доброволь­ность объединения профессионалов, готовых к пересмотру стереоти­пов в своей работе, заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи.

Для занятий используется помещение, позволяющее расположить в круг стулья или кресла по числу участ­ников семинара. Дополнительное техническое обеспечение не тре­буется, но по желанию группы занятия могут фиксироваться с по­мощью видеокамеры или магнитофона, либо ведется стенограмма занятий.

Руководитель группы избирается участниками, либо специально приглашается для этой работы. Ведущий должен быть опытным специалистом в области консультирования и психотерапии, знать технологию балинтовской группы, принципы групповой динамики, уметь управлять группой, следить за состоянием рассказчика и блокировать опасные обратные связи в случае неготовности «протагониста» принимать их.

Предметом анализа в группе являются обсуждения случаев из практики участников. Это могут быть «трудные» или «неудачные» эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить врача, вызываю­щие у него дискомфортные воспоминания, остающиеся для него «непонятными». Либо это могут быть текущие случаи, вызывающие у врача беспокойство. Это могут быть и так называемые «фантасти­ческие» терапевтические ситуации, даже гипотетическая возмож­ность которых волнует врача. Для обсуждения могут предлагаться и случаи из практики психотерапевта, и эпизоды, центри­рованные на фармакотерапии конкретного пациента. В зависимости от состава и интересов участников обсуждаться могут однотипные случаи в нозологическом (наркологи, гастроэнтерологи) или тера­певтическом (групповые психотерапевты) плане. Но чаще всего в балинтовской группе обсуждается опыт лечения разнообразных пациентов различными методами.

^ Технология работы балинтовской группы:

Занятия балинтовской группы достаточно подробно структури­рованы и проводятся в несколько этапов или "шагов".

^ Первый "шаг". Ведущий предлагает всем желающим представить на рассмотрение свой случай, проблему, создающие состояние дискомфорта. Далее каждый желающий описывает свой случай в произвольной и лаконичной форме. Далее группа решает, какой из описанных случаев будет обсуждаться.

^ Второй "шаг". Участник, выбранный группой, описывает свой трудный случай из практики своей профессиональной деятельности. Руководитель и члены группы внимательно слушают и на­блюдают за его поведением и поведением друг друга.

^ Третий "шаг" – формулирование выступающего вопросов к группе по своему случаю, вынесенному на обсуждение, в которых заложено желание по­лучить новые знания и (или) групповую поддержку.

^ Четвертый "шаг" – вопросы группы к участнику, предста­вившему случай.

Пятый "шаг" – окончательное формулирование выступающего вопросов, которые он хотел бы вынести на обсуждение. Часто формулировки вопросов претерпевают изменения. Некоторые из ранее поставленных вопросов могут потерять свою актуаль­ность для выступающего, благодаря осознанию им ряда моментов на предыдущем этапе. Список вопросов может быть и расширен.

^ Шестой "шаг" – ответы группы на запросы выступающего и сво­бодная дискуссия. Все участники по кругу отвечают на поставленные перед ними вопросы. Поощряются на этом этапе и свободные ассоциации на тему: "Аналогичная проблема".

Обратная связь от руководителя группы к выступающему осу­ществляется на седьмом "шаге". Ведущий обобщает ответы группы, высказывает собственное видение ситуации, представ­ленной выступающим на обсуждение, предположений о причинах возникших у того трудностей и т.д.

На восьмом "шаге" выступающий дает информацию о своих ощущениях. Его высказывания могут касаться собственного эмо­ционального состояния и впечатлений о работе группы.

Балинтовская сессия может заканчиваться высказываниями отдельных членов группы о своих ощущениях и впечатлениях. Решаются также ор­ганизационные вопросы, принимаются предложения.


^ 26. Проблемы и вопросы этики в супервизии.

Этическая супервизорская практика осуществляется как с целью обращения к внутреннему миру пациента через внутренний мир супервизируемого, так и с целью одновременного обращения к бессознательным конфликтам, возникающим у супервизируемого при его работе с пациентами.

Конфиденциальность. Если супервизор или супервизорская группа получат доступ к материалу пациента, то может возникнуть этический конфликт, поскольку при этом нарушается абсолютная конфиденциальность между пациентом и аналитиком. Следует решить, этично ли обойтись без согласия пациента на представление его материала к рассмотрению на супервизии; в равной мере это относится и к решению о публикации клинического материала. Вариантом может быть сообщение пациенту в начале лечения о возможности того, что относящийся к терапии материал будет передан на супервизию.

Для того, чтобы процедура супервизии была полезной и этичной, ее следует уподобить терапевтической процедуре. Для этого предлагается соблюдать ряд простых основных правил, тесно соотнесенных с такими основными терапевтически и правилами, как нейтральность, анонимность, надлежащим образом оговоренная оплата, регулярные встречи в установленное время.

Вопросы институализации. При проведении супервизии в организации, часто возникают трудности в связи с конфеденциальностью, некачественно составленным контрактом, неправильным распределением ответственности. Поэтому при внимательном отношении к правильному составлению контракта, заключаемого между супервизором, супервизируемым и нанявшим их учреждением, будут соблюдаться границы конфиденциальности и осуществляться эффективное супервизирование.

Вопросы, связанные с оценкой. Важное отличие роли аналитика от роли супервизора состоит в том, что к супервизору часто обращаются с просьбой дать качественную оценку работы супервизируемого. Супервизор может переживать за практиканта, борющегося за повышение своей квалификации, однако тот же супервизор должен составить отчет, на основании которого обучение практиканта будет завершено или продолжено. Любое действие в такой ситуации повлияет на работу практиканта с пациентом и на характер отношений между супервизором и супервизируемым; при этом суровому испытанию может быть подвергнуто установление хорошего рабочего альянса.


^ 27. Классификация трудностей в супервизорской деятельности (ошибки тактические, ошибки присоединения, ошибки диагностики).

1) Ошибки диагностики возникают из-за неумелого проведения интервью и слабого знания клинико-психологической диагностики, невнимания к вербальной и невербальной информации от клиента.

Метод фокус-анализ: техника, которая позволяет проанализировать все возможные проблемы клиента:

    • фокус на клиенте;

    • фокус на др. личности;

    • фокус на проблеме;

    • фокус на психологе;

    • фокус на общности;

    • культурно-контекстный анализ.

Адекватное использование диагностических методик:

    • перенос/контрперенос;

    • резкая интерпретация;

    • открытая критика.

Гипердиагностика/гиподиагностика.

2) Ошибки присоединения – отражают ограничения психологом свободы выбора принятия решения клиентом, когда мотивы взятия на терапию самого специалиста не совпадают с мотивами клиента.

3) Тактические ошибки:

    • ограничение свободы выбора принятия решения клиентом;

    • нечёткое формулирование запроса со стороны клиента;

    • не произошло разделение ответственности между специалистом и клиентом за поставленные задачи;

    • клиент неправильно интерпретировал информацию о целях и характере психотерапии;

    • психотерапия не соответствовала ресурсам клиента (темпу, клинической картине);

    • низкая мотивация на изменения;

    • не раскрыто табу на определенные темы при проведении психотерапии.


^ 28. Трудности осуществления супервизорского процесса.

1) Сопротивление лечению. Тревога, которая создает потребность в терапии, в то же время вызывает сопротивление ей. Сопротивление является правом пациента и требует к себе уважения. Чем пытаться преодолеть его силой или авторитетом, лучше показать эмпатический интерес ко всем проявлениям сопротивления. Сопротивление принимает многие формы, иногда неуловимые, а иногда ясные. Наиболее частые примеры:

    • сокращение или прекращение терапии;

    • пренебрежение важными результатами, вопросы, не имеющие отношения к делу (для их выяснения полезно исследование мотивации);

    • недоверие (часто беспричинное); непродуктивное молчание;

    • уклончивость, бесчестность, враждебность, лесть, переоценка или недооценка терапевта;

    • пропуски встреч или приход с опозданием и т.п.

Сопротивление подвергает испытанию собственную уверенность терапевта.

2) Особенности консультативных отношений (личность консультанта). Отношения — это база для изменения. Независимо от предпочитаемой теоретической направленности, от того, какие используются техники, терапевтические отношения — это всегда связь между пациентом и терапевтом, основа для дальнейшей работы. Характеристики консультативных отношений:

    • Отношения имеют определенную цель — они заканчиваются, как только это становится возможным с терапевтической точки зрения.

    • Отношения — это часть процесса межличностного влияния, в ходе которого консультант стремится стимулировать изменения в пациенте, используя свои навыки, способности, также как и силы, возникающие в результате взаимодействия двух личностей.

    • Терапевтические отношения окажутся более эффективными, если будут построены на уважении ценностей, ожиданий и потребностей пациентов, с учетом культурного контекста, включая национальный, социально-экономический, религиозный, гендерный и другие факторы.

    • Психотерапевт может работать с различными вариантами поведения, мыслями, установками и действиями, но чаще всего фокусировка происходит на выражении и исследовании чувств, которые редко обнаруживаются вне терапевтического контекста.

    • Самые эффективные отношения характеризуются согласием относительно целей и используемых методов, открытой коммуникацией и взаимодействием, направленным на сотрудничество.

    • Отношения динамичны и со временем претерпевают изменения. То, что является наиболее подходящим на начальных стадиях консультирования, на последующих стадиях теряет свое первоначальное значение.

Пациент получит пользу от психотерапии, если у него будет достаточно веры в психотерапевта. В том случае, если психотерапевт сам испытывает сомнения в эффективности его терапевтической системы, эта неуверенность и зарождающийся пессимизм могут погасить веру пациента.

3) Перенос/контрперенос. Контрперенос включает все (неосознаваемые) чувства и отношения к пациенту, которые возникают у терапевта.

Чаще всего беспокойство психотерапевта вызывает «препятствующий» контрперенос, возникающий при следующих обстоятельствах:

    • Пациент способен сделать нас нечувствительными к важной области исследования. Или, наоборот, он может заставить нас сосредоточиться на том, что является скорее проблемой специалиста, нежели проблемой пациента.

    • Некоторые контрпереносные чувства возникают, когда пациент затрагивает область, особенно тревожащую терапевта. Например: психотерапевт собирается разводиться. При рассказе пациента о его счастливом браке первым овладевает зависть.

    • Контрперенос может побуждать нас использовать пациентов для косвенного самоудовлетворения. Например, психотерапевт с конфликтами по поводу своего чувства зависимости представляет опасность, поскольку может незаметно подстрекать пациента к преодолению зависимости, темп терапии будет в этом случае не соответствовать темпу пациента.

    • Контрперенос может привести к выражению тонких намеков, способных во многом влиять на пациента. Если психотерапевт нуждается бессознательно в восхищении, то пациент примет сотню намеков и будет избегать недружелюбных чувств, чтобы не потерять психотерапевта.

    • Контрперенос может привести нас к вмешательству, противоречащему интересам пациента. Если психотерапевт раздосадован поведением пациента, то может найти способ чтобы обидеть последнего, в то же время искренне считая, что совершает терапевтический прием — конфронтацию.


^ 29.Развитие политики и практики супервизии в организации.

Согласно существующей психоаналитической традиции, супервизию считают дисциплиной, предназначенной не только для неопытных и неподготовленных специалистов, но и для зрелых профессионалов. В любой организации хорошая супервизия начинается сверху. В учреждении, где супервизия вплетается в структурную ткань организации, поощряется такая культура обучения, при которой могут развиваться как отдельные личности, так и сама организация.

За последние годы изменилась традиционная схема проведения супервизии в учреждениях социальных служб. Психоаналитически-ориентированная супервизия, как правило, уделяет внимание как разработке новых направлений, так и эмоциональной поддержке пациентов и социальных работников, занятых в области высоких рисков. Возрастание ответственности и тревожащее общественное давление часто превращает супервизию социальной работы в защитную процедуру, состоящую из поддержки, контроля и «охраны тыла».








Скачать файл (233.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru