Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Реферат - Краткий очерк мифологии, как арсенал и почва для создания античной литературы. Основные мифологические циклы. Боги и герои - файл 1.doc


Реферат - Краткий очерк мифологии, как арсенал и почва для создания античной литературы. Основные мифологические циклы. Боги и герои
скачать (85 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc85kb.18.11.2011 15:32скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

Реклама MarketGid:
Загрузка...
Тема: Краткий очерк мифологии, как арсенал и почва для создания античной литературы.

Основные мифологические циклы.

Боги и герои.


Реферат по курсу латинского языка.


Оглавление:

  1. Понятие мифа, его краткий очерк как основа для античной литературы.

  2. Основные периоды античной литературы.

  3. Мифологические циклы.

  4. Герои и боги древней Греции.

  5. Заключение.

  6. Список используемой литературы.



Мифология ( о греч. Mythos – рассказ, миф и от logos – слово, речь) – изложение мифов о богах и героях, культовых первопредках. Отражает представление древних о происхождении мира и жизни на Земле.

Как тип общественного сознания мифология характерна для каждого народа на ранних этапах его развития, составляет основу мифологической поэзии, т. е поэзии, построенной на мифологических образах и свойственной преимущественно раннему фольклору и древним литературам.

Древнегреческая литература выросла на основе мифологии, которая, по словам Маркса, «составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву» и которая теснейшим образом связанна с периодом общества доклассового, с жизнью первобытного коллектива.

^ Рассмотрим подробнее, как формируется античная мифология, каковы её предпосылки и пути её исторического развития.

Античная мифология является отражением человеческой жизни, её потребностей и стремлений, её отношения к настоящему, прошедшему и будущему, её идеалов и вообще всех её материальных и духовных жизненных сил. Только понимание мифологии как разновидности конкретно – жизненного мышления превращает её в то подлинное достояние человечества, в котором оно жизненно нуждалось в известные периоды своего развития. Если же поставить вопрос о том, какие именно периоды исторического развития человека заставляли его мыслить мифологически, то здесь можно столкнуться с той огромной эпохой, которая обычно носит название родового строя или, точнее, первобытнообщинной формации. Мифология и есть известного рода перенос общинно – родовых отношений на природу и на природу и на весь мир.

Человеку в первобытнообщинной формации являлись наиболее понятными и близкими именно общинно-родовые отношения, и поэтому самым убедительным для него объяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений. Вот почему небо, воздух, земля, море, подземный мир и вся природа оказывались не чем иным, как одной огромной родовой общиной, представители которой являются обязательно живыми существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях и воспроизводящими собой первобытный коллективизм первой исторической формации. В подтверждение этого процесса можно привести мысли В.И. Ленина об « инстинктивном человеке», «дикаре», который «не выделяет себя из природы», и Маркса о том, что в мифологии отражены «природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией»

Но почему же вдруг оказалось понятным, что солнце есть бык, а луна корова или что гром и молния не есть просто гром и молния сами по себе, но известные орудия в руках Зевса или Юпитера? Точно также ничего не говорят обычные рассуждения о том, что первобытный человек одушевлял природу, очеловечивал ее, т.е. понимал антропоморфно. Прежде всего, совершенно непонятно, почему это вдруг понадобилось ему одушевлять или обожествлять природу. То и другое вовсе не есть такое уж простое миропонимание, которое было бы понятно само по себе и не требовало бы никаких дальнейших объяснений.

Говорить просто об одушевлении или обожествлении недостаточно. Одушевленные существа или божества в представлении древнего человека находятся между собой в родственных отношениях, являются друг для друга родителями или детьми, братьями или сестрами, дедами или внуками или потомками; и, кроме того, все они образуют универсальную родовую общину, основанную на первобытном стихийном коллективизме.

Только познакомившись с особенностями самой родовой общины первобытных времен, можно понять мифологию. Основным принципом исследования античной мифологии является рассмотрение мифологии не как вечной и неподвижной картины, пусть хотя бы и прекрасной, но как вечно развивающегося человеческого мышления, отражающего собой же текучую, такую же беспокойную и творчески развивающуюся историческую действительность.

Все мифологические образы, кроме того, должны исследоваться не изолированно, но как элементы более или менее обширных периодов развития греческой мифологии. Такими периодами являются: древнейшая, дофессалийская, или доолимпийская, основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата; фессалийская, или олимпийская, связанная с патриархатом и примитивными формами раннего крито-микенского рабовладения, централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к художественно развитому и строгому героизму. В дальнейшем - в связи с разложением первобытнообщинной формации и падения критико-микенской культуры – появляются уточненные формы героизма у Гомера. Затем наивная и нетронутая мифология гибнет как самостоятельное творчество, продолжая, однако, играть огромную роль как художественная форма для выражения полисной рабовладельческой идеологии и эпохи эллинизма.

^ Таким образом своё начало и развитие получает античная литература.

История которой может быть разделена на следующие основные периоды:

  1. ^ Архаический (литература «ранней Греции») – до начала V в. до н. э. (время разложения родового строя и перехода к рабовладельческому государству).

  2. Аттический (литература «классической Греции») – V – IV вв. до н. э. (время расцвета и кризиса рабовладельческих эллинских полисов до потери ими государственной независимости).

  3. Эллинистический (литература эллинистического общества) – с конца IV в. до конца I в. до н. э.

  4. Римский (греческая литература времён Римской империи) – с конца I в. до н. э.

Внутри архаического периода мы будем различать:

    1. Долитературный («догомеровский») период;

    2. Древнейшие литературные памятники (гомеровские поэмы, Гесиод);

    3. Литературу периода становления античного рабовладельческого общества и государства (VII в. – начало V в. до н. э.).


В свою очередь мифология выделяет пять основных циклов:

  1. Критский цикл Особый цикл греческих мифов уже в древности был назван критским (ta krhtika): он представляет благодарный материал для исследователя. Рассказ «Илиады» о Миносе и Идоменее, царе Крита (XIII. 449 слл.) отражает мифологическую реконструкцию, которую Эванс назвал «ахейской легендой». От нее сохранилось очень немного. До нас не дошла поэма о Миносе и Радаманте, приписывавшаяся Эпимениду, и «Критская мифология», приписывавшаяся Динарху.

  2. Троянский Цикл Мифы троянского цикла изложены по поэме Гомера "Илиада", трагедиям Софокла "Аякс-биченосец", "Филоктет", Еврипида "Ифигения в Авлиде", "Андромаха", "Гекуба", поэмам Вергилия "Энеида", Овидия "Героини" и отрывкам ряда других произведений.

  3. Фиванский цикл изложен по трагедиям Софокла "Эдип-царь", "Эдип в Колоне", "Антигона", Эсхила "Семеро против Фив", Еврипида "Финикиянка».

  4. Аргонавты – этот цикл мифов о походе аргонавтов изложен в основном по поэме Аполлония Родосского «Аргонавтика». И получает своё отражение в таких рассказах как «Ясон в Иолке» , «Аргонавты в Мизии», «Гера и Афина у Афродиты»

  5. ^ Одиссея – этот цикл представляется по поэме Гомера «Одиссея». Например «Одиссей у Эвмея», «Одиссей на острове Эола», «Одиссей и Навсикая».



Мифология получала своё развитие на протяжении нескольких периодо в результате которых человеческое мышление развивалось и своё начало и дальнейшее существование получали известные нам сейчас боги и герои.

Под мифологической архаикой мы понимаем тот древнейший период мифологии - дофессалийский, или доолимпийский, который относится к временам еще матриархального рода, т.е. к периоду собирательско-охотниичьего хозяйства и начальных ступеней производящего хозяйства. Процесс жизни воспринимается древним человеком в беспорядочно нагроможденном виде. Поэтому человек не только делает все материальным и физическим, живым, а иной раз даже одушевленным и разумным, но все окружающее он мыслит слепым, т.е. движимым каким-то непонятными силами. В результате этого принципом оформления всех вещей и явлений является для первобытного сознания принцип беспорядочности, несоразмерности, диспропорции и дисгармонии, доходящей до прямого уродства и ужаса. А так как первобытный человек видит перед собой только Землю с составляющими ее предметами и Небо, то Земля (греч. Chthon) - живая, одушевленная, все из себя производящая и все собой питающая, включая и Небо, которое она тоже из себя здесь рождает,- есть основа мифологии эпохи матриархата. Эта древнейшая мифология и называется хтонической. Как женщина является на данной ступени главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей, так и Земля является здесь источником и лоном всего мира, богов, демонов, людей.

Можно рассматривать несколько видов матриархата и их плавный переход из одного вида в другой к которым со временем прибавляется патриархат и соответственно власть женского божества уходит на второй более спокойный план.

Одним из видов матриархата является ФЕТИШИЗМ. Природа здесь, с одной стороны, вся одушевлена, а с другой стороны, природа здесь вся состоит только из физических предметов и сил, за пределами которых человек ничего не видит и не знает и ничего не может знать и видеть. Что же такое вещь, которая и одушевленна и в то же время насквозь материальна, насквозь физична? Такая вещь есть фетиш, и такая мифология есть фетишизм. Таким образом, древний человек понимает фетиш как средоточие магической, демонетической, живой силы. А так как весь предметный мир одушевлен, то магическая сила «разлита» по всему миру идемотическое существо никак не отделяется от предмет а, в котором оно обитает.

Ещё один вид это АНИМИЗМ(animus - дух,anima - душа). Когда усваивающая деятельность человека поднимается на ступень производящей и когда вещи уже не берутся, не присваиваются в готовом виде, тогда человек начинает интересоваться вопросами их производства, т.е. их состава, их смысла и принципов их строения. Однако для этого необходимо отделить идею от самой вещи. Так совершается переход к анимизму.

Боги и демоны античной мифологи и есть пре6жде всего существа физические, материальные и чувственные. Они обладают самым обыкновенным телом, хотя это тело и может мыслиться возникающим из разных видов материи. Если античные люди представляли себе, что самая глубокая и тяжелая материя - это земля, вода же есть более разреженное, а воздух еще тоньше, чем вода, и тоньше воздуха огонь, то демоны так и мыслились - состоящими из всех этих стихий, начиная от самой обыкновенной земли и кончая огнем. Богов же пре6дставляли себе состоящими из материи еще более тонкой, чем огонь, а именно из эфира.

^ Древнейшее анимистическое представление греков выражено в мифе о Мелеагре.

Древние анимистические демоны, как правило, представляются в беспорядочном и дисгармоничном виде. В этих случаях обычно говорят о тератологии, т. е о веке чудовищ и страшилищ (греч. Teras – чудо и чудовище), символизирует силы земли.

Гесиод подробно говорит о порожденных Небом-Ураном и Землей-Геей титанах, циклопах и сторуких. В последних чудовищность подчеркнута особенно, потому что каждое такое существо имеет СТО рук и ПЯТЬДЕСЯТ голов. Сюда же надо отнести и стоглавого Тифона Земли и Тартара (по другой версии - его породила Гера, ударив ладонью по земле и получив от нее магическую силу).

Среди порождений Земли необходимо указать Эринний – страшных, седых окровавленных старух с собачьими головами и со змеями в распущенных волосах. Они охраняют уставы Земли и пре6следуют всякого преступника против Земли и прав родства. Точно так же от Ехидны (прекрасной девы с телом змеи) и Тифона рождаются собака Орф, медноголосый и пятидесятиголовый кровожадный страж Аида - Цербер, Лернейская гидра Химера с тремя головами - львицы, а от Ехидны и Орфа – Немейский лев. Демоны, в которых соединяются вид человека и животного, называются миксантропическими (смешанные с человеком). Таковы сирены- птицы и женщины, кентавры, в которых - соединились тела человека и коня. Все это свидетельства неотделимости древнего человека от природы, когда он еще не выделял себя из нее, а чувствовал себя неотъемлемой частью природы.

Вся эта стихийно-чудовищная мифология матриархата (Медуза Горгона, Сфинкс – «душительница», Ехидна, Химера - чудовища женского рода) получает свое обобщение, и завершение в мифологии Великой матери или Матери богов. Эта мифология и этот дикий культ в классические времена Греции, конечно, были оттеснены на задний план, и о них едва помнили. Но в глубинах догомеровской истории, в эпоху матриархата, а также в элллинистически - римский период, когда происходило возрождение архаики, эта мифология – этот культ имели огромное значение.

Грек прекрасно знал, КАКОГО ЦВЕТА ВОЛОСЫ У Аполлона, какие брови или борода у Зевса, какие глаза у Афины Паллады, какие ноги у Гефеста, как кричит Арес и улыбается Афродита, какие ресницы у Афродиты и какие сандалии у Гермеса.

Анализируя в мифах образы античных богов, демонов и героев достаточно подробно, мы столкнемся еще с одной чертой, составляющей универсальное свойство любого бога, демона и героя, - это то, что мы называем историческими пережитками, рудиментами, или реликтами. Как бы совершенно ни был развит антропоморфический образ бога, демона или героя в античной мифологии, он всегда содержал в себе черты более раннего, а именно чисто фетишистского, или космического развития, например совиные глаза – у Афины, змея – постоянный атрибут мудрой Афины, глаза коровы – у Геры. К позднейшим героизированным формам матриархальной мифологии относятся, прежде всего, знаменитые греческие амазонки.

РАННЯЯ КЛАССИКА. С переходом от матриархата к патриархату развивается и новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией, основанной на гармоническом и художественном восприятии мира.

В мифологии этого периода появляются герои, которые расправляются со всеми чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного непонятной ему и всемогущей природой.

Вместо мелких божков и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс, а все остальные боги и демоны ему подчиняются. Патриархальная община водворяется теперь и на небе, или, на горе Олимп. Зевс сам ведет борьбу с разного рода чудовищами, побеждает титанов, циклопов, Тифона и гигантов и заточает их под землю или даже в Тартар.

За Зевсом идут другие боги и герои, Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на этом месте свое святилище. Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов, сыновей Посейдона, Ота и Эфильта, которые выросли настолько быстро, что, едва возмужав, уже мечтали взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой и, вероятно, царством самого Зевса. Совершает свои 12 подвигов Геракл, Тезей убивает Минотавра.

Вместе с тем появляются и боги нового типа, греки называли олимпийскими). Женские божества получили теперь новые функции в связи с эпохой патриархата и героизма. Гера стала покровительницей браков и моногамной семьи, Деметра - планомерного и организованного земледелия, Афина Паллада - честной, открытой и организованной войны (в противоположность буйному, анархическому и аморальному Аресу), Афродита стала богиней любви и красоты (вместо прежней дикой, всепорождающей и всеуничтожающей богини), Гестия стала богиней домашнего патриархального очага. И даже Артемида, за которой остались древние охотничьи функции, приобрела теперь красивый и стройный вид и стала образцом милого и дружелюбного отношения к людям. Возросшее ремесло, ставшее существенным фактором хозяйства, потребовало для себя тоже соответствующего бога, а именно Гефеста. Богами специально патриархального уклада жизни стала Афина Паллада и Аполлон, которые мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. А Гермес из примитивного прежнего божества стал покровителем всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю, водительство по дорогам земли и даже загробного мира.

Теперь значительно возросла власть человека над природой; теперь он уже умел более спокойно ориентироваться в ней, рассматривать ее (вместо того чтобы прятаться от нее), находить в ней красоту, пользоваться ею для своих надобностей. Теперь власть над морской стихией принадлежала не только грозному Посейдону, но и весьма мирному, приветливому и мудрому богу морей Нерею. Нимфы, рассеянные по всей природе, получили красивый, милый вид; ими стали любоваться и поэтически их воспевать.

Всем теперь правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Раньше он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией; и не было никакого божества, к которому можно было бы обратиться за помощью против него. Теперь же гром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутом Зевса.

Характерно окружение Зевса на Олимпе. Около него Ника- Победа - уже не страшный и непобедимый демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше тоже ничем не отличалась от Земли и была страшным законом ее стихийных и беспорядочных действий. Теперь она богиня права и справедливости, богиня прекрасного человеческого правопорядка, и она- тоже возле Зевса, как символ его благоустроенного царства. Детьми Зевса и Фемиды являются Орры - веселые, прелестные, благодетельные, вечно танцующие богини времен года и государственного порядка, справедливейшим образом ниспосылающие с неба атмосферные осадки, открывая и закрывая небесные ворота. Рядом с Зевсом также и Геба, богиня и символ вечной юности, и мальчик-виночерпий Ганимед, некогда похищенный с Земли Зевсом-орлом. Даже Мойры, эти страшные и неведомые богини рока и судьбы, управлявшие раньше всем мирозданием, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на светлом, легком, веселом и красивом Олимпе.

Веселое, изящное и мудрое окружение характерно теперь и для Аполлона с его музами, и для Афродиты с ее Эротом и другими игривыми демонами любви, с ее харитами-грациями, символом красивой, изящной, веселой и мудрой жизни, с ее вечными танцами, улыбкой и смехом, беззаботностью и непрерывными радостями.

Человеческий труд также получил теперь свое дальнейшее и эффективное развитие. По повелению богини земледелия Деметры Триптолем разъезжает теперь по всей земле и всех учит законам земледелия. Гермес и Пан следят за стадами и не дают их никому в обиду. Появляются знаменитые мифические художники ( и среди них Дедал), которые поражают мир своими открытиями и изобретениями, своим художественно-техническим творчеством. Так, Дедал построил на Крите знаменитый лабиринт, великолепные здания спасшему его царю Кокалу, площадку для танцев Ариадны, соорудил крылья для своего полета с сыном Икаром (известнейший рассказ об этом и о трагической гибели Икара смю у Овидия- « Метаморфозы»). Боги Посейдон и Аполлон строят стены города Трои («Илиада»).

Художественно-техническое творчество небывало расцветает в эту далекую от нас эпоху. Сохранились мифологические предания о таких выдающихся певицах как Мусей, Эвмолп, Фамирид,Лиин и особенно Орфей, которым приписывались черты, характеризующие их как деятелей восходящей цивилизации.

Говоря о гибели ранней мифологии, мы должны учитывать еще один тип мифов – это получившие широкое распространение мифы о превращениях, или метаморфозы. В эллинистичеси - римский период античной литературы выработался даже специальный жанр превращения, который нашел свое гениальное воплощение в известном сочетании Овидия «Метаморфозы».

Обычно здесь имеется в виду миф, который в результате тех или других перипетий заканчивался превращением фигурирующих в нем героев в какие-нибудь предметы. Так, Нарцисс, иссохший от любви к своему собственному изображению в воде, превращается в цветок, получивший такое же название (Овидий, «метаморфозы»). Гиацинт умирает, проливая свою кровь на землю, и из этой крови вырастает известный всем цветок гиацинт. Кипарис, застреливший оленя, очень сожалел об этом и от грусти и тоски превратился в дерево известное нам как кипарис.


^ Мифологическая наука — одна из старейших.

Мифологические представления прошли довольно длинный путь чтобы дойти до нас пусть и не в полной мере. Человеческое мышление о богах и героях основали почву для античной литературы, в которой и получали своё дальнейшее развитие мифы. Неотъемлемой частью мифов являются боги и герои существование которых мы не должны отрицать т.к они олицетворяют древнейшее представление иного мира людей, живших тога. Меняются времена — и меняются внешние формы проявления мифологии, однако глубинные структуры мифологического мышления сохраняются всегда и везде. Эти основные категории мифологического мышления живы и поныне.


Список используемой литературы:

  1. Античная литература: Лосев А. Ф, Г. А Сонкина – М.: «Просвещение» 1980 – 494с.

  2. История античной литературы: Тронский И.М – М.: «Высш. шк.», 1983, - 464с.

  3. Легендарные мифы древней Греции: Кун Н. А – М.: «Просвещение» 1975, 463с.



Скачать файл (85 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации