Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Конспект урока по русскому языку во вспомогательной школе - файл 1.docx


Конспект урока по русскому языку во вспомогательной школе
скачать (31.2 kb.)

Доступные файлы (1):

1.docx32kb.17.11.2011 11:25скачать

содержание

1.docx

Реклама MarketGid:


Разработала: студентка 4 курса, 2 группы

Фомина (Вареник) Оксана Вячеславовна




Тема: наречие как часть речи;


Цель: познакомить учащихся с частью речи – наречием, учить находить наречия в тексте, опираясь на основные признаки наречия;


Задачи:

Образовательные:

– познакомить учащихся с частью речи – наречием, основными признаками наречия: что обозначает, на какие вопросы отвечает;

– повторить и закрепить знания учащихся об имени существительном, прилагательном, числительном, глаголе, их основных признаках;

– продолжать формировать навык орфографического письма при работе в тетрадях;

Коррекционно-развивающие:

– развивать связную монологическую речь при описании наречий по схеме-образцу;

– развивать операции логического мышления – анализ и синтез при организации самопроверки и взаимопроверки работ учащихся;

– развивать произвольное зрительное внимание при организации работы по переписыванию предложений;

Воспитательные:

– продолжать воспитывать навык аккуратного письма;

– воспитывать интерес к родному языку через занимательный, наглядный материал;


Оборудование: учебник для 10 класса; большие и маленькие снежинки для рефлексии; схема образования повелительного наклонения глаголов; таблица к упражнению №357; таблица «Части речи»; таблица «Наречие обозначает…»; схема «Наречие – это…»;



Ход урока.


I. Организационный момент.

– Ребята, здравствуйте, все ли у вас готово к уроку?

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

– Ребята, как ваше настроение сейчас? Обозначьте свое настроение снежинками.

Большая снежинка – у вас хорошее настроение, вы всем довольны.

Маленькая снежинка – у вас плохое настроение, вы чем-то огорчены.

– Покажите все свои снежинки, поднимите вверх ваше настроение. Прикрепите свои снежинки к доске, потом мы посмотрим, как изменится ваше настроение в конце урока.


II. Речевая разминка (для формирования навыка правильной речи) – повторение раннее изученного материала.

От представленных на доске глаголов образовать форму повелительного наклонения. Лексический материал: бежать, ехать, класть, беречь, охранять, верить, уберите, помогите, купить, дружить, любить.

– Ребята, прежде чем образовать форму повелительного наклонения глаголов, давайте с вами вспомним правило, опираясь на схему:




Схема: образование повелительного наклонения глаголов.


Глагол

единственное число множественное число

-и, -й, -ь -те



Форма работы: вопрос к классу, отвечает ребенок, который поднял руку, правильный вариант проговаривается учителем, записывается детьми в тетради.


III. Минутка чистописания.

Орфографическое письмо материала упражнения 357, на стр. 186 с подчеркиванием «опасных» мест.


IV. Анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков понятий.

– Ребята, внимательно прочитайте задание к упражнению 357 на странице 186 (Прочитайте текст. Спишите его. Подчеркните выделенные слова и глаголы, к которым они относятся. Поставьте вопросы к выделенным словам.)

– Прочитайте подчеркнутые слова, Миша (утром, осторожно, бесшумно, кругом, потом, ловко, вверху, громко, издали). Подчеркните их у себя в тетради.

– Молодцы. Какое слово подчеркнуто первым – утром. Находим глагол, к которому это слово будет относиться – поставила. Ставим вопрос от глагола к слову утром. Какой вопрос можно поставить? (когда)

– Хорошо, теперь запишем то, что мы сказали в таблицу. В столбик выделенное слово, пишем слово, которое мы сейчас разбираем, в 

столбик глагол – записываем глагол, от которого ставим вопрос, в последний столбик записываем вопрос, который мы ставим от глагола к слову.

Выделенное слово

(наречие)

Вопрос

Глагол

утром

когда?

поставила


– Какое слово подчеркнуто вторым? (осторожно) Найдите глагол, к которому это слово относится (открыла). Какой вопрос можно поставить к слову осторожно от глагола открыла? (как?) Запишите в таблицу.

– Найдите глагол, от которого можно поставить вопрос к слову бесшумно, прочитайте (вылез), поставьте вопрос, запишите.

Аналогично работа проводится по постановке вопросов ко всем выделенным и подчеркнутым словам в тетради. У детей вырисовывается таблица:


Таблица к упр. № 357.

выделенное слово

(наречие)

вопрос

глагол

утром

когда?

поставила

осторожно

как?

открыла

бесшумно

как?

вылез

кругом

где?

огляделся

потом

когда?

зашагал

вверху

где?

захлопал

громко

как?

закричал

издали

откуда?

стали наблюдать

ловко

как?

забрался


– Ребята прочитайте все выписанные слова из первого столбика. Прочитайте поставленные к этим словам вопросы. Ребята, можем ли мы с 

вами определить к какой части речи относятся эти слова? Давайте попробуем это сделать.

Создание проблемной ситуации, вывешивается таблица, по которой дети пытаются определить выписанные слова к какой-либо части речи.


Таблица «Части речи»

Часть речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Наречие

На какой вопрос отвечает?

Что?

Кто?

Какой?

Какая?

Какое?

Какие?

Что делает?

Что сделал?

Что будет делать?

Сколько?

Какой по счету?

Который по счету?

Заполняется

после знакомства с темой

Что обозначает?

Называет предметы, явления природы, события

Признак предмета

Действие предмета

Количество предметов и порядок их при счете

Пример

Сосед,

трактор,

лес

высокий,

длинный,

красивый

рисовал, читал, будет петь

пятый, четверо, шестьдесят





– Ребята, подходят ли наши выделенные слова к какому-нибудь столбику? (нет) А вам интересно знать, к какой части речи относятся эти слова? (да) Тогда давайте разбираться.


V. Обобщение признаков, установление связей между признаками, введение терминов.

– Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи – наречием, узнаем на какие вопросы она отвечает, что обозначает.



– Откройте ваши учебники на странице 186 на правиле. Внимательно следите и постарайтесь запомнить вопросы, на которые отвечает наречие.

Правило: наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета, признак другого признака и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? каким образом?

– На какие вопросы наречие отвечает?

– Прочитайте наречия, которые отвечают на вопрос как? из нашей таблицы? На какие еще вопросы отвечают наши наречия? (где? когда? откуда?) Прочитайте эти наречия из таблицы (заполнение таблицы «Части речи»).

– Что может обозначать наречие? (признак действия, признак предмета и признак другого признака) (записывается в столбик)


Таблица «Наречие обозначает…»

Что обозначает

С чем связано

Пример

признак действия

глагол

трудились добросовестно

признак предмета

существительное

прогулка пешком

признак другого признака

прилагательное, другое наречие

очень высокое дерево


^ Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу: Мы трудились (как?) добросовестно.

Наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к имени существительному: прогулка (какая?) пешком; чтение (какое?) вслух

Наречие обозначает признак другого признака если присоединяется к имени прилагательному или другому наречию: (какое) очень высокое дерево; (заполнение таблицы по вопросам учителя)



Наречие – это неизменяемая часть речи, т.е. оно не склоняется и не спрягается.


VI. Осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

^ Чтение правила по цепочке, шепотом, в половину силы, про себя. Рассказать правило, опираясь на схему «Наречие – это…»:


Какая часть речи? Наречие


Что обозначает? Признак действия,

признак предмета,

признак другого признака


На какие вопросы отвечает? Где? Куда? Откуда? Как?


Изменяется

(склоняется, спрягается?) Нет


^ При первоначальном рассказе даются опорные слова в другом столбике, которые затем убираются, при дальнейшем рассказе опора только на схему.


VII. Физминутка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже



Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!


VIII. Конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале.

– Ребята, вы молодцы, разобрались с новым материалом. Теперь откройте ваши учебники на странице 187, упражнение 358. Прочитайте задание, Аня вслух, остальные про себя (прочитайте, поставьте от глаголов вопросы где? куда? откуда?)

Выполнение упражнения по цепочке, запись предложений (3 первые предложения), подчеркивание наречий.

Схема анализа предложения:

^ Прочитайте предложение.

Найдите глагол.

Поставьте вопросы где? куда? откуда? к нужным словам (найдите наречия).

Перепишите предложение.

^ Подчеркните наречие.

Подпишите вопрос.

Форма выполнения задания: последовательный разбор каждого предложения с постановкой вопросов, определения наречия, уточнение его значения с опорой на таблицу (признак действия, признак предмета, признак другого признака).

– Молодцы, вы правильно выполнили все упражнение. Над какой частью речи мы сегодня работаем? (наречием) Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?




IX. Гимнастика для глаз.

– Давайте немножко передохнем, пусть пальчики отдохнут, и глазки отдохнут. Слушайте внимательно инструкцию и выполняйте задания.

1) Быстро поморгать глазами, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

2) Крепко зажмурить глаза, посчитать до 5, открыть. Повторить 4-5 раз.

3) Не поворачивая головы посмотреть вправо, влево, вниз, вправо, а теперь под счет 1-2-3-4. (4-5 раз)

4) Взять ручку, медленно придвигая и отодвигая ее от себя, следить за ручкой. (3-4 раза)

5) В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

6) Нарисовать восьмерку глазами в воздухе (4–5 раз)

7) Закрыть глаза, положить на внешние уголки глаз пальцы, помассировать (6-8 раз) под слова:

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Шея не напряжена…

И расслаблена…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко

– Вот теперь отдохнули и мы, и наши глазки отдохнули, и можно дальше продолжать занятие.


X. Применение знаний на практике.

Упражнение 359, стр. 187.

Задача детей: переписать предложения с наречиями, поставить вопрос по образцу: глагол (вопрос) наречие.

Форма выполнения задания: устный разбор каждого предложения по отдельности одним из детей, запись предложения всеми детьми, самоконтроль, контроль со стороны учителя.

Упражнение 360, стр. 187.

Задача детей: составить предложения, выбирая из слов в скобках нужные наречия, запись предложения, подчеркивание наречий.

Форма выполнения задания: устный разбор первых четырех предложений, отмечание правильного варианта ответа, самостоятельная работа детей по переписыванию предложений, подчеркиванию наречий, самоконтроль и контроль правильности выполнения задания со стороны ребенка и учителя.

– Так, с какой частью речи мы сегодня познакомились? Что наречие обозначает? На какие вопросы отвечает?


XII. Домашнее задание

– Откройте ваши дневники, запишите домашнее задание: упр. 360 предложения 5–8, (предварительный устный разбор предложений).


XI. Итог занятия.

– Ребята, с какой новой частью речи мы сегодня познакомились? (наречием) Что обозначает наречие? (признак действия, признак предмета, признак другого признака) На какие вопросы может отвечать наречие? (где? куда? откуда? как? каким образом? когда?) Приведите примеры наречий: горячо, быстро и т.д.



– Понравился вам сегодняшний урок? Обозначьте свое настроение соответствующей снежинкой (большая снежинка – хорошее настроение, маленькая снежинка – плохое настроение). Покажите свое настроение. Я очень рада, что у вас осталось хорошее настроение. Мне очень понравилось сегодня с вами работать, вы были внимательными, послушными, старательными. Спасибо за работу!
Реклама:





Скачать файл (31.2 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru