Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Автоматизированные информационные технологии в экономике - файл 1.doc


Лекции - Автоматизированные информационные технологии в экономике
скачать (637.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc638kb.15.11.2011 22:50скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5
Реклама MarketGid:
Загрузка...
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ



Введение

1. Информация. Информационные ресурсы. Рынок информации

1.1. Информационные ресурсы

1.2. Рынок информационных продуктов и услуг

1.3. Правовое регулирование на информационном рынке

1.4. Качество информации

1.5. Классификация информации

1.6. Защита информации

2. Информационные системы

2.1. Понятие информационной системы

2.2. Процессы в информационных системах

2.3. Роль структуры управления в информационной системе

2.4. Понятия информационной технологии

2.5. Структура обеспечивающей подсистемы ИС

    1. Классификация ИС по функциональному признаку и уровням управления

  1. ИС предприятия и внешние связи информационных систем

4. Информационная технология обработки данных

5. Информационная технология управления

6. Автоматизация офиса









Введение

Возрастание V информации стало заметно в середине XXв. В потоке информации ориентироваться стало трудно.

  • Ограниченные возможности человека по восприятию и переработке информации не справляются с потоками хранящейся информации. Общая Σ знаний менялась вначале медленно, но уже с 1900 г. она х2 каждые 50 лет,

к 1950 г. х2 каждые 10 лет,

к 1970 г. – х2 каждые 5 лет,

с 1990 г. - ежегодно;

  • появилось большое количество избыточной информации, которая затруднила восприятие полезной для потребителя информации.

^ Универсальным техническим средством обработки информации является компьютер. Его внедрение в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией.

^ Информатизация общества - организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей граждан, других организаций на основе формирования и использования информационных ресурсов.

^ При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление.

^ При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не только на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Компьютеры являются базовой технической составляющей процесса информатизации общества.

В информационной сфере США занято более 60% трудоспособного населения, в СНГ - около 40%.

Влияние информатизации на уровень занятости населения и производительность труда (доклад Бюро трудовой статистики США, 1992г.):

  • в угледобывающей промышленности ежегодно добыча угля ↑ на 3%, а занятость ↓ на 1,8%;

  • в станкостроительной отрасли за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, внедрения вместо них роботов и манипуляторов занятость за год ↓ в два раза;

  • в фармацевтической промышленности занятость ↑ на 1/4 за счет привлечения компьютерных специалистов, программистов, системных аналитиков.

США первая начала информатизацию. Далее произошла потеря рынка сбыта этой страной в компьютерной, телекоммуникационной и микроэлектронной областях за счет вытеснения США другими развитыми странами (Японией, Германией и др.).

Среднегодовая доля экспорта из США в Японию в торговле телекоммуникациями в 9 раз больше импорта из Японии в США (4:38%). Американская промышленность ежегодно теряет 3% рынка электроники, что составляет 1 трлн. дол.

Тенденция к уменьшению доли востребованных потребителями американских товаров на внутреннем рынке привела к многочисленным проблемам в экономике США. Меры по интенсификации информатизации:

  • увеличение инвестирования в новые исследовательские разработки;

  • улучшение качества образования;

  • развитие международного сотрудничества на стадии разработки продукта;

  • повышение качества рабочей силы и ряд других мероприятий.

Этот опыт важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны, так как, производя информационные технологии, можно иметь все преимущества и условия для развития других высоких технологий и экономики.

В настоящее время Япония находится на второй стадии информатизации. Цель японского проекта - связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно. Для этого все виды информации от телефонных посланий и телепрограмм до собственно компьютерной продукции должны передаваться по одному общему кабелю. В перспективе каждый абонент кабельной сети сможет получить несколько услуг одно временно. Большое внимание в проекте также уделяется созданию терминалов для неопытных пользователей с интеллектуальным интерфейсом, где ввод информации осуществляется голосом. Предполагается, что полное осуществление проекта информатизации займет 20 лет и потребует около 100 млрд. дол. капиталовложений.

^ Особенностью в жизни в современном обществе является развитие СМИ (газеты, журналы, телевидение, радио). Использование компьютерных и телекоммуникационных технологий СМИ вышли на качественно другой уровень, они оказывают чрезвычайно сильное влияние на психологию громадной массы людей во всем мире.

Особенно сильно и отчетливо это обнаруживается в наиболее развитых странах Западной Европы, США, Японии, Великобритании. С помощью средств массовой информации возможно манипулирование общественным мнением, создание необходимых психологических предпосылок для формирования политических решений в различных сферах деятельности.

Развитию средств массовой информации во многом способствует процесс информатизации общества. Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное (технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи).

В свою очередь, и СМИ могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества. 

1. Информация. Информационные ресурсы. Рынок информации


1.1. Информационные ресурсы


В период перехода к информационному обществу необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших V информации, овладению современными средствами и методами работы. Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо учиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания

^ Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерной информационную технологию, современные технические средствами методы.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие "информационные ресурсы". Толкованию и обсуждению понятия посвящено много публикаций, в которых отразились разные мнения и определения, и разные школы, рассматривающие эти понятия. С принятием ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" большая часть неопределенности была снята.

^ Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Документы и массивы информации представлены знания, которыми обладали люди, создавшие их. Таким образом, информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителю.


Информационные продукты и услуги

^ Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области для которой он создан. Информационный продукт, является результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

^ Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. ИП продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга - результат непроизводственной деятельности предприятия (лица), направленный на удовлетворение потребностей организации (чел) в использовании различных продуктов.

^ Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.

В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютера, хотя на самом деле это понятие намного шире. При предоставлении услуги заключается соглашение (договор) между двумя сторонами - предоставляющей и использующей услугу. Перечень услуг определяется объемом, качеством, предметной ориентации по сфере использования информационных ресурсов и создаваемых на их основе информационных продуктов.

В библиотеке сосредоточена значительной части информационных ресурсов страны. БД являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. БД существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах… В них содержатся всевозможные сведения о событиях, публикация ... С появлением ПК существенно ↑ V хранимых БД и соответственно расширяется круг информационных услуг.


^ 1.2. Рынок информационных продуктов и услуг

Назначение рынка. Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должны знать: где находятся информационных ресурсов, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг.

^ Рынок информационных продуктов и услуг (информационный рынок) - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть: центры, где хранятся и создаются базы данных, специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например, консалтинговые фирмы, банки, биржи; коммерческие фирмы и информационные брокеры.

Потребители ИП и услуг - юридические и физ. лица, решающие задачи.

^ Об участниках и состояний информационного рынка России можно узнать:

  • из справочников "Вся компьютерная Москва", "Кто есть кто на компьютерном рынке", "Кто есть кто на компьютерном рынке России", "Информационные технологии Петербурга";

  • из 1-го тома "Российская энциклопедия информации и телекоммуникации";

  • из журнала "Информационные ресурсы России";

  • из сети Internet.

История развития рынка информационных услуг

С середины 50-х гг. началось формирование рынка информационных услуг.

До середины 80г. лидирующее место на рынке ИУ занимала США. Причем государственная политика была сориентирована на повышение роли рынка и сокращение роли государства.

С середины 80-х гг. Япония и страны Западной Европы догнали США во многом благодаря смешанному характеру экономики всей индустрии информации с преобладанием государственного сектора.

Структура рынка информационных продуктов и услуг. Важнейшими компонентами рынка ИУ являются:

^ 1. Техническая и технологическая составляющая. Это компьютерные и ТС, средства коммуникации. В настоящее время в России получают распространение современные технические достижения: сеть Internet, технология WWW ведения гипертекстовой среды; электронная почта в компьютерной сети.

^ 2. Нормативно-правовая составляющая. Это юридические документы: законы, указы, постановления, которые обеспечивают цивилизованные отношения на информационном рынке. ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации". ФЗ "Об авторском праве и смежных правах". ФЗ"О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных".

^ 3. Информационная составляющая. Это справочно-навигационные средства и структуры, помогающие находить нужную информацию. В "Российской энциклопедии информации и телекоммуникации" обобщены сведения об информационной структуре рынка, включая производителей и распространителей.

^ 4. Организационная составляющая. Это элементы государственного регулирования взаимодействия производителей и распространителей информационных продуктов и услуг.

^ Инфраструктура информационного рынка - совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, прелагающих однородные информационные продукты и услуги.

Выделим пять секторов рынка информационных услуг и продуктов.

1-й сектор - деловая информация, структура сектора приведена в табл.1.1.

Таблица 1.1.

Сектор деловой информации

Источник сведений

Требования

Вид информации

1.1. Биржевая и финансовая информация

специальные службы биржевой и финансовой информации, брокерские компании, банки

полнота,

точность,

оперативность

котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки, рынок товаров и капиталов, цены

1.2. Экономическая

и статистическая информация

государственные службы, компании, консалтинговые фирмы

доступность,

полнота,

точность,

оперативность

числовая экономическая, демографическая и социальная информация, прогнозные модели и оценки

1.3. Коммерческая информация

специальные информационные службы

полнота,

точность

информация по фирмам, направлениям работы и их продукции, ценам; о финансовом состоянии,

1.4. Новости: политические, экономические, военные

СМИ

оперативность

прогнозная достоверность


-

^ 2-й сектор – юридическая информация. Это общехозяйственные акты (гражданское, арбитражное, налоговое право и др.), акты, регламентирующие различные виды деятельности (лицензирование, защита авторских прав и т.д.), нормативные документы по стандартизации и др.

^ 3-й сектор - информация для специалистов, содержит следующие части:

  • профессиональная информация- специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, преподавателей, инженеров, геологов, метеорологов и т.д.;

  • научно-техническая информация - документальная, библиографическая, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;

  • доступ к первоисточникам - организация доступа к источникам информации через библиотеки и специальные службы, возможности приобретения первоисточников, их получения по межбиблиотечному абоненту в различных формах.

^ 4-й сектор - потребительская информация, состоит из следующих частей:

  • новости и литература - информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энциклопедии;

  • потребительская информация- расписание транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и т.п.;

  • развлекательная информация - игры, телетекст, видеотекст.

^ 5-й сектор - обеспечивающие информационные системы и средства, состоит из следующих частей: программные продукты, ПО, ТС

Функции информационного бизнеса:

  • управление финансами и ведение учета;

  • управление кадрами;

  • материально-техническое снабжение;

  • организация производства;

  • маркетинговые исследования;

  • лизинговые операции;

  • консультационное обслуживание;

  • страхование имущества и информации;

  • организация службы информационной безопасности;

  • сервисное обслуживание.


^ 1.3. Правовое регулирование на информационном рынке

Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:

  • "Об информации, информатизации и защите информации";

  • "Об авторском праве и смежных правах";

  • "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных";

  • "О правовой охране топологий интегральных схем".

Закон "Об информации, информатизации и защите информации" является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развития информационного общества. С его помощью удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением "персональной" информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

  • Общие положения.

  • Информационные ресурсы.

  • Пользование информационными ресурсами.

  • Информация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.

  • Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

В законе определены цели и основные направления государственной политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление деятельности государства. Указано, что государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации. Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, предотвращает бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяется комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

  • как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

  • как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.

Закон закладывает юридические основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы -формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения .

Ввод действия закона, обеспечивает выполнение его положений гарантируют, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построение демократического общества в России.

^ Информация и данные

Информация - сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому можно утверждать, что информацией являются используемые данные.

Например, напишите на листе десять номеров телефонов в виде последовательности десяти чисел и покажите их вашему другу. Он воспринимает эти цифры как данные, так как они не представляю тому никаких сведений. Затем против каждого номера укажите название фирмы и род деятельности. Для вашего друга непонятные цифры обретут определенность и превратятся из данных в информацию, которую он в дальнейшем мог бы использовать.

^ Одной из важнейших разновидностей информации является информация экономическая. Ее отличительная черта - связь с процессами управления коллективами людей, организацией. Экономическая информация сопровождает производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Значительная часть ее связана с общественным производством и может быть названа производственной информацией.

^ Управленческая информация – информация, обслуживающая процессы производства, распределения, обмена, потребления, решения организационно-экономических задач.

^ Экономическая информация – часть управленческой информации, являющаяся совокупностью сведений экономического характера, которую можно фиксировать, передавать, хранить, обрабатывать и использовать в процессе планирования, учета, контроля и анализа.

Свойства экономической информации: большой объем, многократная повторяемость, многообразие источников, построение на логических операциях.

При работе с информацией всегда имеется ее источник и потребитель (получатель). Пути и процессы, обеспечивающие передачу сообщений от источника информации к ее потребителю, называется информационными коммуникациями.

Для потребителя информации очень важной характеристикой является ее адекватность.

^ Адекватность информации - это определенный уровень соответствия создаваемого с помощью полученной информации образа реальному объекту, процессу, явлению и т.п.

В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда вы сможете рассчитывать на полную адекватность информации. Всегда присутствует некоторая степень неопределенности. От степени адекватности информации реальному состоянию объекта или процесса зависит правильность принятия решений человеком.

Например, вы успешно закончили школу и хотите продолжить образование по экономическому направлению. Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных вузах. В результате таких бесед вы получаете весьма разноречивые сведения, которые не позволяют вам принять решение в пользу того или иного варианта, т.е. полученная информация неадекватна реальному состоянию дел. Для того чтобы получить более достоверные сведения, вы покупаете справочник для поступающих в вузы, из которого получаете исчерпывающую информацию. В этом случае можно говорить, что информация, полученная вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться в окончательном выборе.


^ 1.4. Качество информации

Возможность и эффективность использования информации обусловливаются такими основными ее потребительскими показателями качества, как репрезентативность, достаточность, доступность, актуальность, своевременность, точность, достоверность, устойчивость.

Репрезентативность информации связана с правильностью ее отбора и формирования в целях адекватного отражения свойств объекта.

^ Достаточность (полнота) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения состав (набор показателей). Понятие полноты информации связано с ее смысловым содержанием (семантикой) и прагматикой. Как неполная, т.е. недостаточная для принятия правильного решения, так и избыточная информация снижает эффективность принимаемых пользователем решений.

Доступность информации восприятию пользователя обеспечивается выполнением соответствующих процедур ее получения и преобразования. Например, в информационной системе информация преобразовывается к доступной и удобной для восприятия пользователя форме. Это достигается, в частности, и путем согласования ее семантической формы с тезаурусом пользователя.

Актуальность информации определяется степенью сохранения ценности информации для управления в момент ее использования и зависит от динамики изменения ее характеристик и от интервала времени, прошедшего с момента возникновения данной информации.

Своевременность информации означает ее поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного с временем решения поставленной задачи.

Точность информации определяется степенью близости получаемой информации к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Достоверность информации определяется ее свойством отражать реально существующие объекты с необходимой точностью. Измеряется достоверность информации доверительной вероятностью необходимой точности, т.е. вероятностью того, что отображаемое информацией значение параметра отличается от истинного значения этого параметра в пределах необходимой точности.

Устойчивость информации отражает ее способность реагировать на изменения исходных данных без нарушения необходимой точности. Устойчивость информации, как и репрезентативность, обусловлена выбранной методикой ее отбора и формирования.


^ 1.5. Классификация информации

Любая классификация всегда относительна. Один и тот же объект может быть классифицирован по разным признакам или критериям. Часто встречаются ситуации, когда в зависимости от условий внешней среды объект может быть отнесен к разным классификационным группировкам. Эти рассуждения особенно актуальны при классификации видов информации без учета ее предметной ориентации, так как она часто может быть использована в разных условиях, разными потребителями, для разных целей.

Классификация информации по структурному составу (рис.1.1).


Информация




Реквизиты Показатели Документы




Реквизиты-признаки Реквизиты-основания


Рис.1.1 Структурный состав информации


Неделимой элементарной частицей информации является реквизит, из реквизитов образуются показатели, образующие документы.

Реквизиты-признаки - это качественные свойства объекта, такие как наименование, время, место.

Реквизиты основания – количественные свойства объекта, выраженные в рублях, процентах и т.д.

По значению информацию классифицируют на прагматическую, семантическую и синтактическую.

Прагматическое значение информации – это значение с точки зрения ее практической полезности, ценности потребителю при принятии им управленческих решений.

Семантическое - это значение информации с точки зрения ее учебной полезности, раскрывающей содержание информации и показывающее соотношение между смысловыми значениями элементов.

Синтактическое - это значение информации с точки зрения ее научной полезности, раскрывающее отношение между единицами информации и исследующее закономерности образования показателей из реквизитов и документов на основе показателей.




На рис. 1.2. приведена одна из схем классификации циркулирующей в организации (фирме) информации. В основу классификации положено пять наиболее общих признаков: место возникновения, стадия обработки, способ отображения, стабильность, функция управления.

Рис.1.2. Классификация, циркулирующая в организации


^ Место возникновения. По этому признаку информацию можно разделить на входную, выходную, внутреннюю, внешнюю.

Входная информация- это информация, поступающая в фирму(подразделен).

Выходная информация-это информация, поступающая из фирмы в другую фирму (подразд).

Одна и та же информация может являться входной для одной фирмы, а для другой, ее вырабатывающей, выходной. По отношению к объекту управления (фирма или ее подразделение: цех, отдел, лаборатория) информация может быть определена как внутренняя, так и внешняя.

Внутренняя информация возникает внутри объекта, внешняя информация - за пределами объекта.

Например, содержание указа правительства об изменении уровня взимаемых налогов для фирмы является, с одной стороны, внешней информацией, с другой стороны - входной. Сведения фирмы в налоговую инспекцию о размере отчислений в госбюджет являются, с одной стороны, выходной информацией, с другой стороны - внешней по отношению к налоговой инспекции.

^ Стадия обработки. По стадии обработки информация может быть первичной, вторичной, промежуточной, результатной.

Первичная информация - это информация, которая возникает непосредственно в процессе деятельности объекта и регистрируются на начальной стадии.

Вторичная информация - это информация, которая получается в результате обработки первичной информации и может быть промежуточной и результативной.

Промежуточная информация используется в качестве исходных данных для последующих расчетов.

Результатная информация получается в процессе обработки первичной и промежуточной информации и используется для выработки управленческих решений.

Например, в художественном цехе, где производится роспись чашек, в конце каждой смены регистрируется общее количество произведенной продукции и количество расписанных чашек каждым работником. Это первичная информация. В конце каждого месяца мастер подводит итоги первичной информации. Это будет, с одной стороны, вторичная промежуточная информация, а с другой стороны- результатная. Итоговые данные поступают в бухгалтерию, где производится расчет заработной платы каждого работника в зависимости от его выработки. Полученные расчетные данные - результатная информация.

^ Способ отображения. По способу отображения информация подразделяется на текстовую и графическую.

Текстовая информация - это совокупность алфавитных, цифровых и специальных символов, с помощью которых представляется информация на физическом носителе (бумага, изображение на экране дисплея).

Графическая информация - это различного рода графики, диаграммы, схемы и т.д.

Стабильность. По стабильности информация может быть переменной (текущей) и постоянной (условно-постоянной).

Переменная информация отражает фактические количественные и качественные характеристики производственно - хозяйственной фирмы. Она может меняться для каждого случая как по назначению, так и по качеству. Например, количество производственной продукции за смену, еженедельные затраты на доставку сырья, количество станков и т.п.

Постоянная (условно-постоянная) информация - это неизменная и многократно используемая в течение длительного периода времени информация. Постоянная информация может быть справочной, нормативной, плановой:

  • постоянная справочная информация включает описание постоянных свойств объекта в виде устойчивых длительное время признаков. Например, табельный номер служащего, профессия работника, номер цеха и т.п.;

  • постоянная нормативная информация содержит местные, отраслевые и общегосударственные нормативы. Например, размер налога на прибыль, стандарт на качество продуктов определенного вида, размер минимальной оплаты труда, тарифная сетка оплаты государственным служащим;

  • постоянная плановая информация содержит многократно используемые в фирме плановые показатели. Например, план выпуска телевизоров, план подготовки специалистов определенной квалификации.

^ Функция управления. По функциям управления обычно классифицируют экономическую информацию. При этом выделяют следующие группы: плановую, нормативно-справочную, учетную и оперативную (текущую).

Плановая информация - информация о параметрах объекта управления на будущий период. На эту информацию идет ориентация всей деятельности фирмы.

Плановой информацией фирмы могут быть такие показатели, как план выпуска продукции, планируемая прибыль от реализации, ожидаемый спрос на продукцию и т.д.

Нормативно-справочная информация содержит различные нормативные и справочные данные. Ее обновление происходит достаточно редко.

Нормативно-справочной информацией на предприятии являются:

  • время, предназначенное для изготовления детали (нормы);

  • среднедневная оплата рабочего по разряду;

  • адрес поставщика или покупателя и т.д.

Учетная информация - это информация, которая характеризует деятельность фирмы за определенный прошлый период времени. На основании этой информации могут быть приведены следующие действия: скорректирована плановая информация, сделан анализ хозяйственной деятельности фирмы, приняты решения по более эффективному управлению работами и пр. На практике в качестве учетной информации может выступать информация бухгалтерского учета, статистическая информация и информация оперативного учета.

Учетной информацией являются: количество проданной продукции за определенный период времени; среднесуточная загрузка или простой станков и т.п.

Оперативная (текущая) информация - это информация, используемая в оперативном управлении и характеризующая производственные процессы в текущий (данный) период времени. К оперативной информации предъявляются серьёзные требования по скорости поступления и обработки, а также по степени её достоверности. От того, насколько быстро и качественно проводится её обработка, во многом зависит успех фирмы на рынке.

Оперативной информацией являются: количество изготовленных деталей за час (смену); количество проданной продукции за день (час); объём сырья от поставщика на начало рабочего дня и т.д.


^ 1.6. Защита информации

Наряду с интенсивным развитием вычислительных средств и средств коммуникации все более актуальной становится проблема обеспечения информационной безопасности. Меры безопасности направлены на предотвращение несанкционированного доступа, физического уничтожения и модификации защищаемой информации.

^ Угроза информационной информации – это действия и события, которые могут привести к разрушению, искажению, либо несанкционированному использованию информации.

Виды источников опасности:

    1. случайные (ошибки информационного обеспечения, выход из строя технических средств, неправильные действия пользователя);

    2. умышленные:

  • активные (направленные на технические средства, базы данных пользователя и программное обеспечение);

  • пассивные (несанкционированное использование баз данных и технических средств).

При разработке автоматизированных информационных технологий решают вопросы по защите конфиденциальной информации с помощью методов и средств защиты информации.

Методы защиты информации:

      • Препятствия – это метод создания физических препятствий для защиты информации от хищения, разрушения технических средств и несанкционированного доступа к конфиденциальной информации (метод обеспечивают физические средства защиты).

      • Управление доступом к информации – это метод, ограничивающий состав пользователей, порядок и время их работы (метод обеспечивают аппаратные средства защиты).

      • Метод маскировки (криптографии) основан на сокрытии и изменении вида информации с целью недопущения ее несанкционированного использования (метод обеспечивают программные средства защиты).

      • Метод регламентации порядка – метод, создающий такие условия для хранения, обработки и передачи информации, при котором возможности несанкционированного доступа минимальны (обеспечивается организационными средствами).

      • Метод побуждения – это метод защиты, при котором пользователи и персонал системы вынужден соблюдать правила обработки, хранения и передачи защищенной информации под угрозой материальной, административной или уголовной ответственности (обеспечивается законодательными средствами).

      • Метод побуждения – метод защиты, побуждающий пользователей и персонал системы не разрушать установленные порядки за счет соблюдения моральных и этических норм, как регламентированных, так и неписанных (морально-этические средства защиты).

К основным средствам защиты информации относят:

    1. Технические средства – реализуются в виде электрических, электро-механических и электронных устройств. Технические средства можно разделить на два вида: аппаратные (встраиваемые непосредственно в вычислительную технику или сопряженные с нею устройствами) и физические.

    2. Физические средства – имеют вид автономных устройств и систем (замки на дверях, решетки на окнах, электронно-механическое оборудование охранной сигнализации).

    3. Программные средства представляют собой специальное программное обеспечение для защиты информации (обычно блокирующие и отключающие пользователя).

    4. Организационные средства осуществляют защиту информации в процессе создания и эксплуатации вычислительной техники и аппаратуры телекоммуникаций и включают в себя организационно-технические и организационно-правовые мероприятия.

    5. Морально-этические средства защиты это нормы, складывающиеся в процессе развития вычислительных средств и средств связи в обществе. Они не являются законодательными, однако их несоблюдение приводит к потере авторитета и престижа человека. Примером норм является Кодекс профессионального поведения членов Ассоциации пользователей ЭВМ США.

    6. Законодательные средства защиты определяются Законодательными актами страны. Они регламентируют правила обработки, передачи конфиденциальной информации и устанавливают ответственность за нарушение этих правил.

Для реализации мер безопасности используются различные механизмы защиты информации:

  1. Цифровая подпись. Механизм цифровой подписи включает две процедуры: формирование подписи отправителем и ее распознавание получателем. Первая процедура обеспечивает шифрование блока данных либо его дополнение криптографической контрольной суммой. В обоих случаях используется секретный ключ отправителя. Вторая процедура основывается на использовании общедоступного ключа, знания которого достаточно для опознавания отправителя. Использование цифровой подписи в России пока доступно только юридическим лицам, в США и некоторых других странах ею могут пользоваться и физические лица. Закон о использовании цифровой подписи в России позволил перейти на электронный документооборот, что играет важную роль при внутрирегиональных и межрегиональных банковских расчетах. Документы с Электронной цифровой подписью (ЭЦП) имеют юридическую силу. Условия электронных расчетов были предусмотрены Банком России во временном положении «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями и другими клиентами Банка России» от 12.03.98 г. №20-П. До использования ЭЦП электронные документы оформлялись на бланке с реквизитами и перевод сопровождался обменом расчетных документов, при этом бланки дополнялись подписями и печатями, восполняющими недостающие реквизиты. Впервые безбумажный обмен электронными документами с ЭЦП был осуществлен на внутрирегиональном уровне в Московском регионе в 1998 г.

  2. Контроль доступа к защищенной информации предполагает осуществление проверки полномочий программ и пользователей.

  3. Обеспечение целостности информации предполагает суммарную оценку блоков информационного потока. Отправитель дополняет информацию криптографической суммой. Несовпадение криптографического значения (фактической суммы) с криптографической суммой свидетельствует об искажении информации. Однако механизм не позволяет вскрыть подмену блока в целом.

  4. Аутентификация предполагает сравнение электронного объекта с эталоном (односторонняя аутентификация) или двумя эталонами (двухсторонняя аутентификация).

  5. Механизм постановки графика основывается на формировании фиктивных блоков информации.

  6. Механизм управления маршрутизацией предполагает использование только проверенных и надежных каналов передачи информации.

  7. Механизм арбитража предполагает освидетельствование переданного электронного объекта третьим лицом (арбитром).

Документы правовой защиты информации, баз данных и программного обеспечения.

  1. Статья 2 Закона "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" закрепляет авторские права за автором баз данных и программного обеспечения; Статья 18 гарантирует возмещение убытков автору в размере от 5 000 до 50 000 кратного минимального размера оплаты труда;

  2. Статья 22 закона «Об информации, информатизации и защите информации» регламентирует документ (сертификат), закрепляющий авторские права за разработчиком баз данных и программного обеспечения;

  3. Уголовный кодекс России, глава 28 «Преступление в сфере компьютерной информации» в редакции от 01.01.97 г. в статье 272 закреплена уголовная ответственность за нарушителем, осуществившим несанкционированный доступ к информации, нелегальное ее копирование и нарушение работы ЭВМ. Статья 273 закрепила уголовную ответственность за создание вирусов, приводящих к уничтожению, модификации и нелегальному копированию информации.

В настоящее время в России наиболее распространенными нарушениями законодательства являются нелегальное копирование и изготовление копий сверх установленного числа. Высокий уровень пиратства в России обусловлен соотношением средней зарплаты и цены программного обеспечения (200 $ - 20 000$).

Программное обеспечение может распространяться: бесплатно (в целях саморекламы), условно-бесплатно (демонстрационные версии вида Try and buy) и на коммерческой основе.


^ 2. Информационные системы

2.1. Понятие информационной системы

{- любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как объединённая в интересах достижения поставленных целей совокупность разнородных элементов. {-ы значительно отличаются между собой как по составу, так и по главным целям. В табл.2.1. приведены примеры нескольких систем, состоящих из разных элементов и направленных на реализацию разных целей.

В информатике понятие "{" чаще всего используется применительно к набору технических средств и программ. {-ой может называться аппаратная часть компьютера (или множество программ для решения прикладных задач). Добавление к понятию "системы" слово "информационная" отражает цель её создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые продукты.

Таблица 2.1.

Система

Элементы системы

Главная цель {

Фирма

Люди, оборудование Материалы, здания и др.

Производство товаров

Компьютер

Электронные и электро-механические элементы, линии связи и др.

Обработка данных

Телекоммуникаци-онная {

Компьютеры, модемы, кабели, сетевое программное обеспечение и др.

Передача информации

Информационная {

Компьютеры, компьютерные сети, люди, информационное и программное обеспечение

Производство профессиональной информации


^ Информационная система (ИС) - взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание ИС предполагает использование в качестве основного ТС переработки информации персонального компьютера. В крупных организациях кроме ПК в состав технической базы ИС системы может входить мэйнфрейм или суперЭВМ. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно её получение и представление.

Под организацией (фирмой) будем понимать сообщество людей, объединённых общими целями и использующих общие материальные и финансовые средства для производства материальных и информационных продуктов и услуг. Существует разница между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащённые специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями.

Этапы развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в табл. 2.2.

Таблица 2.2.

Период времени

Концепция использования информации

Вид информационных систем (ИС)

Цель использования

1950 -

1960

Бумажный поток расчетных документов

ИС обработки расчетных документов

Повышение скорости обработки первичных документов, счетов

Упрощение процедуры расчета зарплаты

1960 –

1970

Основная помощь в подготовке отчетов

Управленческие ИС для производственной информации

Ускорение процедуры подготовки отчетности

1970 –

1980

Управленческий контроль реализации

Система поддержки принятия управлен-ческого решения

Системы для высшего звена управления

Выработка рационального решения


^ 2.2. Процессы в информационных системах

Процессы, обеспечивающие работу ИС любого значения, условно можно представить в виде схемы (рис.2.1), состоящей из блоков:

  • ввод информации из внешних или внутренних источников;

  • обработка входной информации и представление её в удобном виде;

  • вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему;

  • обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации.






  1   2   3   4   5



Скачать файл (637.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru