Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Психология общения - файл Тема 1.1. Общение.doc


Лекции - Психология общения
скачать (807.6 kb.)

Доступные файлы (8):

Тема 1.1. Общение.doc189kb.23.12.2008 13:30скачать
Тема 1.3. Индивид особен.doc100kb.23.12.2008 13:37скачать
Тема 1. 4. Онтогенез.doc141kb.23.12.2008 13:38скачать
Тема 2.1. Роли.doc129kb.23.12.2008 13:39скачать
Тема 2.2 Слушание, беседа.doc131kb.23.12.2008 13:41скачать
Тема 2.3. Обратная связь.doc150kb.12.12.2008 12:58скачать
Тема 3. 1Пед общение.doc576kb.23.12.2008 13:42скачать
Тема 3. 2 коммун.doc159kb.23.12.2008 10:25скачать

содержание
Загрузка...

Тема 1.1. Общение.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Раздел 1 Теоретические основы общения.

Тема 1. 1. Характеристика общения.

Студент должен иметь представления:

О теоретическом содержании темы.

Студент должен знать:

Основные понятия темы: общение, потребности, общительность, ведущая деятельность.

Студент должен уметь:

Выполняя практические упражнения, актуализировать свой опыт, обосновывая его теоретическими положениями.


План:

  1. Общение и его функции.

  2. Виды общения.

  3. Общение и общительность.

  4. Общение и деятельность.

Для человека не существует

более чудовищного наказания, чем быть

предоставленным в обществе самому себе

и оставаться абсолютно незамеченным.

^ У. Джеймс

Вопрос 1. Общение и его функции

  • Общение — один из важнейших инструментов социализации человека, способ его существования, удовлетворения и регулиро­вания основных потребностей, главный канал взаимодействия людей.

В повседневной жизни человек учится общению с детства и овладевает разными его видами в зависимости от окружающей его среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происхо­дит стихийно, в житейском опыте. Для профессиональной дея­тельности, особенно связанной с людьми и передачей информа­ции, знаний, данного опыта недостаточно, необходимо овладеть теоретическими знаниями.

Понятие «общение», как любое другое понятие в психоло­гии, разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки. В отечественной психологии сложилась устойчивая традиция связывать понятия «общение» и «дея­тельность».

На наш взгляд, объемно это понятие представила Л.П. Буева. Она определяет общение «...как процесс взаимосвязи и взаи­модействия общественных субъектов (личностей, групп), ха­рактеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также ре­зультатами деятельности; как одно из необходимых и всеоб­щих условий формирования и развития общества и личности». Это определение носит общий характер, нацелено на изучение любых взаимосвязей между людьми, социальными группами и т.д.

Однако понятие «общение» может анализироваться и как са­мостоятельное: «Общение взаимодействие двух или более лю­дей, состоящее в обмене между ними информацией познава­тельного или аффективно-оценочного характера» (Психологи­ческий словарь / под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко, 1996). При этом в структуре общения выделяют три компонента: когни­тивный (познавательный), аффективный (эмоциональный), пове­денческий.

  • ^ В психологическом словаре (под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, 1990) общение рассматривается как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выра­ботку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понима­ние людьми друг друга.

Данное определение выделяет основное содержание обще­ния, рассмотренное Г.М. Андреевой (схема 1), а именно: переда­чу информации (коммуникация), взаимодействие (интеракция), познание людьми друг друга (перцепция).


Схема 1. Составные элементы категории общения

Н аиболее полно общение может быть изучено в единстве всех трех аспектов, однако важно рассмотреть каждый из них в отдельности..

Общение всегда рассматривалось как полифункциональ­ный процесс.



  • ^ Можно выделить пять основных его функций
















  • прагматическая




    реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности




    —►—►—>













    формирующая




    проявляется в процессе формирования и развития человека










    подтверждающая




    реализуется в процессе общения с другими людьми, когда человек получает возможность познать, утвердить и подтвердить себя










    организация и поддер­жание межличностных отношений




    осуществляется на разных уровнях — от интимно-личностных до деловых



















    внутриличностная




    реализуется в общении человека с самим собой через внутреннюю и внешнюю речь, построенную по типу диалога
    ^ В прагматической функции общение выступает как важ­нейшее условие объединения людей в процессе любой совмест­ной деятельности. О том, какие разрушительные последствия для деятельности людей имеет невыполнение этого условия, повест­вуется в знаменитом библейском сюжете о строительстве Вави­лонской башни.

  • Большая роль принадлежит формирующей функции обще­ния. Общение ребенка и взрослого — это не просто процесс пе­редачи первому суммы умений, навыков и знаний, которые он механически усваивает, а сложный процесс взаимного влияния, обогащения и изменения. Жизненно необходимая роль общения ярко проявляется в следующем примере. В тридцатых годах в США был проведен эксперимент в двух клиниках, в которых де­ти лечились от серьезных, трудно излечимых заболеваний. Усло­вия в обеих клиниках были одинаковые, но в одном они различались: в одной больнице родственников к малышам не пускали, опасаясь инфекции, а в другой — в определенные часы родители могли пообщаться и поиграть с ребенком в специально отведен­ной комнате. Через несколько месяцев сравнили показатели эф­фективности лечения. В первом отделении коэффициент смерт­ности приблизился к одной трети, несмотря на усилия врачей. Во втором отделении, где малышей лечили теми же средствами и методами, не умер ни один ребенок.

  • ^ Функция подтверждения в процессе общения дает возмож­ность познать, утвердить себя. Желая утвердиться в своем суще­ствовании и своей ценности, человек ищет точку опоры в другом человеке. Повседневный опыт человеческого общения изобилует процедурами, организованными по принципу подтверждения: ритуалы знакомства, приветствия, именования, оказание различ­ных знаков внимания. Известный английский психиатр Р.Д. Лейнг видел в неподтверждении универсальный источник многих пси­хических заболеваний, прежде всего шизофрении.

  • ^ Организация и поддержание межличностных отношений для любого человека связано с оцениванием людей и установле­нием определенных эмоциональных отношений — либо позитив­ных, либо негативных. Поэтому эмоциональное отношение к дру­гому человеку может быть выражено в терминах «симпатии — ан­типатии», что накладывает свой отпечаток не только на личност­ное, но и на деловое общение.

  • ^ Внутриличностная функция рассматривается как универ­сальный способ мышления человека. Л.С. Выготский отмечал в связи с этим, что «человек и наедине с самим собой сохраняет функцию общения».

Итак, ведущее значение общения в жизнедеятельности чело­века состоит в том, что оно является средством организации со­вместной деятельности людей и способом удовлетворения по­требности человека в другом человеке, живом их контакте.

Вопрос 2. Виды общения

  • Общение как социально-психологический феномен — это контакт между людьми, который осуществляется посредством языка и речи, имеет разные формы проявления.

  • Язык — система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляет общение между людьми.

  • Использование языка с целью общения людей называют речью.

  • В зависимости от особенностей общения, выделяют различные его виды: (схема 3).

  • Виды общения




По контакту с собеседником общение может быть непосред­ственным и опосредованным.

  • Непосредственное общение (прямое) — это естественное общение, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и об­щаются посредством речи, мимики и жестов. Данный вид обще­ния является наиболее полноценным, потому что индивиды в процессе его получают максимальную информацию друг о друге.

  • ^ Опосредованное (косвенное) общение осуществляется в си­туациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием. Например, разговор по телефону, переписка. Опо­средованное общение — это неполный психологический контакт, когда обратная связь затруднена.

Общение может быть межличностным или массовым.

  • ^ Мас­совое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Оно может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение на­блюдается на митингах, собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории. Опо­средованное массовое общение имеет односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуни­кации.

  • По критерию равноправия партнеров в межличностном об­щении (схема 4) выделяют два типа: диалогическое и монологи­ческое.




  • Типы межличностного общения

  • Диалогическое общение — равноправное субъект-субъект­ное взаимодействие, имеющее целью взаимное познание, стрем­ление к реализации целей каждого партнера.

  • Монологическое общение реализуется при неравноправных позициях партнеров и представляет собой субъект-объектные от­ношения. Оно может быть императивным и манипулятивным.

  • ^ Императивное общение — авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером с целью достижения контроля над его поведением, установками, мыслями и принуждения к опреде­ленным действиям или решениям. Причем цель эта не завуалиро­вана.

  • ^ Манипулятивное общение — форма межличностного об­щения, при которой воздействие на партнера по общению осуще­ствляется скрытно для достижения своих намерений.

Выделяют два типа коммуникаций — ролевую и личност­ную.

  • В ролевом общении люди действуют, исходя из занимае­мого статуса. Например, ролевым будет общение учителя с уче­никами, начальника цеха с рабочими и т.д. Ролевое общение рег­ламентировано принятыми в обществе правилами и спецификой обращения.

  • ^ Личностное общение зависит от индивидуальных особенностей людей и взаимоотношений между ними.

Общение может быть кратковременным или длительным в зависимости от целей, содержания деятельности, индивидуаль­ных особенностей собеседников, их симпатий, антипатий и т.д.

Обмен информацией может происходить посредством вер­бального и невербального взаимодействия.

  • Вербальное общение происходит посредством речи,

  • невербальное — с помощью па-ралингвистических средств передачи информации (громкость речи, тембр голоса, жесты, мимика, позы).

Общение осуществляется на разных уровнях. Уровни обще­ния определяются общей культурой взаимодействующих объек­тов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем, ценностными ориентациями общающихся, их отношением друг к другу (схема 5).

  • ^ Уровни общения



Самый примитивный уровень общения — фатический (от лат. fatuus — глупый). Он предполагает простой обмен реплика­ми для поддержания разговора, не имеет глубокого смысла. Та­кое общение необходимо в стандартизированных условиях либо определяется этикетными нормами.

Информационный уровень общения предполагает обмен интересной для собеседников новой информацией, являющейся источником эмоциональной, мыслительной, поведенческой ак­тивности человека.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимо­действие, при котором субъекты способны к глубокому саморас­крытию и постижению сущности другого человека, самого себя и окружающего мира. Он построен на позитивном отношении к себе, другим людям и окружающему миру в целом. Это высший духовный уровень общения.


Вопрос 3. Общение и общительность

Задумывались ли вы, почему с удовольствием общаетесь с одним человеком и стремитесь избежать контактов с другим? Общим критерием избирательности в общении выступают по­требности, которые человек удовлетворяет в процессе взаимо­действия с другими людьми. Среди многообразия социальных потребностей, удовлетворение которых предполагается самим процессом общения, выделяют потребности в стимуляции, собы­тиях, узнавании, достижениях и признании, структурировании времени (М.Е. Литвак).

  • ^ Потребности в стимуляции удовлетворяются, когда обще­ние инициирует активность человека, его стремление к действи­ям, поднимает эмоциональный тонус.

  • Потребность в событиях приносит удовлетворение от полу­чения новых впечатлений, определяющих динамику жизни.

  • ^ Потребность в узнавании удовлетворяется каждый раз, ко­гда человек встречает знакомых людей. При узнавании происхо­дит социальное подтверждение личности со стороны других лю­дей, тем самым поддерживается его самоидентификация.

  • ^ Потребности в достижениях и признании связаны с пози­тивным переживанием чувства собственного достоинства чело­века, с уважением и самоуважением.

  • ^ Потребности в структурировании времени удовлетворя­ются на основе индивидуальной формы ритмичности жизнедея­тельности человека, способами времяпрепровождения, которые он выбирает.

Полноценность общения определяется количеством потребно­стей, удовлетворяемых в его процессе, а также зависит от отноше­ния участников взаимодействия друг к другу. При этом позитив­ными факторами являются принадлежность к одному социальному слою, одной возрастной категории, наличие общих интересов.

Умение находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательных отношений, характеризует общи­тельность человека.

Общительность — это качество личности, определяющее вербальную активность во взаимодействии с другими людьми.

Повышенный интерес к происходящему в окружающем мире проявляет экстравертированный тип личности. Как правило, экстраверты быстро вступают в контакт с другими людьми, зани­мают ведущую позицию в общении, а также с легкостью пере­ключается на общение от других занятий.

Сформированная в личности направленность на человека способствует успешности общения, если в ней проявляется от­ношение, которое порождает ориентировку на положительные качества в другом человеке. Однако для того чтобы грамотно общаться, человек должен иметь в своем интеллекте, а также в своих эмоциональной и волевой сферах целый ряд характеристик (схема 6).

  • ^ Характеристики личности, способствующие успешности общения

К интеллектуальным характеристикам относятся: хороший объем, устойчивость и распределение внимания, наблюдатель­ность по отношению к окружающим людям, хорошая память, способность анализировать поступки человека и видеть за ними мотивы, умение ставить себя на место другого человека.

Условием успеха во взаимоотношениях является соответст­вующая воспитанность эмоциональной сферы личности, которая, прежде всего, проявляется в том, умеет ли человек сопереживать другим людям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Регуляция волевой сферы человека проявляется в его уравновешенности, умении управлять своим поведением в различных ситуациях.

Вопрос 4. Общение и деятельность

В традиционном смысле категории «общение» и «деятель­ность» совершенно самостоятельны, ими обозначаются различные реалии. Для отечественной психологии идея единства обще­ния и деятельности является одной из основополагающих. В ши­роком понимании общение рассматривается как сторона совме­стной деятельности и важнейшее условие присвоения индивидом достижений исторического развития человечества.

Межличностное общение почти всегда вплетено в ту или иную деятельность, и это понятно, поскольку вне общения людей друг с другом немыслимы процессы труда, учения, игры и т.д. В свою очередь, тот вид деятельности, в который включено об­щение, влияет на содержание и форму самого общения.

  • ^ Для каждого периода возрастного развития человека харак­терен ведущий вид деятельности (Д.Б. Эльконин), в зависимо­сти от которого складывается и определенный тип общения.

  • В младенчестве общение — ведущий вид деятельности. Взрос­лый обменивается с ребенком эмоциональным состоянием, по­средством речи помогает сориентироваться в окружающем мире.

  • В раннем возрасте общение между взрослым и ребенком проис­ходит по поводу предметной деятельности, идет активное овладе­ние предметами, формируется речь ребенка.

  • В дошкольный пери­од детства сюжетно-ролевая игра — ведущий вид деятельности, развиваются навыки межличностного общения со сверстниками.

  • Младший школьник преимущественно занят учебной деятельно­стью, соответственно и общение включено в данный процесс.

  • Для подростка большую роль играет интимно-личностное обще­ние, а в юношеском возрасте много времени уделяется подготовке к профессиональной деятельности.

  • Специфика профессиональной деятельности взрослого накладывает отпечаток на характер об­щения, манеру поведения, использование профессиональных терминов и т.д.

Деятельность посредством общения не только организуется, но и обогащается, в ней возникают новые связи и отношения ме­жду людьми. В структуре педагогической деятельности особая роль отводится коммуникативным навыкам педагога, способст­вующим достижению высоких уровней общения. К ним относятся:

  • умение понять позицию другого в общении, проявить ин­терес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

  • умение интерпретировать и «читать» его внутреннее со­стояние по нюансам поведения, владение средствами невербаль­ного общения (мимика, жесты);

  • умение встать на точку зрения ученика;

  • умение создать обстановку доверительности, терпимости к другому человеку;

  • владение средствами, усиливающими воздействие (рито­рическими приемами);

  • преимущественное использование организующих воздей­ствий по сравнению с оценивающими, и особенно дисциплини­рующими;

  • преобладание демократического стиля руководства;

  • умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педа­гогической ситуации.

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого явления. Чтобы разобраться в том, что такое общение, надо подробнее рассмот­реть все его стороны, особенности, проблемы и т.д. Этому и бу­дут посвящены следующие главы.



^ Практическая работа № 1

(Задания для индивидуальной работы)


Задание 1. Определите уровень своей общительности (тест В.Ф. Ряховского). Ответьте на вопросы опросника. Варианты ответов: да, нет, иногда.

Опросник:

  1. Выбивает ли вас ожидание какой-либо встречи из колеи?

  2. Вызывает ли у вас смятение и неудовольствие поручение высту­пить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо меро­приятии?

  3. Не откладываете ли вы визит к врачу до последнего момента?

  4. Вам предлагают выехать в другой город на студенческую конфе­ренцию. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы этого избе­жать?

  5. Любите ли вы делиться своими переживаниями с окружающими людьми?

  6. Раздражаетесь ли вы, если незнакомый человек на улице обратился к вам с просьбой или вопросом?

  7. Верите ли вы, что существует проблема «отцов и детей» и что лю­дям разных поколений трудно понимать друг друга?

  8. Постесняетесь ли вы напомнить знакомому, что он забыл вам вер­нуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

  9. В столовой вам подали недоброкачественное блюдо, промолчите ли вы?

  10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

  11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, кинотеатре, библиотеке)?

  12. Боитесь ли вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотре­нию конфликтных ситуаций?

  13. У вас есть собственные критерии оценки произведений литерату­ры, искусства, культуры, и чужих мнений на этот счет вы не при­емлете, это так?

  14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точ­ки зрения по хорошо известному вам вопросу, предпочитаете ли вы промолчать и не вступать в спор?

  15. Вызывает ли у вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в учебной теме?

  16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «да» — 2 балла, «иногда» — 1 балл, «нет» — О баллов.

Полученные баллы суммируются, и определяется уровень общи­тельности.

30-32 балла. Вы явно необщительны. Близким вам людям нелегко, вам трудно работать в команде. Старайтесь быть общительнее, контро­лируйте себя.

^ 25-29 баллов. Вы замкнуты, предпочитаете одиночество, поэтому У вас мало друзей. Необходимость новых контактов выводит вас из рав­новесия. Однако бывает, что при сильной увлеченности вы раскрывае­тесь и становитесь общительным. Стоит только захотеть.

19-24 балла. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. И все же с новыми людь­ми сходитесь с оглядкой. В ваших высказываниях много сарказма. Од­нако эти недостатки исправимы.

9-13 баллов. Вы весьма общительны, любопытны, любите выска­зываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение у ок­ружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, любите бывать в Центре внимания. Однако вам недостает усидчивости, терпения и реши­тельности, когда сталкиваетесь с серьезными проблемами. При желании ВЬ1 можете себя заставить не отступать.

^ 4-8 баллов. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Всегда в курсе всех дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас хандру. Беретесь за любое дело, хотя не все­гда можете успешно довести его до конца. По этой причине руководи­тели и коллеги относятся к вам с некоторой опаской и сомнениями. За­думайтесь над этими фактами.

^ 3 балла и менее. Ваша общительность носит болезненный харак­тер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, не имеющие к вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых не компетентны. Бываете вспыльчивы и обидчивы. Окружающим людям трудно с вами. Вам надо поработать над собой и своим характером. Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, ува­жительное отношение к людям.


Задание 2. Проанализируйте особенности вашего общения в начале разговора, при его поддержании и окончании. Для этого вспомните, как чаще всего вы общаетесь. Прочитайте и выделите ответы, соответст­вующие вашему стилю ведения беседы.

Способы начала разговора

  1. А. Начало разговора зависит от:

  • собеседника, если он первый с вами заговорил;

  • ситуации, если она требует от вас активности;

  • цели, если она предусматривает совместное действие.

Б. Начало разговора зависит от:

  • вашего желания общаться с этим человеком;

  • вашего настроения вне зависимости от ситуации;

  • вашей активности вне зависимости от цели, которая может и не предусматривать партнерского взаимодействия.

Поддержание разговора

А. Для поддержания разговора вы:

  • искренне интересуетесь мнением собеседника;

  • задаете вопросы, побуждающие собеседника поделиться с вами
    его знаниями;

  • внимательно прислушиваетесь к проблемам вашего собеседника.

Б. Для поддержания разговора вы:

  • рассказываете забавные случаи из жизни своей или других людей;

  • делитесь своими проблемами;

  • рассказываете о своих увлечениях, интересах.

Завершение разговора

А. Завершая разговор, вы:

  • отдадите инициативу первым попрощаться своему собеседнику;

  • ориентируетесь на реализацию целей своего собеседника;

  • будете вежливо ждать, пока ваш собеседник выскажется, даже
    если спешите.

Б. Завершая разговор, вы:

  • являетесь инициатором его прекращения;

  • прощаетесь с собеседником, если ваша цель реализована;

  • можете прервать его на полуслове, если потеряли интерес к со­беседнику.

Если ваши ответы чаще совпадали с вариантами А, то у вас есть явный талант слушателя. Однако замечали ли вы за собой напряжение, если беседа излишне затянулась? Проанализируйте эти случаи и попро­буйте найти новые способы ведения беседы.

Если ваши ответы совпадали с вариантами Б, то вы — доминант­ный собеседник, однако обратите внимание на навыки слушания. Мо­жет быть, за излишней активностью в разговоре вы пропускаете ценную информацию от своих собеседников.


Задание 3. Напишите 7-10 качеств «приятного собеседника» и оцените себя по этим качествам по 10-балльной системе.

Например: умение слушать, тактичность, умение интересно расска­зывать, душевность, чувство юмора, содержательность информации и другие.

Попросите ваших знакомых оценить вас по выписанным качествам, используя ту же систему баллов. Сравните ваши представления о себе с мнением других людей о вас.

Если ваше мнение о себе как «приятном собеседнике» совпадает с мнением других людей, то с вами действительно интересно общаться. Если не совпадает, то следует подумать о своей самооценке.


^ Упражнения для групповой работы

Упражнение 1. Первое знакомство

Ведущий объясняет, что иногда обстоятельства складываются так, что приходится встречаться с совершенно незнакомым человеком. При этом вы договариваетесь не только о месте и времени встречи, но и о приметах, по которым вас можно узнать. Опишите себя так, чтобы че­ловек, с которым вы встречаетесь, сразу вас узнал, при этом постарай­тесь уйти от стереотипа (одежда, цвет волос, глаз и т.п.), а попробуйте найти свою индивидуальную примету (привычка поправлять очки, не­обычная деталь походки и пр.). Каждый делает описание на листочке и дает ведущему. Индивидуальная работа длится три-пять минут.

Ведущий зачитывает текст, а участники группы должны узнать по описанию, чей это портрет. Выбрать самые интересные описания.


^ Упражнение 2. Завоевать внимание

Участникам предлагается выполнить одну и ту же простейшую за­дачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздей­ствиям, надо постараться привлечь к себе внимание окружающих. Зада­ча усложняется тем, что одновременно это делают все участники по команде ведущего. Если участников больше 10-12 человек, то их можно разбить на две команды: одна — наблюдает, другая — выполняет уп­ражнение. Затем поменяться местами. После выполнения упражнения необходимо обсудить: кому из группы удалось завоевать большее вни­мание аудитории и почему.


^ Упражнение 3. Центр общения

Все участники разбиваются на группы по шесть-восемь человек. Каждой группе за одну минуту необходимо выбрать тему разговора, чтобы она была интересна любому участнику команды.

Через минуту тренер предлагает каждому участнику команды оце­нить по 10-балльной шкале степень интереса к предложенной теме. В случае разных оценок, даваемых в одной команде, обсудить результа­ты. Если степень интереса участников команды колеблется от 9 до 10 баллов, значит, каждый проявил заинтересованность и активность. Если есть оценки меньше 9 баллов, то, видимо, в команде не все мнения уча­стников были учтены.

Из каждой группы надо выбрать одного участника, который пойдет в «гости» в соседние группы. Цель «гостя» — стать центром общения в чужой группе (цель сообщается только для «гостей»). Группа ведет раз­говор на выбранную ранее тему. «Гость» общается в каждой чужой группе по три минуты.

По завершении упражнения группы обсуждают приемы общения, которые позволили участникам стать центром внимания в группе. Мож­но предложить каждой группе оценить по 10-балльной шкале эффек­тивность выполнения упражнения «гостями». «Гости» также оценивают особенности общения в каждой группе.

После упражнения делаются выводы по следующим вопросам:

  • Что необходимо учитывать при принятии группового решения?

  • Какие приемы можно использовать для того, чтобы стать центром общения?


Задания для саморазвития


1. Напишите программу саморазвития на опреде­ленный период времени (чему хочу научиться, чего хочу достичь?).

2. Записывайте удачные дела, мысли, способствовав­шие улучшению взаимопонимания с другими людьми.

  1. Записывайте философские изречения, цитаты, вы­сказывания, которые помогают в понимании себя и других людей.







Скачать файл (807.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru