Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Конспект лекций для экзамена по курсу Хозяйственное право Республики Беларусь - файл 1.doc


Конспект лекций для экзамена по курсу Хозяйственное право Республики Беларусь
скачать (692.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc693kb.18.11.2011 14:42скачать

1.doc

  1   2   3   4
Реклама MarketGid:
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет управления и социальных технологий


Хозяйственное право

Курс лекций для студентов вузов юридических специальностей


Минск 2000


Разработано О. Р. Годуниным – преподавателем кафедры экономического права факультета управления и социальных технологий БГУ.


Одобрено ученым Советом факультета


Раздел I ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Глава I. Предмет, метод, принципы хозяйственного права

Система права складывается из ряда отдельных отраслей, регулирующих разнообразные по своему содержанию общественные отношения.

Отграничение норм одной отрасли права от другой, а, следовательно, само разграничение отраслей между собой внутри системы права осуществляется по признакам, характеризующим предмет и метод регулирования данной конкретной отрасли права. Под предметом правового регулирования принято понимать определенную совокупность общественных отношений, которые регулируются данной отраслью права. Предмет регулирования лежит вне норм права, является объектом их воздействия.

Если характеристика предмета правового регулирования данной отрасли отвечает на вопрос что (какие общественные отношения) регулирует определенная отрасль права, то характеристика ее метода отвечает на друг вопрос - как (какими правовыми способами) осуществляется указана регулирование.

^ Метод правового регулирования - это способ или совокупное способов правового воздействия на участников правоотношений. Под правовым принципом понимается определенное начал руководящая идея, в соответствии с которой осуществляется правое регулирование общественных отношений. Характерная черта правового принципа в том, что он находит свое отражение и закрепление в норм действующего законодательства. До тех пор пока та или иная правовая идея не нашла своего отражения в законе, она используется в научных исследованиях или правоприменительной практике, она остается научным или практическим принципом.

Вопрос о хозяйственном праве сложен и имеет различные аспекты. Хозяйственное право может рассматриваться с различных позиций, именно как: 1) отрасль права; 2) отрасль законодательства; 3) наука; 4) учебная дисциплина.

§ 1. Предмет хозяйственного права. Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства общества.

В составе предмета хозяйственного права можно выделить три группы отношений.

^ Первая группа: отношения, складывающиеся при осуществлен предпринимательской деятельности (предпринимательские отношения).

Определение предпринимательской деятельности дано в ст. 1 ГК РБ: "предпринимательская деятельность – это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другими лицами и не используются для собственного потребления".

Но хозяйственная деятельность осуществляется не только в ходе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг). Для того, чтобы начинать производство, необходимо приобрести или построить производственные помещения, закупить оборудование, сырье, топливо. В результате завершения производственного цикла возникают отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т.д. Хозяйственный оборот также является неотъемлемой частью предпринимательской деятельности.

Все эти отношения являются центральными, входящими в первую группу в предмете хозяйственного права.

^ Вторая группа: отношения, тесно связанные с предпринимательскими, в том числе и некоммерческие, возникающие в процессе хозяйственной деятельности.

Предпринимательские отношения тесно связаны с другими, не имеющими непосредственно цели извлечения прибыли. В частности, такой является хозяйственная деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью. В такую деятельность включается на базе собственного имущества государство, организующее свои предприятия, устанавливающее для них определенный режим хозяйствования. В качестве собственников своего имущества действуют административно-территориальные единицы, входящие в Республику Беларусь. В хозяйственной деятельности этих субъектов преобладают элементы организационного плана. Вместе с тем им присуще и непосредственное ведение хозяйственной деятельности, установление договорных отношений с другими субъектами хозяйствования. Участвуют в хозяйственных отношениях и регионы, управляющие своей собственностью и организующие деятельность соответствующего хозяйства. Такая деятельность носит некоммерческий характер, но в связи с предпринимательством охватывается хозяйственно-правовым регулированием.

Некоммерческий характер может носить и ведение хозяйства без цели извлечения прибыли. Например, деятельность фондовых и иногда товарных бирж не преследует непосредственно цели получения прибыли, но способствует прибыльности учредителей, лиц, пользующихся услугами бирж, росту стоимости акции бирж, наращивающих свой производственный потенциал.

Некоммерческий характер носит деятельность потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, вступающих в хозяйственные правоотношения для решения своих уставных задач. Эти отношения тесно связаны с предпринимательской деятельностью, по форме осуществления они не отличаются от ее реализации и поэтому охватываются хозяйственным правом.

Такие отношения представляют вторую группу отношений хозяйственного права.

^ Третья группа: отношения по государственному регулированию экономики.

Государство, реализуя публичные интересы общества, воздействует на субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность, регулирует и контролирует ее. Эти отношения составляют третью группу из состава предмета хозяйственного права.

Все три группы отношений составляют определенное единство, которое выражает многостороннюю деятельность товаропроизводителей, нацеленных профессионально на работу для рынка, осуществляемую при его государствен­ном регулировании. В силу этого в процессе организации и осуществления производства и на последующих стадиях обмена и производственного потребления применяется хозяйственное законодательство как особая отрасль права, предназначенная именно для этих процессов.

В современных условиях элементом, определяющим принадлежность правоотношений к хозяйственным, является профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) для рынка. Именно в силу этого, любой субъект на базе принадлежащего ему имущества вступает в производственную деятельность, регулирование отношений в ходе ее ведения охватывается хозяйственным правом.

Специфика данных отношений по организации производства, легитимации предпринимательской деятельности с помощью регистрации организационно-правовому оформлению, ведению отчетности, налогов обложению, установлению порядка и правил выхода на рынок с товара работами и услугами, взаимодействию с другими организациям предприятиями определяет необходимость единого регулирования. Если, например, в до рыночный период, выступление граждан на рынке носило случайный для экономики характер и могло охватываться нормами гражданского и административного права, то в рыночной экономике все процессы должны развиваться в едином ключе, по единым нормам, охватывающим все стороны деятельности товаропроизводителей. Обеспечить такое единство регулирования в состоянии только отрасль хозяйственного права, имеющая инструментарий воздействия как на производство, так и на все иные связанные с ним процессы.

В хозяйственной деятельности все большее участие принимают административно-территориальные единицы. Механизм республиканского рынка включает в себя хозяйственную самостоятельность областей и районов.

Создание хозяйствующих субъектов в районах и областях, разработка и принятие республиканских, межгосударственных, региональных целевых программ, формирование и размещение поставок для государственных нужд, реализация и преобразование собственности районов и областей, договорные формы их экономических связей и многие другие вопросы становятся неотъемлемой частью хозяйственного оборота.

Хозяйственное право регулирует отношения по государственному воздействию на производственную деятельность. Эти отношения возникают по вертикали между государством и иными субъектами хозяйствования.

В современных условиях руководящая деятельность в форме планирования, регулирования, контроля, управления изменила характер и объем: до минимальных размеров сокращено директивное руководство, во многих случаях оно превращено в воздействие на основе договора. Например, договор с администрацией региона выражает координационный, а не директивный метод руководства организацией. Внутрихозяйственное руководство организаций своими подразделениями строится на базе внутрихозяйственного договора. Тем не менее можно утверждать, что руководство и соответственно отношения, складывающиеся в результате принятия плановых актов, утверждения заказов для государственных нужд, осуществления контрольных функций собственников в отношении предприятий, получивших от них имущество для ведения хозяйственной деятельности, осуществление государством воздействия путем установления норм и нормативов (социальных, экологических и др.) продолжают составлять значительный массив регулирования.

Отношения по осуществлению хозяйственной деятельности – это те связи, которые складываются вне какого-либо подчинения или властвования. Это - товарный обмен, взаимодействие регионов или подразделений предприятий в нетоварной форме, а также отношения хозяйственного ведения и оперативного управления, которые при реализации не проявляются как конкретное взаимодействие. Так, организации формируют свои фонды, разрабатывают и применяют системы оплаты труда, организуют использование оборудования и т.д. Граждане при осуществлении хозяйственной деятельности приобретают средства производства, материалы, сырье, реализуют их в установленном порядке в процессе производства и товарного обмена. Это отношения, которые возникают между субъектами хозяйствования по горизонтали.

Насколько правомерно объединять вертикальные и горизонтальные связи для их одноотраслевого регулирования?

Горизонтальные и вертикальные связи объединены экономическим содержанием отношений, поскольку они возникают и развиваются в ходе реализации предпринимательской деятельности, при государственном воздействии на хозяйственный оборот. И в вертикальной, и в горизонтальной части - этоединый хозяйственный оборот, то есть сумма связей, складывающихся в воспроизводственных процессах.

§ 2. Метод хозяйственного права.

Применяемый в хозяйственном праве метод регулирования отношений характеризуется сложным сочетанием двух способов воздействия на поведение субъектов, что дало основание утверждать, что в хозяйственном праве существует не один, а несколько методов правового регулирования.

При реализации директивных актов применяются директивные предписания (например, предписания антимонопольных органов). Однако вследствие перехода к преимущественно экономическим методам регулирования экономики властные предписания в ряде случаев трансформируются в диспозитивные, или рекомендательные, или реализуются на основе договора. Кроме того, властное, но некомпетентное предписание может быть оспорено в хозяйственном суде.

В условиях рынка поведение участников правоотношений регулируется главным образом путем предоставления субъектам права самостоятельно определять взаимоотношения с другими участниками экономического оборота, использовать производственные фонды, осуществлять хозяйственную деятельность.

Усиление самостоятельности всех субъектов народного хозяйства резко повысило объем применения таких способов регулирования. Вмешательство в хозяйственную или иную деятельность организаций, занимавшее в прежних условиях хозяйствования ведущее место в работе вышестоящих органов, ныне не допускается. Исключение составляет только контроль, предусмотренный законодательством для защиты публичных интересов общества.

Способы регулирования, применяемые в сфере экономики, взаимосвя­заны и составляют нерасторжимое единство. Усиление одной черты регулиро­вания за счет другой не разрушает этого единства. Широкое дозволение самостоятельности действий субъектов хозяйствования взамен мелочной их регламентации и применение диспозитивных начал в выборе поведения не устраняет властных импульсов государства там, где публичный интерес делает необходимым его властное воздействие. Права и свободы участников хозяйственного оборота сопряжены, поэтому необходимо выдерживать в установленных случаях квоты, брать лицензии для определенных видов деятельности, не допускать монополистической деятельности и т.д.

Взаимосвязь свободы при осуществлении частных интересов с государственным властным воздействием там, где это диктуется интересами государства и общества, характерная черта хозяйственно-правового метода регулирования.

Для характеристики метода хозяйственного права принято иногда называть применение рекомендаций при воздействии на поведение субъектов и необходимости согласовании соответствующих действий при реализации прав. Эти способы не представляют самостоятельных черт метода хозяйственного права, а являются как бы промежуточными между двумя взаимосвязанными сторонами единого метода и объясняются сложной тканью хозяйственных отношений, в регулировании которых дозы обязательного и автономного могут быть различными.

§ 3. Принципы хозяйственного права.

Основополагающие начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 2 Гражданского кодекса РБ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится в первую очередь на основе следующих принципов.

А. Принцип экономической свободы, защиты экономически интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании.

Экономика страны, стиснутая длительное время жесткими рамками директивного руководства всеми процессами ведения хозяйства, устраняла стимулы к эффективной работе. Поэтому при переходе к рынку необходимо возродить стимулы к высокопроизводительному труду, нацеленному на удовлетворение подлинных потребностей общества. Законодательство выдвинуло и проводит идею создания максимальной свободы для такого труда. В качестве принципа работы всех субъектов хозяйственной деятельности сформулирована задача не навязывать никому решений свыше и извне, кроме минимума правил хозяйствования, устанавливающих экономическими мерами заинтересованность в развитии производства, улучшении качества товаров, работ, услуг.

Статьи 13 и 41 Конституции, а также Гражданский кодекс РБ и другие нормативные акты закрепляют свободу предпринимательской деятельности. Так, ст. 17 ГК РБ предусматривает возможность граждан заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью. В отличии от граждан, юридические лица в РБ обладают не общей, а специальной правоспособностью. Это следует из смысла пункта 2 ст. 48 ГК РБ, где требуется, чтобы в учредительных документах не только некоммерческих организаций и унитарных предприятий, но и в предусмотренных законодательством случаях и иных коммерческих организаций был определен предмет деятельности юридического лица. Далее, в соответствии с п. 1 ст. 391 ГК РБ - организации и граждане свободны в заключении договора. Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. Одним из таких ограничителей является лицензирование отдельных видов деятельности, которое используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.

Защита экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрения предприимчивости находит выражение в системе налогов и налоговых льгот. Организации и предприниматели, расширяющие производство, осуществляющие его техническое перевооружение, ввод новых мощностей, развитие социальной инфраструктуры, вложения в природоохранные мероприятия, получают налоговые льготы. Самостоятельность субъектов хозяйствования и предприимчивость обеспечиваются широтой компетенции и имущественных прав.

Эти принципиальные исходные положения проявляются на разных уровнях и для разных субъектов с определенными особенностями.

Б. Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов.

На смену директивным методам руководства экономика страны переходит к экономическим методам, то есть основанным на применении мер заинтересованности организаций и отдельных лиц к наращиванию объемов производства товаров, работ и услуг, расширению их ассортимента и повышению качества. К числу таких мер относятся применение единых налоговых норм, а не избирательных нормативов, которые оказывали отрицательное воздействие на хорошо работающие предприятия, поскольку с их помощью отбирались средства у высокорентабельных в пользу низкорентабельных предприятий. Там, где производство ведется с широким применением открытий, изобретений, рационализаторских предложений, создаются льготы в налогообложении. Налогообложение должно быть построено так, чтобы была заинтересованность в развитии производства, и не допускалось чрезмерное направление доходов в фонд потребления.

Отношение государства с хозяйствующими субъектами строится в основном на основе экономических мер, обеспечивающих оптимальную эффективность экономических решений.

Важным экономическим рычагом являются сегодня цены. В той мере, в какой они составляют компетенцию государства, цены целенаправленно используются для стимулирования производства к насыщению рынка соответствующими товарами, работами, услугами.

Для реализации соответствующих государственных программ используются целевые ассигнования, дотации, субсидии.

Следует также отметить и то, что сам процесс государственного воздействия на рынок в настоящее время во многом вводится в русло договорных отношений, что также выражает применение экономических мер, поскольку в договорах находит выражение воля субъекта, занимающегося хозяйственной деятельностью, его экономический интерес.

Государственное воздействие может быть и директивным. Там, где интересы государства и общества требуют их эффективной защиты, компетентные органы государства имеют право пресекать нарушения закона, давать обязательные предписания, привлекать нарушителей к ответственности.

В. Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма.

В условиях рыночной экономики только тот может получить преимущества в экономическом и социальном развитии, кто достиг наилучших результатов в хозяйствовании, произвел высококачественные, конкурентоспособные товары (работы, услуги) с меньшими издержками. Данный принцип является стержнем развития экономики. Он стимулирует конкурентоспособных и устраняет плохо работающих на рынке субъектов, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимую продукцию подлежат реорганизации или ликвидации как банкроты.

Закон защищает только добросовестную конкуренцию и не допускает злоупотреблений, состоящих в подрыве предпринимательской деятельности конкурентов. Не допускается монополистическая деятельность, то есть подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке и злоупотребление им. В таких случаях применяются ценовые санкции, принудительное разделение хозяйствующих субъектов, их имущественная ответственность за причиненные убытки.

Г. Принцип законности, хотя и является общеотраслевым, но приобретает в условиях перехода к рынку в сфере экономики специфическое выражение.

Граждане при осуществлении хозяйствования вправе осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Это означает, что в основу оценки законности их деятельности ставится не бездумное следование мелочной регламентации каждого шага в работе, а экономически эффективное хозяйствование. Не может считаться нарушителем законов предприятие, если оно действовало экономически эффективно для государства и общества и не нарушало при этом прямых запретов закона и прав других лиц. И, напротив, есть все основания считать противоправным хозяйствование государственных предприятий по принципу: ничего не нарушил, хотя ничего не достиг.

Такое понимание законности соответствует переходу к рыночной экономике. Свобода выбора поведения означает, что не соответствует закону пассивное, безынициативное хозяйствование.

Д. Принцип недопустимости вмешательства в частные дела хотя и не включается в список основных принципов хозяйственного права, но в условиях перехода от плановой, директивной экономики к рыночным формам хозяйствования играет не последнюю роль в обеспечении нормальных условий в деятельности предпринимателей. К тому же, в ст. 2 ГК РБ, этот принцип сформулирован не совсем удачно. В статье записано, что "вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц". Подобное вмешательство должно быть допущено, но допустимо ли оно на основании правовых норм, содержащихся в актах законодательства независимо от того, кто их принял. Следовало бы указать конкретные органы государства, чьи акты могут разрешать вмешательство в частные дела.


^ Глава 2. Отграничение хозяйственного права от смежных отраслей

Отграничение хозяйственного права от других отраслей осуществляется попредметному признаку, то есть в сравнении его предмета правого регулирования с предметами, присущими каждой отдельной отрасли права.

Надо подчеркнуть, что профессиональная деятельность по производству товаров, отношения по государственному воздействию на такую деятельность отличается от других отношений и позволяет провести разграничительную линию между смежными с хозяйственным правом отраслями.

В принципе территория хозяйственного права - это воспроизводственные отношения в экономике. Однако не все они регулируются хозяйственным правом.

^ Отграничение хозяйственного права от гражданского права - это один из самых сложных вопросов. В чем же принципиальное отличие этих взаимодействующих отраслей?

Потребление произведенного продукта (непроизводственное потребление) осуществляется в рамках гражданского права, регулирование которого направлено на удовлетворение имущественных, личных неимущественных интересов вне собственно производственной деятельности. В реальной жизни потребление и обслуживающее его регулирование по приобретению гражданами товаров, работ и услуг оторваны от непосредственных воспроизводственных процессов, являются самостоятельной сферой, в которую перемещаются результаты производства. Сам же процесс удовлетворения потребностей граждан имеет особое содержание и соответственно специфическое регулирование. В этом смысле хозяйственный оборот, как совокупность всех актов деятельности в процессе производства, распределения, обмена, представляет собой самостоятельную сферу, в которой взаимодействуют производители. Гражданский же оборот - это совокупность сделок удовлетворению персональных потребностей, и здесь взаимодействуют производители и граждане, граждане между собой, совершая сделки удовлетворению интересов потребления.

Глухой стены между гражданским и хозяйственным правом нет, но территория той и другой отрасли просматривается достаточно определенно.

Даже в пограничной зоне перемещения результатов производства для удовлетворения потребностей граждан видно, что по одну сторону действуют производители, для которых реализация товаров, работ, услуг - необходимая часть воспроизводственного кругооборота. По другую же сторону действуют потребители товаров, работ, услуг. В этой пограничной зоне конкретные сделки граждан - территория гражданского права. Совокупная же деятельность производителей (на конечной стадии в этой пограничной зоне действуют торговые организации, организации бытового обслуживания, перевозчики и другие взаимодействующие с гражданами субъекты) представляет для них обычную профессиональную хозяйственную деятельность по производству и реализации товаров, подпадающую под действие хозяйственного права.

Организация работы магазинов, завоз, хранение товаров, применение норм естественной убыли, финансовые результаты торговли - все это территория деятельности хозяйственного права. Сделка с гражданином регулируется гражданским правом. Но совокупность (сумма) сделок – это уже объем товарооборота, прибыли, которые подпадают под действие хозяйственного регулирования. Разграничение хозяйственного и гражданского права в этой пограничной зоне можно провести достаточно четко. По этим же признакам (профессиональной деятельности коммерсанта) проводится граница между гражданским и торговым правом в зарубежных дуалистических системах, обслуживающих оборот на основе этих двух отраслей права.

В сфере хозяйственного права есть и некоторые неимущественные отношения, связанные с ведением предпринимательской деятельности (право на фирму-наименование, право на товарный знак, знак обслуживания). Они отличаются от соответствующих неимущественных отношений гражданского права тесной связью с предпринимательской деятельностью, вне которой эти права не реализуются и лишены какого-либо смысла.

^ Различия административного права и хозяйственного права.

От административного права хозяйственное право отличается тем, что к предмету административного права отнесена исполнительно-распорядитель­ная деятельность администрации, то есть отношения в сфере власти и подчинения. Такие отношения реализуются там, где действуют субъекты этой деятельности, то есть органы управления, отдельные должностные лица, реализующие власть и управление, подчиняющие своему директивному воздействию нижестоящие органы и должностные лица. Это характерная сфера общественных отношений административного права.

В хозяйственных отношениях нет исполнительно-распорядительной деятельности. Органы управления и отдельные должностные лица в хозяйстве не выступают. Здесь в отношениях по осуществлению руководящей деятельности выступают органы государства от его имени. Эти акты хозяйственного руководства не представляют собой простых актов исполнения законов или распоряжений во их исполнение. Деятельность по руководству экономикой достаточно многофакторна и неоднозначна, а потому ее невозможно осуществить путем распоряжений на основе власти и подчинения. Одно дело принять решение по поводу назначения пенсии, постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилплощадью и совсем другое дело представляет собой решение экономических задач организации производства, рассмотрение и решение проблем преодоления монополизма, установление цен, нормативов, других вопросов организации и регулирования экономики.

Экономическое руководство государства в настоящее время все более отделяется от актов исполнительно-распорядительной деятельности, теряет характер приказов-директив, "экономизируется". Применение экономических рычагов (налогов, льгот, экономических санкций, дотаций, субсидий) занимает в сфере отношений руководства все более значительное место, а отношения, основанные на "власти и подчинении", характерные для административного права, уступают свое место воздействию на интерес и с помощью интереса.

^ Различия трудового права и хозяйственного права.

От трудового права хозяйственное право отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и другим отношениям найма, а на предпринимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как хозяйственных образований.

Наличие организационно-имущественного обособления, хозяйственного договора является признаком хозяйственных отношений, позволяющим отграничить их от трудовых отношений.

К трудовому праву следует отнести регулирование отношений по коллективному договору, деятельности трудовых коллективов, их советов в той части, которая адресована правам отдельных работников. В той же части, где трудовой коллектив предприятия реализует свою волю в хозяйственном обороте, определяет условия контракта с руководителем, принимает решение о преобразовании подразделения предприятия, его деятельность возникающие вследствие этого отношения подпадают под хозяйственно-правовое регулирование.

^ Различия финансового права и хозяйственного права. От финансового права хозяйственное право отличается тем, что регулирование бюджета (государственного плана формирования и реализации доходов государства) является предметом финансового права.

Регулирование же источников доходов предприятий и их использование в воспроизводственном кругообороте составляет предмет хозяйственного права. Хозяйственная деятельность невозможна вне образования по определенным правилам доходов и их реализации. Она предполагает надлежащее формирование предприятием себестоимости, точное определение доходов и прибыли. Поэтому в части движения денежных средств хозяйствующих субъектов регулирование осуществляется нормами хозяйственного права. В части же образования государственных доходов на основе налогов, направления бюджетных средств отношения составляй предмет финансового права.

^ Отграничение земельных и хозяйственных отношений.

Этот вопрос не вызывает особых сложностей. Сам объект - земля и связанные нею отношения, даже по поводу вовлечения ее в оборот на основе передачи в собственность, ввиду особой важности данного объекта, составляют предмет земельного права. То же следует сказать о водных, горных, лесных природоохранных отношениях. Для хозяйственной деятельности земельные и иные природоресурсные отношения являются, хотя и важными, но не главными, а сопутствующими. Поэтому хозяйственно-правовым регулированием не охватываются.

^ Разграничение государственного права и хозяйственного права.

Конституционные установления, определяющие государственное устройство республики, разграничение предметов ведения высших органов власти и управления республики и областей, положения других законов в части, обеспечивающей реализацию государственного устройства и полномочия органов власти и управления в сфере экономики, составляет предмет государственного права.

Что касается вопросов установления прав и обязанностей государства в целом, отдельных областей с отдельными предпринимателями, они регулируются нормами хозяйственного права.

Эти границы четко просматриваются в реальной ткани взаимодействия государства (республики и входящих в нее областей), регионов с хозяйственными образованиями, когда акты государственных органов направлены на установление, изменение или прекращение хозяйственных правоотношений воспроизводственного процесса. Так, акты о создании или прекращении субъектов хозяйственной деятельности, о защите рынка от монополистической деятельности отдельных субъектов, установлении приоритетов и льгот для хозяйствующих субъектов реализуются с помощью норм хозяйственного права.

Деятельность государственных органов вне экономической сферы или даже в сфере экономики, но не затрагивающая отношений конкретных субъектов в области хозяйствования, является предметом государственного права. Деятельность государства (его органов) в сфере экономики, затрагивающая права и интересы субъектов хозяйствования, - предмет хозяйственного права.

^ Сельскохозяйственное право и хозяйственное право.

В любой отрасли народного хозяйства регулирование отношений имеет свои отраслевые особенности. Имеются они и в отрасли сельского хозяйства, функционирующей в составе агропромышленного комплекса страны.

В последние годы выдвинута концепция самостоятельности сельскохозяйственного права, как обеспечивающего регулирование всех общественных отношений, возникающих в ходе производства и реализации сельскохозяйст­венной продукции, ее переработки в рамках деятельности агропромышленного комплекса.

По сути дела отношения организации сельскохозяйственного производства и взаимодействующих с ним обслуживающих организаций, организаций промышленности, торговли, кооперации являются теми же хозяйственными отношениями, возникающими в связи с профессиональным производством товаров. Та часть сельскохозяйственного права, которая обеспечивает регулирование данных отношений, является подотраслью хозяйственного права.


^ Глава 3. Состав и структура хозяйственного законодательства

Хозяйственное законодательство включает законы и другие нормативные акты, являющиеся источниками хозяйственного права.

Если хозяйственное право представляет собой совокупность правовых норм по регулированию хозяйственных отношений, тохозяйственное законодательство - совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.

Конечно, нормы одной отрасли права могут включаться в нормативные акты другой отрасли законодательства. Так, с одной стороны, нормы хозяйственного права содержатся в гражданском законодательстве. С другой стороны, в нормативных актах хозяйственного законодательства содержатся нормы гражданского права, примером чего являются транспортные уставы и кодексы. Преимущественно это акты хозяйственного законодательства, но в части регулирования перевозки пассажиров и багажа они содержат нормы гражданского права.

Выражая содержание хозяйственного права как отрасли права, хозяйственное законодательство является его внешней формой и характеризуется теми же признаками, что и хозяйственное право.

^ Под источником права понимаются определенные формы выражения государственной воли, складывающиеся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права.

^ Источниками хозяйственного права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие хозяйственные отношения.

Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 85 Конституции РБ приравнивает к конституционным законам декреты Президента.

Переход к законодательству, а не подзаконному регулированию экономики, несомненно, следует отнести к положительному явлению в жизни страны. Достоинство закона, состоящее в его высоком уровне подготовки и принятия, непререкаемости, абсолютном знании (никто не вправе ссылаться на его незнание) делают закон мощным рычагом реализации экономического строительства. Именно закон регламентирует исходные позиции рыночной экономики.

Основным видом источников хозяйственного законодательства являются законы Республики Беларусь.

Главным источником безусловно является Конституция Республики Беларусь. Для хозяйственного права центральное значение имеют нормы ст. 13, определяющие равенство форм собственности. Переход к рыночным отношениям диктует необходимость использовать в экономике конкурентное взаимодействие всех форм собственности: государственной, частной и иных форм собственности.

Будучи Основным законом нашей страны, Конституция РБ содержит в себе нормы различных отраслей права.

Особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде кодексов. Отраслевые кодифицированные нормативные акты являются прежде всего базой для развития всего текущего отраслевого законодательства на территории Республики Беларусь.

В принятом в 1999 г. новом Гражданском кодексе РБ предмет хозяйственного права вошел в предмет гражданского права. Авторы Гражданского кодекса часть хозяйственных отношений по горизонтали отнесли к сфере гражданского законодательства, а хозяйственные отношения по вертикали, не вошедшие в эту сферу и не регулируемые комплексно административным правом, оставили не урегулированными. Учитывая сложность и многоуровневость хозяйственно-правовых отношений, а также объективно оценивая социально-экономическую обстановку в Республике Беларусь в настоящее время и необходимость скорейшего создания основ нормативно-правовой базы рыночной экономики, позиция авторов Кодекса вполне объяснима.

Представляется, что высказываемые предложения о проведении кодификации хозяйственного законодательства путем издания единого закона типа Хозяйственного кодекса РБ, который установит общие правила и основные положения регулирования хозяйственных отношений во всех отраслях экономики и по всем видам хозяйственной деятельности, приведет хозяйственное законодательство в единую систему.

Среди подзаконных, регулирующих хозяйственные отношения нормативных актов большой массив составляют правовые акты, издаваемые Президентом и Правительством РБ. В соответствии со ст. 85 Конституции РБ Указы Президента не могут противоречить Конституции РБ. В случае их противоречия действует норма Конституции. Указы и Декреты Президента как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при пробельности в решении законом тех или иных вопросов или при необходимости оперативного принятия законодательных решений.

Постановления Правительства РБ, изданные в соответствии с его компетенцией, также являются источниками хозяйственного права. Постановления Правительства РБ не должны противоречить Конституции РБ, республиканским законам и Указам (Декретам) Президента РБ. В противном случае постановление Правительства РБ может быть отменено Президентом в соответствии с п. 25 ст. 84 Конституции РБ. Акты правительства в точном смысле их регулятивных возможностей должны издаваться в развитие и исполнение законов.

В ряде источников хозяйственного права стоят акты министерств и ведомств, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди этих актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (например, антимонопольных органов и др.).

Местные органы власти и управления также могут издавать нормативные акты хозяйственно-правового содержания, опираясь на Конституцию РБ и соответствующие законы.

Главные регулирующие возможности территориальных образований и их органов связаны с правом собственности на принадлежащие им имущественные фонды. Так, например, район вправе определить правила пользования природными ресурсами, правила пользования водозаборными сооружениями, условия и порядок разгосударствления и приватизации предприятий и имущества, принадлежащего административным образованиям (Закон «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь») и др.

Советское и современное белорусское хозяйственное законодательство никогда не было кодифицировано.

В настоящее время основной массив нормативных актов составляют акты министерств и ведомств, а законами и указами урегулированы далеко не все хозяйственные вопросы.

Для современного хозяйственного законодательства характерны следующие тенденции.

1) Многие предписания законодательства не порождают ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде ставят задачи и описывают желаемое положение дел. Сами по себе правильные слова ничего в экономике страны изменить не могут. Для их реализации необходимо создание конкретных юридически закрепленных правил поведения и контроль со стороны исполнительной власти за их осуществлением.

2) В законодательстве существует часто употребляющийся термин "ответственность". Можно назвать три значения этого термина: а) как синоним обязанности; б) сознание долга перед обществом, государством, людьми, побуждающее выполнить возложенные на хозяйственный орган или должностное лицо обязанности; в) юридическую ответственность, основанием возникновения которой является правонарушение. Однако разработчики проектов законода­тельных и других нормативных актов не заинтересованы в установлении за уклонение от предписанных правовыми нормами правил юридической ответственности. Как правило, фигурирует декларация о "персональной ответственности".

3) Значительное число актов хозяйственного законодательства, хотя и содержит слова "право" и "обязанность", но создает лишь видимость правового регулирования. Если акт не обеспечен механизмом его реализации, то на практике его применить затруднительно.

4)Если при подготовке законопроектов ведомственные интересы сказываются на качестве разрабатываемых документов, то ведомственное засилье в подготовке решений Правительства РБ проявляется и в других формах. Например, просматривается тенденция к неоправданному сокращению нормативно-правового регулирования важнейших отношений в сфере народного хозяйства на уровне Правительства РБ с одновременной передачей юридической регламентации этих отношений на ведомственный уровень, причем именно тем органам, учреждения и организации которых являются сторонами этих отношений, что создает возможность для реализации ведомственных интересов в ущерб общегосударственным.

5) Не только наличие правового регулирования, но в ряде случаев и его отсутствие могут дать определенную информацию. Дело в том, что просматривается тенденция к затягиванию выполнения поручения о подготовке некоторых правовых актов.

6) Для хозяйственного законодательства, как и для всего современного белорусского законодательства, характерна декларативность. Между тем, все зарубежные страны перешли от абстрактной формы права к более казуистичной.

7) Девальвация законов РБ, регулирующих хозяйственную деятельность, происходит из-за наличия в них большого количества отсылочных и бланкетных норм.


§ 1. Проблемы систематизации хозяйственного законодательства.

Многообразие нормативных актов, издаваемых в области хозяйственных отношений, большое число органов, имеющих право издавать нормативные акты в этой области, создают огромный массив несистематизированных и неупорядоченных актов. В основе этого массива нет системообразующего акта. Он необходим, чтобы:

  • сделать законодательство этой сферы обозримым и удобным для практического применения;

  • создать стройную и взаимоувязанную иерархию актов, в которой можно было бы, исходя из основных решений, получить точные данные об окончательном, детальном решении вопроса в подзаконном нормировании;

  • в иерархии нормативного регулирования выдерживать требования последовательного соответствия актов нижестоящего ранга актам вышестоящих органов;

  • за счет создания общей части хозяйственного законодательства обеспечить не только единство правового регулирования в его особенных ответвлениях, но сэкономить нормотворческий материал, в котором принципиальные положения не нуждались бы в повторении в каждом подразделении особенных частей хозяйственного законодательства.

Такие проблемы, естественно, могут быть решены только на основе кодификации хозяйственного законодательства, создания Хозяйственного кодекса РБ.

Надо учесть опыт бессистемного, фрагментарного регулирования хозяйственных отношений в условиях административно-командной системы. Правовой конгломерат был необходим той системе для огромной и мелочной регламентации деятельности звеньев, функционирующих не на экономической, а на директивной базе. В то же время директивное управление исключало применение принципа законности по вертикали. Оно не было нужно властвующей бюрократии. Законность требовалась лишь в горизонтальном взаимодействии юридических лиц.

Сегодня нет причин, которые давали бы основания настаивать на дуализме регулирования. Необходим единый подход к хозяйствованию и в горизонтальных, и в вертикальных отношениях воздействия государства на рынок. Поэтому нужно преодолеть наследие прошлого в этой области и сосредоточить усилия не на расщепленном гражданско-административном варианте регулирования, а на создании единого системообразующего акта - Кодекса.


§ 2. Система хозяйственного права

Хозяйственное право регулирует разнообразные отношения по осуществлению хозяйственной деятельности. Многочисленные нормы и институты хозяйственного права едины и тесно связаны между собой. В этом единстве каждая хозяйственно-правовая норма, каждый институт занимают определенное место. Логически последовательное и внутренне согласованное расположение хозяйственно-правовых норм и институтов составляет систему хозяйственного права.

Система отрасли права устанавливается на основании объективно сложившихся норм и институтов отрасли.

Вопрос о системе и структуре хозяйственного права является дискуссионным и в правовой литературе излагается по-разному. В настоящее время система хозяйственного права, исходя из анализа ее нормативно-правового массива, складывается из двух частей: 1) Общие положения, к которым относится правовое регулирование всех видов осуществления и руководства хозяйственной деятельностью; 2) Положения, касающиеся правового обеспечения отдельных сторон хозяйственного механизма (производственная, предпринимательская деятельность, снабжение и сбыт, инвестиции, транспорт и связь, финансирование, кредитования и др.).


^ ГЛАВА IV. Понятие науки хозяйственного права


Всякая научная деятельность представляет прежде всего процесс познания действительности. Следовательно, предметом науки становится то, что она познает, изучает и объясняет.

Роль науки хозяйственного права возрастает в условиях ликвидации административно-командной системы управления экономикой, развития рыночных отношений в народном хозяйстве. Она требует усиленного изучения новых процессов и явлений, отхода от традиционного догматического представления о праве, его понимания как постоянно развивающегося инструмента, отражающего быстро меняющиеся жизненные ситуации. Главное внимание в науке обращается на исследование и выработку категорий и понятий, имеющих не временное, а долгосрочное значение для решения практических задач радикального преобразования общества.

Предметом науки хозяйственного права является прежде всего хозяйственное право как отрасль права. Она изучает, что есть хозяйственное право, его происхождение и закономерности развития, состав и систему норм хозяйственного права, их содержание и роль, которую данные нормы играют в экономике страны. При этом особое внимание уделяется тем средствам и методам, посредством которых наиболее эффективно регулируются соответствующие общественные отношения.

Наука хозяйственного права изучает нормативные акты, в которых содержатся нормы хозяйственного права, их виды и юридическая сила, определяемая иерархией законодательных актов в зависимости от компетенции органов, их издающих.

Важной сферой научной деятельности является изучение практики применения действующих нормативных актов, разработка научно обоснованных предложений по совершенствованию хозяйственного законодательства.

Особое место в науке хозяйственного права занимает изучение хозяйственных отношений, выявление их специфических особенностей, свойств, которые обусловливают отнесение их к сфере хозяйственно-правового регулирования. Эта область знания приобретает особенно важное значение для отечественной науки в условиях радикальной экономической реформы.

Основная задача хозяйственного права на современном этапе заключается в том, чтобы правильно уловить новые тенденции развития общества, выявить и понять те явления реальной жизни, которые требуют правового закрепления, а также отсечь все то, что препятствует развитию новой системы рыночных отношений.

Кроме того, одной из задач современной науки хозяйственного права является изучение законодательства и практики его применения в зарубежных странах - странах с развитой рыночной экономикой, сложившейся системой хозяйствования.

Для науки важен и исторический опыт белорусской и советской правоведческой науки и практики (дооктябрьский период), позволяющий оценить достижения отечественной цивилистики, степень влияния западных школ и теорий на белорусские традиции и т.д.

Следовательно,наука хозяйственного права представляет собой определенным образом систематизированную совокупность знаний о хозяйственно-правовом регулировании общественных отношений: закономерностях функционирования и развития хозяйственного законодательства, способах достижения его эффективности, средствах получения новых знаний, необходимых для совершенствования хозяйствования права.

После социалистической революции в Белоруссии, когда достижения отечественного правоведения за многие десятилетия были объявлены буржуазными и не соответствующими революционным воззрениям, встала проблема обеспечения социалистической экономики соответствующим правовым регулированием, созданием законодательства неизвестного ранее типа.

Научные разработки первых лет советской власти сводились в основном к критике буржуазного права и разоблачению его эксплуататорского характера, так как в период от революции до перехода к новой экономической политике господствовало мнение о несовместимости товарно-денежных отношений с социализмом. В соответствии с этим широкое распространение получило мнение о необходимости развития прямого без эквивалентного распределения материальных благ.

С переходом к новой экономической политике, сложившейся многоукладности экономики, широкое распространение получила теория двухсекторного права. Основоположник этой теории П. И. Стучка поставил вопрос о существовании в народном хозяйстве как бы двух секторов, имеющих различные исторические перспективы. Наличие частного сектора в экономике страны обусловливает существование гражданского права, а наличие социалистического сектора - хозяйственного права. Хозяйственное право должно регулировать отношения внутри обобществленного сектора народного хозяйства. Причем государственный сектор с его плановыми началами должен развиваться и стать преобладающим, а частный сектор, обслуживаемый преимущественно ГК БССР, в борьбе с социалистическим должен был быть вытеснен с исторической сцены.

Одновременно предполагалось развитие специального правового регулирования социалистического сектора на базе хозяйственного права, а ввиду отмирания гражданско-правовых отношений (которыми считались частнособственнические отношения) должно отмереть и гражданско-правовое их регулирование.

Правильно в основном оценивая необходимость развития специального правового регулирования для развивающегося социалистического сектора, эта теория неверно оценила исторические судьбы гражданского права, связав их исключительно с частными отношениями. Гражданское право в ходе своего развития должно было стать регулятором имущественных отношений граждан по удовлетворению ими своих потребностей.

Однако курс на преодоление многоукладности в экономике за счет расширения социалистического сектора и вытеснения частного сектора, привел к тому, что в тридцатые годы на смену двухсекторной теории пришла школа единого хозяйственного права. Основоположники этой школы (например, Гинцбург Л.Я. и Пашуканис Е.Б.) считали, что для социалистических хозяйственных отношений, ставших преобладавшими к тому времени в экономике, необходимо специальное правовое регулирование. По их мнению, для этих целей следует создать единое хозяйственное право, центром которого должен стать хозяйственный кодекс. В нем предполагалось наряду с регулированием отношений социалистических организаций поместить и регулирование имущественных отношений граждан. Эта школа отстаивала тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две самостоятельные части - хозяйственно-административное и гражданское право.

Эта школа правильно отстаивала необходимость особой отрасли советского права - хозяйственного права, хотя и "деюризировала" ее, считая специфической формой политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством и организации хозяйственных связей. В этих взглядах получила отражение идеология сложившейся к тому времени административно-командной системы, властные силы которой не желали уступать командных возможностей, стеснять себя правопорядком в командных отношениях. Главная ошибка этой теории состояла в том, что регулирование всех отношений с участием гражданина предусматривалось в системе единого хозяйственного права, в то время как регулирование их должно было составлять в основном предмет гражданского права.

В 1936-1937 гг. теория единого хозяйственного права была объявлена вредительской со всеми вытекающими в тот трагический период развития страны последствиями. Авторы данной теории были объявлены врагами народа и, в сущности, на два десятилетия углубленное исследование проблем правового обеспечения социалистической экономики прекратилось.

Под влиянием тогдашнего главного теоретика в правоведении А. Я. Вышинского решено было рассредоточить регулирование хозяйственных отношений в основном в отраслях гражданского и административного права. Так возник, в затем сформировался и получил теоретическое обоснование дуалистический подход к обеспечению регулирования экономики с позиций гражданского и административного права. Согласно этой теории вертикальные связи по управлению народным хозяйством обеспечиваются административ­ным правом, а горизонтальные связи товарного обмена - гражданским правом. Переход к такому теоретическому обоснованию в те годы был закономерным. Жесткой командно-бюрократической системе руководства народным хозяйством нужны были соответствующие правовые конструкции: правопорядок в экономике должен был обеспечиваться приказными методами. Поэтому он и опирался на административное право, в котором не было, в сущности, ни институтов, обеспечивающих хозрасчет и элементарные гарантии предприятий, ни вообще каких-либо законов о планировании, правовом положении органов хозяйственного руководства, пределах их усмотрения в издаваемых приказах. В сфере же товарного обмена действовал Гражданский кодекс 1922 г., в котором, в сущности, уже не было норм, полнокровно влияющих на экономику. Долгое время правовые институты хозяйствования оставались декларативными, а научные разработки - формальной регистрацией и оправданием бюрократических методов хозяйствования.

После XX съезда КПСС получает развитие третья школа хозяйственного права (В. В. Лаптев, В. К. Мамутов и др.). Новая концепция хозяйственного права была создана с учетом исторического опыта и пересмотра ошибок предшественников. Был выдвинут и обоснован научный тезис о единстве хозяйственных отношений и необходимости особого и целенаправленного правового обеспечения экономики, сложившейся к этому времени в единый народнохозяйственный комплекс, требующий единого правового обеспечения. Регулирование имущественных отношений с участием граждан предполагалось проводить в гражданском законодательстве, не соединяя его с хозяйственно-правовым регулированием. В основу упорядочения хозяйственного законодательства, являющегося необозримым, бессистемным правовым массивом, предполагалось положить центральный системообразующий акт - Хозяйственный кодекс или Основы хозяйственного законодательства. На базе такого акта можно было бы систематизировать и кодифицировать законодательство, сделать его четким, целенаправленным и применяемым на практике.

Новая концепция хозяйственного права (монистическая) была выдвинута в противовес идеям дуалистического гражданско-административного направления, продолжающего отстаивать идеи частного, фрагментарного совершенствования хозяйственного законодательства в рамках гражданского и административного права.

У хозяйственной концепции в 60-80 гг. были свои сторонники и противники, и сущность разногласий между ними состояла в следующем.

Взамен целостного и системного взгляда на правовое обеспечение экономики, изложенное сторонникам и хозяйственной концепции, у сторонников иных решений все вопросы предполагалось решить на базе дуалистического применения гражданского и административного права. Правда, в последние годы ученые - сторонники гражданско-административного направления, признавая известную целостность хозяйственного законодательства, выдвигали положения о нем как о "вторичной структуре"; совокупности функционально взаимодействующих норм; комплексной отрасли законодательства; комплексной отрасли права и ряд других, повторяющих с незначительными изменениями в терминологии вышеуказанные положения.

Но даже при таком признании комплексных актов считалось невозможным создание общих положений, общих начал правового обеспечения экономики, которое должно было строиться применительно к различным отраслям, соединяясь под эгидой комплексного акта.

^ Современная концепция хозяйственного права представлена в работах ученых 90-х годов. Эта концепция изменила представление о предмете хозяйственного права. Сообразно этим представлениям в сферу хозяйственного права перешли и отношения, возникающие в процессе реализации собственности граждан для производства товаров как предпринимательские отношения.

Расширилось и число субъектов - участников хозяйственных отношений; это и физические лица - предприниматели, и юридические лица - предприятия, организации, объединения юридических лиц, Республика Беларусь, административные образования, то есть те субъекты, которые действуют профессионально в интересах и потребностях рынка, с целью извлечения собственной прибыли.


§ 1. Буржуазные конструкции хозяйственного права первой половины XIX века.

Активное проникновение публичных начал в сферу цивильного права, ставшее особенно заметным в годы первой мировой войны, явилось причиной появления буржуазных конструкций хозяйственного права. Изменения в социально-экономической жизни зарубежных стран, развитие хозяйственной функции государства, расширение его предпринимательской деятельности, разнообразные ограничения частной собственности и свободы договора усложнили и без того неразрешимую для западного правоведения проблему разграничения публичного и частного права.

Основоположниками теории хозяйственного права явились немецкие юристы Гедеман, Гольдшмидт, Румпф, Нассбаум и др. Впоследствии идеи хозяйственного или экономического права были восприняты юридической доктриной Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов. Следует подчеркнуть, что выдвинутые вышеназванными авторами теории хозяйственного права лишены характера единой, стройной конструкции. Существуют разнообразные взгляды на существо хозяйственного права среди западных исследователей. Единственная объединяющая их черта заключается в негативном отношении к дуализму права. Сторонники хозяйственного права, при всем различии их представлений, считают деление права на публичное и частное (по крайней мере, в области предпринимательской деятельности) отжившим явлением.

К настоящему времени сложилось два основных направления в западном правоведении относительно толкования природы хозяйственного права.

Согласно первому хозяйственное право не признается отраслью права или отраслью законодательства. Это лишь новый прием, техника разработки, применения, истолкования или изучения норм права; "... это право, рассматриваемое с точки зрения его экономических последствий" (Жакомэн А., Шранц Г.).

В соответствии со вторым подходом хозяйственное право представляет собой новую отрасль права. Однако и среди приверженцев такого понимания хозяйственного права нет единства. Имеются сторонники, как узкой трактовки, так и широкого понимания хозяйственного права.

Первые считают, что хозяйственное право включает в себя нормы, регулирующие деятельность государства в экономике, в том числе правила, относящиеся к национализации, статусу государственных предприятий, планированию, контролю за ценами, экономическими соглашениями и торговой практике. Сюда же нередко относят нормы налогового, валютного, таможенного права, предписания, касающиеся производства публичных работ и оборота ценных бумаг. Иначе говоря, хозяйственное право рассматривается как раздел публичного права, регламентирующий различные аспекты государственного управления экономикой. Эта точка зрения преобладает в юридической практике некоторых западных стран (например, ФРГ и Нидерландов).

Ряд французских и бельгийских юристов отстаивает взгляд на хозяйственное право как на несколько расширенное торговое право, к которому добавляются нормы, регулирующие создание и деятельность различных профессиональных организаций, связанных с хозяйственной жизнью, а также правила, ограничивающие свободу предпринимательских действий.

Некоторые авторы настаивают на широком понимании хозяйственного права. Развернутая аргументация такой позиции впервые была дана немецким юристом Гольдшмидтом в монографии "Имперское хозяйственное право". Автор противопоставлял частное хозяйство, в котором свобода усмотрения участников экономических отношений ничем не ограничена, общественному хозяйству. Частное хозяйство, регламентированное законодательством, является переходным этапом к общественному. Эта переходная форма хозяйственной жизни, равно как и общественное хозяйство, отличается от частного тем, что такие хозяйства выступают как организованные хозяйственные системы. Любые юридические нормы, относящиеся к этому организованному хозяйству, и составляют особое хозяйственное право. В нем сочетаются публично-правовые и частно-правовые элементы. Гольдшмидт различал также общую и особенную части хозяйственного права. По мнению Ж. Амеля и Ж. Лагарда, "экономическое право призвано регулировать хозяйственную жизнь и, в частности, производство и обращение богатств".

Сторонники широкой трактовки хозяйственного права считают, что оно должно включать нормы многих традиционных отраслей права (гражданского, торгового, административного, финансового, трудового и даже уголовного) - лишь бы они прямо или косвенно регламентировали организацию и функционирование экономического механизма.


^ Глава V. Соотношение предпринимательской и хозяйственной деятельности


В Белоруссии предпринимательство появилось как общественное явление в XVII в.

Наиболее значительными представителями предпринимательской среды были иностранные купцы и промышленники, российские, белорусские купцы, казенные предприниматели, монастыри.

Особо следует отметить энергичную предпринимательскую деятельность белорусских купцов, наживших капиталы на торгах и промыслах. Купцы были объединены в профессиональные гильдии и корпорации.

В XIX в. основные признаки предпринимательства уже сформировались и были сформулированы достаточно четко:

  1. владение капиталом;

  2. соединение и комбинирование факторов производства;

  3. ориентация деятельности на извлечение прибыли;

  4. самостоятельность, способность идти на риск, инициатива, - творчество, способность преодоления среды, новые методы управления производством и др.

В истории советского государства предпринимательство мелькнуло кратковременным НЭПом, свернутым мгновенно в течение буквально двух лет как явление, противоречащее основной идее социализма. Все, кто успел "высунуться" в этот период, остались без головы, не говоря о нажитом имуществе и капитале, не только сами, но обрекли на мучения своих близких и родственников. Предпринимательство было предано анафеме, а предприни­матели тщательно и планомерно изживались из общества или были изгоями.

Прошло время, все изменилось и расставилось на свои места - отменена власть советов, так и не осуществившая ни одной из продовольственных и других программ, а предпринимательство снова стало козырной картой в экономике и политике. Новая волна предпринимательства, как закономерная и поощряемая государством деятельность возрождена в период 1987-1990 гг. Согласно действующему законодательству предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Современное белорусское предпринимательство требует комплексного научного исследования. Предметом изучения должны стать в первую очередь социальные, экономические, политические, правовые, социокультурные аспекты предпринимательской деятельности, позволяющие выявить отличительные особенности белорусского предпринимательства, перспективы его развития, дать прогноз возможных сценариев взаимодействия предпринимателей с другими слоями и институтами гражданского общества во избежание острых социально-экономических коллизий в условиях весьма болезненных преобразований, создать качественное правовое обеспечение белорусским реформам.

В настоящее время существуют следующие точки зрения на содержание данного понятия:

предпринимательство - специфическая деятельность, связанная с инновациями и риском. Предпринимателями в собственном смысле слова в белорусском обществе являются лишь те, кто олицетворяет собой синтез экономической самостоятельности, финансовой мощи и технико-технологических новаций;

предпринимательство - всякая деятельность, направленная на комбинирование факторов производства с целью извлечения дохода. Соответственно предпринимателем может быть признан всякий субъект, осуществляет ли он сугубо репродуктивные или новаторские функции, лишь бы они способствовали максимизации дохода. В данной трактовке предпринимательство и бизнес выступают как синонимы;

предпринимательство - экономический и социокультурный феномен, присущий определенной (западной) цивилизации. В Белоруссии функции нововведения (изобретатели и т.п.) и "делания денег" (дельцы) отделены друг от друга, а потому предпринимательства как такового не существует.

Безотносительно к методам, способам и конечным целям, которые при этом преследуют субъекты предпринимательства, можно расширительно трактовать предпринимательство как тип общественной деятельности, способствующий рыночной трансформации белорусской экономики.

Можно выделить предпринимателей двух различных типов. Для первого характерно стремление к прибыли, для второго - инновационная деятельность.

В организации и собственно ведении хозяйственной деятельности предпринимателя можно выделить несколько стадий:

  1. зарождение предпринимательской идеи, организация производства;

  2. проникновение на рынок;

  3. временная монополия - при условии, что удалось занять свою нишу;

  4. борьба с появляющимися конкурентами.

Все эти стадии характерны своим набором проблем, стоящих перед предпринимателем.

Для первой главное - получение информации, возможность приобрести права собственности на техническую новинку, способности и связи самого предпринимателя, подбор квалифицированной и работоспособной команды.

Для второй - получение финансирования, приобретение различных факторов производства, что представляет особо сложную проблему, реклама. На этой стадии предприниматель, как правило, не получает прибыли.

Проблемы третьей стадии связаны с расширением производства, с капиталовложениями и правильной ценовой политикой. На четвертой стадии необходимо внедрение очередной "новой комбинации".

Предпринимательская деятельность (ее организация и ведение) ведется по определенным правилам, требующим государственного вмешательства и регулируется законом по многим направлениям. Интенсивное регулирование государством предпринимательской деятельности связано с тем, что в процессе производства встречаются частные интересы товаропроизводите­лей, интересы государства и общества, работников, потребителей. Вследствие этого возникает необходимость в согласовании различных интересов, избрании оптимальных решений, обеспечивающих как интересы предпринимателей, так и других субъектов. Для этого важно установить пределы разумного вмешательства правовых регуляторов и одновременно принять меры к устранению нежелательных эксцессов, таких, как снижение предпринимательского интереса к ведению своих дел несоразмерными налогами, социальными требованиями, с одной стороны, и, с другой стороны, предъявление разумных требований соблюдения норм природопользования, санитарии, стандартизации, ценообразования, уплаты налогов, конкуренции и др.

Закон выдвигает определенные требования уже на подготовительной стадии, в начале предпринимательской деятельности.

В процессе производства к предпринимателям предъявляются требования самого разного характера: соблюдать нормы природопользования, санитарии, бухгалтерского учета, осуществлять обязательные платежи в различные фонды, выполнять технологические требования к создаваемой продукции и т.д.

Результаты хозяйствования предпринимателей также оказываются в сфере регулирования как с позиций финансовых обязательств перед бюджетом, так и с точки зрения представления отчетности, выполнения социальных обязательств и других позиций.

^ Предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке.

Среди отмеченных признаков, содержащихся в легальном определении предпринимательской деятельности необходимо различать общие, присущие любой свободной деятельности, в том числе предпринимательской (самостоятельный и рисковый характер), и специфические признаки предпринимательской деятельности (ее направленность на систематическое извлечение прибыли и необходимость государственной регистрации).

Рассмотрим подробнее каждый из отмеченных признаков предпринимательской деятельности.

А. Предпринимательская деятельность - деятельность самостоятельная, то есть граждане и юридические лица своей властью и в своем интересе осуществляют предпринимательскую деятельность. Если деятельность не является самостоятельной, то она не относится к предпринимательской. В частности, деятельность учреждения не может быть отнесена к предпринимательской. Учреждения, помимо основной своей деятельности, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой они созданы. Это объясняется тем, что учреждение создается собственником для заданной цели (социально-культурной, управленческой и т.п.), которая не приносит прибыли. Определяя цель деятельности учреждения и, финансируя его, собственник ограничивает учреждение в правовых возможностях.

Предпринимательская деятельность организуется лицом по своему усмотрению, что, однако, не исключает ее регулирования со стороны государства. Так, в ст. 13 и 41 Конституции РБ, а также в ст. 22 и 45 ГК РБ гарантируется право на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Из статей 2, 12, 15 и др. ГК РБ следует, что нерегламентированное законодательством вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается. Предприниматель имеет право обращаться в хозяйственный суд либо в суд общей юрисдикции с заявлением о признании недействительными ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих права и охраняемые законом интересы предпринимателя.

Б. Предпринимательская деятельность - деятельность, осуществляемая субъектом на свой риск. Действительно, свобода деятельности предполагает и несение риска последствий соответствующих действий (бездействия). Если деятельность осуществляется не на свой риск, то она не относится к предпринимательской. Например, деятельность государственных и иных учреждений не может быть отнесена к предпринимательской также и потому, что при недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его долгам несет собственник соответствующего имущества (п. 2 ст. 120 ГК РБ).

Деятельность предпринимателя направлена на получение прибыли. Однако в силу различных причин этот результат не всегда достижим. В таких случаях говорят о коммерческом риске. Коммерческий риск - нормальное рыночное явление, связанное с возможностью наступления неблагоприятных последствий для предпринимателя. Причины таких неблагоприятных последствий могут быть различными: субъективными и объективными.

Если причины объективны, независимы от предпринимателя или других лиц (стихийные бедствия и другие чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства), то предприниматели должны учитывать эти обстоятельства и заранее принимать необходимые меры по устранению или уменьшению своих возможных потерь. К таким мерам можно отнести страхование. Причем наряду со страхованием конкретных коммерческих рисков в страховых организациях предприниматели могут, а в случаях, предусмотрен­ных законом, - обязаны заниматься самострахованием путем создания за счет части собственной прибыли резервного (страхового) фонда, предназначенного для покрытия любых непредвиденных расходов.

К субъективным причинам возникновения неблагоприятных последствий можно отнести неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предпринимателем или его контрагентами по договору. В этом случае наступает ответственность предпринимателя или его контрагента, что выражается в неблагоприятных имущественных последствиях для соответствующего лица и обусловлено правонарушением с его стороны.

Предприниматель несет ответственность в том случае, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия и т.п.). Вина является необходимым условием ответственности предпринима­теля, если это прямо предусмотрено законом или договором.

В. Предпринимательская деятельность - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При этом речь идет об основной цели деятельности предпринимателя. Если же извлечение прибыли не является основной целью деятельности лица, то оно не рассматривается в качестве предпринимателя, а его деятельность не является предпринима­тельской.

В условиях рыночной экономики в качестве цели предпринимательства выступает не только производство товаров (работ, услуг), которое само собой разумеется как средство достижения цели предпринимательства, сколько извлечение прибыли. Действующим законодательством легализована цель предпринимательства - систематическое профессиональное извлечение прибыли.

В предпринимательской деятельности каждая отдельная сделка является лишь особым звеном целого плана предпринимателя, составленного с целью получения конечного результата - прибыли.

В конечном счете для предпринимателя важна не сфера деятельности, какой может быть торговая, посредническая, строительная, транспортная, страховая, банковская, инвестиционная и любая иная деятельность. Для предпринимателя главное составляет конечная цель деятельности - прибыль, систематическое получение прибыли. В этом смысле деятельность в любой сфере экономики (хозяйства) является предпринимательской, поскольку она направлена на извлечение прибыли (разницы между ценой приобретения и ценой продажи). И чем больше прибыли сулит та или иная сфера деятельности, тем большим внимаем со стороны предпринимателей она пользуется.

Г. Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляе­мая лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запреща­ется. Доходы, полученные в результате такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

Государственная регистрация, а в определенных случаях и лицензирова­ние предпринимательской деятельности необходимы для осуществления контроля за ней со стороны общества в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Рассмотрев признаки, характеризующие предпринимательскую деятель­ность, можно сделать вывод о том, что хозяйственная деятельность и предпринимательская деятельность находятся между собой в определенном соотношении: то, что входит в содержание предпринимательской деятельности, характерно для любой хозяйственной деятельности. Однако предпринимательская деятельность отличается рядом характерных признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как более узком понятии, чем хозяйственная.

Следует согласиться, что серьезные изменения в белорусской экономике требуют адекватного законодательства, регулирующего экономические отношения. В законодательство введены новые понятия, термины, возникли новые правовые институты.

Поэтому современная концепция предпринимательского права должна быть основана "на признании объективной необходимости государственного регулирования системы рыночного хозяйства, которая требует формирования определенной системы правовых норм, регулирующих во взаимосвязи и единстве деятельность государства по созданию, поддержанию, обеспечению и развитию рыночного механизма, а также деятельность самих предпринима­телей" (Быков А.Г. Предпринимательское право: проблема формирования и развития. Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1993. № 6. С. 9).


Глава VI. Торговое право зарубежных стран


В связи с осуществляемыми в Белоруссии радикальными экономическими преобразованиями и значительными изменениями в правовом регулировании хозяйственных отношений большое значение приобретает опыт стран с развитой рыночной экономикой.

В зарубежных странах исторически сложились различные правовые системы. Важнейшими из них являются романо-германская (континентальная) и англо-американская системы.

Деление права на публичное и частное является основополагающей классификацией норм и правовых институтов в странах романо-германской правовой системы, то есть в тех странах, на право которых оказала существенное влияние римская правовая традиция.

Английскому праву неизвестно деление права на частное и публичное, поскольку по своему происхождению английское право предстает как право публичное. Указанную традицию восприняло и право США.

Вопрос о соотношении частного и публичного права не является просто общетеоретическим вопросом. Он носит прагматический характер, так как от его решения зависит право государства на вмешательство в частную жизнь, в экономическую, предпринимательскую и иные сферы.

Публичное право в странах континентальной Европы традиционно включает такие отрасли, как государственное (конституционное) право, административное, финансовое и уголовное.

Основу частного права составляет гражданское право. В некоторых странах хозяйственная деятельность, осуществляемая в качестве промысла с целью извлечения прибыли, регулируется нормами торгового права.

В результате буржуазных революций произошла ломка устоев феодального общества и ряда его правовых институтов, стоявших на пути развития производительных сил и предпринимательства.

В начале XVIII в. во Франции проводилась значительная кодификационная работа в области гражданского и торгового права. В 1804 г. принимается Гражданский кодекс, а в 1807 г. - Торговый кодекс, то есть произошло деление частного права на торговое и гражданское, которому предшествовал период длительного исторического развития, получило законодательное оформление. Торговое право возникло в условиях феодального государства, чему способствовали: сословный характер общества, усложнение и развитие торговой, предпринимательской деятельности. Наиболее благоприятные условия для эволюции торгового права сложились в средневековой Италии, являвшейся центром средиземноморской торговли. Сословие купцов руко­водствовалось в своей профессиональной деятельности складывавшимися сначала внутри купеческих корпораций, а затем в масштабах городов обычаями. Так постепенно формировалось право торгового оборота, которое первоначально распространялось на лиц торгового звания и называлось правом торговцев. Нормы, вырабатываемые в торговом обороте, передавались от поколения к поколению, от отца к сыну, в качестве обычаев предков, первоначально в рамках замкнутой купеческой корпорации, а позднее, с образованием обычаев, общих для всех купцов города, стали применяться как обычаи данного города.

Помимо сословного характера феодального общества возникновению специальных норм способствовала специфическая деятельность купцов -организация производства, торговля. Нормы гражданского права, требующие от участников правоотношений совершения сложных формальностей, часто громоздкие, не отвечали главной потребности торгового оборота - созданию условий для быстрого и надежного перемещения ценностей от одного субъекта к другому и при этом строгой фиксации прав на имущество. Неприемлемыми для торгового оборота оказались также принципы индивидуального подхода к оценке поведения обязанного лица без учета общепринятой позиции в практике торговли, дух национальной обособленности гражданского права.

В городах, сначала в Италии, а потом и на севере Европы предпринима­лись попытки записи торговых обычаев и судебных решений по торговым делам, а с развитием торговой деятельности купцов и морской торговли, укреплением рынков происходит постепенное расширение сферы действия норм обычного права как в пространстве, так и по кругу лиц. Обычаи торговцев начинают применяться для урегулирования отношений не только между лицами торгового сословия, но и другими лицами, вступавшими в отношения торгового характера, то есть постепенно происходило превращение права торговцев в торговое право. Однако для появления торгового права в современном его понимании необходим был еще долгий путь исторического развития, на котором от первоначальной записи обычаев, простой их фиксации отдельные фео­дальные государства переходили к попыткам кодификации торговых обычаев.

Наиболее значительные усилия в этом направлении были предприняты во Франции при Людовике XIV, когда были разработаны и введены в действие на всей территории королевства два ордонанса - Ордонанс о торговле 1673 г. и Ордонанс о мореплавании 1681 г. Эти документы в значительной степени способствовали унификации правового регулирования торговых операций на территории Франции. Ордонансы послужили основой Французского торгового кодекса 1807 р., действующего и поныне.

Развитие торговых отношений после буржуазных революций во Франции требовало правового регулирования, соответствующего новым условиям. Франция была первой страной, где проблема создания нового гражданского и торгового законодательства была успешно решена. Оба эти акта (Французский гражданский кодекс 1804 г. и Французский торговый кодекс 1807 г.) являются действующими законами до настоящего времени.

Явление, когда в государстве для регулирования казалось бы однотипных имущественных отношений в области частного права применяются два закона - гражданский и торговый, имеет место своеобразная двойственность в законодательстве, регулирующем частно-правовые отношения именуется "дуализмом частного права", а страны последовавшие примеру Франции, относятся к группе стран с дуалистической системой частного права. К этой группе относятся Германия, Испания, Португалия, Япония и др.

Генезисом дуализма частного права явилась сословная замкнутость феодального общества и специфичность профессиональной деятельности купеческого сословия.

Несколько иначе развивалось торговое право в Англии. Без сомнения и в Англии сословие купцов вырабатывало в своей практической деятельности правила поведения - торговые обычаи. Но особенность развития права Англии - его прецедентный характер - заключалась в том, что появившийся в деловой практике обычай, однажды примененный судом в качестве нормы обычного права, для всех последующих поколений превращался в норму прецедентного права, то есть происходило поглощение обычаев прецедентным правом. В ведущем прецеденте 1875 г. дано определение торгового права, согласно которому оно есть не что иное, как подтвержденные решениями судов общего права обычаи купцов и торговцев в различных отраслях торговли. В ходе исторического развития купеческое право Англии испытало на себе некоторое влияние римского права, но уже в XVII в. начался процесс слияния торгового права с общим гражданским правом, завершившийся в XVIII в.

В США, как и в Англии, торговое право не выделяется в качестве отдельной отрасли. Однако США являются страной, сформировавшейся в период становления и бурного развития капиталистических отношений, и потому гражданское право отдельных штатов содержит значительное число норм, предназначенных для регулирования отношений, возникающих в предпринима­тельской деятельности. В целях унификации правового регулирования отношений в гражданском и торговом обороте штатами разрабатываются и принимаются единообразные законы по отдельным проблемам. Наиболее значительным по объему и по важности регулируемых вопросов является Единообразный торговый кодекс. Разработка торгового кодекса, будучи явлением весьма значительным, тем не менее не дает оснований относить США к странам с дуалистической системой права, поскольку в США термин "торговое право" применяется, но в более узком смысле по сравнению, с правовыми системами европейских государств. Несмотря на 'это, в США и Англии в учебных заведениях читаются курсы по торговому праву, издаются учебники и готовятся юристы, специализирующиеся на обслуживании торгового оборота.

Процессы, затрагивающие взаимодействие гражданского и торгового права, взаимосвязаны. Нормы гражданского и торгового права находятся в соотношении общих и специальных норм. Наблюдается их взаимовлияние в странах с дуалистической системой. Очень часто под влиянием коммерческой практики, торгового права происходит изменение отдельных норм гражданского права. Этот процесс получил название "коммерциализации" гражданского права.

Французский гражданский кодекс делится на три книги, которым предшест­вует вводный титул, посвященный опубликованию, действию и применению законов.

Книга I "О лицах" содержит постановления, касающиеся правового положения физических лиц, включая семейные отношения.

В книге II "Об имуществах и различных видоизменениях собственности" регламентируется право собственности и другие вещные права.

Книга III "О различных способах, которыми приобретается наследство" содержит нормы о наследственном праве, об обязательственном праве и некоторые другие положения (например, о давности).

Французский торговый кодекс состоит из четырех книг. Книга I "О торговле вообще" содержит правила об индивидуальных торговцах и торговых товариществах, о биржах и посредниках, о векселе. Книга II "О морской торговле" определяет положение морских судов.

Книга III "О несостоятельности и банкротствах" регламентирует указанные процедуры.

Книга IV "О торговой юрисдикции" посвящена вопросам торгового судопроизводства.

Торговый кодекс был издан лишь как дополнение к гражданскому. Все общие положения гражданского кодекса применяются и к торговым сделкам. В кодексе, содержатся лишь специальные правила, применяемые в сфере торгового оборота. При отсутствии специальных правил применяются общие правила гражданского кодекса.

1 января 1900 г. в Германии вступили в силу Гражданское и Торговое уложения.

Германское гражданское уложение состоит из пяти книг:

I - "Общая часть";

II - "Обязательственное право";

III - "Вещное право";

IV - "Семейное право";

V - "Наследственное право".

Германское торговое уложение состоит из четырех книг:

I - "Торговые деятели";

II - "Торговые товарищества";

III - "Торговые сделки";

IV - "Морское право".

Существующий дуализм частного права порождает проблему разграниче­ния сферы действия гражданского и торгового права.

В зарубежном законодательстве эта проблема решается путем определения лиц, признаваемых коммерсантами, а также установления круга сделок, которые считаются торговыми.

Развитие товарно-денежных отношений, включение в торговый оборот практически любых материальных и нематериальных ценностей влечет за собой расширение сферы применения торгового права. Многие принципы, конструкции и нормы торгового права распространяются в настоящее время и на область традиционного гражданского права. Указанный процесс получил название "коммерциализации" гражданского права. Эти изменения приводят к перемещению границы между гражданским и торговым правом, а сегодня в ряде случаев ее вообще бывает трудно установить.

С учетом названных обстоятельств некоторые государства сочли целесообразным объединить гражданское и торговое право; Швейцария и Италия упразднили торговые кодексы, а Гражданский кодекс Италии, например, регламентирует не только гражданские, но и торговые отношения. Но даже принятие единых гражданских кодексов не устраняет дуализм в правовом регулировании имущественных отношений, построенных на началах юридического равенства. По существу во всех странах, включая Англию, США и другие государства общего права, имеются специальные нормы, призванные регулировать исключительно коммерческие или торговые отношения.

Сохранение самостоятельности торгового права в полной мере отвечает тенденции современного зарубежного права к дифференцированному регулированию однородных общественных отношений в зависимости от их субъектного состава.

В дореволюционной России курс торгового права читался в высших учебных заведениях наряду с курсом гражданского права. При этом в литературе подчеркивалось, что торгово-промышленный характер действий, сделок и отношений составляет особое содержание торгового права. Одновременно подчеркивалась необходимость научных исследовании в выяснении тех особенностей, какими обладают институты торгового права.

Видный российский цивилист Г. Ф. Шершеневич определял торговое право как "совокупность норм частного права, общего и специального, имеющую применение к той области народнохозяйственной жизни, которую закон признает торговлей". Отметим, что термин "коммерция" (лат. commercium в переводе означает "торговля").

Современное торговое право (коммерческое право) не претендует на самостоятельность в качестве отрасли права и является составной частью гражданского права, специальное изучение которого вызвано практическим интересом, поскольку белорусское законодательство в настоящее время развивается таким образом, что особенности правового регулирования предпринимательской деятельности находят выражение в едином Гражданском кодексе РБ и ряде специальных нормативно-правовых актов.

При этом отмечается, что отношения, являющиеся предметом гражданско-правового регулирования, возникающие между предпринимателями или с их участием, нуждаются в особом правовом регулировании. Они и составляют предмет регулирования коммерческого права.

Вместе с тем в юридической литературе имеются предложения о необходимости разделения частноправового материала между двумя кодексами - гражданским и торговым (Толстой Ю.К. На путях кодификации гражданского законодательства / Правоведение. 1994. № 3. С. 26).

По мнению некоторых ученых, необходимо приступить к формированию новой отрасли - торгового права, так как существует определенная область хозяйственных отношений, которая не может регулироваться гражданским правом. Так, Чанкин В.В. (Право торговое: современные тенденции / Государство и право. 1993. № 2. С. 59-63) отмечает, что предметом торгового права являются "обширнейшие коммерческие отношения в сфере хозяйственной деятельности".


  1   2   3   4

Реклама:





Скачать файл (692.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru