Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Билеты по истории мировой культуры - файл 1.doc


Билеты по истории мировой культуры
скачать (139 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc139kb.17.11.2011 13:53скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
2.Специфика цивилизаций Запада и Востока.

Запад. Технологический прогресс. Технологическая и культурная экспансия. Гуманизм. Развитая идея человека. Человек находится в центре культуры (антропоцентризм). Естественные права человека. Рационализм, прагматизм. Активное социальное проектирование и действие. Философия отделена от религии. Восток. Инертный. Мало внимания уделяется техническому прогрессу. Много знаний (зачастую только нелогические списки). Медленно принимает новации. Медленное развитие общемировых тенденций. Человек выражен в той мере, в которой он признает единение с природой, в какой степени он включен в мировое сообщество. Медитативные техники, приемы самовнушения. Принцип «недеяния», согласно которому человек не должен нарушать установившееся в природе и обществе положение вещей, а действия его в лучшем случае могут быть ограниченны «встроенными» в этот порядок. Философия и религия тесно связаны. Литература и искусство тесно связаны с религией.

Западхристианство, выделение ч-ка, как личности, связь Бога с ч-ком через посредника (девинатор), идея спасения человека, свобода воли в выборе – ответственность за поступки.

^ Передняя Азия – ислам, растворение ч-ка в общине, непреодолимая дистанция между Богом и ч-ком, фатализм (вера в судьбу), развитое представление о загробном мире.

^ Ю. Азия (Индостан) – доминирование концепции пустоты, нет ценности жизни, карма («дело, действие, труд» — «причина-следствие, воздаяние»).

Ю-В Азия (Индокитай)буддизм, принцип «золотой середины» (стремление к балансу), приход в нирвану и растворение в ней.

^ Дальний Восток – селективная (выборочная) религиозность, дуализм (двойственность восприятия), ритуализированность поведения.

В и З культуры могут быть противопоставлены друг другу и статусу человека в окр. Мире и его возможности изменить её.


3. Мифология древнего Китая: основные сюжеты и образы.

В основе мифологии – отношение 2х начал: хаоса (символ открытого простр – Хунь-Тунь) и космоса. Хаос ориентирован на превращение в космос. Космос же един. Модель мира из 3х частей: земля(ди), космос(тянь), человек (жень). Среди космогонических мифов 2 концепции – деление (неодушевленные вещи и живые существа возникали в результате деления хаоса на два первоэлемента – светлое М начало ян и темное Ж начало инь) и превращение (возникновение всего в рез-те трансформ). Ч-к был создан из глины богиней Нюй Ва. По др. версии, Нюй Ва превратилась в предметы и существа, наполняющие мир. К космог. мифам можно отнести и миф о первочеловеке Пань Гу. Отделение неба от земли происходило по мере роста Пань Гу: с его вздохом рождается ветер и дождь, с выдохом - гром и молния, он открывает глаза - наступает день, закрывает - наступает ночь. Когда Пань Гу умирает, его локти, колени и голова превращаются в пять священных горных вершин, волосы на его теле - в деревья и травы, паразиты - в людей. Мифы о стихийных бедствиях и героях, спасших от них людей - чаще всего наводнения и засухи. В некоторых мифах наводнение предстает как некое первоначальное состояние, в других наводнение послано Небом в наказание людям. Засуха оказывается рез-том появления десяти солнц, испепелявших посевы и угрожавших гибелью людям. От наводнения людей спас Великий Юй, от засухи – Стрелок И, сбивший из лука все лишние солнца. Мифы о первопредках: все они появились в результате непорочного зачатия – прародительница иньцев проглотила яйцо Пурпурной Птицы, мать первого чжоусца наступила на след Великана и так далее. Представления иньцев о потустороннем мире были зеркальным отражением правопорядка, существовавшего на земле. Подобно тому как в Поднебесной верховная власть принадлежит ванну, так на небе все и вся подчиняется Верховному божеству (Ди). Ди всемогущ. Функции вана как верховного жреца заключались в том, что он мог осуществлять общение с предками, являвшимися посредниками между миром людей и миром богов.

4. Китайский пантеон.

Изначально вселенная являлась хаосом, напоминая по форме куриное яйцо. Внутри яйца зародился первопредок Пань Гу. Он взял топор и разбил яйцо. Все легкое и чистое при этом поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось, сформировав землю.

По земле бродил женский дух ^ Нюй Ва (ее представляли с человеческим телом, птичьими ногами и змеиным хвостом). Она создала первых людей, слепив их из желтой глины. Супруг Нюй ВыФуси - придумал муз. инструменты (напр., гусли), даровал людям огонь. Бог солнца Янь-ди ("Красный Государь"). Он также был милостив к людям, научив их сеять злаки и давая им свет и тепло, был целителем. Спустя некоторое время после Янь-ди, появился его брат - Хуан-ди ("желтый Владыка"), верховный бог Древнего Китая. Хуан-ди был и правителем центра.

5. Человек и природа в традиционном Китае: способы восприятия космоса.

Круг – земля.

Большой квадрат – небо.

Маленький квадрат – небо, проецирующееся на землю – Китай.

На краях земли – живут варвары.

Восток: Рождение новой жизни, Сине-зеленый, Лес, Дерево, Ветер, Кислый, Бирюзовый дракон. Запад: Хаос, насильственная смерть, Белый, Горы, Металл, Холод, Острый, Белый тигр. Центр: Зима, хаос замороженного вида, Желтый, Бассейн р. Хуанхэ, лессовые пески, Земля, основа мира, Гром, Сладкий, Желтый или имперский дракон. Север: Сокровенное, новые знания, Черный, Уходящая вдаль Хуанхэ, Вода, Луна, Соленый, Сокровенный воин (черепаха + змея – хтонические животные). Юг: Солярные культы, Красный, Юг, Огонь, Солнце, Горький, Красная птица Чжу Няо. Человек – это микрокосм. Человек, выполняющий ритуал – символ космоса. Социум – космос, организованный для человека. Человек описывается по 5 качествам (облик, речь, зрение, слух, мышление – гарантия гармонии с космосом). Отношения космоса и хаоса выражают триграммы. Яо Ян– космос, Яо Инь– хаос. Ян – мужское, светлое начало, солнечный склон холма (речного берега); Инь – женское, темное начало, теневой склон.

6. Литература древнего и средневекового Китая

С 1 тыс до н.э. писали сверху вниз на бамбук планках палкой. После – кисточкой на шелке справа налево. Письменность священна. Слово – отражение космоса. Каллиграфия – искусство письма. Культурный космос иероглифичен. Но иероглиф – не завершен, как хаос и космос. Поэзия: оды, песни, стихи («канон поэзии», «чуйские строфы»). Законы мелодии стиха – тоны (ровный, высокий, ниспадающий, восходящий). Стихи: 4, 8-стишие, размер кол-вом иероглифов (5,7). Виды: Панигирика – тексты, восхв царей. исп при церемониях; Поэзия на конфуц. темы; на соц-пол темы – критиковался режим; на военные; любовно-лирич поэзия- страдания героини, разлука; куртуазная – восхвал радостей жизни, красоты, чувств; божественная любовь (бога и ч-ка); поэзия разврата (о муж любовн пережив вызв Ж, не сост с ним в браке); поэзия дружбы; пейзажная лирика (опис даосизма, проявл в зримых вещах), буддист тематика.

7. Искусство древнего и средневекового Китая.

Театр. Восходит к архаике в религии. Три разнов: мистерии-карнавалы (шествие ряженых), мистерии-инсценировки (священослуж – о богах); театрализованные сюжеты из истории. До 3 в н.э. театр – сакральный. После - отчасти светский. Жанры: песенно-танцевальный, песенно-игровой, диалогические, синтетические. Наиб популярны фарсы.

Живопись. В основном пейзажи. Почти нет людей. 13 жанров: на мифол-ист темы, парадный портрет, частный портрет, жанровая живоп; цветы и птицы(символизм, базир на конфуцианстве – в осн вещи общее начало), картины гор и вод… Роспись керамики. С III в распр чайная церемония, пейзажные сады. Исп. рассеянная перспектива – отсутствие человека, высокий горизонт – величественность. Сущ. 2 направления: а. «чун би» - космос возвышенней ч-ка, повествоват. и многословность, яркие цвета, нет грубых линий (конфуцианско-даосская традиция)

б. «се и» - ч\б живопись, акцент – общение человека с природой (буддийская традиция).

8. Праздники древнего и средневекового Китая.

Д\опред дат праздников польз лунным календарём. ^ Китайский Новый Год Первоначальный смысл праздника заключался в дарении подарков, сутью которых было пожелание, чтобы новый урожай был богатым. Этот праздник принято отмечать всей семьей, китайцы навещают друзей, устраивают пышные шумные застолья с петардами и хлопушками. Петарды и хлопушки должны своим шумом разгонять злых духов. На улице танцуют танец льва. Праздник Фонарей. - 15-го числа1го мес по лунн календ. Это китайский день Святого Валентина. По всему городу развеш фонари разл форм, в этот день принято угадывать загадки, напис на фонарях., устр фейерверки, танцы драконов, хороводы..День Поминовения- 5 апр. Приходят поклониться предкам, убирают могилы и жгут фальшивые купюры. В этот день нельзя разжигать огонь и разогревать пищу. Праздник Лодок-Драконов - 5 день 5 лун мес – в честь древнекит поэта, погибшего в реке – в этот день устр гонки на челнах в форме дракона, бросают в воду бамбук кольца с рисом.. Праздник Луны или Урожая - 15 ночь 8 лун месс. едят особые сладкие пирожки и читают стихи при свете луны. Лунные лепешки напоминают о восстании китайского народа против монгольских завоевателей, так как много веков назад маленькие записки, запеченные в такие пирожки, призывали к бунту и неповиновению захватчикам. День Рождения Конфуция.

9. Мифология средневековой Японии.

Синтоизм - при рождении человек временно сходит с пути богов, а после смерти снова возвращается на него. Солнечная богиня Аматэрасу- родоначальница императорской династии и покровительница японской нации. Характерно освящение императорской власти и почитание богов-покровителей (Ками: небесные, земные и ками духи). Бог грозы Сусаноо, богиня Луны Цукиёми, богиня злаков Тоёуке. Первые 5 божеств самопроизвольно возникают из хаоса. В результате нескольких совокуплений появляется Идзанаки и его сестра Идзанами. Почитание Ками - вездесущих проявлений всего священного. Космогония: третичное деление мира на небо, землю и подземное царство мертвых, или двоичное - на землю и "вечный мир". Демоны (бакэмоно). Кодзики и Нихонги – гл. сборники мифов. Буддизм - с 6в. Главным является уход от житейской действительности. Буддизм проповедует отречение от страстей, провозглашает тщетность мирских забот, призывает к душевному покою. Конфуцианство. Принцип патриархальности, который ставил сыновнюю почтительность превыше всего. Дзэн. Среди самураев. Постоянная работа над собой, умение выделить суть любой проблемы и сосредоточиться на ней, невзирая ни на что идти к цели, имеют большое практическое значение в жизни.

10. Икебана и ее место в культуре Японии.

Искусство аранжировки, созд композиций из срез цветов. Появ в 15 в. Первонач была поднош богам. Использ 3 линии: вверх (небо), вниз (земля), к сердцевине (человек). Рикка 1 стиль – все расп вертикально. Олицетворить в букетах священную гору буддизма Сумисэн. Использ. сосновые ветки. В центре вазы - сосна 1,5 м. Кроме сосны брали кедр, кипарис и бамбук. Особое место отводилось также белым хризантемам. Нагэирэ - цветы расставляются в "естественном виде". Стебельки каждого цветка должны стоять самостоятельно, ничто не должно заслонять их. Морибан- особенностью является установка букета в низких и плоских вазах. В связи с этим она обильнее, чем рикка или нагэире, допускает применение зелени и полевых цветов. Тябони – из 1 цветка. Принципы: разговор ч-к с цветком, символ встречи приходящего с уходящим.

11. Традиционное японское искусство.

4 принц культуры: простота, прелесть древности, близость к прир, наличие сокровенного в явл. Архитектура. взаимоотношение дома и окружающего пространства, в частности сада. Японцы не рассматривали внутреннее и внешнее пространство как две отдельные части. У комнат не было ярко выраженного назначения, невысокая мебель в минимальном количестве. Людям из бедных сословий нельзя украшать свои дома. Скульптура. Сильное влияние буддизма. Главные принципы – пластичность, завершенность форм, четкость, мягкость складок, неподвижность. С 8в. Появляются скульптурные портреты – слияние профанного и сакрального. Живопись. С 7-8 вв буддийские алтарные и стенные росписей. 9-10 вв- изображение божеств - защитников веры. Божества-стражи изображались обычно в облике полулюдей-получудовищ на фоне языков пламени. После 10 в. - изображения Будды Амиды. В окружении бодхисаттв Будда является верующим, чтобы спасти их после смерти и пригласить в свой рай. В конце 12 в. -мода на портреты. В конце 14-15 вв монохромная, одноцветная живопись. Декоративно-прикладное искусство. лаковые, фарфоровые и керамические изделия, резьбу по дереву, кости и металлу, художественно украшенные ткани и одежду, произведения оружейного искусства. Нэцкэ (маленькая фигурка-противовес печати, ключей, трубки и т.п. на поясе; демократичность в создании: свобода творчества, выбора сюжета и т.д.), инро (шкатулки в форме эллипса - 7 шт др в др. Носились на поясе, хранили печати, медикаменты), лаковым изделиям, изящным косодэ (кимоно с коротким рукавом.

Литература.. Жанры - «моногатари» — сказание и никки — «дневник», гунки моногатари — военные хроники. Поэзия вака пользовалась особым покровительством императорского двора. Любимой поэтической игрой было сочинение рэнга — «совместных стихов»; в их сочинении участвовало сразу несколько человек. Позднее появились хайку, 17 слоговой стих..

12. Культура садов в средневековой Японии.

Ориентир на любование, созерцание природы, характерна атмосфера таинственности. Основа – Трактат о том, как создавать сады (II в. до н.э.). + Влияние китайских садов. При создании сцен используется принцип «заимствованного пейзажа» - принимается во внимание все, что расположено вдалеке. Сады: холмистые (холм, вода камни, деревья, каменные фонари, водные резервуары), равнинные, пересеченные (речки, мосты, переходы). Нет прямых линий, плавные изгибы, предпочтения водопаду, свободно бегущей реке, элементы сада не повторяются; популярны хвойные деревья, сакура, камелия, бамбук. Минимальное окультирование. Сад камней – необработанный камень в центре внимания, создаются группы и композиции из камней. Принцип – видеть в простом красивое. Созд на принципе пустоты. Сост из камней и песка. Песок символиз океан, а камни – островки. В песке созд бороздки спец граблями.

^ Чайный сад. Эл-т чайной церемонии. Минимум цветущих, макс вечнозел. Украш бесформ камнями. Растения не обрабатываются . Обяз эл-т: каменная дорожка до чайного домика.

13. Чайная церемония в культуре Китая и Японии.

760 – Лу Юй «Книга чая». Первонач чай исп в мед целях. ЧЦ предшествует общение с природой.

4 осн принципа ЧЦ: гармония, почтительность, чистота и тишина. В 16 в появ чайный домик. Позже они строятся в садах и ведет к ним каменная дорожка. Перед ЧЦ госятм подается чашка горячей воды, затем через сад по каменной дорожке они идут к чайному домику, где их на пороге встречает хозяин. После приветствия в колодце совершается омовение. Затем все заходят в дом через низкую дверь(равноправие). Перед входом ниша (токонома) с букетом цветов, курильницей и свиток с изречением описывающ настроение и тема церемонии. Вначале подается легкая еда. После все в полном молчании наблюдают за тем, как хозяин готовит чай. Пьют из 1 чаши принимая её правой рукой и ставя на шелк платок, находящ в левой. На след этапе подаются сладости и легкий чай в отд чашках, начинается беседа. По окончании церемонии, хозяин выходит из домика, показывая тем самым, что церемония окончена. Молча прощается с гостями у выхода из сада и приводит чайный домик в исходное состояние.

14. Театральное действо в культуре Японии.

Рождение японского театра связывают с появлением пантомимы Гигаку ("актерское искусство") – сущ до 10 в и танцев Бугаку. Театр Но - Появ в 14 в. Для высшего сосл. Под аккомп хора, барабанов и флейт основное действующее лицо (ваки, без маски) повествует истории из жизни. Маски явл неотъемлемым атрибутом, всегда передают эмоции. Они сделаны из кипариса. Декорации почти отсутствуют. Почти нет передвижений, использ жесты. Ставятся трагедии. Только М (оннагата). Театр Кёгэн. Для всех слоев населения. Ставятся комедии, фарсы.

Предшественниками Ногаку (общ назв Но и Кёгэна) были Саругаку и Дэнгаку. Саругаку - XI в -представления, соединявшие текстовую импровизацию, танцы и песни комического содержания. Дэнгаку зародившился из магических обрядов, танцев и песен японской деревни.

^ Театр Кабуки (начало 17в.) –пантомима, танцы, играет сямисен (струнный инструмент); после запрета участия женщин в театре в нем играют только мужчины; в сер. 17в. его совсем запретили. Все спект и роли закреплены за династиями. Дзе-Руни – кукольный театр; кукольные сцены постепенно были соединены с историей буддизма. Ёсе –камерный театр комедии. Спектакли относ к комич жанру (ракуго). Проход в отд домиках, зрит сидят на татами. Исполнит садится на сцене на подушку, из реквизита – веер и полотенце – и рассказывает истории на разл тематики. Др жанр – мандзай – исполн песен, танцев и комич сценок. Еще один жанр – кодан – худож повеств, рассказы, основой для которых послужили выступления странствующих сказителей. Бунраку – соединяется кукольные и народные представления; куклы размером с человека; представление сопровождается музыкой и сказителем, который так же озвучивает всех персонажей.

Билет 15. Мифология древней Индии и ее эволюция.

Индуизм – образ жизни. Основы религии записаны в ведах (их 4) – сборн свящ пис на санскрите. Ригведа –собр религ гимгнов. Осн верования: дхарма (вера в опр порядок вещей, ч-к не должен выходить за рамки этого порядка), карма(вера в то, что перерождение зависит от поступков соверш в этой жизни), самсара (вера в перерождение), мокша (освобождение от круга перерождения за счет преодоления эгоизма и раскр истинной сущности ч-ка, мб посредством йоги).

Аскеты – отшельники. Отключ системы внешн воспр. Они воздерживаются, не врут, не гневятся, милосердны, не причиняют вреда.

Мифол. Драведы: культ Ж нач. Поклон змеям. Культ лингама (плодородия, потомства, М животвор начала). Бог – владыка мира, с рогами буйвола, окруж – слон, тигр, буйвол, носорог. Свастика – благопол и процв. Сущ культ царя.

В сер 1 тыс до н.э. в связи с притяз(воины) кшатрий на главенство, появ нов религии: буддизм и джайанизм.

С 16 в началось сост Вед и Ригведы. Началось деление на шиваизм и вишнуизм. Сначала сущ небо(Дьяус) и земля (Притхиви) (бык и корова). Были слиты – потом разъедин демиургом и созд простр д/жизни. Демиург – центр, Варуна (всев око), Митра –след за собл закона. Варуна-Митра отожд с раджой. Было 3 Ж нач: Дити (от неё появ демоны), Дану (исполины), Адитьи (все осн божества). Сущ асуры – старшие братья богов. Индра – бог грома (демиург), Рудра – трикстер(впосл одно из вопл Шивы). Деление на асуров и адитьев сущ только на ранн этапе косм процесса.

Есть абстрактн боги: Шраддха –вера, Ваг – речь. Ж образы незначит, зооморфны. В осн зооморфн образов почти не осталось, только змей бездны и одинокий козел. Нет четких границ пантеона и сфер богов. Яма – 1 ч-к, стал богом смерти. Демонология: асуры – змееподобн, ракшас – оборотни и людоеды, пишачи – обитат кладбищ, противники предков.

{ Брама — созидатель, Вишну — охранитель и Шива — разрушитель, бог Индра — покровитель царской власти }

Билет 16:Искусство древней и средневековой Индии

Редко «круглая» скульптура, чаще барельефы, печати – все с изобр животн. Осн символы: лотос(порждающий), раковина, свастика, солярные, древо жизни, сосуд с вобой. Яркая одежда, украш вышивкой. Исуксство изобр богов – мурти. Эпос: Махабхарата( об битвах богов), Тамаяна(странствие царя Рамы и жены Ситы). При брахманах поощр изобр богов; сочет мифол и реальности. Возн трактаты (акцент на принципы косм порядка). Рост городск архитектуры. Дома 1 высоты, кругом – зелень и вода. В центре горда – дворцовый комплекс.

Индийские танцы первонач имели сакральное значение и исполн жрицами.

Главн архит памятник – тадж махал. Буддийские столпы.

В 4-7 вв под влиянием гуптов – буддизм уступил место брахманизму. развив лит-ра и театр (драма), распр народн творч (мифол). К 7 в искусство кастовое и авторское – создают канонич образы с постепенной стандарт. образа. Живопись собл классификацию осн форм, прав пропорции, соответствие объекту изобр. Искусство миниатюры и книжной иллюстрации под влиянием ислама.

Билет 17. Буддийское искусство

Буддийское искусство - традиционные персонажи: царевичей, мифологических героев, индуистских богов - Вишну и Шиву. Но проявления чувственности в буддийском искусстве Индии вернули его к брахманистским истокам. Страной классического буддизма стал Китай.

Большая круглая голова, «луноподобный лик» и узкие глаза. Сросшиеся на переносице брови, «урна» - отметина в середине лба, раздвоенные и длинные мочки ушей, «три линии счастья» на шее, «шишка мудрости» на темени -признаки святости, темная бронзового оттенка кожа, полные округлые формы рук и ног, длинные пальцы - все это соответствовало представлениям о мужской красоте. Будда изображался стоящим либо сидящим на «лотосовом троне». Канонизированное положение рук и ног предписывало изображать сидящего Будду в позе лотоса. В самом общем смысле асаной называли канон, правила изображения разных лиц буддийской истории. Будда также соединяет большой и указательный пальцы рук (знак сосредоточения), либо поднимает три пальца правой руки для благословения. Изобр. символы - белый слон и две газели, по преданию, первыми вышедшие из леса, чтобы послушать «Просветленного». Симв буддизма: белый лотос, ваза, скипетр, чаша для подаяний, лук и стрелы, четки, плеть для наказаний, колесо Закона. Осн учения явл понятие «бодхи» - прозрение и просветление ч-ка в нирване, духовное прозрение, постижение сущности бытия. Ч-к достигший этого назыв бодхисатвой – его душа готова стать буддой. Буддизм появ в 7-66 вв до н.э. – появ новые типы храмов, монатырей.

На архит сначала не влиял, к 5 в – появ антропоморфн статуи. Прасада – буддийские постройки – одноэтажн, плетеные гирлянды, узоры из лент, ползучих растений, богато распис штукатурка. Появ новые погреб памятники в виде отпечатка стопы и зуба будды.

В храмах будды часто центром копозиции на рельефах является дерево Бодхи(дерево просвящ под которым сидел будда) – оно явл мировой осью; статуи будды и бодхисатв находятся на возвыш в глубине зала.. Оригинальные типы сооружений: колонны - стамбхи, башни - шикхары, храмы - чайтьи и чанди. Гл идея будд постр: созд подобия естеств форм,гармония с природой, душевн покой.

18. Культура древнего Ирана

Гробницы. Круг с крыльями (заимствован у египтян) – знак зороастризма. Огни и алтари огня. помещение святого огня на высокой подставке. Постоянные священные участки для ритуалов – бразмадана. Статуи и храмы. Артаксеркс ввёл статуи Анахиты (восприятие из Междуречья Анахиты – вместо Варуны). Сооружение храмов – защита украшенных статуй – объектов поклонения. Храм «Фратадара» - храм Анахиты. Династический огонь царя. Два типа священных огней: большие, «соборные» - называются «Победными огнями» (символ успеха в борьбе со злом); меньший огонь – назывался «Огонь огней». Позже появилось два типа священных зданий: михрийон («место Митры») – для богослужения высшего порядка и айазан («место поклонения»).

Календарь. сначала пользовались вариантами древнеиранского календаря. Зороастрийский календарь: каждый день посвящён какому-либо божеству. Начало года – весеннее равноденствие. Религиозное значение: утверждение пантиона, гарантия постоянного произнесения имён божеств.

Литература. Авеста дополнялась и перерабатывалась. Добавлялись гаты – подделки под Зороастра.

19. Иранская Мифология

Появ благодаря пророку Заратуштре, которому Ахура Мазда передал откровения.

1 тыс до н.э. – зороастризм(огнепоклонничество). Авеста – свящ книга с песнями.

Ахура-Мазда – бог демиург, бог огня. Ахриман – бог тьмы, скверны, разрушения.

В процессе создания Вселенной Ахура Мазда отд Благую сущность от не благой: возн противостояние добра и зла. Это противостояние основа зороастризма. Каждый зороастрией должен бороться со злом, совершая благие поступки и ведя праведную жизнь. В борьбе со злом помогают 7 Бессмертных святых, друджи – злые демоны – пытаются этому помешать. Гл. ритуал – поддержание Свящ огня – символа Мазды. Сущ 2 мира — Гетиг и Меног, земной и духовный. Земная жизнь зависит от загробной – посмертный суд. Верят в победу над злом в конце времён.

Жрецы должны были обучаться арамейскому языку. Школы писцов – дибирестан («помещение писцов»).

20. Мифология Месопотамии
Локальные культы. Нет локальных богов. Спутанные генеалогические связи. Много женских божеств. Мб идеи реинкарнации.

Космогония совпадает с имянаречением. Нет космогонических текстов.

Иерогамия – свящ. брак, союз сакральных персонаж., или царя и жрицы.

Взаимосвязь временных и пространственных отношений (хронотоп) – 2 триады: небесная и планетарная.

Ч-к: 4 текста возникновения (выросли из земли; сделан из глины (Намму слепила сердце, Энки – жизнь); сделала богиня Арура; Лахму и Лахаму принес в жертву из из их крови созд ч-к). Ч-к не обожествлялся, но царь – дивинатор. Душа тоже посредник (дивинатор).

Первоматерь: Намму (архетип воды). Земля (Ки, жен) – небо (Ан, муж): первонач. – слитно.

Энмиль – бог водуха. Разъединяет своих родителей Небо и Землю.

Энки – господин земли. Противопоставлен Энмилю. Хтонический. Отчасти трикстер (создает хаос, разрушает).

Демоны- дети Ан и Ки – родственники богов. Амбивалентные (двойственно плохие и хорошие). Злые – насыл. на людей болезни. Утукку – демоны смерти, преследователи людей, вносят хаос.

Эмеш(Лето, скотоводство), Энтена(зима, плодородие) – связ с простр и времен. упорядочиванием.

Мир. Ось – Гора Стран. НГ – точка нового творения мира (акитиль). Все за пределами космоса – чужое, хаотичное (Кур-ад, чужая страна: 7 ворот).

В ходе эволюции Аккад наследуется, но некоторым богам присв семитские имена: Нанну – Иштар; сливаются боги со сходными ф-циями. В 3 дин Ура – иерархич и родословн унификация пантеона + вкл. Цари, которым припис божеств происх. В Вавилоне – осн. центр – Мардук (Энмиль) – 4 уха, 4 глаза – охват всё мироззд. – центр мира. Предыдущие боги сохранили подчиненное положение.

Появление личных молитв, появл. идей покаяния, усил идей божеств царской власти.

21. Культура Месопотамии

Гл. источ. культур. знаний народов Месопотамии – напис. клинописью различ. направлений религ., эпич., поэтич., науч. тексты, гос. док-ты и худож. произведения.
Выс. уровень - инженерная мысль, астрономия, математика, медицина, литература, музыка, изобр. и прикладное искусство. ^ Архитектура Месопотамии из-за войн была архитектурой крепостей.
Укрепленные ворота с колоннами, укрепленные рамы, бронзовые двери, бронзовые львы. Месопотамия - башни, купола, архитектурная арка и своды ("ложный" - каждый следующий слой выступает над нижним; "правильный свод" - камни укладывались на сам свод). В центре города храм - зиккурат. Лит-ра: Лучше сохр. – глиптика => ранняя шум. культура связана с мифами, потусторонней и ритуальной культурой. ИЗО: Самое важное св-во художника - знание правил канона и сп-ть на них опираться. Самобыт. шумер. эстет. канон изобр. фигуры чел-ка (в плохо сохр. рельеф. округлых скульптурных пр-ях глиптики). Нос - в профиль, глаза - спереди, ноги - сбоку. Горы, деревья, волны воды в глиптике и в рельефе изображаются условно, учитывая симметрию и отношение ритма. При Навуходоносоре II Вавилон был богатейшим, сильнейшим городом мира со множеством храмов и дворцов. Гиганские ворота богини Иштар - синие плиты с образами драконов и быков. Висячие сады. Мн-во вещей, явлений здесь создано впервые. Это право, книги законов, школы, эпическая литература ("Эпос о Гильгамеше"), календарь земледелия, книга рецептов лечения.

22. Космогонии Древнего Египта

Гелиопольская космогония: Хаос (нун) -> Атум творит мир через партеногенез. Шу(ветер) и Тефнут (порядок) – первая пара. Когда они потерялись, Атум отправил свой глаз на поиски, а себе создал себе новый. Старое око привело детей обратно, Атум от радости заплакал и его слезы преврат в людей.

Мемфисская: Птах из себя самого создал плоть и стал богом, после чего создал землю. Он создал Атума, который выполнял приказы Птаха. Атум создал 9ку богов. Птах создал слова-заклинания, построил города, установил на земле порядок. Мемф троица: Птах(покр искусств, ремесел) – его жена Сохмет (плодородия) - сын Нефертум( растительности)

Гермопольская: В начале миров – противостояние хаоса (6 божеств) и космоса (8 божеств).

Боги Великой Восьмёрки из земли и воды создали Яйцо, из Яйца вылупился бог Солнца Хепри — «молодой Pa». По другой версии, Ра родился из цветка лотоса который вырос на Изначальном Холме; от радости младенец Ра заплакал, и из его слёз, упавших на Холм, возникли люди.

23. Пантеон древнеегипетской мифологической системы и его эволюция

Родоначальник всего живого на Земле (и богов) – Атум (из Хаоса). Им создана первая божественная пара — бог Шу (пространство между небом и землей) и богиня Тефнут (его женское дополнение). От Шу и Тефнут родились Геб (бог Земли, или сама Земля) и Нут (богиня Неба, или само Небо). От Геба и Нут — Осирис и Исида, Сет и Нефтида.

Амон - бог Солнца, божественный родитель всех фараонов.

Тот бог мудрости и правды.

Птах - бог истины и справедливости, верховный бог, творец всех богов пантеона.

Гор —его олицетворял божественный орел, солнечный диск; некоторые считали Гора праотцом всех египетских царей, т. к. его имя было составляющей частью фараонов. Жена Гора - Хатор, покровительница любви и веселья. Анубис- бог подземного царства. Рененут – богиня плодородия.

Во время вторжения гиксосов: ассирийские боги (Ваал и Тешуп – отожд с Сетом).

Реформа Эхнатона: монотеизм – Атон – единый бог солн диска. Монотеиз был до смерти Энхнатона.\\ В Новом Царстве: слияние богов со сходными ф-циями.\\ Шло наложение греч мифологии.

Культ жука скарабея - олицетворял собой саму жизнь. Зооморфизм богов связан с покл охоте.

Позднее антропоморфизация пантеона, но зооморфные черты не были полностью вытеснены и сочетались с антропоморфными.

24. Культ фараона в Древнем Египте.

Еще в период Ранней деспотии осн. ф-цией царя стает не военное начало. а жречество. Складывается ритуализир образ жизни царя.Фараон считался демиургом. Его деят была направлена на упорядочение хаоса. Нет индивид царя (изобр идеал правителя). После смерти фараон перемещался на небо и воплощался на земле. Сакрализация власти. Царь считается гарантом благосклонности богов. Считается сыном Ра и его преемником на земле. Большая часть бюджета от ирригац экономики уходила на погребальный культ фараона. Ежедневно провозгл что царь – божество. Фараон имел три души, тогда как у обычн ч-ка не было ни одной. Души фараонов живут вечно и когда все три души соберутся вместе, фараон оживет, поэтому им строили саркофаги, отсюда же берет начало мумификация и строит-во пирамид.

25. Реформа Эхнатона: содержание и культурный смысл

На 5 году правления Аменхотеп 4 изменил свое имя на Эхнатона (угодный Атону). Изменеию имен он подверг и всех ближ родственников. Тогда же он пытается реформировать религию в монотоестическую. Переосмыслив изречение о ключевой роли солн божества, царь закрыл все храмы богов, вместо культов которых было введено почитание Атона. Была изменена идеология царской власти: царь и царица почитавшиеся ранее, как Хор и Хатхор отныне именовали себя Шу и Тефнут – непоср детьми солнечного бога. Атон изобр в виде солнечного диска, увенчанного ладонями, держащими анх. Он создает новую столицу недалеко от Фив – Ахетатон (горизонт Атона). Жречество другим богам стало преследоваться и караться, на храмовых рельефак уничтожалось имя Амона. В конце своего царствования Эхнатон абсолютизировал собств власть, довел до крайности культ своих статуй, которые счит олицетвор его божеств сущности.

Чаще всего причиной этой реформы называют попытку огр власти жрецов Амона-Ра, которые противостояли военной знати.

26. Искусство Древнего Египта и его эволюция

Литература. 4 тыс до н.э. - первые литературные записи. В эпоху Древнего царства - зачатки некоторых жанров: сказки, дидактические поучения, библиографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения. Во времена Среднего царства достигает зрелости прозаическая лит-ра.


Дидактический жанр поучений («Поучение фараона Аменемхета I), пророчества («Речение Неферти») Сказки «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о Правде и Кривде. Обработка мифов, религиозные гимны и песнопения. Циклы сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.

Архитектура. 2 типа сооружений: гробницы и храмов. 2 типа гробниц: надземные (пирамиды 4 династии) и гробницы, вырубленные в скалах.

Храмы, вырубленные в толще скалы, - скальные храмы.

Царская резиденция-дворец (резиденция Эхнатона, найденные при раскопках Ахетатона). Осн образами скульптуры были образы царствующих фараонов. Во времена Ср. Царства лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Индивид портрет - расцвет в эпоху Н. Царства.
^

Научные знания. Выс. уровнь в 3 сферах: математике, астрономии и медицине.


Составление календаря, постр на наблюдениях над небесными светилами и режимом Нила. Год делился на 3 сезона по 4 месяца каждый. Начало года совпадало с подъемом воды в Ниле.

Египтяне создали систему счисления, близкую к десятичной. Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 1. Свод научных достижений: древнейшие энциклопедии-словники.

Зарождение театра. В осн лежали мистерии Осириса и др богов. Роли играли жрецы и фараоны.

В пер ^ Др. Царства культура тесно связ с религией. Появл Великие Пирамиды и Сфинкс. Заупок тексты писались на стенах гробницы.

В Пер Ср. Царства снижается монументальность произв искусства. Величина пирамид уменьшается. Зауп тексты – на саркофаге. Погребальная живопись. Сближ муж и жен костюмов.

В пер ^ Н. Царства перестают строить гробницы, появл храмы. Зауп тексты запис на папирусе и назыв «Книга мертвых». Подьем строит засчет завоеваний. Распр барельеф. Пышность и блеск в архитектуре. Поздн время: упадок влияния. Гробницы – склепы. Сохран загробные папирусы. Обращ к сакральным прообразам в арх-ре.

27. Мифология Эллады: основные черты.

Политеизм. Мифология тесно связана с бытом греков. Некоторые боги заимств у других стран, некоторые присоед в ходе завоевания, героический эпос сливается с мифологией.

Боги человекоподобны. Олимп – место проживания всех богов. Двенедцатибожие: Зевс, Гера, Посейдон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес, Гестия. В разл городах были разл системы двенадцатибожия. Космогонии: из хаоса, из тьмы, из хроноса, из яйца. Во всех вар-тах первонач был хаос из которого появ космос. Из хаоса возн Земля(хтония), впосл она становится Геей и порожд Урана (небо). Крон упоряд космос. Демиургом становится зевс – мл сын Крона. Он делит сферу на 3 области: подз мир – аид, небо – Зевс, Олимп – все боги.

Присутств множество хтонических чудовищ ( Гидра, Сфинкс, Горгона, сцилла и Харибда, циклопы). Судьба предопределена – ей распоряжаются мойры.

28. Искусство Эллады.

1) до 4в: Зодчество: Критские монументальные дворцы, дворцы материковых царей, центральное ядро-мегатрон-традиционный план жилища. Парфенон и его строители (Иктин, Калликрат). Скульптура: принцип уравновешенности целого и частей. 2 основных типа: курос-обнаженный мужчина, кора-женщина в хитоне. Фидий – статуя Зевса Олимпийского. 2) 4в кризис полиса. Архитектура: сократилось монументальное строительство. Ведущая роль гражданской архитектуры. Авторы: Скопос, Пифей. Скульптура: внимание к конкретному человеку и его индивидуальности. Скопос изображал людей, богов во время эффекта. Паракситель – гармония, поэтичность, утонченность. Лисипп – многообразие в характерах. Живопись: Аристид Старший.

29. Литература и театр Эллады.

Литература: хоровая лирика. С 4в увел роли истор сочинений. Они вытеснили драму, лирику. Интересы сосредотачиваются на частной жизни. Аристофан: пьесы «Плутос», «Женщины в народном собрании». Поэзия: 2 варианта эпоса: героический («Илиада», «Одиссея»), дидактический (Гесиод «Труды и дни», «Теогония»). Театр: приходит на смену лирике. Первоначально 1 раз в год во время праздника бога Диониса. Театр-трибуна, обращенная к демосу. Трагедия: 1) Фиспид 534г до н.э. 2) Эсхил, Софокл, Эврипид. Комедия: Эпихарм – 1й: бытовая тематика.

30. Мифология Древнего Рима.

Р. пантеон имеет много аналогов с греч. Почти у каждого бога 2 ипостаси – космич и хтонич.

Янус - олиц первоначала. Первонач триада Юпитер-Марс-Квирин(перв бог войны, поздн асс с Ромулом). Мир сотворил Янус, люди сделаны из дерева. Почитание деревьев и рощ, в них проводились обряды. волкам припис магич св-ва.

Особый слой представляли мифы о свящ браках, об отмене чел жертвоприн. Отдельно существо сословные и родовые культы. У римлян было множ-во мелких богов, поэтому иногда они начинали молитвы со слов «бог ты или богиня, м или ж, этим или др именем тебя след назыв….». Кажд имел личного бога, назыв гением. Боги, охран единство и благопол назыв пенатами, охр дом – ларами.

31. Мифология этрусков.

Прослеж сходство с вост мифол Египта и Вавилона.

Вселенная в виде 3х ступенчатого храма: небо-земля-подз мир. Подз мир – обиталище подз богов, демонов, царство мертвых. Земля и подз мир соед ходами в земн коре, через которые души попадали в подз мир. Подобия таких разломов виде ямы сооруж в каждом городе и там принос жертвы подз богам и предкам. Сущ гориз деление мира на стороны света: на З – злыбе боги и демоны, на В – добрые. Нет мифов о браках богов и их родстве.

Тин – бог-громовержец. был главой совета богов, не мог карать без согл остальных. Туран – владычица всего живого (отожд с Афродитой). Уни – покр царской власти (отожд с Герой). Менрва – покр ремёсел. Аплу –охр людей и их скот (апполон). Турмс – проводн умерших. Фуфлунс – плодородие. Марис – покр войны. Ану – 4хликий бог, символ деления мира на стороны света.

Космогония напомин библ модель сотворения мира.

У ч-ка три души: в печени, голове и сердце. после смерти попадал в подз царство и проходил испытания для 2 рождения.

Сущ культ злых и добрых демонов. Первонач они были свящ животными, но вытеснены культом богов. Море почиталось как проматерия. Космос делился на 3 части верик и гориз по сторонам света. Сущ институт Лукумонов – верховных правителей. Лукумоны обладают божественными способностями, связаны с четырьмя стихиями и служат поср между богом.

32. Архитектура Древнего Рима и ее эволюция.

Большинство переняли у греков. После созд Р. империи, она была небогата постройками, в них чувств влияние этрусков. В это время была постр Большая Клоака, появ первые базилики (переняли у греков), аведуки (водоводы).

С сер 2 в до н.э. появл мраморные храмы. Внутри находил одна цела (внутр часть храма продолговатой и 4-хугольн формы). Наряду с обычными 4-х уголными храмами, перенят у греков, появл и круглые храмы в честь некот божеств. Постр табуларий (гос архив). Стройка театров ( дер театр и 1 кам театр Помпея).

После того как Октавиан Авгус захв власть, начин исп бетона, появ цирки, библиотеки. Появл триумфальные арки. Появл знаменитый амфитеатр Колизей и храм Пантеон («храм всех богов».) Стены, потолки и полы укр росписью, мозайкой. Реалист скульптура. Здания стают более величеств и пышными. Август восст полуразруш храмы.

После императора Адриана римск архитектура начинает вдаваться в вычурность, излишество украшений и смешение мотивов.

33. Литература и театр в Древнем Риме.

1) Республика: культовые обряды, песни исполнялись братствами, народные песни, свадебные песни, триумфальные песни, песни о доблестных деяниях предков, латинские переводы греческих трагедий и комедий. Драма – болиада, комедия – тагата. Кит Плавт включил балетные партии в комедию. Анналы, сюжеты римской истории, народные фарсы. 2) Эпоха гражданских войн: расцвет прозы, риторики, историографии, преобладание трагедий. 3) Новое время: новейшие поэты, малая форма стиха Поэтическая форма, мелодичность, отражение индивидуальных интересов.

34. Основные жанры средневекового искусства.

Черты: влияние христианства (этическая направленность), новые христианские образы+старые языческие (народное христианство/приходской католицизм, крестьяне: чудеса творят только святые, остальные чудеса-дьявольские, магия), каноничность (цикличная историялинейная история; кто не следует канонам-еретик), анонимичность (творец всего-Бог, человек-орудие), символичность и аллегоричность. Музыка: традиция перетекстовок (дописывание голосов в одноголосные напевы). Архитектура: соборы, базилики. Живопись: икона, фреска, мозаика, книжная миниатюра (Византия). Скульптура: изображения Христа, Богоматери, святых. Литература (для образованных; латынь – сакральный язык): богословские трактаты, стихи и песни вагантов, куртуазная лирика, рыцарский роман; (для слушателей «низов»): проповеди, жития святых, летописи, пенитенциалии (сборники вопросов на исповеди для полуграмотных священников-крестьян + список наказаний за грехи и преступления перед церковью), видения божьих избранников.

35. Архитектура эпохи средневековья.

5-8вв – распространение христианства в варварских государствах– строительство каменных храмов по образцу римских базилик. В плане храма – крест (путь страданий Христа). 8-9в(Каролинги)-монументальная архитектура (собор в Шпейере). 10-12вв-Романский стиль: дух воинственности – замки (замок-крепость рыцаря, храм-крепость бога). Сходство построек с крепостями, украшения: химеры (кентавры, львы, ящеры) – воплощение дьявольской силы (языческие корни). Развитие городов-коммун. Готический стиль: стрельчатые арки, стройные башни (Реймсский собор, собор в Сен-Дени). Католические храмы-базиликальная форма, православные-крестово-купольная. 11-12вв.-Византийский стиль: монастырь Дафнии, в Чефалу (Сицилия). 14-16вв(эпоха Возрождения): 1)гражданское, светское строительство, 2)монументальность

36. Бытовая культура эпохи средневековья.

Жизненные происшествия облекались в формы, очерченные куда более резко, чем в наше время. Пестрота и контрасты. Колокольный звон-знамение. Процессии в честь каких-либо событий (весь город, дети). Торжественные выходы блистательных вельмож. Казни. Напряженный пафос средневековой жизни, обуревавшая всех страстность. Жизнь все еще сохраняла колорит сказки (волшебный блеск королевской власти). Община горожан: саморегулирующая, наделенной относительно высокой степенью автономии и обладающая особым правом и достаточно сложной структурой. Собор-религиозный, идеологический, культурный, просветительский, административный и в какой-то степени хозяйственный центр (+сторожевая башня, хранитель времени до XIVв.-распространение механических башенных часов). При соборе находилась школа с певческим и грамматическим классом. Появились ратуши и крытые рынки. «Замок-опора светской феодальной власти; собор-воплощение власти духовенства; ратуша-оплот самоуправления горожан». Все жизненно важные публичные действа происходили или начинались на площади перед собором. Появилась рыночная площадь, одним из углов примыкает к соборной (Германия, Франция: Дрезден, Мейсен, Наумбург, Монтобан, Монпазье). Средневековый город был шумным. Горожане не любят городское духовенство. Преступники (воры), кабаки, публичные дома. (???)

37. Христианство и его влияние на культуру в европейском средневековье.

Божественное начало во всех сферах общества – наивысшее обобщение смысла материальной и духовной деятельности средневекового человека. Церковь, папа – средство духовного единения. Средневековое искусство отняло у своего героя волю к действию и передоверило ее богу (бог-творец, человек-орудие). Ограничение художественного творчества, развития мысли(-); этическая направленность средневековой культуры (+). Благочестие человека, взгляд на все через призму добра и зла, история линейна (спасение в итоге). Соборы, иконы, фрески, мозаики, изображения Христа, Богоматери, святых, богословские трактаты, стихи и песни вагантов, жития, пенитенциалии (сборники вопросов на исповеди для малообразованных священников из крестьян), видения богоизбранников. Одухотворенность духа, красота – духовная и материальная-отражение сияния бога (ритм, мудрость, разум, вечность, любовь, покой). Старые языческие верования+христианство: народное христианство, приходской католицизм (вымышленная хронология, география, чувство над разумом, наглядная материализация идей, наделение христианских образов чертами героев национального эпоса.(см.Осн. черты ср.вв-го искусства)

38. Культура арабов.

Сложилась в Арабском халифате в 7-10вв. относится к периоду возникновения ислама и арабских завоеваний. 9-10вв – расцвет. Развитие философии, математики, медицины и т.д. Распад Арабского халифата – упадок культуры. Упадок языка, только как язык Корана. Арабо-испанская цивилизация. Центры: Кордова, Сивилья, Гранада, Малага. Представители: Аль-Фараби, ибн Сина – медик, ибн Рушда – историк, ибн Хальдун – историк-социолог. Точные естественные науки: 9-11вв – период развития науки. Философия: борьба восточных перипатетиков. Вопросы о божественных атрибутах, мутазелиты – популяризировали ислам. Архитектура: мечети, Альгамбра – дворец в Гранаде. Литература: ранние записи Муллакадской антологии: «Доблесть» Абу Таммаму, «Книга песен». Центральная фигура в поэзии – сам поэт. Коран – 1й памятник письменности. Арабеска – новый тип узора.




Скачать файл (139 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru