Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Шпаргалки - История Средних веков - файл 1.doc


Шпаргалки - История Средних веков
скачать (663.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc664kb.17.11.2011 11:24скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Билет 1

  1. Предмет и задания курса «История средних веков». Периодизация истории средних веков.

Курс «История средних веков» изучает длительны исторический период , который следует за историей древнего мира, но предшествует истории Нового времени.

Термин «средние века» (от лат. medium aevum) возник в Италии в XV—XVI вв. в кругах гуманистов. На разных этапах развития исторической науки в понятие «средние века» вкладывали различное содержание. Историки XVII— XVIII вв., закрепившие деление истории на древнюю, среднюю и новую, считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире и в новое время.

Историки-марксисты понимают средние века прежде всего как время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий или первобытнообщинный строй, а затем в новое время уступившей историческую арену капитализму.

^ Периодизация истории средних веков. Переход к феодализму у разных народов происходил не одновременно. Поэтому хронологические рамки средневекового периода неодинаковы для разных континентов и даже отдельных стран. Версии начала эпохи средних веков: 1 в. – начало христианства; 2-3 вв. – нашествие варваров; 5 в. – падение Западной Римской империи. Окончание эпохи – 1648 г. – окончание Тридцатилетней войны. 16-1 пол.17 вв. называют поздним Средневековьем (ранним Новым временем).

В советской историографии историю средних веков принято делить на три основных периода:

1. 476 г. (падение Рим. Имп.) – сер 11 в. — раннее средневековье: зарождаются феод. отнош., наряду с ними сохран.пережитки рабовладения; создаются раннефеодальные гос-ва, их быстрый распад на ряд мелких гос.образований; складываются структуры христианской церкви; процесс массового закрепощения; господство натур.хоз-ва с низким уровнем развития производства, отсутствие городов на большей части Европы.

2. Середина XI в.—конец XV в. —развитое средневековье: расцвет феод.отнош., отделение ремесла от с/х, зарождение городов как центров ремесла и торговли, коммунальное движение (коммуна – самоуправляющийся город), борьба патрициата и ремесленников, обострение антифеодальной борьбы крестьян, складывается сословная монархия.

3. XVI в. — 1 пол. XVII в. — позднее средневековье: зарождение ранних капиталистических отношений; реформация, склад.абсолютная монархия, первые буржуазные революции.


  1. ^ Восстание французских крестьян «Жакерия».

Жакери́я —крестьянское антифеодальное восстание во Франции в 1358. Дворяне звали своих крестьян в насмешку «Жак Боном» — Яшка-простак; отсюда и произошло название восстания. Это самое крупное в истории Франции крестьянское восстание.

Причины: экономическая разруха, вызванная Столетней войной, резкое возростание налогового гнета, грабежи со стороны брегандов (наемников), эпидемия чумы (40-е гг.), которая унесла от трети до половины населения, что, привело к снижению заработной платы и изданию законов, направленных против её роста. Повод: стычка Дофина и крестьян – новые денежные обложения по распоряжению дофина Карла для выкупа короля Жана Доброго, пленённого Пуатье. Восстание началось 28 мая.

Непосредственным поводом для восстания стали грабежи солдат наваррского короля Карла Злого в окрестностях Парижа, наиболее тяжело отразившиеся на сельском населении. Крестьяне, жестоко угнетаемые дворянами, бросились на своих мучителей, превратили сотни замков в развалины, избивали дворян и насиловали их жен и дочерей.

Вскоре у восставших крестьян появился руководитель — Гильом Каль.

Восстание совпало по времени с Парижским восстанием под руководством Этьена Марселя. Гильом Каль пытался установить связи с Этьеном Марселем. Этьен Марсель вступил в связь с крестьянскими отрядами и даже послал им на помощь отряд парижан. Однако позже этот отряд был отозван.

Против повстанцев одновременно выступил Карл Злой и дофин Карл.

Карл Наварский пошел на хитрость — пригласил Каля для переговоров. Гильом поверил его рыцарскому слову и не обеспечил свою безопасность заложниками. Его тут же схватили и заковали в цепи, после чего крестьяне были разбиты,20000 крестьян убито.

Гильом Каль был казнен после жестоких пыток. Э. Марсель убит. Крестьянские же волнения продолжались до сентября.


^ Билет 2

  1. Жанна д'Арк и завершение Столетней войны.

1412 г. – родилась на границе Шампани и Лотарингии в деревне Домреми в семье зажиточных крестьян. Дядя – священник. В 13 лет Жанна впервые, по её уверениям, услышала голоса архангела Михаила, и др.святых, которые иногда являлись ей и в видимом облике. В народе распространялось друидское пророчество о деве, которая спасет Францию.

В 16 лет сбежала в замок Вокулёр и объявила о своей миссии. Будучи высмеянной, Жанна вынуждена была вернуться в деревню, однако через год повторила свою попытку. На этот раз, капитан, согласился дать ей людей, чтобы она смогла направиться к королю, а также снабдил мужской одеждой.

Едет в замок Шинон к дофину Карлу. Дофин посадил на трон другого человека. Однако Жанна узнала короля. Она объявила ему, что послана Небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана.

Назначена руководителем военных действий. Важную роль в таком смелом решении сыграл тот факт, что Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорождённость и права на престол. Меч для неё был найден в церкви согласно повелению самой Жанны. По легенде, этот меч принадлежал Карлу Великому. Известие о том, что армию возглавила посланница Бога, вызвало необычайный моральный подъём в войске.

Май 1429 г. – поражение англичан под Орлеаном. После победы под Орлеаном Жанну прозвали «Орлеанской Девой». Июнь – взяты пункты англичан: Жаржо, Мён-сюр-ЛуарБожанси, Пате.

17 июля король Карл VII был торжественно миропомазан в Реймском соборе в присутствии Жанны д’Арк. После коронации Жанна убеждала Карла начать наступление на Париж, однако тот снова начал колебаться.

Май 1430 г. в результате предательства Жанна д’Арк была взята в плен бургундцами. Вскоре продали её англичанам. Жанна была перевезена в Руан. Руанский процесс – цель: добиться от Жанны признания, что она колдунья – доказ.недействительность коронации Карла 7. Возглавлял процесс епископ Пьер Кошон.

Жанна подписала «покаянную бумагу», что она колдунья, но раскаивается в этом. Герцог Бедфорд сказал, что Ж.нужна ему мертвой – стали искать, в чем ее уличить. Жанна снова надела мужскую одежду (женская была у неё отобрана силой) и, таким образом, «впала в прежние заблуждения» — трибунал приговорил её к смерти. 30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане.

НЕОФИЦИАЛЬНАЯ версия: Жанна осталась жива (1436 г. – запись в книге приходов и расходов Орлеана о брате Жанны – ему доставляли ее письма). И др. косвенные источники.

Осуждение и казнь Жанны д’Арк не помогли англичанам — от удара, нанесённого ею, они так и не смогли оправиться. В 1435 году умерли Бедфорд и Кошон – «проклятие Жанны». В сентябре 1435 — окончательное примирение Франции и Бургундии, которые заключили договор против англичан. В 1449 году французы начали наступление в Нормандии, которое завершилось победой 15 апреля 1450 года. В 1453 года французы взяли Бордо, что положило конец Столетней войне. У англ.остался только порт Кале.

ИТОГИ: Ю-З земли Фр.присоединены к остальной части гос-ва – важнейшее условие для дальнейшей централизации страны.


  1. ^ Абсолютная монархия в странах Западной Европы в 16-1 пол.17 в.

С кон. 15 в. – абсолютная монархия. Причина: старые сословия приходят в упадок, а новые еще не набрали силу.

ЧЕРТЫ: в руках главы государства — монарха сосредотачивается вся полнота законодательной и исполнительной власти, он самостоятельно устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами; централизация провинций, создается разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия; власть над церковью, система протекционизма (защита внутреннего рынка от иностр.конкуренции). Соц.опора – мелкое и среднее дворянство, но оказывали поддержку и буржуазии. Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти.

В той или иной степени черты абсолютной монархии, или стремление к ней, проявились во всех государствах Европы, но наиболее законченное воплощение они нашли во Франции – страна классического абсолютизма, где абсолютизм свой расцвет пережил в годы правления королей Людовика XIII и Людовика XIV Бурбонов (1610—1715).

В Англии пик абсолютизма пришёлся на правление Елизаветы I Тюдор (1558—1603), но он так и не достиг своей классической формы: сохранялся парламент, не было постоянной армии, мощного бюрократического аппарата на местах.

Сильная королевская власть установилась в Испании, но не было централизации провинций, слабое развитие местной экономики не позволило формироваться классу предпринимателей, и испанский абсолютизм выродился в деспотию.

В Германии абсолютные монархии складывались не в общенациональном масштабе, а в рамках отдельных княжеств.

Абсолютизм утратил свою прогрессивную роль к сер. 17 в., но продолжал играть позитивное значение в централизации земель.


^ Билет 3

  1. Общественный строй древних германцев.

Источники: «Записки о Галльской войне» Цезаря – инф. 1 в. до .н.э.; К. Тацит – «Германия», «Анналы» - 1-2 вв. н.э.

По Цезарю: германцы – одна из самых крупных групп варваров (еще кельты, славяне). Жили родовым строем. Уровень развития племен различный. Основа хоз. – скотоводство и переложное земледелие. Племена юж.германцев еще не осели на опред.территории – в их жизни осн.место играло оседлое скотоводство. Скот – высшее мерило ценности. Переселение германцев было обусловлено нуждой в землях для пастбищ и необходимостью менять земли, занятые пашней. Селились деревнями, в кот.жили общинами. Жилища из дерева, обмазанные глиной. Жили по несколько семей. Не было городов, но были бурги (укрепленные поселения, опоясанные валом, рвом и частоколом). Основная хоз.ячейка – родовая община: коллективная собственность, коллект.труд. Не было классов, все явл.свободными общинниками. Народное собрание, 2 р.в месяц – высший орган власти (все совершеннолетние мужчины – имеющие право носить оружие). Крик = «нет», грохот оружия = «да». Во время войны избирался военный вождь. К кон. 1 в до н.э.общественный строй изменился.

По Тациту: германцы перешли к оседлости. Повысился уровень земледелия – распространился плуг с железным лемехом. Глав. отраслью хоз. было скотоводство. Вергельд (судебны штраф) – выплачивался скотом. Развивалось ткачество, гончарное дело. Незначит.торговля с Рим.имп. Земледельческая община: коллектив.собств., индивид.труд (семьями). Появл. рабы (военопленные) – патриархальное рабство (раб имел дом, хоз-во, семью, лишь отдавал хозяину часть урожая). Выделяется род.знать. Раздел земель происходит не поровну, а по достоинству.

Высшая власть – народ.собр. Но все большее значение приобретает совет старейшин. Военный вождь избир из знатных, стал править и в мирное время – склад.наследственная королевская власть. Дружина стала постоянной – привилегированный слой, на кот.работали все остальные – предпосылки для превращения выборной военной власти в наследст.гос.власть. Достиг.высшей ступени родового строя – начинается разложение.


  1. ^ Завершение политического объединения Франции во 2 пол. 15 в.

Во 2 пол. 15 в. во Фр.началось возрождение с/х, ремесла и торговли. Из войны корол.власть вышла значительно окрепшей в результате массовых потерь феодалов и создания постоянной армии.

Пути решения проблемы потерь среди дворян: аноблирование (присуждение дворянского титула за заслуги), легализация института бастардов (незаконнорожд.) – возрождение дворянских родов – укрепл.корол.власти. Расцвет ярмарок различного размера и важности во второй половине XV в. свидетельствовал об успешном формировании внутреннего рынка страны.


Создатель абсолютной монархии - Людовик 11 (1461-1483) хитрый, паук, интриги – все его правление – борьба с остатками феод.сепаратизма. 1465 – крупные феодалы создали Лигу общественного блага – в борьбе с феодалами король проиграл. Герцог Бургундский – Карл Смелый – главный противник короля. Людовик перессорил Карла с бывшими союзниками. 1477 – битва Карла с герцогом Лотарингским и швейцарцами – Карл убит – Фр.и Рим.имп.разделили Бургундию между собой. 1481 – к Фр.перешли Аньжу, Мэн и Прованс.

1491 – династический брак Карла 8 и герцогини Анны Бретонской – присоединения Бретани. К кон.15 в.территориальное объединение Франции было завершено. При Людовике 11 был заложен фундамент абсолютной монархии. Роль Ген.Штатов упала, усилилась роль королевского бюрократического аппарата. Протекционистская политика нац.экономики.


^ Билет 4

  1. Великое переселение народов.

Период IV- VII в. - как эпоха Великого переселения народов - пик миграционных процессов, захвативших практически весь континент и радикально изменивших его этнический, культурный и политический облик. Это эпоха гибели античной цивилизации и зарождения феодализма.

Причины: 1.демографический рост, 2. Усиление социальной дифференциации среди варварских племен – выделение знати и поиск ею новых источников наживы, 3.резкое похолодание – сокращение площади пастбищ.

Первая волна великого переселения была связана с германцами. Во II-III вв. из районов Восточной Прибалтики в Крым двинулись германские племена готов.

Вторая волна великого переселения была связана с гуннами в IV в., под ударами которых пал остготский племенной союз. Основная масса остготов вошла в гуннский племенной союз, а вестготы поселились в римских провинциях на прафах федератов ( жили в пограничных областях и получавшие за службу земли и определенные привилегии). Римские власти не сдержали обещания – восстание готов – 378 г. – битва при Адрианополе. 395 – резделение Рим.им.на Западную и Восточную.

Вторая волна переселения подхватила славян и привела к из расселению на Балканы и степную часть Восточно-Европейской равнины. Славянская единая общность разделилась на отдельные племена и народы: антов, венедов и склавинов. С к.IV в. натиск варваров возобновился. Вестготы во главе с Аларихом, разграбив Грецию, утвердились в Иллирике. В 410 они заняли Рим и разграбили его.

В течение V в. германские племена расселились по всей территории Западной Римской империи, образовав здесь ряд варварских королевств: вестготское в юго-западной Галлии с центром в Тулузе, вандалов в Северной Африке (429-439), остготов в Италии (493), франков в Северной Галлии, бургундов в юго-восточной Галлии с центром в Лионе (ок.457); англы, саксы, юты, начавшие в с.V в. завоевание Британии, образовали здесь в к.CVI-VII вв. ряд своих королевств.

Гунны, утвердившиеся в н.V в. на Среднем Дунае (в Паннонии), попытались при Аттиле (правил в ^ 434-453) овладеть Галлией и Италией, но были разбиты на Каталаунских полях (451), их союз распался. Восточной Римской империи (Византии) удалось при императоре Юстиниане I отвоевать в 630-550-х у варваров Северную Африку, Италию и часть Испании и частично реставрировать там римские порядки.

Завершающий этап переселения народов относится к к.VI-VII вв.

Социально-экономические и политические последствия Великого переселения народов были чрезвычайно велики. Оно способствовало падению рабовладельческого строя и слому римского государственного механизма (в Западной Римской империи). На значительной части Северного Средиземноморья распространилось свободное крестьянское землевладение, мелкое производство окончательно вытесняет рабовладельческую латифундию, создаются предпосылки для формирования феодального строя. Общая оценка Великого переселения народов в исторической литературе весьма различна: «-» разрушение большого кол-ва памятников культуры, сокращение населения, технический регресс. «+» ускорение гибели рабовладельческой Зап.Р.и, уже подорванной внутренними противоречиями, появление варварских королевств – условия для развития новых общественных отношений и перехода к феодализму.


  1. ^ Норманское завоевание Англии.

До сер.11 в. Англия – страна с неразвитыми феод.институтами. Процесс феодализации был ускорен норманским завоеванием 1066 г.

1066 г. - коронация Гарольда, его права на английский престол были оспорены нормандским герцогом Вильгельмом (родственник бывшего короля Эдуарда Исповедника). Он вторгся в Англию. Войска Гарольда были разбиты нормандцами в битве при Гастингсе, Гарольд убит. Вильгельм захватил Лондон, 25 дек.1066 г. короновался под именем Вильгельма I. Само завоевание растянулось на несколько лет.

Новый король всячески старался подчеркнуть законность своей власти. Первые годы своего правления Вильгельм провел в постоянных военных походах, подавляя мятежи. На все посты назначил норманцев. Сохранил местное самоуправление – народные собрания сотен и графств. Передал земли крупных феодалов норманским баронам – особенности: завоевание шло по частям, т.к. земли баронов были разбросаны по стране; норманские бароны получали феоды непосредственно от короля – присягали королю – все феодалы были вассалами короля. Вильгельм присвоил себе 1/7 всех земель, превратил многие леса в заповедники. 1086 – Общеанглийская земельная перепись – ускорила закрепощение англ.крестьян, т.к.многие были записаны в категорию вилланов (крепостные крестьяне). 1087 – смерть Вильгельма 1, Вильгельм 2 Рыжий, Генрих 1, Генрих 2 Плантагенет – укрепление власти.


^ Билет 5

  1. Завоевание германцами территории Западной Римской империи и образование варварских государств.

395 г. – разделение империи на Западную и Восточную после войн с вестготами.

410 г. – предводитель вестготов Алларих ворвался в Рим, грабил и убивал 3 дня.

Вестготы ушли в Южную Галлию. После ряда конфликтов с Римом в 418 г. было основано Вестготское королевство с центром в Толозе. Король Атаульф женился на сестре римского императора, получил рим.титулы – вестготы стали федератами. К кон 5 в. вестготы завоевали всю Галлию и Испанию. В 507 г. Юж.Галлия была завоевана франками – вестготы занимали только Пиринейский п-ов, столица Толедо. Они не селились отдельно, а жили среди местных – быстрая романизация. К 8 веку королевство практически распалось и было завоевано арабами.

Гос-во вандалов. 406 – вторглись в Галлию, 429 – овладели римским флотом. 439 – в римской провинции Африка создали королевство со столицей в г. Карфаген, король Гейзерих. 455 – захватили Рим с моря – грабили, жгли и т.д. – вандализм. 534 – королевство разгромлено византийским войском.

Гос-во бургундов. Нач 5 в., столица Вормс – разгромлено гуннами. 457 г. – второе бургундское королевство, столица в г. Лион, селились отдельно от местного населения, хотя и делили с ним пахотные земли. Были федератами Рим.имп. 534 – королевство разгромлено франками.

Гос-во гуннов (гуннский племенной союз). К кон. 4 в.включал много покоренных племен. 5 в. – король Атилла. Паннония – центр владений. 451- Атилла вторгся в Галлию, осадил Орлеан. Римская армия отодвинула гуннов. 15 июня 451 – битва на Каталаунских полях – самая кровопролитная битва (убито 150 000 с каждой сторны). Во время битвы погиб король вестготов, сын короля не согласился помогать римлянам – римляне не продолжили атаку. Победа на К.полях была последним успехом Западной Римской империи. Атилла планировал напасть на Рим в 453 г., но умер.

50-70 гг.5 в. – на рим.престоле сменилось 9 императоров. 476 г. – предводитель германцев-скиров Одоакр сверг Ромула Августула, не стал никого провозглашать императором - принято считать концом Западной Римской империи.

После падения Западной Римской империи ее провинциальные владения были скоро захвачены варварскими государствами. Вест­готы утвердились на большей части Испании, и поделили с бургундами Прованс, вандалы прибрали к рукам мавританские порты. К концу V в. на обломках Западной Римской империи сложи­лось несколько варварских государств: Вандальское, Вестготское, Свевское, Бургундское, Франкское (с 486 г.) и государство Одоакра в Италии.

Гос-во остготов. 488 – вождь остготов Теодорих зарезал Одоакра. 493 – Остготское королевство в Италии, столица Равенна. 555 – пало под натиском византийцев.

ИТОГ: появление варварских королевств – условия для развития новых общественных отношений и перехода к феодализму.


  1. ^ Германия накануне Реформации.

В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников. Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии, и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера,

Поводом для решительного разрыва Лютера с католической церковью стала известная практика продажи индульгенций. Первоначально можно было получить освобождение только от наказаний, налагаемых папой на земле, однако за полвека до Лютера папская власть была распространена также и на наказания, налагаемые Богом в чистилище. Некоторые папы стали не только освобождать от наказаний, но и прощать грехи. Получившие такое освобождение расплачивались за это материальными пожертвованиями по установленному тарифу (в зависимости от платежеспособности субъекта).

18 октября 1517 года папа Лев Х выпускает буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций, дарованных Альбрехту, архиепископу Майнцскому, Магдебургскому 18 октября 1517 г. Вырученные средства должны были пойти на строительство собора св. Петра. В действительности же половина денег отходила самому Альбрехту: он расплачивался ими за займы, благодаря которым смог купить себе у Рима второе архиепископство.

В ответ на появление буллы 31 октября 1517 Лютер вывесил у дверей дворцовой церкви в Виттенберге тезисы на латинском языке, приглашая богословов к их обсуждению. Они включали 95 пунктов. Лютер резко выступил против идеи о какой-либо связи между взыманием денежной платы и отпущением грехов или освобождением от наказаний.

В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Также Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию.


^ Билет 6

  1. Характер, движущие силы и этапы Реконкисты.

Реконкиста (718-1492) – «обратное завоевание» - борьба христианского населения Пиренейского п-ова против арабов (мавров), которые вторглись в 711 г.

Начало – победа христиан при Ковадонге в 718 г. Решающую роль сыграли королевства Каситлья, Арагон и Португалия. Причины успеха христиан: более совершенная военная организация, отсутствие единства Кордовского халифата, который к 11 в.распался на более 20 эмиратов, местное население было на стороне христиан (мосарабы – арабы-христиане, ренегадос – испанцы, кот.приняли арабский язык и веру – они все сражались на стороне христиан); постоянный поток добровольцев из Европы.

Реконкиста имела характер военно-колонизационного движения, в кот.участвовали все слои населения. Основа войска – крестьяне (получали на отвоеванных землях привилегии и земли, фиксированные в грамотах фуэрос). На новых землях созд.духовно-рыцарские ордена (Сант-Яго, Алькантара и др.)

Реконкиста в будущем определила особенности менталитета испанцев: религиозность, крайняя нетерпимость к другим религиям.

С кон. XI до середины XIII в. - ПИК Реконкисты. В 1085 г. - заняли Толедо — центр оружейного производства.

Арабы пригласили войска альморавидов, альмохадов.

В начале XII в. овладели Сарагосой. В 1147 г. был взят Лиссабон. В руках христиан к концу XII в. находилась большая часть территории п-ова.

При дефиците людских ресурсов приобретение земель, кото­рые некем было заселить, не создавало стимулов к новым захва­там. Поэтому с XI в. частым явлением становится не завоевание а превращение в данников, ежегодно выплачивавших Кастилии и Арагону огромные суммы.

Реконкиста в XI—XIII вв. осу­ществлялась не постепенно и плавно, а как бы скачками.

1212 – битва при Лас-Навас де Толоса – победа христиан, арабы деморализованы. В руках мавров на Пиренейском полуострове осталась лишь Гранада с прилегающей к ней территорией.

1492 – взятие Гранады – ЗАВЕРШЕНИЕ Реконкисты.

Главный итог: изгнание арабов с Приенейского п-ова, испанцы восстановили свою национальную и политическую свободу.


  1. ^ Учение Мартина Лютера и начало Реформации в Германии.

ЛЮТЕР, МАРТИН  (1483–1546), немецкий религиозный деятель, зачинатель движения Реформации.

Родился 10 ноября 1483 в Тюрингии. Его отец, выходец из крестьян, был рудокопом. Мартина воспитывали в строгости, образование он получил в церковных школах, где царили суровые нравы. Лютер поступил в Эрфуртский университет и в 1505 г. окончил его со степенью магистра искусств. Затем он обратился к изучению права, однако, по-видимому, карьера юриста отвечала скорее желаниям его отца, чем его собственным.

В 1505 г. Лютер вступил Августинский монашеский орден. Лютер принял монашеский обет в 1506 году, а в 1507 году был посвящён в священники.

В следующем году он был переведен в Виттенбергский университет, где преподавал логику и физику. В 1512 Виттенбергский университет присвоил ему степень доктора теологии; он быстро выдвинулся на преподавательском поприще и регулярно проповедовал в приходской церкви.

Лютер пришел к убеждению, что спасение человека зависит исключительно от Божьей благодати, которая стала доступной только благодаря жертвенной смерти Христа. Для спасения человеку необходимо только уверовать и принимать все то, что сделал ради него Бог, хотя его собственная греховность никогда не может быть вполне преодолена. Это убеждение и легло в основание богословской системы Лютера, центром которой стало учение об оправдании верой.

В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина и посмертные поборы, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников. Всё это, а также огромные суммы денег, которые Ватикан вывозил из Германии], и моральное разложение духовенства, послужило поводом к выступлению Мартина Лютера, который 31 октября1517 года прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов». В них доктор богословия выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. В проповедуемом им учении он провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Он объявил ложными претензии папской церкви на то, что она может давать людям посредством таинств «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Основное положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Также Лютер опроверг авторитет Священного Предания, то есть постановлений церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истиныСвященному Писанию.

Папство первоначально не выказало особой озабоченности его выступлением. Столкновения между различными монашескими орденами были не редкостью, так что и в этот раз произошедшее показалось папе «монашеской сварой». Однако Лютер, заручившись поддержкой Фридрихакурфюрста Саксонского, не уступал присылаемым папским эмиссарам, в то же время обязуясь не распространять свои идеи при условии, что молчание будут хранить и его противники. Однако события на Лейпцигском диспутезаставили его прервать молчание. Выразив поддержку Яну Гусу и недоверие церковному собору, осудившему его, Лютер обрёк себя на проклятие и разрыв отношений с церковью. Следующим шагом было то, на что до этого практически никто не решался: 10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, где осуждались его взгляды. Здесь в дело вмешалась светская власть. Вновь избранный император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютеру дали два дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня Лютер, стоя перед императором, окружённым верховными светскими и духовными правителями Германии, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Пути назад больше не было. Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской империи.

После Вормсского эдикта начались первые репрессии против сторонников Лютера.

Фридрих Мудрый решил не оставлять своего профессора без защиты. Для этого Лютер по пути из Вормса был похищен группой людей курфюрста, причём сам Фридрих не знал, где находится Лютер, дабы не лгать, если император Карл V его спросит об этом. Лютер был помещён в отдалённый замок Вартбург, где о его нахождении знал только секретарь курфюрста Георг Спалатин. В Вартбурге Лютер занялся переводом сперва Нового Завета, а затем и всей Библии на немецкий язык.

Вместе с этим в Германии выступление Лютера на Вормсском рейхстаге всколыхнуло широкие народные массы, которые исходя из своих сословных интересов по-разному трактовали учение Лютера.

В отсутствие Мартина в Виттенберге развернулось бюргерское движение, во главе которого стали Андреас Карлштадт и Габриэль Цвиллинг. Участники этого движения требовали немедленных радикальных преобразований, в частности осуждали католические мессы, одобряли ликвидацию монашеских обетов и выход монахов из монастырей.

В 1523 году часть рыцарей во главе с Ульрихом фон Гуттеном и Францем фон Зиккингеном, недовольных своим положением в империи, подняловосстание, провозгласив себя продолжателями дела Реформации. Задачи поднятого Реформацией движения Гуттен видел в том, чтобы подготовить весь немецкий народ к такой войне, которая приведёт к возвышению рыцарства и превращению его в господствующую политическую силу в освобождённой от римского засилья империи. Очень быстро рыцарское восстание было подавлено, но оно показало, что стремления Лютера осуществить Реформацию мирным путём уже не осуществлятся. Доказательством этого стала разгоревшаяся вскоре Крестьянская война во главе с Томасом Мюнцером.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (663.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru