Logo GenDocs.ru

Поиск по сайту:  

Загрузка...

Антонова Г.М., Байков А.Ю., Рыбалкин А.Д. Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций - файл 1.doc


Антонова Г.М., Байков А.Ю., Рыбалкин А.Д. Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций
скачать (1378 kb.)

Доступные файлы (1):

1.doc1378kb.18.11.2011 15:41скачать

содержание
Загрузка...

1.doc

  1   2   3   4   5   6
Реклама MarketGid:
Загрузка...
Московская финансово-юридическая академия

_____________________________________________________________________________


Учебное пособие

по дисциплине


Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций


для студентов экономико-управленческих,

финансовых, юридических

и гуманитарных специальностей


Москва

2005




Антонова Г.М., Байков А.Ю., Рыбалкин А.Д.


Учебное пособие по дисциплине "Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций " для экономических, финансовых, юридических и гуманитарных специальностей. – М.: МФЮА, 2005. – с.


Рецензенты:


Рекомендовано к использованию в учебном процессе на заседании кафедры
"Общих математических и естественнонаучных дисциплин" МФЮА
(протокол № __ от "__" _ 2005 г.)


Изложен основной учебный материал по дисциплине "Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций" для экономических, финансовых, юридических и гуманитарных специальностей в соответствии с учебной программой.


Типография Московской финансово-юридической академии

Тираж _______ экз.


МФЮА, 2005


ПРЕДИСЛОВИЕ


Современный этап развития человечества характеризуется переходам от индустриального общества к информационному, в котором основным предметом собственности является информация, основными продуктами – информационные продукты, основными технологиями - информационные технологии. Предпосылкой для этого перехода служит неуклонно возрастающая доля информационной составляющей во всех товарах и услугах и возрастающее с огромной скоростью количество чисто информационных товаров и услуг (программные продукты, базы данных, сотовая связь и т.д.). Информационное общество характеризуется очень высокой степенью общемировой интеграции, как информационной, так и экономической. Для такой интеграции необходима единая общемировая информационная среда. Этой средой постепенно становится глобальная компьютерная гиперсеть Internet.

Дисциплина "Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций" посвящена введению в Internet.

Главная цель изучения курса состоит в ответе на вопросы "Что такое Internet?", "Из чего состоит современный Internet?", "Как использовать Internet в работе и в повседневной жизни?" и в овладении практическими навыками работы в системе Internet. Программа курса базируется на Государственных стандартах по экономическим, финансовым, юридическим и гуманитарным специальностям, а также на европейском стандарте изучения информационных дисциплин ECDL.

В результате изучения курса "Современные средства ЭВМ и телекоммуникаций" студент должен

знать:

  • историю возникновения и общую структуру сети Internet;

  • общие принципы работы протоколов сети Internet;

  • технологию работы с основными прикладными программами-клиентами;

  • терминологию, используемую при описании ресурсов сети Internet;

  • способы доступа к основным информационным ресурсам по своей специальности;

  • методы защиты информации при работе с Internet;

  • формат HTML и структуру HTML – документов.

уметь:

  • работать с программами Outlook Express и Internet Explorer;

  • вести деловую переписку по электронной почте;

  • разыскивать необходимую информацию в Internet;

  • создавать простые HTML-документы.

Несколько слов об использованных обозначениях.

Материал пособия разбит на 4 темы, которые в свою очередь разбиваются на разделы и подразделы. Номера темы, раздела и подраздела отделяются точкой. Например, 1.1.12 – подраздел 12 раздела 1 темы 1. Рисунки и таблицы имеют нумерацию, состоящую из номера темы и номера рисунка (таблицы). Например, Рис. 1.3 – третий рисунок темы 1.

Заголовки тем, разделов и подразделов выделены полужирным шрифтом. Также полужирным шрифтом выделены некоторые важные обозначения.

Важные понятия, значения которых раскрываются в данном месте, выделены подчеркиванием. Значения всех подчеркнутых терминов необходимо знать.

Наконец, пункты меню, названия кнопок и другие текстовые элементы пользовательского интерфейса выделяются курсивом.


Оглавление


Тема 1. Общие сведения об Internet


1.1. Информационные технологии и общество.

1.1.1. Понятие "информационное общество".

1.1.2. Internet как глобальная информационная среда.

1.1.3. Internet и информационные технологии.

1.1.4. История возникновения сети Internet.

^ 1.2. Основные понятия, связанные с передачей данных в Internet.

1.2.1. Пакеты данных (информационные пакеты).

1.2.2. Протоколы.

1.2.3. Информационные уровни. Стеки протоколов.

1.2.4. Стандартная модель стека протоколов (модель OSI).

1.2.5. Упрощенная (трехуровневая) модель стека протоколов.

1.2.6. Клиенты и серверы.

1.2.7. IP-адреса и классы сетей.

1.2.8. Протоколы системного уровня. Протокол TCP/IP.

1.2.9. Система доменных имен (DNS).

1.2.10. Определение сети Internet.

1.2.11. Прикладной информационный уровень. Прикладные ресурсы.

1.2.12. Электронная почта.

1.2.13. Структура адреса электронной почты.

1.2.14. Электронная почта через Web.

1.2.15. Ресурс WWW.

1.2.16 Структура URL- адреса.

^ 1.3. Компьютерные сети.

1.3.1. Классификация компьютерных сетей.

1.3.2. Компьютерные коммуникации. Использование телефонных сетей для передачи
данных.

1.3.3 Компьютерные вирусы


Тема 2. Работа с броузером.


^ 2.1. Начало работы в Internet.

2.2. Навигация в Internet.

2.3. Поиск в Internet.

2.4. Сохранение результатов поиска.

2.5. Закладки.


Тема 3. Работа с электронной почтой.


3.1. Основы электронной почты.
^

3.1.1. Настройка программы для работы с электронной почтой.

3.1.2. Работа с программой электронной почты.

3.1.3. Создание электронной Web-почты.

3.2. Обмен сообщениями

3.2.1. Получение и отправка электронной почты с применением Outlook-Express.

3.2.2. Получение и отправка Web-почты.

^ 3.3. Работа с адресной книгой.

3.3.1.Внесение адреса в адресную книгу электронной почты.

3.3.2. Создание сообщения с использованием адресной книги.


Тема 4. Создание HTML-документов


^ 4.1. Элементы языка HTML.

4.1.1. Создание HTML-документа в блокноте (Notepad).

4.1.2. Структура языка HTML.

4.1.3. Форматирование текста.

4.1.4 Анимация текста

4.1.5. Вставка рисунков.

4.1.6. Вставка гиперссылок.

4.1.7. Рисунки -гиперссылки.

4.1.8. Списки.

4.1.9. Таблицы.

4.1.10. Фреймовые структуры.

^ 4.2. Публикация и использование Web-страниц.

4.2.1. Компоновка сайта.

4.2.2. Размещение сайта на сервере.

4.2.3. Регистрация сайта в поисковых системах и каталогах.

4.2.4. Коммерческое использование Web-страниц.

4.2.5. Баннеры и баннерная реклама.

4.2.6. Электронная коммерция.

4.2.7. Электронный документооборот.

4.2.8. Электронная подпись.

4.2.9. Электронные деньги.


Основные термины.


Учебная литература.


Тема 1. Общие сведения об Internet.


^ 1.1. Информационные технологии и общество.


1.1.1. Понятие "информационное общество".

С точки зрения основных видов деятельности, основных технологий, основных предметов труда, основных видов конечного продукта и основных объектов собственности историю развития человеческого общества можно разделить на 3 больших периода.

  1. ^ Первобытное общество. Основными видами деятельности в первобытном обществе являлись охота и собирательство. Соответственно, основные технологии обеспечивали эту деятельность (например, технологии изготовления копья или лука, методы выслеживания и загона добычи, методы поиска съедобных растений и т.д.). Собственность в первобытном обществе отсутствовала.

  2. ^ Аграрное общество, к которому можно отнести рабовладельческий и феодальный периоды развития общества. Основным видом деятельности в аграрном обществе являлась сельскохозяйственная деятельность, основными технологиями были сельскохозяйственные технологии, основным предметом труда являлась земля. В феодальном обществе земля стала и основным объектом собственности. Особое значение земли в качестве объекта собственности проявлялось, например, в сословном неравенстве, т.е. в неравенстве перед законом аристократов (землевладельцев) и всех остальных.

  3. ^ Индустриальное общество, в котором основным видом деятельности становится промышленная деятельность. Соответственно, основными технологиями становятся промышленные технологии, основным предметом труда становятся запасы недр Земли (руды, нефть, газ и т.д.), основными объектами собственности становятся промышленные предприятия, предприятия энергетики, транспортные предприятия и т.д.

Развитие индустриального общества привело к единой системе мирового хозяйства, основанного на общемировом разделении труда, имеющего общемировые энергетическую и транспортную инфраструктуры, общемировую интеграцию товарных и хозяйственных рынков. Все это в совокупности образовало единую общемировую индустриальную среду, являющуюся основой современного общества.

Однако сейчас, по мнению многих специалистов, человечество стоит на пороге нового качественного изменения состояния общества. Это изменение началось в результате научно-технической революции (НТР) в ХХ веке и проявилось в неуклонно возрастающей роли информации в любой сфере деятельности. Появилась возможность, используя научно-технические достижения, постоянно модернизировать производство, создавать новые виды товаров и услуг, формировать новые сегменты рынков и за счет этого побеждать в конкурентной борьбе. В результате оказалось, что конкурентоспособность товаров и услуг напрямую зависит от их "интеллектуальности", информационной насыщенности. При этом роль информационной составляющей возрастала для всех элементов бизнес-процессов, включая исследование рынка, материальное и финансовое обеспечение производства, технологию производства, продвижение товара и т.д.

Процесс резкого увеличения информационной составляющей всех товаров и услуг начался в середине ХХ века. Примерно в то же время появляются первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и начинается процесс развития вычислительной техники. Первые ЭВМ используются в основном для решения научных задач. Дальнейшее развитие вычислительной техники приводит к появлению компьютера в современном понимании этого слова - универсального устройства для хранения и обработки информации любого типа. Важным шагом в развитии компьютерной техники явилось возникновение компьютерных сетей, которые позволили поддерживать постоянный процесс информационного обмена. Следующим важным шагом стало появление распределенной архитектуры сети и протоколов семейства TCP/IP, поддерживающих эту архитектуру. Это дало возможность соединять различные сети друг с другом и в конечном итоге привело к созданию общемировой гиперсети Internet.

На начальном этапе процесс "информатизации" бизнеса и процесс развития компьютерной техники не были напрямую связаны между собой. Однако, по мере развития обоих процессов эта связь возникла, и начала стремительно развиваться, формируя экономико-информационную среду совершенно нового типа. Все возрастающая информационная часть экономики становилась все более мощной, все более независимой от материальных носителей и требовала специфической (информационной) среды для своего существования и развития. И инфраструктура, появившаяся в результате развития компьютерной техники, как раз и оказалась такой идеальной средой, в которой оказалось возможным реализовывать технологии нового типа - информационные технологии, результатом которых является создание новых - информационных - объектов. Появившись, такие объекты тоже становятся частью общей информационной среды. Количество и разнообразие информационных объектов, формирующих общемировую информационную среду, неуклонно возрастает. Это электронные документы, базы данных, экспертные системы, почтовые сообщения, электронные платежи и т.д. Основными компонентами информационных объектов являются файлы данных различных форматов и программы, обрабатывающие эти данные, причем информационный объект возникает только в процессе работы соответствующей программы.

В процессе развития глобальной информационной среды стали появляться информационные объекты, относящиеся ко всем аспектам человеческой жизни – к культуре, быту, спорту, отдыху и т.д. Все это позволило говорить о появлении "виртуальной реальности" – цельного информационного мира – аналога реального мира и дополнения к нему.

Со временем все большее количество людей оказывается вовлеченными в этот виртуальный мир, используя его для работы, быта, отдыха и т.д. Основным ресурсом этого мира является информация. Результатом работы в виртуальном мире также является информация. Соответственно, объектом собственности в виртуальном мире также является информация. Когда доля "виртуального мира" окажется основной в жизни и деятельности людей, можно будет говорить о переходе человеческого общества в новое состояние - в информационное общество, определяемое следующим образом.

  1. ^ Информационное общество - это общество, в котором основным предметом труда, основным результатом труда и объектом собственности является информация. Основными технологиями в информационном обществе становятся информационные технологии. В процессе перехода к информационному обществу работа с компонентами глобальной информационной среды становится основной работой для все большего количества людей. Этот фактор можно считать основополагающим, поэтому возможно такое определение.

Информационное общество – это общество, в котором большая часть трудоспособного населения занимается получением, преобразованием, транспортировкой и хранением информации.


^ 1.1.2. Internet как глобальная информационная среда.

Для существования развитого индустриального общества нужна единая общемировая хозяйственная среда. Для информационного общества требования к общемировой интеграции гораздо выше. Глобальная общемировая информационная среда – это главное условие появления и развития информационного общества. В настоящее время такой общемировой информационной средой становится гиперсеть Internet (В русскоязычном варианте часто используют синоним Сеть с большой буквы). Основные особенности сети Internet можно определить следующим образом.

  1. Internet не был создан целенаправленно. Он возник как результат естественного процесса общемировой информационной интеграции.

  2. Internet строится по принципу распределенной архитектуры, при которой каждый узел может быть связан с любым другим узлом. Internet не имеет регулярной структуры и, соответственно, не требует поддержания этой структуры извне. Структура Internet формируется исключительно на основе его внутренних законов развития и определяется взаимодействием с внешней для него человеческой информационной средой.

  3. Воздействие человека на Сеть в глобальном смысле является нецеленаправленным. Хотя каждый конкретный человек и каждая конкретная организация воздействуют на Сеть целенаправленно, решая свои локальные задачи, сумма этих воздействий подчиняется объективным законам

  4. Любой новый абонент, подключающийся к Internet, будь то крупная сеть, небольшая сеть или одиночный пользователь, может сам выбрать степень своего участия в Сети, может сам решить вопрос о предоставлении или не предоставлении какой-либо части своих информационных ресурсов в общее или в индивидуальное пользование. Но какова бы ни была степень участия нового абонента, подключившись, он становится частью Internet-сообщества.

  5. Internet по самой сути своих базовых протоколов реализует принцип "отдаю сколько хочу, беру сколько могу" для каждого абонента. Такой принцип является единственно возможным для существования и развития глобальной общемировой сети.

  6. Попытки крупнейших мировых компаний искусственно создать альтернативу сети Internet потерпели провал. Даже проект MSN компании Microsoft, несмотря на огромные вложенные в него денежные средства, не смог даже отдаленно составить конкуренцию сети Internet. В результате MSN, как и все другие корпоративные сети, просто стала частью Internet-среды.

Перечисленные факты позволяют прогнозировать дальнейшее развитие глобальной информационной среды именно на основе Internet. Конечно, в процессе развития информационные ресурсы, использующиеся человеком, изменятся до неузнаваемости. Но, тем не менее, глобальная информационная среда будущего возникнет скорей всего на основе того, что мы сейчас называем гиперсетью Internet.


^ 1.1.3. Internet и информационные технологии.

Рассмотрим основные информационные технологии, которые в настоящее время наиболее активно развиваются в сети Internet. Их можно разделить на несколько больших категорий.

1. Базовые технологии, обеспечивающие функционирование и развитие Сети.

Это технологии, обеспечивающие следующие основные направления деятельности.

1.1. Разработка и создание компонентов сетевого аппаратного обеспечения (компьютеров, маршрутизаторов, линий связи и т.д.).

1.2. Разработка сетевого программного обеспечения (операционных систем, коммуникационных программ, систем управления базами данных и т.д.).

1.3. Разработка, совершенствование и стандартизация базовых сетевых протоколов.

2. Технологии разработки сетевого прикладного программного обеспечения.

Прикладное программное обеспечение - это те программы, с которыми непосредственно работает пользователь. Прикладные программы решают необходимые пользователю прикладные задачи, используя компьютерную технику в качестве инструмента.

3. ^ Прикладные информационные технологии, основанные на использовании прикладного программного обеспечения. Это основной вид информационных технологий, который собственно и обеспечивает глобальную роль Сети в современном мире. Прикладные информационные технологи реализуются сейчас практически во всех сферах человеческой деятельности, они с огромной скоростью совершенствуются и охватывают все новые сферы. Перечислить и охарактеризовать все виды прикладных информационных технологий не представляется возможным (это заняло бы не один том), поэтому ограничимся перечислением наиболее важных.

3.1. Технологии доступа к информации и информационного поиска. Эти технологии обеспечиваются, например, поисковыми серверами ресурса World Wide Web сети Internet. В русскоязычной части Сети такими поисковыми серверами являются, например, серверы Rambler и Яndex. Впрочем, хранение и передача информации - это основное назначение Сети, поэтому почти любой ее прикладной ресурс в том или ином виде реализует технологии доступа к информации.

3.2. Технологии общения людей. Реализуются в виде электронной почты, интерактивного общения (чаты, ICQ), электронных конференций и т.д.

3.3. Технологии электронного бизнеса. Это технологии, с которыми связана все возрастающая глобальная роль Сети в современном мире. Любая серьезная компания имеет свой сайт в Сети, с помощью которого представляется информация о компании, рекламируются товары и услуги, ведется переписка с клиентами и т.д. Это - первая самая простая стадия электронного бизнеса. Более серьезная стадия электронного бизнеса - организация электронного магазина и осуществление онлайновых продаж. При этом возможны финансовые расчеты как в одной из традиционных форм, так и с помощью электронных денег. Использование электронных денег - это следующая стадия электронного бизнеса. Наконец, окончательная форма электронного бизнеса связана с организацией полностью электронной фирмы, включающей помимо электронной торговли и электронных финансов еще и электронный документооборот и электронный менеджмент. К стадии такой полностью электронной фирмы приблизилась сейчас, например, корпорация Microsoft.


^ 1.1.4. История возникновения сети Internet.

Предысторию возникновения сети Internet следует начать с 1957г., когда департаментом передовых технологий ARPA (Advanced Research Project Agency) военного ведомства США был начат проект по компьютерному управлению пусковыми ракетными установками. При этом важнейшей задачей было создание повышенной надежности, позволяющей обеспечить функционирование сети даже в условиях ядерной войны. Все существовавшие в то время концепции построения сетей основывались на иерархической архитектуре, показанной на Рис.1.1





В этой архитектуре все компьютеры управляются единым центром - головным компьютером. Постепенно стало ясно, что иерархическая архитектура сети в принципе не может обеспечить требуемую степень надежности, т.к. вывод из строя одного элемента - головного компьютера - делает неработоспособной всю сеть. Требовалась иная концепция построения сети, и такая концепция была создана в 1969г. фирмой BBN (Bolt, Beranek and Newman). В основу этой концепции были положены пакетный способ передачи данных и распределенная архитектура сети, показанная на Рис.1.2.

Суть распределенной архитектуры заключается в том, что каждый узел сети (компьютер или другое аналогичное устройство) связан с несколькими другими узлами этой сети, причем, каждый узел имеет свой уникальный адрес и все узлы равноправны между собой. Обмен информацией между узлами такой сети осуществляется аналогично обычной почтовой связи. Из любого узла можно направить пакет данных в любой другой узел сети по его адресу. Пусть, например, узел A передает некий пакет узлу B (см. Рис. 1.2). Этот пакет может быть доставлен по маршруту A-C-G-M-B или по маршруту A-D-F-N-B или по любому другому из множества возможных маршрутов, связывающих узлы A и B. Маршрут может быть не известен заранее: каждый из промежуточных узлов, на который попадает пакет, адресованный узлу B, сам решает какому именно ближайшему узлу направить его дальше. При этом связи между узлами сети могут иметь самую разную техническую реализацию: кабельные линии, эфирные каналы и т.д. При такой структуре сети выход из строя, например, компьютеров C, D, F и G сделает невозможным прохождение пакета по маршрутам A-C-G-M-B или A-D-F-N-B, однако останется много других маршрутов, например, A-E-H-M-B и сеть останется работоспособной.

С этого все начиналось

Таким образом, в 1969 г. была создана первая сеть с распределенной архитектурой, которая была названа ARPANET, т.к. работы проводились под управлением департамента ARPA (Advanced Research Project Agency). Сеть обеспечивала связь между университетами, военными учреждениями и предприятиями оборонной промышленности, к ней имели доступ только исследователи.

Сеть должна была функционировать после разрушения одной или нескольких линий связи, т.е. протоколы должны были предусматривать переключение на другие линии, самостоятельно устанавливая связь между двумя пунктами. Такой процесс называется динамическая маршрутизация (Dynamic Routing). Управление DARPA (Defence Advanced Research Project Agency) выдало новый заказ, под названием Interneting Project, на разработку такой системы, в которой, помимо этой, решалась проблема соединения между собой сетей, использующих разные методы передачи информации внутри себя (разные протоколы). В ходе выполнения проекта IPA (Interneting Project Agency) для объединения сетей была разработана концепция созданию шлюзов - переходных компьютеров, обеспечивающих связь между различными сетями. Проект IPA был благополучно завершен. В результате к сети ARPANET стали подключаться различные сети американских научно-исследовательских центров, а впоследствии - сети других государств. Так в 1973 г. к сети ARPANET подключились Великобритания и Норвегия.

В 1981 г. в Европейском центре ядерных исследований в Женеве появляется европейский аналог сети ARPANET - сеть CERN. В следующем (1982 г.) создается протокол TCP/IP, наилучшим образом поддерживающий распределенную архитектуру. Он становится впоследствии основой сети Internet.

Датой возникновения Internet можно считать 1983г., когда из сети ARPANET была выделена сеть MILNET, предназначенная для использования исключительно в военных целях, а к самой сети ARPANET стали подключаться научные сети, объединяющие самые мощные компьютеры университетов и научно-исследовательских центров США и других стран.

Сначала сеть Internet находилась под контролем национального фонда поддержки научных исследований США (NSF - National Scientific Fond), аналога Российской Академии Наук. NSF проводил политику использования сети Internet исключительно для научных целей и жестко пресекал любые попытки коммерческого использования Сети. Однако быстрое расширение сети Internet, подключение сетей различных крупных коммерческих корпораций, в том числе неамериканских, вовлечение значительных материальных ресурсов в развитие Сети очень скоро привели к потере контроля над Сетью со стороны NSF. В настоящее время, хотя различные сети, входящие в состав Internet, принадлежат разным организациям, Сеть в целом не принадлежит никому (подобно тому, как нет единого владельца у мировой телефонной сети или у мирового телевидения).

Значительным этапом в развитии сети Internet стало создание прикладного ресурса World Wide Web (WWW, Всемирная паутина). Это произошло в 1991 г. в Женевском CERNе, когда молодой английский физик Тим Бернер Ли впервые написал и использовал программу обмена гипертекстом. В течение короткого промежутка времени (примерно к 1994г.) WWW занял практически весь Internet, вытеснив большинство других прикладных ресурсов. Для работы с WWW появились специальные программы-клиенты, которые были названы броузерами (browser). Первый броузер Mosaic был разработан в 1993 г. Вскоре появился брозер Netscape Navigator формы Netscape, а в 1996 г. - Internet Explorer 3.0 фирмы Microsoft. WWW оказался идеальной средой для развития прикладных информационных технологий, включая электронных бизнес.

Глобальное значение WWW для мировой цивилизации было отмечено в 2004 г. присуждением автору этого ресурса Тиму Бернеру Ли премии "Выдающиеся достижения тысячелетия" (Millennium Technology Prize).

Мощнейший всплеск расширения Internet был связан с появлением огромного числа дешевых и мощных персональных компьютеров в 90-х XX века, что позволило подключиться к Internet индивидуальным пользователям. Дальнейшее расширение Internet стало лавинообразным, скорость этого процесса не уменьшается и в настоящее время.


^ 1.2. Основные понятия, связанные с передачей данных в Internet.


1.2.1. Пакеты данных (информационные пакеты).

Пакетный способ передачи данных был разработан Полом Бэрэном в 1960 г. и сейчас является основой работы любой сети.

Суть его состоит в том, что любые данные передаются в виде последовательности дискретных порций - пакетов.

^ Пакет данных (информационный пакет) – это блок данных, обрабатываемый сетевыми программами как единое целое.

Обычно пакет состоит из 2-х частей. Первая часть – это набор служебных данных, которые требуются для реализации соответствующего протокола. Эта часть пакета называется заголовком. Вторая часть пакета – это собственно та полезная информация, которая должна быть передана. Таким образом, любой пакет имеет следующую структуру.


Информационный пакет =Заголовок + Данные


Иногда служебные данные добавляются не только в начало, но и в конец пакета, образуя кроме заголовка так называемый концевик, однако это значительно менее употребляемый способ формирования пакета.

Важное свойство пакетного способа передачи данных, обеспечивающее работу протоколов различного уровня, заключается в том, что пакет вместе со своим заголовком может быть рассмотрен как простой набор данных и вложен в другой пакет. Т.е. может быть реализована следующая схема.


Пакет 1 = Заголовок 1 + Данные 1


Пакет 2 = Заголовок 2 + Пакет 1


В этом случае говорят, что Пакет 1 вложен в Пакет 2. Вложение пакетов друг в друга также называется инкапсуляцией.

Вкладываться может не только целый пакет, но и его часть, если предварительно пакет был разделен на части. Это соответствует следующей схеме.


Пакет 1 = Заголовок 1 + Данные 1


Пакет 1  Фрагмент 1 + Фрагмент 2 + Фрагмент 3...


Пакет 2.1 = Заголовок 2.1 + Фрагмент 1


Пакет 2.2 = Заголовок 2.2 + Фрагмент 2


и т.д.

В результате получается, что первый фрагмент Пакета 1 вложен в пакет 2.1, второй фрагмент Пакета 1 вложен в пакет 2.2 и т.д. Такая схема реализуется в протоколе TCP/IP.


1.2.2. Протоколы.

Понятие протокола - это одно из основных понятий, возникающее при описании любых сетевых технологий. Для реализации процесса передачи информации от абонента A1 абоненту A2 необходимо, чтобы между A1 и A2 была достигнута договоренность о том, как интерпретировать передаваемые данные. Например, если абонент A1 передает абоненту A2 файл в формате редактора Microsoft Word, абонент A2 должен знать, что это файл именно такого формата, и иметь установленную программу Microsoft Word для его отображения. Это пример договоренности об одинаковом представлении и одинаковой обработке исходной и окончательной информации абонентами A1 и A2. Однако, в процессе передачи данные проходят несколько стадий обработки: сначала из передаваемых файлов (их может быть несколько) формируется так называемый прикладной пакет, затем этот пакет разбивается на фрагменты, из каждого фрагмента формируется так называемый TCP-пакет или датаграмма, наконец, при непосредственной передаче датаграммы преобразуются в передаваемые кадры. В процессе приема необходимо пройти все эти стадии в обратном порядке: принять кадры, построить по ним датаграммы, а затем из датаграмм восстановить исходный прикладной пакет. При этом необходимо, чтобы все эти процессы у абонента A1 и у абонента A2 проходили абсолютно одинаково. Необходимо, чтобы и кадры и датаграммы и прикладные пакеты получались у абонента A2 такими же, как и у абонента A1 и одинаково обрабатывались. Эти преобразования и обеспечивают различные протоколы.

Таким образом, протокол - это набор соглашений, регулирующих способы передачи данных по сети и способы интерпретации этих данных. Учитывая пакетный способ передачи любых данных по сети Internet, можно дать другое определение протокола.

Протокол - это набор соглашений, регламентирующих способы формирования, передачи и обработки информационных пакетов.


^ 1.2.3. Информационные уровни. Стеки протоколов.

Согласно вышесказанному, информация в процессе передачи по сети подвергается нескольким видам преобразований: из файлов формируются прикладные пакеты, которые превращаются в сначала в датаграммы, а затем в кадры и в электрические сигналы. При приеме цепочка превращений происходит в обратном порядке. Причем за соответствие друг другу передаваемых и принимаемых кадров отвечают одни протоколы, за соответствие передаваемых и принимаемых датаграмм - другие, за соответствие прикладных пакетов - третьи. Таким образом, и при передаче информации, и при ее приеме должна действовать иерархически организованная структура связанных между собой протоколов. Такая структура называется стеком коммуникационных протоколов.

Стек протоколов можно представить в виде многоэтажного офиса, в котором каждый этаж соответствует определенному уровню административной иерархии. Рассмотрим простейший случай - офис, состоящий из 3-х этажей: верхний этаж-кабинет руководителя, второй этаж - секретариат, первый этаж - курьерская служба.

Предположим, что есть два таких офиса, руководители которых должны обмениваться между собой документами при помощи своих секретарей и курьеров. С точки зрения руководителей именно они обмениваются информацией, причем информацией является содержание документов, идеи, которые в них изложены. Оба руководителя должны понимать друг друга, т.е. одинаково интерпретировать содержание документов, - в этом и состоит протокол самого верхнего (прикладного) уровня.

С точки зрения секретарей происходит обмен не идеями, а документами, причем документ - это объект, имеющий определенный входящий и исходящий номера и прошедший определенную процедуру регистрации. Эта процедура должна быть согласована между секретарями обоих офисов - в этом и заключается протокол промежуточного (системного) уровня.

Наконец, с точки зрения курьеров происходит механическое перемещение запечатанных пакетов из одного места в другое. Пакеты должны правильно укладываться и перемещаться, не должны по дороге намокнуть или порваться. Эти условия - суть протоколов самого нижнего (аппаратного) уровня.


^ 1.2.4. Стандартная модель стека протоколов (модель OSI).

Вернемся к передаче данных по компьютерной сети от одного узла другому. Международной Организацией по Стандартизации (ISO - International Standards Organization) была разработана стандартная модель стека протоколов, и соответствующая стандартная модель взаимодействия двух узлов (рис. 1.3), получившая известность как OSI-модель (OSI - Open Systems Interconnect).


Стек протоколов OSI-модели состоит из семи информационных уровней (семи этажей). Соседние уровни поддерживают связь между собой при помощи соответствующих интерфейсов. Охарактеризуем кратко информационные уровни модели OSI.
^
1. Физический уровень.

Протоколами данного уровня устанавливаются физические характеристики передачи данных, такие, как полоса пропускания, помехозащищенность и т.п., определяются характеристики электрических сигналов, например, требования к уровням напряжения или тока передаваемого сигнала, скорости передачи сигналов; стандартизируются типы разъемов и назначение каждого контакта.

Примером протокола физического уровня может служить спецификация 10Base-T технологии Ethernet, которая определяет в качестве используемого кабеля неэкранированную витую пару категории 3 с волновым сопротивлением 100 Ом, разъем RJ-45, максимальную длину физического сегмента 100 метров, манчестерский код для представления данных на кабеле, и другие характеристики среды и электрических сигналов. С точки зрения физического уровня, данные - это любая последовательность электрических сигналов, каждый из которых представляет 1 бит.
^
2. Канальный уровень.

Его задачами являются: проверка доступности среды передачи; реализация механизмов обнаружения и коррекции ошибок (для чего на канальном уровне биты группируются в наборы, называемые кадрами - frame); обеспечение корректности передачи каждого кадра (путем помещения специальной последовательности бит в начало и конец каждого кадра); вычисление контрольной суммы всех байтов кадра и добавление контрольной суммы к кадру. Когда кадр приходит, получатель снова вычисляет контрольную сумму полученных данных и сравнивает результат с контрольной суммой из кадра. Если они совпадают, кадр считается правильным и принимается. Если же контрольные суммы не совпадают, то фиксируется ошибка.

В локальных сетях протоколы канального уровня используются компьютерами и другими устройствами (мостами, коммутаторами и маршрутизаторами). В компьютерах функции канального уровня реализуются совместными усилиями сетевых адаптеров и их драйверов.
^
3. Сетевой уровень.

Служит для доставки данных между сетями с разными топологиями и различными протоколами канального уровня. Сообщения сетевого уровня называются "пакетами" (packet). В заголовке пакета записывается номер сети и номер компьютера в этой сети. Сети соединяются между собой специальными устройствами - маршрутизаторами. Маршрутизатор решает задачу выбора наилучшего пути передачи пакета с точки зрения времени и надежности. Протоколы сетевого уровня реализуются программными модулями операционной системы, а также программными и аппаратными средствами маршрутизаторов.

Примером протокола сетевого уровня является базовый протокол сети Internet - протокол IP (Internet Protocol).
^
4. Транспортный уровень.

Отвечает за разбиение данных на пакеты и их доставку адресатам. Обеспечивает передачу данных с той степенью надежности, которая требуется приложениям (верхним уровням стека протоколов). Протоколы транспортного уровня, реализуются программными средствами сетевой операционной системы. Примером транспортного протокола является второй базовый протокол сети Internet - протокол TCP (Transmission Control Protocol), а также другой транспортный протокол сети Internet - протокол UDP (User Datagram Protocol).
^
5. Сеансовый уровень.

Начинает и заканчивает диалог между двумя компьютерами. Обеспечивает синхронизацию, - вставку контрольных точек в длинные передачи для возврата в случае отказа к последней контрольной точке. Используется сравнительно редко.
^
6. Уровень представления.

Обеспечивает возможность понимания приложением одного компьютера информации, посланной приложением другого компьютера. Этот уровень выполняет преобразование форматов данных в некоторый общий формат представления, а на приеме, соответственно, выполняет обратное преобразование, устраняя синтаксические различия в представлении данных. На этом уровне может выполняться шифрование и дешифровка данных. Примером является протокол SSL (Secure Socket Layer).
^
7. Прикладной уровень.

На этом уровне работают приложения, с которыми имеет дело пользователь. Это набор протоколов, обеспечивающих доступ к ресурсам (файлам, принтерам, Web-страницам и т.д.). Он оперирует сообщениями (message) или прикладными пакетами (например, MIME-пакетами). Приметами прикладных протоколов являются протоколы HTTP, FTP, ESMTP и т.д.


^ 1.2.5. Упрощенная (трехуровневая) модель стека протоколов.

OSI-модель задает идеологию построения стека протоколов, но не является обязательным стандартом. Реально существующие стеки протоколов хотя и следуют в общих чертах модели OSI, но не воспроизводят ее полностью. В реальных стеках протоколов некоторые уровни модели OSI могут отсутствовать, но могут быть добавлены и новые промежуточные уровни.

Для описания общей структуры всех существующих в настоящее время стеков протоколов более удобно использовать упрощенную модель взаимодействия информационных систем, включающую 3 информационных уровня и имеющую вид, показанный на Рис. 1.4.

Эта модель соответствует иллюстрации, использованной в п.1.2.3.




Аппаратный уровень упрощенной модели примерно соответствует канальному и физическому уровням модели OSI, системный уровень упрощенной модели соответствует сетевому и транспортному уровням модели OSI, прикладной уровень упрощенной модели соответствует сеансовому, представительному и прикладному уровням модели OSI. С точки зрения упрощенной модели наиболее удобно описывать стек TCP/IP - основной стек протоколов сети Internet.

Соответствие между упрощенной и OSI-моделями представлено таблицей 1.1


Таблица 1.1.

Информационный уровень.

Соответствующие уровни OSI-модели

^ Основное назначение

Примеры протоколов

Прикладной

Прикладной, представительный, сеансовый

Передача команд и файлов.

HTTP, SSL, FTP, ESMTP, POP3, Telnet, NNTP.

Системный

Транспортный, сетевой

Передача датаграмм.

^ TCP/IP, UDP/IP

Аппаратный

Канальный, физический.

Передача электрических сигналов.

PPP, SLIP, Ethernet, Token Ring, FDDI, X.25, ISDN



^ 1.2.6. Клиенты и серверы.

Определим несколько важных понятий.

Internet работает на основе взаимодействия программ-клиентов и программ-серверов.

Программа-клиент - это программа, форматирующая запрос на получение какой-либо информации и осуществляющая прием этой информации.

Программа-сервер - это программа, принимающая запросы от программ-клиентов, осуществляющая их обработку и выполнение.

В принципе, на любом компьютере сети могут работать как программы-клиенты, так и программы-серверы. Однако, как правило, программы-серверы требуют значительно больших компьютерных ресурсов, чем программы-клиенты. Кроме того, специфика программ-серверов, заключающаяся в необходимости обработки непрерывного потока запросов от программ-клиентов, требует, чтобы компьютер, на котором она работает, был постоянно включен. Это, в свою очередь, накладывает требования не только на вычислительные мощности, но и на надежность такого компьютера. Поэтому, программы-серверы устанавливают обычно на особых достаточно мощных и надежных компьютерах, называемых компьютерами-серверами или просто серверами. Требования мощности и надежности сервера хотя и весьма важны, но необязательны, – в принципе в режиме сервера может работать любой компьютер. Из сказанного вытекает следующее определение.

Компьютер-сервер – это компьютер, на котором в течение подавляющей доли его рабочего времени работают программы-серверы.


^ 1.2.7. IP-адреса и классы сетей.

Internet является общемировой системой информационного обмена. В этом качестве он не уникален, – существует, по крайней мере, еще несколько общемировых информационных систем, например, радио, телевидение, телефонная связь, почта. Причем, у сети Internet больше сходства с телефонной системой и с почтой, т.к. радио и телевидение реализуют одностороннюю связь (от вещателя к зрителю или к слушателю), а Internet, как почта и как телефон, - это принципиально интерактивная система.

Для того, чтобы позвонить по телефону, необходимо знать номер абонента. Наличие у каждого абонента телефонной сети уникального номера - главное необходимое условие существования телефонной сети. Аналогично, для работы почты необходим почтовый адрес. Вообще, для работы любой интерактивной информационной системы необходим универсальный способ идентификации всех элементов этой системы. Этот способ идентификации является основой соответствующей системы.

В сети Internet тоже есть универсальный способ идентификации элементов. Элементы сети Internet называются узлами или "хостами" (от "host"). Адрес каждого узла называется IP-адресом. Узлом сети обычно является компьютер, но может быть и другое устройство, например маршрутизатор (router) или накопитель (hub). IP-адрес позволяет идентифицировать узел Internet также как почтовый адрес идентифицирует получателя письма, а телефонный номер идентифицирует абонента.

В соответствии с ^ IP-протоколом версии 4 (IP v.4) IP-адрес - это четырехбайтовая величина, которую принято записывать в виде 4-х чисел, разделенных точками. Каждое из чисел (называемых октетами) обозначает один из байтов IP-адреса и может принимать значения в диапазоне от 0 до 255. Например, 204.146.46.33 (IP адрес сервера Microsoft) или 207.68.137.53 (IP адрес сервера IBM). Когда компьютер обращается к серверу, в его запросе содержится и адрес этого сервера, и обратный адрес, т.е., адрес компьютера. Каждый из компьютеров сети, через которые проходит сообщение, обрабатывает адрес получателя и в соответствии с ним направляет послание дальше на один, или на другой ближайший компьютер или маршрутизатор.

Internet - это сеть сетей. Сети, входящие в состав Internet, могут сильно различаться между собой по производительности внутрисетевых каналов, по структуре, по внутренним протоколам, но в первую очередь - по размерам, причем размер сети определяется количеством Internet узлов, т.е. количеством IP адресов, принадлежащих узлам сети.

Можно ли по IP адресу компьютера определить, к какой сети он принадлежит? Другими словами, зависит ли IP адрес компьютера от того, к какой сети он принадлежит?

Проведем опять сравнение с телефонной сетью. Телефонный номер зависит от того, в какой стране, в каком городе и к какой именно АТС подключен абонент.

Для жителя Москвы международный телефонный номер начинается с 7 - 095 - . По следующим трем цифрам можно определить номер АТС и, следовательно, примерное местоположение абонента.

Нечто аналогичное можно сказать и об IP адресах компьютеров.

Как было сказано, IP адрес представляется в виде 4-х разделенных точками чисел – октетов.

IP: b1. b2. b3. b4, 0  bi  255, i=14.

Это IP-адрес в соответствии с IP протоколом версии 4 (IP v.4), который в настоящее время является стандартом, поддерживаемым всеми без исключения узлами Internet.

Что же касается сетей, входящих в состав Internet, то их с точки зрения величины делят на классы, обозначаемые буквами А, В, С, D, E.

Распознать принадлежность компьютера к сети того или иного класса можно по значению 1-го октета IP адреса. Адрес делится на 2 части: сетевую и машинную. Первая часть определяет логическую сеть, к которой относится адрес, а вторая конкретный компьютер сети.

К классу А относятся глобальные сети, объединяющие целые страны, регионы или принадлежащие крупнейшим провайдерам. Таких сетей в Internet в соответствии с IP v.4 может быть только 126.

Им соответствует значение первого октета IP адреса от 1 до 126, остальные октеты входят в машинную часть адреса и используются для формирования адреса узла.

К классу B относятся крупные сети, принадлежащие крупным корпорациям, банкам, научно-исследовательским центрам и т.д. Таких сетей в Internet в соответствии IP v.4 может быть уже более 16000. Им соответствует значение первого октета от 128 до 191. В адресации сети участвует также октет , остальные октеты входят в машинную часть адреса и используются для формирования адреса узла.

Сети класса C - это небольшие сети. Адрес сети определяется значениями октетов . Таких сетей может быть более 2-х миллионов, но в каждой из этих сетей может быть не более 254 узлов, адреса которых задаёт октет .

Значения первого октета, равные 0, 127, 255 определяют служебные сети.

Все вышесказанное можно свести в следующую таблицу (Таблица 1.2).


Таблица 1.2.


Класс сети

b1

Адрес сети

Адрес узла

Число сетей

Число узлов

А

1-126

b1

b2 . b3 . b4

126

16 777 214

В

128-191

b1 . b2

b3 . b4

16 384

65 534

С

192-223

b1 . b2 . b3

b4

2 097 151

254

D

224-239
Групповая адресация

E

240-254
Экспериментальные адреса



Для примера проанализируем несколько IP адресов.

  • 204.146.46.133 - сеть класса C, адрес сети 204.146.46, адрес узла 133.

  • 207.68.137.53 - сеть класса C, адрес сети 207.68.137, адрес узла 53.

  • 147.14.87.23 – сеть класса B, адрес сети 147.14, адрес узла 87.23.


^ 1.2.8. Протоколы системного уровня. Протокол TCP/IP.

Рассмотрим суть протокола TCP/IP, являющегося основой сети Internet. Как было сказано, протокол отвечает за порядок формирования, передачи и обработки информационных пакетов системного уровня (TCP-пакетов и датаграмм). Информационный пакет состоит из 2-х частей - заголовка и тела пакета. Заголовок – это набор служебных данных, которые требуются для реализации соответствующего протокола. Тело – это собственно та полезная информация, которая должна быть передана.

Рассмотрим, например, передачу файла по электронной почте.

Прикладная программа, реализующая соответствующий прикладной протокол (ESMTP), сформирует прикладной пакет (MIME-пакет), добавив к файлу свой заголовок, т.е.


Прикладной пакет = MIME-заголовок + передаваемый файл


Далее этот пакет будет передан программе, реализующей протокол TCP, которая сначала разделит прикладной пакет на достаточно маленькие фрагменты.


Прикладной пакет --> Фрагмент1 + Фрагмент2 + ...


Далее каждый фрагмент превращается в TCP-пакет добавлением TCP-заголовка


TCP-пакет 1 = TCP-заголовок 1 + Фрагмент1


TCP-пакет 2 = TCP-заголовок 2 + Фрагмент2

и т.д.,


Затем каждый TCP-пакет превращается в датаграмму добавлением IP-заголовка


Датаграмма 1 = IP-заголовок 1 + TCP-пакет 1


Датаграмма 2 = IP-заголовок 2 + TCP-пакет 2


В IP-заголовке содержится IP-адрес назначения и IP-адрес отправителя.

В TCP-заголовке содержится информация о том, как из фрагментов собрать исходный прикладной пакет, а также так называемая контрольная сумма для контроля правильности передачи информации. Контрольная сумма подсчитывается после каждого акта передачи пакета от одного узла другому. Если подсчитанная контрольная сумма не совпадает со значением, записанным в TCP-заголовке, то пакет считается испорченным при передаче – он уничтожается и поступает запрос на повторную передачу. Если канал связи плохой, то такой процесс может происходить многократно до тех пор, пока пакет не будет передан без искажений. Именно по этой причине иногда приходится очень долго ждать загрузки Web-страницы или файла. Вместе с аппаратным контролем такой контроль обеспечивает почти 100% надежность передачи данных. Но, естественно, за все приходится платить. За достоверность информации, обеспечивающуюся протоколом TCP, приходится платить временем. За счет такого жесткого контроля точности передачи информации время передачи возрастает. С этим можно смириться, если передаются программы. В этом случае нужна 100% точность передачи. Если же передается, например, видеоинформация в режиме реального времени, то точность передачи становится не столь важной: искажения информации будут означать просто искажения изображения.

TCP является транспортным протоколом (протоколом транспортного уровня модели OSI). Это не единственный транспортный протокол, используемый в Интернете. Другой широко используемый транспортный протокол – UDP (User Datagram Protocol). UDP в отличие от TCP не использует подсчет контрольной суммы и вообще не контролирует искажения информации при передаче. Протокол UDP используется тогда, когда скорость передачи информации важнее отсутствия искажений. В настоящее время протокол UDP используют для потоковых информационных технологий. С этой целью на основе протокола UDP был разработан протокол RTP (Real Time Protocol), предназначенный для передачи изображения и звука в реальном времени.

Вернемся к структуре датаграммы, состоящей из IP и TCP заголовков, а также из фрагмента прикладного пакета. Можно сказать, что фрагмент прикладного пакета вложен в TCP-пакет, а TCP-пакет вложен в свою очередь в IP-пакет (в датаграмму). Принцип вложения или инкапсуляции пакетов является базовым при рассмотрении взаимодействия протоколов Internet разного уровня. Аналогичным образом датаграмма (или ее фрагмент) тоже может быть вложена в более низкоуровневый пакет. Таким образом, может осуществляться передача датаграммы по сети, не поддерживающей TCP/IP протокол, - датаграмма просто будет вложена в пакет, который сможет передаваться по этой сети.

Существует еще несколько видов протоколов системного уровня. Например, протокол ICMP (Internet Control Message Protocol) позволяет узлам обмениваться системными командами. Так, запрос на повторную передачу TCP-пакета передается именно по протоколу ICMP.


^ 1.2.9. Система доменных имен (DNS).

Для адресации в Internet можно пользоваться IP адресом, так как в быту пользуются телефонными номерами. Однако, все привыкли к тому, что в компьютере файлам присваиваются символьные имена. Эта традиция была перенесена и в Internet: узлам помимо IP адресов стали давать символьные имена. Эти имена получили название доменных имен.

Доменное имя является как бы псевдонимом узла Internet, настоящим именем является IP адрес, т.к. именно IP-адрес используется в протоколе TCP/IP. В принципе ничто не мешает одному узлу иметь несколько доменных имен, и многие серверы действительно имеют несколько доменных имен.

Процессы регистрации доменных имен и установления соответствия между доменными именами и IP-адресами узлов находятся в ведении системы доменных имен - Domain Name System (сокращенно DNS).

Основная организация, которая ведает регистрацией доменных имен, носит название Inter NIC - Network Information Center. Обратиться к ней можно, например, через ее Web сервер по адресу http://www.internic.net. Зарегистрировать доменное имя можно также у провайдера, уполномоченного InterNIC на присвоение определенного диапазона доменных имен.

Для русскоязычного сектора сети Internet все права на регистрацию доменных имен имеет образованная в 2000 г. автономная некоммерческая организация "Региональный Сетевой Информационный Центр"(RU-CENTER). Для регистрации доменного имени следует обращаться именно в RU-CENTER по адресу http://nic.ru

Для того чтобы предлагаемое для компьютера доменное имя было зарегистрировано, оно должно удовлетворять трем условиям.

1. Доменное имя должно состоять из двух или более слов, разделенных точками. Каждое из таких разделенных точками слов называется идентификатором домена.

2. Новое доменное имя не должно совпадать с уже имеющимся зарегистрированным именем.

3. ^ Идентификатор домена верхнего уровня (самый правый идентификатор) не может быть произвольным - он должен соответствовать списку, утвержденному InterNIC.

Первые два условия достаточно очевидны. Рассмотрим третье условие.

Все идентификаторы доменов верхнего уровня можно разбить на три большие группы.

Первую группу можно назвать архаичными (устаревшими) идентификаторами. К ней принадлежат те идентификаторы, которые встречаются у действующих узлов, но новым узлам не присваиваются. В настоящее время к этой группе относится единственный идентификатор arpa, доставшийся в наследство от сети ARPANET - прабабушки сети Internet.

Вторую группу можно назвать функциональными идентификаторами, они подчеркивают род деятельности владельца узла. Долгое время эту группу составляли 6 трехбуквенных идентификаторов:

  • com-для коммерческих организаций;

  • edu-для образовательных учреждений;

  • net-для организаций, управляющих сетью Internet (в частности, для провайдеров);

  • org-для некоммерческих организаций;

  • gov-для государственных организаций;

  • mil-для военных организаций.

В последнее время эта группа пополнилась еще несколькими идентификаторами:

  • biz- аналог идентификатора com;

  • info - для информационных служб;

  • tv - для телевизионных организаций;

  • int – для международных организаций.

Третью группу можно назвать географическими идентификаторами. Они указывают на географическую принадлежность владельца узла. Например,

  • ru – Россия,

  • uk – Англия,

  • fr – Франция,

  • it – Италия,

  • de – Германия,

  • fi – Финляндия,

  • au - Австралия,

  • br - Бразилия,

  • ch - Швейцария,

  • dk - Дания,

  • hu - Венгрия,

  • jp - Япония,

  • mx - Мексика,

  • zu - ЮАР,

  • be - Белоруссия,

  • ua - Украина.

Обрезанная слева часть доменного имени, состоящая из одного или нескольких идентификаторов доменов, называется зоной доменных имен.

Так, например, доменные имена www.rambler.ru, dialup.mtu.ru и www.mfua.ru относятся к зоне .ru, а у имен miem.edu.ru и shool.edu.ru - общая зона edu.ru.

Как правило, доменные имена присваиваются провайдером внутри своей зоны, однако возможны договоренности между провайдерами на присвоение доменных имен из других зон. Присвоение и поддержка доменного имени - платная услуга.

Как мы уже отметили, доменное имя является как бы псевдонимом. Чтобы связаться с каким либо узлом Internet по протоколу TCP/IP нужен IP адрес этого узла.

Восстановление IP адреса по доменному имени осуществляется службой DNS. Для этого существует соответствующий ресурс сети Internet - система связанных между собой и распределенных по Internet DNS-серверов.

Если в адресной строке прикладной программы-клиента задается какое- либо доменное имя, его поиск начинается с DNS-сервера той локальной сети, к которой подключен компьютер или с DNS-сервера провайдера. На DNS- сервере локальной сети есть таблица соответствия доменных имен и IP-адресов для большинства узлов. Однако эта таблица не полна, и может встретиться доменное имя, отсутствующее там.

В этом случае посылается запрос DNS-серверу соответствующей зоны, если известен его IP-адрес. Если IP-адрес DNS-сервера нужной зоны неизвестен, то он разыскивается через один из девяти DNS-серверов корневой зоны.

Эти девять DNS-серверов корневой зоны имеют зарезервированные доменные имена

  • a.root_server.net

  • b.root_server.net

- - - - - - - - - - - - -

  • i.root_server.net

и являются основой системы DNS. На каждом из них хранится копия таблицы всех зон, состоящих из двух старших идентификаторов доменов. Для каждой такой зоны указывается IP-адрес DNS-сервера, обслуживающего эту зону.


^ 1.2.10. Определение сети Internet.

Резюмируя вышесказанное, можно дать следующее определение.

Internet - это общемировая компьютерная гиперсеть, состоящая из компьютерных сетей, соединенных между собой через шлюзы, работающих в рамках протоколов семейства TCP/IP и имеющих общее пространство адресов и общее пространство имен.

Приведенное определение выделяет 4 главные особенности сети Internet.

1. Элементами сети Internet являются компьютерные сети, которые соединяются друг с другом через шлюзы. В результате любая сеть с любыми внутренними протоколами может подключиться к сети Internet через соответствующий шлюз.

2. Базовыми протоколами сети Internet являются протоколы TCP и IP.

3. Сеть Internet имеет общее пространство IP-адресов. К любому узлу сети можно обратиться по его IP-адресу.

4. Сеть Internet имеет общее пространство доменных имен. К любому узлу, имеющему доменное имя, можно обратиться по этому имени.


^ 1.2.11. Прикладной информационный уровень. Прикладные ресурсы.

Для пользователя наибольший интерес представляет прикладной информационный уровень, т.к. пользователь непосредственно работает с объектами, относящимися именно к этому уровню.

До сих пор не возникал вопрос, какая именно информация передается. Что это: тексты, изображения, фильмы, Web-страницы, программы, письмо по электронной почте, банковский перевод или что-то еще? На системном уровне этот вопрос просто не стоит - передается цепочка байтов.

Содержимое передаваемой информации проявляется только на самом верхнем - прикладном уровне.

Основу информационного обмена любого уровня, как уже было сказано, составляет взаимодействие программ-клиентов и программ-серверов. Пользователь обычно работает именно с прикладными программами-клиентами, например, с броузером Internet Explorer или с почтовым клиентом Outlook Express.

Информация в Internet на прикладном уровне, так же как и на системном уровне, представляется в виде информационных пакетов, состоящих из заголовка и данных или тела пакета - полезной передаваемой информации.

На прикладном уровне компьютерная информация существует в виде файлов различных форматов. Это могут быть файлы документов, файлы программ, графические файлы, звуковые файлы, видеофайлы и т.д. Тело информационного пакета прикладного уровня как раз и состоит из таких файлов – одного или нескольких, а заголовок должен указывать на форматы этих файлов и на их расположение в пакете.

Существует несколько стандартов пакетов прикладного уровня. Рассмотрим один из самых распространенных в настоящее время форматов прикладных пакетов – формат MIME – Multipurpose Internet Mail Extensions.

Формат MIME пришел из электронной почты и был первоначально создан для отправки сообщения с вложениями. Предположим, что отправляется письмо и в него вкладываются несколько файлов. Как из всего этого создать информационный пакет? В формате MIME пакет имеет следующий вид (Рис. 1.5).




Рис. 1.5 Схема прикладного пакета.

Как видно из схемы, такой пакет – двухуровневый. Пакет состоит из общего заголовка и тела. В свою очередь тело разбивается на блоки, состоящие из файлов и локальных заголовков к ним.

В общем заголовке указываются адреса отправления и назначения, дата и время формирования пакета, структура разбиения пакета и другая необходимая информация.

В каждом локальном заголовке указывается формат соответствующего файла – текстовой, двоичный или какой-либо иной. Для разделения блоков используются заданные в основном заголовке специальные разделители.

Когда по электронной почте посылается сложное сообщение, содержащее, например, картинки или звуковые файлы, то почтовая программа-клиент формирует конверт, содержащий несколько блоков. В каждом из этих блоков помещаются последовательно текст и все присоединенные файлы.

Сейчас в формате MIME передаются Web-страницы, т.к. достаточно сложная Web-страница – это не один файл, а набор из большого количества файлов разных форматов (гипертекстовых, графических, исполняемых и т.д.). Для того, чтобы Web-страница передалась как единое целое, все эти файлы необходимо отправить единым пакетом.

^ Прикладным ресурсом (или сервисной системой) Internet называется распределенная по Internet взаимосвязанная система данных, программ-серверов и программ-клиентов прикладного уровня, выполняющая определенный набор информационных услуг и работающая в рамках единого блока протоколов прикладного уровня.

Примерами прикладных ресурсов являются WWW – World Wide Web и электронная почта. В настоящее время на эти 2 ресурса приходится более 90% всех информационных обменов. Многие пользователи, работающие сейчас в Internet, о существовании других сервисов даже не знают.

Однако так было далеко не всегда. Например, до 1990г. сервиса WWW не существовало. Возможно, через несколько лет появятся новые ресурсы, которые вытеснят World Wide Web.

Существующие на настоящий момент прикладные ресурсы Internet и соответствующие им протоколы можно свести в следующую таблицу (Таблица 1.3).


Таблица 1.3

Прикладной ресурс

Основные протоколы

Пояснения

e-mail

^ ESMTP, POP3

Электронная почта

WWW

HTTP

World Wide Web

FTP

FTP

File Transfer Protocol

UseNet

NNTP

Телеконференции

Telnet

Telnet

Удаленный доступ

Gopher

Gopher

Поисковая система

WAIS

WAIS

Wide Area Information Server


В настоящее время e-mail и WWW почти вытеснили остальные сервисы, так что, например, Gopher и WAIS используются очень редко, а FTP постепенно ассимилируется Web’ом.

С другой стороны, сейчас постепенно формируются новые прикладные ресурсы, связанные, в первую очередь, с потоковыми информационными технологиями и с работой в реальном времени (например, IP –телефония, Real Audio, компьютерное телевидение). Возможно, в ближайшем будущем они потеснят Web.


^ 1.2.12. Электронная почта.

Это один из двух наиболее распространенных в настоящее время прикладных ресурсов.

Электронная почта – это прикладной ресурс Internet, имеющий дело с данными в виде прикладных пакетов и работающий в рамках почтовых протоколов (например, ESMTP/POP3).

Электронная почта предназначена для передачи информации от одного пользователя сети к другому. Этим она отличается от большинства других сервисов. Если главная задача других сервисов - запросить и получить информацию, то электронная почта позволяет эту информацию переслать и записать на компьютер другого пользователя.

Как и любой другой прикладной ресурс, электронная почта использует системный уровень, т.е. TCP/IP протокол. На системном уровне процесс отправки/получения сообщения сводится к созданию набора датаграмм, передаче их через Internet и последующей сборке.

На прикладном уровне действуют почтовые протоколы.

Это:

  • SMTP - Simple Mail Transfer Protocol,

  • ESMTP - Extended Simple Mail Transfer Protocol и

  • POP 3 - Post Office Protocol.

ESMTP – это усовершенствованный вариант SMTP.

Протокол SMTP позволяет обмениваться информацией между 2-мя почтовыми серверами.

Любое почтовое сообщение представляет собой прикладной пакет. В протоколе SMTP это простой одноуровневый пакет, включающий в себя заголовок и тело. Заголовок в почтовом пакете обычно называют конвертом. Он включает в себя почтовый адрес получателя, почтовый адрес отправителя, дату и другую необходимую информацию.

Когда создается сообщение в программе Outlook Express или в любой другой прикладной программе-клиенте, то информация для заголовка указывается в верхних текстовых боксах диалоговой панели.

При создании электронной почты предполагалось, что она должна использоваться только для передачи простых текстовых сообщений на английском языке. Поэтому первые версии почтовых протоколов содержали 7 битный формат передаваемых данных. Это означало, что передаваться могут только буквы латинского алфавита, цифры и значки, т.е. символы, коды которых не превышают 127.

Впоследствии появилась необходимость передавать тексты на национальных языках, а также графическую информацию, звуковые файлы, видеофайлы, программы и, вообще, любую двоичную информацию. Протокол SMTP, вообще говоря, давал возможность передавать такие данные, но требовал их обязательной перекодировки в 7-битный вид. Еще недавно такая перекодировка широко использовалась. Применялись специальные программы, например, UUEncode, UUDecode. Иногда и сейчас возникает необходимость пользоваться такими программами.

Однако подавляющее большинство серверов сейчас перешло на расширенный протокол ESMTP, основанный на формате MIME, и позволяющий передавать любые данные без перекодировки.

Протоколы SMTP и ESMTP обеспечивают обмен почтовыми сообщениями между двумя почтовыми серверами, т.е. реализуют схему, представленную на Рис. 1.6.

Для того, чтобы компьютер работал по протоколу SMTP или ESMTP, он, во-ервых, должен быть достаточно мощным, т.е. обладать большим быстродействием и большой дисковой памятью; во-вторых, на нем должно быть установлено соответствующее программное обеспечение; в-третьих, он должен быть постоянно включен, т.к. на выключенный компьютер никакое сообщение, естественно, не дойдет.








Все эти условия выполняются для серверов, но не выполняются, как правило, для обычных пользовательских компьютеров.

Для подключения пользовательских компьютеров к электронной почте разработаны специальные протоколы связи пользовательского компьютера с почтовым сервером.

Протокол POP 3 (Post Office Protocol 3) обеспечивает пользовательскому компьютеру доступ к пересылочному почтовому ящику этого пользователя, хранящемуся на почтовом сервере.

Процесс передачи информации происходит следующим образом (Рис.1.7).






Рис. 1.7. Схема обмена почтовыми сообщениями между двумя пользователями



Корреспонденция, которую Пользователь 1 отправляет Пользователю 2, приходит не на компьютер Пользователя 2, который может быть в данных домена вообще выключен, а на почтовый сервер, с которым Пользователь 2 имеет связь по протоколу POP 3.

Для того, чтобы Пользователь 2 получил эту корреспонденцию на свой компьютер, ему нужно, во-первых, его включить, а во-вторых, запустить какую-либо почтовую программу-клиента, например, Outlook Express.

Почтовая программа-клиент посылает запрос по формату протокола POP 3 на почтовый сервер и выясняет, пришла ли новая корреспонденция. Если новая корреспонденция пришла, то она копируется на компьютер пользователя.

Кроме программы Outlook Express существует несколько распространенных программ-клиентов для работы с электронной почтой. Это, например,

  • The Bat!

  • Eudora,

  • Почтовый блок программы Netscape Navigator

Каждая из этих программ делает практически то же самое, что и Outlook Express и обладает таким же интерфейсом.

Возникают проблемы оптимизации обмена корреспонденцией по электронной почте.

Скорость и надежность доставки зависит от объема письма: чем меньше письмо, тем быстрее и надежнее оно дойдет.

Если необходимо переслать большой файл, его лучше предварительно превратить в многотомный архив при помощи одного из стандартных архиваторов (например, WinRAR), присоединить каждый том к отдельному письму, и отправить каждое из этих писем. Тогда абонент после получения всех писем сможет при помощи такого же архиватора восстановить исходный файл.


^ 1.2.13. Структура адреса электронной почты.

Для того, чтобы абоненты могли обмениваться сообщениями через электронную почту, у каждого из них должен быть уникальный адрес. Структура адреса электронной почты ( e-mail – адреса) имеет вид, приведенный в Таблице 1.4.


Таблица 1.4.

Адрес электронной почты

Пользователь @ почтовый сервер

Пользователь

Зарегистрированное имя пользователя

^ Почтовый сервер

Доменное имя или IP-адрес почтового сервера



К большинству других прикладных ресурсов (к Web-страницам, к файлам на FTP-серверах и др.) можно обратиться по универсальному URL-адресу (о нем будет сказано позже). Электронная почта с точки зрения структуры адресов стоит особняком, e-mail–адреса отличаются от URL-адресов. Это связано с историческими причинами. Адреса e-mail появились значительно раньше URL-адресов.

Примеры e-mail – адресов.

  • Km.mfua@mail.ru – адрес кафедры «Общих математических и естественнонаучных дисциплин» МФЮА.

  • Conf2005@bk.ru – адрес оргкомитета конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе.

  • Redactor@mfua.ru – адрес администрации сайта МФЮА.


^ 1.2.14. Электронная почта через Web.

Существует возможность использовать электронную почту в рамках прикладного ресурса World Wide Web по протоколу НТТР.

В Internet есть Web-серверы, работающие как почтовые серверы – ^ Web / Mail серверы. На таких серверах формируются Web-страницы, выполняющие роль простых почтовых программ-клиентов. Загружая такую страницу, пользователь, по сути дела, загружает программу-клиент электронной почты, аналогичную программе Outlook Express, хотя и обладающую более скромными возможностями.

Если Пользователь 1 зарегистрировал почтовый ящик на Web/Mail сервере, а Пользователь 2 работает с электронной почтой стандартным образом – через Почтовый сервер 2 и протоколы POP 3 и ESMTP, то общение между такими пользователями происходит следующим образом (Рис. 1.8).





При отправке сообщения от Пользователя 1 Пользователю 2 сообщение сначала пересылается на Web / Mail сервер по протоколу HTTP. Затем Web / Mail сервер осуществляет его отправку Почтовому серверу 2 по протоколу ESMTP. После получения сообщения Почтовым сервером 2 Пользователь 2 получает доступ к нему по протоколу POP 3. При отправке сообщения от Пользователя 2 Пользователю 1 реализуется обратный процесс: сначала сообщение отправляется Web / Mail серверу по протоколам POP 3 и ESMTP, после чего Пользователь 1 получает доступ к сообщению по протоколу HTTP.

Регистрация почтового ящика на Web / Mail серверах, как правило, бесплатна. Для того, чтобы зарегистрировать свой почтовый ящик в такой электронной почте, необходимо зайти на такой сервер по его адресу. Наиболее популярные адреса Web/Mail-серверов приведены ниже.

1. Русскоязычные:

  • http://www.mail.ru;

  • http://mail.yandex.ru;

  • http://mail.rambler.ru;

  • http://nm.ru.

2. Англоязычные:

  • http://www.hotmail.com;

  • http://atavista.digital.com;

  • http://www.bigfoot.com;

  • http://www.usa.net;

  • http://www.geocites.org.

Главное преимущество Web-почты заключается в том, что обычная электронная почта доступна только с одного личного компьютера, подключенного к почтовому серверу провайдера через POP 3 - протокол. Web-почта доступна с любого компьютера, подключенного к Internet.

Среди недостатков Web-почты по сравнению с обычной почтой можно выделить следующие 3 недостатка.

1. Более скромный сервис, чем в специализированных почтовых клиентах типа Outlook Express.

2. Ограниченный объем почтового ящика, выделяемый каждому пользователю.

3. Менее надежная защита информации, чем на сервере провайдера или в локальной сети.

Тем не менее, Web-почта развивается весьма бурными темпами, и сейчас уровень сервиса и объем предоставляемых ресурсов у крупнейших поставщиков услуг Web-почты (например, у mail.ru) не уступают обычной почте. Уровень защиты Web-почты у таких поставщиков (включая антивирусную, антиспамовую и антихакерскую защиты) также неуклонно растет. Кроме того, развиваются технологии доступа к Web-почте через почтовые программы-клиенты типа Outlook Express. Вполне возможно, что в ближайшем будущем Web-почта вытеснит традиционную электронную почту.


^ 1.2.15. Ресурс WWW.

Подавляющее число пользователей Internet работает с прикладным ресурсом World Wide Web (или сокращенно WWW), который по-русски называют Всемирной паутиной.

WWW был разработан сначала в Центре ядерных исследований в Женеве группой физиков. В его основу была положена технология обмена гипертекстом, разработанная английским физиком Тимом Бернером Ли, который за изобретение этой технологии был удостоен в 2004 г. премии "Выдающиеся достижения тысячелетия" (Millennium Technology Prize). Тима Бернера Ли иногда по ошибке называют создателем сети Internet. На самом деле он изобретатель одного из прикладных ресурсов сети Internet – Всемирной Паутины WWW. Впервые этот ресурс появился в Internet в 1990 г., а к концу 1994 г. практически завоевал Сеть, вытеснив все основные, использовавшиеся до этого, ресурсы.

Ресурс WWW основан на протоколе прикладного уровня HTTP - Hyper Text Transfer Protocol и на языке HTML - Hyper Text Markup Language. В его основе также лежат такие понятия, как: HTML-документ, гипертекст, Web-страница, сайт.

Рассмотрим основные определения и элементы ресурса WWW.

^ Гипертекстовый документ или HTML-документ – это файл, состоящий из фрагментов текста и элементов языка HTML.

Можно также сказать, что такой документ состоит из гипертекста. HTML -документ записывается в виде файла с расширением html или htm.

Гиперссылка – это специальный элемент языка HTML, содержащий URL-адрес и указывающий на объект, расположенный по этому адресу.

Гиперссылки могут быть внутренними (указывающими на объекты, расположенные на том же сервере или в той же локальной сети) или внешними (указывающими на объекты в других сетях). Впрочем, деление гиперссылок на внешние и внутренние в большой степени условно.

Web-страница – это HTML документ, который расположен вместе со своими внутренними ссылками на сервере Internet и может передаваться другим узлам Internet по протоколу HTTP.

Сайт – это блок из Web страниц, связанных между собой гиперссылками, содержащих информацию на определенную тему и принадлежащих одному владельцу.

Броузер – это программа-клиент прикладного уровня, основным назначением которой является запрос, получение и отображение Web-страниц. Примером программы-броузера является Internet Explorer.

World Wide Web (WWW) – это прикладной ресурс Internet, работающий по протоколу HTTP. Данные в WWW представляются в виде совокупности Web-страниц и сайтов, связанных между собой гиперссылками.

Работа ресурса WWW осуществляется следующим образом.

Если загрузить какую-нибудь Web страницу в броузер, например в Internet Explorer, то отображение этой страницы появится на экране в виде текста и рисунков, причем некоторые фрагменты текста и/или элементы изображений будут гиперссылками - щелчок по ним приведет к загрузке другой страницы, которая тоже будет содержать свои гиперссылки и т.д. Таким образом, различные Web-страницы оказываются связанными между собой гиперссылками. Любая Web-страница может указывать на любую другую, независимо от того, где она находится - в той же сети, в другом городе или в другой стране. Из-за этого структура гипертекстовых связей между Web-страницами оказывается весьма хаотичной и запутанной (Рис. 1.9).





Рис. 1.9. Структура гипертекстовых связей между Web-страницами


Изображенная на Рис. 1.9 структура ресурса WWW очень похожа на структуру самой сети Internet (Рис. 1.2). Internet состоит из миллионов связанных между собой компьютеров, причем связи эти весьма причудливы и хаотичны. Точно также WWW состоит из весьма хаотично связанных Web страниц. Однако, между этими структурами есть существенная разница. Internet состоит из компьютеров и других устройств, соединенных физическими связями (телефонными линиями, кабелями, эфирной связью и т.д.), а WWW состоит из Web-страниц, связанных логическими связями (гиперссылками). Структура логических связей не имеет никакого отношения к физической структуре сети.

Несмотря на указанную разницу, топологическое сходство между логической структурой WWW и физической структурой сети Internet обеспечивает очень органичное встраивание ресурса WWW в Internet. Этим, по-видимому, и объясняется такое бурное развитие ресурса WWW и ассимиляция им всех остальных ресурсов.


^ 1.2.16. Структура URL - адреса.

Для вызова элемента прикладного ресурса нужно обратиться к тому серверу, на котором этот элемент расположен. Сервер является узлом Internet, и к нему можно обратиться по доменному имени или IP-адресу. Однако указать только адрес сервера недостаточно. Предположим, например, что необходимо загрузить Web-страницу. В этом случае, кроме адреса Web-сервера необходимо указать, что это именно Web-страница, а не, например, файл, загружаемый по FTP протоколу. Кроме того, нужно указать, какую именно страницу из десятков или сотен тысяч Web-страниц, размещенных на этом сервере, необходимо загрузить. Возможно, также, что загрузить эту Web-страницу нужно в каком-либо особом режиме (например, в режиме быстрого просмотра, без графики, или в защищенном режиме, без активных компонентов). Это также необходимо указать.

Таким образом, для того, чтобы обратиться к элементу прикладного ресурса, необходимо указать адрес этого элемента, который может содержать большое количество разнообразной информации.

В Internet в основном используется универсальный формат адресов прикладных ресурсов, так называемый URL – Uniform Resource Locator.

URL-адрес позволяет запросить данные у какой-либо сервисной системы. Обычно это WWW, но может быть и FTP, Gopher, WAIS и т.д.

Структура URL-адреса показана в следующей таблице (Таблица 1.5).


Таблица 1.5.


URL-адрес

протокол://узел:порт/командная строка.

протокол

file, http, ftp, gopher, wais …

узел

Доменное имя или IP-адрес

порт

Адрес аппаратного или программного порта.

командная строка

Путь к файлу?параметры

параметры

параметр1=значение1& параметр2=значение2…


Не все компоненты URL-адреса являются обязательными, некоторые могут не задаваться - в этом случае используются значения таких компонент, установленные по умолчанию.

Первый компонент – протокол – указывает на прикладной ресурс, которому принадлежит запрашиваемый элемент. Например, протокол http указывает на ресурс WWW, протокол ftp указывает на ресурс FTP и т.д. Возможно также специальное значение file, которое соответствует файлу на том же локальном компьютере, или в той же локальной сети, где работает программа-клиент (а, следовательно, и пользователь, работающий с этой программой). Протокол, вообще говоря, должен быть задан в URL-адресе, однако, некоторые программы-клиенты (например, Internet Explorer) допускают отсутствие этого компонента, считая, что по умолчанию задан протокол http. Первый компонент URL-адреса отделяется от следующего компонента комбинацией из трех знаков - двоеточия и двух слешей :// .

Второй компонент URL-адреса задает узел Internet и должен присутствовать обязательно, если не задан протокол file. Если же задан протокол file, то компонент "узел" должен обязательно отсутствовать, т.к. протоколом уже определено, что узлом является текущий локальный компьютер.

Третий компонент – адрес порта - существенен, если на сервере есть несколько аппаратных портов (входных каналов) и необходимо указать через какой из них информация должна водиться. В настоящее время входной поток разделяется обычно не по аппаратным, а по программным каналам. В этом случае адрес порта просто дублирует содержащееся в первом элементе URL-адреса (в протоколе) указание на прикладную программу-сервер. Так что, как правило, этот компонент URL-адреса необязателен. Между адресом узла и адресом порта ставится двоеточие : .

Четвертый компонент – командная строка – указывает файл и какие-либо дополнительные параметры. Этот компонент является необязательным. Если в запросе, поступившем от программы-клиента, командная строка отсутствует, то программа-сервер отправляет файл, ссылка на который установлена по умолчанию. У Web-серверов это обычно файл с именем index.html, называемый заглавной страницей и содержащий каталог всей информации, находящейся на сервере.

Возможность опустить командную строку в URL-адресе часто позволяет обратиться к ресурсам, которые были перемещены или переименованы. Так, если вызывается URL-адрес несуществующего файла на сервере, то всегда можно сократить URL-адрес, убрав командную строку, и таким образом обратиться к заглавной странице сервера, а затем найти нужную информацию по каталогу.

Командная строка, как видно из таблицы, состоит из пути к файлу (полного имени файла) и параметров. Для разделения каталогов и подкаталогов (вложенных папок) используется слеш / , в отличие от аналогичной записи в OS Windows, где используется обратный слеш \ . Internet Explorer допускает любой из этих двух разделителей. Имя файла и параметры в командной строке разделяются знаком ? . Для каждого параметра задается его имя и значение. Параметры отделяются друг от друга знаком & . Для присваивания параметру значения используется знак = . Если в параметре необходимо указать символы, код которых выходит за рамки основной кодовой таблицы ASCII, т.е. символы, коды которых не попадают в диапазон 32:127, то используется запись, состоящая из значка % и шестнадцатеричного значения кода символа.

Таким образом, в структуру URL-адреса могут входить 6 специальных символов: / , : , ? , & , = и % .


Примеры URL –адресов.

  • http://www.ibm.com - обращение к заглавной странице сервера IBM.

  • http://www.mfua.ru - обращение к заглавной странице сайта МФЮА.

  • http://market.yandex.ru/search.xml?text=%EA%E8%E9&nl=0 - обращение к поисковой системе Яндекса для поиска товара "кий" ("EA", "E8" и "E9" - это шестнадцатеричные коды букв "к", "и", "й" соответственно.

  • http://yandex.ru:8081 - то же, что и http://yandex.ru или http://yandex.ru/index.html

  • ftp://ftp.ipswitch.com/ipswitch/product_downloads - обращение к каталогу ftp-сервера.


Адрес электронной почты можно задать в формате URL, используя имя протокола mailto. В отличие от обычного формата URL-адреса двойной слеш после имени протокола не ставится. Запись выглядит следующим образом.

  • mailto: Пользователь@почтовый сервер.


^ 1.3. Компьютерные сети.
  1   2   3   4   5   6



Скачать файл (1378 kb.)

Поиск по сайту:  

© gendocs.ru
При копировании укажите ссылку.
обратиться к администрации
Рейтинг@Mail.ru