Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Лекции - Производственный менеджмент - файл Глава_10.doc


Лекции - Производственный менеджмент
скачать (830.4 kb.)

Доступные файлы (12):

Глава_10.doc80kb.26.11.2000 17:33скачать
ГЛАВА_1.doc183kb.06.10.2002 10:24скачать
ГЛАВА_2.doc557kb.04.09.2002 15:17скачать
ГЛАВА_3.doc223kb.07.04.2009 21:59скачать
ГЛАВА_4.doc352kb.04.09.2002 15:23скачать
ГЛАВА_5.doc205kb.04.09.2002 15:24скачать
Глава_6.doc182kb.04.09.2002 15:35скачать
Глава_7.doc411kb.04.09.2002 15:29скачать
Глава_8.doc408kb.04.09.2002 15:31скачать
Глава_9.doc232kb.14.04.2005 16:31скачать
литература.doc29kb.21.09.2007 01:04скачать
титул.doc23kb.04.09.2002 15:56скачать

содержание
Загрузка...

Глава_10.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
10. Управление научно-технической политикой предприятия

Техническая политика предприятия — система стратегических мер, проводимая руководством в области стратегии повышения качества продукции, ресурсосбережения, организационно-технического развития производства как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента. Техническая политика направлена на достижение стратегических целей в области обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров, технологий, производства и других объектов предприятия.

Основными этапами разработки и воплощения в жизнь технической политики являются:

  1. исследование уровня конкурентоспособности выпускаемых товаров и разработка стратегических мер по достижению конкурентоспособности товаров в будущем;

  2. проведение НИОКР по созданию конкурентоспособных товаров;

  3. разработка стратегии предприятия по техническому перевооружению, реконструкции и расширению;

  4. организационно-технологическая подготовка производства новых товаров;

  5. производство и реализация новых товаров.

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления — один из важнейших вопросов стратегического менеджмента, т.к. ресурсоёмкость является второй стороной товара (первая — качество).

Стратегия ресурсосбережения — это комплекс принципов, факторов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное снижение расхода совокупных ресурсов на единицу валового национального продукта (в рамках страны) либо на единицу полезного эффекта конкретного товара.

Факторы ресурсосбережения представлены на рис. 10.1.

Методы ресурсосбережения — конкретные технологические способы, организационные и экономические методы экономии расхода ресурсов на единицу полезного эффекта. Они реализуются через организационно-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования и др.

^ Факторы ресурсосбережения







^

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ


СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ




Применение техно-логий, обеспечиваю-щих минимальные потери материалов

Совершенствование организации учёта получения и исполь-зования ресурсов

Применение к упра-влению ресурсами научных подходов менеджмента







Применение (обнов-ление) оборудова-ния, требующего оптимального расхода материалов


Сокращение цикла от получения до использования ресурсов

Применение

методов ФСА, прогнозирования, ЭММ



Улучшение

условий труда и отдыха работников


Улучшение качества применяемых ресурсов

Повышение качества ремонта технологического оборудования





Совершенствование технической базы транспортирования и хранения ресурсов

Совершенствование организации производства и труда с целью экономии ресурсов


Применение мер стимулирования и ответственности за экономию


Совершенствование технологических режимов переработки сырья

Организация вторич-ного использования ресурсов




Разработка и внедре-ние организационно-технических мероприятий по экономии ресурсов


Рис. 10.1. Факторы ресурсосбережения






Стратегия ресурсосбережения на предприятии может предусматривать следующее:

  1. упрощение кинематической схемы (структуры, принципа действия) товара;

  2. унификация составных частей товара;

  3. совершенствование технологичности конструкции товара;

  4. организационно-техническое развитие производства;

  5. реализация факторов ресурсосбережения (см. рис. 10.1).

На уровне предприятия организационно-техническое развитие производства осуществляется на основе реализации инвестиционных проектов по совершенствованию технологии, организации производства, труда и управления. На уровне предприятия результаты научно-технической политики выражаются в организационно-техническом уровне производства (ОТУП), который характеризуется степенью соответствия уровня технологии и организации процессов требованиям “входа” системы. Если качество “входа” (комплектующие изделия, сырьё, материалы и др.) отвечает требованиям конкурентоспособности, то и качество “процесса” переработки “входа” в “выход” системы должно быть высокого качества (рис. 10.2).




Процесс

ОТУП



выход

вход






Рис. 10.2. Принцип системного подхода в определении места ОТУП

Если технология и организация процессов отвечают требованиям конкурентоспособности, однако качество “входа” неконкурентоспособно, тогда и качество “выхода” будет таким. Вывод, необходимо обеспечить одинаковый (пропорциональный) уровень качества “входа” и “процесса” в системе.

Одним из путей решения рассмотренного вопроса является техническое перевооружение предприятия, которое представляет комплекс мер по повышению технико-экономического уровня подразделений, участков на основе внедрения передовой техники, технологии, механизации и автоматизации производства, замены устаревшего оборудования новым, более производительным и обеспечивает интенсификацию производства, увеличение производственных мощностей, объёма выпуска продукции и улучшение её качества.

План технического перевооружения, прежде всего, должен обеспечить устранение узких мест, как в основном производстве, так и во вспомогательных службах. Разработка плана технического перевооружения осуществляется в такой последовательности:

  • выполняется анализ технико-экономического уровня производства;

  • разрабатывается комплекс мероприятий по совершенствованию технологической схемы производства;

  • оцениваются изменения технико-экономических показателей;

  • определяется потребность в капитальных вложениях, материальных ресурсах и оборудовании.

Для совершенствования технологической схемы производства необходимо проанализировать технико-экономический уровень оборудования. Показатели технического уровня машин представлены на рис. 10.3.

Технический уровень новой машины характеризуется:

  1. с позиции оценки машины как объекта производства;

  2. с позиции оценки машины как объекта эксплуатации.

Технический уровень машин как объекта производства — производственно-технические показатели и показатели конструкторской унификации (см. рис. 10.3).

Тогда к факторам, влияющим на технический уровень производства, следует отнести следующие:

  1. уровень механизации и автоматизации производства;

  2. уровень прогрессивности технологических процессов;

  3. средний возраст технологического оборудования;

  4. фондовооружённость труда работников (отношение стоимости активной части основных производственных фондов предприятия к численности всех работников).



Интегральный показатель технического уровня машин









Производственно-технические показатели

Показатели конструкторской унификации

Эксплуатационные качества






Технические возможности по основному назначению


Уровень конструкторской унификации

Металлоёмкость изделия


Производитель-ность в единицу времени





Трудоёмкость изделия

Точность и одно-родность работы


Энергоёмкость

Надёжность работы

Рис. 10.3. Показатели технического уровня машин

К факторам, влияющим на организационный уровень производства можно отнести:

  1. уровень специализации производства (отношение стоимости годового объёма профильной продукции к общему объёму продукции за тот же период);

  2. уровень кооперирования производства;

  3. коэффициент сменности оборудования;

  4. потери рабочего времени, % ;

  5. коэффициенты пропорциональности, ритмичности, непрерывности, параллельности, прямоточности производственных процессов.

Таким образом, можно определить и показатели технического уровня предприятия в целом, которое может обеспечить реализацию научно-технической политики (рис. 10.4).

Показатели технического уровня предприятия






Показатели тех-нического уровня орудий труда

Показатели уровня организации про-изводства и труда

Показатели оцен-ки уровня конеч-ной продукции

Уровень специализации и кооперации



Показатели тех-нического уровня оборудования


Уровень организа-ции производства

Уровень организа-ции управления

Показатели качес-тва продукции


Показатели конку-рентоспособности продукции



Энерговооружён-ность труда

Возраст оборудования


Показатели технологической оснащённости

Показатели патентной чистоты продукции





Показатели механизации и автоматизации производства









Рис. 10.4. Показатели технического уровня предприятия


Степень износа

Показатель обновляемости

Показатель мораль-ного старения

Показатели ОТУП: комплексный, обобщающий, частный.

Комплексный показатель ОТУП рекомендуется определять по формуле:



где КТУ — обобщающий показатель технического уровня производства;

КОУ — обобщающий показатель организационного уровня производства;

a1 и a2 — коэффициент весомости соответствующих обобщающих показателей;

а1 + а2 = 1,0 (а1 рекомендуется принимать в пределах 0,5-0,7, с повышением уровня автоматизации значение повышается, а2 соответственно равно 0,3-0,5).

Так как технический уровень производства (КТУ) характеризует ступень развития средств производства и прогрессивность технологии, а организационный уровень производства (КОУ) характеризует уровень развития организации производства, труда и управления, уровень организованности процессов, то обобщающие показатели (КТУ, КОУ) определяются как функции от частных показателей:





где f1, f2 — функции-зависимости между обобщающими показателями и факторами;

x1, x2…xn — частные показатели, влияющие на КОУ.

Частные показатели определяются по формуле:

или

где Пфi, Пнi — фактическое, нормативное или плановое значение i-го фактора, влияющего на обобщающий показатель ОТУП.

Одним из важных этапов реализации технической политики предприятия являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), т.е. комплекс работ по поиску или разработке технологических и организационно-экономических способов и методов практического достижения нормативов конкурентоспособности товара. Научно-техническая политика (НТП) определяет деятельность производственного отделения по тем направлениям, которые обеспечивают повышение эффективности производства путём создания и выпуска продукции, отвечающей спросу и потребностям потребителей, укреплению экономического потенциала предприятия и решает следующие задачи:

  • быструю и чёткую адаптацию производства к постоянно меняющимся условиям рынков;

  • внесение соответствующих корректив в текущие планы;

  • минимизацию затрат в связи с изменением планов.

НТП разрабатывается по трём направлениям:

  1. ориентация производства на выпуск новых товаров;

  2. ориентация производства на быстрое техническое обновление выпускаемой продукции;

  3. ориентация производства на выпуск традиционных товаров явно устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках.

Разработка предполагает обоснованное решение следующих вопросов:

1. Выпуск новой продукции.

  1. 1. Выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению.

Это создание новых изделий с показателями высокой технико-экономической эффективности, что требует:

  1. больших затрат на НИОКР, наличия серьёзных заделов в научно-технической деятельности;

  2. достижений в области фундаментальных и прикладных наук, опытно-конструкторской работе;

  3. возможностей быстрого внедрения её в массовое производство.

Характерной особенностью является то, что конкуренция начинается на этапе НИОКР.

  1. 2. Выпуск новых для данной фирмы видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке.

В данном случае выбор стратегии — ориентация на завоевание рыночной доли, принадлежащей лидеру, либо — следование за лидером, т.е. решается вопрос о создании продукта-аналога с более высокими технико-экономическими показателями. Реализация требует:

  • наличия мощной базы опытно-конструкторских работ;

  • способности быстрого реагирования на требования рынка.

Предприятие не несёт крупных затрат на НИОКР, но получает возможность быстро выйти на рынок с новой продукцией, основанной на новых технических решениях, получив свою долю прибыли, пока рынок не будет насыщен. Но оно должно быть ориентировано на постоянное изыскание новых областей уже применяемых новинок.

  1. Ориентация производства на техническое обновление выпускаемой продукции предполагает: целесообразность внесения изменений и усовершенствований с целью модернизации продукции и достижение технико-экономических показателей продуктов-аналогов, выпускаемых конкурирующими предприятиями. Это требует определения целесообразности и эффективности такой деятельности с учётом постоянной необходимости снижения издержек производства и совершенствования технологии производства, т.е. небольшие расходы на НИОКР; хорошо отработанная технология с невысокими издержками благодаря использованию стандартизованных частей и деталей.

Деятельность предприятия должна быть направлена на постоянное улучшение качественных характеристик уже освоенной продукции и должна реализовываться на основе составления программ освоения новых изделий и технологических процессов.

Такая политика может предусматривать выпуск усовершенствованной продукции, созданной на основе: собственных разработок товаров-аналогов новинок, появившихся на рынке или путём заимствования научно-технических достижений других фирм в результате приобретения лицензий; выпуск продукции на основе межфирменного кооперирования путём получения деталей новой конструкции, обеспечивающей модернизацию изделий и улучшение их технико-экономических характеристик.

Выпуск изделий с улучшенными свойствами и отличающихся новизной благодаря модернизации конструкции не требует крупных затрат на НИОКР, а предполагает непрерывное совершенствование конструкторской базы, работы дизайнеров. Модернизация может проводиться и внесением незначительных изменений, повышающих удобство пользования изделиями (миниатюрность) и внедрение на заранее определённые сегменты рынка, нет аналогов.

  1. Ориентация производства на выпуск традиционных товаров, устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках. Это требует решения вопроса о целесообразности сохранения и на какой срок налаженного производства продукции по традиционной технологии или перехода на новую технологию.

Важное значение — степень морального старения конкретных видов продукции, стадии жизненного цикла одного и того же продукта на различных рынках.

Правильно сформулированная политика позволяет оценить перспективы развития рынка, возможности фирмы, сконцентрировать ресурсы на перспективных направлениях хозяйственной деятельности.

Принятие решения о внедрении нового изделия в производство (массовое, серийное) требует определить:

  • объём продаж, рентабельность продукции, каналы и методы сбыта, стабильность связей с покупателями;

  • производственные возможности: использование имеющихся мощностей, обеспеченность ресурсами, квалифицированным персоналом;

  • финансовые возможности: общая сумма инвестиций в массовое производство и сбыт; источники финансирования, предполагаемые результаты;

  • длительность периода освоения и обеспечение создания необходимых условий по его сокращению (выбор метода перехода на выпуск новой продукции).



Скачать файл (830.4 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru