Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Античная культура - файл 1.doc


Античная культура
скачать (140 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc140kb.15.11.2011 23:20скачать

Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ ВПО «Чувашская государственная сельскохозяйственная академия»

Факультет заочного обучения

Специальность: «Технология производства и переработки с.-х. продукции»


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Культурология


Тема:


Античная культура


Выполнила:

студентка 2 курса, 39 гр.

специальность: «Технология производства и переработки с.-х. продукции» (бюджетная основа)

Веклич Клавдия А.

Шифр: 08296


Чебоксары 2009


Содержание:


  1. Характерные черты и основные этапы развития древнегреческой культуры………………………………………………………………………………………. 3




  1. Мифология и религия Древней Греции………………………………………………… 5




  1. Художественная культура………………………………………………………………… 8



4. Культура Древнего Рима: основные доминанты………………………………….. 11


5. Список использованной литературы………………………………………………….. 14


1. Характерные черты и основные этапы развития древнегреческой культуры.

а) крито-микенская культура;


У истоков греческой культуры находятся Крит и Микены. Для этой эпохи (2 тысячелетие до н.э.) характерна «дворцовая» культура. Отличительной чертой выступает наличие дворцов-цитаделей, мощных архитектурных комплексов, содержавших обширные кладовые, помещения административного и культового назначения. Такого рода дворец – средоточие экономической, военной и религиозной жизни, центр социальной системы. «Дворец держал на строжайшем учёте реальные и запланированные поступления (в основном продукции ремесла и сельского хозяйства), дворец ведал организацией рабочей силы, военного дела, выдачей продовольствия лицам, выполняющим какую-либо работу…» Документировалась вся хозяйственная жизнь государства: потребление и распределение сырья (прежде всего металла) в государственных и частных ремесленных мастерских, облагаемых государством трудовыми повинностями и податями, так же как и всё население посёлков, подвластных дворцу. Для этого требовался большой бюрократический аппарат: целый штат писцов и различного ранга чиновников. Во главе находился царь-жрец (ванака). В то же время следует обратить внимание на относительную самостоятельность общинных поселений и на обособленность отдельных дворцовых комплексов друг от друга (не случайно они были окружены мощными оборонительными стенами). В микенском государстве не было необходимости ни в проведении грандиозных общественных работ, которые, например, проводились в связи с ирригационным земледелием в Египте, ни в централизованном государстве, монополизировавшем хозяйственные функции. Однако оставалась общая потребность в обороне, которую не могло обеспечить ни одно взятое само по себе поселение. В состав государственного аппарата входил и многочисленный штат военных чинов, которые руководили, прежде всего, отрядами боевых колесниц. Государство обладало большими запасами продовольствия, металла и готового оружия, необходимого для содержания войск. Так что полностью монополизирована была лишь военная функция: незащищённые поселения общинников зависели от воинской силы, сосредоточенной в дворцах-цитаделях.

Во главе бюрократического аппарата находился царь-жрец, что, в совокупности со свидетельствами о наличии мощного жреческого сословия, позволяет говорить о теократической природе знати. Теократия – форма правления, при которой политическая власть принадлежит жрецам, духовенству. Царь-жрец сам отправлял сложные религиозные обряды, являясь верховным жрецом среди жрецов главных храмов. Основная священная функция царя-жреца заключалась в сохранении “священного порядка в природе”, с жизнью царя ассоциировалась жизнь природы, её порядок. Человек в такой социальной системе ещё не освободился от религиозного (политеистического) мировоззрения. Политеизм при наличии жречества превращался в религиозно-идеологическую систему. Достигнутое к тому времени разделение труда получало идеологическое обоснование в системе богов – создателей и охранителей профессий. В религиозных представлениях человека большую роль играет мифологема судьбы (“предзаданность” судьбы, зависимость от богов).

б) гомеровская эпоха (XI-IX вв. до н.э.);


В гомеровском обществе отсутствует царь-жрец. Крушение дворцовой системы “развязало руки” аристократии (басилеям) в борьбе за славу, доблести и богатство. Гомеровский “басилей” – скорее военный предводитель, чем облечённый “священными” полномочиями монарх. Власть его неустойчива и может быть оспорена в отсутствие “басилея”. ” В основе предводительства лежит не принудительная власть и даже не власть авторитета (т.е. способность побуждать других к желаемым действиям без применения силы и даже без угрозы её применения), а престиж, который может быть легко утрачен, оспорен другим лицом или лицами, короче, не является чем-либо постоянным”(А.М.Хазанов). Проявления социальной неустойчивости – соревновательность, “агонистика”.

Основная ценность – воинская доблесть (“арете”), её достижение регламентируется “героическим кодексом”, достижение славы. Плоды доблести – честь (“тиме”), которая имеет не только духовный, но и материальный смысл: это честь владения определёнными благами, это почёт и уважение, связанные с высоким общественным положением, и вытекающие отсюда материальные выгоды.

Основной формой общественного контроля выступает “культура стыда” (“айдос”) – непосредственная осуждающая реакция народа на отступление героя от нормы.

в) архаическая эпоха (VIII-VI в. до н.э.);


Формируется полис (город-государство). Античный полис издавна вызывал восторженное отношение как “идеальная форма государственной жизни”, с присущими ей порядком, свободой и справедливостью. Для античности “политическое” – синоним “гражданского”. Гражданин (“политес”) города-государства – полноправный участник в решении всех государственных дел как внутреннего, так и внешнеполитического значения. Прежде всего бросается в глаза важность и значимость вопросов, решаемых в общественной сфере, по отношению к частной жизни граждан: это вопросы войны и мира; хлебной и торговой политики; организации празднеств и театральных представлений; распределение пошлин среди торговых, ростовщических и вообще имущественных кругов; раздача денег малоимущим гражданам;организация общественных работ и т.д. Все важнейшие вопросы частной жизни (вопросы о наследовании имущества и другие, требующие судебного разбирательства) находились в ведении государства. Частных судов и всякого рода посреднических организаций не существовало. Отношения граждан с государством – прямые и непосредственные. Они основываются на том, что в государственной жизни полиса участвует каждый взрослый мужчина, пользующийся правами гражданства. Предполагается, что он – хозяин дома, ойкоса – частного хозяйства. Он одновременно выступает и как организатор хозяйства (“ойконом”), и как гражданин (“политес”). Хотя распространено невмешательство в дела домашние, хорошим гражданином считается не только тот, кто отличается активностью, но и тот, кто сумел сохранить отцовское наследство, не отличается мотовством и расточительностью. Хороший хозяин ойкоса расценивается как хороший гражданин, и, наоборот, плохой ойконом не может быть хорошим политиком. Управление домом и участие в общественных делах расценивается как однопорядковые способности. В ойкосе гражданин управляет трудом рабов или трудится сам. Задача рабовладельца – распределить технологические операции между рабами, обеспечить целостность технологического процесса. В соответствии с этой задачей и распределяются рабы различного уровня: рабы, привлечённые к управлению трудом (управляющий, ключница), рабы-искусники, рабы – исполнители чёрной работы.

Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. Сама обработка земли не вызывает затруднений с ведением частного хозяйства. Препятствия возникают в связи с внешними причинами – необходимостью обороны от соседних общин. Община, организованная как государство, оказывается предпосылкой присвоения земли, условием ведения частного хозяйства:”Община (как государство) – отношение между свободными и равными частными собственниками, их объединение против внешнего мира и в то же время их гарантия”(Маркс К., Энгельс Ф.). При этом индивид – член государства – имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка.

Таким образом, участие в гражданских делах, личная политическая активность граждан полиса является исторически необходимой формой их жизнедеятельности и вытекает из зависимости частных хозяйств от наличия развитой государственной жизни, обеспечивающей их существование (экономическую и военную безопасность). Естественно, что разветвлённая, многоаспектная государственная жизнь требовала определённой подготовки граждан, причём не только навыков грамотности (письма), не только военных навыков или ораторской подготовки, но и сформировавшихся личностей. Гражданин полиса отличался от героев гомеровской эпохи и эпохи Гесиода. Прежде всего можно зафиксировать изменения в понимании добродетели. Добродетель (доблесть) – это привилегия гражданина полиса. Не шли на распространение гражданских привилегий на рабов и иностранцев. “Военные добродетели” получили некоторые ограничения (прежде всего с экономической стороны). Уже Солон выполнение воинских обязанностей ставит в зависимость от денежного дохода граждан. Так что не военные доблести влияли на материальное положение, а сами оказывались зависимыми от него. Важным компонентом добродетелей становятся добродетели разума, умеренности и рассудительности. Сила перестаёт быть главной. Требовалось уметь заставить себя слушать, убедить. И, разумеется, среди всех добродетелей на первый план выступала справедливость.

Изменилось также представление о славе. Важно было не только одержать победу, но и убедить в ней свидетелей как в случае большой военной победы (народное собрание принимало по этому поводу специальное решение), так и в любом небольшом, скажем, спортивном состязании. Кроме того, слава перестаёт быть привилегией воина. Она распространяется не только на атлетов-олимпиоников, её добиваются поэты, драматурги, философы.

Главное в том, что изменился механизм общественного признания. Он осуществлялся теперь благодаря посредствующей роли государственных органов и прежде всего народного собрания.

Жизнь в полисе воспитывала человека, приучала его к ответственности, готовности принять новое решение, свободное от механического следования догматическим образцам.

г) эпоха классики (V в. до н.э.);


Эпоха классики – кратковременный взлёт греческого гения во всех областях культуры: искусстве, архитектуре, литературе, философии и науке.

д) эпоха эллинизма (к. IV-I вв. до н.э.).


2. Мифология и религия Древней Греции.


Представления древних греков о своих богах менялись вместе с изменением форм общественной жизни. Постепенно, в течение тысячелетий, сложилась система устойчивых преданий – мифология и выработались религиозные обряды: жертвоприношения, молитвы, храмовые празднества. Греческая религия стала оформляться в крито-микенскую эпоху, во II тысячелетии, и позже – в начале I тысячелетия до н.э. Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литературу, философию и др. Мифы соединяли греков с культурой предков. Отношение к мифу было проникнуто особой верой. Греки хранили предметы, памятники, исторические места, связанные с мифами и доказывающие их достоверность. Мифы соединяли в себе продукты народного творчества и фантазию, одушевляющую природные силы. Различают героические мифы, рассказывающие о подвигах, этиологические, объясняющие причины событий, обычаи, названия, космогонические (об устройстве мира) и эсхатологические (о конце света). Человек, живущий в мире мифов, не чувствовал себя отчуждённым от природы. Мифы создавали целостный образ мира, в котором всё имело своё значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Мифы определяли образ жизни и поведение человека. Когда греки жили родами или большими семьями, составлявшими племя, они считали, что боги также между собой родственники. Когда появились племенные союзы с господствующими (аристократическими) и подчинёнными родами, семья богов также разделилась на младших и старших во главе с верховным владыкой Зевсом. Его священным животным считался бык. Женой Зевса была “волоокая” (от слова “вол” и “око”) грозная и ревнивая красавица богиня Гера. Главные боги связаны с наиболее полезными домашними животными – быком и коровой. Древние греки считали, что боги во главе с Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Богов было двенадцать. Среди них кроме Зевса и Геры особенно могущественными были брат Зевса Посейдон – владыка морей, вызывавший бурю или тихую погоду на море ударом трезубца, и Аид, также брат Зевса, - владыка подземного царства. Миф гласил: одна из сестёр Зевса – богиня плодородия Деметра имела красавицу дочь Кору. Аид похитил её, и она стала его женой и владычицей подземного царства Персефоной. Но Деметра упросила Зевса заставить Аида отпустить Персефону. Но Аид отпустил жену не навсегда. Он дал ей проглотить гранатовое зёрнышко – символ верности. Пробыв некоторое время с матерью, Персефона возвращалась к мужу. Пока Персефона была с матерью, расцветали и плодоносили деревья, кустарники, травы, а когда она возвращалась к Аиду, жизнь замирала. Так древние греки объясняли смену времён года, появление ростков из посеянных семян и созревание урожая. У Зевса было много детей, среди которых греки особенно почитали Афину – богиню мудрости. Она родилась в шлеме, доспехах и с копьём в руке из головы своего отца. У Зевса была ещё дочь – богиня любви и красоты Афродита. Детьми Зевса были также близнецы – бог солнца Аполлон и лесная дева, богиня луны Артемида. Лучи бога солнца – золотые стрелы – несли смерть каждому, в кого он стрелял. Артемида считалась также богиней леса, охоты и одновременно покровительницей зверей и растений. Её изображали в короткой, удобной для бега одежде и с колчаном за плечами. Стрелы богини тоже приносили мгновенную смерть. Рядом с Артемидой изображали лань – её священное животное. Кроме олимпийцев почитались многие другие божества. Каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих больших и малых богов и богинь. Так, старец Океан жил со своими многочисленными дочерьми-океанидами в океане, а старец Нерей со своими дочерьми-нереидами – в море. В лесах блуждал козлиный бог Пан. Иногда он пугал криком прохожих (отсюда произошло выражение “панический ужас”). По мере развития и усложнения общественных отношений, греки наделяли богов новыми свойствами. Боги становились покровителями всех видов деятельности, в том числе и таких, как война и воровство. Среди сыновей Зевса были бог войны – Арес и бог-вестник Гермес – покровитель путешествующих, купцов и воров. Аполлон стал покровителем науки и искусства, а Гефест – божественным кузнецом. С появлением классового общества и государства боги сделались хранителями новых порядков. Так, богиня Афина стала покровительницей афинского города-государства; бог Аполлон – покровителем независимого священного округа Дельф; Посейдон – покровителем города-государства Коринфа. Зевс оказался покровителем области Элиды и священного округа Олимпия, расположенных на юго-западе Греции. Кроме почитания главных богов – олимпийцев установилось почитание богов низшего ранга. Самым популярным из неолимпийцев был Дионис – бог виноградарства и виноделия. С VI в. до н.э. он стал наряду с богиней Афиной покровителем афинского народа. В его честь устраивали праздники, связанные с весенними работами на виноградниках, сбором винограда и изготовлением виноградного вина. Не сразу боги получили антропоморфный, т.е. человекоподобный, вид. В более древнюю эпоху матриархальной, т.е. материнской, общины, когда человек еще больше зависел от природы, испытывая страх перед ее стихиями, боги рисовались человеку в ужасном, зверином облике, например, таких чудовищ, как Химера, Медуза, Ехидна, Лернейская гидра, Сфинкс и др. Химера имела тело льва, козы и дракона, извергала из трех пастей огонь и несла с собой смерть. У Медузы, одной из трех Горгон (крылатых женщин-чудовищ), вместо волос шевелились живые змеи, и каждый взглянувший на Медузу превращался в камень. В пещере под скалой обитала и наводила страх на людей Ехидна, нимфа с прекрасным лицом, но с телом чудовищной змеи. Среди болот жила девятиголовая Гидра, на месте каждой срубленной головы которой могли вырасти две новые. Среди этих страшилищ были собака Орф, пес Цербер с тремя головами, гиганты с телом человека и змеи и множество других чудовищ, столь же диких и страшных, как сама природа, владевшая человеком. Однако в эпоху патриархата древние греки создали новую мифологию, антропоморфную. В мифологии этого нового периода мы находим сказания о битвах древних и новых богов, о подвигах героев, очистивших землю от чудовищ. В конце VIII – начале VII в. до н.э. поэт Гесиод, чтобы привести в систему мифы, создал поэму “Теогония” (происхождение богов). Сначала существовал Хаос, вместе с которым родилась Любовь, и только после этого стал создаваться мир. Выделилась Земля – Гея и породила из себя Урана (Небо), Горы, Понт (Море). Ночь и Мрак породили День и Эфир, отчего возникла смена дня и ночи. От союза с Небом – Ураном Земля – Гея родила второе поколение богов – могучих титанов, которые породили Солнце, Луну, Зарю, Ветры, Звезды. Главой титанов считался младший сын Урана и Геи – Крон. Он лишил власти и низвергнул в бездну отца. Из-за боязни захвата власти родными детьми он проглатывал их. Избежал этой участи Зевс, вместо которого был проглочен завернутый в пеленки камень. Когда Зевс, спрятанный на острове Крит, вырос, он сверг отца, вернул на волю проглоченных братьев, захватил власть на небе и сделался главой третьего поколения богов, которые непосредственно управляли миром. В поэме изображается битва между древними богами – титанами, олицетворявшими мрачные, стихийные силы земли, и молодыми олимпийскими богами во главе с Зевсом. Зевс обрушил на титанов громы и молнии. Сражение продолжалось непрерывно десять лет, пока Зевс не призвал на помощь великанов Сторуких. Титаны были сброшены в самые глубинные недра земли, в Тартар. С чудовищами сражались не только боги, но и герои, дети богов и смертных женщин. Среди таких героев можно назвать Персея, Беллерофонта, Геракла, Тезея, Мелеагра, Эдипа. Но больше всех прославился Геракл, сын Зевса и Алкмены – фиванской царицы. По воле богов он совершил 12 подвигов. Убил Немейского льва, Лернейскую гидру, Стимфалийских птиц, Керинейскую лань, Эриманфского вепря. Он очистил конюшни царя Авгия, укротил Критского быка и коней Диомеда, пожиравших людей; похитил пояс царицы амазонок – женщин-воительниц; увел стада великана Гериона и даже адского пса Цербера. От границ крайнего запада, где начиналось царство смерти, Геракл принес от нимф Гесперид яблоки, сохранявшие вечную молодость всякому, кто их отведает. Было предание, что Геракл даже сражался с Аидом – богом смерти – и поборол его. Среди мифов о героях популярно сказание об афинском царе Тезее. Он победил Минотавра – чудовище с головой быка и туловищем человека. Миф о Дедале и его сыне Икаре отразил мечту древнего человека о полете к звездам. А разве не поэтично сказание о певце Орфее, который зачаровывал своей игрой и пением даже обитателей подземного мира. Из этого мифа видно, как высоко ценили греки искусство и музыку. Греки верили, что олимпийцы охраняют их во время войны и помогают им в деятельности. Однако боги не терпят самостоятельности и непокорства. Когда потомок титанов Прометей похитил с Олимпа огонь и передал его людям, Зевс приковал его к кавказской скале. И каждый день орел выклевывал ему печень, отраставшую за ночь. Герой Геракл освободил Прометея. На основе мифологии выросли литература и искусство Древней Греции. Величественные храмы, скульптуры богов и героев, настенные росписи украшали города. Древние сказания стали основой творчества многих греческих историков и писателей. Мифологию греков заимствовал Древний Рим, где Зевса назвали Юпитером, Афродиту – Венерой, Посейдона – Нептуном и т.д. Большое влияние мифы оказали на развитие искусства и литературы в Западной Европе. Мифологические образы оживают под кистью, резцом и пером великих мастеров эпохи Возрождения. Использовали мифы в своем творчестве русские художники и поэты. Нет ни одной исторической эпохи, ни одного направления искусства, так или иначе не связанных с мифами. В VI-V вв. до н.э. вера в человекообразных богов, которым свойственны чувства и переживания людей, уже не удовлетворяет многих греков, знакомых с достижениями науки и философии того времени. Философ Гераклит (VI в. до н.э.) считал первоосновой мира огонь и высшим законом природы – вечный процесс движения и изменения. Философ-идеалист Платон (V-IV вв. до н.э.) создал учение о едином боге-творце – демиурге (греческое “мастер”). В III-V вв. н.э. неоплатоники развили учение о первичном разуме как высшей мировой силе и, признавая языческих богов, рассматривали их как порождение этой первичной творческой силы. Но в это время распространяется христианство, вытесняя остатки языческих верований. Боги и герои мифов превратились в художественные образы. В их существование никто не верил.


3. Художественная культура.

а) Гомер;


Письменные памятники греческой литературы возникли не раньше VIII в. до н.э. Им предшествовало устное творчество. Первые памятники греческой литературы – поэмы Гомера “Илиада” и “Одиссея”. Наивысшего развития греческая литература достигла в V в. до н.э. Это время называется периодом греческой классики. В дальнейшем греческая литература потеряла свою самостоятельность и чистоту, испытав иноземные влияния. Античная литература охватывает огромный промежуток времени – 1200 лет, начиная от VII в. до н.э. и кончая V в.н.э. Греки издавна слагали и рассказывали мифы. Лучше всех ми­фы знали аэды - народные певцы-сказители. Они передавали их из рода в род, изменяли или дополняли древние песни, складывали по их образцу новые. Поколения аэдов выработа­ли мерный стих - гекзаметр, своеобразный поэтический язык, богатый старинными словами и оборота­ми, набор постоянных эпитетов и развернутых сравнений, готовые выражения для описания часто повторяющихся действий. Начиная песню, аэд ударял по струнам кифары, намечая ритм, и нараспев сказывал какой-нибудь эпизод мифа. Желанные гости на всяком празднестве, аэды поль­зовались всеобщим почетом. Считалось, что их вдохновляют ми боги. Аэдом, бродячим слепым певцом, представляли и Гомера - поэта, который первый стал слагать вместо коротких песен большие героические поэмы-эпопеи: «Илиаду» – о великой войне греческого племени ахейцев против малоазиатского города Илиона (Трои) и «Одиссею» - возвращении после войны одного из греческих вождей, царя Одиссея, из Трои на родной остров Итаку. Некоторые ученые думали, что «Илиада» и «Одиссея» целиком написаны одним поэтом; другие полагали, что поэмы эти – соединение небольших песен аэдов; третьи допускали, что Гомер сочинил небольшую, а последующие поэты дополнили ее. Действительно, эти поэмы выросли из песен аэдов, но механическое соединение песен не могло бы образовать таких цельных и сложных произведений, как поэмы Гомера. Песни, несомненно, были переработаны, подчинены единому художественному замыслу. Поэмы Гомера – энциклопедия жизни древних греков. Труд пахаря и кузнеца, народное собрание и суд, дом и сражение, оружие и утварь, состязания атлетов и детские игры – все это предстает перед нами. Гомер не пытается воздействовать на чувства читателей, но, когда он с бесстрастной, почти протокольной точностью описывает в «Илиаде», как, хватаясь руками за землю, гибнут люди под ударами копий и мечей, а в «Одиссее» - какие убранства украшают покой Алкиноя и какие плоды зреют в его садах, это лучше всяких рассуждений говорит об ужасах войны и о радостях мирной, счастливой жизни. Гомер завершает вековые традиции искусства народных певцов и открывает первый этап греческой литературы.

б) древнегреческая лирика.


Древнегреческая лирика зародилась в VII в. до н.э. Греческое слово “лирика” означает “песнь под аккомпанемент лиры”. В древности стихотворения пели под аккомпанемент музыкальных инструментов: лиры, кифары, форминги, флейты и др. Зачастую поэт был автором текста и композитором. До нас дошло немного лирических стихотворений, но по ним можно судить, как богата была лирическая поэзия разнообразием тем и стихотворных размеров. В зависимости от стихотворного размера лирику подразделяют на два вида: декламационную (элегия и ямб) и мелическую, песенную поэзию (от греческого слова “мелос” – “песнь”). Декламационная – нечто вроде речитатива в сопровождении кифары (лиры), мелическая – самая настоящая песнь, исполняемая певцом или хором. Античная лирика не существует вне музыки, так же как античная музыка не существует сама по себе, в чистом виде. Греческая лирика не нуждается в рифме. Она опирается на четкость, гибкость и разнообразие ритма, возможности которого безграничны, так как стихотворная строка не скандируется, а произносится нараспев или поется. Содержание лирического произведения и его размер связаны с ритмикой музыкального сопровождения. Так, стремительный, живой ямб выражает насмешку и критический задор поэта. Элегический стих, плавный и задумчивый, хорош для размышления – любовного, философского, общественно-политического. Архилох с острова Парос (середина VII в. до н.э.) – один из первых поэтов-ямбографов и элегиков, прославившийся сарказмом и беспощадной сатирой. Наемный солдат, бродяга, сын богатого человека и рабыни (поэтому он был лишен гражданских прав), Архилох мстит своим острым стихом врагам и отвернувшейся от него невесте. Известны три мелических поэта, писавших для исполнения соло: Алкей, Сафо, Анакреонт. Алкей (VII-VI вв. до н.э.), будучи участником политической борьбы в родном городе Митиленах на острове Лесбос, воспевает мятеж и восстание. Излюбленный образ Алкея – корабль-государство, попавший в бурю. Паруса его изодраны, он дал течь, мачта сломана, но корабль еще держится на воде и гордо принимает на себя ветры. Но не только мятеж и восстание воспевает Алкей. Он замечает первые зеленые всходы весны, и пушистые шапки камыша, и журчанье ручьев, “хоры птиц на дубах”, ”гулко-болтливую” кукушку и “тонкое теньканье” ласточек под крышей (“Весна”). Буря жизни с ее ливнями и грозами умеряется дружескими беседами, веселым огнем в очаге (“Зима”). Сафо (конец VII-VI в. до н.э.) также уроженка острова Лесбос, друг и современница Алкея, поэтесса, глава “дома муз” – школы для молодых поэтесс. Сафо называли десятой музой, и ее профиль был отчеканен на монетах. Поэтесса создала много песен, удивительных по искренности и трепетному чувству любви к земле, небу, друзьям. Наследие Сафо дошло до нас в фрагментах, отрывках. Для поэтессы мир прекрасен цветами, травами, ароматами, красками и птичьими голосами. Миф и реальность переплетаются в песнях поэтессы. Поэт Анакреонт (ок.570-487 до н.э.) с острова Теос (Малая Азия) легкостью и беззаботностью мироощущения отличается от лесбосских лириков. В стихах заметна автобиографичность. V в. до н.э. – хоровая лирика Пиндара, Симонида Кеосского и Вакхилида. Хоровые песни исполнялись на празднествах. Это были гимны в честь богов: пеаны (песни-молитвы) – в честь Аполлона, дифирамбы – в честь Диониса и т.д. Кроме того, исполнялись эпиникии – хоровые песни, прославлявшие героев, победителей спортивных состязаний. Тысячеголосый хор исполнял сложнейшие по ритмике песни, воздавая хвалу лучшему из атлетов. Бессмертную славу принесли эпиникии Пиндару (конец VI- начало V в. до н.э.). Его песни составили четыре книги соответственно четырем местам спортивных общегреческих состязаний: Олимпийские, Пифийские, Истмийские, Немейские. Герои Фермопил, триста спартанцев во главе с царем Леонидом, были воспеты Симонидом Кеосским. Эпитафий Симонида – надгробная песнь героям – провозглашает павшим воинам “память вместо рыданий” и “похвалу вместо жалости”. Племянник Симонида – Вакхилид кроме эпиникиев пишет пеаны. Единственный дошедший из античной поэзии дифирамб “Тезей” также принадлежит Вакхилиду.

в) искусство Трои, Крита и Микен:


Наивысшего расцвета искусство достигло в V в. до н.э., но корни его уходят в далекое прошлое. Уже в период неолита (VII-III тысячелетия до н.э.) земледельцы умели изготовлять глиняные сосуды, окрашенные красной, черной и белой красками. Высокого расцвета достигло искусство на островах Эгейского моря и на побережье Малой Азии в эпоху бронзы, в III тысячелетии до н.э. Наиболее развитой была северо-восточная часть Малой Азии. Здесь возник город Троя, укрепленный мощными каменными стенами. Троянцы возвели каменные дома и дворцы, проложили мощеные улицы. Троянцы хорошо владели искусством обработки металлов: было найдено несколько кладов с золотыми, серебряными и бронзовыми сосудами, с ювелирными украшениями тонкой работы. В XIII в. до н.э. город был захвачен ахейцами – греческим племенем, населявшим материковую Грецию, и сожжен. В первой половине II тысячелетия до н.э. на первое место выдвигается культура Крита – острова в южной части Эгейского моря. Резиденцией правителя Крита был Кнос, город близ северного побережья острова. Археологи нашли остатки домов и дворца. Дворец был многоэтажным, нижние этажи, лишенные окон, освещались с помощью узких двориков – световых колодцев, прорезавших здание сверху донизу. Помещения группировались вокруг центрального двора, вымощенного каменными плитами. На складах в глиняных бочках – пифосах хранились припасы. Жилые и парадные комнаты дворца были украшены росписями, отражающими жизнь его обитателей. На стенах длинного коридора изображено шествие данников, несущих дары правителю. В одной из комнат – общество нарядно одетых мужчин и женщин, любующихся каким-то зрелищем. Может быть, таким зрелищем были акробатические игры с быком, представленные в другом помещении: акробаты, юноши и девушки, вскакивают на спину несущегося быка, кувыркаются на нем. В росписях часто встречаются изображения растений и животных. Любимы были морские животные – рыбы, дельфины, моллюски. Фрески поражают живописностью, естественностью и достоверностью. На фрески похожи росписи глиняных ваз. Делали они и каменные сосуды с рельефами, изображающими борьбу или игры с быками. Это животное играло большую роль в жизни критян; возможно, в его облике критяне представляли божество. Почитали они и богиню-мать. В Кносе найдены статуэтки женщин со змеями – изображения богини или жриц. Критские города были разрушены в середине II тысячелетия до н.э. в результате извержения вулкана на острове Санторин в Эгейском море и землетрясения. Господство перешло к ахейцам. Ахейцы жили в городах-крепостях материковой Греции: Микенах, Тиринфе и др. Остатки их укреплений поражают мощными стенами из огромных камней. Ахейцы многому научились у критян, которых они, видимо, подчинили своей власти. В погребениях ахейских царей – глубоких шахтовых гробницах или каменных склепах – найдены изделия критских ремесленников – бронзовые кинжалы с инкрустированными золотом и серебром изображениями, золотые и серебряные вазы. Золотые маски, закрывавшие лица умерших и передававшие их внешность, были творениями микенских мастеров. Дворцы ахейских правителей были устроены иначе, чем критские: вместо двора в центре находилось помещение с очагом – мегарон. Но стены украшены росписями, похожими на критские. У критян научились микенцы изготовлять металлические вазы и расписывать глиняные.

б) искусство геометрического орнамента;


Ахейцы были сильным, воинственным народом. Но их могуществу положили конец племена дорийских греков. Доряне в культурном отношении стояли ниже ахейцев. Но они умели делать оружие из железа, и это помогло им одолеть ахейцев, располагавших бронзовым оружием. Города сменились бедными селениями. Культура конца II – начала I тысячелетия до н.э. оказалась отброшенной назад по сравнению с культурой II тысячелетия. События микенского времени остались в памяти греков I тысячелетия до н.э. в виде мифов – легенд о богах и героях. Искусство гомеровского периода складывалось постепенно. Древнейшие его памятники – глиняные вазы XI-VIII вв. до н.э., украшенные геометрическими узорами и геометризированными фигурками людей, животных.

в) искусство эпохи эллинизма.


Эллинистическому искусству свойствен интерес к личности конкретного человека, к событиям повседневной жизни. Появляются портреты, передающие индивидуальные черты людей: царей, воинов, философов и поэтов. Распространяются жанровые скульптуры, украшавшие дома и сады богатых граждан, такие, как статуя мальчика с гусем скульптора Боэфа ( II в. до н.э.). Эллинистическое искусство призвано было прославлять победы царей. Характерна для этого периода статуя богини победы Нике Самофракийской (II в. до н.э.). В Пергаме, государстве Малой Азии, в 180 году до н.э. был сооружен алтарь Зевса – мраморный помост для жертвоприношений, увенчанный колоннадой и украшенный рельефным фризом. Сюжет фриза – битва богов с гигантами, сыновьями богини Земли Геи. Боги атакуют и повергают гигантов – чудовищ с человеческим туловищем, но со змеями вместо ног. Существовали и другие произведения, сохранившие красоту и ясность классических образов. Такова статуя Афродиты Милосской, созданная скульптором Александром ок. 120 г. до н.э. Некоторые произведения выражают идею неотвратимости наказания, посланного богами. Прославленная скульптурная группа изображает Лаокоона и двух его сыновей, погибающих от укусов змей. Этому наказанию Лаокоон, жрец бога Аполлона, был подвергнут за то, что он осмелился противиться воле богов, обрекших на гибель его родной город Трою. Эта сцена была создана скульпторами Атенодором, Полидором и Агесандром в I в. до н.э. Искусство эпохи эллинизма завершает долгий путь развития древнегреческого искусства.


4. Культура Древнего Рима: основные доминанты.


Время основания Рима связывают с именами Ромула и Рема и относят к 753 г. до н.э. Объединение путем войн трех племен латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины. Члены старейших родов назывались патрициями. В родах выделяются аристократические семьи, появляется и обособленная социальная группа из обедневших общинников, принятых в состав родов пришельцев, отпущенных на свободу рабов. Благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение и войны привлекали в Рим население из соседних племен. Они не входили в римскую общину. Пришлое население получило название плебсы. Во главе общины стоял выборный вождь – рекс. Органом управления был совет старейшин родов – сенат. Общие вопросы рассматривались на народном собрании. В общину входило 300 родов, объединявшихся в 30 курий, которые входили в 3 трибы. Народные собрания созывались по куриям. Появляются плебеи – богатые ремесленники и торговцы. Несоответствие между большой ролью, которую в жизни Рима стал играть плебс, его бесправным положением породило борьбу плебеев за уравнение в правах с патрициями. Она закончилась победой, разрушившей римскую родовую организацию и расчистившей путь к образованию государства. На смену полису как общине приходит государство. Его связывают с реформами рекса Сервия Туллия. Свободное население было разделено на имущественные разряды. В основу деления был положен размер земельного надела. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, ? надела – во второй и т.д. Из первого разряда была выделена особая группа – всадники, а безземельные – пролетарии обособлялись в шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии – сотни. Наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили название «трибы». Позднее по трибам также стали созываться собрания.

В 509 г. до н.э. установился республиканский строй. Основным социальным делением стало деление на свободных и рабов. Свободные распадались на две группы: верхушку рабовладельцев и мелких производителей. Правовое положение личности характеризовалось тремя статусами – свободы, гражданства и семьи. Полноправным мог быть только свободный. По статусу гражданства свободное население делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Статус семьи означал, что полной правоспособностью пользовались только главы семей – домовладыки. Существовали три вида народных собраний – центуриатные, трибутные и куриатные. Важную роль играл сенат. Государственные должности именовались магистратурами.

II –I в. до н.э. – обострение классовых и социальных противоречий. Необходимость выйти из политического кризиса, неприспособленность старой государственной формы к новым условиям были причинами падения полисно-республиканского строя и установление военно-диктаторского строя. После диктатуры Суллы, диктатуры первого триумвирата (Помпей, Красс, Цезарь), диктатуры Цезаря и диктатуры второго триумвирата (Антоний, Лепид, Октавиан) в 27 г. до н.э. Октавиан получает полномочия на управление государством и наименование Август, употреблявшееся как обращение к богам. Эта дата считается началом периода империи. Республиканские учреждения сохраняются. Наименование «империя» условно. Титул «император» долгое время оставался военным, только со временем глава государства стал именоваться императором. До середины III в. императоры получали свой титул как военный по несколько раз. Период империи принято делить на два этапа:

  1. принципат (I в. до н.э. – III в. н.э.), от «принцепс-синатус» – первый сенатор. Этот титул впервые получил от сената Октавиан Август, поставленный первым в списке сенаторов и получивший право первым выступать в сенате;

  2. доминат (III – V вв.), от «доминус» – господин.



Возникновение и распространение христианства.


Христианство появилось около 2 тысячелетий назад. В Библии нарисована такая картина возникновения новой религии. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от “духа святого” и был не человек, а бог. Восточные астрологи узнали об этом по движению звезды. Следуя за ней и заметив место, где она остановилась, они нашли нужный дом, разыскали новорожденного, в котором признали Мессию (по-гречески – Христос) – божьего помазанника, и поднесли ему дары. Когда Иисус возмужал, он собрал 12 учеников (в Новом завете они названы апостолами) и, совершая с ними обход городов и деревень Палестины, проповедовал новую, принесенную им с небес религию. Он творил чудеса: ходил по воде, своим прикосновением оживлял умерших и исцелял больных, превращал воду в вино, пятью хлебами и двумя рыбами накормил досыта пять тысяч человек, и после трапезы осталось недоеденных кусков двенадцать коробов. Никто не догадывался, что он Мессия, а его родные сочли, что он “вышел из себя”, что он ненормален. Проповедническая деятельность Иисуса Христа вызвала раздражение первосвященников Иерусалимского храма. Они объявили его ложным Мессией. В конфликт вмешался римский наместник в Иудее Понтий Пилат. Иисус был схвачен, судим и подвергнут распятию – казни на кресте, что считалось самой позорной, “рабской” формой казни. После казни снова произошли чудеса: померкло солнце, начались землетрясения, “отверзлись гробы” и некоторые умершие воскресли и вышли из них. На третий день Иисус воскрес, явился своим ученикам. Спустя некоторое время он на облаке вознесся к небесам, обещая вернуться, воскресить умерших и, рассудив на Страшном суде деяния каждого, грешников низвергнуть на вечные муки в ад, а праведников вознести на вечное жительство в “горний Иерусалим” – небесное божье царство. Христианство возникло в Палестине в первой половине I в. н.э. Первоначально оно было небольшим стихийным движением. Первые христианские общины состояли из рабов, вольноотпущенников, ремесленников, бедноты. Углубление кризиса общества побуждало все большее число людей искать утешение и спасение в новой религии. Во II – III вв. в христианские общины хлынули состоятельные люди. К IV в. христианство проникло во все социальные слои. Император Константин в начале IV в. дал христианству права легальной религии. В последнее десятилетие IV в. оно получило привилегии единственной государственной религии.


Поэзия.


Лучший поэт Вергилий ( 70 – 19 до н.э.) пишет поэму «Энеиду» 6 лет. Друг Вергилия – поэт Гораций ( 65 – 8 до н.э.). Он опубликовал свои «Оды» - 3 книги лирических стихотворений. Поэму Вергилия «Энеида» признали лучшим классическим произведением римской поэзии. В основе ее – миф о том, что троянец Эней, сын богини Венеры, - приплыл в Италию после падения Трои. Если Вергилий создал классический римский эпос, то Гораций – классическую римскую лирику. Он воспевал доблесть предков; однако охотнее он вспоминал о древней простоте нравов, учил наслаждаться «золотой серединой» скромного достатка, писал о тоске и радости любви, о пирушках с друзьями. Едва ли не лучшие стихи Гораций посвятил прославлению поэзии. Труд Вергилия и Горация проложил дорогу третьему поэту эпохи Августа – Овидию ( 43 до н.э. – 18 н.э.). Наиболее значительное его произведение – поэма «Метаморфозы». Он собрал едва ли не все мифы «о превращениях» ( свыше 200 ) и пересказал в поэме. Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Императору Августу это не нравилось, он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря. Там Овидий и умер, проведя 10 лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу - «Печальные элегии».


Искусство Древнего Рима.


Строителями первых римских храмов были этруски – северные соседи римлян. Они делали и скульптуры для храма, и статуи. Лишь одна из них дошла до нас – статуя Капмтолийской волчицы, кормящей Ромула и Рема. Римляне не долго нуждались в помощи пришлых мастеров. Они научились строить храмы, сооружать мосты, дороги, водопроводы. Они изобрели бетон. Колизей ( 75 – 80 н.э.) – гигантский амфитеатр в форме овальной чаши. На трибунах располагалось около 50 тыс. зрителей. Этот предок наших стадионов имел арену, которую можно было заливать водой и превращать в бассейн. Служебные помещения располагались под зданием и занимали пять этажей. Один из наиболее совершенных образцов архитектуры – Пантеон, храм всех богов, построенный в Риме ок. 125 г. н.э. Круглое здание перекрыто куполом диаметром более 40 метров. Обязательной принадлежностью городов были общественные бани – термы. Обширные здания включали бассейн с проточной водой. В одних помещениях были устроены ванны с теплой или горячей водой, в других – раздевальни, парильни. Большие залы предназначались для занятий гимнастикой. Имелись библиотеки, кулуары и галереи для бесед и философских споров. Характерны для римского искусства и архитектуры триумфальные арки, воздвигавшиеся в память военных побед, важных событий, в честь императоров. К высшим достижениям относится скульптурный портрет. Скульпторы стремились добиться сходства с оригиналом. Они не приукрашали людей, не представляли их более красивыми, чем они были. Первоначально они раскрашивали мраморные портреты, обозначая зрачки, подцвечивая губы и волосы. Позже стали вырезать на месте зрачков углубления, а в бронзовые головы вставляли глаза из цветных камней. Древнеримские художники знали секрет восковых красок, не тускнеющих от времени и не боящихся воды. Особенно любили римляне технику фрески. Важную роль играла мозаика. Из мелких кубиков, вырезанных из разноцветных камней или отлитых из стеклянной массы, мозаичисты выкладывали не только узоры, покрывавшие полы богатых домов, но и картины. Развито было и прикладное искусство. Украшения и покрытые рельефом сосуды изготовляли из золота и серебра чеканщики – торевты. Из драгоценных металлов чеканщики умели делать и статуи. У египтян и сирийцев римляне переняли искусство изготовления стекла – прозрачного и цветного, из которого они делали сосуды и бусы. Большого мастерства достигли римляне в резьбе по камню. Резные камни, называвшиеся геммами, украшали ожерелья, перстни, служили печатями. Различаются геммы двух типов: камии и инталии.


5. Список использованной литературы:


1. Учебный курс по культурологии. Под научной редакцией Р.В. Драча.


2. История государства и права зарубежных стран. Крашенинникова Н.А. и Жидков О.А.


3. История мировой культуры. Чернокозов А.И.


4. Детская Энциклопедия. Т.8,11,12.


5. История педагогики. Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева.


Скачать файл (140 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru