Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции для подготовки к экзамену по русскому искусству - файл 10 Художественное убранство церкви Спаса на Нередице -- __энциклопедия русской религиозной живописи__..doc


Лекции для подготовки к экзамену по русскому искусству
скачать (272.7 kb.)

Доступные файлы (34):

10 Художественное убранство церкви Спаса на Нередице -- __энциклопедия русской религиозной живописи__..doc32kb.18.06.2011 23:37скачать
11 Особенности новгородской и псковской иконописи домонгольского периода..doc30kb.18.06.2011 23:37скачать
12 Московский Кремль при Иване Калите..doc13kb.18.06.2011 23:37скачать
13 Строительство монастырей..doc28kb.18.06.2011 23:37скачать
14 Культовое и гражданское зодчество в Новгороде ХIV-ХV вв.doc20kb.18.06.2011 23:37скачать
15 Расцвет псковской архитектуры..doc13kb.18.06.2011 23:37скачать
16 (1) Фрески церкви Успения на Волотовом поле. Росписи Спаса на.doc34kb.20.06.2011 18:15скачать
16 (2) Фрески церкви Успения на Волотовом поле. Росписи Спаса на.doc12kb.18.06.2011 23:37скачать
17 Творчество Феофана Грека в Новгороде..doc12kb.18.06.2011 23:37скачать
18 Новгородская икона ХIV-ХV вв..doc12kb.18.06.2011 23:37скачать
19 Тверская и ростово-суздальская школы иконописи..doc31kb.18.06.2011 23:37скачать
1 Иконопись X--XIII веков в Древней Руси. Техника, стилистика, иконография. Характеристика основных памятников..doc27kb.18.06.2011 23:37скачать
20. Московская Икона (Иконопись).doc33kb.18.06.2011 23:37скачать
21. Творчество Андрея Рублева.doc34kb.18.06.2011 23:37скачать
22. Строительство в Московском Кремле при Иване III..doc49kb.18.06.2011 23:37скачать
23. Работы псковских строителей в Кремле в ХV..doc29kb.18.06.2011 23:37скачать
24. Шатровое зодчество ХVI века..doc27kb.18.06.2011 23:37скачать
25. Собор Василия Блаженного.doc28kb.18.06.2011 23:37скачать
26. Дионисий как глава московской живописной школы второй половины ХV -- начала ХVI в..doc35kb.18.06.2011 23:37скачать
27. Росписи Дионисия и его сыновей в Рождественском соборе Ферапонтова монастыря (1502)..doc36kb.18.06.2011 23:37скачать
28. Появление символико-исторического жанра в иконе ХVI в. (икона __Церковь воинствующая__)..docx17kb.18.06.2011 23:37скачать
29. Гражданское зодчество и храмовое строительство ХVII в.docx17kb.18.06.2011 23:37скачать
2 Архитектура киевской.doc31kb.18.06.2011 23:37скачать
30. __Московское__ (__нарышкинское__) барокко последней четверти ХVII в..docx13kb.18.06.2011 23:37скачать
31. Изографы Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Григорьев-Плеханов. и гравюры на металле..docx16kb.18.06.2011 23:37скачать
32. __Годуновская__ и __строгановская иконы конца ХVI -- первой трети ХVII вв..docx14kb.18.06.2011 23:37скачать
33. Творчество Прокопия Чирина, Никифора Савина, Назария Истомина и пр..docx14kb.18.06.2011 23:37скачать
34. __Строгановская__ икона.docx12kb.18.06.2011 23:37скачать
4 Мозаики и фрески Софии Киевской.doc30kb.18.06.2011 23:37скачать
5 Миниатюра и рукописная графика ХI в. (__Остромирово Евангелие__)..doc31kb.18.06.2011 23:37скачать
6. Архитектурные школы Черниговской и Галицкой земель, основные памятники.doc34kb.18.06.2011 23:37скачать
7 Архитектура Владимиро-Суздальского княжества.doc32kb.18.06.2011 23:37скачать
8 Архитектура Владимира при Андрее Боголюбском.doc33kb.18.06.2011 23:37скачать
9 Архитектура Новгорода и Пскова ХП--ХIII вв.doc34kb.18.06.2011 23:37скачать

содержание
Загрузка...

10 Художественное убранство церкви Спаса на Нередице -- __энциклопедия русской религиозной живописи__..doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Художественное убранство церкви Спаса на Нередице — «энциклопедия русской религиозной живописи». 


В куполе, вместо традиционного для XII века «Пантократора», было помещено «Вознесение». Христос в окружении шести ангелов восседал на радуге, ниже в проемах световых окон располагались предстоящие ему апостолы. Эта обширная подкупольная композиция являлась в XII столетии иконографическим пережитком: уже к IХ веку получила распространение константинопольская традиция писать в главном куполе «Пантократора». Старая традиция сохранилась лишь на периферии Византийской империи, в Малой Азии, на христианском Кавказе, а также на романском Западе и отчасти на Руси.


На парусах размещались Евангелисты. В центре предалтарной арки располагалось редчайшее, возможно, единственное в домонгольской Руси изображение «Христа Ветхого Деньми». В алтарной конхе была выписана «Богоматерь Оранта» с медальоном на груди «Спаса Еммануила»; далее в центральной апсиде шли два святительских чина, а внизу, вопреки традиции, находился необычный «Деисус» с Христом-священником. В жертвеннике был помещен фресковый цикл на сюжеты из жития Иоакима и Анны, в диаконнике — на сюжеты из жития Иоанна Предтечи. Остальные стены храма были отданы сюжетам из Священного Писания. Новозаветные сцены по преимуществу группировались в трансепте, ветхозаветные были отнесены в неф.


На западной стене и частично на примыкающих к ней фрагментах южной и северной стен развернулась большая композиция «Страшного Суда», пожалуй, наиболее интересная из всех нередицких фресок. Сейчас на сохранившихся фрагментах можно увидеть ангела, свивающего небо, блудницу, Змея-Сатану, несколько фигур праведников, а также грешников, подвергающихся адским мучениям. Помимо обычных элементов, «Страшный Суд» в Спасском храме включал нечасто встречающиеся сцены, например, «Богатый в аду». Сцена наполнена своеобразным средневековым остроумием.


В 1246 году на южной стене появилась ктиторская фреска князя Ярослава Всеволодовича, подносящего модель храма Иисусу Христу. Бесспорная атрибуция изображения принадлежит Ю. Н. Дмитриеву.


В размещении евангельских сцен на сводах и стенах Спаса на Нередице не прослеживается даже намека на хронологическую последовательность событий. «Рождество Христово» выписано на западной стене над «Страшным судом». Ранние евангельские эпизоды («Введение во храм», «Сретение») были помещены в трансепте в нижнем регистре, а более поздние («Вход в Иерусалим», «Несение креста», «Моление о чаше», «Распятие», «Снятие с креста», «Явление женам-мироносицам») — в верхнем. На сводах «Воскрешение Лазаря» соседствовало с «Тайной вечерей», а «Сошествие во ад» было в одном ряду со «Страстями Господними». Некоторые сюжетные композиции повторяются, и они весьма произвольно чередуются с многочисленными рядами святых.


В. Н. Лазарев видит причину бессистемности расположения спасских фресок в том, «что работавшая в Нередице артель живописцев очень торопилась с выполнением заказа. Поэтому она заведомо отказалась от строго продуманного плана, уточнение которого потребовало бы много времени» (Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески XI—XV вв. — М.: Искусство, 1973. С. 243.). Мы полагаем, что причина кроется в другом. На Руси роспись храмов всегда производилась в короткие летние месяцы, и быстрота работы была обычным делом для фрескистов. Скорее всего, князь Ярослав Владимирович пригласил на Нередицу несколько мастеров, происходивших из разных мест и никак не связанных друг с другом, о чем говорит неоднородность манеры письма. У фрескистов не было общего руководителя, который распределил бы сюжеты в соответствии с общей программой. Мастера разделили между собой только стены, на которых писали по своему разумению, минимально соотносясь с коллегами.


Спасская стенопись в целом отличалась ярко выраженной живописностью и быстрой размашистой манерой письма, местами доходящей до небрежности. Нередицкие мастера виртуозно владели фресковой техникой, их цветовая гамма основывалась на сочетании зеленых и голубоватых тонов с сильной, густой белильной разделкой.


Иконография росписей Нередицы намного ближе к восточным образцам стенописи, чем к константинопольским. В большинстве евангельских сцен прослеживаются родовые связи со старыми сирийскими памятниками и их вариациями, характерными для христианского Кавказа. К фрескам восточной иконографической ориентации присоединяются композиции романского ареала: в новгородском храме можно было увидеть западную интерпретацию легенды об Алексее человеке Божием и даже изображение католического святого Бенедикта Нурсийского, основателя первого западного монашеского ордена — Бенедиктинского. Скорее всего, в церкви Спаса на Нередице собрались мастера из различных отдаленных византийских провинций (как западных, так и восточных), обладавшие различным художественным и профессиональным опытом.


Скачать файл (272.7 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru