Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Введение в экономику информационных систем - файл 1.doc


Введение в экономику информационных систем
скачать (101 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc101kb.17.11.2011 14:13скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Информация – важнейший ресурс

Понятие и значение информации

Информационные процессы в экономике

Информационные системы

Эволюция информационных систем

Тенденции развития информационных систем

Введение в экономику информационных систем


Информация – важнейший ресурс

Современное человеческое общество живет в период, характеризуемый небывалым увеличением информационных потоков. Рыночные отношения предъявляют повышенные требования к своевременности, дос­товерности, полноте информации, без которой немыслима эффективная де­ятельность в области техники, экономики и коммерции.

Обеспечение любого вида деятельности составляют финансы, материальные ресурсы, штаты и информационные ресурсы. Если первые три вида ресурсов можно рассматривать обособ­ленно, то информационные ресурсы тесно взаимосвязаны с каж­дым из них и по уровню иерархии стоят выше, так как используют­ся при управлении остальными.

Роль информации в общественной жизни существенно меняется. Информация приобретает преобразующий, определяющий характер. Созда­ние индустрии информатизации и превращение информации в товар приво­дит к глубинным социальным изменениям в обществе, трансформируя его из индустриального в информационное. Поэтому в настоящее время поло­вина инвестиций в развитых странах мира осуществляется в информацион­ные технологии.

В современном постиндустриальном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии яв­ляются одним из инструментов повышения эффективности не только частного и корпоративного, но также и государственного и муниципального управления.

^ Информацию как вид ресурса можно создавать, передавать, ис­кать, принимать, копировать (в той или иной форме), обрабатывать, разрушать. Информационные образы могут создаваться в са­мых разнообразных формах: в форме световых, звуковых или ра­диоволн, электрического тока или напряжения, магнитных полей, знаков на бумажных носителях. Важность информации как эконо­мической категории составляет одну из главнейших характеристик постиндустриальной эпохи.

Информационный ресурс — концентрация имеющихся фактов, до­кументов, данных и знаний, отражающих реальное изменяющееся во времени состояние общества, и используемых при подготовке кадров, в научных исследованиях и материальном производстве.

Факты — результат наблюдения за состоянием предметной об­ласти.

Документы — часть информации, определенным образом струк­турированная и занесенная на бумажный носитель.

Данные — вид информации, отличающийся высокой степенью форматированности в отличие от более свободных структур, харак­терных для речевой, текстовой и визуальной информации.

Знания — итог теоретической и практической деятельности че­ловека, отражающий накопление предыдущего опыта и отличающийся высокой степенью структурированности.

^ Понятие и значение информации

Информация, наряду с такими понятиями, как «вещество», «энергия», «пространство» и «время», составляет основу современной научной картины мира. В этот термин вкладывается различный смысл в технике, экономике, науке и в быту.

Термин «информация» происходит от латинского слова informatio, что означает «сведения, разъяснение, осведомленность, изложе­ние».

Под информацией в технике понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов, в бытовом аспекте — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимае­мые человеком или специальными устройствами.

Информация в экономике и теории информации — это те сведения, ко­торые полностью снимают или уменьшают существующую неопре­деленность. Информация — это сня­тая неопределенность.

Информацию мы получаем различными способами: при разговоре между людьми, через печатные издания и различные средства коммуникации — радио, телефон, телевидение, компьютер.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т. п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в «по­нятном» компьютеру виде.

^ Любая информация должна обладать рядом свойств: достоверностью, полнотой, актуальностью, ясностью и ценностью.

Возможно ли измерить количество информации? В научном плане понятие «информация» связывается с вероятностью осуществления того или иного события. Вероятность — чи­словая характеристика степени возможности наступления события.

Вероятность достоверного события (которое обязательно должно произойти) равна 1, невозможного события (не произойдет нико­гда) — 0. Вероятность случайного (которое может произойти, а мо­жет не произойти) события лежит в интервале (0, 1).

Если вероятность равна 1 (т. е. событие достоверно), количество информации равно 0. Если вероятность свершения или несвершения какого-либо события одинакова, то количество информации, которое несет с собой это событие, равно 1. Это — единица измерения информации. Она получила наиме­нование бит. Для информации об исходе события достаточно двух символов (например, 0 и 1). Система счисления, в которой используются только два символа, называется двоичной. Поэтому бит можно также определить как количество информа­ции, которое содержит один разряд двоичного числа (отсюда назва­ние «бит»: binary digit (англ.) — двоичный разряд). Бит в теории ин­формации — количество информации, необходимое для различе­ния двух равновероятных сообщений.

Количество информации, равное 8 битам, называется байтом. В восьми разрядах можно записать 256 различных целых двоичных чисел от 00000000 до 11111111.

Широко используются также еще более крупные производные единицы информации:

• 1 Килобайт (Кбайт) = 1024 байт;

• 1 Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт;

• 1 Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт.

В связи с увеличением объемов обрабатываемой информации входят в употребление такие производные единицы, как: . 1 Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 240 байт; .1 Петабайт (Пбайт) = 1024 Тбайт = 250 байт.

Информация передается в виде сообщений от некоторого источника информации к ее приемнику посредством канала связи ме­жду ними. Источник посылает передаваемое сообщение. Любое событие или явление может быть выражено разными спосо­бами. Для более точной и экономной передачи по каналам связи информацию надо закодировать. Закодированное сообщение приобретает вид сигналов — носителей информации, которые идут по каналу. В приемнике принимаемый сигнал декодируется и становится принимаемым сообщением. Передача сигнала по каналам связи часто сопровождается воздействием помех, вызывающих ис­кажение и потерю информации.

Совокупность устройств, предметов или объектов, предназначенных для передачи информации от одного из них, именуемого источником, к другому, именуемому приемником, называется каналом информации, или информационным каналом (пример – почта).

Информационные каналы различаются по пропускной способно­сти — количеству информации, передаваемой каналом в единицу вре­мени. Измеряется пропускная способность в бит/с. В честь изобре­тателя телеграфа этой единице было дано имя бод: 1 бод = 1 бит/с.

Пропускная способность информационного канала определяется двумя параметрами: разрядностью и частотой — и пропорцио­нальна их произведению. Разрядностью называют максимальное количество информации, которое может быть одновременно поме­щено в канал. Частота показывает, сколько раз информация может быть помещена в канал в единицу времени.

Разрядность почтового канала огромна. Так, пересылая по поч­те, например, лазерный диск, можно поместить в канал одновре­менно более 600 Мб информации. В то же время частота почтового канала очень низкая — выемка почты из ящиков происходит не ча­ще пяти раз в сутки.

Телефонный канал информации однобитный: одновременно по телефонному проводу можно послать или единицу (ток, импульс), или ноль. Однако частота этого канала может достигать десятков и сотен тысяч циклов в секунду. Это свойство телефонной сети позволяет использовать ее для связи между компьютерами.

^ Информация может существовать в самых разнообразных формах, например, в виде:

• текстов, рисунков, чертежей, фотографий;

• световых или звуковых сигналов;

• радиоволн;

• электрических и нервных импульсов;

• магнитных записей;

• жестов и мимики;

• запахов и вкусовых ощущений;

• хромосом, передающих по наследству признаки и свойства

организмов и т. д.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального свойства, рассматриваемые с точки зрения их информацион­ных свойств, называются информационными объектами.

^ Процессы, связанные с определенными операциями над информационными объектами, называются информационными процессами.

Обработка информации — получение одних информационных объектов из других путем выполнения некоторых алгоритмов.

Обмен информацией в технических устройствах и системах осу­ществляется с помощью сигналов. Сигналы отражают физические характеристики изучаемых объектов и процессов.

Различают несколько видов сигналов: звуковые, световые и электрические.

Существующие в технических устройствах сигналы делятся на непрерывные (или аналоговые) и дискретные. Непрерывность сигнала означает возможность его изменения на любую малую величину в любой заданный малый промежуток времени. Примером аналоговой передачи сигнала является передача речи по телефонным проводам и запись звукового сигнала на магнитофонную ленту.

До 1970-х гг. XX в. технические устройства работали только с аналоговыми сигналами. Аналоговыми являлись и способы их обработки. С появлением в конце XX в. микропроцессоров и микросхем с вы­сокой степенью интеграции ста­ли получать распространение дискретные и цифровые сигналы и соответствующие способы их обработки.

Дискретность сигнала озна­чает возможность его измерения только на конечном отрезке, в строго определенные моменты времени. Дискретный сигнал, значе­ния которого выражены опре­деленными конечными числа­ми, называется цифровым. Для обработки, хранения, передачи цифровых сигналов также существуют специальные техни­ческие устройства: аудио- и видео-компакт-диски (CD-ROM), моде­мы и факсимильные средства связи. Однако остается достаточно много систем и устройств, в кото­рых информация может передаваться только в виде аналогового сигнала. В связи с этим разрабатываются способы преобразования аналогового сигнала в цифровой и обратно. Даже традиционные области использования аналоговых сигналов (телефонная связь и ра­диовещание) переходят на цифровую форму обработки и передач сигналов. Этот процесс получил наибольшее развитие с появлением компьютеров и компьютерных сетей.

Числа в компьютере представляются в двоичной системе исчисления. Для этого отводится определенное количество двоичных разрядов. Совокупность разрядов составляет разрядную сетку. Современные микропроцессоры могут обрабатывать числа разрядностью 8, 16, 32 и 64 бита.

Для обработки информации каждому символу ста­вится в соответствие определенное число. Соответствие между на­бором символов и числами называется кодировкой символов. При вводе в компьютер информация кодируется, а при выводе декоди­руется.

Существует много различных кодировок. В настоящее время все большее распространение приобретает двухбайтная кодировка Unicode. Поскольку в 16 двоичных разрядах (2 байтах) можно записать 65 536 различных целых чисел, эта табли­ца кодов включает в себя все существующие алфавиты мира, а также множество математических, химических, музыкальных и декорационных символов. Кодировка Unicode используется во многих программах MS, например MS Word и MS Excel.

Информация отделена от пользователя, она может, приниматься пользователем или нет. Экономическая информация – совокупность сведений о социально – экономических процессах, служащих для управления хозяйственными процессами.

Характеристики экономической информации:

  • Объем информации

  • Целостность информации

  • Цикличность

  • Удельный вес значений

Информационные процессы в экономике Организация – одна из основных экономических единиц общества - стабильная, формальная социальная структура, которая получает ресурсы из окружающего мира и перерабатывает их в продукты своей деятельности. Важнейшими ресурсами предприятия являются информационные.

Информационные ресурсы предприятия – отдельные документы или массивы об информационных системах.

Информационные процессы (сбор, обработка и передача информации) всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества. В ходе эволюции человечества просматривается устойчивая тенденция к автоматизации этих процессов, хотя их внутреннее содержание по существу осталось неизменным.

Сбор информации - это деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте.

Обмен информацией - это процесс, в ходе которого источник информации ее передает, а получатель - принимает. Если в передаваемых сообщениях обнаружены ошибки, то организуется повторная передача этой информации. В результате обмена информацией между источником и получателем устанавливается своеобразный "информационный баланс", при котором в идеальном случае получатель будет располагать той же информацией, что и источник.

Принятую информацию получатель может использовать неоднократно. С этой целью он должен зафиксировать ее на материальном носителе (магнитном, фото, кино и др.). Процесс формирования исходного, несистематизированного массива информации называется накоплением информации. Среди записанных сигналов могут быть такие, которые отражают ценную или часто используемую информацию. Часть информации в данный момент времени особой ценности может не представлять, хотя, возможно, потребуется в дальнейшем.

Хранение информации - это процесс поддержания исходной информации в виде, обеспечивающем выдачу данных по запросам конечных пользователей в установленные сроки.

Обработка информации - это упорядоченный процесс ее преобразования в соответствии с алгоритмом решения задачи.

После решения задачи обработки информации результат должен быть выдан конечным пользователям в требуемом виде. Эта операция реализуется в ходе решения задачи выдачи информации. Выдача информации, как правило, производится с помощью внешних устройств ЭВМ в виде текстов, таблиц.

Информационная технология - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационные технологии обеспечивают деятельность человека. Автоматизированные информационные технологии предполагают существование технических средств, реализации информационных процессов, систему управления техническим процессами.

Цель информационной технологии – получить, обработать, передать пользователю новую информацию. Ее задача – усовершенствование способов обработки, получения и передачи информации.

Цель создания и широкого распространения ИТ - решение проблемы развития информатизации общества и всей жизнедеятельности в стране.

Информатизация общества - повсеместное внедрение комплекса мер, направленных на обеспечение полного и своевременного использования достоверной информации, обобщенных знаний во всех социально значимых видах человеческой деятельности.

Под информационной инфраструктурой понимается структура системы информационного обеспечения всех потребителей информации в стране, которая предоставляет им возможность использования новых ИТ на базе широкого применения информационно-вычислительных ресурсов и автоматизированной системы связи.

^ Информационная технология – система методов и способов сбора, накопления, обработки, передачи, хранения информации.

Организации существуют в информационном поле.

Свойства информационного общества:

  • Открытость

  • Демократичность

  • Культура

  • Доступность

Информационные системы

Информационная система представляет собой коммуникационную систему по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающую работников различного ранга информацией для реализации функции управления.

Информационная система создается для конкретного объекта. Эффективная информационная система принимает во внимание различия между уровнями управления, сферами действия, а также внешними обстоятельствами и дает каждому уровню управления только ту информацию, которая ему необходима для эффективной реализации функции управления.

Внедрение информационных систем производится с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности фирмы за счет не только обработки и хранения рутинной информации, автоматизации конторских работ, но и за счет принципиально новых методов управления, основанных на моделировании действий специалистов фирмы при принятии решений (методы искусственного интеллекта, экспертные системы и т. д.), использовании современных средств телекоммуникаций (электронная почта, телеконференции), глобальных и локальных вычислительных сетей и т. д.

^ В зависимости от степени (уровня) автоматизации выделяют ручные, автоматизированные и автоматические информационные системы.

Ручные ИС характеризуются тем, что все операции по переработке информации выполняются человеком.

Автоматизированные ИС - часть функции (подсистем) управления или обработки данных осуществляется автоматически, а часть - человеком.

Автоматические ИС - все функции управления и обработки данных осуществляются техническими средствами без участия человека (например, автоматическое управление технологическими процессами).

По сфере применения можно выделить следующие классы информационных систем:

  • научные исследования;

  • автоматизированное проектирование;

  • организационное управление;

  • управление технологическими процессами.

Задачи информационной системы - обеспечение процесса принятия решения.


Информационная система с точки зрения управляемой информационной системы (информационная система как объект управления)


^ Объект управления

Оперативный уровень

Тактический уровень

Стратегический уровень

Информационные системы

Менеджер подразделений и функциональный менеджер

Менеджеры проектов

Директора, топ-менеджеры



^
Функции информационных систем

В финансах и учете:

  • Формирование бюджета компании(1С)

  • Финансовый план

  • Финансовые прогнозы

  • Анализ и контроль

В маркетинге:

  • Управление продажами

  • Логистика (Доставка)

  • Анализ, контроль

  • Исследование рынка

В производстве информационной системы:(ERM)

  • Контроль качества

  • Планирование объемов производства

  • Технология производства

Прочие:

  • Внешний контроль

  • Стратегическое управление


Эволюция информационных систем



Периоды

Концепции

Виды информационных систем

Цели

1960-1970г.

Формирование безбумажного документооборота

Информационные системы обработки документов на бухгалтерские машины, электромеханические бухгалтерские машины

Повышение скорости документооборота

1970-1980г.

Расчетные функции, машины стали поддерживать цели компаний (планирование экономики). Расчет дисконтов потоков денег.

Системы управления

Ускорение систем подготовки отчетности (экономической)

1980-1990г.

Управленческий контроль

Системы поддержки принятия решений (прототип эксперт системы), т. к не было еще сетей. Пользователи ориентированы на цели высшего руководства.

Разработка рациональных решений

2000г.

Эра компьютерных технологий (Intranet, ExtraNet). Формирование информационных полей

Стратегические информационные системы

Обеспечение конкурентоспособности



^ Тенденции развития информационных систем

Эволюция информационных технологии настолько тесно связана с развитием новых моделей корпоративного бизнеса, что эти процессы нередко воспринимаются как единое целое. Стремление компаний повысить эффективность ИС стимулирует появление более совершенных аппаратных и программных средств, которые, в свою очередь, подталкивают пользователей к дальнейшей модернизации ИС. Разумеется, эта "кольцевая гонка" не является самоцелью: благодаря ей предприниматели могут более адекватно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры и извлекать максимум прибыли при минимальном риске.

Различают несколько поколений ИС:

Первое поколение ИС (1960-1970 гг.) строилось на базе центральных ЭВМ по принципу "одно предприятие - один центр обработки", а в качестве стандартной среды выполнения приложений (функциональных задач) служила операционная система фирмы IBM - MVS.

Второе поколение ИС (1970-1980 гг.): первые шаги к децентрализации ИС, в процессе которой пользователи стали продвигать информационные технологии в офисы и отделения компаний, используя мини-компьютеры типа DEC VAX. Параллельно началось активное внедрение высокопроизводительных СУБД типа DB2 и пакетов коммерческих прикладных программ. Таким образом, кардинальным новшеством ИС этого поколения стала двух- и трехуровневая модель организации системы обработки данных (центральная ЭВМ - мини-компьютеры отделений и офисов) с информационным фундаментом на основе децентрализованной базы данных и прикладных пакетов.

Третье поколение ИС (1980-начало 1990-х гг.): бум распределенной сетевой обработки, главной движущей силой которого был массовый переход на персональные компьютеры (ПК). Логика корпоративного бизнеса потребовала объединения разрозненных рабочих мест в единую ИС - появились вычислительные сети и распределенная обработка. Однако очень скоро в одноранговых сетях стали обнаруживаться первые признаки иерархичности - сначала в виде выделенных файл-серверов, серверов печати и телекоммуникационных серверов, а затем и серверов приложений. Поэтому рынок серверов стал одним из самых динамичных секторов компьютерной индустрии.

При развитии ИС третьего поколения идея чистой (одноранговой) распределенной обработки заметно потускнела и уступила место иерархической модели клиент-сервер.

Четвертое поколение ИС находится в стадии зарождения, но уже понятно, что отличительные черты современных ИС, прежде всего иерархическая организация, в которой централизованная обработка и единое управление ресурсами ИС на верхнем уровне сочетается с распределенной обработкой на нижнем, определяются синтезом решений, апробированных в системах предыдущих поколений. Информационные системы четвертого поколения аккумулируют следующие основные особенности:

  • полное использование потенциала настольных компьютеров и среды распределенной обработки;

  • модульное построение системы, предполагающее существование множества различных типов архитектурных решений в рамках единого комплекса;

  • экономия ресурсов системы (в самом широком понимании этого термина) за счет централизации хранения и обработки данных на верхних уровнях иерархии ИС;

  • наличие эффективных централизованных средств сетевого и системного администрирования;

  • резкое снижение так называемых "скрытых затрат" - эксплуатационных расходов на содержание ИС, включающих затраты, трудно выделяемые в явном виде, которые непросто предусмотреть в бюджете организации (поддержание функционирования сети, резервное копирование файлов пользователей на удаленных серверах, настройка конфигурации рабочих станций и подключение их в сеть, обеспечение защиты данных, обновление версий программного обеспечения и т.д.).

Обобщая сказанное можно выделить характерные черты и опасные тенденции информационного общества.


^ Характерные черты:

  • решена проблема информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом;

  • обеспечен приоритет информации по сравнению с другими ресурсами;

  • главной формой развития является информационная экономика;

  • в основу общества заложены автоматизированные генерация, хранение, обработка и использование знаний с помощью новейшей информационной техники и технологии;

  • информационные технологии приобрели глобальный характер, охватив все сферы социальной деятельности человека;

  • сформировано единство всей человеческой цивилизации;

  • реализованы гуманистические принципы управления обществом и воздействия на окружающую среду.

Опасные тенденции информационного общества:

  • возрастающее влияние на общество средств массовой информации;

  • все большее нарушение (или даже разрушение) посредством информационных технологий частной жизни людей или организаций;

  • усложняющаяся проблема отбора качественной и достоверной информации;

  • увеличение разрыва между разработчиками и потребителями информационных технологий до стратегически опасной величины;

  • усиление проблемы адаптации части людей к среде информационного общества.



Скачать файл (101 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru