Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Контрольная работа - Сексуальная мотивация, поведение и психология секса - файл 1.doc


Контрольная работа - Сексуальная мотивация, поведение и психология секса
скачать (162.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc163kb.17.11.2011 14:26скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
СЕКСУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ,

ПОВЕДЕНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ СЕКСА


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Сексуальная мотивация………………………….…….………………………5

1.1. Представления о сексуальной мотивации

в философии и психологии…………………...…………………………………..5

1.2. Сексуальная мотивация мужчин и женщин…..…………………………….7

1.3. Секс и любовь…………………………..…………………………………….9

2. Сексуальное поведение.……………..………………………………………..11

2.1. Половые различия в сексуальном поведении…..…………………………11

2.2. Сексуальные игры…………………………………………………………..12

2.3. Кокетство как элемент сексуального поведения.…………………………13

2.4. Спектр сексуального поведения

и сексуальные девиации……………...…………………………………………15

3. Психология секса…………...…………..……………………………………..17

3.1. Секс в работах классиков психологии..........................................................17

3.2. Теории психосексуального развития…….………………………………...19

3.3. Половые и индивидуальные особенности сексуальности.……………….20

Заключение……………………………………………………………………….23

Литература……………………………………………………………………….24


ВВЕДЕНИЕ

Секс (от лат. sexus - пол) – всё то, что относится к сфере половых отношений; «…сексуальность – совокупность психических и физиологических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения» [2, с. 18]. Данные определения отчётливо показывают, что секс и сексуальность входят в спектр психологической проблематики. При этом следует подчеркнуть, что рассмотрение вопросов сексуальности не принадлежит ни какой-либо сугубо отдельной психологической отрасли или дисциплине, ни какой-либо одной парадигме в психологии. Секс может быть источником конфликта не только между полами, но также между:

  • поколениями – в вопросах полового воспитания и нравственности;

  • социальными группами – в вопросах прав и дискриминации меньшинств;

  • культурами – в вопросах норм, обычаев и традиций.

Таким образом, независимо от направления своей деятельности психолог должен иметь высокий уровень образованности в этом вопросе.

«Вопрос сексуальности окружен необыкновенным количеством предрассудков» [1, c. 281] – писал Альфред Адлер в первой половине прошлого века. Изменилось ли что-то в наши дни? В современном обществе по мере того, как сексуальная тематика становится всё более доступной широкой публике – уже можно даже сказать, навязываемой – качество информации отнюдь не улучшается. Например, пропагандируемый поп-культурой образ гиперсексуальной женщины, во-первых, нивелирует душевные, эмоциональные потребности женщины в сознании самих женщин, и порождает в (и без того плохо понимающих эти потребности) мужчинах ещё большую неспособность учитывать эти потребности; а, во-вторых, вызывает у некоторых, осознающих своё несоответствие этому образу, представительниц именуемого прекрасным – женского пола комплекс инфантильности. Можно привести ещё множество примеров, демонстрирующих, что изменения произошли ни в сторону уменьшения числа сексуальных предрассудков, а в сфере их содержания. Можно также отметить, что, несмотря на огромную загруженность современного человека различными видами деятельности и увлечений, и резкое снижение времени, оставшегося для любви, интерес человечества к половым вопросам нисколько не ослабевает. И здесь, несмотря на своё экономическое происхождение, вступает в силу закон: спрос рождает предложение – психология сексуальности молодая и быстро развивающаяся область знаний. Опираясь на медико-биологические, исторические, культурологические, филологические, социологические дисциплины она создает собственное гносеологическое пространство [2, с. 10]. И как было сказано выше, глобальность сексуальной проблематики сделает достижения и открытия психологии сексуальности актуальными и значимыми для большинства психологических отраслей.

Отметим также, что сексуальная тематика привлекает не только современных специалистов, но занимает значительное место в работах классиков, вначале, философии, а затем, и психологии. Поэтому в данной работе наряду с современными исследованиями будут рассмотрены (в рамках позволенных объёмом) и классические труды.


^ 1. СЕКСУАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ

1.1. Представления о сексуальной мотивации

в философии и психологии

В сочинении «Метафизика половой любви» философ 19-ого века Артур Шопенгауэр объясняет сексуальную мотивацию и её гендерные особенности сугубо биологическими законами. Он пишет: «Любовь мужчины заметно слабеет с того момента, когда она получит себе

удовлетворение: почти всякая другая женщина для него более привлекательна, чем та, которою он уже обладает, и он жаждет перемены; любовь женщины, наоборот, именно с этого момента возрастает. Это - результат целей, которые ставит себе природа: она заинтересована в сохранении, а потому и в возможно большем размножении всякого данного рода существ. В самом деле: мужчина легко может произвести на свет больше ста детей в год, если к его услугам будет столько же женщин; напротив того, женщина, сколько бы мужчин она ни знала, все-таки может произвести на свет только одно дитя в год… Вот почему она сильно привязывается к одному, ибо природа инстинктивно и без всякой рефлексии побуждает ее заботиться о кормильце и защитнике будущего потомства» [8, с. хх]. Мотивацию выбора сексуального партнёра Шопенгауэр сводит к нахождению наиболее удачного вариант для воспроизводства здорового потомства: привлекательным, в этом случае, становится всё то, что, во-первых, свидетельствует о физическом здоровье партнёра, и, во-вторых, может скомпенсировать собственные нежелательные черты, в качестве иллюстрации чего Шопенгауэром приводится факт предпочтения блондинами брюнеток (т.к. белый цвет волос и кожи в свете эволюционной теории рассматривается, как отклонение от первоначальной природной нормы). Поскольку данные рассуждения Шопенгауэра базируются на эволюционной теории, которой придерживается большинство современных учёных, их в той или иной степени разделяют и многие психологи. В частности в ненаучной «психологической» литературе, ориентированной на женщин, желающих выйти замуж за «миллионера», и мужчин, желающих соблазнить «миллион» женщин, эти теории в разных интерпретациях и с разными целями доносят до читателя. В классической психоаналитической теории З. Фрейд в качестве основы сексуальной мотивации рассматривал половое влечение – природный инстинкт, удовлетворение которого сводится к разрядке спонтанно возникающего в организме психофизиологического напряжения.

Изучая возникновение сексуального возбуждения современные исследователи сошлись на мнении, что для состояния полового возбуждения недостаточно только одних физиологических стимулов, в частности генитальных признаков.

Как отмечает И.С. Кон: «В современной психологической литературе сексуальная мотивация описывается и в терминах теории потребностей, и в терминах теории эмоций, и в терминах когнитивной психологии» [6, с. 177]. Наиболее удачной с точки зрения интеграции психологических и социологических данных ему представляется теория "сексуального сценария", предложенная У. Саймоном и Дж. Ганьоном. Понятие "сценария" близкое к понятию "поведенческой программы" включает нормативные компоненты (– кто, что, с кем, где, когда, как и почему должен, может или не должен и не может делать в сексуальном плане), которые задаются культурой, однако не исключая при этом

индивидуальные различия. Также сексуальный сценарий включает в себя когнитивные компоненты разного уровня: представления, понятия, оценочные суждения и т.д. Индивид, согласно этой теории, имеет обычно не один, а несколько сценариев:

1) сексуальные фантазии, которые субъект никогда не пытается, не

может или даже не хочет реализовать;

2) планы реального поведения, которые более или менее последовательно

осуществляются индивидом;

3) промежуточные ориентиры, используемые в процессе сексуального

взаимодействия ("если он сделает так, я сделаю это");

4) хранилища памяти, организующие прошлый сексуальный опыт в более

или менее последовательное целое.

Очевидно, что определение мотивации сексуального поведения или же конкретного сексуального акта конкретного индивида требует индивидуального подхода. Желание завести ребёнка; стремление таким образом проявить чувства, получить удовольствие или снять напряжение; страх потерять или обидеть любимого при отказе; любопытство; желание повысить собственную самооценку, кому-то за что-то отомстить; стремление получить опыт или соответствовать поведению окружающих – мотивы сами по себе и в сочетании между собой настолько разнообразны, что могли бы стать темой отдельной работы.


^ 1.2. Сексуальная мотивация мужчин и женщин

«Мужчина готов любить ради секса, а женщина готова на секс ради любви» [9] – резюмировал Н.М. Телепов часто встречающиеся в литературе по психологии и сексологии субъективные рассуждения и объективные данные о доминировании физиологии в мужских сексуальных потребностях и эмоционального компонента – в женских. Таким образом, чтобы вскрыть особенности сексуальной мотивации мужчин следовало бы широко коснуться вопросов физиологии, вернуться и углубиться в эволюционную теорию, однако учитывая психологическую направленность данной работы остановимся на более пристальном рассмотрении особенностей женской мотивации.

О преобладании в женской сексуальной мотивации потребности в любви, нежности, внимании писали многие. В статье современного психолога-практика Д. Трунова «Три женских комплекса: идентичность против сексуальности» предпринята попытка вскрыть социально-психологическую мотивацию, которая может провоцировать женщину на определённое сексуальное поведение и даже стать устойчивой формой этого поведения – комплексом. Природа, культура и общество одарили женщину обязанностью быть красивой [10, с.109]. Главной составляющей женской красоты автор называет сексуальную привлекательность. Это качество может быть оценено объективно по соответствующей поведенческой реакции мужчин. С этой точки зрения, любое внешнее проявление сексуального влечения мужчин – от легкого интереса до явного сексуального возбуждения – можно понимать как показатель достижения женской идентичности, то есть как «некую гендерную функцию, которую женщина должна выполнить, чтобы успешно идентифицировать себя с образом женщины» [10, с.109]. Для подтверждение своей женской идентичности женщина может демонстрировать свою сексуальную привлекательность, не имея при этом никаких сексуальных побуждений. Противоречие между сильно выраженной потребностью в подтверждении женской идентичности и слабо выраженными сексуальными побуждениями и составляет основу комплекса. Д. Трунов выделил и описал три таких комплекса:

1. Комплекс Сирены:

«…сирены — это полуптицы-полуженщины, живущие на скалистых островах и заманивающие своим дивным голосом моряков, а затем убивающие и пожирающие их… Странный, не совсем женский облик сирен означает ощущение женской неполноценности, а значит существующую потребность в доказательстве своей женской идентичности. Одновременно с этим птичья часть тела сирены является символом невозможности сексуального контакта с мужчиной в силу разнообразных причин… Отсюда — мотив убийства, означающий агрессивную реакцию женщины по отношению к мужчине, который был необходим лишь для подтверждения ее женской привлекательности, а затем после успешного выполнения им своей функции стал мешающим…» [10, с. 109]. Как замечает автор, такое противоречивое поведение женщины может успешно рационализироваться: “Всем мужчинам надо только одно”, “Ненавижу мужчин, которые видят во мне только сексуальный объект” и т.д.

2. Комплеск Клеопатры:

«…Клеопатре приписывают следующую “причуду”: поскольку Клеопатра была весьма красивой женщиной, то очень многие мужчины мечтали о том, чтобы провести с ней ночь любви; Клеопатра милостиво соглашалась на это, но лишь при условии, что после проведенной с ней ночи мужчина будет казнен… Представим женщину, что испытывает чувство неполноценности по поводу своей женской идентичности, и ей необходима ситуация, доказывающая, что она настоящая женщина. Для этого она выбирает подходящего мужчину, который сможет это доказать. Однако в отличие от женщины-Сирены женщине-Клеопатре необходимо не просто внимание мужчины, а более весомые доказательства ее женственности, например, ощущение оргазма, испытываемое во время полового акта…Символическим уничтожением мужчины является расставание с ним, его унижение, а также разного рода действия, направленные против него» [10, с. 111].

3. Комплекс Юдифи –

«…комплекс противоречивых чувств, возникающих у женщины в ответ на фрустрацию, связанную с отказом мужчины проявлять свою сексуальный интерес по отношению к ней. Главным компонентом этого комплекса является чувство неполноценности, связанное с отсутствием подтверждения мужчиной ее сексуальной привлекательности (то есть женской идентичности)» [10, с. 112]. При комплексе Юдифи речь идёт не об отказе мужчины исключительно от полового акта: женщина может агрессивно реагировать на отсутствие любого внимания со стороны мужчины (например, ей не сделали комплимент, не обратили внимание на ее прическу и т.д.)

В случае любого из этих комплексов мужчина не интересует женщину как объект сексуального желания: мотивом сексуального поведения является достижение женской идентичности.

^ 1.3. Секс и любовь

Проанализировав, каким образом соединяются любовь и секс в культурах мира, 3. Лев-Старович выделил пять моделей:

1) Платоническая модель: секс в такой модели трактуется как нечто низменное, а цель человека – достигнуть высшей, асексуальной любви.

2) Чувственная модель: в ней любовь отождествляется с желанием, чувственностью; секс является ее осью.

3) Интегральная, психофизическая модель: в ней любовь и секс неразделимы, они образуют единство.

4) Модель противопоставления любви и секса: в ней любовь и
секс трактуются как противоположные сферы.

5) Модель секса без любви, в которой мужчину и женщину объединяет только секс, между ними возможна лишь определенная симпатия и не более.

«В бесстрастном сексе в принципе нет ничего дурного, если оба партнера сознательно идут на это…» [2, с. 160] – данное суждение Л.Н. Акимовой заслуживало бы большего доверия, если бы было подкреплено результатами какого-либо исследования, в котором изучалось влияние таких сексуальных контактов на личность. Обратившись же к литературе, как источнику данных о человеческих судьбах и чувствах, можно обнаружить множество примеров ставящих под сомнение утверждение о психологической безвредности секса «ради секса». Хорошей иллюстрацией внутренней опустошённости и разочарования в данном случае служат откровенные строки А. Блока:

^ И страсти таинство свершая,

И поднимаясь над землей,

Я видел, как идет другая

На ложе страсти роковой...

И те же ласки, те же речи,

Постылый трепет жадных уст,

И примелькавшиеся плечи...

Нет! Мир бесстрастен, чист и пуст!

Или же обратимся к дневниковой записи русской революционерки А. Коллонтай – автору теории «стакана воды», суть которой в том, что в свободном от буржуазной морали обществе каждый человек имеет право удовлетворять свои половые потребности с той же лёгкостью, с какой он способен выпить стакан воды – она писала: «Сегодня я не мудрая Коллонтай, а влюблённая девчонка, которая пользуется взаимностью своего избранника. Павлуша вернул мне утраченную веру в то, что есть разница между мужской похотью и любовью…». Нельзя, утверждать категорически, однако можно предположить, что между «утраченной верой» и, пропагандируемым и практикуемым ею, свободным удовлетворением половых потребностей существует причинная связь, также как и между «взаимностью» и возвращением веры в то, что кроме мужской похоти существует мужская любовь.

Каждый индивид сам выбирает, какая из 5-и вышеописанных моделей соотношения любви и секса соответствует его внутренним потребностям и представлениям. С точки зрения этики, в компетенцию психолога входит коррекция не самого выбора, а его последствий.


^ 2. СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

2.1. Половые различия в сексуальном поведении

Проанализировав 177 исследований (1960-1980-х гг.), в которых содержались данные о половых различиях по 21-ому показателю сексуального поведения и сексуальных отношений, М. Оливер и Дж. Хайд пришли к выводу, что мужчины значительно чаще женщин прибегают к такому виду сексуального поведения как мастурбация, а в вопросах сексуальной удовлетворённости и отношению к гомосексуалам различий между мужской и женской позицией обнаружено не было. Несмотря на внушительное число опорных исследований, данные выводы подверглись резкой критике, главным аргументом которой стало обвинение в тенденциозном (направленном на подтверждение своей гипотезы) отборе литературы. Оппонентами Оливера и Хайда были приведены результаты других исследований, согласно которым для мужчин характерно более негативное отношение к гомосексуализму, чем для женщин.

Среди отличительных особенностей сексуального поведения и установок мужчин и женщин разные авторы называют следующие:

  • мужчины более, чем женщины, склонны к промискуитету – беспорядочным сексуальным связям;

  • для мужчин внешность женщины: ее обаяние, фигура, красота – являются более мощным стимулом сексуальных проявлений, чем аналогичные данные для женщины;

  • романтическая стадия сексуальности у женщин более выражена и длительна;

  • «…мужчины более ориентированы на широкие социальные группы, чем женщины, в том числе и потому, что это обеспечивает им больший доступ к женщинам как к сексуальным партнёрам» [3, с. 305];

  • «…женщины более индивидуальны в своих сексуальных реакциях и проявлениях» [9];

  • у мужчин отсутствие любви может отрицательно влиять на сексуальное удовлетворение, но гораздо в меньшей степени, чем у женщин;

  • «…отсутствие гармонии чувств, взаимоотношений, фрустрирует женщину сильнее, чем неудавшийся половой акт» [9];

  • у мужчин, в отличие от женщин, психосексуального удовлетворения без оргазма не бывает;

  • «женщины чаще мужчин испытывают любовь к своему первому сексуальному партнеру» [5, с.383];

  • для мужчин характерны более разнообразные сексуальные желания.

Последняя особенность интересна с той точки зрения, что некоторые сексологи оценивают женскую фантазию как более эффективную для обеспечения разнообразия в сексуальном акте. Таким образом, получается соответствие между мужскими потребностями и женскими способностями.

Сексуальное поведение подвержено влиянию как биологических, так и социальных, и психологических факторов. В связи с этим различие в поведении мужчин и женщин следует рассматривать исходя из их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Кроме того, при рассмотрении женского сексуального поведения необходимо принимать во внимание изменение социальных условий на современном этапе – сглаживание различий между мужчинами и женщинами в образовании, взглядах, интересах; следует учитывать и современное равноправие женщин, их независимость в экономическом плане.


^ 2.2. Сексуальные игры

Игра как форма поведения и способ общения может сопровождать человека в течение всего онтогенеза. Иногда люди играют во что-то осознанно, иногда нет. В психологии теме игр, в которые играют взрослые, уделяется не меньшее внимание, чем детским играм.

В сексуальном поведении игра может быть как элементом прелюдии к половому акту, так и самостоятельным законченным действием, направленным на то, чтобы дать выход половым импульсам или подавить их.

Последний вид игр Э. Берн считает извращением полового инстинкта, потому что удовлетворение в них достигается не путем полового акта, а при транзакциях ( – единицах коммуникативного процесса, состоящих из коммуникативного стимула и реакции), составляющих цель игры. Им описываются некоторые сексуальные игры, их специфика и цели, которые в них преследуются. Например, игра «Скандал» используются двумя людьми, которые стремятся избежать половой близости. В классическом варианте игра разыгрывается между деспотичным отцом и подростком-дочерью, как эффективный способ разрешения половых проблем, возникающих у отца и подрастающей дочери в определенных семьях. Берн, отмечает, что одним из факторов повышающих риск возникновения такой игры является сексуальная заторможенность матери. «Сценарий» примерно такой: отец возвращается с работы и начинает придираться к дочери, она в ответ грубит (или наоборот дочь своим вызывающим поведением провоцирует отца); затем, оба повышают голос, и ссора разгорается все сильнее; «…окончание игры "Скандал" связано с хлопаньем дверью» [4, с. хх]. Игра может прекратиться в трех случаях: дочь выйдет замуж, отец найдет сексуальный интерес на стороне, мать смягчит свою относительную или абсолютную фригидность.

Другая игра «Ну-ка, подеритесь» заключается в сражении двух мужчин за одну женщину. Бёрн описывает три модификации этой игры: манёвр, при котором женщина сталкивает двух мужчин, предлагая соперничать (подразумевается или на самом деле дается обещание принадлежать победителю); ритуал - обычай требует, чтобы двое мужчин сражались за женщину, даже если она не хочет ни одного из них или даже если она уже сделала свой выбор; игра - женщина объявляет начало состязания и, пока двое мужчин сражаются, сама убегает с третьим.

Берн считает, что в большинстве случаев инициатором игр выступает женщина. Это происходит потому, что в жестких формах игр, в которых инициатором выступает мужчина, сами игры граничат с преступлением и по праву относятся к играм преступного мира [4, с. хх].

Ф. Келли описывает ситуации, в которых осуществляется перенос проблем из других сфер в сексуальную и обыгрывание в ней, вместо решения там, где проблема непосредственно возникла. Например, человек, недовольный партнёром, может проявлять низки интерес к сексуальной активности, наказывая партнёра отказом.


^ 2.3. Кокетство как элемент сексуального поведения

Паола Ломброзо, анализируя проявления «кокетства» в животном мире, приходит к выводу, что его происхождение имеет сугубо мужскую природу. Среди представителей фауны именно самцами для привлечения самок используются такие приёмы «кокетства», как яркое оперение; исполнение песен, танцев; демонстрация силы в поединках с другими самцами и пр. Она считает кокетство необходимым условием в жизни некоторых пород – условием, связанным со стремлением к продолжению рода. «Тот или другой пол, смотря по тому, который из них занимает более или менее выгодное или благоприятное положение, - пишет П. Ламброзо, - делает "авансы" или принимает их, как должное, как дань, приносимую его красоте…» [8, с. хх]. В процессе антропогенеза по ряду причин кокетство закрепилось как преимущественно женская форма сексуального поведения.

Кокетство как демонстрация своей сексуальной привлекательности, привлечение к себе внимания, включает множество поведенческих тонкостей: это и манера говорить и одеваться, и отточенные жесты и взгляды, но самым весомым является способ достигаемого различными, иногда изощрёнными, методами соответствия эталону красоты. В каждой культуре имеется свой эталон. Паола Ломброзо описывает некоторые диаметрально противоположные нашим понятиям об эстетике эталоны красоты различных культур и те изощрённые методы, посредством которых женщины в этих культурах достигали (или достигают и в наши дни) соответствия этим эталонам:

  • Женщины Туниса до замужества подвергают себя режиму откармливания, поедая невероятное количество риса и сладостей, т.к. чем «чудовищнее» (эпитет П. Лоброзо) их толщина, тем более удовлетворяет она вкусам тунисских мужчин.

  • На острове Малакк особенной красотой в женщине считается длинная шея, поэтому с самого рождения на девочку надевается род деревянного ошейника, заставляющего ее держать голову кверху. Этот ошейник делается постепенно все более и более высоким, и таким образом к 15 или 16 годам получается чудовищная шея в десятки сантиметров длины.

  • Китаянки (вплоть до начала 20-ого века) приносили в жертву на алтарь кокетства свои ноги: при помощи особых мучительных приспособлений превращая их в маленькие культи, на которых едва могли ходить.

Таким образом П. Ламброзо приходит к выводу, что «… все физические мучения, которым добровольно подчинялась женщина всех рас и времен, и которые так глубоко изменили ее тип, показывают, до какой степени крепко коренится чувство женского кокетства в древности всех стран» [8, с. хх].


^ 2.4. Спектр сексуального поведения

и сексуальные девиации

Спектр сексуального поведения настолько широк, что охватить его даже не полностью, а в значительной степени, в данной работе не возможно. Игры и кокетство как формы сексуального поведения были рассмотрены более пристально по причине преобладания в них именно психологического компонента. Способы осуществления непосредственно полового акта также, например, можно, включить в спектр полового поведения, однако их изучение, скорее, входит в специфику сексологии, а психологов может касаться в виде конфликта возникающего между парой, в которой наблюдается острое несоответствие диапазонов приемлемости партнёров (например, представляющийся мужчине крайне привлекательным и желанным способ вызывает резкую негативную реакцию женщины).

Классификация сексологов сексуального поведения в зависимости от количества участников на одиночное, парное и групповое, представляет интерес для психологии с точки зрения личностных особенностей индивида, предпочитающего ту или иную форму поведения. Относительно мужчин, занимающихся онанизмом, исследователи (Мастерс и Джонсон) обнаружили следующую закономерность: мужчины склонны определять как избыточный онанизм, частота которого превышает их собственную, каковой бы она не была.

Характерной чертой некоторых сексуальных контактов является привлечение к сексуальной активности неизвестного и зачастую невольного участника [5, с. 597]. Ф. Келли описывает некоторые виды такого сексуального поведения и отмечает психологические особенности практикующих его лиц:

  • Непристойные телефонные звонки – склонность к ним характерна для неуверенных в себе мужчин.

  • Тачеризм – получение сексуального удовлетворения от прикосновения к телу незнакомого человека – также свидетельствует о неуверенности в себе.

  • Эксгибиционизм – демонстрация своих половых органов посторонним людям с целью сексуального удовлетворения – как правило, развивается на фоне комплекса неполноценности.

Следует отметить, что определение сексуальных девиации ( – отклонений от общепринятых в данном обществе форм полового поведения) в современном мире усложняется быстро меняющимися представлениями о нормах сексуального поведения. Гомосексуализм в недалёком прошлом отечественной истории относился к ряду уголовно наказуемых деяний. Сейчас наблюдается коренное изменение отношения к этому явлению, как в науке, так и в обществе. Подробнее вопрос гомосексуальности будет рассматриваться в посвящённой индивидуальным особенностям сексуальности главе данной работы.

По анализу исследований, проведённых западными психологами И.С. Кон делает вывод, что сексуальные контакты (от генитальных игр до полового акта) между сибсами (братьями и сестрами) происходят значительно чаще, чем принято думать. При этом, подобные контакты могут быть как гетеросексуальными, так и гомосексуальными; добровольными и насильственными; единичными и повторяющимися. «Влияние этого опыта на дальнейшее психосексуальное развитие, видимо, неоднозначно: одна треть опрошенных восприняла его положительно, вторая - отрицательно, третья - безразлично»[6, с. 205] – отмечает И.С. Кон.

Одной из «древних» форм сексуального поведения является проституция. В разное время в различных культурах отношение этому явлению со стороны общества было различным. В настоящее время в некоторых странах проституция легализована, в некоторых – запрещена. По мнению А. Коллонтай, «Психологическая неполнота ощущений при покупной ласке особенно пагубно отражается на психологии мужчин: мужчина, пользующийся проституцией, в которой отсутствуют все облагораживающие привходящие душевные моменты истинно эротического экстаза, научается подходить к женщине с "пониженными" запросами, с упрощенной и обесцвеченной психикой» [8, с. хх].


^ 3. ПСИХОЛОГИЯ СЕКСА

3.1. Секс в работах классиков психологии

Подобно тому, как Пётр I-ый «прорубил окно в Европу» для России, Зигмунд Фрейд «прорубил окно в сексуальность» для психологии. Если У. Джеймс, исследовательский интерес которого коснулся большинства объектов изучения психологии (и личность, и сознание, и когнитивные процессы), отвёл теме секса несколько страниц в своих трудах, то Фрейд сделал сексуальную тематику стержневой в своей теории: назвав сексуальное влечение основным инстинктом человека – инстинктом жизни, он ввёл понятие «либидо» – энергия сексуального инстинкта; им были описаны стадии психосексуального развития и Эдипов комплекс, суть которого сегодня известна многим, даже не имеющим отношения к психологии, образованным людям. Фрейд полагал (и его предположения не утратили актуальности в настоящий момент), что в сексуальных отношениях взрослых людей имеет место перенос неразрешённых в детстве, имеющих сексуальную почву конфликтов с родителями. Зависть к пенису – ключевое понятие во взглядах Фрейда на природу женской сексуальности: «Открытие того, что она кастрирована, является поворотным моментом в процессе созревания девочки. Отсюда проистекают три направления развития: одно приводит к сексуальному подавлению и неврозам, второе направление ведет к изменению характера в смысле комплекса мужественности, а третье — это развитие нормальной женственности» [8, с. хх].

Во многих вопросах жёстким оппонентом Фрейда выступила Карен Хорни: она считала, что зависть к пенису не обязательное для женщины переживание, а имеющие место быть в равной степени как и встречающаяся у мужчин зависть к матке – способности женщин рожать и обновляться через менструационный цикл. «Нет никаких доказательств того, - пишет Хорни, - что нежность между матерью и ребенком имеет сексуальную природу. Все, что мы можем заметить, - и это результат открытия, сделанного Фрейдом - так это то, что могут присутствовать сексуальные элементы» [11, с.117]. В одном из своих основных трудов «Невротическая личность нашего времени» она отмечала, что невротическая потребность в любви и привязанности часто принимает форму сексуальной страсти или ненасытной потребности в сексуальном удовлетворении; и оговаривала тот факт, что выражение именно в сексуальной форме потребности в любви зависит от множества обстоятельств внешнего и внутреннего порядка: особенности культуры, различия в жизненной энергии и сексуальном темпераменте, удовлетворённость собственной сексуальной жизнью – вот основные, называемые Хорни факторы.

Альфред Адлер, которого часто называют предвестником гуманистической психологии, считал веру в то, человек наследует определенный уровень сексуальности, и такое положение вещей невозможно изменить, распространенным сексуальным предрассудком своего времени. «Известно, что вопросы наследственности с готовностью используются в качестве оправданий, и что эти оправдания препятствуют изменениям» – писал он, будучи убеждён, что «…чрезмерность сексуальных склонностей берет начало в реакциях родителей, присматривающих за детьми» [1, с. 281]. Адлер не разделял точку зрения многих врачей и физиологов своего времени, согласно которой «…сексуальное paзвитие является основой развития разума, психики и всех физических проявлений»; он считал, что напротив «…все формы и развитие сексуальности зависят от развития личности – от стиля жизни и прототипа»: например, «Если нам известно, что ребенок всегда стремится быть центром внимания, стремится к превосходству, понятно, что свою сексуальность он разовьет так, чтобы с ее помощью достигать этих целей» [1, с. 282-283].

Абрахам Маслоу – представитель гуманистического направления в психологии рассматривал вопросы секса в свете центрального понятия своей теории – самоактуализации, которая определяется им как полное использование человеком своих талантов, способностей, возможностей и т.п.

«Я совершенно определенно могу заявить, что самоактуализирующиеся люди, как мужчины, так и женщины, не ищут секса ради секса… Я не готов заявить, что эти люди полностью отвергают для себя возможность секса без любви, но мне известно множество случаев, когда они отказывались от половых отношений или откладывали их, не будучи уверенными в своих чувствах к партнеру» [7, с. хх] – пишет Маслоу. Оргазм, по его мнению, с одной стороны, не становится самоцелью для самоактуализирующихся людей, а с другой, может обретать у них форму мистического переживания.

Такое же отношение к сексу в целом приписывает Маслоу самоактуализирующемуся человеку: «…он умеет получать от половых отношений такое наслаждение, какое и не снилось среднестатистическому человеку, но секс не становится для него жизненной философией» [7, с. хх].

З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер и А. Маслоу – это далеко не все психологи, которых можно отнести к классикам, однако рассмотрение именно их работ даёт представление о многообразии взглядов на секс в психологии.


^ 3. 2. Теории психосексуального развития

Психосексуальное развитие – формирование сексуальных чувств, ориентаций и паттернов поведения человека [5, с. 223]. В психологии существует множество теорий, пытающихся ответить на вопрос, каким образом происходит психосексуальное развитие – вскрыть его механизмы и описать стадии. Рассмотрим некоторые.

Психодинамическая теория – была предложена З. Фрейдом; согласно ей, младенцы от рождения обладают потенциалом сексуальной энергии – либидо, которое на различных этапах онтогенеза локализуется в определённой области тела – той области, которая играет значимую роль в выполнении основных задач каждого этапа возрастного развития, дающих название стадиям: оральная – получение пищи через сосание, анальная – освоение процедуры дефекации в соответствии с требованиями взрослых, фаллическая – осознание наличия или отсутствия у себя пениса, латентный период – либидо «дремлет», давая ребёнку возможность сконцентрироваться на учёбе и социализации, генитальная – способность вступать в интимный контакт с представителем противоположного пола. До появления работы Фрейда «Очерки по теории сексуальности» считалось, что сексуальность проявляется с момента полового созревания и угасает после климактерического периода [2, с. 150]. Возможно, если бы З. Фрейду в момент разработки психодинамической теории были известны данные современного ультразвукового исследования беременных женщин, свидетельствующие о том, что уже в материнской утробе у эмбриона мужского пола может возникать эрекция, стадий было бы больше.

Теория социального научения – возникла в 60-х годах 20-ого века как расширенный вариант теории обусловливания разработанной в рамках бихевиористического направления. Согласно теории социального научения, дети перенимают определённые представления и суждения, имитируя поведение взрослых. Результат научения во многом зависит от авторитета человека, за которым дети наблюдают. Телевидение, кино и музыка могут оказывать мощное влияние на формирование сексуальных ценностей и поведения детей и подростков.


Универсальная теоретическая модель психосексуального развития – была предложена Дж. Банкрофтом в 90-х годах 20-ого века; в ней учитываются стадии физического и психического развития и формулируются три направления, составляющие основу психосексуального развития любого человека. В детском возрасте развитие в этих трёх направлениях происходит параллельно и независимо друг от друга, а в подростковом и юношеском возрасте направления интегрируются, формируя основу зрелой сексуальности. 1-ое направление – гендерная идентичность – внутреннее ощущение свое собственной половой принадлежности, 2-ое – сексуальная реакция и понимание собственной сексуальной ориентации (того, что именно «я» считаю сексуальным), 3-ье – способность к близким парным отношениям.

По оценке А.Н. Акимовой, «…несмотря на обилие эмпирических данных, мы знаем о развитии сексуальности недостаточно» [2, с. 151].


^ 3.3. Половые и индивидуальные

особенности сексуальности

Для создания гармоничных интимных отношений мужчине и женщине необходимо знать и полностью принимать все различия в сексуальной сфере, которые есть между ними. Н.М. Телепов собрал существующие различия в таблицу:

Таблица 1 – Различия в мужской и женской сексуальности




МУЖЧИНЫ

ЖЕНЩИНЫ

ОРИЕНТАЦИЯ

НА:

физиологический аспект

личное отношение

Детали

Целое

физическое единство

эмоциональное единство

разнообразие

Безопасность

СТИМУЛЯЦИЯ

зрительный образ

Прикосновение

действия

Слова

ПОТРЕБНОСТИ

уважение

Понимание

физическая близость

эмоциональная близость

не цикличны

Цикличны

ОРГАЗМ

краткий, интенсивный

долгий, глубокий

более физиологический


более эмоциональный

ОТНОШЕНИЕ

К СЕКСУ

трудно отвлечь

легко отвлечь

создает облегчение

создает единство

Н. Пезешкиан делит людей на три психологических типа по их отношению к сексу:

  • Молчаливый – если у него возникают проблемы в интимной сфере, он предпочитает ни с кем их не обсуждать говорить. В силу своих религиозных или нравственных представлений интимные отношения он терпит как необходимое зло в силу. Придерживается традиции, что брак создается только с одной целью – продолжение рода. У этого типа часто возникают такие проблемы как страх перед сексуальной активностью и наступающее вслед за этим чувство вины.

  • Откровенный – не считается с нормами, установленными традициями. Считает необходимым больше и чаще говорить о сексуальности, накапливать сексуальный опыт. Интимные отношения для него – своего рода спортивный интерес. Возможные проблемы этого типа: страх перед половым бессилием, партнеры и связи, которые обязывают, душевное и физическое переутомление.

  • Двойственный тип – выдает себя за строгого моралиста, а когда остается вне контроля – делает все, что хочет.

Гомосексуальные – гомогендерные (во многих источниках) отношения многими современными психологами и сексологами принято рассматривать не как патологию, а как проявление сексуальной индивидуальности. Поскольку гомосексуальность может вызывать резкие внутриличностные конфликты и конфликты с близкими и окружением, представители гомосексуальной ориентации могут нуждаться в психологической помощи. В последние десятилетия число исследований в этой сфере возрастает. Для представителей западной культуры предложена следующая модель формирования сексуальной идентичности гомосексуалистов:

1 Стадия – сомнения. Человек начинает осознавать в себе гомосексуальные побуждения, но предпочитает на них не реагировать вступлением в сексуальную связь с лицом своего пола.

2 Стадия – сравнения. Сравнивая себя и сверстников, ближайшее окружение, человек пытается разобраться, в чём его отличие от них и что значит быть гомосексуалистом.

3 Стадия – терпимости. Индивид смиряется со своими сексуальными предпочтениями и начинает привыкать к ним.

4 Стадия – внутреннего принятия своей сексуальности. На этом этапе терпимое отношение к своей идентичности переходит в положительное самовосприятие.

5 Стадия – гордости. По мере углубления в сообщество геев/лесбиянок человек начинает испытывать гордость в связи с принадлежностью к данному сообществу.

6 Стадия – синтеза. Человек перестаёт воспринимать людей в положительном или отрицательном свете только по признаку сексуальной ориентации.

И.С. Кон подчёркивает, что при работе с гомосексуалом необходимо учитывать не только особенности его ориентации, но и особенности его личности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопросы секса и сексуальности могут столкнуть занимающегося ими психолога с необходимостью разобраться в тонкостях физиологии, нравственности, культуры и даже истории.

Интерес человечества к сексуальной сфере устойчив и имеет сам по себе длительную историю, что позволяет, опираясь на труды философ, медиков и психологов, расширить в научной среде представление о сексе, базирующиеся на современных исследованиях и, зачастую пагубные для формирования сексуальной зрелости, представления о сексе в среде подростков и молодёжи, базирующиеся на ценностях поп-культуры.

Вопреки тому, что современная культура, по оценке многих специалистов, чересчур сексуализирована, исследования показывают, что уровень сексуальной грамотности вырос незначительно. Ставшее в последние время доступным и модным овладение сексуальными техниками, очень часто, вытесняет осознание необходимости формирования сексуальных ценностей и работы над ними, что приводит, в конечном итоге, к дисгармонии личности.

Несмотря на то, что было разработано и предложено множество схем и теорий для анализа сексуальной мотивации, психосексуального развития, гендерных особенностей и других вопросов сексуальности, многие проблемы требуют не автоматического применения схемы, а индивидуального подхода.


ЛИТЕРАТУРА

1. Адлер, А. Сексуальность и сексуальные проблемы // Наука жить / А. Адлер. – Киев: Port-Royal, 1997. – С. 281-286.

2. Акимова, Л. Н. Психология сексуальности / Л.Н. Акимова – Одесса: СМИЛ, 2005. – 198 с.

3. Бендас, Т.В. Дружеские и сексуальные гендерные отношения // Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2008. – С. 299-309.

4. Берн, Э. Сексуальные игры // Игры, в которые играют люди / Э. Берн. – Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. – С. хх-хх.

5. Келли, Г. Основы современной сексологии / Г. Келли. – СПб.: Питер, 2000. – 896 с.

6. Кон, И. С. Введение в сексологию / И.С. Кон. – М., 1988. – С. 176-219.

7. Маслоу, А. Самоактуализация, любовь и секс // Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Евразия, 1999. – С. хх-хх.

8. Сельченок, К.В. Психосексология: Хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. – OCR Палек, 2000 г. – ххх с.

9. Телепов, Н.М. Гендерные различия в сексуально-поведенческой сфере //

Мужчина и Женщина: любовь, партнерство, семья: материалы 3-ей Междисциплинарной научно-практической конференции. – Москва, 30 мая 2003.


10. Трунов, Д. Три женских комплекса: идентичность против сексуальности

// Семейная психология и семейная терапия. – 2006. – № 2. – С. 109-113.


11. Хорни, К. Невротическая потребность в любви // Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М., 1993. – С. 116-126.


Скачать файл (162.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации