Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  


Загрузка...

Контрольная работа - Экономика пищевой отрасли - файл 1.doc


Контрольная работа - Экономика пищевой отрасли
скачать (82.5 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc83kb.18.11.2011 15:19скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ


Контрольная работа по дисциплине:

ЭКОНОМИКА ПИЩЕВОЙ ОТРАСЛИ


Выполнила:

Проверила:


КАЗАНЬ, 2009


Содержание


  1. Сырьевая база пищевой промышленности……………………………3

  2. Продуктовая дифференциация в пищевой промышленности……......5

  3. Роль корпоративных структур в

экономике пищевой промышленности…………………………………..7

4. Современное состояние пищевой промышленности…………………11


Список использованных источников……………………………………15


^ 1. СЫРЬЕВАЯ БАЗА ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Сырьевая база отраслей пищевой промышленности - это прежде всего сельское хозяйство. Лишь рыбная и соляная промышленность имеют дело с добывающей промышленностью, являясь частью таковой.

Сельскохозяйственное сырье имеет ряд особенностей, существенно влияющих на экономику и организацию пищевой промышленности.

Сельскохозяйственное сырье возобновляемо, дорогостояще, трудоемко и многокомпонентно и во многих случаях взаимозаменяемо. Все это позволяет рационально размещать предприятия, осуществлять производства на эффективной комбинированной основе, интегрировать со смежными отраслями и требует особого внимания к экономии, хранению сырьевых ресурсов вплоть до создания специальных отраслей (элеваторно-складского, холодильного и др.).

Помимо этого в условиях России сельскохозяйственное сырье имеет в преобладающем количестве строго сезонный характер производства. Оно физически и, как правило, экономически нетранспортабельно или малотранспортабельно. Поэтому пищевые перерабатывающие отрасли должны быть размещены как можно ближе к месту выращивания сырья.

Объективная потребность в мощной сырьевой базе пищевой промышленности состоит в создании прочной продовольственной базы страны, обеспечивающая продовольственную безопасность страны. А это значит удовлетворение не менее чем на три четверти потребности населения по научно-обоснованным физиологическим нормам питания по всем основным пищевым продуктам, а затем выход и удержание прочных позиций на мировом рынке в рамках разумного обмена и в меру экономической целесообразности.

Как известно, довольно длительное время в России сельское хозяйство и пищевая промышленность развивались обособленно достаточно эффективно. Это вполне закономерно, ибо до определенного периода преимущества разделения труда, отраслевой специализации и целенаправленного развития обеспечивают высокие темпы роста и достижение поставленной цели - получение максимума сельхозсырья, сельхозпродуктов и пищевых изделий - любой ценой. Однако со временем создаются объективные предпосылки и необходимость получения тех же потребных объемов продукции при минимальных затратах. Для этого в первую очередь необходима интеграция в едином комплексе, в данном случае АПК, всех технологически взаимосвязанных производств и их обслуживающих структур в единой цепи - "поле-магазин". Создание АПК в какой бы форме конкретно экономически и организационно ни осуществлялась интеграция - это объективный, прогрессивный процесс.

В технологической цепи "поле-магазин" при раздельном функционировании отраслей теряется значительная часть произведенной сельскохозяйственной продукции - сырья пищевой промышленности, готовых пищевых продуктов. Интеграция должна существенно снизить эти потери путем четкой координации и нацеленности на конечного потребителя, а не функционируя каждой отрасли как самоцель. Снижение этих потерь обеспечит существенный прирост продовольственных продуктов при минимальных затратах и конкурентоспособных иенах на рынке.

Развиваясь обособленно, каждая отрасль решает локальные задачи, слабо учитывает конечную цель производства - максимум пищевой продукции при минимуме затрат. Поэтому основная цель создания АПК состоит в сведении к минимуму потерь во всех звеньях технологической цепи - выращивание, уборка, хранение, транспортировка, переработка, сбыт - и совместное взаимосвязанное пропорциональное развитие всех отраслей как составная органическая часть единого народнохозяйственного комплекса России, мощного и конкурентоспособного производителя пищевых продуктов, сырьевой базы пищевой промышленности и продовольственной базы страны.

^ Объем продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, хозяйства населения) за 2007г. в фактически действовавших ценах, по предварительным данным, составил 2017,2 миллиарда рублей, или 103,3% в сопоставимой оценке к уровню 2006г.

Валовой сбор зерна в Российской Федерации в 2007 г. составил 81,8 миллиона тонн (в весе после доработки) и превысил уровень предыдущего года на 3,2 миллиона тонн.

В 2007 г. сократился валовой сбор основных технических культур: сахарной свеклы (фабричной) и семян подсолнечника. Уменьшение производства сахарной свеклы (фабричной) обусловлено снижением урожайности, подсолнечника - сокращением размеров убранных площадей (на 15,8%). Валовые сборы картофеля и овощей уменьшились за счет сокращения убранных площадей (на 3,7% и 3,5% соответственно) при некотором снижении урожайности картофеля и росте урожайности овощей. Производство льноволокна возросло за счет увеличения убранных площадей (на 10,6%), а также роста урожайности.

В 2007 г. в хозяйствах всех категорий производство скота и птицы на убой (в живом весе) составило 8,6 миллиона тонн (108,6% к уровню 2006 г.), молока - 32,2 миллиона тонн (102,3%), яиц - 37,8 миллиарда штук (99,7%).

^ 2. ПРОДУКТОВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


Дифференциация продукции или, другими словами, обособление товара на рынке означает способность предприятия обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) продукта для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания.

Она предполагает ясное понимание потребительских нужд и предпочтений, выполнение обязательств перед покупателями, знание собственных возможностей предприятия, осуществление постоянных инноваций. Потенциальной основой дифференциации продукции являются факторы, повышающие ценность продукции для покупателя, в том числе психологическая удовлетворенность. При дифференциации продукции себестооимость повышается, но затраты имеют второстепенную роль, так как компенсируются, как правило, за счет установления более высокой цены. Тем самым дифференциация продукции позволяет уклониться от ценовой конкуренции, «разойтись» с конкурентами по разным рыночным сегментам.

Именно стратегия дифференциации принесла на рынок такое разнообразие товаров, предоставила покупателям продукцию повышенного качества (brand name), с характерными особенностями, выпущенную на основе высоких технологий, обеспечивающую покупателям первоклассный сервис и т.д

Для успешной реализации данной стратегии предприятие должно тщательно изучить потребности и поведение покупателей, чтобы понять, что они полагают важным и ценным за что готовы платить. Затем с учетом полученных результатов предприятие должно придать своей продукции одну или несколько отличительных характеристик. Конкурентное преимущество возникает, когда покупатели отдают предпочтение тем товарным характеристикам, которыми предприятие наделяет свою продукцию. Дифференциация может оказаться неудачной, если повышенная цена, которую покупатели готовы платить, не покрывает дополнительных затрат, связанных с обеспечением отличительных характеристик продукции.

^ Продуктовая дифференциация – это предложение продуктов с характеристиками и/или дизайном лучше, чем у конкурентов. Для широко дифференцированных продуктов (продукты питания) следование данной рыночной политике является обычным явлением. Основу продуктовой дифференциации составляет товарный ассортимент продукции предприятия, под которым понимается группа аналогичных или тесно связанных между собой товаров. В рамках продуктовой дифференциации предприятие может предлагать узкий ассортимент продукции, и в этом случае говорят о фокусировании на дифференциации, либо широкий ассортимент продукции. Международная конкуренция вынудила российские предприятия заняться продуктовой дифференциацией, особенно преуспели в этом предприятия пищевой промышленности. Разнообразные виды молока и молочной продукции, российских макарон, пива, не говоря уже о кондитерских изделиях, являются результатом стратегии дифференциации продукции.


^ 3. РОЛЬ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР В ЭКОНОМИКЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ


В условиях рыночного реформирования, когда макроэкономическая ситуация в стране подвержена колебаниям, в условиях достаточно высокой инфляции, постоянного кризиса неплатежей предприятия пищевой промышленности ищут новые формы организации. Сложившаяся на сегодня экономическая ситуация накладывает специфическую печать на зарождение и функционирование этих новых форм организации, предопределяет стремление предприятий к слиянию производства и капиталов.

Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организационной формы – промышленной корпоративной структуры. Промышленные корпоративные структуры (ПКС) позволяют обеспечить дальнейшее эффективное развитие конкурентоспособных отраслей за счет более рационального распоряжения ресурсами и ускоренного развития промышленного производства и научных процессов в направлении освоения новых видов индустриальной продукции и услуг, гарантирующих более высокую и устойчивую прибыль. Формирование ПКС оказывает разностороннее положительное воздействие на развитие отечественной экономики, укрепление российского государства.

Существует множество примеров позитивного влияния объединения предприятий на решение первоочередных проблем, в том числе:

- формирование оптимальных технологических и кооперационных связей. Повышается загрузка имеющихся производственных мощностей по выпуску пользующейся спросом продукции посредством обеспечения более тесных хозяйственных отношений между участниками структуры;

- обеспечение рациональных связей производственного и финансово-кредитного секторов. Интеграция с финансово-кредитными учреждениями позволяет промышленным предприятиям рассчитывать на привлечение внебюджетных финансовых ресурсов, проведение взаиморасчетов, разрешение проблемы неплатежей, оптимизацию отношений с предприятиями, не вошедшими в корпоративную структуру, но являющимися заемщиками банка-участника этой структуры. В ряде случаев, финансово-кредитные учреждения в составе холдингов, помимо расчетно-кредитных функций, играют роль головной компании: решают задачи формирования промышленной стратегии, повышения эффективности промышленных активов, увеличения рыночной стоимости предприятий, обеспечивают схемы по связи предприятий внутри группы, осуществляют внедрение передового менеджмента. Интеграция финансовых и промышленных институтов представляется оправданным, как с точки зрения исторического и международного опыта, так и исходя из условий отечественной практики;

- повышение инвестиционной активности, поскольку корпоративные структуры являются более надежными партнерами для отечественных и зарубежных инвесторов;

- ПКС содействуют развитию механизма межотраслевого и внутриотраслевого перераспределения ресурсов, ускоряется концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях развития нашей экономики;

- ускорение научно-технического прогресса. ПКС способствуют более точной стратегической ориентации развития участников структуры. Упрочение связей в рамках научно-производственных, производственно-технологических комплексов содействует проведению в смежных производствах единой технической и инвестиционной политики. При этом уменьшается риск, связанный с разработкой и производством новой техники, совершенствуется финансирование длительных производственных и исследовательских циклов, развивается стратегическое партнерство с иностранными фирмами;

- обеспечение конкурентоспособности продукции;

- расширение рынков сбыта;

- снижение производственных и трансакционных издержек.

Вхождение в состав ПКС кредитно-финансовых учреждений облегчает приобщение производства к рыночной конъюнктуре и ее изменениям, Налаживая конкурентоспособное производство, ПКС помогает устранить монополизм, связанный с концентрацией выпуска конкретной продукции на одном предприятии. В Промышленных корпоративных структурах обретают надежных партнеров предприятия среднего и малого бизнеса. Становление мощных отечественных ПКС уменьшает зависимость страны от импорта, способствует либерализации внешнеэкономических связей. Расширяются рамки размещения государственных заказов на конкурсной основе. Усиление конкуренции между ПКС приводит к росту заинтересованности их в оказании технологической, финансовой, снабженческо-сбытовой и прочей поддержки мелким и средним товаропроизводителям.

Расширение перекрестного акционирования помогает совершенствованию управленческих мотиваций. Технологическая взаимозависимость дополняется в рамках ПКС взаимоконтролем благодаря участию в капитале. Управляющие каждого предприятия оказываются под контролем коллег, представляющих интересы акционеров — юридических лиц. Конкуренция с другими производителями на рынках продуктов и ресурсов, технологическая взаимозависимость, когда ослабление контроля за партнером грозит собственными потерями, выступают все более важными факторами совершенствования производства.

Руководящие органы Промышленных корпоративных структур (ПКС) имеют возможность компетентно осуществлять прямые управляющие решения целых блоков взаимосвязанных производств, адекватно реагируя на потребности и перемены, что может увеличить гибкость управления народным хозяйством. В этой связи возникает необходимость изучения деятельности ПКС как крупных экономических новообразований.

Как показывает опыт, корпоративные структуры холдингового типа легче идут на реформирование крупных производственных комплексов, внедрение передовых технологий в производство, создавая при этом сеть малых и средних предприятий, обеспечивающих развитие сопутствующих производств и услуг.

Кроме того, российские корпоративные структуры, как носители национальных стратегических интересов, являются образованиями, спо­собными на равных не только взаимодействовать с крупными зару­бежными корпорациями, но и осуществлять экспансию на мировые рынки с собственной конкурентоспособной продукцией, вступать в борьбу за формирование и перераспределение мирового дохода.

Процессы глобализации и транснационализации мирового хозяйства приводят к весьма существенным изменениям в сфере функционирования крупных компаний. В настоящее время интегрированные корпоративные структуры превращаются в один из важнейших субъектов мировой и национальной экономики. Данные объединения концентрируют значительную часть объемов рыночного производства и реализации, играют доминирующую роль в развитии экономики, занимают монопольное или олигопольное положение на рынке, наконец, являются важнейшими участниками процесса проведения НИОКР. В России также формируется целый ряд крупных интегрированных корпоративных структур, некоторые из которых выходят и на международные рынки.


^ 4.СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ


Пищевая промышленность — отрасль лёгкой промышленности, совокупность производств пищевых продуктов в готовом виде или в виде полуфабрикатов. В системе агропромышленного комплекса пищевая промышленность тесно связана с сельским хозяйством как поставщиком сырья и с торговлей. Часть отраслей пищевой промышленности тяготеет к сырьевым районам, другая часть — к районам потребления.

В настоящее время пищевая и перерабатывающая промышленность России (пищевкусовая, мясная, молочная, рыбная, мукомольно-крупяная и комбикормовая) представляет собой одну из стратегических отраслей экономики, которая призвана обеспечить население страны необходимыми по количеству и качеству продуктами питания. Она насчитывает 30 отраслей с более чем 60 подотраслями и видами производства и объединяет более 22 тысяч предприятий различных форм собственности и мощности (их количество за последние 10 лет возросло в несколько раз) общей численностью работающих около 1,4 млн. человек. Доля пищевой и перерабатывающей промышленности в общем промышленном производстве России составляет около 15 %.

Предприятия пищевой промышленности заметно превосходят ведущие компании российской промышленности и по динамике развития, и по производительности труда, лишь немного уступая им в рентабельности.

Срок окупаемости вложений в предприятия отрасли намного короче, чем при инвестициях в базовые отрасли промышленности. Отдачу от инвестиций можно почувствовать уже через год-два. Такие сроки вполне приемлемы для большинства инвесторов. Емкость российского рынка продуктов питания оценивается сейчас в 50-60 млрд долларов. Есть основания предполагать, что рынок будет увеличиваться и в будущем. Ведь реальные доходы населения растут уже четвертый год подряд, а именно этот фактор и определяет динамику рынка продовольствия.

К тому же, в последние годы, по данным Госторинспекции, качество отечественных продуктов питания растет, и большинство российских продуктов по качеству превосходит импортные. По этой причине, а также в связи со случаями ввоза и реализации некачественных и фальсифицированных товаров, спрос на импортное продовольствие падает.

Сложная и многоотраслевая производственно-хозяйственная структура пищевой промышленности, характеризуется, с одной стороны, низкой степенью мобильности и адаптации производственно-организационной системы предприятия к изменяющимся условиям внешней среды, с другой стороны - тесной взаимосвязью с сельскохозяйственным производством, а также возможностью интеграции в рамках единого производственного комплекса добычи природного сырья и его последующей переработки (первичные отрасли пищевой промышленности). Указанные характеристики обуславливают распространение на данный сектор промышленности рисков, связанных с воздействием природных факторов при осуществлении добычи первичного сельскохозяйственного сырья, а также специфических внутриотраслевых рисков, связанных с производством и реализацией пищевой продукции.

Сырьевая база пищевой промышленности имеет ряд особенностей, связанных с сезонностью, переработкой скоропортящегося сельскохозяйственного сырья и выработкой скоропортящейся и труднотранспортируемой продукции, необходимостью оптимального географического расположения предприятий и сложностью прогнозирования материальных ресурсов. Сезонность деятельности приводит к дисбалансу притоков и оттоков денежных средств и возможности прекращения деятельности вследствие отсутствия оборотных средств для организации закупки сырьевых ресурсов и содержания производственных фондов.

Тесная связь с сельскохозяйственным производством обуславливает цикличность развития пищевой промышленности, которая определена естественным процессом возобновления сельскохозяйственного сырья, его сбора (добычи) с учетом риска возможных неурожайных лет, ухудшения промысловой обстановки, сокращения продуктивности сельскохозяйственной базы и других факторов, свидетельствующих об истощении сырьевой базы. Циклы снижения деловой активности чередуются с периодами интенсивного роста, что обуславливает при осуществлении долгосрочных инвестиций учет возможного падения результатов работы, вызванного естественными причинами окружающей среды. Интенсивность воздействия данного фактора зависит от отраслевой структуры, возможностей конкретного предприятия обеспечить первичную добычу и переработку сельскохозяйственного сырья. По мере специализации предприятия на вторичной переработке интенсивность воздействия циклов изменения ситуации с производством сельскохозяйственной продукции сокращается.

Скоропортящийся и труднотранспортируемой характер готовой продукции определяет локальность рынков сбыта. Вместе с тем, большая часть продукции, выпускаемой данной отраслью, относится к товарам первой необходимости и пользуется безусловным спросом. В силу малой капиталоемкости выпуска значительной части пищевой продукции, а также в качестве производителя продуктов питания, являющихся необходимым условием жизни и здоровья населения, пищевая промышленность является достаточно привлекательной для инвестиций.

Предприятия пищевой промышленности, деятельность которых связана с переработкой сырья, производимого сторонними организациями, например, хлебопекарной, плодоовощной и табачно-махорочной отраслей промышленности, находятся в большей зависимости от объемов и качества сырьевых ресурсов, поставляемых сторонними организациями. Нехватка сырья, дефицит оборотных средств, а также региональные торговые барьеры вынуждают субъекты продовольственной цепи к вертикальной интеграции и созданию собственных источников добычи сырья. Иногда вертикальные связи имеют неформальный характер или скреплены долгосрочными договорами, иногда происходит вертикальное интегрирование собственности.

В стратегии развития народнохозяйственного комплекса России до 2010 года отраслям пищевой промышленности придается приоритетное значение как отрасли, обеспечивающие продовольственную безопасность страны.


Список использованных источников


  1. Введение в макроэкономику / Под ред. М.Е. Дорошенко. — М.: ЮНИТИ, 2001;

  2. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юрист, 2002; 

  3. Экономическая теория / Под ред. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой. — М.: Инфра-М, 2003; 

  4. Место и роль финансово-промышленных групп в российской экономике. Тезисы докладов и сообщений всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий» – Москва, ЦЭМИ, 2004 г.

5. Данные журнала «Пищевая промышленность», №7-2008


Скачать файл (82.5 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru