Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Иностранные инвестиции - файл Ин.инвестиции_зачёт.doc


Лекции - Иностранные инвестиции
скачать (52.1 kb.)

Доступные файлы (1):

Ин.инвестиции_зачёт.doc295kb.26.02.2010 21:28скачать

содержание
Загрузка...

Ин.инвестиции_зачёт.doc

  1   2   3
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Иностранные инвестиции.

  1. Сущность и классификация иностранных инвестиций. Необходимость и цели их привлечения в экономику РФ.

  2. Особенности регулирования иностранных инвестиций на двусторонней основе и основные положения двусторонних договоров о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций.

  3. Государственная политика принимающей страны по стимулированию иностранных инвестиций. Инструменты государственного регулирования иностранных инвестиций.

  4. Общая характеристика закона «О соглашениях о разделе продукции». Участники по соглашению о разделе продукции.

  5. Условия выполнения работ в соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции».

  6. Раздел продукции в соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции».

  7. Технико-экономическое обоснование создания совместного предприятия.

  8. Место и роль прямых иностранных инвестиций среди основных форм выхода на международные рынки.

  9. Макроэкономические гипотезы прямых иностранных инвестиций.

  10. Государственная поддержка прямых иностранных инвестиций.

  11. Сравнительный анализ прямых и портфельных иностранных инвестиций.

  12. Национальная инвестиционная политика: стимулирование иностранных инвесторов в РФ.

  13. Факторы, определяющие экспорт капитала.

  14. Факторы, определяющие импорт капитала.

  15. Объем и структура поступления иностранных инвестиций в экономику РФ.

  16. Международные корпорации и их роль в прямом инвестировании.

  17. Определение и характеристика прочих иностранных инвестиций.

  18. Основные положения закона 1999 г. «Об иностранных инвестициях». Основные формы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ.

  19. Налоги и платежи при использовании закона «О соглашениях о разделе продукции».

  20. Лизинг как форма привлечения иностранных инвестиций в Россию (определение лизинга, виды и схема договорных отношений).

  21. Стратегические и психологические мотивы прямых иностранных инвестиций.

  22. Либерализация взаимных инвестиций в Европейском союзе и в рамках АТЭС.

  23. Основные положения по оценке международных инвестиционных проектов.

  24. Финансовый лизинг как форма привлечения иностранных инвестиций в Россию.

  25. Определение и характеристика портфельных иностранных инвестиций.

  26. Иностранные инвестиции в экономику РФ по странам-инвесторам.

  27. Оффшорные зоны и льготы, предоставляемые ими, иностранным инвесторам.

  28. Правовая природа соглашения о разделе продукции. Процедура заключения соглашения о разделе продукции.

  29. Факторы сдерживающие развитие совместных предприятий на территории РФ.

  30. Руководящие принципы для иностранных инвестиций, принятые МВФ и ВБ.

1. Сущность и классификация ин.ин. Необходимость и цели их привлечения в экономику РФ,

Ин.ин. – это вложения имущественных и интеллектуальных ценностей ин.инвесторами в объекты предпринимательской и иной деятельности с целью получения прибыли.

Экономический смысл привлечения иностранных инвестиций заключен в том, что вместе с ними в национальную экономику приносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства.

^ Объектом ин.ин. выступают:

- недвижимое и движимое имущество,

- ценные бумаги,

- имущественные права,

- права на результаты интеллектуальной деят-ти (интел.собственность),

- права на осуществление хоз.деят-ти, предоставляемые на основе закона или договора.

Классификация:

1. по отношению к странам:

- ин.ин. – вложение ин.капиталов в экономику данной страны,

- зарубежные ин. – вложение отечественного капитала за рубежом;

2. по источнику происхождения:

- частные,

- государственные,

- смешанные;

3. по характеру использования:

- предпринимательские,

- производственные,

- ссудные (займы, кредиты);

4. по способу учёта:

- текущие, осуществляемые в течении года,

- накопленные, объём ин. за весь период их осуществления;

5. по степени контроля на предприятии:

- прямые,

- портфельные,

- прочие.

^ В качестве ин.инвестора может выступать:

- ин.юр.лицо,

- ин.гражданин (гражданское право и дееспособность определяются законами другого гос-ва),

- лицо без гражданства, проживающее постоянно за пределами РФ,

- международная организация,

- ин.гос-ва.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику должно способствовать решению следующих проблем социально-экономического развития:

- освоение невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса;

- продвижение российских товаров и технологий на внешний рынок;

- содействие расширению и диверсификации экспортного потенциала в развитие импортозамещающих производств в отдельных отраслях;

- содействие притоку капитала в трудоизбыточные регионы и районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения;

- создание новых рабочих мест и освоение передовых форм организации производства;

- освоение опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства;

- содействие развитию производственной инфраструктуры.


^ 2. Особенности регулирования ин.ин. на двусторонней основе и основные положения двусторонних договоров о взаимной защите и поощрении ин.ин.

Международные договора являются приоритетными и являются частью правовой системы (ст.15 Конституции РФ).

По объекту регулирования двусторонние соглашения о регулировании инвестиционных отношений делятся на две группы:

1) двусторонние соглашения о взаимном поощрении и защите капиталовложений;

2) двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения.

В конце 1990-х годов в мире насчитывалось 1150 двусторонних межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций, заключенные между 84 государствами, причем 2/3 части соглашений были заключены в 1990-х годах (первое в 1981г.). В основном, участниками двусторонних соглашений являются, с одной стороны – развитые страны, и с другой - развивающиеся страны с переходной экономикой, стремящиеся привлечь иностранные инвестиции.

1. ^ Двусторонние межправительственные соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций – это соглашения между двумя государствами, направленные на разрешение всех вопросов, возникающих в ходе инвестиционного процесса.

^ Главная цель: создать более благоприятные условия для взаимных капиталовложений по сравнению с предусмотренными специальными нормативными актами или по сравнению с другими странами.

^ Основные положения:

- фиксируется готовность государств-партнеров создавать благоприятные условия для частных инвестиций другой стороны с учетом того, что поощрение и взаимная защита инвестиций ведут к развитию всестороннего и взаимовыгодного экономического сотрудничества;

- указано, что инвестиции другой стороны будут осуществляться в соответствии с национальным законодательством принимающей страны;

- гарантируется полная и безусловная правовая защита;

- иностранным инвесторам может предоставляться: национальный режим инвестирования, при котором иностранным инвесторам предоставляется тот же экономический режим, что и местным предприятиям (с установленными законом изъятиями); режим наибольшего благоприятствования, при котором в данной стране представители всех иностранных государств пользуются равными правами, что исключает возможность дискриминации каких-либо инвесторов по сравнению с инвесторами третьих стран; режим справедливого и равномерного обращения, предусматривающий равные условия для иностранных инвесторов между конкретными странами (как вы к нам, так и вы к нам).

Кроме того, в двусторонних соглашениях содержаться гарантии от экспроприации (проводимые государством принудительные, безвозмездные или возмездные изъятия, отчуждения имущества) инвестиций, а в случае их национализации предусматривается справедливая компенсация не только самих инвестиций, но и связанной с ними выгод.

Соглашения гарантируют инвесторам свободный вывоз прибылей от инвестиций, а также возможность репатриации основного капитала, запрет несправедливой конкуренции и т.д. Двусторонние соглашения имеют приоритет над национальным законодательством.

2. ^ Соглашение об избежании двойного налогообложения (более 70 договоров, предусмотрено ст. 232, 311 НК).

Цель: достижение между гос-ми соглашения, устанавливающего их взаимные права и обязанности в налоговых отношениях.

Сферы применения соглашений:

- доходы, получаемые физ. и юр.лицами,

- имущество и доходы от его реализации,

- доходы и имущество в сфере международных перевозок,

- доходы от авторских прав, лицензий, интеллектуальной собственности.

Соответственно договора РФ регулируют отношения по таким налогам:

- налог на доходы физ.лиц,

- налог на прибыль,

- налог на имущество.

Основное содержание положений и соглашений:

1. перечисление видов налогов, регулируемых соглашением;

2. определение круга лиц, на кот. распространяется соглашение;

3. определение и установление условий налогообложения и видов доходов;

4. определение способов избежания двойного налогообложения:

- освобождение от налогообложения (в одной из стран-сторон),

- зачёт налоговых требований,

- предоставление ин.налогового кредита.

5. установление порядка выполнения соглашения сторонами.


^ 3. Гос.политика принимающей страны по стимулированию ин.ин. Инструменты гос.регулирования ин.ин.

Система национального регулирования иностранных инвестиций включает ряд элементов:

1) законодательная база, включающая в себя две группы законов:

- законы общего характера, регулирующие процессы осуществления предпринимательской дея-тельности (Конституция, законы и кодексы);

- специальные нормативные акты об иностранных инвестициях (Конкретно по России – это ФЗ от 09.07.1999 №160-ФЗ «Закон об иностранных инвестициях в РФ»)

2) определение режима иностранного инвестирования. В мировой практике существует три основных режима:

- национальный режим инвестирования, при котором условия для иностранных инвесторов являются такими же, как для отечественных инвесторов;
- режим наибольшего благоприятствования, при котором условия для иностранных инвесторов не могут быть хуже, чем режим инвестирования для инвесторов третьих стран;

- режим справедливого и равноправного обращения предусматривает равные условия для иностранных инвесторов между конкретными странами (как вы к нам, так и мы к вам)

3) система гарантий иностранным инвесторам:

- гарантия собственности предусматривает положение, по которому иностранная собственность не может быть национализирована или реквизирована без определенных компенсаций (в России компенсации установлены в ФЗ №160-ФЗ статьей №8).

Имущество может быть национализировано на основании федерального закона только при условии предварительной и полной компенсации инвестору причиненного убытка.

Реквизиция инвестором имущества возможна по решению органов государственной власти или местного самоуправления (статья 242 ГК РФ – эпидемия, война, наводнение, эпизоотия, экономическая катастрофа) при условии компенсации стоимости изъятого имущества).

- гарантии на результаты деятельности предусматривают свободный и беспрепятственный перевод средств и доходов, результатов инвестиций на родину или в третьи страны (статьи 11-12 ФЗ №160);

- гарантии на результаты инвестиционных споров, т.е. право рассмотрения споров в арбитражном суде, либо в международном арбитражном суде (статья 10 ФЗ №160);

- гарантия стабильности законодательства («дедушкина оговорка») предусматривает сохранение стартовых условий инвестиционной деятельности на протяжении всего срока окупаемости проекта (но не более 7 лет) при неблагоприятных изменениях законодательства. На примере России данная гарантия распространяется только на приоритетные инвестиционные проекты, т.е. проекты, суммарный объем иностранных инвестиций, в которые составляет не менее 1 млрд. руб. по курсу, и минимальные вклады иностранного инвестора в которые составляют не менее 100 млн. руб.

^ 4) гос.меры, стимулирующие отток или приток ин.ин:

1. меры, связанные с созданием предприятий с ин.инвестициями, в т.ч:

- запрет ин.ин. в отдельных отраслях или секторах экономики,

- количественное ограничение числа зарубежных компаний,

- участие иностранцев в процессах приватизации запрещено,

- ограничения, связанные с формой инвестиций (слияние и поглощение - запрет),

- требования к ин.инвесторам следовать нормам нац.безопасности, внешней политики, общественной морали.

2. меры, регулирующие вопросы собственности и контроля:

- установление предельных долей в уставном капитале (в РФ нет),

- создание совместных предприятий с обязательным участием гос.компаний (в РФ нет),

- регламентация типов акций,

- ограничения на приобретение земли и недвижимости,

- требование об обязательном участии в управлении нац.кадров,

- право гос-ва налагать вето на определённые решения.

3. меры, связанные с осуществлением ин.ин, в т.ч:

- условие найма рабочей силы,

- доступ к источникам сырья,

- экспорт/импорт инвестиций – ограничения на фин.операции, репатриацию прибыли, рекламную деятельность, требования морали.

4. общеэкономические меры, в т.ч:

- налоговые,

- кредитно-финансовые,

- валютные,

- таможенные и т.д.

Политика стимулирования иностранных инвестиций в развитых и развивающихся странах различается весьма существенно. В практике стимулирования иностранных инвестиций промышленно-развитых стран преобладают финансовые средства, а для развивающихся стран с переходной экономикой - фискальные и налоговые средства стимулирования.

Развивающиеся страны при реализации государственной политики стимулирования привлечения иностранных инвестиций исходят из налоговых стимулов. Цель таких мер состоит в том, что эти страны хотят содействовать экономической реструктуризации, экономическому росту, используя приток внешних ресурсов.


^ 4. Общая характеристика закона «О соглашениях о разделе продукции». Участники по соглашению о разделе продукции.

Соглашения о разделе продукции чаще всего используются при освоении месторождений полезных ископаемых. Закон был принят 30декабря1995г. (с дополнениями 1998г.). Он касается всех потенциальных инвесторов, но отдельные его положения рассчитаны только на ин.инвесторов. Закон был введён из-зи нехватки финн.ресурсов для самостоятельной разработки недр, поэтому понадобилось привлечь средства со стороны.

Данный закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и ин.ин., поиски, разведку минерального сырья на территории РФ, а так же на континентальном шельфе (или в пределах исключительно эк.зоны РФ на условии соглашения о разделе продукции).

Этот закон позволяет использовать для расчётов с инвесторами часть производимой продукции, которую называют «затратной» или «компенсационной».

В соглашениях о разделе продукции российская сторона может быть представлена только гос-вом:

- Правительство РФ,

- орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории кот. расположен предоставляемый в пользование участок недр или др. уполномоченные ими органы,

Партнёрами могут быть:

- российские и ин.граждане,

- российские и ин.юр.лица,

- объединения юр.лиц (товарищества), не имеющие статуса юр.лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности.

Гос-во закл. соглашение с инвестором только на конкурсной основе. Закон устанавливает следующие принципиальные условия такого соглашения:

- временный и возмездный характер уступки гос-вом прав пользования недрами,

- исключительный характер предоставляемых прав, означающий, что без согласия инвестора никто, вкл. само гос-во, не вправе осуществлять на территории действия соглашения деятельность, право на кот. предоставлено инвестору,

- право пользования недрами не даёт инвестору права собственности на недра, кот. безусловно сохраняется за гос-вом.

Возможные споры между сторонами соглашения о разделе продукции разрешаются в соответствии с условиями соглашения в судебном порядке, в арбитражном или третейском суде, в т.ч. и в международных арбитражных судах.


^ 5. Условия выполнения работ в соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции».

1. Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности (далее - работы по соглашению) выполняются в соответствии с программами, проектами, планами и сметами, которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.

2. Работы по соглашению выполняются при соблюдении требований законодательства РФ, а также при соблюдении утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окр.природной среды и здоровья населения. При этом соглашением предусматриваются обязательства инвестора по:

- предоставлению российским юр.лицам при прочих равных условиях преимущественного права на участие в выполнении работ по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве на основании договоров (контрактов) с инвесторами;

- осуществлению мер, направленных на предотвращение вредного влияния указанных работ на окружающую природную среду, а также по ликвидации последствий такого влияния;

- страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую природную среду;

- ликвидации всех сооружений, установок и иного имущества по завершении работ по соглашению, а также по очистке от загрязнения территории, на которой проводились работы по соглашению.

Стороны должны предусматривать в соглашениях условие, что не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки (если предусматривается соглашением), закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории Российской Федерации.

3. При выполнении работ по соглашению на объектах, расположенных на территориях традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных этнических общностей, инвестор обязан принимать все необходимые меры по защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

4. Организация выполнения работ по соглашению, в том числе ведение учета и отчетности в соответствии с положениями статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществляется по поручению инвестора оператором соглашения. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать создаваемые инвестором для этих целей на территории РФ филиалы или юр.лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юр.лица, а также ин.юр.лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора как за свои собственные действия.

5. По завершении определенных этапов поисков и разведки месторождений минерального сырья инвестор обязан возвращать участки территории, переданной ему в пользование в соответствии с условиями соглашения. Размеры возвращаемых участков, а также порядок, сроки и условия их возврата определяются соглашением.

6. Геологическая и технико-экономическая информация по объектам, на которых проводятся работы по соглашению и намечается добыча полезных ископаемых, должна быть представлена на государственную экспертизу в порядке и объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. В целях координации деятельности по выполнению работ по соглашению сторонами может быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны. Численный состав, права и обязанности управляющего комитета, а также порядок его работы определяются соглашением. Создание управляющего комитета должно предусматривать равное участие со стороны государства представителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.


^ 6. Раздел продукции в соответствии с законом «О соглашениях о разделе продукции».

Соглашение о разделе продукции, закл. между инвестором (пользователем) и гос-вом, определяется в законе как гражданско-правовой договор, кот. обладает некот. особенностями, связанными с тем, что право пользования недрами не явл. обычным общераспространёнными товаром или вещью. Необходимость получения лицензии на право пользования недрами при этом сохраняется, но эта процедура носит регистрационный характер.

^ Соглашения о разделе продукции – это соглашения, по которым все расчёты между гос-ом и инвестором ведутся путём раздела произведённой продукции.

Общая доля инвестора в разделе продукции включает:

- компенсационная продукция (75% от недр, 90% от шельфа),

- чистая доля в прибыли;

Общая доля гос-ва в разделе продукции состоит из:

- выплаты инвестора за использование недр,

- доли гос-ва в прибыли,

- налоговые поступления:

1. определяется общий объём продукции;

2. определяется компенсационная продукция;

3. раздел прибыли;

4. передача инвестором части продукции гос-ву;

5. получение инвестором своей доли продукции.

Раздел продукции выгоден инвестору, т.к. освобождает его от необходимости платить многочисленные налоги (в России более 200). Гос-ву – получает справедливую плату за использование инвестором нац.природных ресурсов, причём той их части, к эксплуатации которой собственными силами гос-во не могло бы приступить в обозримом будущем.

Закон такую возможность предоставляет благодаря сохранению рентных платежей (регулярный доход с капитала, имущества, земли/недр), не требующий от получателя осуществления предпр.деятельности.


^ 7. Технико-экономическое обоснование создания совместного предприятия.

Совместное предприятие - это объединение инвестиций (как правило, в форме юридического лица), принадлежащих двум и более лицам (физическим или юридическим), одно из которых является неместным или иностранным, а также иностранному государству, произведенное на территории принимающего государства для осуществления предпринимательской деятельности.

^ Характерные признаки совместного предприятия.

- такие предприятия создаются путем частичного объединения активов (денежных средств, основных фондов - зданий и оборудования, ноу-хау, интеллектуальной собственности), которые рассматриваются как вклад капитала каждого из партнеров.

- фирмы-партнеры разделяют ответственность, связанную с управлением, которое осуществляется с помощью вновь создаваемых органов управления каждой из них.

- капиталовложения делаются на долгосрочной основе.

- совместным предпринимательством охватывается только часть деятельности партнеров; каждый из них сохраняет свою производственную индивидуальность и продолжает осуществлять проекты, не подпадающие под соглашение.

- весь объем совместной деятельности не может быть разбит на отдельные проекты.

- распределение между партнерами прибыли и риска предпринимательства осуществляется в соответствии с вкладом капитала каждого из них.

Эффективность создания и функционирования совместных предприятий определяется на основе проведения технико-экономического обоснования (ТЭО).

Технико-экономическое обоснование включает глубокое исследование всех сторон деятельности совместного предприятия при подготовке производства, самом производстве и реализации продукции.

^ В ТЭО разрабатываются следующие вопросы:

1) анализ рынка сбыта продукции (или услуг), намечаемой к производству на СП. Это требует проведения маркетинговых исследований;

2) сравнительный анализ вариантов производства совместной продукции на базе таких возможностей, как:

- использование только российского оборудования и финансов;

- прямой импорт технологии;

- строительство СП "под ключ" на основе зарубежной технологии;

- аренда технологии на базе лизинга;

- приобретение комплектного оборудования на компенсационной основе;

3) обоснование месторасположения СП. Можно проанализировать следующие варианты:

- близость к источникам сырья, производителям комплектующих изделий и к потенциальным потребителям;

- возможность получения территории под СП;

- наличие необходимой инфраструктуры (транспорт, связь, энергия, возможность создания очистных сооружений);

- наличие свободных трудовых ресурсов и необходимой социальной инфраструктуры;

- возможность и условия проживания иностранного персонала в намеченном пункте создания СП;

4) описание вариантов создания и деятельности СП. Целесообразно выде лить 3-5 вариантов СП, которые отличаются:

- различными вкладами партнеров в уставный фонд;

- порядком расчетов за аренду земельного участка;

- различиями в объемах и условиях реализации продукции на внешнем и внутреннем рынках.

На основе сравнительного расчета экономической эффективности СП вбирается наилучший вариант организации СП.

В настоящее время не существует официального документа, утверждающего порядок и типовую форму разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) СП. В большинстве случаев применяется расчет эффективности совместных предприятий на базе "Временной типовой методики определения экономической эффективности создания на территории России совместных предприятий". Эта методика является основой для расчета ТЭО, т.е. делаются расчет эффективности и пояснительная записка к нему. Иногда расчет эффективности выполняют по методике, предлагаемой иностранным партнером.

Существует еще одна методика - КОМФАР (СОМРАК). Она разработана ЮНИДО - Организацией по проблемам развития при ООН, снабжена программным обеспечением для компьютера и позволяет рассчитывать рентабельность сооружения какого-либо объекта с иностранным участием. Методика ВНИИВСа базируется на тех же принципах, что и КОМФАР; под нее тоже уже есть комплект программ.


^ 8. Место и роль прямых иностранных инвестиций среди основных форм выхода на международные рынки.

Согласно методологии Росстата прямые (реальные) инвестиции – это вложения, осуществляемые юридическими или физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующим не менее 10% акций или акционерного капитала организации. Прямые инвестиции позволяют инвестирующим корпорациям обеспечить либо полное владение инвестируемой компанией, либо установить над ней фактический контроль.

Для прямых иностранных инвестиций характерны следующие особенности:

- инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;

- большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;

- более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров ин.капитала.

Прямые зарубежные инвестиции могут направляться в принимающие страны двумя путями:

- либо при организации новых предприятий,

- либо при приобретении или поглощении уже существующих компаний.

Объемы прямых иностранных инвестиций сильно различаются по странам, т.к. их приток зависит от всевозможных факторов (политическая стабильность, инвестиционный климат, политика правительства в отношении международной торговли и обменного курса и др.).

Позитивное влияние прямых иностранных инвестиций гарантированно лишь в том случае, когда разрыв в технологическом уровне между отечественными и иностранными фирмами не слишком большой и существует минимальный запас человеческого капитала внутри страны.

Способы осуществления прямых иностранных инвестиций:

1. создание предприятия за границей со 100% собственностью инвестора.

2. приобретение и поглощение зарубежных предприятий.

3. финансирование деятельности зарубежных филиалов.

4. приобретение прав пользования землёй, природными ресурсами.

5. предоставление прав на использование определённых технологий.

6. приобретение акций и паёв в уставном капитале иностранной компании, дающих право эффективного контроля над ней.

7. реинвестирование прибыли, полученной инвестором в стране размещения капитала.

В разных странах доля, дающая право контроля, определяется по-разному. В документах МВФ это не менее 25% уставного капитала, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии – не менее 50%, в ЕС – 20-25%, США – 10%.

Согласно ФЗ «Об иностранных инвестициях» к прямым иностранным инвестициям в России относятся:

- приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ;

- вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица;

- осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендатором финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1млн. руб.;

- реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ,

Прямые инвестиции в России сосредоточены в добывающей промышленности, производстве товаров народного потребления, которые продаются на внутреннем рынке, и практически нет прямых ин.инвестиций в отраслях промышленности, ориентированных на экспорт. Это и отличает Россию от других стран.


^ 9. Макроэкономические гипотезы прямых иностранных инвестиций.

В качестве ключевых факторов прямых иностранных инвестиций в гипотезах берутся

- различия в отдаче на капитал (гипотеза рентабельности),

- размере рынка (гипотеза объема рынка и гипотеза объема производства),

- издержках факторов производства (гипотеза производственного цикла),

- изменениях валютного курса (гипотеза валютного пространства).

Поэтому они могут быть определены как теории, отражающие специфику страны как объекта инвестиций, или макроэкономические гипотезы ПИИ.

Основное положение в рамках этих теорий занимает гипотеза рентабельности, т.к. различные уровни рентабельности отражают в конечном счете влияние всех других страновых факторов. Эта гипотеза выводится из классического предположения о том, что одной из основных целей предприятия является максимизация прибыли. Предприятие в соответствии с этим, будет расширять свою инвестиционную деятельность до тех пор, пока ожидаемая доходность дополнительной инвестиции не сравняется с предельными издержками инвестиционного проекта.

^ Гипотезы объема рынка и производства постулируют связь между прямыми иностранными инвестициями и масштабами производства в странах их размещения. При этом гипотеза объема производства исходит их наличия связи между уровнем или ростом объема производства или оборота иностранных дочерних компаний и размером прямых инвестиций их материнских компаний. Гипотеза объема рынка подчеркивает связь между размером рынка страны, измеряемым в ВНП либо ВВП, и прямыми иностранными инвестициями в целом. (Чем больше прямых ин.ин., тем объёмнее рынок страны).

^ Гипотеза производственного цикла подчеркивает, что выход на международный рынок позволяет удлинить жизненный цикл существования продукта, а, следовательно, улучшить конкурентные позиции ТНК за счет расширения рыночных сегментов.

^ Гипотеза валютного пространства утверждает, что основным фактором, влияющим на выбор места размещения инвестиций, является устойчивость валюты и характер изменения ее курса. В соответствии с ГВП прямые инвестиции осуществляются в тех странах, валюта которых имеет тенденцию в ослаблению. Там, где курс валюты усиливается, наблюдается отток инвестиций.

  1   2   3



Скачать файл (52.1 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru