Logo GenDocs.ru


Поиск по сайту:  


Лекции - Государственные приоритеты НТР - файл кузин тема 4 руск.doc


Лекции - Государственные приоритеты НТР
скачать (170.6 kb.)

Доступные файлы (5):

кузин тема 4 руск.doc99kb.15.06.2004 10:18скачать
кузин тема 5.doc508kb.15.03.2004 16:24скачать
Тема1.doc117kb.10.02.2004 10:31скачать
Тема2.doc242kb.10.02.2004 10:42скачать
Тема3.doc67kb.20.02.2004 11:20скачать

содержание

кузин тема 4 руск.doc

Реклама MarketGid:
Тема 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕГАЗОВОЙ И НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ


План:

1.Р.А.Іванух. Стратегічні проблеми розвитку нафтогазового комплексу України/ Регіональна економіка, №2, 2000. – С. 16-25.

2.Г. Бурлака. Нефтеперерабатывающая промышленность Украины: состояние и перспективы /Экономика Украины, №7, 2000. – С. 19-24.

3.М.О.Данилюк. Організаційно-економічні основи реформування нафтового комплексу України. Київ: Манускрипт, 1998. – 164 с.

4.Я.Дробот, М.Бойченко. Антикризовий менеджмент на підприємствах вугільної промисловості /Схід, №2 (52), лютий, 2003. – С. 7-13.

Тема 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕГАЗОВОЙ И НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ

4.1. Анализ и оценка современного состояния нефтегазового комплекса страны

4.1.1. Общее состояние нефтегазовой отрасли промышленности

4.1.2. Состояние нефтеперерабатывающей промышленности

4.2. Стратегические проблемы и направления реформирования нефтегазового комплекса страны

Контрольные вопросы по теме 4


Литература:
  1. ^

    Р.А.Іванух. Стратегічні проблеми розвитку нафтогазового комплексу України/ Регіональна економіка, №2, 2000. – С. 16-25.

  2. Г. Бурлака. Нефтеперерабатывающая промышленность Украины: состояние и перспективы /Экономика Украины, №7, 2000. – С. 19-24.

  3. ^

    М.О.Данилюк. Організаційно-економічні основи реформування нафтового комплексу України. Київ: Манускрипт, 1998. – 164 с.

  4. Я.Дробот, М.Бойченко. Антикризовий менеджмент на підприємствах вугільної промисловості /Схід, №2 (52), лютий, 2003. – С. 7-13.




^

Тема 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФТЕГАЗОВОЙ И НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ

4.1. Анализ и оценка современного состояния нефтегазового комплекса страны

^

4.1.1. Общее состояние нефтегазовой отрасли промышленности



Украина имеет достаточно развитый нефтегазовый комплекс, который является структурируемой системой экономически, технологически и организационно-хозяйственных взаимосвязанных отраслей промышленности, нефтегазовых месторождений, нефтехранилищ, буровых скважин, нефтегазопроводов, нефтеперерабатывающих заводов, научно-исследовательских поисковых и проектно-конструкторских организаций, функционально-компонентная и территориальная структура которой направлена на обеспечение всех отраслей экономики топливно-энергетическими ресурсами. Сырьевой базой нефтегазового комплекса являются промышленные запасы нефти и газа в Днепровско-Донецком (Донецко-Приднепровская впадина), Карпатском (Предкарпатский краевой прогиб) и Причерноморском (Причерноморская низменность) нефтегазовых районах, а также континентальный шлейф Черного моря. В нем сконцентрировано значительное количество национального богатства страны - 283 нефтяных газовых месторождений, 6 нефтеперерабатывающих заводов, 9 нефтепроводов, 60 газопроводов общей длиной 15,5 тыс. км. На долю нефтегазового комплекса приходится почти 18,0% промышленной продукции. В его системе работает 28 предприятий и организаций, из них 8 закрытых и 127 открытых акционерных обществ, 27 арендных предприятий, 10 коллективных и 65 государственных. Главная задача нефтегазовой промышленности заключается в обеспечении хозяйства Украины топливом, жидким и газовым, смазочными и другими материалами и продукцией нефтехимии.

Характерной особенностью нефтегазового комплекса Украины является постоянное уменьшение добычи нефти и газа, рост их дефицита, постоянное повышение цен на газ, нефть и нефтепродукты, истощение промышленных запасов, рост количества устаревшего оборудования, применение отсталых технологий, сокращение поисково-разведывательных работ, снижение экономической эффективности функционирования всего нефтегазового комплекса и роста низкорентабельных предприятий. Для подтверждения этого тезиса в табл. 4.1 приведены данные о потреблении нефти отраслями экономики Украины в сравнении с развитыми странами Европы.
Таблица 4.1

Доля нефти в потреблении энергоносителей отраслями в странах Европы за 2000 год (в %)

Страна

Промышлен­ность

Сельское хозяйство

Транспорт

Домашнее хозяйство

Другие отрасли

Украина .........

8,7

30,9

12,9

28,8

25,4

56,3

63,4

73,0

66,0

72,7

86,8

97,8

98,8

99,6

96,8

7,0

33,6

28,2

27,0

18,2

6,0

49,2

35,2

25,1

37,1

Германия........

Финляндия.....

Дания..............

Швеция...........


Общее потребление нефти в топливно-энергетическом комплексе Украины снижается на фоне общемирового роста объема ее добычи и переработки. Только в странах СНГ экономический кризис сопровождался значительным снижением объемов переработки нефти (на 52% за последние 20 лет – до 199 млн. т. в 1998 г.). В Украине с пикового уровня 62 млн. т в 1989 г. до 10,4 млн. т в 1999 г., или почти в 6 раз.

Сложившаяся ситуация объясняется тем, что разведанные запасы нефтегазовых месторождений Украины весьма ограничены, а также их истощением, ухудшением геологических, технических и экономических условий их эксплуатации. Так, на 283 открытых месторождений, которые находятся на государственном балансе, 238 относятся к малым (11-30 млн.) и только 11 - к средним и большим. Дальнейшая добыча нефти в них связана с увеличением затрат на обустройство месторождений, бурение скважин, потребление электроэнергии, подъема на поверхность большого количества воды со следующим ее нагнетанием в продуктивные горизонты с целью поддерживания пластового давления в залежах.

Значительная часть запасов нефти (87,7 млн. т, или 57%) относится к труднодобываемым, освоение которых требует применения специальных технологий их эксплуатации и больших капитальных вложений. Эти особенности залегания нефти и являются основной причиной снижения ее добычи.

Объемы добычи нефти и газа в Украине за последнее десятилетие приведены в табл. 4.2.
Таблица 4.2

Добыча нефтегазовых ресурсов в Украине в 1993-2003 гг.

Нефтегазовые ресурсы

Годы


1993

1995

1996

1988

2000

2003

Нефть и нефтяной конденсат, млн. т

5,4

5,3

4,1

3,35

3,7

3,9

Газ, млрд. м3




28,1

18,2

18,0

18,3

19,0


Сложившаяся ситуация негативно отражается на темпах и масштабах экономического развития Украины.

За счет собственной добычи нефти Украина удовлетворяет свои потребности только на 20-30%, остаток потребностей вынуждена покрывать за счет экспорта из других стран мира и в первую очередь из России. Такая большая зависимость от поставок нефти с одной страны не может быть экономически и политически оправданной. Поэтому Государственной программой "Нефть и газ Украины до 2010 года" предусматривается за счет соответствующих капитальных вложений увеличить добычу нефти до 7,6 млн. т и газа - до 35 млрд. м3. Однако через общее состояние экономики, неполные и несвоевременные расчеты за потребление нефти и газа, постоянный дефицит бюджета выполнение этой программы очень усложняется. В связи с этим Украина вынуждена искать новые альтернативные источники нефтеснабжения. Наиболее перспективными для закупки нефти являются Казахстан и Азербайджан, которым принадлежите второе место после России по запасам нефти. Идея транспортировки азербайджанской нефти Черным морем к Одессе, а далее - к Бродам и в Европу оправдана как экономически, так и с политической точки зрения.

В перспективе Украине следует ориентироваться больше и на норвежскую, арабскую и особенно алжирскую нефть, которая содержит много светлых нефтепродуктов. Следовательно, переориентация экономики Украины на мировые рынки нефти позволит более выгодно использовать рыночную конъюнктуру для повышения независимости от России и обеспечения хозяйства нефтепродуктами. Вхождение Украины в мировой нефтяной рынок должно стать приоритетным направлением внешнеэкономической деятельности нашего государства. Прогнозные расчеты показывают, что минимальная потребность в сырой нефти на 2005-2010 годы будет составлять 6,3-6,5 млн. т. Итак, проблема покрытия ее дефицита и импорта из зарубежных стран одна из очень важных.

Рассматривая состояние и перспективы развития газовой отрасли, возможные источники поступления газа, необходимо, прежде всего, определить потребности страны в природном газе. Так, в 1992 г. потребление газа в Украине составляло 114,1 млрд. м3, в 1995 г. снизились до 78,3 млрд. м3, в 1998 г. – до 76,1 млрд. м3, в 2003 г. оно составило 75,0 млрд. м3. Сопоставляя потребление газа с собственной добычей, можно констатировать, что потребность в газе за счет собственных ресурсов в этот период удовлетворялась только на 20-25%, остальная – за счет импортных поставок из России. Такой высокий уровень зависимости от одного внешнего источника содержит большую угрозу для энергообеспечения страны и ее независимости.

Согласно различным подсчетам Газпрома Украины, Совета по изучению производительных сил страны и Института региональных исследований НАН Украины потребление газа в Украине в 2005-2010 гг. будет составлять 70-90 млрд. м3. Оно может быть покрыто за счет собственной ресурсной базы Украины из таких основных источников: повышения отдачи существующих нефтегазовых месторождений; использования нетрадиционных источников, метана угольных месторождений, биогаза, коксового газа и других источников.

Расчеты также показывают, что только за счет повышения газоотдачи старых и введения в эксплуатацию уже разведанных месторождений добычи газа можно довести до уровня 21- 25 млрд. м3 в год, а за счет нетрадиционных источников 3,0-7,1 млрд. м3.

Получение газа от объемов его транзита через Украину из России, Туркменистана, Казахстана и Узбекистана может равняться - 10-13 млрд. м3.

Украина имеет реальные возможности увеличить закупки газа в Иране, которые по его запасам (20 трлн. м3) занимает второе место после России. Он расположен на значительно меньшем расстоянии, которое позволит уменьшить затраты на его транзит. Целесообразно рассмотреть также и вопрос закупки сжиженного газа в Алжире, Ливии, Катаре, Нигерии и других странах мира. Однако для этого необходимо строительство специального терминала на побережье Черного моря мощностью 1 млрд. м3 в год. Следует подчеркнуть, что терминалы для принятия сжиженного газа уже давно функционируют в Великобритании (Конвей), Франции (Фес-сюр-Мэр, Монтар), Бельгии (Зесбрюгге), Испании (Барселона, Картахена, Уельдра) и другие. Уже завершены и введены в эксплуатацию также терминалы в Германии, Португалии, Греции, Турции и других странах мира.

Развитие нефтегазового комплекса страны требует значительных капитальных вложений. Однако, как видно из табл. 4.3, после выхода Украины из СССР их сумма постоянно снижается.
Таблица 4.3

Капиталовложения в нефтегазовую промышленность Украины в сравнительных ценах, млн. грн.

Отрасли промышленности

Годы


1990

1995

1996

2998

2000

Нефтяная

410

26

280

170




Газовая

1164

288

475

660





Снижение капиталовложений в эти отрасли промышленности ограничивает возможности их продуктивного развития и расширения поисково-разведывательных работ. Для покрытия большого дефицита нефти и газа целесообразно увеличение как государственных, так и частных инвестиций в эти отрасли. Частично они могут быть найдены в самой отрасли, так как их рентабельность в указанные в табл. 4.3 годы очень высокая (нефтяной – более 132%, газовой – 176%), за счет амортизационных отчислений. Однако возможности больших инвестиций в развитие нефтегазового комплекса ограничены. Кроме того, развитие НТП в этих отраслях отстает от мирового уровня и передовые страны в этой области находятся далеко впереди в развитии нефтегазовой промышленности и только международное сотрудничество может привести к позитивным результатам. Такое сотрудничество имеет ряд перспективных направлений.

Среди них - поисково-разведывательные работы, особенно глубинных залежей (5000-7000 м); шельфы Черного и Азовского морей; карбонатные отложения; увеличение изъятия промышленных запасов нефти на старых месторождениях; увеличения производительности низкодобывающих газовых скважин; разработка малых по запасам газоконденсатных залежей с большим содержанием конденсата поддержания нефтегазотранспортной системы в рабочем состоянии; реконструкция и модернизация нефтеперерабатывающей промышленности с целью повышения глубины переработки нефти и другие.

Среди многих направлений вложения иностранных капиталов в нефтегазовый комплекс Украины наибольшее себя оправдывает участие иностранных инвесторов в создании совместных предприятий. Они, как правило, создаются в форме хозяйственных обществ. Это дает возможность инвестировать развитие предприятий нефтегазовой промышленности за счет взносов в уставный фонд в форме денежных средств в конвертируемой валюте и материальных ценностей. Тем не менее, создание совместных предприятий не исключает возможностей других форм внешнего инвестирования.

^

4.1.2. Состояние нефтеперерабатывающей промышленности



Составной частью нефтегазового комплекса являются предприятия нефтеперерабатывающий промышленности: Лисичанский, Кременчугский, Дрогобычский, Одесский, Херсонский и Надворнянский нефтеперерабатывающий заводы. К настоящему времени они загружены только на 30-50% своей мощности, причем 70% нефти - давальческое сырье. Главными проблемами их развития на перспективу - это максимальная загрузка производственных мощностей, глубокая переработка нефти, обновление технологического оборудования и реконструкция предприятий, повышение экономической эффективности их работы. Обеспеченность потребности в нефтегазовых ресурсах находится в очень большой зависимости от других стран и в первую очередь от Российской Федерации и Туркменистана. Экономическая ситуация, которая возникла и сформировалась в последние годы, требует поиска новых источников нефти, среди которых можно выделить такие:

  • диверсификация источников ввоза нефти и газа из зарубежных стран, включая также и давальческое сырье;

  • расширение сферы транзитных услуг за счет имеющейся в наличии инфраструктуры комплекса;

  • внедрение более прогрессивной техники и технологии переработки нефти на отечественных нефтеперерабатывающих заводах;

  • увеличение объемов геологоразведочных работ с целью открытия новых и расширения действующих нефтяных и газовых месторождений;

  • применение вторичных и третичных методов повышения извлечения нефти из недр и др.

Направления реструктуризации нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности Украины определены государственными программами "Нефть и газ Украины, 1992-2010 гг." и "Национальной энергетической программой Украины до 2010 г." Однако из-за отсутствия инвестицион­ных ресурсов реализация программ затормозилась, а многие из их поло­жений (в частности, прогнозируемые объемы переработки нефти) не соот­ветствуют реально сложившейся в Украине экономической ситуации. Так, вплоть до 2000 г. наблюдался упадок нефтяного хозяйства, который выра­зился в сокращении собственной добычи нефти до 2,6 млн. т, снижении объемов ее импорта до 1 млрд. дол., падении уровня использования мощ­ностей НПЗ до 22% в 1999 г., низкой по сравнению с западными странами глубине переработки нефти (65% против 80-90%). Вследствие негатив­ных тенденций удовлетворение потребности Украины в нефтепродуктах за счет национального производства снижалось и по бензину составило 59%, дизтопливу - 70%, смазочным материалам - 30%. Прогноз потребности в нефти и продуктах ее переработки, по данным Института биоорганической химии и нефтехимии НАН Украины, на период до 2010 г. приведен в табл. 4.4.

Таблица 4.4

Фактическая и прогнозная потребность Украины в нефти и нефтепродуктах на период до 2010 г. в млн. т




1998 г.

2000 г.

2005 г.

2010 г.

Нефть

12,7

14,6

19,0

25,3

Нефтепродукты

14,6

17,6

22,8

30,4

в том числе:













Бензин

5,1

5,08

5,3

5,6

Дизтопливо

5,6

6,3

7,7

9,8

смазочные материалы

0,4

0,44

0,517

0,629


Сегодня вся импортируемая нефть поступает в Украину по нефтепро­воду из России, которая в зависимости от политической и экономической конъюнктуры может существенно влиять на цены и порядок расчетов как по своей, так и казахстанской нефти. В 1999 г. из переработанной у нас нефти (10,4 млн. т) доля украинской составила 21,7%, российской - 65,2%, казахстанской - 13,1%. Предпочтительной, с точки зрения тех­нико-экономических показателей, является переработка более высокока­чественных украинских нефтей. Так, например, на Лисичанском НПЗ плата за переработку местной нефти составляет 11-12 дол./т, российской - 13 дол./т, а выход бензинов - 26 и 13,2% соответственно. В этой связи использование украинскими НПЗ других нефтей, качество которых выше, чем российской и казахстанской, - алжирской, ангольской, нигерийской, норвежской и др., - позволило бы без дополнительных инвестиций увеличить выработку дефицитных светлых нефтепродуктов.

В Украине существуют объективные условия для организации альтернативных поставок нефти с Ближнего Востока, из Африки и Азербайджана. Практически не используется Одесская нефтегавань, пропускная способность которой после реконструкции увеличилась с 15 до 24 млн. т (1997 г.). Достигнутой мощности достаточно для обеспечения нефтью Одесского и Кременчугского НПЗ. Азербай­джанская нефть может поступать на Херсонский НПЗ танкерами из Супсы (до 1,7 млн. т/год); для этого необходимо построить нефтепровод от Херсонской нефтегавани до НПЗ длиной 12 км, что потребует инвестиций в размере 2 млн. дол., срок строительства - 1 год. В дальнейшем Херсонская нефтегавань и НПЗ могут быть реконструированы для увеличения мощности до 6 млн. т/год. Действующая технологическая схема самого современного из украинских НПЗ - Лисичанского позволяет эффективно использовать азербайджанскую нефть с глубиной переработки 66-67%.

В настоящее время преобладает давальческая схема переработки нефти, неэффективная для предприятий. В 1999 г. 84,6% переработанной на украинских НПЗ нефти принадлежало давальцам. Кременчугский НПЗ, например, переработал 4,6 млн. т нефти, в том числе давальческой - 66,8%, сотрудничая с 38 организациями. На Херсонском НПЗ эти показатели составили, соответственно, 14 организаций, на Одесском НПЗ - 2 организации и т.д. В этих условиях предприятия практически распоряжаются до 13% перерабатываемой нефти, получаемыми в качестве оплаты услуг. В 1999 г. украинские НПЗ использовали производственные мощности на 20,3%, в том числе Кременчугский завод - 28,2%, Херсонский - 12,2%, Одесский - 42,5%, Дрогобычский - 7,8%, Надворнянский - 50,9%, Лисичанский - 3,3%.

Давальческой схемой переработки нефти на украинских НПЗ во мно­гом объясняется характер рынка нефтепродуктов, где, в отличие от Запада, доминирует производитель, а не потребитель. Кроме того, давальцы на­ряду с другими продавцами нефтепродуктов оказывают давление на государство с целью получения всевозможных налоговых и других льгот, что в конечном итоге приводит к уменьшению поступлений в государственный бюджет.

В каждой стране развитие нефтеперерабатывающей промышленности имеет свои особенности, но общими его чертами являются повышение роли углубляющих и облагораживающих технологических процессов, экономия энергоресурсов, автоматизация производств, создание экологичных технологий.

^

4.2. Стратегические проблемы и направления реформирования нефтегазового комплекса страны




Основным направлением стратегической политики в Украине, помимо увеличения объемов добычи нефти и газа, должно стать расширение поисково-разведывательных работ во всех нефтегазовых районах страны. Наиболее перспективным районом для них является Днепровско-Донецкая впадина и в частности, ее северо-краевой глубинный разлом. Здесь на участке длиной 400 км и шириной 30-35 км было открыто 12 промышленных месторождений нефти и газа с общим запасом 219 млн. т нефтяного эквивалента. Глубина залегания - 3-3,5 км. Наибольшими среди открытых месторождений нефти и газа являются Хукринское, Чернетинское, Юльевское, Карановское, Безлодиевское, Полтавское, Скворцовское, Максальское, Макеевское и другие. Следует подчеркнуть, что скважины во время их испытания фонтанували круглосуточно по 40-350 т нефти и 0,1-0,06 млн. м3 природного газа. Впервые на территории Украины в розущільнених породах кристаллического фундамента, которые раньше считались неперспективными для поисково-разведывательных работ нефти и газа, обнаружены большие их запасы. Согласно подсчетам геологов, они составляют около 19 млрд. т нефтяного эквивалента.

В Донецко-Днепровской впадине есть еще и Южный краевой разлом, который прилегает к ней. Его площадь 22 тыс. кв. км; по данным расчетов геологов, здесь прогнозные запасы нефти и газа находятся в границах 3-5 млрд. т нефтяного эквивалента. Следовательно, оба эти глубинно-нарушенные зоны с прилегающими к ним северными и южными бортами Донецко-Днепровской впадины по ориентировочным расчетам геологов содержат от 7 до 15 млрд. т нефти и газа в перерасчете на нефтяной эквивалент.

На сегодня Украина не имеет достаточных средств для расширения поисково-разведывательных работ и промышленного освоения этих запасов. Поэтому расширение международного сотрудничества в области поисково-разведывательных работ, привлечение иностранных инвестиций в развитие нефтегазового комплекса имеет важное значение.

Задача состоит в том, чтобы максимально мобилизовать всю украинскую науку, ее потенциал на решение энергетического кризиса. НИИ, ПКИ и другие организации должны сконцентрировать свои усилия на технических и технологических проблемах нефтегазового комплекса. Разработка нового бурового оборудования и аппаратуры, совершенствование технологии бурения, переход к освоению глубинных запасов нефти и газа дадут возможность освоить новые запасы, которые сегодня еще недоступны. Это составит стратегическую основу для развития отрасли на дальнюю перспективу.

Не менее важное значения и экономической науки, роль которой заключается в разработке научной концепции развития нефтегазового комплекса, определении наиболее целесообразных направлений его реформирования, выявлении путей и резервов повышения экономической эффективности его функционирования, обосновании необходимости структурной перестройки, совершенствовании функционально-компонентной и территориальной структуры, максимальном использовании всех механизмов развития нефтегазового комплекса.

Экономическая реформа в нефтегазовом комплексе Украины направлена на: создание максимально благоприятной экономической среды для его развития; совершенствование ценовой, рентной, налоговой, страховой и финансовой политики; использование экономических механизмов стимулирования поисково-разведывательных работ, обновление основных производственных фондов и внедрение новых прогрессивных технологий добычи и переработки нефти и газа, структурную завершенность и конструирование новой модели нефтегазового комплекса с оптимальными параметрами производственной и технологической структуры; развитие рыночных отношений и вхождение в мировое экономическое пространство.

Достаточно актуальной и сложной проблемой развития нефтегазового комплекса Украины является упорядочение внутреннего рынка нефтепродуктов и газа, совершенствование ценовой политики и внешнеэкономических связей. Сравнение цен на нефтепродукты украинских и западноевропейских заводов показывает, что они на 100 дол. /т выше и их среднегодовая продажа составляет - 30 млн. т/год, а разница между ценами - 3 млрд. дол. Эту разницу получает теневой бизнес, а государство имеет от этого только 8-10% доходов.

Для упорядочения украинского рынка 90-92% монополии русского капитала нужно противопоставить деятельность ведущих западных фирм (SHELL, EXXON, MOBIL, ВР и других). Этим фирмам целесообразно продать часть нефтебаз и выдать лицензии на организацию бензоколонок, как это уже сделано в ряде стран средней Европы (Польше, Венгрии, Чехии).

Важной проблемой стратегического развития нефтегазового комплекса Украины является разгосударствление и приватизация части акций украинских нефтеперерабатывающих заводов ведущими западными и арабскими концернами, которые сами добывают большое количество нефти. К их числу можно отнести LPAMKO (270 млн. т. в год) РЕМЕХ (145), NJOC (143), INOC (139), EXXON (86), ВР (66) и MOBIL (66 млн. т). Эти компании обеспечивают поставку нефти по ценам ниже, чем Россия. Следовательно, интеграция нефтегазового комплекса Украины в мировую экономическую систему позволит избавиться от односторонней зависимости Украины от России, значительно ускорит выход отрасли из кризисного состояния и повысит экономическую эффективность ее функционирования.

Важной проблемой развития нефтегазового комплекса является поддерживание в рабочем состоянии транспортной сети. Ряд нефтепродуктопроводов (Кременчуг - Лубны, Лубны - Киев, Кременчуг - Кировоград - Черкассы) построенны еще в 1975-1979 годах. Газопроводы Таганрог – Мариуполь, Таганрог - Амвросиевка, Амвросиевка - Донецк, Луганск - Лисичанск - Рубежное, Дашава - Киев, Бельш - Киев, Кривой Рог - Одесса и много других построены еще в 50-70 годы и на сегодняшний день уже вышли за границы эксплуатационного срока службы и требуют обновления. Обновление газо- и нефтетранспортной сети должно стать составной частью модернизации всего нефтегазового комплекса Украины.

Реструктуризация НПЗ Украины во многом определяется ростом по­требности в дизтопливе (до 13,1 млн. т - в 2015 г., при 5,9 млн. т - в 1999 г.) и необходимостью сократить импорт бензина. Для организаций выпуска дизельных топлив в необходимых объемах и требуемого качества одним из приоритетов является увеличение мощностей термических процессов гидрокрекинга на 2,5 млн. т/год (4,7% от первичных процессов), висбрекинга - на 3,2 млн. т/год (6,0%), гидроочистки - на 1,5 млн. т (2,8%), коксования - на 1 млн. т/год (1,8%).

Особого внимания заслуживает проблема обеспечения потребности в смазочных маслах, импорт которых в Украину насчитывает сотни наименований на сумму 200 млн. дол. в год.

Для реструктуризации нефтепереработки в Украине с учетом экологических требований понадобится 2 млрд. дол. В первую очередь строительство новых и реконструкция действующих установок должны быть осуществлены на Одесском, Дрогобычском и Надворнянском НПЗ.

Важным стратегическим направлением развития нефтегазового комплекса является его экологизация. Ежегодно предприятия нефтехимической промышленности сбрасывают 61 млн. м3 сточных вод, в которых содержится 6587 т солей, 480 т органики, 127 т аммонийного азота, 6,5 т нефтепродуктов. Все эти сбросы загрязняют реки и водоемы. Выбросы загрязняющих веществ в воздух составляют 236,8 т и загрязняют его двуокисью азота, сероводородом, аммиаком.

Эксплуатация нефтепродуктопроводов требует усиленного государственного контроля со стороны природоохранных органов. Аварии на газопроводах вызывают значительное загрязнение окружающей среды и отравление людей, растений и животных. Следовательно, реконструкция действующих нефтеперерабатывающих заводов, строительство на них очистительных сооружений, перевод их на новые прогрессивные технологии, глубокую переработку нефти позволит сократить масштабы загрязнения. Реконструкция действующих и строительство новых нефте- и газопроводов и повышение их надежности позволит уменьшить их негативное влияние на естественную среду.

В странах Западной Европы действует закон о стратегических запасах нефти и нефтепродуктов в объеме 90-суточного потребления. В создании этих запасов принимают участие государство, частные нефтеперерабаты­вающие и нефтесбытовые фирмы. Для хранения страте­гических запасов используются наземные резервуарные парки перевалоч­ных и распределительных нефтебаз, а также подземные хранилища. В Украине достаточно широко используются природные и другие подземные образования для хранения газа и в значительно меньшей мере - нефти. Создание стратегических запасов нефти в Украине позволило бы избежать чрезвычайных ситуаций и обеспечить ритмичную работу НПЗ. Для реализации этого проекта (запас 3 млн. т. нефти) потребуется (с учетом строительства транспортной сети) 300 млн. дол. Для хранения нефтепродуктов (3,6 млн. т) можно использовать уже существующие 700 нефтебаз, что позволит обойтись без дополнительных инвестиций.

Основным источником инвестирования нефтеперерабатывающей от­расли в Украине должна стать приватизация ее объектов. Ныне в государственной собственности находятся такие важнейшие предприятия отрасли, как приднепровские магистральные нефтепроводы, нефтепровод "Дружба", "Черноморнефтегаз", компания "Укрнафта" (60% акций) и все НПЗ Украины (от 25 до 56% акций).

Анализ состояния и перспектив развития нефтегазовой отрасли Украины показал, что внутренних инвестиций в структурную перестройку отрасли недостаточно. Для привлечения зарубежных источников инвестирования необходимо улучшить инвестиционный климат и более решительно реа­лизовать преимущества рыночных отношений в экономике.

^

Контрольные вопросы по теме 4



1. Дайте общую характеристику нефтегазового комплекса Украины, его характерных особенностей в сравнении с общемировыми тенденциями развития добычи и потребления нефти.

2. Какую политику проводит Украина в отношении покрытия своих потребностей в нефти и нефтепродуктах?

3. Состояние с потреблением газа в Украине, возможные источники удовлетворения потребностей страны в газе.

4. Охарактеризуйте пути и решения, с помощью которых можно улучшить ситуацию в развитии нефтегазового комплекса страны.

5. Охарактеризуйте общее состояние нефтеперерабатывающей отрасли нефтегазового комплекса Украины.

6. В чем состоят недостатки давальческой схемы переработки нефти на украинских НПЗ?

7. Дайте характеристику основных положений стратегической политики государства по реформированию нефтегазового комплекса на современном этапе развития экономики Украины.

8. В чем состоит сущность экономической реформы в нефтегазовом комплексе Украины?

9. Направления реструктуризации нефтеперегонных заводов Украины и основные ее причины.

10. Источники инвестирования нефтеперерабатывающей отрасли в Украине.
Реклама:





Скачать файл (170.6 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru