Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Лекции - Экономика природопользования - файл Лекция № 1 Предмет и задачи.DOC


Лекции - Экономика природопользования
скачать (136.4 kb.)

Доступные файлы (10):

Лекция № 1 Предмет и задачи.DOC84kb.15.01.2007 18:54скачать
Лекция № 2 класс-ция ПР , кадастры и платежи..doc158kb.15.01.2007 19:05скачать
Лекция № 3 Платежи за загрязнение ОС.doc121kb.15.01.2007 21:27скачать
Лекция Киотский протокол.doc97kb.15.01.2007 22:44скачать
Лекция № Методика определения ущерба.doc44kb.15.01.2007 23:35скачать
Лекция Экоконтроль и экоэкспертиза.doc87kb.15.01.2007 23:13скачать
Лекция № Эколог. аудит.doc87kb.15.01.2007 23:50скачать
Лекция Экономический механизм ООС.doc98kb.16.01.2007 00:33скачать
Лекция Эффективность.doc119kb.08.01.2007 15:56скачать
Формы отчетности по ООС.DOC67kb.15.01.2007 19:06скачать

содержание
Загрузка...

Лекция № 1 Предмет и задачи.DOC

Реклама MarketGid:
Загрузка...




Лекция № 1.


ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.


Экономика природопользования – это новая наука, молодая дисциплина, но быстро развивающаяся. Она входит в группу экономических дисциплин, возникших на стыке наук, поэтому она тоже является междисциплинарной.

Проводимые в России реформы в области экономики, управления, права, вызывают особое внимание к природопользованию.

Появились новые формы собственности на земельные ресурсы. Введена система платного природопользования. Введены в действие Земельный кодекс, Закон об Охране ОС (2002 с.), Водный кодекс, Закон об охране атмосферного воздуха (1999 г.). Установлен порядок платы за природопользование и загрязнение ОС.

Поменялась и компетенция всех управляющих и контролирующих органов, изменилась система их взаимоотношений с природопользователями.

Экологические проблемы невозможно рассматривать отдельно от организационных, правовых и экономических задач – они неразрывно связаны.

Административная система мер по охране ОС оказалась несостоятельной. Так как, несмотря на огромное количество принимаемых правительством Постановлений по вопросам охраны ОС и рационального использования природных ресурсов, в течение 20 лет экологическая обстановка не только ухудшилась, но и в настоящее время характеризуется как критическая.

Поэтому необходимы экономические методы, то есть должны быть созданы такие условия при которых предприятиям было бы невыгодно работать без очистки (очистных сооружений) необходимо побудить снизить уровень загрязнений и уровень затрат природных ресурсов.

Природопользование – это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению.

Природопользование включает:

  1. Извлечение и переработку природных ресурсов, их возобновление и воспроизводство.

  2. Использование и охрану природных условий среды.

  3. Сохранение (поддержание), воспроизводство (восстановление) и рациональное изменение экологического баланса (равновесия) природных систем, что служит основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития общества.

Природопользование как сфера знаний включает в себя элементы естественных, общественных и технических наук (в том числе охрану природы с ее разделами – охраной атмосферы, вод, ресурсоведению, экономику природопользования и др.) и в организационном отношении может считаться столь же самостоятельным разделом знаний как физика, география, биология и т.д.

^ Экономика природопользования – новая отрасль науки, изучающая методы наиболее эффективного воздействия человека на природу в целях динамического поддержания равновесия кругооборота вещества в природе.

^ Экономика природопользования – это наука, изучающая экономическими методами, процессы и результаты взаимодействия общества и природной среды, рассматривающая комплекс взаимосвязанных проблем рационального природопользования.

^ Экономика природопользования - это экономическая наука, занимающаяся изучением социально-экономических вопросов взаимодействия общества и окружающей среды на глобальном, региональном и локальном уровне.

^ Экономика природопользования – это наука, которая отражает формы производственных отношений в процессе рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Это относительно самостоятельная область знаний, имеет своим предметом исследование отношений людей в процессе использования; охраны, воспроизводства природных ресурсов, с целью удовлетворения потребностей, а также механизма действия и использования эколого-экономических закономерностей.

Также ее предметом можно считать процессы воспроизводства, качества окружающей среды, как специфического общественного блага в условиях ограниченных природных ресурсов.

Объектом экономики природопользования как науки служит комплекс взаимоотношений между природными ресурсами, естественными условиями жизни общества и его социально-экономическим развитием.

Поэтому предметом экономики природопользования также можно считать оптимизацию этих отношений, стимулирование к сохранению и воспроизводству среды жизни.

Экономика природопользования освещает две группы связанных между собой проблем:

  • Как наиболее экономически эффективно использовать необходимые в производстве и потреблении ресурсы.

  • Каковы экономически наиболее целесообразные методы предотвращения или ликвидации загрязнения.

При осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности, оказывающей отрицательное воздействие на состояние ОС, необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Приоритеты охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека;

  • Научно-обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни ОПС.

  • Рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей ОПС, необходимости воспроизводства природных ресурсов, и недопущения необратимых последствий для ОПС и здоровья человека;

  • Соблюдение требований природоохранного законодательства, необратимостью наступления ответственности за их нарушение;

  • Гласность в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;

  • Международным сотрудничеством в охране ОС.

Стратегическими целями Российской Федерации в области природопользования и охраны ОС являются:

    1. Последовательное достижение принятых санитарно-гигиенических норм;

    2. Рациональное (неистощительное) использование природно-ресурсного потенциала.

    3. решение проблем развития хозяйственной деятельности с учетом экологических требований и природно-географических условий территорий, где расположено предприятие.

К задачам дисциплины экономика природопользования также можно отнести:

  • улучшение нормирования и контроля качества окружающей среды, учета, калькулирования и отражения в результатах производственно-экономической деятельности предприятия издержек природоохранного назначения.

  • Разработка и совершенствование методов определения показателей эколого-экономической эффективности производства, а также эффективности капитальных вложений в мероприятия и новую технику экологического назначения.

  • Эколого-экономическая оценка территорий и производств (экологическая паспортизация; эколого-экономическая экспертиза инженерных проектов; экологический контроль за состоянием ОС);

  • Нахождение оптимальных методов экономической оценки ПР и других природных компонентов;

  • Формирование механизма экономического стимулирования предотвращения и ликвидации загрязнений ОС.


^ Методы экономического регулирования в области Охраны Окружающей Среды (Глава IV ЗРФ «Об охране ОС», 2002 г.)

Экономический механизм охраны ОС является ключевой проблемой перестройки всего механизма управления ООС. Его основными элементами являются:

    1. Планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

    2. Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов.

    3. Установление платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы ЗВ, и т.д.

    4. Предоставление предприятиям, учреждениям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и т.п.

    5. Возмещение в установленном порядке вреда причиненного окружающей среде и здоровью человека.

    6. разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов.

    7. разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области ООС субъектов РФ.

    8. Проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов.

    9. проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС.


^ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В ОБЛАСТИ ООС

Полномочия государственных органов и

разделение их компетенции

Условиями реализации государственной политики являются разработка научно обоснованной системы экологического законодательства и формирование эффективного механизма его реализации.

Уголовным кодексом РФ (1996 г.) предусмотрена материальная и уголовная ответственность за нарушение правил охраны ОС, загрязнение вод, атмосферы, морской среды, а также порчу земли и нарушение правил охраны и использования недр.

В области гражданской ответственности развивается система компенсационных исков по возмещению потерь качества природной среды, возникающих в результате правонарушений. Ущерб должен быть возмещен потерпевшим, владельцам или пользователям природных ресурсов.

В стране активно развивается сеть природоохранных прокуратур и экологической полиции. Осуществляя функции надзора за выполнением законов в области охраны природной среды органы прокуратуры и экологической полиции активно используют все предусмотренные законом формы надзора – протесты на решения, нарушающие экологическое законодательство, и причиняющие вред окружающей среде, предписания, представления об устранении нарушений экологического законодательства и причин их порождающих, предостережения о недопустимости нарушений экологического законодательства, привлечение нарушителей в установленном законом порядке к уголовной ответственности.

^ Управление охраной окружающей среды представляет собой совокупность правовых норм регулирующих природоохранительную управленческую деятельность.

Более конкретно управление означает урегулированную нормами права деятельность государственных, муниципальных органов, частных управленческих структур и должностных лиц, призванную сохранить и улучшить окружающую природную среду, обеспечить защиту природных ресурсов, рациональное природопользование, воспроизводство природных ресурсов, а также обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности и экологическую безопасность общества.

В соответствии со ст. 9 Конституции РФ «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории» - в России сформированы законодательные и исполнительные органы управления охраны природы.

На решение этих задач направлена вся деятельность федеральных и местных органов и общественных организаций и научных учреждений.

Законодательную власть в области охраны природы осуществляет Государственная Дума. В ее состав входят Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам и Комитет по экологии.

Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природопользования и природоохранной деятельности страны.

В подготовке проектов, указов, законов, решений Президента и правительства РФ, других нормативных документов, программ по охране ОС и т.п. принимает участие отдел природопользования и защиты ОС при правительстве РФ. Кроме сектора экологии и охраны природы в этот отдел входят секторы геологии и использования недр, лесного хозяйства, экологической безопасности. К функциям отдела также относятся и международные проблемы; комплексная эколого-социально-экономическая экспертиза проектов, программ и загрязненных территорий для принятия обоснованных правительственных решений.

Исполнительную власть в области охраны природы осуществляет правительство РФ (ст. 5 ЗРФООС).

Правительство РФ может осуществлять и иные полномочия в соответствии с настоящим законом.

Основным государственным исполнительным органом, претворяющим в жизнь конституционные принципы и законодательные акты в области ООС является Министерство Природных ресурсов.

К основным контрольным природоохранным структурам относятся Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора (Госкомсанэпиднадзор); Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор); Федеральный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Госатомнадзор).

В областных городах созданы Комитеты по охране ОС и природных ресурсов (н. при администрации Ростовской области).

Видовое разнообразие органов, а также характерные особенности предоставленных им полномочий позволяют выделить следующие системы органов управления:

  1. Органы общей компетенции (общие органы управления).

  2. Специальные органы управления в области ООС.

  3. Ведомственно-отраслевые органы охраны ОС;

  4. Внутрихозяйственные органы.

  5. Общественные и частные организации занимающиеся прироохрантельной деятельностью.

  6. Международные организации в области ООС.

I. Органы общей компетенции. Их полномочия в сфере природоохранной деятельности:

К общим органам управления относится Правительство РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О правительстве РФ» и законом «Об охране ОС» Правительство обеспечивает (ст. 5):

  • Проведение единой государственной политики в области ООС и экологической безопасности;

  • Обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ России, межгосударственных и региональных экологических программ;

  • Обеспечивает координацию деятельности министерств, ведомств и других учреждений на территории РФ;

  • Организует подготовку и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии ОС;

  • Принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную ОС;

  • Организует деятельность по охране и рациональному использованию ПР, регулированию природопользования и развитию МСБ РФ;

  • Устанавливает порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов ЗВ;

  • Принимает решения об организации особо охраняемых природных территорий;

  • Установление порядка осуществления гос. Мониторинга;

  • Установление федеральных органов исполнительной власти осуществляющих государственное управление в области ООС;

  • Установление порядка взимания платы за загрязнение;

  • Организация и проведение государственной экспертизы;

  • Установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области ООС;

  • Предъявление исков о возмещении вреда ОС причиненного в результате нарушения законодательства;

  • Экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на ОС;

  • экономическая оценка природных ресурсов и т.д.



II. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области охраны ОС (Комитет по охране ОС и ПР администрации Ростовской области) (ст. 6 ЗРФ)

К их полномочиям относятся:

  • определение основных направлений единой экологической политики, разработка и реализация территориальных программ в области ООС;

  • координация природоохранной деятельности органов государственного управления, предприятий, учреждений, организаций по выполнению мероприятий в области ООС;

  • государственный контроль в области ООС за объектами хозяйственной и иной деятельности, независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта РФ;

  • экономическая оценка воздействия на ОС хозяйственной и иной деятельности; ведение учета объектов и источников негативного воздействия на ОС на территории субъекта;

  • осуществление экологической паспортизации;

  • выдача разрешений на право использования природной среды и ее ресурсов, на выброс, сброс ЗВ.

III. Полномочия органов местного самоуправления.

Управление в области ОС осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» 2002 г.; другими федеральными законами и иными нормативными актами субъектов РФ; уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

К ведению отнесены:

  • разработка и реализация муниципальных программ в области природопользования и ООС;

  • обеспечение мероприятий по охране ОС;

  • управление и контроль в области использования и охраны земель, вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и т.д.

  • регулирование эксплуатации водных объектов местного значения, МПИ, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

  • благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

  • обеспечение соблюдения санитарных правил, норм и гигиенических нормативов;

  • информирование населения об экологической обстановке.


IV. Система специальных государственных органов России в области ООС.

Наряду с органами общей компетенции весомую роль в природоохранной деятельности играют специальные государственные органы: в соответствии с законом их возглавляет Министерство природных ресурсов, которое в соответствии с законодательством решает вопросы в области ООС по согласованию или совместно специально уполномоченными органами России.

Министерство природных Ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере ООС, обеспечения экологической безопасности. Несет ответственность за оздоровление и улучшение качества ОС.

Министерство природных ресурсов координирует деятельность остальных специально уполномоченных органов России в данной области – Министерство сельского хозяйства; Федерального агентства по лесному хозяйству и рыболовству; Федерального агентства по гидрометеорологии и мониторингу ОС; Федерального агентства геодезии и картографии а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством России решают вопросы в области ООС и ПР или совместно со специально уполномоченными государственными органами России.

Основные задачи:

  • разработка Положений по основным направлениям государственной экологической политики в области ООС и в сфере использования, воспроизводства и охраны недр и других природных ресурсов.

  • Разработка и реализация федеральных и межгосударственных целевых программ и экологических проектов;

  • Организация и проведение государственной экспертизы;

  • Формирование нормативно-правовой и инструктивно-методической базы в области ООС;

  • Обеспечение государственного экологического контроля;

  • Ведение учета объектов загрязняющих природную среду;

  • Руководство созданием и функционированием единой государственной системы экологического мониторинга;

  • лицензирование видов деятельности в области недропользования, водопользования, использования других природных ресурсов;

  • составление и ведение государственного баланса запасов п/и; водохозяйственного баланса; обеспечивает лесоустройство, государственный лесной кадастр, и т.д.


VI. Ведомственно-отраслевые органы управления в области охраны ОС.

Это в первую очередь органы управляющие сферами обороны, МПС, железнодорожного транспорта; строительства, и обслуживания автомобильных дорог, топливно-энергетического комплекса (ТЭК). На них возлагаются следующие полномочия: ведение учета и внутриведомственного перераспределения земельных и лесных территорий, мониторинга, определение (по согласованию с другими специально уполномоченными органами) санитарно-охранных зон, ведомственный контроль за использованием и охраной данных территорий.


VII. Внутрихозяйственные органы управления.

В связи с усилением государственного контроля за соблюдением норм экологического законодательства и мер ответственности за экологические правонарушения повышается заинтересованность самих предприятий, учреждений, организаций в проведении превентивных мер с целью предотвратить нерациональное природопользование, засорение ОС.

Это касается, в первую очередь, тех предприятий, которые представляют повышенную экологическую опасность, либо связаны с природопользованием. Поэтому они стали создавать внутрихозяйственные экологические службы (отделы по охране ОС, экологические службы в которые входят экологические, химические и биологические лаборатории).

С помощью этих служб предприятия получают необходимую информацию о результатах вредного воздействия своей деятельности на ОС и принимают меры к его уменьшению. Они осуществляют совместно с органами управления предприятием:

  • внутрихозяйственный учет объемов потребления природных ресурсов, сбросов ЗВ, отходов;

  • осуществляет внутрихозяйственный контроль за загрязнением ОС, выполнением требований законодательства;

  • ведут локальный мониторинг;

  • осуществляют экологическую паспортизацию;

  • составляют отчеты о природоохранной деятельности.


VIII. Общественные и частные организации по охране ОС и ПР.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединения» предусматривает создание общественных структур в одной из следующих форм: общественная организация; общественное движение и общественное учреждение.

Наиболее распространение в России получили: движение «КЕДР»; Союз по спасению реки Волги; экологические движения и организации «Зеленых».

Общественные организации имеют право в соответствии с законом «об охранеОС»:

  • разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области ООС;

  • оказывать содействие органам государственной власти РФ; и органам государственной власти субъектов РФ в решении вопросов ОС;

  • организовывать собрания, митинги, демонстрации и т.п.;

  • обращаться в соответствующие органы о получении достоверной информации касающейся состояния ОС; хозяйственной деятельности создающей угрозу для ОС и т.д.;

  • участвовать в принятии хозяйственных решений которые могут привести к негативному воздействию на ОС;

  • обращаться в органы управления ОС с жалобами, заявлениями, исками, предложениями по вопросам охраны ОС;

  • организовывать общественную экологическую экспертизу или участвовать в проведении государственной экологической экспертизе;

  • предъявлять иски о возмещении вреда ОС, и т.п.



Скачать файл (136.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации